Традиции Дзогчен в Бонпо и Ньингмапа — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Традиции Дзогчен в Бонпо и Ньингмапа

2021-06-23 36
Традиции Дзогчен в Бонпо и Ньингмапа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как правило, учение Дзогчен встречается только в старых, не подвергшихся реформе Тибетских школах Буддистов Ньингма и не-буддистов Бонпо. В обоих случаях эти учения большей частью сходятся в содержании и терминологии, и обе традиции утверждают, что являются хранителями непрерывной линии с началом в восьмом веке и даже раньше, и длящейся до настоящего времени. Обе эти школы утверждают, что Дзогчен произошел не в самóм Тибете, а в Средней Азии, и впоследствии был принесён в Центральный Тибет определённой группой мастеров, известной как Махасиддхи или великие адепты. Таким образом, там возникли две древние и подлинные линии учения Дзогчен, Буддистская линия и линия Бон. Поскольку в своей книге «Золотые Буквы» я уже сделал обзор Буддистской традиции Ньингмапа, происходящей из Дзогчен, в этой статье я представлю предварительный обзор Бонской традиции Дзогчен, известной как Жанг-жунг Ньян-гьюд. Эта традиция Бонпо представляет особый интерес для изучения исторических истоков Дзогчена, потому что её представители утверждают, что она представляет непрерывную устную традицию (snyan-rgyud) с самых ранних времён, пришедшую из местности Жанг-жунг в Западном Тибете1.

Хотя некоторые средневековые и современные тибетские истории, написанные жившими в уединении монахами, изображают древнюю пре-буддистскую религию Тибета — бон — как нечестивую смесь колдовства, черной магии, шаманизма и кровавых жертвоприношений, это представляется ничем иным, как анти-боновской пропагандой, производящей мелодраматический эффект. Основной целью этих буддистских историков было восславление роли индийского буддизма Махаяны в истории Тибета, проводя при этом мысль, что до прихода индийского буддизма в Центральный Тибет в седьмом веке нашей эры в Тибете не существовало ни культуры, ни цивилизации. На Индию, родину Господа Шакьямуни Будды, смотрели не только как на источник всякой подлинной религии и духовности, но и как на источник цивилизованной культуры в целом, и даже линия Тибетских королей прослеживалась до индийского происхождения такими урожденными тибетскими историками, как Го Лоцзава, Бутон и другие2.

Еще одна проблема состояла в том, что тибетский термин бон, вероятно, происшедий из старинного глагола «bond-pa», что означает «призывать богов»3, имеет два различных культурных контекста. В первом случае Бон на самом деле подразумевает туземную пре-буддистскую шаманистическую и анимистическую культуру Тибета, культуру, которая имела много общего с другими шаманистическими племенными культурами Центральной Азии и Сибири. Хотя эти культуры включали в себя различные виды религиозной практики и верований, в центре их всегда находился практикующий, известный под именем шамана. Деятельность шамана определённо характеризовалась вхождением в изменённое состояние сознания посредством ритмичного пения, битья в барабан, танца и так далее, независимо от того, рассматривалось ли это изменённое состояние сознания или «экстаз» как путешествие души, выход из тела или разновидность одержания духом4. Основной социальной функцией такого практикующего было целительство. Традиционная форма центральноазиатского шаманизма, включая одержание духами, широко практикуется в Тибете и сегодня как среди буддистского населения, так и населения, исповедующего бон, а также среди тибетских беженцев живущих в Ладаке, Непале и Бутане. Практикующий шаманизм известен под именем lha-pa или dba-po5. На границах Тибета в Гималаях и вдоль Китайско-Тибетской границы, среди некоторых тибето-говорящих и родственных им народностей существуют практики шаманизма, известные как Бонпо, например среди На-кхи в Китае6 и среди Таманг в Непале7.

Но существует и другая форма религиозной культуры, также известная как Бон, последователи которой утверждают, что представляют пре-буддистскую цивилизацию Тибета. Эти практики Бон утверждают, что по меньшей мере часть их религиозной традиции происходит не из Тибета, а была принесена в Центральный Тибет ещё до седьмого столетия из независимой тогда страны Жанг-жунг к западу от Тибета, а туда — из более удалённых местностей таджико-(stag-gzig) или ирано-говорящей Центральной Азии на северо-западе8. Эта форма Бон также известна как Юнгдрунг Бон (g.yung-drung bon), «Вечное Учение», термин, соответствием которому в санскрите было бы «Свастика-дхарма», где свастика или солнечный крест — это символ вечного и нерушимого, соответсвующего практически во всём буддистскому термину «ваджра» или алмаз (rdo-rje). В добавление к ритуальным текстам, относящимся к шиманической и анимистической практике, эта древняя традиция владеет большим количеством текстов, также претендующих на пре-буддистское происхождение, и относящихся к высшим учениям Сутры, Тантры и Дзогчен (mdo rgyud man-ngag gsum). Ламы Бонпо, вместо того, чтобы обращаться к северноиндийскому принцу Сиддхартхе Гаутаме как своему Будде и источнику высших учений Сутры, Тантры и Дзогчен, обращаются к другому принцу, жившему в более ранние времена, к Шераб Мивоче (gShen-rab mi-bo-che), родом из Олмо Лунгринг ('Ol-mo lung-ring) в далёкой Средней Азии, как своему Будде (sangs-rgyas) и источнику их учения. Следовательно, последнему был присвоен титул Тонпа или Учителя (ston-pa), буквально «тот, кто раскрывает [тайны]». Современные ученые могут подвергать сомнению историчность этой личности — традиция Бонпо приписывает Тонпа Шенрабу поистине невероятную датировку, утверждая, что он процветал примерно восемнадцать тысяч лет назад9. Более того, его жизнеописание в источниках Бонпо ничем не уступает жизнеописанию Шакьямуни Будды, найденном в Лалитавистара10. Вместе с потрясающими жизнеописаниями Падмасамбхавы, присутствующими в обширной литературе школы Нингма, таких как Padma bka'-thang и bKa'-thang gser-phreng, история Тонпа Шенраб представляет один из великих эпических циклов Тибетской литературы11.

Для постороннего Юнгдрунг Бон сегодня представляется ненамного отличным от других школ Тибетского Буддизма касательно их высших доктрин и монашеских практик. Современный Бон содержит в себе монашескую систему, очень похожую на монашескую систему буддистов, а также философию Мадхьямика, полностью сравнимую с другими школами Тибетского Буддизма. Согласно самим ламам Бонпо, основным различием между школами Бон и Будизма является скорее различие не в учении и доктринах, а в линиях передачи, так как Бонпо считают своим основателем Тонпа Шераб,а буддисты — Шакьямуни. На самом деле, обе эти [выдающиеся] личности — проявления просветления Будды в нашем мире, прозрения, технически известного как Нирманакайя (sprul-sku). Его Высочество Далай Лама признал Бон как пятую религиозную школу Тибета, наряду с Ньингма, Сакья, Кагью и Гелуг, и предоставил место представителям Бон в Совете по Делам Религии в Дхармасале12.

Историческое развитие Бон

С другой стороны, некоторые тибетские историки и ученые осознавали это вышеупомянутое различие между двумя разновидностями Бон13, и, определённо, сами ламы Бон знали о нём. Согласно одному из ведущих урождённых тибетцев — ученых Бон, Лопон Тензин Намдаку14, историю развития Бон можно разделить на три фазы:

[1. Примитивный Бон]

1. Примитивный Бон представлял собой туземный шаманизм и анимизм Тибета и примыкающих областей в древние времена.

На самом деле, в соответствии с традицией Бонпо, некоторые из этих практик, такие как вызывания богов (лха гсол-ба) и ритуалы изгнания злых духов (sel-ba) были преподаны самим Тонпа Шераб в доисторические времена, во время его непродолжительного пребывания в Конгпо, что в Юговосточном Тибете15. Подобные ритуалы были позднее включены в классификацию учений и практик Бон, известную как девять последовательных путей или повозок (theg-pa rim dgu). Эти шаманические разновидности практик сегодня известны как «Каузальные (Причинные (прим.пер.)) Пути Бон» (rgyu'i theg-pa). Учения и практики, содержащиеся в Причинных Путях считаются дуалистическими в их философских взглядах, то есть, боги (lha), представляющие силы света и порядка, и зовущиеся Йе, и демоны (bdud), представляющие силы тьмы и хаоса, зовущиеся Нгам, имеют независимое существование, и практикующий в основном занимается тем, что выполняет ритуалы, которые призывают положительные энергии богов и отвращают отрицательные влияния демонов и злых духов (gdon)16. Изучение обсуждаемых ритуальных текстов показывает, что эти тексты — в основном не-индийского происхождения17. Однако, как и Буддизм в целом, Юнгдрунг Бон полностью отрицает практику кровавых жертвоприношений (dmar mchod), ибо происхождение этих практик приписывается демонам-каннибалам Синпо (srin-po), а не Тонпа Шенраб. Таким образом, ламы Бонпо не желают отождествлять даже Причинные Пути Бон с шаманизмом Джангкрис или шаманами, всё ещё процветающими в горах Непала, которые даже сегодня продолжают совершать кровавые жертвоприношения18.

[2. Старый Бон]

2. Старый Бон (bon rnying-ma) или Юнгдрунг Бон (g'yund-drung bon) как таковой состоит из учений и практик, приписываемых самому Шенраб Мивоче, предстающему как Учитель или источник откровения (ston-pa), и, в особенности, это означает высшие учения Сутры, Тантры и Дзогчена.

Он открыл эти учения своим последователям в Олмо Лунгринг на земле и в других частях небесной сферы в своём предыдущем воплощении как Чимед Цунгпхуд ('Chi-med gtsug-phud)19. Считается, что эти учения Тонпа Шенраб, записанные уже во время его жизни или в последующий период, были позднее принесены из Олмо Лунгринг на таджикском языке в страну Жанг-жунг в Западном и Северном Тибете, где они были переведены на язык жанг-жунг. Жанг-жунг, похоже, был самостоятельным языком, отличным от тибетского, и, судя по всему, был сродни Западно-Гималайскому Тибето-Бирманскому диалекту Кинаури. Таким образом, это не был искусственно созданный язык, придуманный последователями Бон для того, чтобы иметь древний исходный язык, соответствующий Индийскому санскриту буддистских рукописей20.

Считается, что начиная со времени правления второго короля Тибета, Митри Цанпо, некоторые тексты Бонпо, в особенности Отцовские Тантры (pha rgyud) были принесены из жанг-жунг в Центральный Тибет и переведены на тибетский язык21. Таким образом, Бонпо утверждают, что тибетцы в то время получили письменность, основанную на алфавите sMaryig, бывшем в употреблении в Жанг-жунг, который, следовательно, был предшественником алфавита dbus-med, часто использующегося в настоящее время для написания тибетских рукописей, особенно среди Бонпо22. Бонпо претерпели один за другим два цикла преследований, первый — во времена правления восьмого короля Тибета, Дригум Цанпо, и затем второй — во времена великого буддистского короля Тибета, Трисонг Детсан в восьмом веке нашей эры. Согласно традиции, в обоих случаях преследуемые мудрецы Бонпо спрятали свои книги в различных местах в Тибете и прилегающих областях, таких как Бутан. Эти тайники стали заново открывать начиная с десятого столетия. Потому они известны как вновь открытые тексты или «скрытые сокровища» (gter-ma)23. Некоторые другие тексты никогда не были спрятаны. а оставались в обращении и передавались по непрерывной линии начиная с восьмого столетия. Эти тексты известны как snyan-rgyud, буквально — «устная традиция», даже если они существовали как написанные тексты, начиная с раннего периода. Один из примеров такой «устной традиции» — Жанг-жунг snyan-rgyud, который в восьмом столетии мастер Тапирица разрешил своему ученику Гьерпунгпа (Gyerpungpa) записать в виде сжатых тайных устных наставлений (man-ngag, санскрит. упадеша). Иногда тексты были надиктованы во время экстатических видений или изменённого состояния сознания некоторыми древними мудрецами или божествами ламам, жившим в более поздние столетия. Один из таких примеров — знаменитое жизнеописание Тонпа Шераб, известное как Зи-рджид (gZi-brjid), надиктованное Лодан Ньингпо (bLo-ldan snying-po, год рождения 1360) горными духами. Эта классификация скорее похожа на классификацию Ньингмапа своих тестов на bka'-ma и gter-ma24. Эта разновидность Старого Бон процветала в Западном и Центральном Тибете вплоть до наших дней.

Учения Бон, раскрытые Тонпа Шераб, классифицируются иначе — на его три традиционные жизнеописания. В общих чертах, считается, что Тонпа Шераб дал разьяснения Бон в трёх циклах учения:

[Три цыкла учения раскрытые Тонпа Шерабом]

I. Девять Последовательных Средств (Колесниц *), приводящих к Просветлению (theg-pa rim dgu);

II. Четыре Портала Бон и пятый — Сокровищница (sgo bzhi mdzjd lnga); и

III. Три цикла Наставлений, которые бывают Внешними, Внутренними и Тайными (bka' phyi nang gsang skor gsum).

[Девять Путей или Девять Последовательных Средств]

Эти Девять Путей или Девять Последовательных Средств, приводящих к Просветлению, определены в соответствии с тремя различными системами скрытых сокровищниц текстов (gter-ma), которые были спрятаны во время ранних преследований Бон и вновь открыты в более поздние столетия. Эти три системы скрытых текстов обозначены в соответствии с местонахождением сrрытых сокровищниц текстов.

1. Система Южных Сокровищ (lho gter lugs): Эти тексты были вновь открыты в Дригцам Такар ('brig-mtsham mtha' dkar) в Южном Тибете и в Паро (spa-gro) в Бутане. В них Девять Путей сначала разделены на Четыре Причинных Пути, которые содержат многие мифы и магические шаманистические ритуалы, и которые в основном описывают работу с энергиями для достижения мирских благ. Затем следуют пять высших духовных путей, известных как Пути Осуществления. Здесь целью является не приобретение власти или обеспечение здоровья и процветанияв этом мире, а осуществление предельной духовной цели освобождения от страданий, претерпеваемых в круге рождений в Самсаре. Предельное и наивысшее средство в этой девятисложной классификации — Дзогчен25.

2. Система Центральных Сокровищ (dbus gter lugs): Эти сокровищницы текстов были заново обнаружены в различных местах в Центральном Тибете, включая великий Буддистский монастырь Самье. В целом, эта классификация учений Бонпо скорее схожа с системой Девяти Колесниц школы Ньингма Тибетского Буддизма. Считается, что некоторые из этих текстов Бонпо были принесены в Тибет из Индии великим тибетским переводчиком Вайрочаной из Пагора, который переводил труды как Буддистской традиции, так и Бонпо26.

3. Система Северных Сокровищ (byang gter lugs): Эти сокровищницы текстов были вновь обнаружены в различных местах к северу от Центрального Тибета. Однако, согласно Лопон Тензин Намдаку, об этой системе в настоящее время известно немного27.

[Четыре Портала Бон и пятый — Сокровищница]

Четыре Портала Бон и пятый — Сокровищница (bon sgo bzhi mdzod lnga) представляют другую, и, вероятно, независимую систему классификации учений Бонпо на четыре группы, известные как Четыре Портала (Входа) (sgo bhi), наряду с приложением, известным как Сокровищница (mdzod). Это — следующие группы или классы учений:

1. Бон «Белых Вод», содержащий Гневные Мантры (chab dkar drag-pu sngags kyi bon): Это собрание текстов содержит эзотерические Тантрические практики, сосредоточенные на повторении гневных или яростных мантр (drag sngags), связанных с различными божествами медитаций. В этот класс включены цикл Чьипунг или «Общее Собрание» (spyi-spungs skor), что представляет практики, ассоциирующиеся с Отцовской Тантрой (pha rgyud)28.

2. Бон «Черных Вод», связанный с непрерывностью существования (chab nag srid-pa rgyud kyi bon): Это собрание текстов содержит различные магические ритуалы, похоронные ритуалы, ритуалы выкупа, практики гадания и так далее, необходимые для процесса очищения и противодействия негативным энергиям. Похоже, что это собрание текстов в целом соответствует Четырём Причинным Путям, описанным выше. В данном случае термин «черный» относится не к намерениям практикующего, а к изгнанию негативного, которое символически имеет черный цвет.

3. Бон Обширной Праджняпарамиты из страны Пханьюл ('phan-yul rgyas-pa 'bum gyi bon): Это собрание текстов состоит из моральных наставлений, обетов, правил и этических учений как для монахов, так и для мирян, посвященных в духовный сан. Эти тексты концентрируются в особенности на философской и этической системе Праджняпарамита Сутры, которая сохранилась в своей Бонпо версии в шестнадцати томах, известных как Камс-чен (Khams-chen). Эти тексты в основном представляют систему Сутры, в то время как Чаб кар (Chab dkar) представляет систему Тантры29.

4. Бон Писаний и Тайных Устных Наставлений Мастеров (dpon-gsas man-ngag lung gi bon): Это собрание текстов состоит из устных наставлений (man-ngag) и писаний (lung) различных мастеров (dpon-gsas), принадлежащих линиям передачи Дзогчен.

5. Бон Сокровищницы, наивысшей чистоты и всёобъемлющий (gtsang mtho-thog spyi-rgyug mdzod kyi bon): Это собрание текстовсодержит основные материалы всех Четырёх Порталов Бон. Сокровищница, пятый Портал (mdzod lnga), описана в gZer-myig, «Что касается наивысшей чистоты (gtsang mtho-thog), она распространяется повсюду. Как понимание, он принадлежит Бону вселенскому (spyi-gcod). Он очищает поток сознания в смысле всех четырёх Порталов»30.

[Три цикла Наставлений: Внешний, Внутренний и Тайный]

Три цикла Наставлений: Внешний, Внутренний и Тайный (bka' phyi nang gsang skor gsum) таковы:

1. Внешний Цикл (phyi skor) содержит систему наставлений Сутр (mdo-lugs), относящуюся к Пути Отречения (spong lam).

2. Внутренний Цикл (nang skor) содержит систему наставлений Тантр (rgyud-lugs), относящуюся к Пути Самоосвобождения (sgyur lam), также известного как Тайные Мантры (gsang sngags).

3. Тайный Цикл (gsang skor) содержит учение Упадеши (man-ngag), относящиеся к Пути Самоосвобождения, также известного как Дзогчен, Великое Совершенство.

[3. Новый Бон]

3. Новый Бон (bon gsar-ma) возник в четырнадцатом столетии, и был основан на открытии отличной от вышеописаной системы Терма.

В целом эта система довольно схожа с Ньингмапа, и Падмасамбхава в ней также считается значительной личностью. На самом деле, некоторые Тертоны, такие как Дордже Лингпа, открыли как Ньингмапа, так и Бонпо Термы. В таких текстах, как Бон-крид (Bon-khrid), заново открытый Цеванг Гьялпо (Tsewang Gyalpo), утверждается, что Падмасамбхава отправился в Уддияну и получил учение Дзогчен напрямую от самого Самбхогакайи Шенла Одкар (gShen-lha 'od-dkar). Позднее он передал эти учения в Тибет, скрывая многие из них как Терма, предназначенные для будущих поколений Бонпо. Также согласно Шардза Ринпоче, Новое Движение Бон началось в четырнадцатом столетии и продолжается до настоящего времени. Терма, открытые таким мастерам, как Лодан Ньингпо (Lodan Nyingpo), Мижик Дордже (Mizhik Dorje), также известный как Дордже Лингпа (Dorje Lingpa), Кундрол Драгпа (Kundrol Dragpa), Дечен Лингпа (Dechen Lingpa), Санг-гаг Лингпа (Sang-ngag Lingpa), Кандро Дечен Вангмо (Khandro Dechen Wangmo) и другие, считаются Терсар (gter-gsar) или недавними открытиями сокровищниц текстов. Новый Бон процветает главным образом в Восточном Тибете31.

Подобно Ньингмапа среди Тибетских Будистов, традиция Бонпо содержит как своё высшее учение систему размышлений, известную как Дзогчен, «Великое Совершенство», (rdos-pa chen-po). Эти учения раскрывают в непосредственном переживании Первозданное Состояние (ye gzhi) человека, иными словами, неотьемлемую врождённую природу Будды или Боддхичитту, которая находится за пределами времени, обусловленности и концептуальных ограничений. Это Естественное Состояние (gnas-lugs) описывается в терминах его сущностной первозданной чистоты (ka-dag) и его спонтанного совершенства в проявлении (lhun-grub). Как Буддистский Ньингмапа, так и Бонпо утверждают, их традиции Дзогчен были принесены в Центральный Тибет в восьмом столетии: традиция передачи Ньингмапа — от Махасиддхи Шрисимха, жившего в Северной Индии и традиция Бонпо, происшедшая от линии Махасиддхов, обитавших в окрестностях горы Кайлас и озерной страны Жанг-жунг к западу и северу Тибета. Таким образом, очевидно,существуют две различные исторически подлинные линии передачи этих учений.

Впоследствии Ньингмапа линия наставлений Дзогчен была принесена в Тибет в основном благодаря усилиям трёх учителей: великого мастера Тантры Падмасамбхавы из страны Уддияны, Махасиддхи и Махапандита Вималамитры из Индии, и урождённого тибетца — переводчика Вайрочаны из Пагора. Согласно традиции, последний произошёл из семьи Бонпо32. Говорится, что первые переводы текстов, принадлежащих Семде (sems-sde) или «Раздел практик ума» и Лонгде (klon-sde) или «Раздел практик пространства» учения Дзогчен являются заслугой Вайрочаны и Вималамитры. Однако, некоторые ученые, как тибетские, так и Западные, оспаривают, что Вайрочана, на самом деле, был автором многих переводов, приписываемых ему33. Более того, некоторые современные ученые утверждают, что Тантры Дзогчен, которые представляют литературные источники учения Дзогчен, были в действительности составлены в десятом столетии некими безымянными лишёнными щепитильности ламами Бонпо и Ньингма, которые затем анахронично приписали их более ранним, окружённым аурой святости фигурам, таким, как Падмасамбхава и Тапирица, с тем, чтобы добиться их признания как подлинных писаний. Поэтому они представляют разновидность Буддистских и Бонпо Апокрифов или Псевдографов. Современные критики приводят тот факт, что, за исключением двух коротких текстов Дзогчен, Rig-pa'i khu-byug и sBas pa'i sgum chung, тексты Тантр Дзогчен не были найдены в библиотеке Тун Хуанга на границе Западного Китая, которая была запечатана в десятом столетии. Однако, сам по себе факт того, что эти тексты не были найдены в Тун Хуанг, не доказывает, что они не существовали где-либо в другом месте в то время или что они были изменены или изьяты после закрытия библиотеки. На основании существующих свидетельств и учитывая недостаток тщательного анализа всех вызывающих сомнение текстов, это заключение представляется необоснованным34.

Некоторые ученые также утверждают, что Падмасамбхава, хотя, возможно, и был реальной исторической личностью, определённо не давал наставления в Дзогчене, а только в Тантрической истеме sGrub-pa bka' brgyad, практике восьми Херук или гневных божеств медитации. Эта система образует раздел Садханы (sgrub-sde) Тантры Махаяны35. Однако, выдающиеся ламы-ученые Ньингмапа, такие как покойный Дуджом Ринпоче, отвечают на это, что хотя Падмасамбхава, возможно, и не давал наставления в Дзогчен как независимое средство достижения просветления, он несомненно делал это в виде Упадеши (man-ngag), или тайных устных наставлений, своему внутреннему кругу тибетских учеников. Эти личные наставления касались практики Дзогчена и толкования переживаний, возникающих из этой практики размышлений. В контексте системы Махайога Тантры Дзогчен — это название для кульминационной фазы Тантрического процесса трансформации, превосходя как Процесс Зарождения (bskyed-rim), так и Процесс Завершения (rdzogs-rim). В этом контексте Дзогчен в некотором смысле соответствует практике Махамудры в системе Новой Тантры (rgyud gsar-ma) других тибетских школ. Один из старых текстов, Man-ngag lta-ba'i phreng-ba, традиционно приписываемый самому Падмасамбхаве, не рассматривает Дзогчен как самостоятельное средство (theg-pa, санскр. яна), а лишь как часть системы Высших Тантр36. Преподаваемая как самостоятельный метод, практика Дзогчен не требует какого-либо предварительного процесса тантрической трансформации практикующего в божество, и тому подобное, перед тем, как войти в состояние уравновешенного созерцания (mnyam-bzhag)37. Таким образом, создаётся впечатление, что, по крайней мере, согласно традиции Ньингмапа, Дзогчен произошел как Упадеша, которая пролила свет на состояние созерцания или сущностного Осознования (rig-pa), которое превосходит Тантрический прцесс трансформации, как в смысле зарождения, так и завершения. Исходя из этого, Дзогчен стал известен как «великое совершенство», иными словами, состояние тотального совершенства и завершённости, в котором нет ничего недостающего.

Согласно традиции Ньингмапа, наставления Дзогчен были впервые изложены в нашем человеческом мире Нирманакайей Гараб Дордже (dGa'-rab rdo-rje, санскр. Прахеваджра) в стране Уддияна и затем распространены в Индии его учеником Манджушримитрой. Последний передал их своему ученику Шрисимхе, который, в свою очередь, преподнёс их Падмасамбхаве, Вималамитре и Вайрочане-переводчику. Эти трое принесли наставления в центральный Тибет в восьмом столетии. Таким образом, это учение первоначально представляло собой тайное устное наставление, ограниченное маленькой группой посвященных тантриков. Традиция утверждает, что первоначально она пришла из таинственной страны Уддияны, расположенной к северо-западу от Индии. Следовательно, наиболее представляется вероятным, что истоки Дзогчен следует искать именно в северо-западных Индо-Тибетских приграничных территориях38.

Это представляется справедливым и для исторических истоков Бонпо Дзогчена, так как эта другая подлинная линия Дзогчена также не зародилась в самой Индии, а была принесена в Центральный Тибет в девятом и десятом столетиях из Жанг-жунг в Северном Тибете учениками, происходящими от Гьерпунг Нангжер Лодпо (Gyerpung Nangzher Lodpo)39. До восьмого столетия страна Жанг-жунг была независимым королевством со своим собственным языком и культурой. Она была расположена на территории современных Западного и Северного Тибета, и центр страны был осенён величественным присутствием священой горы Гангчен Тизе или горы Кайлас. Изучение всех доступных свидетельств предполагает вероятность того, чтоперед тем, как индийский Буддизм пришёл в Центральный Тибет в седьмом и восьмом столетиях, Жанг-жунг имел обширные контакты с буддистскими культурами, которые процветали в соседних странах Центральной Азии и на Индо-Тибетских границах. К западу от Жанг-жунг существовала обширная Кушанская империя, религией которой был буддизм. Это была область, в которой индийский буддизм взаимодействовал с с различными направлениями Иранской религии — Зороастризмом, Зурванизмом, Митраизмом, Манихейством, а также индийским Шайвизмом и несторийским хринстианством. Это также распространялось на такие города-оазисы Шелкового Пути к северо-востоку Жанг-жунг, как Кашгар. Некоторые ученые считали,что эта область за пределами Индии играла ключевую роль в развитии определённых аспектов буддизма Махаяны, и позднее — также в развитии Тантрической формы буддизма, известной как Ваджраяна40. Наприме, считается, что откровение Гухьясамаджа Тантры явилось королю Индрабхути в Удияне и позднее было принесено в саму Индию Махасиддхами Сарахой и Нагарджуной41. Более того, считается, что Калачакра Тантра была принесена из Шамбалы в Центральной Азии Наланде в Индию в десятом столетии Махасиддхой Цилупой42. Бонпо отождествляли эту Шамбалу с самой Олмо Лунгринг43. Всё это даёт основания предполагать, что определённые тенденции в Юнгдрунг Бон не являются поздним плагиатом и подражанием индийскому буддизму, составленными в десятом столетии, а уходят своими истоками во времена синкретического Индо-Иранского буддизма, который в своё время процветал в независимом королевстве Жанг-жунг, прежде чем оно был насильно включено в состав расширяющейся Тибетской империи в восьмом столетии. Этот «Буддизм», известный как гьер (gyer) на языке Жанг-жунг и бон на тибетском, не был преимущественно монашеским, а скорее более тантрическим по природе, и его распространение было стимулировано присутствием в этой области различных Махасиддхов, таких как прославленный Тапирица и его предшественники, обитающие в пещерах в окрестностях горы Кайлас и в окрестностях озёр к востоку в Северном Тибете. Даже в этом столетии Кайлас остаётся важным местом паломничества, привлекая индуистских саддху и йогов из Индии44.

Эта смешанная «Буддистская» культура, будучи как тантрической, так и шаманской, была подавлена в восьмом столетии, когда по подстрекательству Тибетского короля Трисонг Децана, последний король независимого Жанг-жунг, Лигмигья (Ligmigya), был завлечён в засаду и убит, когда он покинул свой дворец Кьюнг-дзонг на озере Данг-ра в Северном Тибете. Жанг-жунг и его народ растворились в Тибетской империи и прекратили существование как независимая страна. Жанг-жунг-па заставили служить в Тибетской армии по мере того, как империя распространялась на запад на территорию Ладака и Балтистана45. В наши дни Жанг-жунг-па сохранились как кочевые племена Западного и Северного Тибета, часто носящие те же древние клановые имена. Однако, будучи обращены в учение буддистской школы Дригунг Кагью, они забыли своё древнее наследие. Старые пещеры, однажды бывшие обителями Махасиддхов Бонпо, сейчас считаются владениями привидений, местами, которых следует остерегаться и избегать. И всё же, древние развалины, которые, должно быть, предшествовали Тибетской империи, до сих пор можно видеть в Кьюнг — лунг (Khyung-lung dngul-mkhar) к западу от Кайласа и на берегах озера Данг-ра к востоку в Северном Тибете46.

Отвечая на призывы индийского буддистского монаха-ученого Боддхисаттвы, который полностью отверг этих еретиков Бонпо47, а также будучи не в состоянии распознать связи в доктрине и практике между «Буддизмом» Жанг-жунг, известном как Гьер или Бон, с монашеским буддизмом, недавно занесённым из Индии в Центральный Тибет, Тибетское правительство активно подавило местную религиозную культуру Жанг-жунг. Более того, преследования Бонпо тибетским королём Трисонг Децаном, возможно, носили не только религиозные, но и политические мотивы. В то время Бонпо в Тибете наверняка не были организованы в соперничающую церковь или секту, которая могла бы эффективно противостоять индийским монахам, получавшим финансовую поддержку Тибетского правительства. Эта картина была более поздним анахронизмом, созданным в сочинениях средневековых буддийских историков. Более вероятно, чем конфликт соперничающих религиозных доктрин, можно провести параллель между подавлением и последующим уничтожением Друидов римлянами в Галлии и Британии, где Друиды представляли вечноприсутствующий источник кельтского национализма и точку объединения для сопротивления против римского правления. Таким же образом, вероятно, были подавлены Бонпо, потому что они представляли возможный источник восстания Жанг-жунг-па против правления тибетской династии Ярлунг. Подобно тому, как Друиды обвинялись в принесении человеческих жертвоприношений, и римляне использовали это обвинение как предлог для их уничтожения, так же и Бонпо обвинялись в принесении кровавых жертвоприношений и это предоставило ещё один предлог для их изгнания из Тибета.

Три традиции Дзогчен в Боне

В целом, в пределах традиции Бон существуют различные линии передачи учения Дзогчен, которые известны под общим именем Frdzogs snyan gsum. Первые две из ни представляют традицию Терма, основанную на вновь открытых сокровищницах текстов, в то время как третья — устная традиция (snyan brgyud), основанная на непрерывной передаче через непрерывающуюся линию реализованных мастеров. Эти три линии передачи Дзогчен следующие:

A-khrid

Первый цикл учения Дзогчен называется A-khrid (произносится А-три), то есть учение, которое ведёт человека, практикующего (khrid) к его Первозданному Состоянию (А). Белая тибетская буква А является символом Шуньяты и первозданной мудрости. Основателем Этой традиции был Метон Гонгзад Ритрод Ченпо (Meuton Gongzad Ritrod Chenpo), который скорее был известен под именем Дампа, «святой человек»48. Он извлёк эти наставления Дзогчен из цикла текстов Khro rgyud. Вместе с Zhi-ba don gyi skor эти тексты образуют часть цикла учений sPyi-spungs yan-lag gi skor, который принадлежит Отцовским Тантрам (pha rgyud), исходно приписываемым Тонпа Шерабу в образе Чимед Цугпхуд ('Chi-med gtsug-phud). К этим собранным материалам Метон добавил своё собственное «сокровище ума» (dgongs gter) и организовал практику цикла в восемьдесят медитационных сессий, длящихся несколько недель. Эта практика стала известна как A-khrid thun mtsham brgyad-cu-pa. Наставления были разделены на три части, посвященные мировоззрению (lta-ba), медитации (sgom-pa) и поведению (spyod-pa). после успешного завершения курса из восьмидесяти сессий, практикующий получал звание Тогдана (rtogs-ldan), того, «кто обладает пониманием». Позднее его преемники уплотнили эту систему. В тринадцотом столетии Аза Лодо Гьялцан49 сократил количество сессий до тридцати и, впоследствии, в том же столетииДручен Гьялва Юнгдрунг написал руководство по практике, в котором количество сессий в ритрите (thun mtsham) было сокращено до пятнадцати. Это популярное руководство по практике известно как A-khrid thun mtsham bco-lnga-pa50. В нашем столетии великий мастер Бонпо Шардза Ринпоче написал обширные комментарии на систему A-khrid, а также на связанный с ней тёмный ритрит (mun mtshams)51. Традиция A-khrid, в которой практики очень систематично распределены по определённому количеству сессий, во многом соответствует rDzogs-chen sems-sde традиции Ньингмапа52.

RDzogs-chen

В данном случае термин rDzogs-chen означает не Дзогчен в целом, а ссылку на определённую передачу Дзогчен, чей коренной текст — rDzogs-chen yang-rtse'i klong-chen, «Великое Обширное Пространство Высочайших Вершин, которое есть Высшее Совершенство», заново открытый великим Тертоном Жодтоном Нгодруб Драгпа (Zhodton Ngodrub Dragpa) в 1080 году. Это открытие было частью знаменитого цикла сокровищниц тестов, спрятанных за статуей Вайрочаны в храме Кумтинг в Лодраке. Считается, что этот коренной текст был составлен в восьмом столетии мастером Бонпо, известным как Лишу Тагринг (Lishu Tagring)53.

SNyan-rgyud

Третий цикл передачи учения Дзогчен в традиции Бон — это непрерывающаяся линия устной передачи из страны Жанг-жунг (Zhang-zhung snyan-rgyud), которая является предметом настоящего исследования. Поскольку эта традиция держит непрерывную линию, уходящую по меньшей мере, в восьмое столетие нашей эры, и, следовательно, не включает тексты Терм, открытые позднее, она представляет особый интерес для изучения проблемы исторического присхождения Дзогчена.

Джон Мирдин Рейнольдс (Ваджранатха). Оккультная хронология согласно тантрам Бонпо

Перевод на русский: Нади Доброй.

Согласно пророчествам, в течение Бхадракальпа или «благоприятного эона», на Земле появятся 1002 Будды. Тонпа Шераб был восьмым из числа Будд, явившихся в Центральной Азии в древние времена.

В начале Кальпы, в веке, называемом Сатья Юга (rdzogs-ldan), когда человеческие существа достигали возраста 100 000 лет, явился Будда, известный как Тонпа Нангва Рангджунг Тугдже (ston-pa snang-ba rang-byung thugs-rje). Он был первым в этом цикле.

Во втором веке, Трета Юге (gsum-ldan), когда человеческие существа жили по 80 000 лет, явился Будда, известный как Тонпа Легпар Цадмед Тугдже (ston-pa legs-par tshad-med thugs-rge). Когда человеческие существа жили по 20 000 лет, явился Будда, известный как Тонпа Тамчад Кьензиг (ston-pa thams-chad mkhyen-gzigs). Когда человеческие существа жили по 10 000 лет, явился Будда, известный как Тонпа Тригьял Кугпа (ston-pa khri-rgyal khug-pa). А когда человеческие существа жили до 1000лет, явился Будда, известный как Тонпа Тогьял Йекхьен (ston-pa gto-rgyal ye-mkhyen). Таким образом в этом третьем веке были явлены четыре Будды. Теперь же, в последнем веке, в этой эре упадка, называемой Кали Юга, когда человеческие существа едва доживают до 100 лет, явился Будда, известный как Тонпа Шенраб Миво (ston-pa gshen-rab mi-bo). И в этом же веке, в будущем, явится Будда, известный как Тонпа Тангма Медрон (ston-pa than-ma me-sgron). Имена всех 1002 Будд Бхадракальпы (bskal bzang) можно найти в ритуале kLong-rgyas, который проводится во время каждой похоронной церемонии Бонпо.

Господь Тонпа Шенраб явился на Земле, когда продолжительность человеческой жизни уменьшилась до каких-нибудь 100 лет. В его предыдущей жизни он был один из трёх братьев, рождённых в небесном мире среди звёзд. Старший брат, Дагпа (dag-pa, чистота) был первым среди братьев, кто сошёл на землю и воплотился среди человеческих существ как Будда прошлого века Тогьял Йекхьен. Средний брат Салва (gsal-ba, ясность) воплотился среди людей как Будда настоящего века, Тонпа Шенраб. Самый младший брат, Шепа, (shes-pa, знание), станет Буддой будущего Тангма Медроном, также известным как Майтрейя. Когда, в своём предыдущем существовании в звёздном мире Сидпа Йесанг (srid-pa ye-sang), Тонпа Шенраб был принцем этой звёздной расы, и как Чимед Цунгпхуд ('chi-med gtsug-phud) он открыл учения Тантры и Дзогчен мудрецу Сангва Дупа (sang-ba 'dus-pa, санскр. Гухьясамаджа), который позднее воплотился на земле среди человечества в Северной Индии как принц Сиддхартха Гаутама рода Шакья, и который впоследствии стал известе<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.