Драматических ситуаций по жоржу Польти. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Драматических ситуаций по жоржу Польти.

2021-06-23 36
Драматических ситуаций по жоржу Польти. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДРАМАТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ПО ЖОРЖУ ПОЛЬТИ.

Итак, Жорж Польти (1868 – 1946 гг.) – французский писатель, переводчик, литературовед и театровед, соученик знаменитого французского оккультиста Папюса. В 1895 году Польти опубликовал свою самую знаменитую работу «36 драматических ситуаций», которая стала результатом анализа тысячи двухсот драматических произведений различных авторов и эпох. Конечно, у этих основных сюжетов существует великое множество вариантов, однако Польти постарался вместить их в свою классификацию, сделав ее очень гибкой. И действительно, чрезвычайно сложно придумать такой сюжет, который никоим образом не подпадал хотя бы под одну из предложенных вариаций. А посему предлагаю познакомиться с предложенной французом классификацией и убедиться, что она и сегодня не теряет своей актуальности.

МОЛЬБА

Этот сюжет может иметь массу вариаций. Например, спасающийся бегством герой умоляет кого-то из сильных мира сего спасти его от врагов, либо просит о приюте или убежище. Очень часто герой просит не за себя, а за родственников или близких.

Основные элементы, присущие ситуации:

1. преследователь (или антагонист);

2. преследуемый или нуждающийся в защите, помощи или убежище;

3. персонаж, от которой зависит предмет мольбы (помощь, защита, приют). Как правило, он не сразу решается оказать помощь, испытывает сомнения – поэтому герою и приходится его умолять. И чем больше и дольше эти колебания, тем сильнее накал ситуации.

СПАСЕНИЕ

Эта ситуация во многом схожа с предыдущей, но отличие в том, что здесь спаситель появляется неожиданно и спасает нуждающегося без мольбы и уговоров. Примером может служить любое неожиданное спасение героя, находящегося в смертельной опасности – ход, чрезвычайно распространенный в современной литературе и кинематографе.

Слагаемые этой ситуации:

1. спасаемый;

2. преследователь (антагонист);

3. спаситель.

МЕСТЬ, ПРЕСЛЕДУЮЩАЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Очень распространенный в литературе сюжет. Может раскрываться в виде конфликта на почве кровной мести, либо восстановления справедливости путем наказания неосужденного преступника.

Элементы этой ситуации:

1. мстящий;

2. виновный;

3. преступление.

МЕСТЬ БЛИЗКОМУ ЗА БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА

Разновидность предыдущей ситуации, однако здесь в роли виновного выступает близкий герою человек, что придает всей истории еще больший драматизм. Классическим примером ситуации является месть Гамлета своему отчиму и матери за убитого отца.

Элементы ситуации:

1. живая память о нанесенном близкому человеку вреде;

2. мстящий родственник;

3. родственник, виновный в причиненном вреде.

ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ

Тоже довольно распространенный сюжет, в ходе которого герой, совершивший злодеяние или невиновный, преследуется превосходящими его враждебными силами. Тут может быть множество вариантов: преступник, скрывающийся от властей; должник, преследуемый кредиторами; ценный свидетель, преследуемый мафией и т.д. В рамках других сюжетов этот может вырождаться в отдельные сцены погони, весьма распространенные в наше время в кинематографе.

Слагаемые сюжета:

1. причина преследования (преступление, ошибка);

2. укрывающийся от кары.

ВНЕЗАПНОЕ БЕДСТВИЕ

Некто могущественный и процветающий неожиданно терпит поражение или крах. Это может быть как отдельный человек (банкир, сановник или полководец), так и целый город, государство.

Основные элементы ситуации:

1. появление вести о поражении, крахе, либо появившийся самолично враг, нанесший это самое поражение;

2. поверженный или сраженный известием о крахе властитель.

ЖЕРТВА

Это может быть как жертва других людей, так и жертва сложившихся обстоятельств, главное, что этот конкретный человек пострадал. А вот вариантов этого может быть великое множество: жертва любви (брошенный и отвергнутый), жертва своего доверия (обманутый кем-то) или просто несчастный, пострадавший по воле обстоятельств.

Примерные элементы сюжета:

1. угнетатель или угнетающее обстоятельство;

2. жертва, испытывающая на себе угнетение другого человека или обстоятельств.

БУНТ, МЯТЕЖ

В данной ситуации речь идет о недовольстве одного или многих политикой руководителя или национального лидера, выливающееся в открытое выступление или вооруженное восстание.

Элементы сюжета:

1. тиран;

2. заговорщик.

ДЕРЗКАЯ ПОПЫТКА

Здесь у нас довольно распространенный приключенческий мотив, подразумевающий под собой и множество рисковых предприятий, и нарушение неких табу и запретов. Это может быть и похищение какого-то объекта, женщины. Естественно, уровень эмоционального напряжения напрямую зависит от серьезности тех опасностей, которые подстерегают персонажа, решившегося на эту дерзкую попытку.

Составляющие ситуации:

1. дерзающий;

2. объект дерзновения;

3. антагонист.

ПОХИЩЕНИЕ

Хорошо известный всем древний сюжет, который является в некотором роде вариацией предыдущего. В основном, объектом похищения является женщина (ничего о похищении не знающая, либо, наоборот, страстно его желающая), однако похищать можно и детей, и мужчин, но уже с целью выкупа, например. Частным случаем похищения может считаться спасение – то есть похищение товарища или друга из плена или тюрьмы.

Элементы сюжета:

1. похититель;

2. похищаемый;

3. охраняющий.

ЗАГАДКА

В этой ситуации с одной стороны присутствует сила, загадку задающая, а с другой – герой, стремящийся эту загадку разгадать. Классическим случаем сюжета являются знаменитые загадки Сфинкса. Однако есть еще масса вариантов, в которых под страхом смерти нужно разыскать некий предмет или человека, получить доступ к важной, но тщательно скрываемой информации. Вообще, ситуации с загадкой хорошо притягивают внимание читателя, играя на его любопытстве. Писатели часто пользуются этим приемом, в результате чего вокруг этого типа ситуаций образовались целые жанры – например, детективный, где загадка является движущей силой всего произведения.

Элементы ситуации:

1. задающий загадку или что-либо скрывающий;

2. стремящийся разгадать загадку;

3. загадочное (предмет загадки).

ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕГО-ЛИБО

Вбирает в себя огромное множество историй, различающихся и по цели достижения (богатство, положение, согласие на брак и т.д.), и по средствам (силой, хитростью, красноречием, обманом).

Примерные слагаемые сюжета:

1. герой, стремящийся чего-либо достичь;

2. тот, от чего согласия или помощи зависит достижение цели;

3. сторона, противодействующая достижению.

НЕНАВИСТЬ К БЛИЗКИМ

Весьма распространенный и очень житейский мотив. Люди, вынужденные по воле судьбы находиться бок о бок, нередко испытывают друг к другу чувства, имеющие мало общего с любовью. Вариантов сюжета здесь масса: ненависть между братьями, между тещей и зятем, мачехой и падчерицей, между отцом и сыном и т.д. Вообще, это очень понятный и знакомый читателю мотив, способный сделать произведение по-настоящему жизненным и интересным.

Слагаемые ситуации:

1. ненавидящий;

2. ненавидимый;

3. причина ненависти.

СОПЕРНИЧЕСТВО БЛИЗКИХ

Вариант предыдущей ситуации, но здесь речь идет исключительно о соперничестве, а не о ненависти. Накал страстей здесь не столь велик, но это не должно смущать нас: нередко самые простые житейские ситуации вызывают у читателя больший интерес, чем очередное спасение мира. В данном случае речь может идти о соперничестве сестер или братьев, матери и дочери, отца и сына. Предмет соперничества также может быть разный – наследство, расположение старших, женщина. И если вышеописанный вариант ненависти между близкими является наиболее подходящим для драмы, то в этом заложены более широкие и разнообразные возможности.

Элементы истории:

1. один из близких;

2. другой близкий;

3. предмет соперничества.

БЕЗУМИЕ

Весьма занимательный сюжетный ход, способный сделать из банальной истории нечто совершенно неожиданное. Чем так хорошо безумие? А тем, что его действия не нуждаются в логическом оправдании, поэтому безумный персонаж способен совершать любые поступки без должной мотивации и цели. Если речь идет о сугубо драматической истории, то это может быть убийство близкого в припадке безумия или уничтожение произведения искусства или чьей-то работы. Вариантом безумия может служить также алкогольное или наркотическое опьянение и действия, совершенные под его влиянием.

Примерные элементы ситуации:

1. безумный;

2. жертва впавшего в безумие;

3. реальный или мнимый повод для безумия.

РОКОВАЯ НЕОСТОРОЖНОСТЬ

Главными элементами ситуации являются неосторожный герой и последствия его неосторожности. Последствиями могут быть и разрушенная судьба самого героя, и смерть близких, и убытки, причиненные окружающим. Зачастую в истории подобного рода писатели добавляют второстепенные роли – подстрекателя (как в случае с Евой и запретным плодом) или доброжелателя, предупреждающего героя о возможных неприятностях. Но в любом случае мы знаем, что неосторожный обязательно совершит то, от чего его предостерегали. Кстати, этот мотив очень распространен в сказках: нередко в них одному из героев строго-настрого запрещается что-то делать (пить из лужицы, открывать дверь незнакомцу, разговаривать с незнакомцем), но тот по своей неосторожности все равно нарушает запрет, что влечет за собой самые неприятные последствия.

Возможные слагаемые ситуации:

1. неосторожный;

2. жертва неосторожности или потерянный предмет;

3. добрый советчик, предостерегающий от неосторожности;

4. подстрекатель.

НЕВОЛЬНОЕ УБИЙСТВО БЛИЗКОГО

Также довольно сильная драматическая тема. Здесь один из родственников убивает другого, после чего следует узнавание или раскрытие родственной тайны. Примеры: убийство отца, убийство брата.

Элементы ситуации:

1. убийца;

2. неузнанная жертва;

3. разоблачение, узнавание.

СОПЕРНИЧЕСТВО

Весьма известный сюжетный мотив, встречающийся во многих произведениях. Само по себе соперничество может быть равным (двух братьев за наследство, двух друзей за любимую и т.д.) или неравным (богатого и бедного, сильного и слабого). Оно может развиваться как между двумя людьми, так и между группами людей или даже целыми нациями и странами.

Элементы сюжета:

1. один соперник;

2. другой соперник;

3. предмет соперничества.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ

Целая группа сюжетов, объединенных одним мотивом – любовью, приводящей к какому-либо преступлению. Это может быть и кровосмешение, и связь с несовершеннолетним, и любовные отношения с некровными родственниками (например, с мужем дочери). Драматизм этих ситуаций строится на столкновении светлого чувства любви с нарушением нравственных запретов.

Участники истории:

1. влюблённый персонаж;

2. персонаж любимый.

ПРЕПЯТСТВИЕ ЛЮБВИ

Крайне распространенный ход, который можно встретить в подавляющем большинстве произведений, где фигурируют влюбленные. Ну и конечно, за всю многовековую историю эксплуатации этой темы ее вариантов придумано несметное множество. Это и брак, невозможный из-за социального или имущественного неравенства, расстраивающийся недоброжелателями или непреодолимыми обстоятельствами, и классическая история Ромео и Джульетты, где любви препятствует вражда семей, и более бытовой случай, где тяжелый характер самих влюбленных мешает их счастью. В общем, выбор огромен, однако подобрать что-либо оригинальное во всем этом многообразии не так уж и легко.

Слагаемые сюжета:

1. любовник;

2. любовница;

3. препятствие.

ЛЮБОВЬ К ВРАГУ

Одна из разновидностей предыдущей ситуации, но содержащая, тем не менее, более сильный драматический потенциал. Здесь, конечно, кроме самих личностей влюбленных крайне важна причина, по которой они являются врагами. Классическим вариантом этой истории является уже упомянутая выше трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».

Элементы ситуации:

1. враг;

2. любящий врага;

3. причина, почему любимый является врагом.

ЧЕСТОЛЮБИЕ И ВЛАСТОЛЮБИЕ

Истории подобного плана в большей степени основаны на характере самого героя, а не на окружающих обстоятельствах. Здесь автору следует постараться, чтобы создать правдоподобный образ честолюбца, готового пойти на преступление или предательство ради достижения собственных целей. Ну и конечно, для создания конфликта необходима противоборствующая сторона, целью которой является укрощение зарвавшегося героя.

Элементы сюжета:

1. честолюбец;

2. цель честолюбца;

3. соперник.

БОРЬБА ПРОТИВ БОГА

Весьма сложная основа для сюжета, которая, тем не менее, при должном подходе сможет выделить произведение своей оригинальностью. Богоборчество в классификации Польти – одна из самых редких идей. В этом ее огромное преимущество. Что касается самой ситуации, то в ней подразумевается не только сражение против бога или судьбы, но и, например, борьба против самой веры, против верующих в бога. В общем, это тема для большого и серьезного произведения, способного затронуть целый пласт культурных и моральных проблем.

Примерные слагаемые ситуации:

1. человек;

2. бог;

3. повод или предмет борьбы.

СУДЕБНАЯ ОШИБКА

По моему мнению, это ситуации с довольно высоким драматическим потенциалом. Здесь один из персонажей становится жертвой судебной ошибки (которая может быть непреднамеренной, а может и подстроенной неким недоброжелателем), присутствует лицо, данную ошибку совершающее, а также настоящий преступник. И все они, безусловно, испытывают огромные переживания по поводу случившегося – именно в этом мне видится серьезный источник драматизма подобных историй. От того, сможет ли автор раскрыть его в должной мере, во многом и будет зависеть успех всей задумки.

Участники истории:

1. ошибающийся;

2. жертва ошибки;

3. предмет ошибки;

4. истинный преступник.

УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ

Вероятно, лучшая основа для психологической драмы. Герой совершает преступление или допускает ошибку, а дальше запускается жестокий механизм самобичевания, приводящий героя к глубокому и неразрешимому внутреннему конфликту. Безусловно, один из лучших образцов использования данной ситуации – роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Элементы сюжета:

1. виновный;

2. ошибка или жертва виновного;

3. разыскивающий или разоблачающий виновного.

ПОТЕРЯННЫЙ И НАЙДЕННЫЙ

Достаточно распространенный приключенческий мотив. При загадочных обстоятельствах пропадает человек. Его нужно отыскать, и, разумеется, по пути разобраться, что же стало причиной исчезновения. Здесь помимо вполне предсказуемого приключенческого начала сильна и роль загадки. Таким образом, история потерянного персонажа вполне может содержать в себе дополнительные детективные нотки.

Участники ситуации:

1. потерянный;

2. находимый;

3. нашедший.

ПОТЕРЯ БЛИЗКИХ

Ну и последняя в списке Польти драматическая ситуация тоже очень часто эксплуатируется современными авторами. Здесь объединены все сюжеты, в основе которых лежит смерть или потеря близких людей. Разумеется, обстоятельства этой потери целиком и полностью отданы на откуп автору, и конечно, от того, как он поработает в этом направлении, и будет зависеть успех самой истории. Весьма распространен случай, когда автор преднамеренно делает героя свидетелем гибели близких.

Элементы ситуации:

1. погибший близкий человек;

2. потерявший близкого человека;

3. виновник гибели близкого человека.

О ДРАМАТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ

Прежде чем мы закончим с классификацией Польти, я хотел бы сказать пару слов о том, как я сам вижу работу с подобными заготовками. Безусловно, знать об основных типах сюжетов, на которых строилось подавляющее большинство мировых литературных шедевров, очень полезно. Это избавляет от многих проблем. Часто бывает, что у автора уже есть некие наметки на сюжет, но он не может сложить их в единое целое, выбрать правильную почву для конфликта, которая позволила бы раскрыться всем его задумкам и замыслам. Данная классификация позволяет сделать это без лишних усилий – из предложенных Польти вариантов выбрать наиболее подходящий, который и станет основным конфликтом для нового романа. Но в то же время, это отнюдь не означает, что писатель должен беспрекословно придерживаться тех элементов ситуаций, которые озвучивает французский литературовед. Наоборот, чем больше автор привнесет своего, тем меньше следа останется от того «шаблона», который был взят за основу всего произведения.

Еще очень важно, чтобы начинающий автор осознал, что классификация Польти – это не просто выборка главных идей для романа. Это основные драматические ситуации, которые встречаются и по ходу самого сюжета. То есть их вполне можно использовать в качестве локальных конфликтов в отдельных частях романа, главах или просто сценах. Здесь мы видим, что главное в классификации Польти – сама концепция идей, а их величина может быть совершенно разной в зависимости от целей самого автора. Это надо понимать, и это надо использовать.

В общем, у классификации Жоржа Польти может быть сколько угодно критиков и сколько угодно приверженцев. Польза же ее для отдельного автора будет зависеть исключительно от него самого: насколько писатель сможет прочувствовать ее гибкость, овладеть ею для своей пользы. Классификация Польти является одним из множества инструментов, предоставленных современному автору, вопрос лишь в том, как сам автор сможет ими воспользоваться.

 

ДРАМАТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ПО ЖОРЖУ ПОЛЬТИ.

Итак, Жорж Польти (1868 – 1946 гг.) – французский писатель, переводчик, литературовед и театровед, соученик знаменитого французского оккультиста Папюса. В 1895 году Польти опубликовал свою самую знаменитую работу «36 драматических ситуаций», которая стала результатом анализа тысячи двухсот драматических произведений различных авторов и эпох. Конечно, у этих основных сюжетов существует великое множество вариантов, однако Польти постарался вместить их в свою классификацию, сделав ее очень гибкой. И действительно, чрезвычайно сложно придумать такой сюжет, который никоим образом не подпадал хотя бы под одну из предложенных вариаций. А посему предлагаю познакомиться с предложенной французом классификацией и убедиться, что она и сегодня не теряет своей актуальности.

МОЛЬБА

Этот сюжет может иметь массу вариаций. Например, спасающийся бегством герой умоляет кого-то из сильных мира сего спасти его от врагов, либо просит о приюте или убежище. Очень часто герой просит не за себя, а за родственников или близких.

Основные элементы, присущие ситуации:

1. преследователь (или антагонист);

2. преследуемый или нуждающийся в защите, помощи или убежище;

3. персонаж, от которой зависит предмет мольбы (помощь, защита, приют). Как правило, он не сразу решается оказать помощь, испытывает сомнения – поэтому герою и приходится его умолять. И чем больше и дольше эти колебания, тем сильнее накал ситуации.

СПАСЕНИЕ

Эта ситуация во многом схожа с предыдущей, но отличие в том, что здесь спаситель появляется неожиданно и спасает нуждающегося без мольбы и уговоров. Примером может служить любое неожиданное спасение героя, находящегося в смертельной опасности – ход, чрезвычайно распространенный в современной литературе и кинематографе.

Слагаемые этой ситуации:

1. спасаемый;

2. преследователь (антагонист);

3. спаситель.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.