Сущность дидактической игры. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Сущность дидактической игры.

2021-06-23 17
Сущность дидактической игры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Великий русский педагог К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное знание игры, готовящей ребенка к творческому труду, деятельности, жизни. Он отличал, что в игре ребёнок ищет не только удовольствие, но и серьезных знаний; игра – это мир практической деятельности ребёнка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности.

Игра – средство воспитания. Игра создаёт коллектив. Общие переживания в игре объединяют детей. В игре воспитываются чувство товарищества, взаимная поддержка. Н. К. Крупская и А. С. Макаренко подчёркивали значение игры как средство всестороннего развития личности. Всё обаяние игры, всё её очарование покоится на том, что творческая работа всё время имеет дело с реальностью.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровой, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают значения, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно – овладевают знаниями, играя.

Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом её выполнения становится естественное стремление ребёнка играть, выполнять определенные игровые действия.

Дидактические игры на занятиях имеют свои особенности на занятиях, над этим работали такие ученые, педагоги и психологи: Аникеева Н. П., Миронова Р. М., Субботский Е. В., Зеньковский В. В., Воронова В. Я., Зворыгина Е. В., Удальцова Я. И., Старжынская Н. С., Артёмова Л. В., Смоненцова А. А., Житникова Л. М., Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., Абрамян А. А., Осокина Т.И., Давидчук А. Н., Печора К, Л.\

 

Функции дидактической игры.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Сказанное позволяет сформировать основные функции дидактических игр:

1) функции формирования представлений, усвоения знаний;

2) функции развития ощущений и восприятий;

3) функции решения разнообразным экономным и рациональным способом умственных и практических задач;

4) функции формирования навыков самоконтроля и самооценки;

Функции формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

И так, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально – волевая сфера, способности и умения. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. [12,с. 318]

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Великий русский педагог К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное знание игры, готовящей ребенка к творческому труду, деятельности, жизни. Он отличал, что в игре ребёнок ищет не только удовольствие, но и серьезных знаний; игра – это мир практической деятельности ребёнка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности.

Игра – средство воспитания. Игра создаёт коллектив. Общие переживания в игре объединяют детей. В игре воспитываются чувство товарищества, взаимная поддержка. Н. К. Крупская и А. С. Макаренко подчёркивали значение игры как средство всестороннего развития личности. Всё обаяние игры, всё её очарование покоится на том, что творческая работа всё время имеет дело с реальностью.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровой, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают значения, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно – овладевают знаниями, играя.

Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом её выполнения становится естественное стремление ребёнка играть, выполнять определенные игровые действия.

Дидактические игры на занятиях имеют свои особенности на занятиях, над этим работали такие ученые, педагоги и психологи: Аникеева Н. П., Миронова Р. М., Субботский Е. В., Зеньковский В. В., Воронова В. Я., Зворыгина Е. В., Удальцова Я. И., Старжынская Н. С., Артёмова Л. В., Смоненцова А. А., Житникова Л. М., Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., Абрамян А. А., Осокина Т.И., Давидчук А. Н., Печора К, Л.\

 

Сущность дидактической игры.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Можно согласиться с Л. С. Выгодским, который писал, что «в дошкольном возрасте игра проникает в отношения к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно не произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.

3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в том, что мотив не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана         Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал её важнейшим средством воспитания и обучения ребёнка. Но разработанные им игры били скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребёнка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль  Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающими и развитие речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдением жизни и всегда сопровождаются словом. [10, с.65-66]

А. В. Запорожец оценивая роль дидактической игры подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические средства лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры – это ещё и игровая форма обучения. [11,с113]


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.