В Каком Возрасте Лучше Всего Начинать Религиозное Воспитание? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

В Каком Возрасте Лучше Всего Начинать Религиозное Воспитание?

2021-06-23 21
В Каком Возрасте Лучше Всего Начинать Религиозное Воспитание? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

(Притч. 22, 6).

Не учили поперек лавочки, во всю вытянулся – не научишь.

Русская пословица.

Наставление в благочестии и страхе Божием должно быть с младенчества, как только дети начинают хотя мало что разуметь, поскольку этот возраст, как незлобивый, весьма восприимчив к добру или злу.

Святитель Тихон Задонский (1724–1783).

Опыт свидетельствует, что дети, начиная с двух-трёх-четырёх лет и выше, постигают всею цельностью своего духа, всею цельностью чутья умственного, нравственного и эстетического, постигают так поэтически глубоко, как не способны постигать люди созревшие или перезревшие… Сознанию и сердцу ребёнка двух-трёх лет доступно понять, что Бог живёт на небе, даёт хлеб и всё хорошее; что нужно молиться Ему утром и вечером, стоя благоговейно пред иконою… Дитя трёх-четырёхлетнее может в уединённой комнате, без свидетелей, без подсказа, останавливаться пред иконою с трогательным умилением и понимать, что вот это – распятый Христос, а по сторонам Матерь и Апостол плачут; а вот воин с копьём, которым иудеи прокололи Христа, а вот гвозди, а вот терновый венец, а там солнце свой лик потаило, а то петух стоит, который ночью, когда мучили Иисуса Христа, кричал; а то бичи, которыми били Христа, и т. д. И что-то поверх этих понятий роится в детской головке…

Ребёнок семилетнего возраста на исповеди, может быть, не очень ясно понимает вопрос духовника: «Каешься ли?» – но отлично понимает, что значит грешить, и что значит грешно, и что Бог за грехи накажет и духовник не похвалит…

Говорят, дитя не понимает религию. Наоборот, оно-то и понимает. Взрослые понимают, но не постигают религию. А дети постигают, постигают детским чистым сердцем, чистой душой.

Архиепископ Никанор (Бровкович) (1826–1890).

Откладывать религиозное воспитание человека до позднейшего времени в высшей степени опасно. Что легче соблазнить, как не детский возраст? Дитя не знает опытно следствий от заблуждений и пороков; оно не подозревает ни в ком обмана и верит всякому. Следовательно, по какому скользкому пути пойдет оно и как скоро может пасть, если религия не защитит его пробуждающегося разума, прежде, нежели овладели им предрассудки и ложные правила!

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836–1908).

Как Учить Дитя Вере В Бога?

Кто детей лишает церкви, тот лишает их Бога и всякого счастья.

Протоиерей Иоанн Толмачев († 1897).

Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они полюбили Церковь. Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как необходимость. Святая жизнь родителей извещает детские души, и потом дети легко подчиняются.

Старец Паисий Святогорец (1924–1994).

Если мы хотим воспитать своих детей в вере, воспитать их православными христианами, наша задача заключается в том, чтобы помочь им обрести общение с Живым Богом, Который есть Троица. И прежде всего – научить их молиться. Общение с Богом станет основой всей их дальнейшей жизни.

Протоиерей Аркадий Шатов (XX–XXI вв.).

Говорят, что гораздо лучше почитать над маленьким, который никак не может уснуть, главу из Евангелия или избранные молитвы, нежели часами трясти кроватку. Весьма мудро поместить в детской большой образ Христа и Богоматери, чтобы глазки младенца привыкали к святыне и он чувствовал на себе взор Той, которая ближе к нам, чем родная мама. Ведь главное – воспитать в наших детях ощущение Божиего вездеприсутствия, всеведения и всемогущества Господня.

Протоиерей Артемий Владимиров (XX–XXI вв.).

Не воображай, что ты старица, не воображай, что ты духовник в женском образе, и не воображай даже, что ты исповедник, потому что большей частью у родителей дети не исповедуются, а скажи: вот, мы спутники. Я такая же неопытная, как ты, только немножко старше, я видела и слышала и читала такие вещи, которые ты, может быть, не видел и не слышал, и не читал, – я с тобой поделюсь тем, что я знаю. Вот и все.

Ребенок должен быть в состоянии, посмотрев на своих родителей, видеть, что то, что ему рассказывают, на самом деле живет в них. Они, может быть, несовершенны, – это ребенок отлично понимает, но они стремятся жить по вере, и это составляет смысл и содержание их жизни; это дело другое. И чтобы он видел в них добротность, честность, те свойства, которые просто человечны, но которые уже на грани святости, если только их коснется искорка Божия.

Из опыта занятий с детьми я знаю (я довольно много занимался с детьми), что самое доходчивое: чтобы преподаватель или родители взяли какой-нибудь отрывок Евангелия и своими словами как можно более живо, красочно его рассказали. Причем не отходя от текста, не прибавляя ничего, не делая его более «интересным», а просто выражая на языке ребенка и современности то, что там сказано. И когда все рассказано, с ребенком надо об этом поговорить: как ты на это реагируешь? как тебе это нравится? как ты думаешь: Христос был прав или этот человек бы прав?.. А затем ему сказать: я теперь прочту этот отрывок так, как он был написан почти две тысячи лет тому назад, чтобы ты запомнил, как ты будешь его слышать в церкви… И затем неспешно прочесть этот отрывок по Евангелию. Тогда ребенок начинает узнавать текст, узнавать слова, образы, потому что он уже их в себе имеет. Если мы ребенку, который еще мал, читаем текст только на несколько устарелом русском языке, это слишком для него коротко и не всегда до конца понятно.

Я знаю, что для каждого ребенка, как и для взрослого, можно найти что-то, чем он может доказать свою верность. Одну-единственную вещь, не обязательно всю жизнь, потому что если о всей жизни говорить, то ничего не получается, а одну вещь: ты докажи свою верность. Вот, ты часто поступаешь нехорошо в таком-то отношении – попробуй этого не делать.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.