Глава 1. Понятие и функции норм  права — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 1. Понятие и функции норм  права

2021-06-23 27
Глава 1. Понятие и функции норм  права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и функции  норм права.………………………………………5

1.1.Понятие,признаки права и правовой нормы ………………………………..5

1.2.Функции правовых норм …………………………………………………..13

Глава 2.Особенности функций права………………………………………….20

2.1. Функции охранительных норм в гражданском праве…………………..20

2.2.Соотношение материальных и процессуальных норм права…………..25

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………34

 

 


Введение

Общественные отношения нуждаются в правовом регулировании, в противном случае возникает хаос и анархия.

Осознавая это, человек устанавливал определенные правила поведения еще на заре цивилизации, проживая в родоплеменных общинах.

По мере усложнения социальных отношений формировались правовые системы, но в их основе всегда лежала норма права

Изучение функций норм права позволяет выйти на качественно новый уровень познания их природы, сущности, значения в механизме правового регулирования, способствует их эффективному применению как средства решения социальных задач, поставленных государством.

Анализ функций норм права также отражает их системные связи, что позволяет правильно толковать их.

Кроме того, рассмотрение проблемы функциональных основ норм права дает возможность проследить многосторонние направления их воздействия на общественные отношения, что послужит развитию также и отраслевых наук.

Анализ научной литературы по теории права показывает, что традиционно внимание уделялось сущностному содержанию правовой нормы, ее структуре, видовой классификации, а проблема функций рассматривалась лишь попутно при изучении этих вопросов. Для большинства публикаций, в которых затрагивалась данная тематика, характерно отождествление функций правовых норм и функций права. Однако, на наш взгляд, данные категории не идентичны и требуют самостоятельного исследования.

Объектом исследования являются нормы права.

Предметом функции норм права.

Целью исследования является изучение особенности функций норм права.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие, признаки права и правовой нормы.

2.Изучить функции правовых норм.

3. Функции охранительных норм в гражданском праве.

4.Произвести соотношение материальных и процессуальных норм права.

Для написания курсовой работы использовались следующие методы исследования: анализ действующего законодательства, формально-логический метод, системный, изучение действующего законодательства и практика его применения, метод структурно-функционального анализа.

Непосредственными источниками информации по теме послужили труды следующих ученых - теоретиков: Алексеев С.С., Архипов Д.И., Венгеров А.Б., Витрянский В.В., Жуйков В.М., Зражевская Т.Д., Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Комаров С.А., Кашепов В.П., Клейн Н.И., Нерсесянц В.С., Ожегов С.И.,Павлушина А.А..

При написании работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

 

Глава 1. Понятие и функции норм  права

Функции правовых норм

 

Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить правовые свойства нормы и характер ее воздействия на поведение субъектов и конкретные общественные отношения.

Большинство норм права многофункциональны, каждая норма может выполнять не одну, а несколько функций. Рассмотрим важнейшие из них.

Учредительная функция выражается в оформлении и закреплении фундаментальных социально‑политических, экономических и духовно‑культурных институтов общества. Смысл этой функции заключается в том, что она сообщает указанным общественным институтам юридические свойства. В наибольшей мере эта функция характерна для конституционных норм (гл. 1 Конституции РФ).

Првавонаделительная функция раскрывает позитивный аспект юридического воздействия и имеет целью установление основ правового статуса субъектов права, обеспечение юридической связи между ними. Эту функциональную нагрузку несут те предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений. Такого рода нормы имеются практически во всех отраслях права[5].

Регулятивная функция – одна из основополагающих и заключается в установлении правил должного поведения, в упорядочении сложившихся общественных отношений. Данная функция призвана воздействовать на социальные процессы, происходящие в различных сферах жизни общества. Выполняя эту функцию, правовые нормы участвуют в регулировании прав, свобод и законных интересов субъектов правового общения, а в целом реализуют главное назначение права – придать общественным отношениям определенную направленность, ввести их в конкретные рамки действия.

Охранительная функция нацеливает нормы права на защиту основ общественного строя, социальных и государственных институтов, обеспечение охраны и стабильности конституционного строя. Эта функция сопряжена с использованием государственного принуждения, применением юридической ответственности, так как опирается на осуществление властных полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также иных участников правовых отношений. Надо подчеркнуть, что любая норма права призвана охранять и защищать основные ценности гражданского общества. Так, Конституция РФ охраняет право на жизнь (ч. 1 ст. 20), на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), достоинство личности (ч. 1 ст. 21), равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), ставит под защиту государства семью, материнство и детство (ч. 1 ст. 38), гарантирует социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 28), свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29) и т. д.

Существенным компонентом охранительной функции выступает принцип законности, имеющий универсальный характер и предполагающий неукоснительное исполнение законов и иных нормативных правовых актов всеми субъектами правового общения.

Организационная функция выражается в осуществлении нормами права организующего воздействия на различные сферы общественной жизни. В процессе реализации этой функции происходит консолидация элементов правовых отношений в стройную систему правового регулирования. Так, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» упорядочивает общественные отношения в экологической сфере.

Идеологическая функция состоит в том, что нормы права оказывают важное идеологическое воздействие на правосознание общества. Например, ряд конституционных норм, закрепляя принципы народовластия, политического плюрализма, гуманизма, справедливости, взаимной ответственности государства и личности и др., несут серьезную идеологическую нагрузку, так как придают политико‑юридическое значение основополагающим общечеловеческим ценностям, ориентируют на их соблюдение и защиту.

Аксиологическая функция тесно примыкает к идеологической, поскольку направлена на обеспечение ценностей, сложившихся в обществе. Вместе с тем нормы права оценивают поведение и поступки людей, деятельность организаций как правомерные или неправомерные, социально полезные или вредные, применяют соответственно различные средства регулирования – запреты, дозволения, обязывания либо предписания. Последние применяются для регулирования вертикальных (иерархических) отношений.

Системообразующая функцияпредопределена системностью норм права. Ее сущность проявляется в том, что нормы права обеспечивают согласованность требований всей системы права, единство и взаимодействие ее элементов – норм права.

В теории государства и прав существуют и другие классификации норм права. Так, проф. Т.Н. Радько выделяет функцию государственной ориентации (ориентирующую функцию), предназначенную направлять поведение субъектов на достижение позитивной цели. Он называет также функцию государственной оценки действий субъектов права, аргументируя ее существование тем, что в норме права всегда содержится оценочный критерий. К числу функций норм права отнесены целевая и мотивировочная функции[6].

Некоторые из перечисленных функций совпадают по своему содержанию с указанной выше классификацией, например, функция государственной оценки и аксиологическая; правонаделительная и функция государственной ориентации и т. д. Очевидно, что является излишним использование термина «государственный», так как все нормы права исходят от государства или принимаются на основе делегирования государством правотворческих функций.

К функциям права в общепринятом определении относятся основополагающие направления действия (инструменты) на общественные отношения, преследующие цель урегулированиях данных правоотношений, придания организованности, структурированности и единства структуре правоотношений.

Функции направлены на осуществление важнейших общественных задач, урегулирование острых социальных конфликтов в обществе. Функции права имеют под собой определенную цель в упорядочении общественных отношений и при возникновении, каких-либо неточностей призваны контролировать процессы взаимодействия в социуме; Функции характеризуются длительностью и непрерывностью воздействия, так как невозможно временно прекратить воздействие права на общество, без такового социум просто разрушиться. Поэтому действие права и его функций в частности носит постоянный и непрерывный характер, направленный на стабилизацию общества; Функции в своем действии определяют степень влияния права на форму общественных отношений. Необходимость воздействия на общество характеризуется как потребностью государства в урегулировании и систематизации правоотношений, так и запросами самого социума, нуждающегося в стабильности. В этом случае функции права играют определяющую роль в поддержании стабильности общества; Функции в обществе определяются значением и сущностью самого права. Данная функция обозначает, что само общество в обратном процессе способно оказывать влияние на изменения права, его трансформацию.

Функции права, понятие и классификация которых представлены в статье, имеют ряд характеризующих факторов. Посредством них можно увидеть востребованность и динамику развития юридического регулятора в реальности. Таким образом, функции обладают следующими свойствами, а именно: - перечень функций показывает реальную направленность юридического регулятора и круг правоотношений, который фактически затрагивается; - как правило, функции постоянны, неизменны; - функции права показывают направления, которые люди не могут регулировать иными способами, нежели правом; - содержание каждой функции в отдельности характеризуется динамикой изменения задач, целей и основных направлений, в зависимости от малейших изменений в сфере тех или иных общественно-правовых отношений; - все без исключения функции входят в единую структуру, что позволяет говорить об их системности.

 Следует отметить, что с учетом вышеперечисленных свойств юридические функции права разделены в зависимости от отраслевой принадлежности. То есть одни функции принадлежат одной отрасли, другие - другой. Это значит, что мы можем говорить в отдельности о направлениях действия функции трудового права, административного, гражданского, уголовного и т. п. Помимо этого, системный характер функций и права в целом дает возможность классификации направлений действия регулятора на основе разных факторов [7].

Функции направлены на осуществление важнейших общественных задач, урегулирование острых социальных конфликтов в обществе. Функции права имеют под собой определенную цель в упорядочении общественных отношений и при возникновении, каких-либо неточностей призваны контролировать процессы взаимодействия в социуме; Функции характеризуются длительностью и непрерывностью воздействия, так как невозможно временно прекратить воздействие права на общество, без такового социум просто разрушиться. Поэтому действие права и его функций в частности носит постоянный и непрерывный характер, направленный на стабилизацию общества; Функции в своем действии определяют степень влияния права на форму общественных отношений. Необходимость воздействия на общество характеризуется как потребностью государства в урегулировании и систематизации правоотношений, так и запросами самого социума, нуждающегося в стабильности. В этом случае функции права играют определяющую роль в поддержании стабильности общества; Функции в обществе определяются значением и сущностью самого права. Данная функция обозначает, что само общество в обратном процессе способно оказывать влияние на изменения права, его трансформацию.

В юриспруденции выделятся несколько основных функций права, к которым принято относить: Регулятивная функции права. Исходя из названия и назначения данная функция выступает в форме регулятора, то есть воздействует на правоотношения, приводя их к желаемому результату, приводит к определенным рамкам, способствует динамичному развитию правоотношений. Данная функция включает в себя несколько подфункций и выполняет колоссальную роль в регулировании законодательства. К подфункциям относятся: Динамическая подфункция выражена в направлении общества в определенном векторе развитии законодательных общественных отношений. Чаще используется в экономических отношениях (пример: налоговой законодательство регулирует вопросы налогообложения преимущественно с помощью императивных норм, изменяясь в динамике тем самым обеспечивая реализацию динамической подфункции, то есть изменения общественных правоотношений в определенном направлении развития (ужесточение сборов, снижение налоговых ставок) выгодном государству и условно обществу в целом); Статистическая подфункция также играет немаловажную роль в рамках большой функции права. Ее задача заключается в воздействии на правоотношения посредством закрепления отношений в отдельных нормативных актах (пример: с появлением и развитием нового определенного правоотношения, со временем государство начинает вводит в качестве мер контроля законодательное закрепления правил поведения, то есть выполнение статистической функции права. Охранительная функция права. Важнейшая функция выполняющая роль регулятора в охране правоотношений в частности и общества в целом от негативного воздействия различного рода факторов извне. Данная функция предполагает в случае нарушения каких-либо норм методы воздействия в отношении субъекта нарушившего право и сам механизм воздействия, зачастую в виде наложения санкций. Данная функция также подразделяется на ряд подфункций: Карательная подфункция характеризуется методом воздействия правового характера в результате совершения правонарушающего акта. Правом во многом урегулирован процесс введения санкций и исполнения карательной подфункции права. Законодательство в данной области представлено уголовным, административным, гражданским и иными отраслями права, содержащими карательные нормы в отношении как физических лиц, так и организаций и предприятий. Данная подфункция призвана, прежде всего, ограждать нарушителей правоотношений от неисполнения обязательств и ухода от наказания, а также в какой то степени наряду со следующей подфункцией призвана к восстановлению справедливости и порядка в правоотношениях, как одних из главных задач функций права.

Правовосстановительная функция направлена на устранение негативных последствий в результате нарушения общественного порядка. Нормы данной функции также нашли свое отражением во многих отраслях законодательства как основополагающие постулаты стабильности развития социума и неотвратимости наказания для нарушителей порядка и режима законности.

 

 

Заключение

Общественные отношения нуждаются в правовом регулировании, в противном случае возникает хаос и анархия. Осознавая это, человек устанавливал определенные правила поведения еще на заре цивилизации, проживая в родоплеменных общинах. По мере усложнения социальных отношений формировались правовые системы, но в их основе всегда лежала норма права. Норма права содержит обязательное правило поведения участников общественных отношений, установленное государством и охраняемое его силой. Совокупность норм права формирует правовую систему. Норма права обязательная для всех лиц, на которые распространяется. При этом имеется в виду не конкретные, а неперсонифицированные лица. Норма права всегда фиксированы в законах или подзаконных актах. До момента формального закрепления она может проходить стадии обсуждения в научном сообществе, даже стать традицией и широко использоваться, но правовой не станет. Норма не должна допускать двоякой трактовки, если такое происходит пояснение приходит от компетентных органов, например, Пленум Верховного Суда, регулярно дает пояснения о правоприменении в своих постановлениях. Нормы права охватывают меньший круг правоотношений по сравнению с моралью, но имеют более жесткое регулирование и подкреплены государственным санкционным аппаратом. Властный характер правовой нормы делает ее обязательной для исполнения, в противном случае должное поведение может быть обеспечено принуждением. Хотя в большинстве случаев общество добровольно следует букве закона. Благодаря им поведение участников правоотношений становится предсказуемым без иных способов закрепления.

Структура нормы права отличает ее от других видов предписаний, она создает ясность и четкость регулирования. Это единая взаимосвязанная система из трех элементов. Полная конструкция правовой нормы соответствует формуле «если – то – иначе». Из каких элементов состоит норма права? Она состоит за трех базовых компонентов: гипотезы, диспозиции и санкции. Каждый из них соотносится с частью формулы. Гипотеза – «если» - определяет обстоятельства, необходимые для применения правовой нормы. Они бывают простыми, альтернативными и сложными, в зависимости от количества условий в норме. Гипотезы, указывающие одно из нескольких условий, называют альтернативными, а сочетающие сразу несколько обстоятельств – сложными. Диспозиция - «то» - это сердце правовой нормы. Она определяет поведение, права и обязанности участников правоотношений. Диспозиции бывают управомочивающими, запрещающими или обязывающими. Управомочивающие дают свободу действий и дают право на определенное поведение. Запрещающие или обязывающие носят властный характер и определяют обязательное поведение. Также можно классифицировать диспозиции на: прямые, бланкетные и альтернативные. Бланкетная содержит лишь общие положения, а за разъяснением отсылает к другим нормативным актам, а альтернативная предоставляет возможность выбора в установленных рамках. Санкция – «иначе» - поощрительная или картельная часть нормы, обозначающая последствия, наступающие за повиновение или нарушение правила. Правовые нормы могут содержать абсолютно, относительно определенные или альтернативные санкции. Абсолютно определенная – лишение права управления автомобилем на установленный срок. Относительно определенная - штраф с указанием пределов возможного размера. Альтернативные - сочетание разных вариантов наказания. По отраслевому признаку санкции делятся на: уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и дисциплинарные. Четкая структура правовой нормы обеспечивает ее ясность и правильность трактовки. Существует непосредственная взаимосвязь структуры правовой нормы с общественными отношениями, которые она регулирует.

Далеко не всегда нормы права излагается в одной статье нормативного акта, она может выходить даже за пределы одного акта. В зависимости от этого выделяют три способа изложения правовой нормы: прямой, отсылочный и бланкетный. В прямом случае элемент нормы права непосредственно выражен в статье. Отсылочная форма изложения не полностью содержит элемент, ссылаясь на другую статью или нормативный акт. Бланкетная отсылает к другой отрасти права, или даже законодательству в целом.  Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить правовые свойства нормы и характер ее воздействия на поведение субъектов и конкретные общественные отношения.

Большинство норм права многофункциональны, каждая норма может выполнять не одну, а несколько функций. Рассмотрим важнейшие из них.

Учредительная функция выражается в оформлении и закреплении фундаментальных социально‑политических, экономических и духовно‑культурных институтов общества. Смысл этой функции заключается в том, что она сообщает указанным общественным институтам юридические свойства. В наибольшей мере эта функция характерна для конституционных норм (гл. 1 Конституции РФ). Првавонаделительная функция раскрывает позитивный аспект юридического воздействия и имеет целью установление основ правового статуса субъектов права, обеспечение юридической связи между ними.  Регулятивная функция – одна из основополагающих и заключается в установлении правил должного поведения, в упорядочении сложившихся общественных отношений.

Охранительная функция нацеливает нормы права на защиту основ общественного строя, социальных и государственных институтов, обеспечение охраны и стабильности конституционного строя. Эта функция сопряжена с использованием государственного принуждения, применением юридической ответственности, так как опирается на осуществление властных полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также иных участников правовых отношений.

 

 

Список литературы

I. нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. М., 2016.(с изм. и доп. от 21 марта 2014 года № 6);

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ(с изм. и доп. от 29 июля 2017 г. № 259-ФЗ)\\ Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №  174-ФЗ(с изм. и доп. от 29 июля 2017 г. № 251-ФЗ)\\ Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. №  52 (часть I) ст. 4921.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.№ 195-ФЗ(с изм. и доп. от 29 июля 2017 г. № 279-ФЗ))\\ Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ(с изм. и доп. от 29 июля 2017 г. № 223-ФЗ))\\ Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3012.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ(с изм. и доп. от 29 июля 2017 г. № 260-ФЗ) \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. № 46 ст. 4532.


II. Научная и специальная литература

7. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М., 2015.-324с.

8. Алексеев С.С. Юридические конструкции - ключевое звено права / Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: «Статут», 2016.-387с.

9. Административное право: Учебник / Под ред. Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова. М., 2015. -458с.

10.  Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М., 2015. -369с.

11. Архипов Д.И. К вопросу о соотношении материальных и процессуальных норм при защите интеллектуальной собственности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 3. С. 195 - 199.

12. Венгеров А.Б. Теория государства и права.Теория права. Том II. М.: Юристъ, 2015.-365с.

13. Витрянский В.В. Защита имущественных прав предпринимателей. М.: БЕК, 2012.-368с.

14. Жуйков В.М. Общая концепция развития процессуального законодательства // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой и Ю.А. Тихомирова. М.: ИЗиСП-ЭКСМО, 2015. С-621с.

15. Зражевская Т.Д. Процессуальные гарантии конституционализма // Российский конституционализм: проблемы и решения: Мат. междунар. конф. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2015.-369с.

16. Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории: Монография. М., 2012. -458с.

17. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2011.-298с.

18. Кононов П.И. Основные категории административного права и процесса: Монография. М., 2013. -368с.

19. Кашепов В.П. Концепция развития уголовного законодательства // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой и Ю.А. Тихомирова. М.: ИЗиСП-ЭКСМО, 2016. -315с.

20. Клейн Н.И. Концепция развития законодательства об арбитражном процессе // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой и Ю.А. Тихомирова. М.: ИЗиСП-ЭКСМО, 2015. -785с.

21. Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М.: Норма, 2013.-369с.

22. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2012.-368с.

23. Общая теория права и государства: учебник / под ред.В. В. Лазарева, В.С. Афанасьева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юристъ, 2011.-278с.

24. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1953. -287с.

25. Павлушина А.А. Процессуально-правовая политика // Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Норма, 2015. -482с.

26. Павлушина А.А. Теория юридического процесса и практика процессуального регулирования / Под ред. В.М. Ведяхина. Самара: Изд-во ГОУ ВПО «Самарская государственная академия права», 2015.

27. Разделение властей: учеб. пос. / отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Изд-во МГУ: Юрайт-Издат, 2014.-298с.

28. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях (учебное пособие). - "Проспект", 2016 г.-489с.

29. Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. М., 2015.-447с.

30. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Курс лекций. М., 2012. -452с.

31.  Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2013. -369с.

32. Смольяков А.А. Принципы единства и разделения властей: теория, история, практика. СПб.:ГУАП, 2011.-378с.

33. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: учебник / Л.И. Спиридонов. - Москва: Проспект, 2012.-365с.

34. Саликов М.С. Парламентское процессуальное право - подотрасль конституционного процессуального права // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Мат. науч. конф. (/ Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2013.-421с.

35.  Степанов И.М. Приоритеты науки российского конституционного права (стенограмма выступления) // Российский конституционализм: проблемы и решения: Мат. междунар. конф. М.: Ин-т государства и права РАН, 2014. С. 65 - 67.

36. Теория государства и права: курс лекций / под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд. - Москва: Юристъ, 2011. -458с.

37. Теория государства и права: учебник / под ред.В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - 2-е изд. - Москва: Норма, 2012. -257с.

38. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред.В.Д. Перевалов, Г.В. Игнатенко. - 3-е изд. - Москва: Норма, 2013. -298с.

 

 


[1] Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М., 2015.С.113.

[2] Алексеев С.С. Юридические конструкции - ключевое звено права / Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: «Статут», 2016.-С.119.

[3] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2012.-С.150.

[4] Теория государства и права: курс лекций / под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд. - Москва: Юристъ, 2011.С.118.

[5] Теория государства и права: учебник / под ред.В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - 2-е изд. - Москва: Норма, 2012.С.132.

[6] Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях (учебное пособие). - "Проспект", 2016 г.-С.153.

[7] Спиридонов Л.И. Теория государства и права: учебник / Л.И. Спиридонов. - Москва: Проспект, 2012.-С.105.

[8] Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М.: Норма, 2013.С.169.

[9] См.: Павлушина А.А. Процессуально-правовая политика // Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Норма, 2015.С.169.

[10] Павлушина А.А. Процессуально-правовая политика // Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Норма, 2015.С.198.

[11] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2011.-С.158.

[12] Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М.: Норма, 2013.С.156.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и функции  норм права.………………………………………5

1.1.Понятие,признаки права и правовой нормы ………………………………..5

1.2.Функции правовых норм …………………………………………………..13

Глава 2.Особенности функций права………………………………………….20

2.1. Функции охранительных норм в гражданском праве…………………..20

2.2.Соотношение материальных и процессуальных норм права…………..25

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………34

 

 


Введение

Общественные отношения нуждаются в правовом регулировании, в противном случае возникает хаос и анархия.

Осознавая это, человек устанавливал определенные правила поведения еще на заре цивилизации, проживая в родоплеменных общинах.

По мере усложнения социальных отношений формировались правовые системы, но в их основе всегда лежала норма права

Изучение функций норм права позволяет выйти на качественно новый уровень познания их природы, сущности, значения в механизме правового регулирования, способствует их эффективному применению как средства решения социальных задач, поставленных государством.

Анализ функций норм права также отражает их системные связи, что позволяет правильно толковать их.

Кроме того, рассмотрение проблемы функциональных основ норм права дает возможность проследить многосторонние направления их воздействия на общественные отношения, что послужит развитию также и отраслевых наук.

Анализ научной литературы по теории права показывает, что традиционно внимание уделялось сущностному содержанию правовой нормы, ее структуре, видовой классификации, а проблема функций рассматривалась лишь попутно при изучении этих вопросов. Для большинства публикаций, в которых затрагивалась данная тематика, характерно отождествление функций правовых норм и функций права. Однако, на наш взгляд, данные категории не идентичны и требуют самостоятельного исследования.

Объектом исследования являются нормы права.

Предметом функции норм права.

Целью исследования является изучение особенности функций норм права.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие, признаки права и правовой нормы.

2.Изучить функции правовых норм.

3. Функции охранительных норм в гражданском праве.

4.Произвести соотношение материальных и процессуальных норм права.

Для написания курсовой работы использовались следующие методы исследования: анализ действующего законодательства, формально-логический метод, системный, изучение действующего законодательства и практика его применения, метод структурно-функционального анализа.

Непосредственными источниками информации по теме послужили труды следующих ученых - теоретиков: Алексеев С.С., Архипов Д.И., Венгеров А.Б., Витрянский В.В., Жуйков В.М., Зражевская Т.Д., Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Комаров С.А., Кашепов В.П., Клейн Н.И., Нерсесянц В.С., Ожегов С.И.,Павлушина А.А..

При написании работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

 

Глава 1. Понятие и функции норм  права


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.