Исследования роли генотипа и среды в свойствах личности с помощью критериальных опросников — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Исследования роли генотипа и среды в свойствах личности с помощью критериальных опросников

2021-06-23 52
Исследования роли генотипа и среды в свойствах личности с помощью критериальных опросников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Разработка критериальных опросников. В подавляющем большинстве исследований личности, проводящихся в психогенетике, оценка свойств личности производится на основании опросников. Разным испытуемым предъявляется один и тот же набор вопросов об их привычках и об их поведении в различных ситуациях. На основании ответов испытуемых делается вывод о том, в какой степени им присущи те или иные свойства личности.

При таком способе оценки свойств личности необходимо быть уверенным, что задаваемые вопросы дают возможность оценить действительно важные особенности личности – те, которые определяют поведение человека в разных ситуациях, являются устойчивыми в течение длительного периода времени и различаются у разных людей. Таким образом, вопросы, используемые для диагностики свойств личности, не могут быть случайными, их отбор требует специальных методов проверки и является самостоятельной экспериментальной задачей. В современной психологии эта задача решается разными способами. Одним из них являются личностные критериальные опросники – опросники, составленные на сравнении групп испытуемых, различающихся по определенному критерию. Классическими примерами использования критериального метода являются Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI) и Калифорнийский психологический опросник (CPI).

Создатели MMPI, С.Хатуэй и Дж.Маккинли, сформировали различные группы испытуемых из здоровых людей и из пациентов психиатрических клиник, имеющих различные диагностированные заболевания (шизофрению, истерию, депрессию и др.). Особое внимание уделялось тому, чтобы сформированные группы испытуемых различались только по одному критерию – наличию или отсутствию диагностированного заболевания, но совпадали по другим критериям – социально-экономическому статусу, полу, возрасту и ряду других особенностей, которые могут повлиять на ответы на вопросы.

Процедура ответов на вопросы заключалась в следующем. Каждой группе испытуемых задавалось множество вопросов, касающихся оценки себя и других людей, физического и эмоционального состояния, реакции на различные ситуации. Далее сопоставлялись ответы здоровых испытуемых и пациентов, имеющих какое-либо заболевание, например, истерию. Если ответы здоровых испытуемых на задаваемый вопрос отличались от ответов пациентов, имеющих истерию, то этот вопрос рассматривался как диагностичный (то есть демонстрирующий различие между группами здоровых людей и пациентов-истериков) и включался в вопросник как один из показателей по шкале “истерия”. Если ответы здоровых и больных испытуемых на задаваемый вопрос не различались или различались незначительно, то вопрос в вопросник не попадал. Таким образом, было отобрано 550 вопросов, дающих возможность оценить 10 основных вариантов патологических отклонений – ипохондрию, депрессию, истерию, психопатию, мужественность - женственность (адекватность полоролевого поведения), паранойяльность, психастению, шизоидность, гипоманию, социальную интроверсию.

Впоследствии с помощью того же критериального метода построения опросников (то есть сравнения ответов здоровых людей и пациентов с тем или иным видом диагностированной патологии) дополнительно к 10 основным шкалам MMPI было получено большое количество более частных показателей, характеризующих менее глобальные отклонения в психологическом статусе и поведении.

Хотя Миннесотский опросник создавался как метод диагностики тех особенностей личности, которые сопутствуют различным психическим заболеваниям, он практически сразу после опубликования его первого варианта (1943 г.) стал использоваться и для обследования здоровых людей, оценки получаемые испытуемыми по шкалам опросника трактуются с точки зрения сбалансированного и гармоничного (или, наоборот, несбалансированного и дисгармоничного) развития личности (табл. 3.1.1).

Миннесотский опросник оказался информативен при работе как с людьми, имеющими психические отклонения, так и с нормальными популяциями, и это обеспечило ему чрезвычайную популярность среди психологов. Достаточно сказать, что только в англоязычных странах к настоящему времени опубликованы результаты почти 10 тысяч исследований, в которых использовался MMPI. Тем не менее, анализируя особенности личности здоровых людей, исследователи постоянно чувствовали, что оценок по шкалам Миннесотского опросника оказывается явно не достаточно для создания адекватного образа личности того или иного человека: не диагностированными остаются важные свойства личности, определяющие и образ действий человека, и отношение к нему окружающих. В связи с этим с конца 60-х гг. началась работа по созданию опросника, анологичного MMPI, но расчитанного непосредственно на обследование здоровых людей. Эта работа завершилась созданием Калифорнийского психологического опросника (CPI).

При создании CPI исследователи выделили априори 18 свойств личности, в частности: доминантность, ответственность, потребность в достижении, принятие себя, самоконтроль, социабельность и др. Каждое из этих свойств было подробно охарактеризовано – в чем оно проявляется, как различается поведение людей, у которых это свойство выражено в максимальной и минимальной степени. Далее испытуемые оценивали своих близких знакомых по этим свойствам. И на основании этих оценок были сформированы крайние группы – люди с высокой и низкой потребностью в достижении, люди с высоким и низким принятием себя и т.д.

Отбор вопросов, часть которых была взята из MMPI, производился так же, как в свое время это делалось при создании Миннесотского опросника. Если, например, в крайних группах, различающихся по уверенности в себе, ответы на какой-либо вопрос были диаметрально противоположными, то эти вопросы рассматривались как диагностические показатели изучаемого качества.

^ Миннесотский многофазный личностный опросник. Наиболее известные близнецовые исследования MMPI были проведены в середине 60-х гг. В них обычно обнаруживалось генетическое влияние на оценки тех или иных шкал MMPI, однако в разных работах эти шкалы не совпадали. Объединив данные трех таких исследований, получили несколько большее внутрипарное сходство МЗ близнецов, по сравнению с ДЗ, по всем шкалам, однако различия между МЗ и ДЗ близнецами оказались небольшими. Только по трем шкалам – депрессии, психастении и социальной интроверсии – наследуемость обусловливала примерно треть фенотипической дисперсии. Показатели наследуемости по этим шкалам равны соответственно 0.35, 0.35, 0.37. Наследуемость остальных шкальных оценок оказалась ниже (табл. 3.1.2)


^ Таблица 3.1.2


Показатели шкальных оценок Миннесотского многофазного опросника


Численность выборки – 120 пар МЗ и 132 пары ДЗ близнецов.


В те же самые годы MMPI был использован для обследования 147 пар близнецов подросткового возраста (15-16 лет). Через 12 лет 42 пары близнецов из этой выборки второй раз заполнили Миннесотский опросник. Сопоставив данные, полученные в двух возрастах по основным и дополнительным шкалам MMPI, авторы этого лонгитюдного исследования пришли к выводу, что наследуемость свойств личностей, диагностируемых MMPI, уменьшается с возрастом: если в подростковом возрасте обнаруживается 9 шкал, то во взрослом возрасте таких шкал оказывается всего 5. При этом нет ни одной базовой шкалы, которая оказалась бы связана с генотипом и в подростковом, и во взрослом возрасте. Лишь оценки по двум дополнительным шкалам (тревожности и зависимости) сохраняют связь с генотипом от подросткового до взрослого возраста.

Аналогичная картина наблюдается и при сопоставлении профилей основных 10 показателей MMPI. В подростковом возрасте МЗ близнецы оказываются похожими друг на друга по наличию пиков в профилях MMPI, то есть, если оценка по какой-то шкале (например, ипохондрии или депрессии, или любой другой) оказывается высокой у одного из МЗ близнецов, то велика вероятность того, что и у его партнера по близнецовой паре оценка по этой шкале окажется также высокой коэффициент внутрипарной корреляции МЗ близнецов по совпадению пиков равен 0.57. ДЗ близнецы, наоборот, совсем не похожи друг на друга по этому показателю (внутрипарное сходство ДЗ близнецов равно –0.01). Такое различие во внутрипарных корреляциях МЗ и ДЗ близнецов свидетельствует о том, что в подростковом возрасте близость к тому или иному типу патологического или несбалансированого развития личности в значительной степени связана с генотипом (табл. 3.1.3).


Таблица 3.1.3


Внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов по показателю наличия пиков в профилях Миннесотского многофазного личностного опросника


Во взрослом возрасте этот показатель (совпадение пиков в профилях MMPI) утрачивает связь с генотипом. Однако, как показывают результаты того же исследования, генотип в значительной степени контролирует изменения, происходящие от подросткового ко взрослому возрасту. Как видно из табл.3.1.3, изменения свойств личности, происходящие с течением времени, оказываются внутрипарно похожими у МЗ близнецов: у них коэффициент внутрипарной корреляции по показателю изменения пиков в профилях MMPI равен 0,49. У ДЗ близнецов изменения, происходящие с течением времени, не только не похожи, но даже до некоторой степени разнонаправленны (коэффициент корреляции равен 0,16). Результаты исследования наследования характеристик личности, определяемой с помощью шкал MMPI, свидетельствуют о низкой наследуемости этих признаков (примерно 30%). Но это объясняется тем, что свойство личности формируется под мощным воздействием социального окружения.

В более поздних близнецовых исследованиях часто обнаруживается значимая роль наследуемости для психопатии – примерно 50% изменчивости этой характеристики детерминируется генотипом. По всей вероятности, эти данные можно считать достаточно надежными, поскольку генетические исследования аналогичных особенностей личности (разных проявлений агрессивности) также свидетельствуют о вкладе генотипа в их изменчивость. Не противоречит этому выводу и исследование приемных детей, в котором была получена примерно такая же величина показателя наследуемости психопатии.

В 80-е гг. появились результаты сопоставления приемных детей с их биологическими родственниками и родителями-усыновителями по шкалам MMPI. Дети и их биологические матери, отдавшие детей на усыновление в другие семьи, оказываются непохожими (то есть имеют низкие корреляции друг с другом) по большинству шкал MMPI. Сравнение родных и усыновленных сибсов дает противоречивые результаты. Так, по данным Техасского исследования приемных детей, различий между родными и неродными сибсами выявлено не было: и те и другие практически не были похожи по шкалам MMPI. В Миннесотском исследовании приемных детей биологические сибсы оказались похожи друг на друга несколько больше, чем дети, живущие в одной семье, но не имеющие общих генов. Средние корреляции по шкалам MMPI равнялись соответственно 0.19 и 0.01, однако небольшая выборка этого исследования не позволяет рассматривать это различие между родными и неродными сибсами как очевидное свидетельство влияния генотипа.

^ Калифорнийский психологический опросник. Использование Калифорнийского психологического опросника в генетических иследованиях началось так же, как и MMPI, в 70-е гг.

Первые две работы, выполненные на значительных по численности выборках (817 и 147 пар близнецов), оказались противоречивыми по результатам. В обеих работах были выделены наборы свойств (8 – в одной работе, и 9 – в другой), по которым МЗ близнецы были внутрипарно более похожими, чем ДЗ близнецы. При этом в обеих работах в эти наборы свойств вошли такие особенности личности, как “социабельность”, “понимание социальных норм”, “принятие себя”, “ценностные ориентации”, “экстраверсия - интраверсия”. При учете половых различий в результатах двух работ практически не было совпадений: только одно свойство личности и только у мужчин оказалось генетически обусловленым в обеих работах. Этим свойством оказалась “доминантность”.

В более позднем исследовании, выполненном на 800 парах близнецов, результаты оказались иными. Только по одному свойству – по “способности к лидерству” – внутрипарное сходство МЗ близнецов лишь незначительно превышало сходство ДЗ близнецов. Показатели наследуемости других свойств личности оказались в пределах 0.3-0.5. Средние показатели сходства МЗ и ДЗ близнецов были равны соответственно 0.5 и 0.32, средний показатель наследуемости – примерно 0.4, а показатель несистематических средовых влияний (различающейся среды) – примерно 0.5.

Для того чтобы проверить надежность полученных результатов, авторы случайным образом разделили выборки МЗ и ДЗ близнецов пополам и получили 8 групп – по 2 группы МЗ мужчин, МЗ женщин, ДЗ мужчин, ДЗ женщин. Сопоставив все возможные сочетания МЗ и ДЗ близнецов, авторы не обнаружили противоречий. При каждом сопоставлении результаты оказывались аналогичными тем, которые были получены на всей выборке – примерно одинаковые показатели наследуемости для всех свойств личности, приближающиеся к 0,4, и значительное влияние несистематической среды.

Впоследствии в работах, проводящихся в психогенетике, часто обнаруживается аналогичный результат – одинаковая генетическая обусловленность индивидуальных различий в разных свойствах личности, существенная роль в этих индивидуальных различиях различающейся среды и очень скромный вклад в эти различия общей среды.

При анализе профилей, полученных по шкалам Калифорнийского психологического опросника, проведенного Р.Дворкиным с коллегами на той же самой близнецовой выборке, которая участвовала в обследовании по шкалам MMPI, было также выявлено большее сходство МЗ близнецов по сравнению с ДЗ. Общие контуры профилей (показатели, свидетельствующие об организации личностных свойств) и пики профилей оказались более похожими у МЗ близнецов и в подростковом, и во взрослом возрасте. Изменение обоих показателей от подросткового ко взрослому возрасту также больше у МЗ близнецов. В целом, эти данные свидетельствуют о значительных генетических влияниях как на организацию личностных свойств, так и на их возрастное изменение (табл.3.1.4).


Таблица 3.1.4


Внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов по профилям свойств личности, диагностированным Калифорнийским психологическим опросником


Критериальные опросники, являющиеся валидным и надежным инструментом оценки личностных свойств, дают достаточно противоречивые результаты в генетических исследованиях. В тех случаях, когда обнаруживаются различия в генетической обусловленности разных свойств личности, эти результаты, как правило, вступают в противоречие с данными других работ, которые также обнаруживают влияние генотипа на свойства личности, но уже на другие. Причины этих противоречий почти не исследовались, и поэтому оснований для того, чтобы отдать предпочтение результатам той или иной работы, нет.

Вместе с тем, результаты описанных работ позволяют сделать и некоторые позитивные выводы. Так, результаты исследований, в которых использовались опросники, разработанные критериальным методом, указывают на то, что индивидуальные различия в свойствах личности испытывают определеное влияние генотипа. Это влияние обусловливает не более 30–50% изменчивости в показателях личностных свойств и может сказываться на отдельных свойствах личности, на их обобщенных показателях (таких, как профили личностных свойств) и на возрастных изменениях свойств личности.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.