Архетип трикстера в литературе — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архетип трикстера в литературе

2021-06-23 33
Архетип трикстера в литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    В этнографическом словаре дается следующее определение трикстера -

«психологически обозначает бессознательные теневые тенденции амбивалентной деятельной переменчивой натуры. Он одновременно и сверхчеловек, и недочеловек, животное и божественное бытие, чьей главной и наиболее тревожащей характеристикой является его бессознательное».

    Архетип трикстера возник в мировой культуре и образ его уходит корнями к мифологии и фольклору. К концу 20 в. в философии трикстер был признан одним из основополагающих персонажей человеческой культуры.

    Трикстер - архаический персонаж ранней мифологии практически всех народов земли. Термин введен в научный обиход американским антропологом Полом Радиным, впервые предпринявшим исследование архетипа трикстера в культурологическом анализе мифологии индейцев виннебаго в 1956 г.

Часто он выступает под маской божества или полубога: египетский Сет, скандинавский Локи, греческий Геркулес и т.д. Все его представители остроумны, активны, находчивы, но при этом  ленивы, невежественны, а порой  глупы. Для него не существует ни моральных, ни социальных ценностей; только благодаря его деяниям все обретает свое настоящее значение. Своими действиями он разрушает существующие порядки, тем самым обнажая пороки существующей системы.

В наше время трикстер скорее имя нарицательное, объединяющее множество персонажей фольклора, литературы, искусства, что говорит о хаосе, присущем нынешней культуре в целом, а на заре человеческой истории каждая культура знала своего трикстера, с которого, собственно, и брал начало миф народа, этноса.

Трикстеры русского фольклора

    Исследователь древнерусской литературы и фольклора В. Я. Пропп считал, что сказки уходят корнями к «древнейшим мифам», отсюда прослеживается связь сказок о животных с тотемными мифами. Многочисленные тотемические мифы и особенно мифологические анекдоты о трикстерах широко отразились в сказках о животных.

Лиса

    Если рассматривать сказки о лисе не как отдельные истории, а в совокупности, может получиться целый цикл историй о трикстере, в котором он и обманывает, и попадает впросак, выступает и отрицательным, и положительным героем.

    Например, в сказках «Лисичка сестричка и волк», желание покушать заставляет лисицу прибегать ко многим хитростям. Желание посмеяться можно найти в известной сказке «Лиса и серый волк» с известным сюжетом мнимой рыбной ловли. Устранение соперника-обычный метод трикстера.

Практически любое добывание лисой пищи происходит с помощью хитрости. В сказке «Кот, петух и лиса» высмеивается не столько хитрость лисы, сколько глупость петуха.Для более полного отражения образа трикстера, важны сказки, в которых лиса становится положительным героем. В одной из вариаций сказки «Волк и семеро козлят» лиса помогает козе отомстить волку, съевшему детенышей. Хитрость здесь обоюдная.

    Иван-Дурак 

    В сказках волшебных и бытовых трикстер предстает как сообразительный озорной человек, который пытается противостоять опасностям и проблемам окружающего мира с помощью различных уловок и хитростей. Например, во многих сказкахправитель выбирает своей дочери жениха, устраивая различные испытания. Храбрые герои, принцы и рыцари не могут эти испытания выдержать. Тогда появляется простой бедный крестьянин, Иван –Дурак,который с помощью своего соображения и ума без борьбы избегает опасностей. Таким образом, наименее желательный кандидат проходит все испытания и получает награду.

Петрушка

    От трикстера ведут свою родословную традиционные персонажи народного кукольного театра разных стран. К примеру, петрушка. Он несомненно обладает трикстеровской амбивалентностью, отсутствием нравственного абсолюта, склонностью попадать в «дурацкие» ситуации и при этом выходить из них победителем.

Петрушка как трикстеррусского народного театра переполнен энтузиазмом, вносит в действие оживление, учиняет хаос и беспорядки.Он побеждал всех противников, кроме одного - Смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Но Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого.

1.3. Остап Бендер как трикстер литературы 20 века   

В 20 веке русские традиции и жизненный уклад «резко поломались» советской властью. Патриархальные ячейки были разрушены. Люди стали сплоченными, а по существу – сами по себе. Советскому человеку нужно было жить сразу в двух реальностях, чтобы это было удобно, пришлось разрушить границу между ними.

Именно это послужило «формированию» советского трикстера Остапа Бендера, великого комбинатора, авантюриста. Он является художественным открытием и достижением Ильфа и Петрова.

Харизма Остапа Бендера, привлекательного молодого мужчины, буквально очаровывает читателя с первого появления, его энергичность, богатая фантазия, прекрасное чувство юмора и, конечно, человечность. Он моментально становится лидером в любом обществе. Многие фразы, такие, как «Командовать парадом буду я!», «Конгениально!», «Почем опиум для народа?», «На блюдечке с голубой каемочкой», «Бензин ваш — идеи наши», стали поговорками и цитатами, ведь меткие фразы никогда не теряют своей актуальности. Смерть этого человека была уже предопределена, ведь Остап раздражал людей уже своим присутствием! Его переполняло свободолюбие и «фортуна». В конце романа «Двенадцать стульев» Остап, понимая, что он становится обладателем миллиона, не насыщается этим, так как, не имея государственного учреждения, не может его потратить. И самое печальное для авантюриста – заканчивается увлекательная игра.

Остап Бендер стал героем, который принес славу классической дилогии Ильфа и Петрова и попал в «герои» научных изысканий.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.