Методы ведения военных боевых действий. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методы ведения военных боевых действий.

2021-06-23 24
Методы ведения военных боевых действий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А) Молитвы благословения [Богу]. Он воздерживался травить земли язычников.' Имам Садик - да будет над ним мир - говорил: «Посланник Бога никогда не заставал врага врасплох [не нападал внезапно]».2 Хафс, сын Гияса, спросил у имама Садика, почему женщины-немусульманки не должны платить джизию*. Тот ответил, что было распоряжение Пророка — да благословит его Аллах и приветствует — о том, чтобы детей и женщин в районах боевых действий не убивать, разве что когда женщина берет в руки оружие. Даже и в таком случае, если это возможно и если это не повлияет на ход боевых действий отрицательно, необходимо не делать этого. Если ты не мог [в ходе боевых действий] их убивать, то, само собой разумеется, нельзя их убивать во имя ислама. Если они отказываются платить джизию, то их также нельзя убивать — раз детей и женщин запрещено убивать, то они не должны платить джизию.

Он считал хитрости и уловки во время ведения боевых действий запрещенными 4 и говорил: того, кто прибегает к уловке во время боевых действий, в День Страшного суда приведут в такое состояние, что половина его тела будет парализована, а затем его бросят в ад.5 В исламе считается предпочтительным, чтобы, пока угнетатели не начали боевые действия, воины ислама не начинали войну.6 Когда он планировал послать войско, то отправлял его рано утром.7

Анас говорит: «Во время боя в Хайбаре Пророк добился своей цели. Метод ведения боевых действий у него был таким, чтобы не заставать противника врасплох. [Утром] евреи вышли со своими лопатами и корзинами, заполненными фруктами, из [крепости]; как только их взор упал на Пророка, они сказали: «Клянемся Богом, это Мухаммад...»8

Он никогда не убивал посланников [примирения], даже если они в своем мировоззрении были еретиками. Салма, сын Найма, передает от имени своего отца: когда посланники читали послание Мусайламы — лжеца, то Пророк спросил у них: «Каково ваше мнение [относительно пророчества Мусайламы]?» Они сказали: «Мы тоже говорим его словами». Тогда Пророк сказал: «Если бы вы не были посланниками, то я убил бы вас за то, что вы также стали ренегатами».9 Он предпочитал начинать сражение в полдень; не любил, когда его друзья издавали какие-то крики, возгласы.10

Ученые ислама считали «необходимым» перед началом сражения призвать врага к принятию ислама и ознакомить его с этой школой, дающей счастье [человеку]. Имам Али — да будет над ним мир — говорит: «Посланник Бога — да благословит его Аллах и приветствует — желая послать меня для сражения в Йемен, говорил: "О Али! Ты не сражайся с тем, кого не призывал к [принятию] ислама. Клянусь Богом, если Всевышний Бог через тебя кому-то откроет путь [к принятию] ислама, то это лучше для тебя, чем то, что солнце сияет над тобой"».12 В другом высказывании Али — да будет над ним мир — говорит: «Высокочтимый Пророк действовал таким образом: когда намеревался отправить куда-то войска, то руководителей призывал заботиться о божественном, особенно в отношении самих себя и своих спутников, и говорил: "Вступайте в сражение во имя Бога и ради Него, за религию Божьего Пророка, а [не ради завоевания земель и личного мщения]; не сражайтесь с [неприятелем], пока не используете все доводы, чтобы их призвать к признанию [о существовании] Аллаха, пророчества Мухаммада и того, что он приводил; если они приняли ваши слова, то они будут считаться вашими братьями по религии, и в таком случае вы попросите их, чтобы они переселились из своих земель неверия в земли переселенцев [и мусульман]. Если они примут это предложение — это лучше всего, но если они не приняли его, то скажите, что к ним будут относиться так же, как к другим мусульманам, но они из личных и общих [военных] трофеев [воинов] не будут иметь свою долю. Если они от принятия ислама отказались, то взыщите с них с унижением налоги и джизию; если они исполнили это, то вы примите от них это [и они пусть останутся в своей религии]. Но если они и этого не примут, то наконец по воле и с помощью Аллаха начинайте с ними сражаться"».14 Когда хотел вступить в бой с врагом, цель своих боевых действий скрывал от людей и всегда говорил не напрямую, а косвенно. Он говорил: посланников и посредников не убивайте, также какие-то группы, и не рубите на куски какого бы то ни было человека или животное. Имам Садик также говорит: когда Пророк Мухаммад хотел отправить [на поле боя] войска, обращаясь к ним, говорил: «Во имя Бога следуйте по пути Его [религии] и религии Мухаммада [ислама], не поступайте вероломно; не разрубайте тела на куски; не занимайтесь уловками; не убивайте стариков, детей и женщин. Не рубите деревья без необходимости. Если какой-то — обычный или знатный мусульманин дает приют и безопасность язычнику, то тот будет находиться в безопасности с тем, чтобы он ознакомился с Кораном и [сознательно принял ислам]; если он его принимает, то он становится вашим братом по религии, а если не принимает, то проводите его в безопасную местность и попросите у Бога помощи [для ведения войны]».15

Постоянно говорил: того, кто для личного спасения перебрался на вершину горы, не убивайте. Финиковую плантацию не сжигайте; её не затопляйте; плодовое дерево не рубите; не поджигайте вспаханную землю. Животных, чье мясо пригодно для еды, не режьте, разве только для употребления.16 Ум Хани говорит: «Во время сражения приютила двоих родственников мужа. Тогда Пророк сказал: "Мы тоже давали приют тем, кому ты дала приют"».17 Когда послал какого-то эмира на сражение, то отправил вместе с ним незаметно группу доверенных людей, чтобы они информировали Пророка о его действиях.18

Б) Сохранение боевой готовности. Бог при помощи стрелы троих приведет в рай: того, кто создает стрелу и имеет хорошие намерения; того, кто стреляет; того, кто дает стрелу тому, кто стреляет.19 Занятие стрельбой является самым хорошим способом проведения времени.20 Учите своих детей стрельбе и плаванию.21 Кто научится стрельбе, а потом бросит её, тот проявляет неблагодарность к своей профессии.22

В) Стремление к миру. Имам Али — да будет над ним мир — говорит: «Посланник Бога дал мне договор, который гласил: "Если враг призывает тебя к миру [без обмана и уловки], то ты принимай его призыв, ибо гарантией спокойствия после войны, отдыха [после] страданий от военных действий и спокойствия всех земель является мир"».23

Общественное обслуживание. Он говорил: у Бога есть рабы, которых он создал для выполнения нужд людей. Люди прибегают к ним, и они [в День Страшного суда] находятся в безопасности [от божественного мучения].24 Тот, кто услышит, что кто-то кричит: «О мусульмане!», но не ответит ему — он не является мусульманином.25 Тому, кто убирает камень с дороги, причитается вознаграждение.26 Человеку, который сопровождает понесшего какой-то убыток из-за мирских его нужд, Бог дает гарантию освобождения от лицемерия и огня геенны, а также обеспечивает семьдесят его мирских нужд и дарит милость Великого Аллаха.27 Кто выкопает колодец, дойдет до воды и подарит эту воду мусульманам — его вознаграждение равносильно вознаграждению того, кто совершает ритуальное омовение и молитву, а также за вырытый колодец он получает вознаграждение в размере волос человека, скота или хищника, или птицы [которые пьют воду], а также это равносильно освобождению тысячи рабов.28 Оказать помощь своему благочестивому другу в осуществлении какого-то дела для меня предпочтительнее, чем держать пост в течение одного месяца или уединиться в Масджид ал-харам*.29

Образ действия. При встрече — взрослого ли, ребенка ли — приветствовал первым. Он говорил: приветствие — это одно из имен Бога, потому его распространяют между собой. Когда мусульманин приветствует какую-то группу, но они его не приветствуют, то [ангел] или кто-то более благочестивый и чистый отвечает за них.30 Для того, чтобы не было разногласия, он разъяснял: тот, кто сидит верхом, должен приветствовать того, кто идет пешком, а тот, кто стоит, должен [первым] приветствовать сидящего.31 На добро отвечал добром, а на зло — злом.32 С большой добротой и терпением он исправлял ошибки других. Муавия, сын мудрого Сулами, говорит: «Когда я совершал молитву вместе с Посланником Бога, какой-то человек чихнул, и я сказал: "Дай Бог тебе прощения!" Все, кто совершал молитву, посмотрели на меня с недовольством. Я сказал: "[Будто бы] умерла моя мать! Какое вам дело до меня, что вы так на меня смотрите?!" Верующие начали хлопать руками по своим бедрам; когда я понял, что они таким действием призывают меня к молчанию, я замолчал. Когда молитва завершилась, Пророк подозвал меня к себе. Да будут мои родители выкупом за такого учителя, который так хорошо обучает. Я не видел подобного ни раньше, ни после этого. Клянусь Богом, он не накричал на меня, не ударил, не ругал, но указал: "Во время совершения молитвы разговаривать нельзя, ибо молиться — это значит молить [Бога], произносить слова: «Нет бога, кроме Аллаха...» и читать Коран"».33

Араб-бедуин подошел к Пророку и попросил что-то или, согласно другим передатчикам, дать ему денег, чтобы расплатиться за кровь. Пророк дал ему немного денег, а потом спросил: «Сделал ли я для тебя добро?» Тот ответил: «Нет, ты не сделал для меня добра!» Некоторые мусульмане пришли в ярость и хотели воздать ему должное, но Пророк велел, чтобы не трогали его. А потом встал с места, вместе с арабом-бедуином отправился к себе домой и вдобавок к тому, что дал ему раньше, [из своего личного имущества] дал еще денег, а затем спросил его: «Сделал ли я для тебя добро?» Тот ответил: «Да. Дай Бог тебе и твоим родственникам блага». Затем Пророк, обращаясь к нему, сказал: «Ты [в присутствии моих друзей] сказал то, из-за чего они обиделись, поэтому, если хочешь, в их присутствии скажи то, что сказал сейчас мне, чтобы они забыли про обиду». Бедуин принял это предложение Пророка. На следующий день он пришел к Пророку, и Пророк сказал своим друзьям: «То, что говорил этот араб, [вы слышали], но мы дали ему что-то сверх того, и, кажется, он доволен нами и хочет что-то сказать. Не так ли?» Араб-бедуин сказал: «Да. Дай Бог ему и его родственникам блага».

Потом Пророк сказал: «Мое дело с этим арабом подобно делу человека, у которого убежала верблюдица, и когда люди побежали за верблюдицей, она стала еще дальше убегать от преследования людей. Но хозяин верблюдицы начал кричать: «О люди, оставьте меня с моей верблюдицей, я к ней более милостив и больше знаю её повадки»,— затем, направившись к верблюдице, взял в руки немного корма, стал протягивать корм верблюдице, чтобы она съела его, и верблюдица подошла к хозяину и опустилась на колени. Хозяин оседлал верблюдицу и сел на неё». [Пророк после этого рассказа] сказал, что, мол, если бы я оставил его (араба) вам, вы наверняка за сказанное им в мой адрес убили бы его, и он также [из-за неуважительного отношения к Пророку] пошел бы в ад...

Пока не зажигали свет, в темном месте не сидел.34 Когда забывал какой-то вопрос, то прикладывал руку ко лбу и говорил: «О Боже! Восхваление принадлежит тебе. О, припоминающий вещи и создающий их, напомни мне то, что я забыл».37 Если отдавался чему-то, то отдавался всей душою, а если отворачивался от чего-либо, то отворачивался полностью.39 Купленные для дома вещи сам приносил домой.40 Для [осуществления своих] личных дел выходил из дома после восхода солнца.41 Любил уединиться и быть с самим собой.42 Кто бы ни видел его, говорил: «Ни до него, ни после него подобного ему я не видел».43 Когда у Айши спросили, каким был нрав Пророка — да благословит его Аллах и приветствует! — она ответила: «Его нрав был Коран». Коран - это бесконечный океан, и благородные качества Посланника Бога были неисчислимы. Коран является синтезом «неясных» стихов, смысл которых, кроме Бога и его избранных рабов, никто не может постичь, и «ясных», смысл которых известен всем ученым. Образ действия Пророка также состоит из «неясных» нравов, тайна смысла которых непонятна никому, а также - из «ясных» нравов, божественная, социальная и рациональная причины которых ясны.44

Он не был ни вспыльчивым и раздражительным, ни грубым в высказываниях, не открывал рот для ругательств.

Он избегал трех качеств: споры, многословность и разговоры о пустом и ненужном вопросе.

Несмотря на то, что был самим благородным созданием Создателя на земле, в отношении социальных прав считал себя наравне с самыми низкими людьми. Однажды он стоял, а мимо него проходил караван верблюдов, которые везли милостыню, и он взял с одного проходящего верблюда немного шерсти и сказал своим друзьям: «Я даже с размера этой шерсти не имею предпочтения перед другими мусульманами».

Тот, кто видел его впервые, удивлялся его виду, а когда узнавал лучше, то испытывал к нему симпатию и любовь.

Однажды, во время ритуального хождения вокруг Дома Божьего, порвался шнурок его обуви, и один из его спутников развязал свой шнурок и хотел передать Пророку, но этот милосердный человек сказал: «Это значит поставить себя выше других, но я не приветствую это качество».

Манера говорить. Так четко говорил, что слушающий его мог посчитать его слова.45 Говорил очень кратко, но ёмко. Что хотел сказать, всегда умел полностью выразить. Он не был ни многословным, ни чересчур кратким. Его предложения были последовательными, но между ними обычно делал паузы, чтобы слушатель постиг их и запомнил.46 Был самым красноречивым и сладкословным и сам говорил: «Я самый красноречивый араб»; жители рая говорят языком Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует. Он говорил: «Я самый бойкий на язык араб».

Разговаривал только по необходимости и говорил: признаком учености человека является то, что он мало говорит о пустых вопросах.

Многословных упрекал и говорил: «Самые отвратительные из вас для меня те, кто многословен; те, которые делают видимость [своим словом], что они умные, и те, которые говорят, не обращая внимания на то, что говорят».49 Перебивать людей во время разговора считал нетактичным и говорил: «Тот, кто перебивает слова своего брата мусульманина, подобен тому, кто расцарапывает его лицо».50

Злословных всегда останавливал и говорил: «Кто злословит о своем друге по вере и оказывает ему помощь лишь языком или не оказывает ему помощи, того Бог унизит в этом и в том мире».51 Когда он хотел во время беседы клясться, говорил: «Клянусь именем того, в чьих руках душа Абулкасима*».52 Когда хотел отправить руководителей на войну, давал им такое наставление: «Говори кратко; некоторые слова влияют на [человека] подобно колдовству».53

Когда сидел и разговаривал, часто свой взор обращал к небу.54 Метод его действия был таковым: он не говорил о каких-то благих предзнаменованиях, но он всё рассматривал как благое предзнаменование.55 Не был он ни многословным, ни кратким.56 Когда разговаривал, полностью не показывал свой язык.57 Когда он говорил, слушатели так опускали свои головы и были так спокойны, словно на их головах сидели птицы.58 Когда он замолкал, тогда они [слушатели] разговаривали.59 Разговаривал он различным языком. Во избежание неуместной и ненужной категоричности в речи давал ораторам такую рекомендацию: признаком апогея веры человека является то, что он должен в своих словах оставить место исключению.60 Тот, кто многословен, тот совершает много ошибок, кто много говорит, у того много грехов, и кто много совершает грехов, место того - ад.61

Передать без изменения и прибавления слово, доверенное ему, считал очень важным и говорил: «Бог окажет помощь тому, кто переданное ему слово точно и без изменения передает другому».62 Когда разговаривал, жестикулировал руками. Не любил, когда его друзья громко разговаривали. Никогда в разговоре с другими людьми не подавлял их своим умом и знаниями и говорил: «Мы, Пророки, уполномочены, чтобы с людьми разговаривать по мере их разума и понимания».

Пророк постоянно следил за своей речью и напоминал людям о важной роли языка — в плане созидательности и разрушительности.

Язык [в День Страшного суда] будет подвергнут такому мучению, какого ни один другой орган не испытает. Язык говорит: «О Боже! Меня подвергаешь такому мучению и страданию, какому не подвергаешь другие органы [почему]?» Бог отвечает языку: «От тебя исходило такое слово, которое достигло Востока и Запада, и в результате было пролито много крови невинных людей, было разграблено много имущества и были обесчещены [многие женщины]. Следовательно, клянусь Своим величием, подвергну тебя таким мучениям и страданиям, каким не подвергал ни один другой орган».63

Вера ни одного раба Божьего не будет прямой и правильной, если его сердце не будет искренним [и без уловок]; ни одно сердце не может быть правдивым, если язык [человека] неправдив.

Один из недостатков языка — быть упрямым в чем-либо. Попытка доказывать вопрос, который не имеет пользы ни в этом, ни в том мире, и продолжение этого пререкания становится причиной недружелюбного отношения людей друг другу, разрыва дружественных связей людей. Следовательно, надо засушить корень этого неплодовитого дерева. [Он говорил]: «Я гарантирую тому, кто оставляет ненужный спор, один дом перед раем, другой - посредине рая, а третий - за его дверями, если даже спорщик прав в своих словах».64

Человек не достигнет апогея веры, если не может придержать свой язык.65 Место того, чьего языка люди боятся, - геенна.66

Выступление с речью. Как только чувствовал, что сердца людей готовы к его выступлению с речью, он начинал речь, независимо от того, на трибуне это, или на земле, или на верблюде. Иногда стоя произносил речь.67 Когда поднимался на трибуну, обращал свой взор в сторону людей и приветствовал их.68

Его выступление на трибуне состояло из трех частей: одно короткое обычное выступление, другое длинное; из-за какого-нибудь неожиданного события, во время праздника для женщин выступал отдельно и всегда их призывал к прощению.

Его выступления в пятницу всегда были короткими.69

Хаким ибн Джазам говорит: «Однажды в пятницу был с Пророком, он остановился и опирался на какую-то палку или оружие, потом благодарил Бога легкими, чистыми и благородными словами».

Его отношение к шуткам. Хусейн ибн Зайд говорил: «У имама Бакира — да будет над ним мир — спросил: «Да будут мои родители выкупом за тебя, шутил ли Пророк?» Он сказал: «Его доброе отношение к своим друзьям заключалось в том, что он с ними шутил, чтобы свое величие перед ними сильно не выпячивать и чтобы они [с опаской] на него не смотрели».72 Имам Садик — да будет над ним мир — цель его шуток характеризовал как [стремление] «обрадовать слушателя»,73 а не посмешить и оскорбить людей ради красноречия и «подогрева» собрания.

Абдалла ибн Харис говорит: «Я не видел более шутливого человека, чем Посланник Бога».74

Айша говорит: «Пророк часто шутил и говорил: "Бог не отчитает правдивого шутника"».75

Примеры [шуток]. Дед Халид Кусари поцеловал какую-то женщину, и она пожаловалась Пророку. Пророк вызвал деда Халида Кусари, тот пришел к Пророку, признался в содеянном и сказал: «Если женщина хочет отомстить, то пусть отомстит!» Пророк и его друзья посмеялись. Затем Пророк сказал: «Больше не будешь повторять то, что сделал?» Тот ответил: «Клянусь Богом, о Посланник Бога». Пророк не стал ему назначать даже легкое наказание.76

1. Пророк спросил Абухурайру, почему он не шутил с арабами. Однажды Абухурайра украл обувь Пророка и, оставив её у продавца фиников, взял вместо нее финики. Абухурайра был занят поеданием фиников, когда пришел Пророк — да благословит его Аллах и приветствует — и спросил: «О Абухурайра! Что ты ешь?» Он ответил: «Обувь Пророка!»77

2. Некий человек подошел к Пророку и сказал: «Я пропал! Во время месяца рамадан я совокупился с женой». Пророк сказал: «Освободи одного раба!»

— Нет у меня раба.

— Тогда соблюдай пост после месяца рамадан.

— По [причине немощности тела] не могу, — сказал он.

— Тогда накорми шестьдесят бедняков.

— На то [не имею денег], - сказал он.

Пророк принес чашку, наполненную финиками, и сказал: «Найди бедняка и дай ему это в качестве милостыни». Тот человек сказал: «Нет более бедного человека, чем я. Клянусь Богом, нет более беднейшей семьи в этом городе, чем моя семья». Пророк рассмеялся и сказал: «В таком случае ешьте его вы сами».78

3. Айша говорила: «Пророк возвращался с [кладбища] Баки', у меня сильно болела голова, и я сказала: "О моя голова!" Тогда Пророк сказал: "Клянусь Богом, я должен сказать: «О моя голова»", — и добавил: "Что было бы, если бы ты умерла раньше меня, и я завернул бы тебя в саван, совершил бы молитву и положил бы тебя в могилу?"— Я сказала: "Клянусь Богом, сделал бы ты это, вернулся бы домой и праздновал бы это со своими женами". Пророк улыбнулся».79 Он говорил: верующий красив и шутлив, в то время как лицемер хмур и зол.

Точное соблюдение закона. Женщина по имени Махзума совершила кражу. Курайшиты испугались её высокого общественного положения и хотели убедить Пророка, чтобы он не подверг её наказанию. Но кроме Усамы ибн Зайда — любимчика Пророка — другие не осмеливались передать эту неуместную просьбу Пророку. Усама передал Пророку просьбу курайшитов о прощении этой женщины. Пророк сказал: «Разве ты в установленных Пророком предписаниях будешь заниматься посредничеством?» Затем он встал, прочитал проповедь, в которой говорилось следующее: «Те, которые жили до вас, были люди; если правитель совершал кражу, они [задержав] его вновь отпускали на свободу. Однако они применяли телесное наказание, когда кражу совершал подчиненный. Клянусь Богом, если Фатима—дочь Мухаммада — да благословит ее Аллах и приветствует — совершит также кражу, то Мухаммад непременно отсечет её руку», - и рука женщины из племени Махзума была отрублена.80 Тот, чье посредничество станет помехой для выполнения установленной божественной границы, тот окажется предметом божественного гнева, пока он не откажется от этого поступка.81

[Его отношение] к щедрости. Он был самым щедрым человеком.82 Особенно во время месяца рамадан, по меткому выражению имама Али — да будет над ним мир - в его руках [в этот месяц] ничего не оставалось.83 Он не жалел ничего, что было необходимо для привлечения людей в ислам. Принесли ему семьдесят тысяч дирхемов, он взял их и положил под циновку, а затем приступил к их распределению среди нуждающихся.

Однажды подошел к нему человек и попросил что-то, но Пророк сказал ему: «У меня нет ничего, но покупай за мой счет все то, что тебе нужно, и, когда деньги у нас будут, мы за тебя заплатим». Омар в ответ сказал: «О Посланник Бога, Бог же не заставлял вас взять [в обязательство] то, чем вы не обладаете». Эти слова Омара не пришлись по душе Пророку, а нуждающийся человек сказал: «Заплати и не беспокойся». Пророк улыбнулся, и на его лице была видна радость.84

Когда вернулись после битвы под Хунейном, арабы-бедуины попросили у него столько много вещей, что он вынужден был скрываться за деревом; они украли его халат, он встал из-за дерева, попросил их вернуть ему халат и сказал: «Если бы у меня было такое количество этих колючих [степных] деревьев — домашних животных, то я их разделил бы между вами. Вы не увидите меня скупым, лживым и трусливым».85 Он говорил: «Если бы было у меня золота с гору Оход, тогда меня обрадовало бы то, что в течение трех суток от этой горы у меня ничего не осталось бы, кроме небольшого количества [золота], которое будет оставлено для [развития] религии».

Некая женщина принесла Пророку черную одежду, чтобы он надевал. Пророк взял одежду и надел её, ибо нуждался в подобной одежде. Один из его сторонников увидел это и сказал: «О Посланник Бога, как вам идет! Дадите мне надеть?!» Пророк ответил: «Да». Когда Посланник Бога — да благословит его Аллах и приветствует — оттуда ушел, друзья Пророка упрекали этого человека за его слова и сказали: «С [одной стороны], ты знал, что Пророк в нуждался в этой одежде, [с другой стороны, также знал], что когда что-то у него просят, он дает,87 тогда почему [это у него просил]?».

Самая любимая пища для него была та, к которой протягивалось много рук.88 Он говорил: щедрый близок к Богу, людям и раю;89 скупой же далек от Бога и людей, но близок к аду.90

Избегайте скупости, ибо она уничтожила ваших предков. Она принудила их к гнету и разрыву родственных отношений.92

Он считал рай домом щедрых людей.92

Глупый, но щедрый более любим Богом, чем ученый, но скупой.93 Он говорил: «Если кто-то умрет и оставит после себя долги, или его семья останется беспризорной, я беру на себя возвращение его долга и буду присматривать за его семей. Но если он оставляет какое-то имущество, то оно принадлежит его наследникам».

Имам Садик — да будет над ним мир — сказал: «Многие евреи, после того как услышали эти слова Пророка, приняли мусульманство, ибо в этом нашли гарантию своей безопасности и будущего своей семьи».

Приветливость. Приветливость считал надежным фактором упрочения и укрепления отношений между людьми и говорил: «Воистину Бог чувствует неприязнь к тому, кто встречает своих друзей с нахмуренным лицом».93

Некий человек подошел к нему и просил наставления, и он в одном из своих назиданий сказал: «Когда встречаешь своего друга, будь с ним приветлив».94

Он говорил: «Приветливость устраняет злобу и враждебность».95

Собрание. Когда сидел вместе с людьми, принимал участие в вопросах и беседах. Когда они говорили о потустороннем или настоящем мире, он принимал участие в их разговорах, но если разговаривали о пище и питье, он скромно не принимал участия в их разговорах.96

Иногда в его присутствии читали стихи и что-то рассказывали о временах джахилии* и смеялись, и он тоже улыбался с людьми. Если они не говорили неприличных и недозволенных слов, то он им не препятствовал.97

Его собеседники в его присутствии не спорили между собой.

Однажды он сидел в мечети, куда вошел какой-то человек. Пророк, чтобы дать ему место, подвинулся и сказал: «Преимущественное право мусульманина в отношении другого мусульманина заключается в том, что когда он хочет сесть, его друг должен освободить ему место98 [даже если места много, ибо это является признаком его уважения и любви по отношению к своему другу].

Всех просил отказаться от церемоний, которые приносят много хлопот, но мало действительной пользы. «О Абазар! Тот, кто любит, чтобы другие ради него выстраивались в строй, тот и подготовит место для себя в аду».99

Своим словом и делом вызывал уважение по отношению к тем, кто является зеркалом [отражением] ценностей. «О люди! Окажите уважение "членам моего дома" сейчас и после моей смерти. Почитайте их и предпочитайте их другим. Нельзя чтобы кто-то вставал ради кого-то другого, кроме членов моей семьи».100

Он говорил: разговоры, которыми обмениваются во время собрания, являются вещью, отданной в залог, кроме трех случаев:

1) собрание, где принимается решение относительно пролития крови невинных людей;

2) собрание, где принимается решение о посягательстве и агрессии;

3) собрание, где считается дозволенным [использование] чужого имущества.101

От всего, что замутит небесные воды дружбы, предостерегал и говорил: если собрание состоит из трех человек, то двое не должны разговаривать между собой шепотом, ибо это обидит третьего собеседника.102

Своим действием учил других, чтобы на собрании не привыкли занимать всегда одно особое место, поэтому, когда входил на собрание, садился на самое последнее место.103

Иногда указывал и на щепетильные моменты и говорил: в летнее время надо сидеть так, чтобы интервал между вами, во избежание неудобства, составлял полметра.104

Для того, чтобы подавить дракона гордости, говорил: «Никто не должен вставать со своего места ради другого, но освобождайте друг для друга места с тем, чтобы Бог дал возможность возвеличиться».105

Он оказывал большое уважение своему собеседнику. Часто бывало так, что он расстилал своей халат чужому человеку и заставлял его сесть на него.

Свой коврик давал вошедшему в дом, чтобы он сел на него, а если тот человек не принимал его предложение, то настаивал на этом до тех пор, пока тот не принимал.

Тот, кто сидел в его собрании, чувствовал себя перед Посланником Бога самым уважаемым человеком.

Джарир, а затем Абдулла Баджли пришли на собрание к Пророку, но совершенно негде было сесть. Он немного подождал, и тут Пророк — да благословит его Аллах и приветствует — свернул свой халат, подал ему и сказал: «Присаживайся на него». Джарир взял халат, приложил его к своему лицу, затем поцеловал и заплакал. Затем вернул халат Пророку и сказал: «Я не сяду на твой халат, да почтит тебя Бог, ибо ты почтил меня».

Анас говорил: «Не было более любимого человека, чем Пророк, но [несмотря на это] люди не вставали при виде его, ибо знали, что он не любит этого».106

Однажды он сидел один в мечети, вошел какой-то человек, и Пророк освободил место для него, но тот человек сказал: «Места же много, о Посланник Бога!» Пророк ответил ему: «Мусульманин перед мусульманином имеет право, чтобы ему освободили место, когда он захочет сесть».107

Он говорил: «Когда вы входите в собрание, то сядьте рядом с последним человеком».108

Абу Хурайра и Абу Зар рассказывают: «Пророк имел привычку сидеть между своими друзьями, и когда приходил чужой человек, чтобы получить ответ на какой-то вопрос, он не мог отличить Пророка от других, чтобы объяснить ему свой вопрос. Поэтому мы просили Посланника Бога сидеть на таком месте, где пришедший чужой человек узнал бы его. Для этого мы сделали ему тумбу из глины, и мы сидели по обе стороны от него».109

Он не разрешал, чтобы люди имели на собрании специальное место.

Когда вставал с места, двадцать раз громким голосом просил прощения [у Бога].110

В его присутствии в собрании громко не разговаривали и не злословили,111 не перебивали друг друга.112  Когда в его присутствии кого-то упрекали за что-либо, он говорил: «Оставьте его в покое».

Он говорил: «Если кто-то из вас встает со своего места и выходит на улицу, то когда возвращается, он более имеет право сидеть на своем прежнем месте, чем другие».

В его присутствии слишком не восхваляли кого-либо. Он велел всем, чтобы они не входили туда [если не сидели рядом с ними], где двое тихо между собой разговаривают.115

На общих собраниях и встречах предпочитал ученых другим. Каждого уважал по мере его знаний в своей религии.

Пророк обычно занимался решением разных вопросов, связанных с жизнедеятельностью людей; он приступал к исправлению ошибок, недостатков и нужд людей; он расспрашивал о проблемах, связанных с жизнедеятельностью людей, и важные вопросы всегда обсуждал с людьми и говорил: «Те, которые присутствуют в этом собрании, должны передать то, что будет здесь сказано, другим». Пророк всегда просил у присутствующих на собраниях, чтобы, если у кого-то есть какая-то нужда и он не имеет возможности выйти из неё, он сообщал о ней Пророку... Его собрания проходили таким образом, и он, кроме решения этих вопросов, не разрешал никому говорить о чем-то другом.116

Умение принять чужой совет. Хотя сам был Пророком и самым совершенным мудрецом, его умение принять чужой совет было уроком для других мудрецов.

Абу Хурайра говорит: «Я не видел человека, который так много советовался бы со своими друзьями, как Пророк».117

Он говорил: «Нет более верного покровителя, чем совет [с друзьями]. Никто из-за совета [с кем-то] не стал несчастливым, и ни один своевольный человек — счастливым».

[Его отношение] к подаркам. Когда в присутствии других ему дарили подарки, он говорил: «Вы также являетесь соучастниками этого подарка».120

Обычно он принимал поднесенный подарок, даже если это был глоток молока, и возмещал его.121 Он учил: делайте подарки друг другу, дабы усилить привязанность и любовь друг к другу.122

Своим друзьям советовал не отказываться от подарков123 и не считать их незначительными, даже если это ножка козы.124 Он также велел давать подарок взамен подаренного подарка, но дарить и тем, кто не дарит подарки.125 Пророк говорил: подарки заставляют забыть неприязнь и враждебность, возобновляют и упрочают дружбу.126

Когда дарите что-либо своим детям, говорил Пророк, то соблюдайте равенство между ними. Если бы я хотел предпочесть кого-либо во время дарения, то я оказал бы предпочтение только женщинам.

Он предпочитал [духовный] подарок материальному и говорил: «Как приятен подарок, состоящий из правдивого знания».

Сосуществование.

1. С пленными. Во время битвы с Бану Курайза после победы мусульман Пророк поместил пленных в доме Нама ибн Зайда и дал команду принести им мешки с финиками, чтобы кормить пленников, и сказал: «Относитесь к пленникам подобающим образом и дайте им воды... Не допускайте по отношению к ним жара солнца и жара оружия».

Абу Зар говорит: «Во время битвы я взял в плен человека, из-за его проступка я поминал его мать. Пророк, услышав это, сказал: "О Зар! Почему ты оскорбляешь его мать? Ты человек, у которого все еще остались привычки времен джахилии. Ваши братья—пленники являются вашими рабами и слугами, которых Создатель сделал сейчас вашими подневольными. И поэтому тот, у кого его брат находится в подчинении, должен дать ему есть то, что он сам ест; одеть его в то, что он сам надевает; не должен заставлять их работать больше их возможностей; но если вы их заставляете работать, то окажите им помощь"».129

Сухайл ибн Амр был одним из самых сильных ораторов Курайша, врагом ислама и Пророка — да благословит его Аллах и приветствует; был очень красноречив и [мастер] оскорбления. В битве при Бадре попал в плен. Омар ибн Хатаб сказал Пророку: «Разрешите нам вырвать ему четыре зуба: два нижних и два верхних, чтобы больше никогда не мог выступать!» Пророк сказал: «Мы не будем подвергать его пыткам, ибо Бог [в противном случае] также подвергнет меня такой пытке, даже хотя я Пророк».130

2. [Его отношение] к религиозным меньшинствам.

Первый имам так характеризует Пророка — да благословит его Аллах и приветствует: «Никогда не допускал гнета и притеснения по отношению к мусульманам и неверным, более того, сам оказался предметом притеснения, но прощал угнетателей».131

Чрезмерное его милосердие по отношению ко всем: мусульманам и неверным — иногда становилось причиной того, что некоторые люди злоупотребляли этим.

Однажды еврей, которому Пророк был должен, потребовал у него этот долг. Пророк сказал: «О еврей! У меня нет [денег] вернуть тебе долг». Но еврей сказал: «Пока ты мне не вернешь долг, я тебя не отпущу». Пророк сказал: «Тогда мы с тобой [здесь] будем сидеть», и сидел там столько времени, что совершил молитвы: в полдень, до заката солнца, через двадцать минут после заката. Сторонники Пророка пришли и стали угрожать еврею, но Пророк посмотрел на них и сказал: «Какое у вас к нему дело?» Они сказали: «О Посланник Бога! Он же заточил тебя [в тюрьму]». Пророк сказал: «Великий Аллах послал меня не для того, чтобы с немусульманами заключить договор, а позволить себе притеснять их». Когда взошло солнце, еврей сказал: «[Я хотел вас испытать.] Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - его раб и Посланник. Я пожертвую половину своего имущества ради Бога», [ибо] еврей был зажиточным человеком.132

С религиозными меньшинствами был в очень хороших отношениях вплоть до своей смерти. Его кольчуга находилась у одной группы евреев в качестве залога за взятые в долг двадцать са'*.133

Однажды Пророк сидел с Айшой, в дом вошел какой-то еврей и сказал: «Сам алейкум**», Пророк ответил: «Вам того же»; вошел другой евр


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.