Характеристика детей дошкольного возраста с невротическим заиканием. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Характеристика детей дошкольного возраста с невротическим заиканием.

2021-06-23 23
Характеристика детей дошкольного возраста с невротическим заиканием. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возникновению заикания невротической формы у детей обычно предшествует психогения в виде испуга либо в виде хронической психической травматизации. Заикание возникает остро в возрасте 2 - 6 лет.

Анамнестические сведения показывают, что у детей с этой формой заикания обычно отсутствуют указания на патологию внутриутробного развития и родов. Раннее психофизическое развитие, как правило, проходит в соответствии с возрастной нормой.  Такие моторные навыки, как  сидение, стояние, ходьба  формируются своевременно.

Речевой онтогенез имеет у них определенные особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16 - 18-ти месяцам жизни. В короткий промежуток времени, за 2 - 3 месяца, дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.

Темп речи часто ускорен, дети как бы «захлебываются» речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается «смазанность» произнесения звуков в речевом потоке. Состояние звукопроизносительной стороны речи норму не опережает.

У таких детей часто наблюдается большое количество итераций, что нередко привлекает внимание окружающих. Если в норме наибольшее количество итераций совпадает с интенсивным периодом формирования развернутой фразовой речи и ограничено во времени 2 – 3  месяцами, то у детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени. Таким образом, артикуляторные механизмы устной речи остаются у них функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме, в то время как лексико-грамматическая сторона существенно опережает норму.

До появления заикания у таких детей отмечаются характерологические особенности типа повышенной впечатлительности, тревожности, робости, обидчивости, колебания настроения, чаще в сторону сниженного, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость. У некоторых из них в возрасте 2 – 5 лет наблюдаются страхи: боязнь темноты, страх при отсутствии в комнате взрослых, невротический энурез и т.д.

   Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, становятся в ней раздражительнее, плаксивее, к условиям детского сада проявляют обычно плохую переносимость.

   Иногда до появления заикания, вслед за перенесенной ребенком острой психической травмой некоторое время (от нескольких минут до суток) наблюдается мутизм. Ребенок внезапно перестает говорить, на его лице нередко «застывает» выражение страха [10, 71-72].

Одновременно с появлением заикания дети становятся еще более раздражительными, двигательно беспокойными, хуже спят. В ряде случаев появляется болезненное упрямство, капризы, негрубо выраженные нарушения дисциплинарных требований. У некоторых детей при появлении заикания отмечается кратковременный период, когда они в процессе речи прикрывают рот рукой, как бы опасаясь появления запинок, или ограничивают речевое общение.

Динамика речевого нарушения при невротической форме заикания характеризуется рецидивирующим течением, временами речь становится совершенно плавной, судорожные запинки полностью отсутствуют, но при малейшем эмоциональном напряжении, соматическом заболевании или утомлении заикание появляется вновь.

При обследовании детей дошкольного возраста при невротической форме заикания чаще всего обнаруживается нормальное развитие общей моторики. Общие движения  достаточно грациозны и пластичны. Они хорошо переключаются с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно высоко. Они легко вступают в ритм музыки и переключаются с одного ритма на другой. Двигательные ошибки могут исправлять самостоятельно. Для правильного выполнения большинства двигательных заданий бывает достаточно словесной инструкции. Движения рук и ног хорошо координированы. Тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены. В то же время, по сравнению с нормой, для всех заикающихся этой группы характерно недоведение элементов движения до конца, некоторая их вялость, повышенная двигательная утомляемость, у части заикающихся отмечается незначительный тремор пальцев рук. В процессе логоритмических занятий заикающиеся этой группы легко сочетают движения под музыку с речью вслух, что благотворно воздействует на качество их речи.

Звукопроизношение у детей с невротической формой заикания либо не имеет нарушений, либо в соответствии с возрастными особенностями носит черты функциональной дислалии. Темп речи обычно быстрый, голос достаточно модулирован. [10, 71].

У таких детей имеется тесная ситуационная зависимость тяжести заикания. Следует также особо подчеркнуть, что в состоянии эмоционального комфорта, в процессе игры или наедине с собой речь у них обычно свободна от судорожных запинок. В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными. Помимо заикания у детей присутствуют невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность. Эти симптомы усиливаются на фоне переутомления. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, в частности, к условиям детского сада.

2.2. Характеристика детей школьного возраста с невротическим заиканием.

У многих детей с невротической формой заикания, несмотря на благоприятное его течение и глубокую ремиссию, в 7 лет наблюдается рецидив заикания при поступлении в школу. Рецидиву заикания в это время способствует как увеличение эмоциональной и физической нагрузки, так повышение психической и речевой напряженности.

Резко меняется поведение заикающихся к 10 – 12  годам жизни. В этот период появляется осознавание своего дефекта речи, боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок и т.д.

Именно в этом возрасте у заикающихся с невротической формой патологии речи начинает ярко проявляться патологическая личностная реакция на речевое нарушение. Формируется стойкая логофобия - боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. В таких случаях образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные эмоциональные реакции отрицательного знака, способствующие, в свою очередь, усилению речевых нарушений [10, 94-95].

 

Подростки начинают испытывать затруднения во время ответов в классе, волнуются при разговоре с незнакомыми лицами. Постепенно увеличивающиеся потребность и необходимость в речевом общении, усложнение взаимоотношений со сверстниками, нарастание требований, предъявляемых к речевой коммуникации в подростковом возрасте, приводят к тому, что для подавляющего большинства заикающихся речь становится источником постоянной психической травматизации. Это в свою очередь вызывает повышенную истощаемость (как психическую, так и собственно речевую), утомляемость и способствует развитию патологических черт характера.

Постепенно одни подростки с невротической формой заикания начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты - пассивная форма компенсации, другие, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми в общении - явление гиперкомпенсации.  В школе ситуация осложняется недостаточной степенью знания учебного материала, чувством неуверенности в своих силах, ожиданием неудачи или неприятности, непринятием со стороны соучеников. Все это часто приводит к тому, что подростки просят учителей опрашивать их либо письменно, либо после уроков.

   С возрастом логофобия в части случаев приобретает особо значимое место в общей клинической картине невротической формы заикания, носит навязчивый характер и возникает при одной мысли о необходимости речевого общения или при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом. В этом состоянии заикающиеся часто произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.

Выраженность логофобии может быть непропорциональна тяжести речевых судорог. Нередко при слабом, а иногда едва заметном для окружающих речевом дефекте, страх речи может быть ярко выраженным. Эмоциональная жизнь заикающихся заполняется этими переживаниями.

  Личностные особенности детей школьного возраста с невротической формой заикания: снижение самооценки, высокая самокритичность, присутствуют лидерские способности, но не могут их реализовать. Обучаются в гимназиях, общеобразовательных учреждениях, талантливые, могут получить высшее образование [7, 68].

 

Таким образом, можно сказать, что появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте:  в период формирования речи,  в дошкольном  возрасте и в период обучения в школе.  Психолого-педагогическая характеристика детей с невротической формой заикания имеет свои особенности. Особенно это проявляется в коммуникативном аспекте,  заикание начинает влиять на характер общительности детей, на их развитие в целом. Страдающие логоневрозом дети дошкольного  возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, читать стихотворения перед сверстниками; младшие школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации [2, 98-99].

Заключение

 В процессе выполнения данной контрольной работы  я изучил особенности психолого-педагогической характеристики детей дошкольного и школьного возраста с невротической формой заикания. Для этого мне пришлось рассмотреть этиологию и патогенез невротического заикания у детей; также определить клиническую картину невротической формы заикания у детей. 

 Невротическое заикание –психогенное заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений.  Невротическое заикание – это заикание, при котором у ребенка, практически, отсутствуют ярко выраженные нарушения со стороны невралгии. Чаще всего заикание дает о себе знать в период активного становления речи, а именно в 2-3 года. В возрасте же 4-6 лет, в качестве ближайшей причины заикания появляется психологическая травма. В дальнейшем заикание обрастает психическими симптомами. Речевые и коммуникативные нарушения отрицательно влияют на развитие личности ребенка, нарушают общение, нередко становятся причиной трудностей обучения.

    Для невротической формы заикания характерно следующее:

-Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет;

-Наличие развёрнутой фразовой речи до появления нарушения;

-Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травма);

-Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения;

-Возможность плавной речи при определённых условиях [19, 116].

 

  В заключении своей работы, хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время   количество детей, страдающих заиканием увеличивается и количество семей, воспитывающих детей с заиканием, неуклонно растет. Основной мерой профилактики развития данного заболевания является избегание стрессовых ситуаций, психических травм. Поэтому в первую очередь хочется обратиться к родителям: с уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его. Не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка. Уважаемые родители любите своего ребенка и оберегайте его от  стрессовых ситуаций!

Литература

1. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. М., 1989. М.: Издательство Московского университета, 1989. — 216 с.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.

3. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Беляковой Л.И. М. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 184 с.

4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. № 3, 1993. – С. 88 -94.     

5. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Халиловой Л.Б. М.—1997. – С. 156-169.

6. Белякова, Л.И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся // Дефектология. - 2001. - №4. - С.49-53.

7. Гегелия Н.А. Родителям о заикании детей и подростков // Дефектология. - 2000. - №5. - С.66 - 71.

8. Вессарт О.В. Лингвистические факторы, провоцирующие возникновение запинок при заикании. // Сб. Заикание. Экспериментальные исследования и методы реабилитации: Сб. научн. тр. / Ленингр. НИИ уха, горла, носа и речи. -М., 1986.- С.37-45.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.