Поклонение волхвов в снегопаде — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поклонение волхвов в снегопаде

2021-06-23 35
Поклонение волхвов в снегопаде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Три восточных мудреца - волхва прибыли в Вифлеем, чтобы поклониться и принести свои дары родившемуся Христу.

На первом плане Брейгель изобразил ветхое строение. Женщина держит на руках закутанного ребенка. А у входа выстроилась вереница людей, желающих увидеть чудесного младенца. А жизнь маленького городка идет своим чередом. Крупными хлопьями падает снег - это первое изображение снегопада в истории европейской живописи. Снег засыпает толпу зевак, охотника, человека, идущего с ведром к проруби, ослов и верблюдов, на которых прибыли волхвы.

В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена. Поле зрения художника заметно сузилось. Перед нами не огромный мир с высоты птичьего полета, не просторная улица, но маленький уголок. И изобразил Брейгель не столько чудесное событие, сколько привычный уклад каждодневной жизни. Важно отметить, что по сравнению с предыдущими картинами эта картина очень невелика по размеру. В "Поклонении волхвов в снегопаде" Брейгель предугадал путь, по которому будет развиваться пейзажная живопись Голландии следующего, XVII столетия.

Засада

Охотники на снегу (1565)

Это лучшая картина из цикла "Времена года", написанная маслом на деревянной доске - лирическое произведение, тонкое, проникновенное.

Перед нами - просторный, ослепительно прекрасный пейзаж.

До самого далекого горизонта местность утопает в глубоких мягких сугробах, прорезанных зеркалом льда. По заснеженному холму шагают охотники со сворой собак, они возвращаются с охоты домой, в деревню. Охотники несут острые пики и ягдташи. За спиной у одного из них - убитая лиса. Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже. Их крупные фигуры облачены в грубые темные зеленые и красно-коричневые одежды, которые на фоне белого снега обретают необычайно четкие контуры и становятся величественными. Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы.

Слева - трактир "У пастуха". На вывеске изображен покровитель охотников святой Губерт. Здесь же группа людей занята важным делом: женщина ворошит костер и сгребает золу, крестьянин подбрасывает в огонь охапку соломы. Рядом стоит ребенок, смотрит на огонь и греется. Только что здесь коптили тушу кабана.

Над холмом и деревьями, над домами и равниной, над людьми и горами - ровное светлое зимнее небо. Воздух кажется неподвижным, как будто хрустальным.

В морозном воздухе застыли обнаженные деревья, их темные стволы стоят стройной чередой. На голых ветках сидят вороны. Черная птица кажется застывшей на лету. Словно черный крест, она отмечает то место в картине, где сходятся горы и небо.

Глядя с холма, видим: там - деревня, а вдали, у подножия гор, замок. Белый снежный покров не спрятал, не укрыл многообразие элементов в пейзаже. Равнина прорезана рекой так, что отчетливо видны ее резкие изгибы. В замерзшей реке, ручьях и прудах отражается небо. Между прудами лежит убегающая вдаль дорога. Слева, у горизонта, замерзшее море, на его берегу - город с высокой башней церкви и занесенными снегом крышами. У берега - вмерзшие в лед лодки и корабли.

На прудах, скованных зеленоватым льдом, играют дети. Пасмурное небо тоже кажется серовато-зеленым.

Картина вызывает у зрителя ощущение свежего зимнего морозного воздуха, ощущение бодрости, свежести и радости.

Свадебный танец (1564-1565)

Падение Икара (1560)

Сюжетом для этой картины художник избрал один из самых поэтичных античных мифов.

Художник и строитель Дедал по приказу царя острова Крит Миноса возвел сложное и запутанное сооружение - Лабиринт, куда царь заключил страшное чудовище - Минотавра. Каждый год подвластные Миносу Афины должны были приносить в жертву Минотавру прекрасных юношей и девушек. Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать. Поступок Дедала вызвал гнев Миноса. Тогда Дедал смастерил для себя и своего сына Икара крылья из птичьих перьев, слепленных воском, и бежал с Крита. Когда Икар, опьяненный полетом, ослушался Дедала и взлетел слишком близко к солнцу, солнечные лучи растопили воск. Икар упал в море и погиб.

Римский поэт Овидий так написал о Дедале и Икаре:

Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащею удою,

Или с дубиной пастух, иль пахарь, на плуг приналегший, -

Все столбенели в их, проносящихся вольно по небу.

За неземных принимали богов.

Картина Брейгеля изображает мирный пейзаж на берегу моря: пахарь идет за плугом, и лемех сохи, врезаясь в землю, делит ее на четкие полосы. Пастух пасет овец, рыболов сидит с удочкой. В море, покрытое белыми гребешками волн, выходят корабли, и ветер надувает их паруса. Высоко в небо поднимаются высокие горы. Садится солнце. Оно озарило своим золотым сиянием небо и отражается в зеленоватых водах моря.

Где же Икар, и при чем здесь его падение? Нужно внимательно всмотреться, чтобы увидеть в правом углу жалкие голые ноги, торчащие из воды. Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. Обычная жизнь течет как всегда. Для крестьянина его пашня, для пастуха его стадо, для рыболова его удочка куда важнее, чем чьи-то полеты и падения. В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре. Ведь не случайно поговорка "Он слишком высоко взлетел" звучит осуждающе. Картина Брейгеля - осуждение гордыни и высокомения. Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря. Труд его вечен, потому что неразрывно связан с природой.

Вавилонская башня (1563)

Некогда все люди жили в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, говорили на одном языке. И возник у них дерзкий замысел: построить башню столь высокую, чтобы она достала до неба. Когда башня стала достаточно высокой, бог разгневался на людей за их дерзость и "смешал языки их". Люди перестали понимать друг друга, прекратили строительство башни и разбрелись по свету. Город же, где строилась башня, получил название Вавилон.

Уже целое столетие до Брейгеля художники использовали этот сюжет. С его помощью осуждали непомерную гордость. Брейгель прочел эту древнюю легенду по-новому.

Огромная башня занимает большую часть площади картины. Облака скрывают ее вершину. Нижние этажи заселены: в арках и окнах видны многочисленные человеческие фигурки, кое-где сушится белье. Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены. Над многими помещениями нет перекрытий, и башня здесь походит на соты, в которых трудятся пчелы-люди. Продолжается строительство. Возводятся леса, сооружаются разнообразные подъемные устройства, поднимаются временные легкие деревянные лестницы. Множество строителей - каменщиков, плотников - трудится на строительстве башни.

На первом плане Брейгель изобразил посещение строительства царем Немвродом.

Работа кипит и на берегу.

В аккуратные штабеля сложены кирпичи. К берегу шестами гонят плот из бревен. На якорях стоят корабли со спущенными парусами.

Плотным кольцом башню окружил город. Видна скученная, тесная застройка европейского города, темно-красная черепица высоких крыш. Город раскинулся на равнине, и выходящие из него дороги лежат между полей, лугов. Лишь у горизонта появляются невысокие холмы.

Вавилонская башня строится на земле художника, в Нидерландах. Населенность, освоенность земли людьми, их кропотливый труд заставляет нас забыть о печальном конце библейской легенды. И вместо наказания за гордыню в картине начинает звучать тема созидания, всепобеждающего труда - тема, начатая художником в его первых пейзажах.

Самоубийство Саула

Саул - это первый царь израильско-иудейского государства в ветхозаветном повествовании. Стал он царем по воле бога, но позднее стал неугодным. Долгое время он вел победоносные войны, до того времени, пока, дерзко нарушив повеление свыше, оставляет в живых жестокого царя амаликитянАгага и присваивает его неправедные богатства.

Перед решающей битвой с филистимлянами на Саула нападает страх смерти. Тогда он с помощью волшебницы вызывает тень умершего пророка Самуила, чтобы узнать исход предстоящего сражения. Самуил предупреждает, что"...предаст господь Израиль вместе с тобою в руки филистимлянам; завтра ты и сыны твои будете со мною."

Наутро израильское войско терпит жестокое поражение и Саул, оказавшись в окружении, закалывается, пав на свой меч. (Ветхозаветный миф)

На картине мы видим высокие горы, что закрывают от нас небо. Здесь есть поросшие деревьями крутые склоны, обветренные скалы, суровые ущелья. В одном ущелье идет битва. Но не различить ни военначальников, ни отделных воинов. Один людской поток нахлынул на другой, и лес копий кажется растущим из земли - как деревья на склонах.

Слева небольшое плато. Облаченный в металлические доспехи Саул уже мертв. Его оруженосец, приставив меч к горлу, готовится последовать примеру царя. К плато подкрадываются враги, они готовы схватить Саула. Но уже поздно...


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.