Возможные соотношения влияний наследственности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Возможные соотношения влияний наследственности

2021-06-23 31
Возможные соотношения влияний наследственности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И среды в интеллекте

                      

Таблица 1

  Влияние наследственности, % Влияние среды, %
1 80 20
2 50 50
3 20 80

 

Как видим, в любом случае признается возможность совершенство­вания, коррекции интеллекта за счет факторов среды.

Установлена значимая связь IQ с доходом семьи, уровнем образования, профессией родителей, типом школы, качеством воспитания и обучения в дошкольных учреждениях.

У городских детей оказался более развитым вербальный компонент интеллекта, у деревен­ских — практический, прикладной.

Cамый бла­гоприятный возраст для формирования интеллекта – дошкольный и младший школьный. В подростковом возрасте этот процесс поддается коррекции, а к 16—27 годам достигается стабильность в показателях интеллекта. Поэтому этот возраст считается самым благоприятным для получения специального образования, открытий, продвижения в карьере. Предположение о том, что с возрастом интеллект снижается, серьез­ных подтверждений не получило.

 

1.2 Креативность

IQ не един­ственные критерии возможностей личности. Уровень интеллекта дополняется уровнем креативности.

Креативность (от латинского creato — сотворе­ние, создание) — это способность к творчеству, необычным и неожи­данным решениям, восприимчивость к новым идеям, преодоление ус­тоявшихся стереотипов. Это способность удивляться и умение находить решения в нестандартных ситуациях.

Такое определение креативности дал П. Торренс (США), который ввел его в психологию и показал, что уровень креативности коррелирует (связан) с достижениями в органи­заторской деятельности (менеджмент), а также в учебной и профессио­нальной. Люди с нормаль­ным и высоким коэффициентом интеллекта, но не обладающие высо­ким уровнем креативности, редко достигают большого успеха даже при полном владении управленческими и профессиональными технология­ми. Однако обязательным признаком творческой одаренности является уровень интеллекта не ниже верхней границы средней нормы, так как именно этот уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

Какова же природа креативности? Если природа интеллекта связывается как с врожденными, так и социальными факторами, то относительно креативности пока нет единого мнения. Одни считают, что творческий потенциал человека — это есть нечто дан­ное природой, другие (а их сегодня большинство) утверждают, что он тоже поддается формированию и коррекции. Уже имеющийся опыт школ и курсов по развитию креативности в США, Японии и Европе, а также в России и на Украине свидетельствует, что специально органи­зованное обучение способам креативного поведения, моделированию творческих действий в различных сферах деятельности (и особенно в области менеджмента) показывает существенный рост показателей креативности и усиление таких качеств личности, как открытость ново­му опыту, любознательность, изобретательность, способность к нестан­дартным решениям.

1.3 Агрессивность

Управление по гибкому алгоритму, ставящее в центре взаимодействие личность, ее потребности, несовместимо с агрессивностью участников делового или социального взаимодействия. Новая парадигма управления исключает агрессивность как личное или ситуативное качество руководителя и персонала. При подборе кадров и работе с ними уровень агрессивности является одним из показателей профессиональной пригодности.

Агрессивность опреде­ляется как повышенная активность, не мотивируемая ситуацией, стремление доминировать, подавлять и решать конфликты силовыми мето­дами.

Вполне вероятно, что дест­руктивный компонент нашей активности является одним из созида­тельных факторов деятельности (вспомним вечный закон единства и борьбы противоположностей, открытый задолго до К.Маркса). Нор­мальное развитие личности приводит к тому, что формирует у человека способность к преодолению препятствий и стремление справиться с фрустрационными состояниями. Для выживания в социуме каждая личность должна, по мнению психологов, иметь определенный уровень агрессивности. Закомплексованность, связанная с авторитарной на­правленностью воспитательной системы, приводит к пассивности, не­способности к волевому акту, конформности.

В основном агрес­сия — это разрушительное поведение, противоречащее нормам морали и этики и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее им физический ущерб либо вызывающее у них психический дискомфорт.

Агрессивные действия чаще всего выступают в качестве средства достижения какой-нибудь цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетво­рения блокированной потребности, как способ удовлетворения потреб­ности в самореализации и самоутверждении. При этом агрессивные действия далеко не всегда адекватны ситуации.

 

Виды агрессии:

· физическая агрессия использование физической силы против другого лица;

· косвенная агрессия агрессия, которая окольным путем направ­лена на другое лицо (сплетни, шутки), и агрессия без направленности (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу);

· раздражительность готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;

· негативизм оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета или руководства. Это поведение в границах от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся тра­диций или законов;

· обида зависть или ненависть к окружающим, обусловленная чувством гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

· подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что окружающие намере­ны причинить вред;

· вербальная агрессия выражение негативных чувств как через звуковую форму (визг, крик), так и через содержание словесных фраз (проклятия, ругань, брань);

· чувство вины убеждение индивида в том, что он является плохим человеком, наличие у него угрызений совести (так называемая аг­рессия вовнутрь).

Ассертивность

Ассертивность (assertiv — англ. — уверенность в себе, своих при­тязаниях) — это способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Это умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедли­вую критику и решительно говорить себе и окружающим "нет", когда этого требуют обстоятельства.

Не овладев азами ассертивности, трудно добиваться решения задачи при наличии препятствий, менять, когда это нужно, тактику своего поведения.

В какой степени мы реши­тельны и не позволяем вить из себя веревки, а в какой слишком дели­катны и податливы и нам не хватает решительности, чтобы отстоять се­бя и настоять на своем?

Человек, ведущий себя ассертивно, способен четко и ясно сфор­мулировать, о чем идет речь, какой ему видится ситуация. Его отличает позитивное отношение к другим людям и адекватная самооценка. Он не скрывает, что ему известно и насколько справедливо и выполнимо его требование. Он показывает, что у уважаемой им противоположнойстороны нет других интересов, нежели положительно решить данный вопрос. Он достаточно уверен в себе, умеет слушать других и идти на компромисс. Он способен изменить свою точку зрения под давлением аргументов. Считая изначально других людей порядочными, он не стесняется попросить об одолжении и со своей стороны тоже готов ока­зать любезность.

Для ассертивного поведения индивида характерно спокойствие, уравновешенность. Создается впечатление, что ему (его вербальным и невербальным проявлениям) несвойственна напряженность и натяну­тость. Речь такого человека выразительна и вразумительна. Темп речи — равномерный. Взгляд — открытый, не бегающий. Человек, ведущий се­бя ассертивно, создает вокруг себя благоприятную ауру. От него исхо­дит уверенность, он ничего не внушает себе заранее. Если у него что-то не получается, он не винит в неудаче других людей. В случае неудачи он способен убедить себя, будто это, соб­ственно, его успех (нет поражений, есть обратная связь). Он уважает моральные принципы и не считает амо­ральное поведение ассертивным.

 

Психологический анализ шкалы ассертивности (различия между пассивностью, ассертивностью и агрессивностью)

На одном полюсе шкалы ассертивности распо­ложены пассивность, закомплексованность, на другом — агрессив­ность, т.е. уверенность в своем праве решать все за других и манипули­ровать ради своей выгоды окружающими.

1. Человек, ведущий себя пассивно (хотя и субъективно страдающий от этого), не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях. В такой же мере он беззащитен перед сильными и наглыми требованиями других, даже очень близких людей. В его действиях прочитывается не­уверенность в себе, он мучается от того, что не может должным обра­зом противостоять натиску и тем самым выразить свое истинное отно­шение к ситуации. Пассивный человек не обладает иммунитетом про­тив манипуляционных трюков. В напряженных ситуациях он всегда за­нимает позицию "ведомого". При этом достаточно малой толики крити­ки, содержащейся в обращении противоположной стороны, и он начи­нает каяться, извиняться, объясняться и оправдываться, беря на себя часто (если собеседник — руководитель) его грехи и промахи. Неудачи ослабляют и без того не слишком сильное его самосознание (самооцен­ка его падает, а уровень притязаний занижается, он машет на себя ру­кой и примиряется с навязанной ему позицией "ведомого"). Иногда он пытается овладеть ситуацией при помощи интриги, что, в сущности, не что иное, как одна из форм скрытой агрессии.

Однако, продолжая анализ этой категории людей, необходимо учи­тывать, что не всегда уступка другой стороне или отказ от удовлетво­рения каких-либо личных потребностей является проявлением пассив­ности. Каждый человек вполне может решить, что данное конкретное дело не стоит тех усилий, которых оно требует от него ("Зачем я буду с ними связываться? Зачем мне это нужно?"). Каждый из нас имеет право проявить великодушие. Тогда, уступая окружающим, мы реализуем свои желания. Действуя осознанно, мы в дальнейшем не изводим себя мыслями по поводу того или иного факта и не твердим себе, что нужно было поступить иначе.

2. Человек, ведущий себя агрессивно, старается добиться своего лю­бой ценой и чаще всего в ущерб другим. Он не считается с их довода­ми. Поступая подобным образом, он разрушает доверие к себе окру­жающих. И хотя он достигает желаемого, однако тем самым настраива­ет окружающих против себя. И при случае они платят ему той же моне­той. "Измена" самых "верных" и "преданных" членов "команд" своему "руководителю" в управленческих и даже политических структурах власти — примеры тому. Сегодня этим никого не удивишь. Руководи­тель, ведущий себя агрессивно (т.е. работающий по "жесткому" алго­ритму), чаще всего достигает лишь одного — временного избавления от напряжения. Его самомнение скорее всего переходит в псевдосамосоз­нание. Поэтому он старается свои неудачи перевести в успехи. А если это и не получается, то обвиняет свое окружение в том, что оно посто­янно вставляет ему палки в колеса.

Агрессия — это не только нанесение физического ущерба или вер­бальная форма ее проявления. Формой агрессии могут быть сарказм и ирония, равно как и медоточивые речи, которые часто к делу не отно­сятся и только объективно способствуют деградации личности того, кому они предназначены. Чем более "причесанным" и изощренным яв­ляется этот вид агрессии, тем меньше агрессивности усматривает ее но­ситель в своих действиях. Вот только окружение чаще всего понимает и улавливает наличие подтекста, хотя и не всегда способно вовремя дать ему правильную оценку и тем самым вернуть чувство меры и реально­сти своему лидеру.

3. Пассивные и агрессивные действия во многом они сходны. Противоположная сторо­на расценивается как "противник", и последующая цель – навредить ему. Следовательно, необходимо быть осторожным, не всегда говорить то, что думаешь, любую информацию подавать избирательно. Различие между пассивным и агрессивным поведением в том, что агрес­сивный человек наносит упреждающие "превентивные" удары, тогда как пассивный открыто дает понять, что не претендует на победу.

4. Человек, ведущий себя ассертивно, способен четко и ясно сфор­мулировать, о чем идет речь, какой ему видится ситуация. Его отличает позитивное отношение к другим людям и адекватная самооценка. Он не скрывает, что ему известно и насколько справедливо и выполнимо его требование. Он показывает, что у уважаемой им противоположной стороны нет других интересов, нежели положительно решить данный вопрос. Он достаточно уверен в себе, умеет слушать других и идти на компромисс. Он способен изменить свою точку зрения под давлением аргументов. Считая изначально других людей порядочными, он не стесняется попросить об одолжении и со своей стороны тоже готов ока­зать любезность. Для ассертивного поведения индивида характерно спокойствие, уравновешенность. Создается впечатление, что ему (его вербальным и невербальным проявлениям) несвойственна напряженность и натяну­тость. Речь такого человека выразительна и вразумительна. Темп речи — равномерный. Взгляд — открытый, не бегающий. Человек, ведущий се­бя ассертивно, создает вокруг себя благоприятную ауру. От него исхо­дит уверенность, он ничего не внушает себе заранее. Если у него что-то не получается, он не винит в неудаче других людей (см. раздел о локусе контроля). В случае неудачи он способен убедить себя, будто это, соб­ственно, его успех. Он уважает моральные принципы и не считает амо­ральное поведение ассертивным.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.