Для организации транспортировки через Снньцзян поступающих из СССР самолетов и военных грузов . — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Для организации транспортировки через Снньцзян поступающих из СССР самолетов и военных грузов .

2021-06-23 41
Для организации транспортировки через Снньцзян поступающих из СССР самолетов и военных грузов . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таким образом, хотя соглашение о первом кредите в 50 млн. американских долл. было оформлено лишь в марте 1938 г., переброска оружия нз СССР в Китай, в отличие от обычной международной практики, началась в октябре

1937 г., поскольку положение на фронтах Китая требовало быстрой помощи (см. т. XX, прим. 182). В 1938 г. между СССР н Китаем были подписаны два договора (1 марта и 1 июля), по которым Советское правительство предоставило китайскому правительству кредиты на сумму 100 млн. ам. долл. для закупки в СССР военных и других материалов.

В соответствии с договором от 1 марта 1938 г. уполномоченные соответствующих правительств (заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР А. И. Микоян н китайский посол в СССР Ян Цзе) подписали в марте

Г. три контракта на поставку в Китай военных материалов на общую сумму около 50 млн. долл. Согласно этим контрактам, СССР поставил в Китай 297 самолетов, 82 танка, 425 пушек и гаубиц, 1 825 пулеметов, 400 автомашин, 360 тыс. снарядов и 10 млн. винтовочных патронов, а также другие военные материалы.

1 июля 1938 г. в Москве было подписано второе соглашение о реализации советского кредита Китаю на сумму 50 млн. ам. долл. на условиях, аналогичных содержащимся в договоре от 1 марта 1939 г. (см. Советско - китайские отношения. 19171957.М., 1959.С. 172175). По контракту, заключенному в соответствии со вторым соглашением, Советский Союз поставил Китаю вооружение н военные материалы на общую сумму около 30 млн. ам. долл., в том числе 180 самолетов, 300 орудий, 1 500 ручных пулеметов, 500 станковых пулеметов, 300 грузовых автомашин, авиационные моторы, запасные части, снаряды, патроны и другие военные материалы (АВП РФ, ф. 048, on. 36, п. 367, д. 9, л. 107 — 128).

Июня 1939 г. СССР заключил новый договор с Китайской республикой о предоставлении ей кредита на 150 млн. долл.

Июня 1939 г. в Москве был подписан контракт о поставке в Китай специального имущества на оставшуюся по соглашению от 1 марта 1938 г. сумму 21 841 349 ам. долл., в том числе 120 самолетов и боекомплектов к ннм, 83 авиамотора, запасных частей к самолетам и других военных материалов. 20 нюня

1939 г. был также подписан контракт к договору от 13 нюня 1939 г. о поставке специального оборудования на сумму в 14 557 564 ам. долл., в соответствии с которым СССР поставил в Китай 263 пушки, 4 400 пулеметов, 50 тыс. винтовок, 500 грузовых автомашин, около 16,5 тыс. авиабомб, свыше 500 тыс. снарядов, 100 млн. патронов. По трем последующим контрактам было направлено в Китай более 300 самолетов, 350 грузовых автомашин и тракторов, 250 пушек, 1 300 пулеметов и много другого военного имущества, в том числе авиабомбы, снаряды, патроны, штурманское оборудование, горюче - смазочные материалы и пр., всего на сумму около 70 млн. ам. долл. Всего с октября 1937 г. по сентябрь 1939 г. Советский Союз поставил Китаю 985 самолетов, 82 танка, более 1 300 артиллерийских орудий, свыше 14 тыс, пулеметов, а также боеприпасы, оборудование и снаряжение (см. История второй мировой войны. 1939 — 1945. — Т. 2. — С. 72, прим. 119, 250 настоящего тома). — 1 — 44, 305, 490, 491, 501; 2 — 58.

28 И. Т. Луганец - Орельский в письме М. М. Литвинову от 20 марта 1939 г. сообщал: «... Нет сомнения в том, что Чан Кайшн знал о поведении Ван Цзннвэя н все - таки никаких мер не предпринимал. Больше того, когда Ван бежал, то Чан Кайши на широком собрании отрицал политическую подоплеку «отъезда > Вана и открыто называл его своим другом. Когда в печати появилась декларация Вана, то Чан Кайшн не хотел предпринимать решительных мер против него н, по имеющимся данным, командировал Чэнь Лифу для переговоров с ним. Только впоследствии Чан Кайши решился на исключение Вана из Гоминьдана, причем остальных бежавших с ним не исключили. Между прочим, Ван Цзинвэю выдан заграничный паспорт...

Наряду с этим, характерно отношение Чан Кайши к коммунистам. Внешне эти отношения как будто хороши, но на деле Чан Кайшн принимает все меры к тому, чтобы не допустить усиления компартии. Больше того, в беседе с представителями компартии Чан Кайши незадолго до бегства Вана, предлагая компартии вступить в Гоминьдан или же, распустив обе партии, создать новую партию под его руководством, заявил, что для него «даже победа над японцами теряет смысл

508


и не нужна, если будет существовать компартия!!». Это заявление показывает все нутро матерого представителя буржуазии.

В связи с этим Чан Кайши принимает различные меры против усиления влияния коммунистов: предложения последнего (6-го) пленума ЦК КПК о вхождении отдельных коммунистов в Гоминьдан, об организации совместных комитетов и пр. Чан Кайши отвергнуты; издаются секретные циркуляры, ограничивающие рост общественно-массового движения; установлены контрольные пункты на дорогах в Особый район для задержки всех лиц, направляющихся в Особый район; в Сиань выброшена группа работников Гоминьдана для организации «подачи петиции об упразднении двоевластия», т. е. уничтожении правительства Особого района, выдвигается ряд обвинений против коммунистов в том, что они вносят анархию на местах в партизанских районах, сменяя «законных» уездных начальников и назначая своих, в связи с последним, под видом усиления партизанского движения в районах Шэнси, Шанси намечается выброска двух дивизий регулярных войск для того, чтобы ограничить влияние коммунистов в партизанских районах, и пр Несмотря на крайнюю заинтересованность усиления северо-западного фронта путем создания новых частей из партизанских отрядов, Чан Кайши не идет на это только потому, что в этих отрядах сильное влияние коммунистов.

Несмотря на то, что набор новых солдат для пополнения потрепанных дивизий и сформирования новых идет крайне туго, массовое движение не только не развивается, а, наоборот, сдерживается; набор проводится старыми методами, насильно, под круговую поруку, что кроме всего вызывает восстания, массовое дезертирство, увеличение бандитизма и пр. Имеется специальное постановление Гоминьдана, принятое по предложению Чан Кайши, запрещающее создание новых общественных организаций, а из имеющихся предложено всеми способами вытеснить коммунистов и их влияние. При таком положении Гоминьдан вместо укрепления единого национального фронта разрушает таковой. Гоминьдан везде и всюду ратует за единство, но в это единство он вкладывает понятие: единый народ, единая партия и единый лидер.

Все это, конечно, отражается на успешности организации войны-сопротивления и сигнализирует о возможности всяких неожиданных явлений.

Глубока надежда Чан Кайши и всех китайцев на войну между СССР и Японией. Этот вариант они считают самым наилучшим. Чувствуется во всем, что как только это случится, то вся тяжесть будет переложена на наши плечи, а сами китайцы будут «дипломатическими» маневрами восстанавливать статус-кво. Открыто об этом здесь не говорят, но не так трудно понять их стремления. Так, например, из оценки положения на фронтах видно, что японцы решили на ближайшее время заняться главным образом зачисткой своих тылов от партизанских отрядов с целью укрепить власть марионеточных правительств, а главное, обеспечить себе эксплуатацию захваченной территории и подготовить дальнейшее наступление. Подобные действия японцев, особенно если они будут успешны, крайне невыгодны для китайской стороны. Поэтому, для того чтобы не допустить этого, китайскому командованию было посоветовано помешать этому, для чего, во-первых, выбрать наиболее уязвимое место японского фронта и сосредоточенными силами нанести им удар, во-вторых, на двух-трех пунктах всего фронта демонстрировать наступление и, в-третьих, выбросить для усиления партизан две-три дивизии в тылы японцев, удобные для партизанских действий. Китайское командование в лице Чан Кайши вполне согласилось с подобной оценкой и решением и приступили к подготовке этих операций к началу марта. Но потом вдруг стали под различными предлогами оттягивать сроки на апрель, несмотря на то что упускали благоприятную обстановку. При изучении причин выяснилось (некоторые китайцы проболтались), что оттяжка связана с торгами рыбных участков, назначенными на 15 марта. Китайцы считают, что «если они пойдут • наступать, то этим могут вынудить японцев на уступки Советскому Союзу, что безусловно нежелательно». Таким образом, надеясь на возможность возникновения конфликта, китайцы теряют удобный момент для нанесения удара японцам.

Одновременно Чан Кайши возлагает большие надежды на вмешательство стран, заинтересованных в сохранении пакта девяти держав — политики открытых дверей. Характерно заявление Чан Кайши на заседании 3-й сессии Национально-политического совета: группа маньчжурских делегатов внесла пред-

509


ложение выпустить декларацию, в которой отметить, что конечной целью настоящей освободительной войны-сопротивления является освобождение Маньчжурии, и даже Кореи, от японского ига. В ответ на это Чан Кайши заявил, что этого делать не надо, ибо «цель настоящей войны заключается в территориальном отношении — восстановление статус-кво до инцидента у места Марко Поло (до начала войны), а в международном — пакт девяти держав».

Этим заявлением Чан Кайши, по-видимому, пытается облегчить задачу разрешения конфликта путем предъявления более-менее приемлемой базы для переговоров» (АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 10, д. 106, л. 148 — 159). — 1—45, 101, 134, 358, 408.

29 13 января 1939 г.. М. М. Литвинов направил И. Т. Луганцу-Орель-скому следующую телеграмму: «Сообщаю для Вашего сведения, а в случае необходимости для передачи китайцам, что я в Женеву на этот раз не еду и представлять в Совете [Лиги наций] нас будет Суриц, которому я дал указания всячески поддерживать предложения Веллингтона Ку [Гу Вэйцзюнь, представитель Китая в Лиге наций] и оказывать, если нужно, воздействие на других членов Совета» (АВП РФ, ф. 059, on 1, п. 311, д. 2144, л. 18). — 1—47.

м Переговоры министра иностранных дел Польши Бека с Гитлером и Риббентропом проходили 5—6 января 1939 г. в Берхтесгадене и Мюнхене. В дневнике советника полпредства СССР в Германии Г. А. Астахова от 6 января о визите Бека сообщалось: «Визит носил характер большой двусторонней конференции, на которой всего участвовало около 40 человек. Для отправки их в Мюнхен из Берлина был снаряжен специальный поезд. Помимо известных официальных лиц со стороны немцев в совещаниях участвовало много экспертов (по вопросам экономики, меньшинств, Украины, Чехословакии и т. п.). Беседы велись в Берхтесгадене, а на другой день в Мюнхене (с Риббентропом) Основных вопросов обсуждения известно четыре 1) Отношения с СССР. Гитлер предостерегал Бека против далекоидущего сближения с СССР, и в частности указал на нежелательность визита Литвинова в Варшаву. Бек заверил фюрера, что далеко идти по пути сближения с СССР Польша не намерена и что визит Литвинова в Варшаву не предвидится. 2) Об «украинской» проблеме. Гитлер заверил Бека, что Германия не собирается по этой линии нарушать интересы Польши. На ближайший период эта проблема вообще неактуальна, и приступать к коренному разрешению ее Германия не собирается. Проблема эта может встать на очередь в случае возникновения каких-либо событий в СССР, но и тогда Германия не примет каких-либо решительных шагов без предварительного совещания с Польшей и, во всяком случае, не в ущерб Польше. 3) Вопрос о Мемеле. Гитлер заверил, что Германия не собирается нарушать статус Мемеля и все свои пожелания намерена осуществлять, оставаясь в рамках статута. В случае необходимости каких-либо радикальных изменений Германия предварительно посовещается с Польшей и Литвой. По инициативе Бека обсуждался вопрос о соединении Данцига с рейхом через коридор. Бек заявил о готовности Польши пойти навстречу рейху, согласившись на постройку экстерриториальной автострады от германской территории к Данцигу через польский коридор (наподобие той, которая намечена через Чехию для связи Силезии с Веной). Он поставил лишь условием, что это не должно ни в малой мере задеть связь Польши с Гдыней» (ABU РФ, ф. 06, on. 1, п. 7, д. 64, л. 7 — 8). — 1—42, 51, 84, 90, 124.

31 В меморандуме японского правительства от 16 января 1939 г. Советскому правительству говорится:

«1) Императорское правительство принимает к сведению заявление Советского правительства об отсутствии у него намерения превратить рыболовный вопрос в политический. Однако Советское правительство, смешивая политику Японского правительства, стремящегося к поддержанию мирных взаимоотношений между обоими государствами, с его политикой воспрепятствования разрушительной работе Коминтерна, и исходя из ложного политического взгляда, считающего японскую политику как антисоветскую, придает политическое значение рыболовным переговорам, являющимся чисто экономическим вопросом. Такое отношение Советского правительства является бесспорно несправедливым. С другой стороны, советская сторона продолжает говорить о «несоблюдении» японской стороной Портсмутского договора, несмотря на выяснившуюся, по японскому разъяснению, неосновательность подобного обвинения, и стремится

510


обострять положение желанием диктовать японской стороне условия, могущие при нынешнем строе Советского Союза превратить на деле в ничтожество японские рыболовные права, основанные на Портсмутском договоре. Такое отношение Советского правительства совершенно непонятно для Императорского правительства.

2) Японские подданные, явившиеся пионерами в рыболовстве в дальневосточных водах Советского Союза, долгие годы прилагали постоянные старания к экономическому развитию упомянутых водных пространств, особенно со времени заключения Портсмутского договора. Японцы, проявляя свои особые черты, достигли нынешнего состояния рыболовства и способствовали взаимному преуспеванию в рыболовстве. Таким образом, сохранение рыболовных прав и интересов стало самым насущным и неотлагательным требованием, основанным на воле всего японского народа. Вместо того, чтобы Советское правительство попросту признало этот факт, оно начинает говорить о тех годах, когда японские подданные имели в своем пользовании не больше 100 с лишним участков, что относится к 30-летней давности, т. е. к начальному периоду рыболовства. Это — вывод, игнорирующий вышеупомянутую историю и требование японцев. Это — ложный вывод, забывающий факт, что советская сторона ныне имеет в своем пользовании больше участков, чем японцы, т. е. она имеет 400 с лишним участков, в то время как она имела тогда лишь 20—30 участков. Советская сторона забывает и тот факт, что большинство из этих 400 участков было сдано в аренду советской госпромышленности в силу соглашения Хирота — Карахан. Такое нарушение рыболовных прав нанесет сильный удар особым историческим чувствам всего японского народа, что не может считаться терпимым. Поэтому Императорское правительство не может не пожелать, чтобы Советское правительство пересмотрело свое отношение.

3) Недавно советская сторона делала заявление об отсутствии у нее намерения отнимать у японцев закрепленные за ними рыболовные участки, хотя бы они ставились на торги, а ныне заявляет, что она не предполагает вносить сколько-нибудь серьезные изменения в арендную плату. Предлагаемая японской стороной стабилизация рыболовных участков не означает выхода за рамки Портсмутского договора, как приписывает советская сторона. Стабилизация рыболовных участков является единственно справедливым способом разрешения вопроса, достигнутым в результате взаимного соглашения и признанным на основе долголетнего опыта самым разумным для предотвращения конфликтов между обеими сторонами. Этот способ является самым подходящим для нынешнего положения советско-японского рыболовства. Об этом можно говорить с еще большей убедительностью при нынешнем строе Советского Союза. При условии сохранения торгов советское заявление о возможности приобретения японцами рыболовных участков или о гарантии такового приобретения нужно считать в конечном счете лишенным всякого значения, а потому нужно признать невозможным вести дальнейшие переговоры на основе советского предложения. Императорскому правительству верится, что нет никакого основания вносить изменения в настоящий порядок стабилизации рыболовных участков, раз нет злоумышленного намерения у советской стороны, как о том заявляет советский ответный меморандум.

4) Не японская сторона, которую советская сторона без основания обвиняет в «несоблюдении> П'ютсмутского договора и в стремлении выйти за рамки этого договора, а советская i юрона игнорирует Портсмутский договор и стремится выйти за рамки этого договора. Именно она стремится односторонне исключить из японской эксплуатации те рыболовные участки, которые японские подданные законно заарендовали на основе Конвенции, а равно-стремится сузить и препятствовать законной и разумной рыболовной деятельности японских подданных, имеющих право на рыболовные участки, предоставленные Конвенцией. Такое действие Советского правительства противоречит духу Портсмутского договора и нанесет ущерб рыболовству японцев. Однако японская сторона, учитывая пожелания советской стороны, придерживается возможно примирительного отношения к вопросу об исключении участков и готова вести дальнейшие переговоры на основе обмена соответствующих участков на однородные и одноценные участки. Одностороннее исключение рыболовных участков по соображениям, Конвенцией не предусмотренным, явится незаконным. Тем более явится незакон-

511


ным, если советская сторона откажется от предоставления компенсационных участков. Если советская сторона желает сохранить по - прежнему за ее госпромышленностью те рыболовные участки, которые были за ней закреплены, то она должна заботиться о предоставлении компенсационных участков японским рыбопромышленникам за те их участки, которые будут исключены из их эксплуатации, ибо рыболовные участки, закрепленные за японцами, составляют противовес тем, которые предоставлены советской госпромышленности. Императорское правительство проявляет дух примирения в его стремлении достичь соглашения по плану компенсационных участков.

5) По вышеизложенным соображениям и ввиду наступления подготовительного периода к рыболовству, Императорское правительство опять не может не пожелать, чтобы Советское правительство отдавало должное внимание существующим рыболовным правам и интересам японцев н отказывалось от узких односторонних аргументов по поводу договоров и конвенций в целях достижения соглашения» (АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 23, д. 251, л. 70 — 74). — 1 — 57.

• " С начала 1939 г. объектами японского нажнма стали международные концессии.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.