Различие между историческими формами социальной стратификации — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Различие между историческими формами социальной стратификации

2021-06-23 26
Различие между историческими формами социальной стратификации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

В теории стратификации выделяется понятие социальная мобильность, что означает изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

 

Существуют следующие виды миграции по:

§ характеру — трудовая и по политическим мотивам:

§ продолжительности — временная (сезонная) и постоянная;

§ территории — внутренняя и международная:

§ статусу — легальная и нелегальная.

 

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются по социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

 

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например, социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, вто время как групповая — с предписанными, аскриптивными.

Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает (Приложение, схема 20).

 

В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал (от лат. marginalis - находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). В целом маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение. Люмпен (от нем. Lumpen - лохмотья), пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества — способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи, деклассированные элементы). Следует отметить, что в настоящее время процессы маргинализации и люмпенизации получили заметное распространение в российском обществе, а это может привести к его дестабилизации.

Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности мобильности. П. Сорокин определял скорость мобильности как вертикальную социальную дистанцию или число страт — экономических. профессиональных, политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих свои позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность.

 

Соединив показатели скорости и интенсивности мобильности, мы получим совокупный индекс мобильности, который может быть рассчитан для экономической, профессиональной или политической области деятельности. Он также позволяет определять и сравнивать процессы мобильности, происходящие в разных обществах. Таким образом, процессы социальной мобильности могут принимать различные формы и даже носить противоречивый характер. Но вместе с тем для сложного общества свободное перемещение индивидов в социальном пространстве — единственный путь развития, в противном случае его могут ожидать социальное напряжение и конфликты во всех сферах общественной жизни. В целом социальная мобильность является важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров.

 

 

10.

10.

Визуал

Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.

Аудиал

Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями: не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось; идея звучит заманчиво.

Кинестет

Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.

Дигитал

Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто дигиталыспрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности. Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью.

Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.

11.

Визуалы

Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:

· интеллект-карты

· схемы

· графики

· иллюстрации

· фотографии

· демонстрационные модели

· опыты, эксперименты

Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная. Хорошо помнят расположение предметов, путь, дороги, неплохо ориентируются в пространстве. Некоторый шум для визуала не критичен, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал.

Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.

Аудиал

Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина. Если Вы аудиал, то старайтесь обязательно прослушивать лекционный материал, аудиокурсы. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.

Киненстет

Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать.

Кинестетам важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Люди этого типа очень деятельностны, любят и с удовольствием трудятся. И не любят бездействие. Именно для кинестетов поговорка «Движение — это жизнь» имеет особый смысл. Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.

Дигитал

Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать:

· схемы

· интеллект-карты

· сжатые планы

· Собственноручно составленные тезаурусы

 

Визуалы

«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам. Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается.

В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что по одному только взгляду они знают мысли другого человека.

В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.

Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.

Аудиал

Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.

Кинестет

Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью.

Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно телесное соприкосновение.

Дигитал

Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях. Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.

 

Визуалы

Особенность этого типа людей в том, что они восприимчивы к тому, что является видимым. Они ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, грязь. В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.

Аудиал

Воспринимают окружающий мир, особенно сильно обращая внимание на звуки. Любят музыку, мелодии, сами часто могут мурлыкать себе под нос, напевать песни. Чувствительны и восприимчивы к разговорам, у аудиалов острый слух и хорошая память, особенно слуховая. Часто выбирают родом своей деятельности все, что связано с музыкой, мелодиями, ораторским искусством.

Кинестет

Кинестеты очень чувствительны ко всему, что происходит вокруг. Их телесные и эмоциональные ощущения тесно переплетены. Они любят телесный комфорт, удобство окружающего пространства. Неудобная одежда или ниточка, щекочущая им шею может вывести из себя кинестета. Любят глубокие личностные дискуссии, общение с эмоциональным обменом, обсуждением того, то чувствуют другие. Для кинестета прикосновение имеет глубочайший смысл и большую ценность.

Дигитал

Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.

Строго говоря распределение людей на типы визуал, аудиал, кинестет, дигитал весьма упрощенно. На самом деле каждый из этих типов может быть смешанным, а может быть с разной ведущей полушарной системой, что увеличивает количество вариантов.

Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях. Но понимание своей ведущей системы позволит более качественно усваивать любую информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до него. Понимание своего типа восприятия (визуал, аудиал, кинестет, дигитал), позволит вам понять, как учиться именно вам, с учетом ваших индивидуальных особенностей.

 

 

14.

Человек устроен очень разумно: для познания окружающего мира в его распоряжении есть универсальный набор органов чувств. Практически все мы умеем слышать, видеть, чувствовать, понимать. Правда, мало кто обращает внимание на то, что при взаимодействии с внешней средой каждый из нас в большинстве случаев пользуется не всеми данными ему природой инструментами, а лишь избранными. Визуал, аудиал, кинестетик характеристика – одна из важнейших при составлении психологического портрета человека. Знание своего психотипа не только помогут ему лучше понять самого себя, но и упростит процесс взаимодействия его с другими людьми. Одним важнее получать информацию на слух, другим удобнее все увидеть собственными глазами, третьи не смогут усвоить ничего нового, если не спроецируют это на свой личный жизненный опыт, а с четвертыми вы найдете общий язык, только если будете разговаривать с ними на языке строгой логики. То есть у каждого из нас есть свой путь восприятия информации. И в зависимости от этого все мы делимся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов. Как вы думаете, какое поведение у шизоидного типа акцентуации характера? Все о нестандартных чертах характера человека. Узнайте о нейропластичности мозга здесь. Визуал: мир, я вижу тебя Визуалов, то есть тех, кто предпочитает знакомиться с внешним миром глазами, подавляющее большинство. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — это про них. При знакомстве с человеком такие люди с легкостью запомнят его внешний вид, после без труда опишут окружающую обстановку, но с воспроизведением деталей беседы могут возникнуть проблемы. Как определить визуала в обычной жизни: такой человек никогда не потеряется, потому что он умеет с ходу ориентироваться в пространстве; он с легкостью назовет свои любимые и нелюбимые цвета; при размышлении над какой-либо проблемой визуал предпочтет начертить условную схему на листке или представить свои или чужие умозаключения в виде графиков и таблиц; его внешний вид отражает его внутреннее состояние; во время бесед предпочитает рассказывать сам, нежели слушать других; он встречает людей «по одёжке», а жилище оценивает по интерьеру; в помещении он займет такое место, с которого будет открываться максимальный обзор; из всех видов искусств предпочитает живопись, скульптуру, архитектуру; не принимает аудиокниги; при оценке событий, явлений, фактов визуал чаще всего использует слова «красиво» — «некрасиво»; хорошо запоминает только то, что написано и прочитано им самим. Это интересно! Мир визуала – это калейдоскоп картинок. Его знакомство с людьми подчиняется фразе: скажи мне, что ты видишь, и я скажу, кто ты. Аудиал: мир, я слышу тебя Аудиальное восприятие – это познание мира через звук. По численности аудиалы в мире занимают второе место после визуалов. Такие люди могут что-то «сто раз увидеть», но ничего не запомнить. Зато они легко усвоят информацию, услышав ее однажды. Как отличить аудиала: для решения какой-либо социальной проблемы им не нужна личная встреча, достаточно телефонного разговора; такие люди – благодарные посетители семинаров, лекций, на которых им зачастую даже не требуется вести конспекты; в беседе для них важно не столько что человек говорит, а как – даже самая невинная фраза, произнесенная с неверной, по мнению аудиала, интонацией, способна вывести их из эмоционального равновесия; для решения проблемы аудиалыпредпочитают проговаривать ее вводные, для них привычен режим внутреннего диалога, «сам с собой веду беседу» — это про них; в компании аудиалы внимательно слушают, и за это их ценят окружающие, а если рассказывают сами, то очень эмоционально; внутреннее состояние аудиала всегда выдает интонация, с которой он общается с людьми; из всех видов искусств предпочитает музыку; приветствует аудиокниги и радио. Аудиальное восприятие зачастую может сыграть с человеком злую шутку: такие люди в межличностных отношениях иногда воспринимаются как равнодушные. Окружающим может показаться, что к ним не проявляется ни малейшего интереса. Но это впечатление обманчиво. Просто для понимания и принятия другого человека аудиалу совсем не нужно на него смотреть. Кинестетик: мир, я чувствую тебя Есть люди, которые не доверяют ни словам, ни зрительным образом. Их познание мира строится исключительно на собственных тактильно-чувственных и обонятельных ощущениях. Такие люди в психологии называются кинестетиками. Они из тех, кто предпочитает семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Как распознать кинестетика: в личных отношениях кинестетики не любят ушами, для них не важны подарки, а вот объятия – это то, что убедит их в искренности чувств; высшая степень признания и доверия для таких людей – прикосновение; в принятии решений кинестеки руководствуются категорией «мне кажется»; в оценке предметов и событий им чужды рекомендации других людей, они не верят рекламе и не прислушиваются к отзывам – таким людям важны собственные ощущения; чтобы решить проблему, кинестетикам нужно разобрать ее на составляющие, изучить каждую деталь по отдельности, а потом снова собрать в единое целое; в бытовой жизни они ценят комфорт и не придают значения стилю и модным тенденциям; воспринимая информацию, они руководствуются принципом «надо попробовать», так практика для них – превыше всего; кинестетики – тонко чувствующие натуры, легко входят в положение другого человека. Кинестетиков в обществе встречается гораздо меньше, чем визуалов и аудиалов. Им с их повышенной степенью чувствительности гораздо сложнее найти свое место в окружающем мире. Из девиз: «Я чувствую, значит, я существую». Узнайте, что такое метод Де Боно «6 шляп мышления».

Дигиталы в классификации психотипов восприятия мира появились сравнительно недавно. Это самый редкий тип людей. Для них мир представляется собранием умозаключений. Они воспринимают только такую информацию, которую понимают. Логика – это их стихия. Предметы и явления дигиталы характеризуют с точки зрения полезности, а при социальном взаимодействии ценят точность формулировок. С дигиталами сложно общаться, так как они производят впечатление отстраненных и бесчувственных людей. В социуме тот или иной психотип в чистом виде, как правило, не встречается. У каждого человека он выражен в большей или меньшей степени наряду с другими типами мировосприятия. Но знать, какой из них ведущий, важно и для самого человека, и для окружающих его людей. Эти знания упрощают социальное взаимодействие. Гораздо легче вести диалог, к примеру, о зиме, если знать, что для визуала она будет ассоциироваться с белым цветом, для аудиала – с хрустящим снегом, для кинестетика – с холодом, а дигиталу будут важны лишь показатели термометра.

 

 

15. Модальность восприятия

Общепризнанные положения отечественной психологии раскрывают процесс перцепции как целостное полимодальное поле (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн), как структурное психологическое образование, состоящее из модальностей восприятия (Л. А. Венгер, Б. Б. Коссов, В. Д. Шадриков). Модальность восприятия представляется как целостное переживание определенного фрагмента действительности и качественная характеристика восприятия, как субъективное психологическое перцептивное пространство индивида с модальными характеристиками. Модальность восприятия рассматривается в литературе как главный компонент поведения, в том числе учебного и речевого, как регулятор любого действия и деятельности (В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев).

 

 В психологической литературе восприятие и его модальности рассматриваются как философская проблема психологии, как экологическая проблема, с точки зрения непосредственного наблюдателя, как проблема психофизиологии и общей психологии, как проблема педагогической психологии. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что модальности восприятия исследуются с разных сторон, и имеется множество подходов к объяснению этого психологического феномена. Психологи и педагоги связывают модальности восприятия с проблемой зарождения, становления, функционирования и регуляции перцептивных познавательных действий (Л. А. Венгер и др.); со способом предъявления, приема и переработки учебного материала (И. А. Зимняя); с основой способа формирования образов учебных текстов. Модальности восприятия рассматриваются как регулирующая основа общения и обучения; как основные компоненты учебного поведения и основа регуляции познавательных и учебных стратегий, основа индивидуальных характеристик обучаемого.

 Многообразие подходов к исследованию модальностей восприятия объясняется: а) сложностью и многоплановостью данного психологического феномена; б) той определяющей ролью, которую играют модальности восприятия в индивидуально-психологической стороне структуры личности, определяя поведение в любой деятельности, в т. ч. учебной. Попытки структурировать чувственное восприятие у человека, дифференцировать виды ощущений, восприятия и представлений, выявить их отличия и дать им характеристику можно обнаружить в трудах Аристотеля. Понятие «модальность» разрабатываемое Аристотелем, получило свое дальнейшее развитие в философии, логике, физиологии, психологии, педагогической психологии. Модальность восприятия как психологический феномен невозможно рассматривать обособленно от сенсорно-перцептивной организации человека и его поведения.

Общеизвестно, что сенсорно-перцептивные процессы играют значимую роль в организации психики человека. Б. Г. Ананьев показал, что единая система анализаторов всех без исключения модальностей, т. е. сенсорно-перцептивная организация человека, характеризует человека в целом: как индивида и как личность. В структуре сенсорно-перцептивной организации человека модальности действуют различные формы чувственного отражения: ощущений, восприятия, представлений. Модальность характеризует процесс перцепции и его продукт — образ восприятия. Термин «модальность» С. Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев использовали вначале применительно к видам ощущений. В дальнейшем с вычленением психических процессов термин стал применяться к различным видам психических явлений.

В психологической литературе слово «модальность» употребляется в достаточно широком контексте, используется для качественной характеристики когнитивных образов, а также для классификации восприятий и представлений. От модальности ощущений и восприятия как основ психических процессов зависит качество последних. При кратковременном удержании «продуктов сенсорной информации, поступающей в органы чувств» в сенсорной памяти присутствуют модально-специфические характеристики. Существует утверждение, что память тела доминирует над всеми другими модальностями памяти.

Определение понятия «модальность» в психологической литературе можно разделить на две группы: 1 — понятие относится к чувственному восприятию и 2 — понятие относится к другим психологическим феноменам. Слово «модальность» происходит от латинского «modus», что означает мера, способ, образ, правило, предписание. В Большой Советской Энциклопедии модальность трактуется как способ существования определенного объекта, протекания определенного явления — онтологический аспект, а также как способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии — гносеологический аспект. Прежде всего, модальность является формальным признаком восприятия, т. к. ведущая сенсорная система, или доминирующий анализатор, определяют вид восприятия, или его модальность. С одной стороны, модальность является формальным отличительным признаком: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное восприятие. С другой стороны, модальность перцепции является содержательным неформальным признаком, т. к. заключает в себе информационное содержание, т. е. «модально-информационную характеристику» восприятия. Общий смысл этого понятия связан с восприятием фрагментов реальной действительности, с сенсорно-перцептивным опытом, который имеет знаковую форму, находит свое выражение в языке и речи и отражает качественные характеристики познавательных образов различного уровня и сложности.

Существующий на основе сенсорных систем традиционный подход к классификации модальностей перцепции (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая модальности) является исходными для исследователей влияния чувственного восприятия на учебную деятельность. Идея учета всех без исключения модальностей восприятия у обучаемых находит подтверждение в работах современных авторов психолого-педагогических работ. Н. В. Самоукина предлагает психотехнические упражнения и психокоррекционые программы для учителей и учащихся, основанные на осознании мышечных ощущений (кинестетическая модальность), слухового восприятия, визуализации (зрительная модальность). Т. В. Башаева, рассматривая процесс восприятия как основу интеллектуального развития и как основу фундамента развития познавательной и личностной сферы, предлагает 375 игр для развития перцепции ребенка, которые представляют собой Игровую Систему Сенсорного Обучения. Эти игры предназначены для развития зрительной, слуховой, кинестетической, вкусовой, обонятельной модальностей восприятия.

 

У каждого из нас среди органов чувств (физиологических анализаторов) есть как бы ведущий, который быстрее остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды, какой из анализаторов: зрительный, слуховой или тактильный быстрее других откликается при контакте с окружающим миром. Анализаторы характеризуют черты, свойственные людям с рождения. Свойства анализаторов накладывают отпечаток на особенности восприятия учащихся. От ведущего анализатора зависит увлеченность ученика тем или иным видом деятельности, скорость запоминания, способность к концентрации внимания. В этом своеобразии путей развития каждого человека, его индивидуальность. Как же проявляются эти типы: Тип. А (видеть). Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: «не видел этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметил прекрасную особенность». Рисунки, образные описания, фотографии говорят ему больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию или беспорядок. Тип. В (ощущать, осязать). Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похож на теплый дождь». Чувства и впечатления людей этого типа касаются главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговорах их интересуют внутренние переживания. Тип. С (слушать). «Не понимаю, что мне говоришь», «Это известие для меня…», «не выношу таких громких мелодий» — вот характерные высказывания для людей этого типа. Огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. Сходство типов может способствовать любви, успешности, несовпадение порождает конфликты и недоразумения Роль восприятия в развитии познавательной деятельности ребенка, его интеллекта чрезвычайно велика. Все, что в процессе жизненного опыта становится достоянием человека, должно быть, прежде всего, воспринято. По мнению известного испанского нейрофизиолога X. Дельгадо, если бы человеческое существо с момента рождения развивалось при полном отсутствии сигналов из внешнего мира — сенсорной информации, оно было бы полностью лишено психических функций, «мозг его был бы пуст и лишен мыслей. Созревая физически, оно оставалась бы интеллектуально столь же примитивным, как в день своего рождения». Восприятие сигналов внешнего мира происходит при участии значительного количества структур, объединенных в единую систему. Начинается этот процесс в рецепторном аппарате. Рецепторы — это «окна» нервной системы, они состоят из специализированных нервных клеток, преобразующих энергию внешнего мира в нервные процессы. От рецепторных образований нервные импульсы поступают в подкорковые отделы мозга, a зaтем в так называемые проекционные области коры больших полушарий, где происходит анализ отдельных признаков сигнала, и далее в непроекционные отделы коры (заднеассоациативные и переднеассоциативные области). Здесь отдельные признаки синтезируются в образ, совершается его опознание, классификация и организуется ответное действие. Как мы уже говорили, различные структуры мозга, в том числе разные отделы больших полушарий, созревают неодновременно, в развитии восприятия с наибольшей отчетливостью проявляются возрастные особенности различных отделов воспринимающей системы, степень участия их в приеме и анализе поступающей информации. Рецепторные аппараты и проводниковые пути созревают очень рано. Так, рецепторы сетчатки сформированы уже у новорожденного, а созревание проводниковой системы заканчивается практически к 3 месяцам. Тем не менее, зрительная функция окончательно не сформирована даже у 6–7-летних детей, острота зрения у них хотя и становится высокой, но еще не достигает уровня взрослых. Острота зрения, определяющаяся способностью воспринимать мелкие предметы, у многих детей ниже, чем средние нормативы у взрослого. Поэтому очень важно использовать на начальном этапе обучения книги с крупным шрифтом и вообще избегать зрительного переутомления.

Периферический зрительный аппарат созревает рано, и несовершенство зрительной функции связано с деятельностью центральных мозговых структур. Что же меняется в строении и работе центральной нервной системы? Что определяет особенности восприятия у детей разного возраста? Чтобы ответить на эти вопросы, надо было изучить, как происходит у детей прием и анализ сигнала в коре больших полушарий. Несмотря на зрелость воспринимающей функции мозга к 6–7 годам и целесообразность ее использования в учебно-воспитательном процессе, тем не менее надо иметь в виду, что восприятие в этом возрасте характеризуется рядом особенностей. Это прежде всего недостаточное умение произвольно регулировать процесс восприятия, т. е. действовать по инструкции, и затруднения при выделении основных, наиболее существенных элементов поступающей информации, особенно если она не представляет непосредственного интереса для ребенка или не захватывает его. Поэтому предъявляемый учебный материал и его подача должны быть «соприродны» ребенку. Дети полнее и глубже усваивают информацию, если она эмоционально привлекательна. Точно так же и любая воспитательная цель достигается легче, если ребенок чувствует ее важность и значимость лично для себя. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский [8] писал: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы обучения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике... Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все решительно формы нашего поведения и на все моменты воспитательного процесса». Можно добавить: и образовательного.

 

Отмеченные особенности развития младшего школьника имеют реальную психофизиологическую основу и связаны с недостаточной зрелостью высших отделов коры больших полушарий — лобных областей. В этом возр


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.