Страх потерять расположение определенной социальной группы («Я как мои друзья») — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Страх потерять расположение определенной социальной группы («Я как мои друзья»)

2021-06-23 82
Страх потерять расположение определенной социальной группы («Я как мои друзья») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для подростка самым важным фактором его социального развития становится именно общество сверстников. Друзья подростка, его соседи по дому или одноклассники непрерывно и безжалостно дают ему понять, как они к нему относятся, представляет ли он для кого-нибудь интерес, ценят его или презирают и т. д. Если у подростка складываются хорошие отношения с приятелями, то самое страшное для него – потерять их расположение. И когда друзья предлагают совершить что-то незаконное или употребить наркотики «за компанию», он часто не находит в себе сил противостоять им. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери их расположения. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится к себе, тем более значима для него симпатия сверстников и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

В других случаях подростки не просто боятся потерять расположение сверстников, но и опасаются мщения с их стороны за открытое противостояние. Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

Профилактические меры

1) Помощь подростку в развитии положительного отношения к себе, уверенности в своих силах, в принятии своих качеств, особенностей, отличительных черт.

2) Обучение подростков выстраиванию независимых отношений.

3) Обучение независимому поведению в сложных ситуациях и эффективным моделям противостояния негативному влиянию.

4) Развитие физической силы и, как следствие, смелости. Если подросток хорошо развит физически, у сверстников гораздо реже возникает желание воздействовать на него силовыми методами.

5) Развитие коммуникабельности. Умение легко устанавливать отношения помогает подростку отказываться от общения с неподходящей компанией без опасения остаться в одиночестве. Он легко может создать отношения в другом окружении.

Протест против родителей

Особенностью подросткового возраста является стремление расширить свою свободу. При этом понимание свободы далеко не всегда сочетается с представлениями об ответственности за содеянное. Подросток бунтует против родителей, их правил, установок, но на самом деле его зависимость от семьи еще очень велика. Правда, это проявляется со знаком минус. «Я не буду жить так, как вы!» – заявляет подросток родителям. Но как жить по-другому, он еще не знает.

Часто тинейджеры совершают тот или иной поступок не потому, что осмысленно сделали выбор, а просто из духа противоречия. Их могут привлекать личности, сильно отличающиеся от них самих по своим убеждениям и образу жизни, или люди, которые не нравятся родителям. Подросток часто делает именно то, что ему запрещают. Иногда, заведомо зная, что вредит себе, он делает что-либо, следуя формуле: «Я сам знаю, что мне делать, и никто мне не указ!»

В той или иной степени такое поведение свойственно всем подросткам, независимо от благополучия семьи, но особенно ярко проявляется дух противоречия, когда между родителями и детьми нет взаимопонимания, отношения выясняются через скандалы с оскорблениями. Отклоняющееся поведение становится вызовом, крайней формой протеста.

Возрастной протест становится интенсивнее, отчаяннее, если родители совсем не интересуются жизнью ребенка. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется комплекс саморазрушения. Отклоняющееся поведение в таком случае становится одновременно формой протеста и выполнением бессознательного предписания уничтожить себя.

Профилактические меры

1) В социальных играх и тренингах создание ситуаций, метафорически иллюстрирующих неотвратимость ответственности за любое решение и каждый поступок. Эта тема имеет одну особенность. Ее слишком «замылили» и родители, и учителя: ругая или критикуя, они каждый раз взывают к ответственности. В результате слово «ответственность» и осуждение прочно связаны в голове подростка. Любые стандартные беседы на тему ответственности раздражают и молчаливо отвергаются. Вот почему тема ответственности должна подниматься именно в игровой форме, когда подросток сам переживает ее необходимость (см., например, упражнения «Сказка о Кощее», «Снежная королева» и др.).

2) Обучение подростков анализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю? Я действительно этого хочу, или я завишу от желания противоречить и что-то доказывать?»

3) Обучение подростков ассертивному (т. е. неагрессивному и в то же время уверенному) отстаиванию своего мнения, умению сказать «нет».

4) Обучение родителей эффективному взаимодействию с подростком.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.