Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2021-06-23 | 24 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
К первобытнообщинному способу производства, как и ко всякому другому, применимо положение, что политическая экономия занимается не производством, как и не потреблением, а отношениями людей по производству. Последние выражаются преимущественно в том или ином движении и распределении продуктов и средств производства между людьми.
Но говоря о первобытнообщинном способе производства, надо с самого начала перестроить некоторые привычные представления о человеке, о его хозяйственной психологии. Буржуазная экономическая мысль создала образ «гомо экономикус» (экономического человека): эта внеисторичная модель хозяйствующего человека, построена на принципе: «присвоить как можно больше, отдать как можно меньше». Но на самом деле это вовсе не биологическая или психологическая константа. Субъективное в человеке изменялось, отвечая объективному историческому движению. Начинать надо и не с того, что человек унаследовал от животных. Первобытного человека научная (7/8) абстракция рисует противоположным этой модели «гомо экономикус»: его глубочайший неодолимый стимул — отдать другим как можно больше. Анализ этого стимула увел бы нас слишком далеко в вопросы происхождения социальности, формирования речевых, психических механизмов. Политическая экономии может принять такой постулат как достаточный и необходимый. Он лишь на первый взгляд кажется парадоксальным; только буржуазное сознание уверено, что корысть, стяжание, жадность естественны, а бескорыстие, расточение, щедрость неестественны. Научный материализм не имеет ничего общего с материализмом лавочника.
Французский социолог Мосс написал исследование о «дарении» как древнейшей ступени развития обмена, вернее как об экономическом явлении, предшествующем обмену. Дар, безвозмездное отчуждение той или иной части продуктов труда и является исходной и основной экономической категорией первобытнообщинного строя; напротив, тот или иной раздел добычи между охотниками, раздел трапезы между ближними или факт использования орудия преимущественно тем, кто его изготовил — все это не относится к нашему предмету. Этнографами и историками собран колоссальный материал о дарениях, подношениях, угощениях, гостеприимстве как характерном явлении жизни варварской эпохи, Выразителен такой первобытный обычай как индейский «потлач»: подчас отказывая себе в необходимом, в хозяйстве запасают еду и напитки, созывают как можно больше гостей, которые все истребляют, до полного разорения хозяйства, но зато сами обязаны позже поступить точно так же. В позднем варварском обществе обычное право воздвигает уже всяческие ограничения и запрещения дарений, а религия стремится направить их в русло жертв и пожертвований.
|
(8/9)
Однако жизненная необходимость как-то ограничивать сферу и объем безвозмездного отчуждения продуктов труда возникла очень рано, вместе с самим этим экономическим явлением. Безвозмездное отчуждение порождало не только застой и нищету, но постоянно грозило голодом и гибелью. Производительные силы делали возможным это отчуждение лишь в очень узкой, ограниченной общественной сфере. Ф. Энгельс писал: «Орудие дикаря обусловливают его общество в той же мере, как новейшие орудия — капиталистическое общество»[1]. Поэтому закон безвозмездного отчуждения порождает свою противоположность: закон замыкания людей в рамки кровного родства, родовой общины. Неверно мнение, что человечество первоначально представляло собою изолированные друг от друга группы, которые проходили начальные ступени развития вполне независимо друг от друга и лишь впоследствии вступили в контакты. Это значило бы, что человечество возникло параллельно несчетное множество раз. Стада наших ископаемых предков, как свидетельствует даже жизнь шимпанзе в лесах, постоянно перемешивались друг с другом и особь одного вида благодаря этому общались на огромных пространствах, поэтому общество на стадии родовой общины было скорее продуктом деления, т.е. ограничения связей внутри исходного аморфного единства.
|
Таким образом, основное экономическое противоречие первобытнообщинного строя — это противоречие между производством для отчуждения максимально возможной части продукта и неумолимой объективной необходимостью как можно более ограничить сферу этого отчуждения. Род и играл такую негативно-экономическую роль. (9/10) Как сказано выше, микроэлементом родовой общины были индивидуальная семья (прошедшая ряд ступеней формирования), а более крупной общностью, в пределах которой отчуждение продукта все же отчасти наблюдалось, — племя.
З. Собственность
Соответственно основной вид собственности при первобытнообщинном строе — это собственность на землю, как на территорию, ограниченную рубежами соседних общин или племен. Трудно назвать собственностью принадлежность индивидуального охотничьего оружия данному охотнику и т.п., т.к. здесь человек и предмет нераздельно связаны трудовым навыком и по поводу данных предметов не возникает никаких экономических или правовых отношений между людьми. Экономическая же суть всякой вообще собственности: возможность распоряжаться чем-либо при отстранении других от этой возможности, т.е. отношение между собственниками и несобственниками. Родовая, общинная, как и племенная или семейная собственность на землю вполне отвечает этому определению. Земля выступает и как кладовая природных благ, и как основное условие труда, и как арена труда, но собственностью ее делают границы, отделяющие ее от соседей. Эта собственность в первобытном обществе носит коллективный характер: земля принадлежит всей общине. Это относится и к пастбищам, и к пашне, как и к охотничьим и рыболовным угодиям. Мало того, в понятие земли здесь следует включить и ее плоды, не только естественные, но и взрощенные человеческим трудом — пасущийся на ней скот, сельскохозяйственные растения. Собственность, граница (10/11) запрещает свободный переход людей извне на эту землю и вынос с нее материальных благ. Эти границы накладывают довольно жесткие оковы на быт людей в эпоху варварства, и они нередко разрывали эти оковы тем единственным средством, какое было в их распоряжении: переселением на незанятые земли, миграциями, даже очень далекими отселениями по течениям больших рек, а то и по океанским волнам. «Переселения народов» — характерная черта жизни первобытнообщинной эпохи.
|
Кроме собственности на землю эта эпоха создала и другой способ затруднить перемещение материальных благ за пределы данной общинной или племенной территории. Это многообразные этнические различия материальных предметов культуры: форма утвари, орнаменты, танги и другие «родимые пятна» на вещах, а на людях — татуировка, украшения, одежда, даже те или иные физические операции. Тем самым и вещи, и люди просто не могут переместиться в иную этнокультурную среду.
Впрочем и эти жестокие оковы частично преодолеваются людьми в первобытную эпоху. Тропы и пути с наидревнейших времен прорезают и связывают всю эйкумену (территорию, заселенную людьми). А археологи находят на местах обитания и в захоронениях людей предметы то ли прямо доставленные из грандиозно отдаленных мест, то ли переходившие далеко из рук в руки. Интересно, что это обычно практически наименее полезные вещи, которые не имело смысла особенно оберегать от утечки. Например, те или иные виды раковин, редкие виды камней; позже как тоже не представлявшие практической польза, широко просачиваются древнейшие металлы, слишком мягкие для использования в качестве орудий, — золото, серебро, медь. Межобщинное и межплеменное перемещения имел также другой продукт — скот: его еще не могли клеймить таврами до открытия железа. Все это были исторические предтечи денег.
(11/12)
Границы, плотины, поставленные на пути безвозмездного отчуждения продуктов, привели к возникновению внутри общин такого потенциально противоположного явления, как запасы. Не отчужденные, но и не потребленные продукты скапливаются. Советский этнограф С.П. Толстов выдвинул даже гипотезу, что род есть не что иное, как организация для создания и хранения запасов. Во всяком случае, раскопки древних жилищ родов или больших семей говорят о доминирующем значении кладовых, ям и других хранилищ. Образование запасов на зимний сезон имело прямое жизненное значение, но политическая экономия вправе выделить это и как категорию первобытнообщинного способа производства. Соответствующим экономическим понятием является богатство. Независимо от того, как оно будет в дальнейшем употребляться, богатство, т.е. скопленные блага — потенциальная возможность возникновения и развития дальнейших, более сложных экономических отношений. В эпоху варварства основным видом богатства были стада крунного или мелкого скота, на позднем этапе — также табуны лошадей.
Весьма своеобразным видом богатства были и сами люди. Ф. Энгельс подчеркивал огромную важность в первобытном о6ществе этого «второго вида производства» — выращивания, выкармливания, воспитания новых поколений людей. Особенно важно умножение численности рода, семьи, племени. Это — своего рода олицетворение, воплощение в живых индивидах экономических сил первобытного общества.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!