Учебник по психогенетике Юнита 2. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Учебник по психогенетике Юнита 2.

2021-06-23 58
Учебник по психогенетике Юнита 2. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебник по психогенетике Юнита 2.

Результаты исследований в психогенетике - файл 1.doc

http://www.studmed.ru/docs/document3191/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5-%D1%8E%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0-2-%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B2-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5

Разработано В.И. Трубниковым, докт. биолог. наук


Рекомендовано Министерством общего и профессионального образова­ния Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

 

КУРС: ПСИХОГЕНЕТИКА

 

Юнита 1. Теоретические основы психогенетики.

Юнита 2. Результаты исследований в психогенетике.

 

ЮНИТА 2

 


Рассмотрены результаты психогенетических исследований интеллекта, личностных свойств, темперамента, биоэлектрической активности мозга, психических нарушений, а также возрастные изменения соотношения генотипа и среды для указанных выше характеристик.


Для студентов Современного Гуманитарного Университета


Юнита соответствует профессиональной образовательной программе № 1


^ (С) СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2000

Оглавление

стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4

ЛИТЕРАТУРА 5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 7

1. Когнитивные характеристики 7

1.1. Представления об интеллекте, используемые в психогенетике 7

1.2. Роль генотипа и среды в изменчивости интеллекта 9

1.3. Роль генотипа и среды в изменчивости успешности обучения12

1.4. Генетика нарушений способности к обучению 13

1.5. Роль генотипа и среды в изменчивости когнитивных

способностей 15

1.6. Роль генотипа и среды в изменчивости когнитивных стилей 16

1.7. Роль генотипа и среды в изменчивости креативности 18

2. Генетика темперамента 21

2.1. Критерии свойств темперамента 21

2.2. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента 25

2.3. Генетика трехкомпонентной (активность, эмоциональность,

социабельность) структуры темперамента 31

2.4. Исследования темперамента в России 35

3. Генетика личностных свойств 39

3.1. Исследования роли генотипа и среды в свойствах личности с

помощью критериальных опросников 41

3.2. Исследования роли генотипа и среды в свойствах личности в

многомерных теориях личности 48

3.3. Генетическая интерпретация результатов исследования

личностной сферы 53

4. Генетика психофизиологических характеристик 54

4.1. Роль генотипа и среды в изменчивости энцефалограмм

человека в состоянии покоя и при функциональных нагрузках 54

4.2. Генетика зрительных и слуховых вызванных потенциалов

мозга 57

5. Свойства нервной системы 58

5.1. Структура основных свойств нервной системы 58

5.2. Роль генотипа и среды в формировании свойств нервной

системы 62

6. Генетика двигательной сферы 64

6.1. Исследование стандартизованных двигательных проб 64

6.2. Генетика сложных двигательных навыков 68

6.3. Исследование тонкой координации 69

6.4. Влияние тренировки на генотип-средовые соотношения 69

7. Роль генотипа и среды в индивидуальном развитии 70

7.1. Применение лонгитюдного метода в психогенетике 71

7.2. Возрастные изменения генотип-средовых соотношений

интеллекта 72

7.3. Возрастные изменения генотип-средовых соотношений

характеристик личностной сферы 75

7.4. Возрастные изменения генотип-средовых соотношений

психофизиологических характеристик 76

8. Генетика психических аномалий 78

8.1. Хромосомные нарушения 78

8.2. Генетика распространенных психических заболеваний:

шизофрении, аффективных психозов, эпилепсии 81

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 83

ГЛОССАРИЙ*


^

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Когнитивные характеристики представления об интеллекте, используемые в психогенетике. Роль генотипа и среды в изменчивости: интеллекта, успешности обучения, когнитивных способностей, когнитивных стилей, креативности. Генетика нарушений способности к обучению.

Генетика темперамента. Критерии свойств темперамента. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента. Генетика трехкомпонентной (активность, эмоциональность, социабельность) структуры темперамента. Исследования темперамента в России.

Генетика личностных свойств. Исследования роли генотипа и среды в свойствах личности с помощью критериальных опросников и в многомерных теориях личности. Генетическая интерпретация результатов исследования личностной сферы.

Генетика психофизиологических характеристик. Роль генотипа и среды в изменчивости энцефалограмм человека в состоянии покоя и при функциональных нагрузках. Генетика зрительных и слуховых вызванных потенциалов мозга.

Структура нервной системы. Структура основных свойств нервной системы. Роль генотипа и среды в формировании свойств нервной системы.

Генетика двигательной сферы. Исследование стандартизованных двигательных проб. Генетика сложных двигательных навыков. Исследование тонкой координации. Влияние тренировки на генотип-средовые соотношенияю

Роль генотипа и сферы в индивидуальном развитии. Применение лонгитюдного метода в психогенетике. Возрастные изменения генотип-средовых соотношений: интеллекта, характеристик личностной сферы, психофизиологических характеристик.

Генетика психических аномалий. Хромосомные нарушения. Генетика распространенных психических заболеваний: шизофрении, аффективных психозов, эпилепсии.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Базовая


*1. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., 1999.

*2. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М., 1998.


Дополнительная


*3. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Т. 3. М., 1990.

*4. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.
^

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

Когнитивные характеристики

Генетика темперамента

ГЕНЕТИКА ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ

 

Описывая в 70-е гг. прошлого века выдающихся английских ученых, Френсис Гальтон обратил внимания на то, что выдающиеся люди и их знаменитые предки имеют похожие особенности личности. Это семейное сходство он счел достаточным основанием для вывода о генетической обусловленности отдельных свойств личности, к числу которых он отнес, в частности, настойчивость, энергичность, независимость, правдивость и даже интерес к религии и интерес к науке.

Основой для генеалогического анализа, проведенного Ф.Гальтоном, послужили рассказы выдающихся ученых об их родственниках. Материал интересный, но вряд ли надежный для генетического анализа. Сомнения в его надежности связаны с рядом причин. Во-первых, сходство между членами семьи может быть результатом влияния не только генетических, но и средовых факторов: дети похожи на родителей не только из-за генетического сходства, но и потому, что они живут бок о бок с родителями и усваивают их образ жизни, привычки, представления о том, что хорошо, а что плохо. Во-вторых, в воспоминаниях могут сохраниться не только те свойства, которые были присущи давно покинувшим этот мир родственникам, сколько семейные легенды, совсем не обязательно имеющие отношение к реальности. В-третьих, любые ретроспективные оценки (оценки того, что было давно) и тем более впечатление о ком-то, сформированное на основании рассказов других людей (бабушка рассказывала о прадедушке), сильно искажаются под влиянием культурных стереотипов. Из-за этого в воспоминаниях может называться не то свойство, которым оцениваемый человек действительно обладал, а то, которым он должен был бы обладать, по мнению потомка, живущего совсем в другое время и в совершенно других условиях.

В исследованиях личностной сферы, проводящихся в психогенетике в настоящее время, предпринимается гораздо больше усилий для разделения генетических и негенетических причин сходства между родственниками. Современные психогенетики, обращающиеся к изучению особенностей личности, обладают более тонкими методами анализа, чем Ф.Гальтон, начинавший заниматься этой проблемой более 120 лет назад. Кроме того, в современных работах свойства личности оцениваются экспериментально, то есть используются актуальные, а не ретроспективные оценки.

Тем не менее генетический анализ личности, проведенный Ф.Гальтоном, имеет одну интересную особенность, на которую стоит обратить внимание, начиная обсуждение современных генетических исследований личностной сферы. В списке свойств личности, отнесенных Ф.Гальтоном к генетически обусловленным (энергичность, правдивость, интерес к науке и т.д.), можно увидеть и характеристики, которые, скорее всего, связаны с темпераментом, и особенности мотивационной сферы, и аттитюды, и интересы. Иначе говоря, к личностной сфере отнесены самые разнообразные особенности человека – определяющие стилевые особенности его поведения, связанные с его отношениями с другими людьми, являющиеся отражением его ролевой позиции.

В значительной степени такой подход к сфере личности (объединение качественно различающихся, разноуровневых свойств под общей вывеской “личность”) сохранился и в современной психогенетике. Причины этого многообразны и связаны с состоянием и разработанностью проблемы личности как в психологии, так и в психогенетике.

Прежде всего, в психологии существуют разные и часто вступающие в противоречие друг с другом взгляды на то, какие психологические особенности имеет смысл рассматривать как особенности личности. Важно и то, что некоторые подходы, весьма популярные в психологии личности, являются чисто эмпирическими, не имеющими четко сформулированных критериев, которые определяли бы обоснованность отнесения того или иного свойства к сфере личности.

Это положение с исследованием личности в психологии не может не отражаться на смежной области – психогенетике, в которой проблема личности, ее структуры и соотношения с другими психологическими особенностями не является самостоятельным объектом исследования. Кроме того, в психогенетике есть тенденция к некоторому упрощению психологической реальности, которая при обращении к исследованию генетических и средовых детерминант личности приводит к смешению качественно различных психологических характеристик, в частности, особенностей темперамента и свойств личности.
^

Свойства нервной системы

Генетика двигательной сферы

Двигательных проб

 

Стандартизованные двигательные пробы широко используются в психологии как экспериментальные модели изучения различных психологических феноменов. Как известно, особенности двигательных реакций могут служить индикаторами функционального состояния, нейродинамических и типологических особенностей высшей нервной деятельности. Их используют для изучения процессов произвольного регулирования сенсомоторной деятельности. По индивидуальным особенностям временных, продуктивных и других параметров моторики судят о психических процессах, чертах личности. Лабораторное изучение элементарных двигательных реакций дает неоценимую для психогенетического исследования возможность уравнивать средовые влияния (например, равно тренируя членов одной близнецовой пары). Исследование лабораторных моделей моторики имеет еще одно преимущество. Оно связано с тем, что оценка наследуемости, получаемая близнецовым методом, основана на допущении о равенстве сред для членов МЗ и ДЗ пар, и это допущение является весьма серьезной проблемой при исследовании психологических черт, так как существуют данные, противоречащие ему. При изучении же моторики такое допущение представляется более правильным, поскольку члены МЗ и ДЗ пар имеют равные возможности для развития двигательных навыков, и, следовательно, в этом случае среда является более однородной, чем для высших психических функций.

В генетических исследованиях используется достаточно широкий спектр моторных тестов, диагностирующих основные двигательные качества, причем здесь выделяются два относительно независимых подхода:

1) Первый представлен работами специалистов в области физического воспитания, в которых, как правило, изучаются выносливость, ловкость и скоростно-силовые характеристики человека при выполнении спортивных движений;

2) Второй, собственно психогенетический подход, связан с исследованием особенностей координации и скоростных характеристик микромоторики.

Основные итоги исследований спортивных движений приведены в табл. 6.1.1. Средний коэффициент наследуемости показателей скоростно-силовых тестов равен приблизительно 0.7, а показателей ловкости и гибкости – 0.77.

Эти данные свидетельствуют об определенном влиянии наследственных факторов на межиндивидуальную изменчивость выполнения ряда моторных тестов и, следовательно, соответствующих им двигательных способностей. Формирование гибкости тазобедренных суставов, позвоночного столба и плечевых суставов, относительной мышечной силы, скоростно-силовых характеристик бега, прыжков в длину и высоту, толкание ядра в значительной мере определяется наследственными факторами. Менее однозначны данные по абсолютной мышечной силе, хотя в целом в ее изменчивости большую роль, вероятно, играют факторы среды. Индивидуальные особенности показателей ловкости формируются в основном под влиянием среды.

Основным экспериментальным приемом, используемым в исследованиях скоростных характеристик двигательных актов, является регистрация теппинга (темпа постукиваний) и времени реакции. Фундаментальные исследования (1000 испытуемых) оптимального темпа постукиваний руками и ногами, осуществленное в 30-е гг. И.Фришайзен-Келлер, выявило высокую внутрииндивидуальную стабильность этой характеристики. При изучении близнецов было зафикировано большее внутрипарное сходство показателей у МЗ (средняя внутрипарная разность равна 11.1%) по сравнению с ДЗ (17.5%). Семейное исследование оптимального темпа также выявило сходство между родителями (85 пар) и их детьми (318 человек). Результаты этих экспериментов привели к выводу о значительной наследственной обусловленности теппинга – оптимального темпа постукиваний. Данные ряда других исследований также свидетельствуют в пользу определенного вклада наследственных факторов в изменчивость этой скоростной характеристики.


Таблица 6.1.1


^ Коэффициенты наследуемости (Н 2) показателей

Мышечной силы


*Относительная мышечная сила=абсолютная мышечная сила/вес тела


Генетический анализ времени простых сенсомоторных реакций дал противоречивые результаты – от явного влияния генотипа до отсутствия такового. Следует отметить, что в данных исследованиях сенсомоторная реакция рассматривалась как элементарный гомогенный акт, тогда как в современной психологии и физиологии эта реакция считается сложным по структуре актом, состоящим из независимых друг от друга компонентов – премоторного, связанного с восприятием и анализом поступающей стимуляции, и моторного, связанного с реализацией движения. Соответственно, и время реакции складывается из премоторного и моторного времени, т.е. является суммарным показателем времени протекания, по меньшей мере, двух различных процессов. Поэтому возможно, что полученные расхождения в оценках наследственной обусловленности общего времени реакции объясняются различиями в использованных моделях двигательных реакций, акцентировавших одну или другую составляющую.

Действительно, генетический анализ временных характеристик отдельных компонентов общего времени реакции выявил эти различия. В исследовании участвовали по двадцать пар МЗ и ДЗ, у которых регистрировались простые двигательные реакции на звуки частотой 1000 и 500 Гц и интенсивностью 60 Дб. Кроме того, у всех испытуемых формировали двигательный навык реакции выбора из двух альтернатив (звуковые сигналы те же) с последующей ее переделкой. Анализировались три временных параметра двигательной реакции:

1) латентный период электромиограммы (ЭМГ), соответствующий премоторному времени;

2) время опережения ЭМГ - реакцией двигательного эффекта;

3) время самого движения.

Сумма двух последних параметров дает моторное время. Эти параметры анализировались при формировании двигательного навыка на этапе вырабатывания и на этапе автоматизациии.

Оказалось, что генотипическая детерминированность временных характеристик двух компонентов “моторного” времени проявляется как в простой двигательной реакции, так и в реакции выбора на всех этапах ее формирования, автоматизации и переделки. Для “премоторного” времени аналогичные результаты получены только при простых произвольных реакциях и при автоматизированной реакции выбора. В период же “врабатывания”, когда навык лишь формируется, зависимость “премоторного” времени от факторов генотипа не обнаруживается. Последним и объясняется отсутствие генотипических влияний в суммарном времени реакции выбора на этапе “врабатывания”. Таким образом, в исследовании выявилась зависимость генотип-средовых соотношений в изменчивости временных параметров движения от уровня обученности: роль генететических факторов обнаруживается лишь на этапе сформированного навыка, когда двигательная реакция уже автоматизировалась и имеет стереотипный характер; на этапе же “врабатывания”, когда в развернутой форме осуществляется осознанный контроль, большую роль играют факторы среды.

Анализ условий регистрации сенсомоторных реакций выявил также зависимость генотип-средовых соотношений в изменчивости временных характеристик двигательных реакций от модальности императивных стимулов. Психогенетические исследования двигательных реакций на зрительные стимулы свидетельствуют о значительном влиянии генотипа на индивидуальные особенности временных характеристик. Изменчивость же подобных показателей при использовании слуховых стимулов в большей мере определяется факторами среды. Поскольку время реакции на стимулы разной модальности регистрировалось в стандартных условиях и биомеханическая структура движения была в обоих случаях одинакова, то различия в уровне генетического контроля могут объясняться, очевидно, только различиями в генетической детерминации процессов, протекающих в сенсорных системах.

В психогенетике

 

Для того чтобы избежать смешения когортных и возрастных различий, используется лонгитюдный метод, состоящий в длительном прослеживании развития одной и той же группы испытуемых. Кроме того, что он позволяет однозначно развести когортные различия и различия, связанные с возрастом, он имеет и ряд других преимуществ.

В лонгитюдном исследовании отпадает необходимость уравнивания выборок по разнообразным параметрам, поскольку экспериментаторы все время имеют дело с одной и той же выборкой испытуемых. Этот метод дает возможность зарегистрировать динамический характер исследуемых параметров, нелинейность их изменения с течением времени. С его помощью можно обнаружить индивидуальные различия в скорости и степени возрастных изменений, выяснить индивидуальные траектории развития. Он позволяет выяснить отсроченный эффект различных факторов, что невозможно сделать при помощи сравнительно-возрастного метода.

Возможности лонгитюдного метода в исследовании процессов развития значительно шире, и сам метод кажется более естественным для диагностики изменений, происходящих с течением времени.

^ Лонгитюдные исследования, проводящиеся в психогенетике, организуются по той же схеме, что и в возрастной психологии, то есть состоят в прослеживании на протяжении некоторого отрезка времени одной и той же группы испытуемых. Однако по сравнению с лонгитюдными исследованиями, которые известны из возрастной психологии, они обладают двумя особенностями.

Первая из них заключается в специфике выборки испытуемых. Как и в любой генетической работе, испытуемые, участвующие в лонгитюдном исследовании, должны быть подобраны таким образом, чтобы на основании полученных данных можно было провести генетический анализ, т.е. участвуют пары родственников, различающие по генетическому сходству.

Вторая особенность состоит в целях исследования. Если в возрастной психологии задачей исследователей является анализ возрастных изменений (определение периодов повышения и снижения стабильности какой-либо психологической характеристики, диагностика тех возрастов личности, в которые изменяется структура ее связей, и т.д.), то в генетическом исследовании целью работы является анализ причин этих возрастных изменений. С этой целью оцениваются генотипические и средовые детерминанты индивидуальных различий и определяется преемственность генетических и средовых влияний.

В лонгитюдном исследовании, проводящемся на парах родственников, можно определить:

1) генотипические и средовые компоненты фенотипической дисперсии в каждом возрасте;

2) величину специфических для каждого возраста генотипических и средовых компонент (то есть проявление новых генотипических и средовых влияний);

3) преемственность генетических и средовых влияний (то есть их сохранность от одного до другого возраста);

4) вклад генотипических и средовых факторов в фенотипическую стабильность изучаемых характеристик.

Таким образом, можно дать следующее определение лонгитюдного метода в психогенетике – это прослеживание за определенный отрезок времени одной и той же группы пар родственников (близнецы, сибсы и т.п.).

Далее будут рассмотрены основные закономерности, которые обнаруживаются при исследовании возрастных изменений в психологических характеристиках.

^

Хромосомные нарушения

 

В случае умственной отсталости имеется возможность выделить случаи, определенно обусловленные изменениями наследственного материала. Это хромосомные нарушения у человека. При хромосомной патологии почти все клинические проявления сопровождаются множественными нарушениями скелета и психики. Однако выраженность этих нарушений очень сильно изменяется при одних и тех же хромосомных аномалиях. Было также отмечено, что у больных с аномалиями аутосомных хромосом интеллект нарушается в большей степени, чем при аномалиях половых хромосом.

^ Болезнь Дауна – это синдром трисомии 21-й хромосомы (лишняя 21-я хромосома), характеризующийся умственной отсталостью, плоским лицом, монголоидным разрезом глаз. IQ у таких индивидов 20-60. Часть больных может научиться читать и писать, но большая часть таких людей не способна жить самостоятельно. При синдроме Дауна не обнаруживаются особые дефекты в лингвистических способностях, психомоторной координации, скорости восприятия и пространственной ориентации. Отмечают бодрость и дружелюбие таких индивидов, способность к подражанию, запоминанию лиц, музыки. С возрастом у таких людей увеличивается замкнутость, интеллектуальные способности часто еще больше снижаются. Распространненность этого заболевания 1 случай на 700 рождений.

Нарушение в числе половых хромосом приводит к формированию специфических фенотипов. К формированию синдрома Клайнфельтера приводит дополнительная Х-хромосома у мужчин (кариотип ХХY). Такие индивиды более высокого роста, чем их братья, за счет большей длины ног, имеют евнухоидное телосложение. В период полового созревания становится очевидным недоразвитие половых органов, и такие больные бесплодны. Многие патопсихологические симптомы у таких мужчин объясняются уменьшением гормонов андрогенов, которые необходимы для формирования мужского поведения. У больных снижен интеллект, они испытывают особые трудности с обучением чтению и письму, часто встречается дислексия. В школе у них возникают трудности вследствие особенностей их поведения, которое описывают как пассивно-агрессивное, замкнутое, инфантильное. Взрослые обычно занимаются неквалифицированным ручным трудом. Если половая активность присутствует, то часть больных живет в браке. В целом, больные синдромом Клайнфельтера с трудом справляются с требованиями жизни. Их способности устанавливать социальные и половые отношения снижены, что может приводить к протестам в виде вспышек агрессии. Поэтому среди нарушителей в 7-10 раз чаще встречаются индивиды с синдромом Клайнфельтера, чем среди прочего населения. Отметим также, что степень умственной отсталости у этих лиц увеличивается с увеличением числа дополнительных Х-хромосом.

Синдром ХYY встречается у мужчин примерно с такой же частотой, как и синдром Клайнфельтера – 1 случай на 11000. Средний рост у мужчин с синдромом ХYY выше среднего, многие имеют нормальное половое развитие и способны иметь детей, значение IQ в пределах 80-90. Интерес к этому синдрому был обусловлен тем, что мужчины с дополнительной Y-хромосомой чаще, чем нормальные мужчины проявляют антисоциальное поведение и входят в конфликт с законом. Причем частично такое поведение объясняется нарушением интеллектуальных функций и специфическими нарушениями личностных характеристик. Первоначально предполагали, что наличие двух и более Y-хромосом ведет к формированию поведения сексуально агрессивного “супер мужчины”. Однако анализ правонарушений показал, что состав преступлений отличался от преступлений в группе мужчин с нормальным набором хромосом тем, что среди них не было т. н. “интеллектуальных” преступлений, вследствие, по-видимому, низкого интеллекта лиц с синдромом ХYY. Психологическое обследование мужчин с синдромом ХYY выявило у них повышенную импульсивность, прямолинейный характер достижения цели, эмоциональную неустойчивость. Такие личностные характеристики, вероятно, могли определить повышенную склонность к антисоциальному поведению. В то же время показано, что правильное воспитание, когда показывается невыгодность прямолинейных подходов для достижения своих целей путем нарушения общественных правил, позволяет ребенку нормально приспособиться к жизни в обществе.

^ Синдром Шерешевского – Тернера встречается у женщин и обусловлен отсутствием второй Х-хромосомы (кариотип Х0). Это женщины низкого роста, значения IQ несколько снижены по сравнению с нормой. Однако среди таких женщин интеллектуальные способности развиваются не одинаково. Это обусловлено тем, что при этом синдроме наблюдается много структурных вариаций Х-хромосомы и встречаются мозайчатые формы. Такие девочки часто хорошо успевают в школе, поскольку это спокойные прилежные девочки с хорошим поведением. Поэтому педагоги могут переоценивать их интеллект и школьные успехи. Психологическое тестирование показало, что вербальные способности у них находятся в пределах нормы, а выполнение действий затруднено. Таким девочкам трудно даются абстрактные предметы, у них плохое восприятие пространства. Пространственная слепота приводит к трудностям в различении правого и левого направлений. Было найдено соответствие таких нарушений с определенными органическими поражениями мозга. Часто среди таких женщин встречается общая задержка психологического развития, инфантильность психики у взрослых, подчиненное положение в социальных отношениях, отсутствует антисоциальное поведение. Сексуальное поведение малоактивное, однако часто такие женщины состоят в браке и в основном их проблемы обусловлены их маленьким ростом.

^ Синдром трипло-Х встречается у женщин (частота 1 на 1000 рождений) и является следствием дополнительных Х-хромосом. Многие женщины с синдромом трипло-Х физически нормально развиты и имеют детей. Однако их интеллект значительно ниже среднего, и они чаще встречаются среди пациентов учреждений для умственно отсталых. Среди женщин с кариотипом ХХХ чаще встречается эпилепсия и шизофреноподобные психозы.

Хромосомные нарушения показывают, как могут взаимодействовать генетические факторы и среда в формировании психологического фенотипа, какие изменения в эндокринной системе или биохимии мозга сопряжены с тестируемыми психическими свойствами. Хромосомные аномалии позволяют изучить влияние генетических нарушений на разных уровнях организма во взаимосвязи с проявлением психологических свойств и с учетом влияния среды.

^

Учебник по психогенетике Юнита 2.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.