Обследование заикающегося ребенка — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Обследование заикающегося ребенка

2021-06-23 29
Обследование заикающегося ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комплексное обследование детей с заиканием включает в себя изучение анамнестических сведений, медицинской, педагогиче­ской, психологической документации и исследование состояния психофизического развития ребенка.

После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания заикания проводится обследование речи заикающегося и неречевых процессов, оказывающих непосредствен­ное влияние на его речевую деятельность. Вместе с тем исследуется состояние его моторики, уровень сформированности игровой и учеб­ной деятельности, личностные особенности. Основные методы и при­емы логопедического обследования всех компонентов речи и уровня развития психических процессов подробно изложены в главах «Орга­низация и содержание логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи», раздел 2.2, «Орга­низация и содержание логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи», раздел 3.2 данного учебного пособия.

Логопедическое обследование заикающихся проходит в два эта­па: первичное обследование предполагает изучение ребенка в тече­ние первого месяца пребывания в дошкольном образовательном учреждении; динамическое изучение заикающегося осуществляет­ся в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.

При логопедическом обследовании заикающегося ребенка важ­но определить:

— место возникновения, форму речевых судорог и частоту их
проявлений;

— сохранные речевые возможности заикающегося;

— сопутствующие нарушения речи;

— двигательные нарушения;

— отношение заикающегося к своему речевому дефекту;

— наличие психических особенностей.

Место возникновения судорог и их форма определяются на слух или зрительно. Частота судорог у заикающихся представляет для логопеда особенный интерес. Она позволяет судить о сохранных участках речи, и, следовательно, от нее непосредственно будет за­висеть, насколько правильно и успешно начнутся первые же рече­вые занятия с ребенком.

При обследовании логопед обращает внимание на сопутствую­щие речевые нарушения (неправильное произношение звуков, недостатки словаря и грамматического строя речи, особенности темпа). При этом обращается внимание на то, как заикающиеся пользуются различными формами речи в процессе обучения и в свободной деятельности. Вместе с тем логопед учитывает и некото­рые особенности речевого поведения ребёнка: ожидает ли он по­мощи, стремиться ли к активному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны речевые занятия.

Логопед фиксирует наличие тиков, миоклонусов (непроизволь­ные движения), а также различных вспомогательных (произволь­ных) движений.

Кроме этого, он отмечает у детей с заиканием психологические особенности: уточняет сведения о его контактности с окружающи­ми (дома, в образовательном учреждении, со сверстниками и взрос­лыми, знакомыми и незнакомыми), обращает внимание на оценку ребенком собственной речи (знает или не знает о своем речевом несовершенстве) и на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого общения).

При исследовании игровой деятельности детей выясняется ха­рактер их игр, степень игровой активности, взаимоотношения со сверстниками, эмоциональное состояние.

Анализ результатов логопедического обследования, медицин­ской и психолого-педагогической документации позволяет лого­педу определить форму заикания (тоническая, клоническая, сме­шанная), место возникновения судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный аппараты), степень заикания (легкая, средняя, тя­желая), темп речи (замедленный, ускоренный)сопутствующие за­иканию другие нарушения речи (дислалия, дизартрия, недоразви­тие фонетико-фонематических процессов, несформированность лексико-грамматических средств языка и др.), состояние моторной функции, наличие и выраженность психических симптомов заика­ния (логофобия, эмболофразия, двигательные и речевые уловки, изменения стиля речи и др.).

Полученная информация обобщается в логопедическом заклю­чении, что дает возможность осуществлять дифференциальную диагностику, отличать заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физиологического характера), отделять разные формы заикания друг от друга, устанавливать при­роду его возникновения и намечать пути преодоления данного речевого нарушения.

Примеры логопедических заключений

1. Заикание тоно-клонической формы, судороги артикуляторно-дыхательные средней степени выраженности.

2. Заикание клонической формы, судороги артикуляторно-голосовые легкой степени выраженности; нарушения фонетической стороны речи, минимальные проявления дизартрии.

3. Заикание тонической формы, судороги дыхательно-голосовые
средней степени выраженности; недоразвитие фонетико-фонематических процессов, дизартрия.

Возможны и другие варианты логопедических заключений.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.