Тематика произведений живописца приобретает ярко выраженный революционный подтекст. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тематика произведений живописца приобретает ярко выраженный революционный подтекст.

2022-10-03 36
Тематика произведений живописца приобретает ярко выраженный революционный подтекст. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор пишет картины на актуальные для общества события:

 «Клятва в зале для игры в мяч», «Смерть Марата».

Клятва в зале для игры в мяч

 

В ней художник должен был запечатлеть момент, когда депутаты третьего сословия поклялись не расходиться до тех пор, пока для Франции не будет выработана конституция. Но задуманное огромное полотно (около 7,5 м в высоту и более 10,5 м в ширину) так и не было завершено Давидом. Дальнейшие события революции развивались так стремительно и Давид был так поглощен ими, что, выполнив детально разработанный рисунок пером и ряд живописных портретных этюдов, он бросил начатое полотно и перешел к осуществлению других, захвативших его замыслов. Кроме того, сама клятва 20 июня постепенно перестала казаться столь важным событием.

 

Второе произведение- «Смерть Марата».

 

 

Смерть Марата

 

Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты "Друг народа" Жан Поль Марат. Это он во всеуслышание заявил: "Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана". И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете.

Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Добрый и отзывчивый к простым людям, он охотно принимал у себя дома тех, кто обращался к нему за помощью. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.
 13 июля 1792 года к нему явилась незваная гостья. Привратнице она сказала, что ей необходимо повидать Марата, так как она пришла по важному и срочному делу.
Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Он нередко целые часы проводил в ванне, даже работал в ней, потому что вода несколько смягчала его боль. За полчаса до прихода гостьи
Марат приказал впустить посетительницу. Так к нему вошла Шарлотта Корде.
А через несколько минут раздался крик: "Ко мне, дорогая!" Когда жена Марата бросилась к нему, ее чуть не сбила с ног стремительно бросившаяся к входной двери убийца. Убежать ей не удалось, но Марат был уже мертв: Шарлотта Корде вонзила нож в его беззащитное тело.

На следующий день в Конвенте гражданин Гиро, глава делегации от народа, обращаясь к Давиду, воскликнул:

- Где твои кисти, Давид? Ты запечатлел для будущих поколений облик Лепелетье, погибшего, чтобы его родина была свободна. Ты должен написать еще одну картину. Ты знаешь какую, Давид!"
-"Я готов", - ответил художник.
Давид хорошо знал Марата, дружил с ним, восхищался его статьями.


 Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. Так было и на этот раз: уже через два часа после смерти, склонившись над трупом Марата, художник рисует его голову... Рисунок этот был выполнен пером.
Картина поглощала теперь все время Давида, свободное от дел. Он действительно работал над ней и ночью, при свечах, а засыпая, видел ее во сне. Было страшно хоть на миг прервать работу. Художник боялся, что память не выдержит колоссального напряжения, что начнет стираться жившая в его сознании картина последних дней жизни Марата.
 Картина была создана всего за три месяца.
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Деревянная подставка, на которой пишет Марат. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: "Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину".
 В руке Марата зажато то самое письмо с текстом: "13 июля 1793 года: "Анна-Мария-Шарлотта Корде. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность". На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар.
Итальянский искусствовед Л. Вентури отмечал, например: "В картине все заострено до крайности: "желтый цвет скамеечки, зеленый - одеяла, белый - простынь и бумаги, трупный оттенок кожи. Все здесь безжалостно точно, вплоть до глубокого черного фона, который действует на зрителя просто устрашающе...

Картина скорее передает не боль о потерянном друге, а смятение перед кровавым зрелищем. Оно бьет по нервам, но не задевает души".

Да, Давид действительно был документально точен, поэтому на его картине все изображено, как было: и ванна, и смертельно раненный Марат, и листок в его руке, и деревянный чурбан, и чернильница, и бумаги. Но написанное гениальной кистью, все было согрето таким теплым и добрым чувством, что это полотно никого не могло оставить равнодушным.
Депутаты молча смотрели на холст, который неожиданно оказался простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата - мертвого и одновременно живого. Не случайно французский поэт Шарль Бодлер писал впоследствии: "Перед нами драма во всем ее ужасе. Благодаря необычайной силе передачи, превратившей это произведение в шедевр Давида, в одно из чудес современного искусства, в нем нет ничего тривиального, низменного. В этой картине есть одновременно и что-то нежное, и что-то хватающее за душу. В холодном воздухе этой комнаты, на этих холодных стенах, вокруг этой холодной и зловещей ванны чувствуется веяние души".
 Картина Давида настолько полно выражала всеобщие чувства, что Конвент вынес особое постановление о воспроизведении этого произведения в гравюре, отчего оно стало еще более известным. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: "...они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями". Но после термидорианского переворота картины были убраны, и сейчас "Смерть Марата" находится в Брюссельском музее.

 

«Смерть Марата» — одно из наиболее известных произведений классицизма на тему французской революции. На холсте изображена страшная трагедия. Холодные стены комнаты усиливают зловещее настроение, в образе Марата проглядывается страдание и бессилие.

В 1794 году жизнь Давида буквально висит на волоске. Его арестовывают после термидорианского переворота и заключают в тюрьму. Революционные власти даже всерьез рассматривают вопрос о казни бывшего соратника, но его спасают авторитет и признание в живописи. 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.