Промышленность. Торговля. Транспорт — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Промышленность. Торговля. Транспорт

2021-06-23 24
Промышленность. Торговля. Транспорт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во второй половине XIX в. в условиях утверждения капиталистических рыноч­ных отношений в стране активизировался процесс промышленного освоения края. Однако в силу целого комплекса объективных причин (малая заселенность и окраин­ное положение; суровые природные условия, требовавшие дополнительных затрат капитала на организацию производства; неразвитость транспортных коммуникаций) формирование индустриального сектора экономики шло в Карелии значительно мед­леннее, чем в центре России.

Крупнейшим промышленным предприятием края в пореформенные десятилетия XIX в. оставался казенный Александровский пушечный завод в Петрозаводске, иг­равший заметную роль в военно-промышленном комплексе страны. Он обеспечивал­ся чугуном со вспомогательных казенных горных заводов - Кончезерсхого и Суоярвского, действовавших с дореформенных времен, а также вновь построенного в 1868 г. Валазминского завода. На этих предприятиях выплавлялось в среднем 160-200 тыс. пудов чугуна в год. Главной продукцией Александровского завода были чугунные артиллерийские орудия для сухопутных крепостей и военных кораблей, а также сна­ряды. В небольших количествах изготовлялись металлоизделия хозяйственного на­значения. Несмотря на некоторые технические усовершенствования, предприятие долго не могло выйти из застоя. Сказывалось постепенное сокращение спроса на чу­гунные пушки со стороны военного ведомства в связи с освоением на заводах центра страны и Урала производства стальных орудий. В 1881 г. выпуск чугунных пушек на Александровском заводе окончательно прекратился, и завод стал чисто снарядоделательным. Но и на эту продукцию заказы имели тенденцию к сокращению. Ситуация несколько улучшилась с начала 1890-х гг. В 1890-1892 гг. по инициативе горного начальника Н. Оссовского на заводе была построена первая мартеновская печь, по­зволившая начать освоение выпуска стальных снарядов. Одновременно увеличились заказы и на чугунные снаряды, что вызвало общий рост производства. Если за 1880-е гг. общая стоимость заводской продукции оценивалась в 3,5 млн руб., то за 1890-е гг. она составила 5,7 млн руб.63Однако рост производства вскоре приостано­вился. С 1901 г. в связи с мировым промышленным кризисом как на головном, Алек­сандровском, так и на вспомогательных заводах, в доменном хозяйстве которых не отмечалось прогресса, вновь наступил производственный спад.

Во второй половине XIX в. в Олонецком уезде продолжали действовать три не­больших железопередельных завода полукустарного типа, принадлежавших местным купцам. Куйтежским заводом первоначально владели Серебряковы, а с начала 1890-х гг. - Куттуевы; Мегрегским - Вороновы и Усланским - Петровы. Предпри­ятия изготовляли различные предметы домашнего обихода из металлолома, достав­лявшегося из Петербурга, на общую сумму до 16 тыс. руб. в год64.

На волне учредительской горячки (грюндерства), охватившей в 1860-1890-е гг. многие районы страны, возрос интерес частных предпринимателей к разработке ка­рельских металлических руд. В итоге различными акционерными компаниями и об­ществами до конца XIX в. в крае было построено четыре чугуноплавильных завода. Возникшее в 1874 г. "Северное акционерное общество", одним из пайщиков которого был великий князь Петр Николаевич, приступило к разработке железорудных место­рождений и сооружению металлургического завода в Тулмозерской волости Олонец­кого уезда. Но вскоре дело перешло к акционерному обществу "Сталь". Правление этого общества сообщало акционерам о возведении крупного предприятия с ежегод­ной выплавкой нескольких миллионов пудов чугуна, о проведении железнодорожной ветки от завода до Ладожского озера и т. д. В отчете за 1896 г. отмечалось, что стро­ительные работы идут "полным ходом", однако в действительности картина оказа­лась не столь радужной. Доменную печь удалось задуть только в 1899 г., и работала она с перебоями. Выплавка продолжалась от 124 до 196 суток в год и за 4 года на заводе удалось выплавить всего 519 тыс. пудов чугуна. В 1903 г., в условиях кризиса, предприятие закрылось65.

"Товарищество по вере Родоконаки и К°" (в него входили князь К. Белосельский- Белозерский, Ф. Родоконаки и другие столичные предприниматели) в 1875-1876 гг. построило в Повенецком уезде Святнаволокский (Пальеозерский) чугуноплавильный завод, на котором за первые два года было выплавлено 80 тыс. пудов чугуна. В 1878 г. на заводе установили вагранку. Но из-за неудачного местоположения предприятия доставка продукции к Уницкому заливу Онежского озера для погрузки на суда и от­правки в Петербург стала трудным и дорогостоящим мероприятием. Завод понес убыт­ки и в 1879 г. был закрыт, а через 9 лет продан столичному купцу А. Семенову. Одна­ко и новый владелец не смог сделать предприятие рентабельным, и вскоре оно окончательно закрылось. В 1895 г. А. Семенов начал строить другой чугунолитей­ный завод - Сеговецкий, на берегу р. Сон, в трех верстах от ее впадения в Сегозеро. Уже в начальный период предприятие перешло к "Акционерному обществу горных заводов в Олонецком крае", которое и ввело его в действие в 1897 г. Завод имел две домны и за четыре года выплавил 300 тыс. пудов чугуна.

Из всех частных чугуноплавильных заводов Карелии наиболее значительным ока­зался Видлицкий, сооруженный в 1896-1897 гг. в Олонецком уезде близ устья р. Видлицы. Предприятие принадлежало "Акционерному обществу Путиловских заводов". Первая доменная печь была задута в ноябре 1897 г., а через год состоялся пуск второй печи. Горная руда (магнитный железняк) доставлялась из-под Сортавалы, а болот­ная и озерная добывалась в Видлицкой волости. Как и на других заводах края, здесь для выплавки чугуна использовался древесный уголь. В 1898 г. предприятие дало 272 тыс. пудов металла, а с пуском второй печи объем производства превысил 400 тыс. пудов в год66.

Все частные металлургические заводы, как видно из вышеприведенного обзора, были небольшими. Они имели по одной - две малопроизводительных доменных печи и насчитывали по нескольку десятков рабочих. Слабое развитие частной металлур­гии в крае объясняется низким качеством местных железных руд, трудностью их до­бычи и доставки к предприятиям, техническим несовершенством заводского обору­дования, а также отсутствием удобных путей сообщения для транспортировки продукции на рынки сбыта. Не случайно заводчики, не успев как следует наладить производство, бросали его и переключались на эксплуатацию лесных массивов, выде­ленных для обеспечения металлургического процесса древесным углем. Торговля ле­соматериалами в условиях устойчивого роста спроса на древесину в стране и за рубе­жом обеспечивала гораздо большие выгоды, нежели металлургическое производство.

В пореформенный период резко усилилась разработка лесных богатств Карелии. Развитие пароходства создало благоприятные условия для вывоза лесоматериалов на российский рынок и организацию лесоэкспорта через порты Белого моря из север­ной Карелии и Заонежья, ставших в 1860-1890-е гг. ведущими районами лесозагото­вок. Общий объем производства деловой древесины в крае за четыре пореформенных десятилетия увеличился примерно в 5 раз и к началу XX в. достиг 1150 тыс. бревен в год67. Росла и заготовка дровяного топлива.

Ведущее положение на лесозаготовках в Карелии принадлежало крупным петер­бургским и архангельским фирмам Беляевых, Громовых, Д.Н. Лебедева, Русановых, А. Суркова и Ю. Шергольда. Заметную роль играли и представители иностранного капитала: английского - К. Стюарт, германского - Э. Брандт, шведского - А. Бер-грен и Г. Ослунд. В западных приграничных районах к концу XIX в. стала активно действовать финская фирма "Гутцайт и К°". В организации лесного дела участвова­ли, хотя и в менее значительных размерах, и местные предприниматели из купцов и разбогатевших крестьян: Захарьевы, Кипрушкины, Кирьяновы, Кораблевы, Пименовы, Савины, Фершуковы и др. Главенство крупного капитала, широкое применение наемной рабочей силы, элементы разделения труда при сохранявшейся ручной техни­ке - все это позволяет рассматривать лесозаготовительную отрасль в экономиче­ском плане как своеобразное производство типа рассеянной мануфактуры.

Из южной Карелии примерно половина заготовляемой деловой древесины посту­пала в Петербург, до 15% доставлялось в Карельское Поморье для переработки и эк­спорта, а остальная часть распиливалась на местных лесопильных предприятиях. К вододействующим лесопильням в данном районе прибавились современные паровые лесозаводы, принадлежавшие столичным купцам. В 1869-1870 гг. построен Шальский завод Н.А. Русанова в Пудожском уезде, в 1874 г. - Соломенский завод И.Ф. Громова на берегу Логмозера близ Петрозаводска и в 1882 г. - Шальский за­вод Д.Н. Лебедева. Лучшим из них считался Соломенский лесозавод, оснащенный 25-сильной паровой машиной и двумя быстроходными рамами, на которых распили­валось до 60 тыс. бревен в год. В целом ежегодный объем лесопиления в южной Каре­лии за 70-90-е годы XIX в. увеличился со 150 до 250 тыс. бревен, или на 67%68.

В Карельском Поморье первую попытку наладить промышленное лесопиление за счет эксплуатации лесных массивов бассейна р. Кемь предпринял вятский купец М. Кордаков. В 1866 г. он построил лесозавод на Якострове близ г. Кеми. Однако вскоре М. Кордаков обанкротился. Затем на лесные богатства Карельского Поморья обратили внимание крупные петербургские предприниматели Митрофан и Николай Беляевы, позднее получившие известность и как меценаты - покровители русского музыкального искусства. В 1869 и 1876 гг. в устье р. Выг у с. Сорока они построили два лесозавода с шестью пилорамами, древесное сырье для которых поступало по системе р. Выг как из южной части Кемского уезда, так и из Повенецкого уезда. В последующие десятилетия лесопильное производство стало продвигаться все дальше на север. В 1881 г. вошел в строй Керетский лесозавод местного купца, выходца из крестьян-поморов Ф. Савина. В 1888 г. начал действовать Кемский лесозавод на ост­рове Попове, принадлежавший архангелогородцам А. Суркову и Ю. Шергольду, а в 1892 г. - Ковдский завод фирмы "Н. Русанов сын". На рубеже XIX-XX вв. на островах Белого моря близ Ковды были сооружены еще два лесопильных предприятия: шведа Г. Ослунда (1899 г.) и англичанина К. Стюарта (1901 г.).

Лесозаводы Карельского Поморья, работавшие почти исключительно на экспорт, относились к числу наиболее крупных предприятий отрасли в России. В 1900 г. в сред­нем на один лесозавод приходилось: в Карельском Поморье 285 рабочих, в южной Карелии (включая вододействующие лесопильни) - 58, в целом по стране - 5069. Продукция поморских лесозаводов поставлялась преимущественно в Англию, а так­же в Бельгию, Германию и некоторые другие западно-европейские страны. В 1890 г. отсюда за границу было отправлено 8,4 тыс. стандартов пиломатериалов, а в 1900 г. - уже 17,3 тыс.

К концу XIX в. в Карелии имелось 9 паровых лесозаводов и 3 вододействующих лесопильни вместо 5 лесопилен в начале 1860-х гг. Если общая сумма производства пиломатериалов в 60-х гг. не превышала 300 тыс. руб. в год, то во второй половине 1890-х гг. она составила в среднем около 2 млн руб.

Наряду с лесопилением в пореформенные десятилетия в Карелии предпринима­лись попытки организовать производства на основе более глубокой переработки древесного сырья. С 1870-х гг. в Петрозаводске действовали три небольших спичеч­ных заведения мануфактурного типа, годовая стоимость продукции которых в конце XIX в. едва превышала 10 тыс. руб. Паровая установка по сухой перегонке древесины на скипидар и смолу появилась в 1899 г. на Уницкой лесопильне. В 1894 г. олонецкий купец Ю. Тейфель купил у Петровых Усланский железоделательный завод и перестроил его в древесномассную и картонную фабрику. Ежегодно здесь вырабатывалось до 10 тыс. пудов картона. Однако продукция встретила сильную конкуренцию со сторо­ны поступавшего на русский рынок финляндского картона и в 1915 г. фабрику при­шлось закрыть70.

Из предприятий других отраслей промышленности следует упомянуть мануфак­турное заведение купцов Базегских по первичной обработке льна в Пудожском уезде (просуществовало до 1907 г.) и несколько такого же типа кирпичных заводиков, фун­кционировавших в летнее время в окрестностях Петрозаводска.

Вторая половина XIX в. отмечена серьезным развитием торгового обращения и торговли как внутри Карелии, так и между нею и другими районами страны и за­границей. Увеличилось значение края как потребителя хлеба и промышленных изде­лий, доставляемых из центральных районов России через Петербург, Рыбинск и Ар­хангельск. Из Карелии в города страны поступали рыба, дичь, пушнина, изделия крестьянских промыслов. Однако главным товаром края становится продукция лес­ной промышленности, которая шла не только на российский рынок, но и через Петер­бург и порты Белого моря за границу.

Во внутренней торговле важную роль продолжали играть ярмарки, которых к концу XIX в. насчитывалось до 30. Однако их обороты постепенно снижались из-за усиливавшейся конкуренции постоянной торговой сети. Так, если в 1863 г. на ярмар­ках Олонецкой губернии было продано товаров на 626 тыс. руб., а в 1868 г. - на 717 тыс., то в 1894 г. - на 512 тыс. руб.71

Устойчивыми темпами развивалась более свойственная капиталистическому рынку постоянная сфера торговли. Расширялась сеть мелочных лавочек, лавок и магазинов, принадлежавших, главным образом, местным торговцам. Постепенно увеличивались и их обороты, расширялся ассортимент товаров. Так, по данным податной инспек­ции, за период с 1886 по 1900 г. в селениях трех уездов Карелии - Петрозаводского, Повенецкого и Пудожского - количество постоянных торговых заведений увеличи­лось с 205 до 332 (на 62%), а их учтенный суммарный товарооборот вырос втрое, до­стигнув 1,2 млн руб. Крупнейшим торговым центром края являлся Петрозаводск, где к 1900 г. действовало 102 стационарных предприятия с общим оборотом 1,3 млн руб. Из других пунктов выделялись Олонец - 42 лавки и магазина с оборотом в 207 тыс. руб. (1900 г.) и Кемь - 23 лавки и магазина с оборотом 107 тыс. руб. (1893 г.). И все же по уровню развития стационарной торговли Карелия отставала от центральных рай­онов страны.

Развивалась торговля с заграницей. Выше уже говорилось о торговле лесом и про­дукцией лесопереработки. Кроме того жителями Карельского Поморья в значитель­ных размерах велась меновая торговля с Норвегией. Широко практиковалась разносная торговля в Финляндии крестьян приграничных карельских волостей Кемского и Повенецкого уездов. В ней участвовало от 1,5 до 2,5 тыс. человек в год. Эта торговля почти целиком находилась в руках купцов-ростовщиков, закабалявших коробейни­ков, раздавая им в долг товары и денежные ссуды. Например, ухтинские купцы Мит­рофанов и Васильев снабжали ссудами ежегодно до 200 человек каждый72.

Развитие промышленности и торговли в Карелии в значительной степени сдержи­валось неудовлетворительным состоянием путей сообщения. Основными грунтовы­ми дорогами оставались начинавшиеся от Петрозаводска старинные почтовые трак­ты на Петербург, Вытегру и Повенец. (От Повенца почтовый тракт усилиями земства в 1878 г. был продлен до Сумского Посада.) Но массовая перевозка грузов по ним осуществлялась, главным образом, в зимнее время. В стороне от почтовых трактов царило бездорожье. По проселочным дорогам в летнее время грузы доставлялись на лошадях, запряженных в волокуши. Даже в конце XIX в. около трети селений края связывали между собой только пешеходные тропы. Между многими селениями связь осуществлялась летом на лодках по озерам и рекам. Зимой устанавливался санный путь по "зимникам".

Важнейшими транспортными артериями для жителей Карельского Поморья слу­жили Белое и Баренцево моря, для жителей южной Карелии - Онежско-Ладожский водный путь. В пореформенные десятилетия судоходство претерпело существенные перемены. Так, если на главных пристанях Онежского озера в 1874 г. было зарегист­рировано прибытие 280 и отбытие 267 судов, то в 1890 г., соответственно, 767 и 735 судов. Устаревшие типы судов постепенно заменялись более совершенными. С 1861 г. установилось регулярное движение грузо-пассажирских пароходов между Петер­бургом и Петрозаводском. В 1870-х гг. пароходные линии связали Петрозаводск с Повенцом, Пудожем (Подпорожье) и некоторыми другими пристанями. В 1872 г. по Онежскому озеру и р. Свири ходило 4 грузо-пассажирских и 27 буксирных парохо­дов, к 1889 г. их число возросло, соответственно, до 13 и 67. С начала 1870-х гг. пред­принимались меры по налаживанию пассажирского пароходного сообщения на Бе­лом и Баренцевом морях. Однако регулярные рейсы из Карельского Поморья в Архангельск и на Мурманский берег стали возможны только с появлением в 90-х гг. морских пароходов большей мощности. На Белом море в конце XIX в. насчитыва­лось несколько десятков паровых судов. Но все же, несмотря на некоторое сокраще­ние, поморский парусный флот еще продолжал сохранять ведущее место в грузовых перевозках, связанных с морскими промыслами.

Рост пароходства на Белом море и Онежском озере лишь в малой степени втяги­вал во внекраевую торговлю глубинные районы Карелии и не снимал проблемы раз­вития внутрикраевых транспортных и торговых связей. В целях ослабления бездоро­жья, преодоления разобщенности между районами края и усиления его связей с центром страны в пореформенное время не раз выдвигались проекты постройки Беломорско-Балтийского канала и железной дороги, которая бы соединила Карелию с Петербур­гом. Но эти проекты не получили поддержки правительства.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.