Тема 4 (39). Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной сенсорных систем — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 4 (39). Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной сенсорных систем

2021-06-23 51
Тема 4 (39). Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной сенсорных систем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мотивация изучения темы. Соматосенсорная система, представленная комплексом кожной и проприоцептивной чувствительности обеспечивает самосохранение индивида; боль является сигнальным раздражителем при нарушениях гомеостаза; вкусовая и обонятельная системы дополняют многообразие получаемых ощущений из внешнего мира. Качественный и количественный анализ раздражителей, воспринимаемых рецепторами кожи, слизистых оболочек носовой и ротовой полостей и проприорецепторами, обеспечивает формирование тактильных, температурных, болевых, обонятельных, вкусовых ощущений и представлений об окружающем мире и себе. Понимание принципов строения и функционирования данных сенсорных систем необходимо для дальнейшего изучения данной дисциплины и дисциплин профессионального цикла.

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

 

  - «знать» физиологические процессы и механизмы возбуждения экстерорецепторов кожи и проприорецепторов мышц и сухожилий, вкусовых и обонятельных хеморецепторов; структурно - функциональную характеристику проводящих путей и корковых центров тактильной, болевой, вкусовой и обонятельной систем.

  - «уметь» оценивать функциональное состояние организма при возникновении различных видов боли в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения. 

  - «владеть» методами определения порогов тактильной и болевой чувствительности, густометрии и вкусовой адаптации; базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для изучения данной темы являются знания по строению соматосенсорной, вкусовой и обонятельной систем (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), а также ранее изученная тема нормальной физиологии: «Общая физиология сенсорных систем».

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки

1. Особенности строения соматосенсорной системы, классификация рецепторов.

2. Классификация болей. Медиаторы соматической и висцеральной боли.

3. Современные представления о ноцицепции. Теории восприятия боли.

4. Проводниковый и корковый отделы ноцицептивной системы. Проведение эпикритических и протопатических болей.

5. Антиноцицептивная система, ее нейрохимические механизмы.

6. Характеристика тактильных рецепторов. Проводниковый и корковый отделы тактильной системы.

7. Проприоцептивная сенсорная система: рецепторный, проводниковый и корковый отделы.

8. Периферический отдел обонятельной системы. Механизм обонятельной рецепции. Классификация запахов.

9. Проводниковый и корковый отделы обонятельной системы.

10. Острота обоняния. Адаптация обонятельного анализатора.

11. Вкусовая рецепция. Проводниковый и корковый отделы вкусового анализатора.

12. Вкусовая чувствительность, ее изменения в зависимости от состояния организма (голодание, беременность). Влияние алкоголя и никотина на вкусовую чувствительность.

 

Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)

1. Нарисовать и обозначить виды рецепторов кожной и кинестетической чувствительности.

2. Нарисовать блок–схемы болевого, тактильного и проприоцептивного анализаторов.

3. Нарисовать схему полей вкусовой чувствительности языка.

4. Нарисовать блок–схемы обонятельного и вкусового анализаторов.

 

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Что такое каузалгии и отраженные боли?

2. Каков механизм фантомных и проекционных болей?

3. Где находится корковое представительство кожной чувствительности?

4. Что такое острота обоняния, ее возрастные изменения?

5. Для какого вкуса самый низкий порог чувствительности?

6. Где находится корковое представительство обонятельного и вкусового анализаторов?

7. Перечислите последовательно структуры проводникового отдела вкусового обонятельного анализатора?

8. Какие вам известны первичные и вторичные запахи?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
1 2 3 4

I. Вводная часть занятия

5-10 % 31. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин 32. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин

II. Основная часть занятия

80-93 % 1 2 3 4 33. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин 34. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин 35. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин 36. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 22 мин 37. Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин 38. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 % 39. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 3 мин 40. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   2 мин

Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия

При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым обобщением преподавателя. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при определении порогов тактильной и чувствительности, густометрии и вкусовой адаптации; решение ситуационных задач.

 

Задание 1. Измерение пространственных порогов тактильной чувствительности (эстезиометрия)

Программа действия: 1. Определить порог тактильной чувствительности на кончиках пальцев, предплечье, плече, кончике носа, отыскивая то минимальное расстояние циркуля Вебера (эстезиометра), при котором прикосновение двух ножек вызывает ощущение двух раздельных прикосновений. 2. Эстезиометром с максимально сведенными ножками прикасаются к различным участкам кожи испытуемого. Затем постепенно раздвигают ножки эстезиометра и продолжают прикосновение к участкам кожи. Сделать выводы.        

Ориентировочные основы действия: Ножки циркуля прикладывать одновременно и с одинаковым давлением.

 

Задание 2. Опыт Аристотеля

Программа действия: 1. Катать по столу взад и вперед маленький шарик между указательным и средним пальцами. 2. Перекрестить пальцы таким образом, чтобы шарик очутился между медиальной поверхностью указательного пальца и латеральной поверхностью среднего пальца. Катать ими шарик. 3. Проделать то же, дотрагиваясь до носа.

Ориентировочные основы действия: Опыт производить, не открывая глаз.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.