Тема 4. Физиология тканевых элементов нервной системы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 4. Физиология тканевых элементов нервной системы

2021-06-23 50
Тема 4. Физиология тканевых элементов нервной системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мотивация изучении темы: Знание процессов, лежащих в основе деятельности нервной системы (формирование возбуждения в нервных клетках, проведение возбуждения по нервным волокнам и в синапсах) необходимо для понимания механизмов регуляции и оценки функционального состояния нервной системы при изучении последующих дисциплин и в практической деятельности врача.

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

После изучения темы студент должен:

 

«Знать» -  особенности строения и функционирования нервных клеток, законы и механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам, особенности передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе, физиологическую сущность парабиоза.

«Уметь» - анализировать и оценивать функциональное состояние нервных волокон разных типов, объяснять механизм изменения функционального состояния нервных волокон при различных воздействиях в процессе выполнения практического задания и решении ситуационных задач

«Владеть» анатомо-физиологическим понятийным аппаратом

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для изучения темы служат знания структуры нейронов, нервных волокон и синапсов (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии).

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Вопросы для самоподготовки:

1.Структурно-функциональная единица нервной системы. Особенности строения и функционирования нервной клетки. Функциональные зоны нейрона.

2. Классификация нервных клеток.

3. Функциональное значение нейроглии.

4. Классификация нервных волокон.

5. Особенности распространения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам.

6. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам

7. Парабиоз. Фазы парабиоза.

8. Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.

9. Свойства химических синапсов.

Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время)

1. Зарисовать схему нервно-мышечного синапса, обозначить его структурные компоненты.

2. Записать последовательно процессы, обеспечивающие передачу возбуждения в нервно-мышечном синапсе.

3. Перечислить основные свойства нервно-мышечного синапса.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие отростки нейрона воспринимают возбуждение?

2. По какому отростку возбуждение передаётся от нейрона?

3. В какой части нейрона возникает потенциал действия?

4. Чем отличается проведение возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам?

5. По какой структуре нервного волокна передаётся возбуждение?

6. Волокна какого типа проводят возбуждения с наибольшей скоростью?

7. Что понимают под функциональной непрерывностью нервного волокна?

8. С какими изменениями на мембране связано явление парабиоза?

9. Как реагирует возбудимая ткань на действие слабого и сильного раздражителя в уравнительную и парадоксальную фазы парабиоза?

10. Какой медиатор обеспечивает передачу возбуждения с нерва на мышцу?

11. Какие ионы способствуют выбросу медиатора из пресинапса?

12. Чем отличается постсинаптическая мембрана электрического и химического синапсов?

13. Как называется постсинаптический потенциал нервно-мышечного синапса?

14. Как изменится лабильность нервно-мышечного синапса при действии антихолинэстеразным препаратом?

 

Этапы проведения практического занятия

№ п / п Название этапа Цель этапа Время
1 2 3 4

                             Вводная часть занятия                                                                         

1 Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин.
2 Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин

Основная часть занятия

80-90% 3 Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам  Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний 30 мин 4 Задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе 5 мин. 5 Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 25 мин. 6 Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин. 7 Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля 15 мин

                              Заключительная часть занятия

5-10% 8 Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 3 мин. 9 Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 2 мин.

 

Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

 Самостоятельная работа проводится в форме дидактической игры при работе с обучающей программой «Виртуальная физиология» в компьютерном классе с последующим обсуждением полученных результатов.

Задание Объект Программа действия Ориентировочные основы действия
 Определение скорости проведения возбуждения по нервным волокнам в зависимости от типа волокна  Нервные волокна лягушки и крысы (виртуальная физиология)  Воздействуют электрическим стимулом на нервные волокна различной толщины и строения. Определяют время возникновения потенциала действия и вычисляют скорость проведения импульса  В выводе указать факторы, влияющие на скорость проведения возбуждения по нервным волокнам    
Выявление закона физиологической непрерывности нервного волокна (явление парабиоза) Седалищный нерв лягушки (виртуальная физиология) Воздействуют электрическим стимулом на нервные волокна в нормальных условиях и под влиянием некоторых анестетиков и низкой температуры, наблюдая за изменением возбудимости и проводимости нерва В выводе отметить, с чем связано изменение возбудимости и проводимости нерва при воздействии парабиотиков.  
Выявление роли нейро-мышечного синапса в возникновении утомления Нервно-мышечный препарат лягушки (виртуальная физиология) Произвести непрямое раздражение мышцы, наблюдая за развитием утомления мышцы на экране. Когда мышца перестанет сокращаться, нанести прямое раздражение, отметив изменение изображения на экране. Зарисовать полученную картину, отметить момент нанесения непрямого и прямого раздражения мышцы.  В выводе отметить, с чем в первую очередь связано утомление мышцы в двигательной единице.

 

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль:

1 Потенциал действия в нейроне в естественных условиях возникает в: 1) в ядре тела клетки; 2) в начальном сегменте аксона – аксоном холмике;     3) аксо-соматическом синапсе; 4) дендритах нервной клетки.

2. Что определяет скорость проведения возбуждения по нервному волокну? 1) поперечное сечение волокна; 2) длина волокна.

3. Парабиотический участок способен полностью воспроизводить лишь небольшую частоту импульсов, при большом потоке ответ приближается к эффекту слабого раздражения. Какая это стадия парабиоза? 1) уравнительная; 2) парадоксальная; 3) тормозная.

4. Какой потенциал возникает внутри клетки нейрона во время её возбуждения? 1) отрицательный; 2) положительный.

5. Свойство какого возбуждения отражает потенциал концевой пластинки? 1) местное возбуждение; 2) распространяющееся возбуждение; 3) стойкое возбуждение.

6. Какой медиатор участвует в передаче возбуждения в нервно-мышечном синапсе? 1) норадреналин; 2) ацетилхолин; 3) серотонин.

7. Поставьте по порядку стадии развития ПД нейрона: 1) пик ПД; 2) локальный ответ; 3) положительный следовой потенциал; 4) отрицательный следовой потенциал.

8. Какие структуры двигательной единицы утомляются быстрее? 1) нервное волокно; 2) мышечное волокно; 3) синапс.

9. Наиболее существенным изменением при воздействии антихолинэстеразным препаратом будет: 1) снижение лабильности нервно-мышечного синапса; 2) повышение лабильности нервно-мышечного синапса; 3) усиление мышечных сокращений в ответ на прямое раздражение; 4) ослабление мышечных сокращений в ответ на прямое раздражение.

10. Может ли парабиоз носить необратимый характер?    1) да; 2) нет.

 

Ситуационные задачи:

1. При раздражении нерва нервно-мышечного препарата мышца доведена до утомления. Что произойдет, если в это время подключить прямое раздражение мышцы?

2. В несвежих продуктах (мясо, рыба, консервы) может содержаться микробный токсин ботулин. Он действует на нервно-мышечные синапсы подобно устранению ионов кальция. Почему отравление может оказаться смертельным?

3. Какая из 3-х реакций может иметь место при действии кураре: 1) возникает ПКП и затем ПД; 2) ПКП есть, а ПД нет; 3) ПД есть, а ПКП нет?

4. Мышца сокращается тетанически. Как изменится ритм её сокращения, если в перфузируемый раствор ввести холинолитик?

5. После длительной работы на морозе без перчаток у рабочего ремонтной бригады кончики пальцев ощущали только лёгкое прикосновение, а на довольно сильный укол иглой не реагировали. Как вы оцените состояние экстерорецепторов данной области? Чем характеризуется данное состояние?

6. Миелиновые аксоны лягушки проводят импульсы возбуждения со скоростью 30м/с, а аксоны кошки такого же диаметра - в 3 раза быстрее. Почему?


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.