Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2021-06-23 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
И среды в интеллекте
Таблица 1
Влияние наследственности, % | Влияние среды, % | |
1 | 80 | 20 |
2 | 50 | 50 |
3 | 20 | 80 |
Как видим, в любом случае признается возможность совершенствования, коррекции интеллекта за счет факторов среды.
Установлена значимая связь IQ с доходом семьи, уровнем образования, профессией родителей, типом школы, качеством воспитания и обучения в дошкольных учреждениях.
У городских детей оказался более развитым вербальный компонент интеллекта, у деревенских — практический, прикладной.
Cамый благоприятный возраст для формирования интеллекта – дошкольный и младший школьный. В подростковом возрасте этот процесс поддается коррекции, а к 16—27 годам достигается стабильность в показателях интеллекта. Поэтому этот возраст считается самым благоприятным для получения специального образования, открытий, продвижения в карьере. Предположение о том, что с возрастом интеллект снижается, серьезных подтверждений не получило.
1.2 Креативность
IQ не единственные критерии возможностей личности. Уровень интеллекта дополняется уровнем креативности.
Креативность (от латинского creato — сотворение, создание) — это способность к творчеству, необычным и неожиданным решениям, восприимчивость к новым идеям, преодоление устоявшихся стереотипов. Это способность удивляться и умение находить решения в нестандартных ситуациях.
Такое определение креативности дал П. Торренс (США), который ввел его в психологию и показал, что уровень креативности коррелирует (связан) с достижениями в организаторской деятельности (менеджмент), а также в учебной и профессиональной. Люди с нормальным и высоким коэффициентом интеллекта, но не обладающие высоким уровнем креативности, редко достигают большого успеха даже при полном владении управленческими и профессиональными технологиями. Однако обязательным признаком творческой одаренности является уровень интеллекта не ниже верхней границы средней нормы, так как именно этот уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
|
Какова же природа креативности? Если природа интеллекта связывается как с врожденными, так и социальными факторами, то относительно креативности пока нет единого мнения. Одни считают, что творческий потенциал человека — это есть нечто данное природой, другие (а их сегодня большинство) утверждают, что он тоже поддается формированию и коррекции. Уже имеющийся опыт школ и курсов по развитию креативности в США, Японии и Европе, а также в России и на Украине свидетельствует, что специально организованное обучение способам креативного поведения, моделированию творческих действий в различных сферах деятельности (и особенно в области менеджмента) показывает существенный рост показателей креативности и усиление таких качеств личности, как открытость новому опыту, любознательность, изобретательность, способность к нестандартным решениям.
1.3 Агрессивность
Управление по гибкому алгоритму, ставящее в центре взаимодействие личность, ее потребности, несовместимо с агрессивностью участников делового или социального взаимодействия. Новая парадигма управления исключает агрессивность как личное или ситуативное качество руководителя и персонала. При подборе кадров и работе с ними уровень агрессивности является одним из показателей профессиональной пригодности.
Агрессивность определяется как повышенная активность, не мотивируемая ситуацией, стремление доминировать, подавлять и решать конфликты силовыми методами.
Вполне вероятно, что деструктивный компонент нашей активности является одним из созидательных факторов деятельности (вспомним вечный закон единства и борьбы противоположностей, открытый задолго до К.Маркса). Нормальное развитие личности приводит к тому, что формирует у человека способность к преодолению препятствий и стремление справиться с фрустрационными состояниями. Для выживания в социуме каждая личность должна, по мнению психологов, иметь определенный уровень агрессивности. Закомплексованность, связанная с авторитарной направленностью воспитательной системы, приводит к пассивности, неспособности к волевому акту, конформности.
|
В основном агрессия — это разрушительное поведение, противоречащее нормам морали и этики и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее им физический ущерб либо вызывающее у них психический дискомфорт.
Агрессивные действия чаще всего выступают в качестве средства достижения какой-нибудь цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности, как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. При этом агрессивные действия далеко не всегда адекватны ситуации.
Виды агрессии:
· физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
· косвенная агрессия — агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, шутки), и агрессия без направленности (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу);
· раздражительность — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;
· негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета или руководства. Это поведение в границах от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся традиций или законов;
· обида — зависть или ненависть к окружающим, обусловленная чувством гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;
· подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что окружающие намерены причинить вред;
· вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через звуковую форму (визг, крик), так и через содержание словесных фраз (проклятия, ругань, брань);
· чувство вины — убеждение индивида в том, что он является плохим человеком, наличие у него угрызений совести (так называемая агрессия вовнутрь).
|
Ассертивность
Ассертивность (assertiv — англ. — уверенность в себе, своих притязаниях) — это способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Это умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику и решительно говорить себе и окружающим "нет", когда этого требуют обстоятельства.
Не овладев азами ассертивности, трудно добиваться решения задачи при наличии препятствий, менять, когда это нужно, тактику своего поведения.
В какой степени мы решительны и не позволяем вить из себя веревки, а в какой слишком деликатны и податливы и нам не хватает решительности, чтобы отстоять себя и настоять на своем?
Человек, ведущий себя ассертивно, способен четко и ясно сформулировать, о чем идет речь, какой ему видится ситуация. Его отличает позитивное отношение к другим людям и адекватная самооценка. Он не скрывает, что ему известно и насколько справедливо и выполнимо его требование. Он показывает, что у уважаемой им противоположнойстороны нет других интересов, нежели положительно решить данный вопрос. Он достаточно уверен в себе, умеет слушать других и идти на компромисс. Он способен изменить свою точку зрения под давлением аргументов. Считая изначально других людей порядочными, он не стесняется попросить об одолжении и со своей стороны тоже готов оказать любезность.
Для ассертивного поведения индивида характерно спокойствие, уравновешенность. Создается впечатление, что ему (его вербальным и невербальным проявлениям) несвойственна напряженность и натянутость. Речь такого человека выразительна и вразумительна. Темп речи — равномерный. Взгляд — открытый, не бегающий. Человек, ведущий себя ассертивно, создает вокруг себя благоприятную ауру. От него исходит уверенность, он ничего не внушает себе заранее. Если у него что-то не получается, он не винит в неудаче других людей. В случае неудачи он способен убедить себя, будто это, собственно, его успех (нет поражений, есть обратная связь). Он уважает моральные принципы и не считает аморальное поведение ассертивным.
|
Психологический анализ шкалы ассертивности (различия между пассивностью, ассертивностью и агрессивностью)
На одном полюсе шкалы ассертивности расположены пассивность, закомплексованность, на другом — агрессивность, т.е. уверенность в своем праве решать все за других и манипулировать ради своей выгоды окружающими.
1. Человек, ведущий себя пассивно (хотя и субъективно страдающий от этого), не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях. В такой же мере он беззащитен перед сильными и наглыми требованиями других, даже очень близких людей. В его действиях прочитывается неуверенность в себе, он мучается от того, что не может должным образом противостоять натиску и тем самым выразить свое истинное отношение к ситуации. Пассивный человек не обладает иммунитетом против манипуляционных трюков. В напряженных ситуациях он всегда занимает позицию "ведомого". При этом достаточно малой толики критики, содержащейся в обращении противоположной стороны, и он начинает каяться, извиняться, объясняться и оправдываться, беря на себя часто (если собеседник — руководитель) его грехи и промахи. Неудачи ослабляют и без того не слишком сильное его самосознание (самооценка его падает, а уровень притязаний занижается, он машет на себя рукой и примиряется с навязанной ему позицией "ведомого"). Иногда он пытается овладеть ситуацией при помощи интриги, что, в сущности, не что иное, как одна из форм скрытой агрессии.
Однако, продолжая анализ этой категории людей, необходимо учитывать, что не всегда уступка другой стороне или отказ от удовлетворения каких-либо личных потребностей является проявлением пассивности. Каждый человек вполне может решить, что данное конкретное дело не стоит тех усилий, которых оно требует от него ("Зачем я буду с ними связываться? Зачем мне это нужно?"). Каждый из нас имеет право проявить великодушие. Тогда, уступая окружающим, мы реализуем свои желания. Действуя осознанно, мы в дальнейшем не изводим себя мыслями по поводу того или иного факта и не твердим себе, что нужно было поступить иначе.
2. Человек, ведущий себя агрессивно, старается добиться своего любой ценой и чаще всего в ущерб другим. Он не считается с их доводами. Поступая подобным образом, он разрушает доверие к себе окружающих. И хотя он достигает желаемого, однако тем самым настраивает окружающих против себя. И при случае они платят ему той же монетой. "Измена" самых "верных" и "преданных" членов "команд" своему "руководителю" в управленческих и даже политических структурах власти — примеры тому. Сегодня этим никого не удивишь. Руководитель, ведущий себя агрессивно (т.е. работающий по "жесткому" алгоритму), чаще всего достигает лишь одного — временного избавления от напряжения. Его самомнение скорее всего переходит в псевдосамосознание. Поэтому он старается свои неудачи перевести в успехи. А если это и не получается, то обвиняет свое окружение в том, что оно постоянно вставляет ему палки в колеса.
|
Агрессия — это не только нанесение физического ущерба или вербальная форма ее проявления. Формой агрессии могут быть сарказм и ирония, равно как и медоточивые речи, которые часто к делу не относятся и только объективно способствуют деградации личности того, кому они предназначены. Чем более "причесанным" и изощренным является этот вид агрессии, тем меньше агрессивности усматривает ее носитель в своих действиях. Вот только окружение чаще всего понимает и улавливает наличие подтекста, хотя и не всегда способно вовремя дать ему правильную оценку и тем самым вернуть чувство меры и реальности своему лидеру.
3. Пассивные и агрессивные действия во многом они сходны. Противоположная сторона расценивается как "противник", и последующая цель – навредить ему. Следовательно, необходимо быть осторожным, не всегда говорить то, что думаешь, любую информацию подавать избирательно. Различие между пассивным и агрессивным поведением в том, что агрессивный человек наносит упреждающие "превентивные" удары, тогда как пассивный открыто дает понять, что не претендует на победу.
4. Человек, ведущий себя ассертивно, способен четко и ясно сформулировать, о чем идет речь, какой ему видится ситуация. Его отличает позитивное отношение к другим людям и адекватная самооценка. Он не скрывает, что ему известно и насколько справедливо и выполнимо его требование. Он показывает, что у уважаемой им противоположной стороны нет других интересов, нежели положительно решить данный вопрос. Он достаточно уверен в себе, умеет слушать других и идти на компромисс. Он способен изменить свою точку зрения под давлением аргументов. Считая изначально других людей порядочными, он не стесняется попросить об одолжении и со своей стороны тоже готов оказать любезность. Для ассертивного поведения индивида характерно спокойствие, уравновешенность. Создается впечатление, что ему (его вербальным и невербальным проявлениям) несвойственна напряженность и натянутость. Речь такого человека выразительна и вразумительна. Темп речи — равномерный. Взгляд — открытый, не бегающий. Человек, ведущий себя ассертивно, создает вокруг себя благоприятную ауру. От него исходит уверенность, он ничего не внушает себе заранее. Если у него что-то не получается, он не винит в неудаче других людей (см. раздел о локусе контроля). В случае неудачи он способен убедить себя, будто это, собственно, его успех. Он уважает моральные принципы и не считает аморальное поведение ассертивным.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!