Глава 10. Брачная церемония: 25 хадис — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 10. Брачная церемония: 25 хадис

2022-10-03 29
Глава 10. Брачная церемония: 25 хадис 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хадис двадцать пятый

 

عن عائشة (رَضِ أللَّهُ عَنْها) قالت: قال رسول الله (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم)

أعلنوا هذا النِّكاح، واجعلوه في المساجد، واضربوا عليه بالدُّفوف.رواه التِّرمزي وابن ماجة

 

Аиша (радыАллаху анха) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Объявляйте о браке, совершайте его в мечетях и бейте в бубен (дафф) перед ним» (Тирмизи, 1089, Ибн Маджа, 895, формулировка Тирмизи. Оценивается как хасан).

 

Комментарий:

 

Согласно шариату, брачная церемония совершается в простой и короткой форме. Она включает в себя произнесение двух фраз, которые называются «иджаба» (предложение) и «кабуль» (принятие) в присутствии двух свидетелей – совершеннолетних мужчин-мусульман или двух женщин и одного мужчины. Выплата махра является обязанностью мужа, однако это не является частью брачной церемонии. Кроме этого, существуют некоторые действия, которые не являются необходимыми, но их соблюдение важно для следования Сунне и получения благословения (баракят) в браке. Они включают в себя публичное объявление о браке – так широко, как это только возможно; заключение брака в пятницу и в мечети; произнесение проповеди (хутба), которая включает прославление Аллаха, произнесение благословений на Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), чтение трех аятов из Корана о важности богобоязненности (таква); заканчивается церемония произнесением дуа за молодоженов и их семью.

 

В хадисе упоминаются три адаба, относящиеся к браку.

 

Первый – это объявление о браке, которое может относиться как к присутствию свидетелей, так и к гласности брачной церемонии. Что касается присутствия свидетелей, это необходимое условие (ваджиб), поскольку в другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:

 

«Брак недействителен без (присутствия) свидетелей» (Тирмизи).

 

Если понимать его в смысле объявления о браке, это относится к желательным действиям (истихбаб), поскольку гласность брака позволяет избежать подозрений и недопонимания.

 

Второе условие – это заключение брака в мечети. Это весьма желательно, поскольку проведение брачной церемонии в доме Аллаха позволит снискать благодать (баракят).

 

Что же касается ударов в бубен (дафф), это относится к публичности брака и рекомендуется во время свадьбы и других торжественных событий.

 

ГЛАВА 10. БРАЧНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ: 26 ХАДИС

Хадис двадцать шестой

 

عن ابي هريرة (رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) أنَّ النَّبي (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم) كان إذا رفَّأ الإنسان إذا تزوَّج قال:بارك الله لك وبارك عليك وجمع بينكما في خيرٍ.رواه التِّرمزي وأبو داود

 

Абу Хурайра (радыАллаху анху) передает, что, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поздравлял недавно женившегося человека, он говорил:

 

بارَكَ اللّهُ لَك، وَبارَكَ عَلَـيْك، وَجَمَعَ بَيْـنَكُما في خَـيْر

 

БаракаЛлаху лякя, ва бараки 'аляйкя ва джама'а байнакума фи хайрин!

 

«Пусть Аллах благословит тебя, ниспошлет тебе Свою милость и соединит вас во благе» (Абу Дауд, 2123, Тирмизи, 1091 и Ибн Маджа, 1995 – расценивается как сахих).

 

Комментарий:

 

Этот хадис показывает нам, как следует поздравлять молодоженов по Сунне. Во множестве хадисов говорится, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал сподвижникам эти благие пожелания вместо распространенных среди них поздравлений эпохи джахилийи. Сподвижники часто говорили друг другу:

 

«Не говори так (этих слов эпохи джахилийи), но вместо этого скажи те слова, которые говорил Посланник Аллаха: «О, Аллах благослови их и ниспошли им Свою милость»».

 

Таким же образом, как только оканчивается брачная церемония, желательно имаму и людям, которые присутствуют на бракосочетании, поздравить молодоженов таким образом – произнеся дуа за молодую пару и их семью, и прося Аллаха соединить их во благе и добре.

 

ГЛАВА 11. СВАДЕБНЫЙ ДАР (МАХР): 27 ХАДИС

Хадис двадцать седьмой

 

عن أبي العجفاء السُّلمي قال خظبن عمر فقال: أَلا لا تغالو! بصدق النساء فإنَّها لو كانت مكرمة في الدُّنيا أو تقوى عندالله كان أولاكم بها ألنبي (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم)، ما أصدق رسول الله امرأة من نسائه ولا أُصدقت إمرأة من بناته أكثر من ثنتي عشرة أُوقية. رواه التِّرمزي وأبو داود وابن ماجة

 

Абуль-Аджфа ас-Сулями передает: «Умар (радыАллаху анху) произносил проповедь перед нами и сказал: «Внимайте! Не запрашивайте чрезмерный махр для ваших женщин, ибо, если вы хотите проявить благородство в этом мире и благочестие перед Аллахом, берите пример с Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который не давал махра за своих жен и не запрашивал махра за своих дочерей больше, чем в размере двенадцати укыйя (480 дирхамов)»» (Абу Дауд, 2099, Тирмизи, 1114 и Ибн Маджа, 1887, формулировка Абу Дауда – расценивается как сахих).

 

Комментарий:

 

Брачный дар или приданое в Коране и Сунне называется различными терминами, такими как махр, атийя, нихля, хыба или – как в данном хадисе – садака. Это право жены – получить от мужа свадебный дар в виде некоторой суммы денег или какой-то ценной вещи. Махр – это подарок мужа, который символизирует его ответственность и уважение к жене. Всевышний Аллах сказал:

 

«И давайте женщинам их (обязательный) брачный дар от чистой души. Если же они [ваши жёны] соблаговолят чем-нибудь из этого [из брачного дара] для вас [позволят пользоваться], то примите это в качестве блага и наслаждения» (4: 4).

 

Различные правовые школы расходятся в вопросе, каким должен быть минимальный размер махра, ученые-ханафиты считают, что он не должен быть меньше десяти дирхамов (что эквивалентно 30,618 граммам серебра), поскольку в хадисе сказано: «Нет махра меньше десяти дирхамов» (Байхакы). Однако, все мазхабы согласны, что нет максимального ограничения для махра.

 

Сунной, однако, является проявить умеренность. Обе стороны должны прийти ко взаимному согласию относительно суммы махра, но она не должны быть слишком маленькой, поскольку это будет неуважением к женщине, но и не такой большой, которая затруднит мужа и может быть использована им в качестве похвальбы перед другими.

 

Большинство ученых согласны, что лучшей суммой будет махр Фатимы – эта сумма, которую Фатима (радыАллаху анха) получила от Али (радыАллаху анху) в качестве махра. Ее размер составляет 1530, 9 грамм серебра, так что ее можно выплатить в денежном эквиваленте этой суммы или сделать подарок на такую сумму. Также можно выплатить женщине т.н. махр мисль – такую же сумму, какую получили женщины из ее семьи (ее родня по отцу – сестры, тетки, кузины и т.д.) в качестве махра. Нужно отметить, что махр будет отличаться в зависимости от местности, времени, возраста невесты, ее внешних данных, состояния ее семьи и семьи жениха. Однако, будет весьма порицаемым для ее семьи запрашивать чрезмерно большой махр!

 

К сожалению, это стало обычаем во многих мусульманских обществах, когда семья невесты запрашивает слишком большой махр, так что молодые люди не могут жениться до тридцати- или сорокалетнего возраста, что открывает двери для внебрачных отношений и иных греховных действий. Умар (радыАллаху анху) предупреждает в этом хадисе, что, если человек хочет выглядеть благородным в этом мире и будущей жизни, ему не следует запрашивать большой махр. Нашим примером является жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который не давал за своих жен и не требовал за своих дочерей махр на сумму большую, чем двенадцать укыйя, что оценивается учеными как эквивалент 480 дирхамов.

 

Проблема обостряется тем, что людям приходится влезать в долги и брать кредиты, чтобы выплатить махр. Заключение брака не должно быть таким тяжелым для людей, так что нам следует устранить подобные практики из нашего общества. В одном хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

 

«Самый лучший махр – это легкий» (который будет по средствам мужчине) (Хаким и Байхакы).

 

ГЛАВА 12. СУННА ПРОВЕДЕНИЯ СВАДЕБНОГО ТОРЖЕСТВА (ВАЛИМА): 28 ХАДИС

Хадис двадцать восьмой

 

عن أنس (رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) أنَّ النبي (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم) رأى على عبدالَّرحمن بن عوف اثر صفرةٍ، قال:ما هاذا؟ قال إنِّي تزوَّجتُ امرأة على وزن نواة من ذهب، قال: برك الله لك أوْلِم ولو بشاةٍ. رواه البخاري ومسلم

 

Анас (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то увидел следы желтых благовоний на Абдуррахмане ибн Ауфе (радыАллаху анху), так что он спросил: «Что это?» Тот ответил: «Я женился на женщине, выплатив в качестве махра слиток золота размером с финик». Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть Аллах благословит тебя. Устрой свадебное торжество (валима), зарезав хотя бы одну овцу» (Бухари, 4860 и Муслим, 1427).

 

Комментарий:

 

В этом хадисе приведены три основных момента:

 

Первое: Абдуррахман ибн Ауф (радыАллаху анху) был близким сподвижником Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и входил в группу из десяти сподвижников, обрадованных Раем при жизни. Несмотря на это он не пригласил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на свою свадьбу, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не порицал его за это. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) узнал, что он женился, увидев следы благовоний на его одежде, которыми он украсил себя к свадьбе. В другой версии хадиса сказано, что это было заметно по выражению радости на его лице. Все это показывает, что сподвижники отмечали свои свадьбы весьма скромно, почти не выделяя их среди обычных повседневных дел.

 

Второе. Абдуррахман ибн Ауф (радыАллаху анху) сказал, что он выплатил махр в размере слитка золота размером с финик. Некоторые ученые, такие как шафииты и ханбалиты, используют этот случай как доказательство в пользу своей позиции, что не существует минимального размера махра. Ханафитские факихи, которые оценивают минимальный махр в десять дирхамов, отвечают на это, что, возможно, такой слиток золота стоил десять дирхамов.

 

Третье. В последней части хадиса Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) указывает Абдуррахману на необходимость провести свадебное торжество (валиму). Большинство ученых считают, что это только желательное действие и является настоятельной сунной (сунна муаккада), но не обязанность. Свадебное торжество – это выражение радости и благодарности, а также эффективное средство для публичности брака. Классические ученые имели различные точки зрения, когда лучше устроить свадьбу, но большинство считали, что лучше сделать это после осуществления супружеских отношений. Однако, можно надеяться, что человек получить награду за исполнение сунны, независимо, когда он устроит свадьбу, до или после брачных отношений – и Аллах знает лучше.

 

ГЛАВА 12. СУННА ПРОВЕДЕНИЯ СВАДЕБНОГО ТОРЖЕСТВА (ВАЛИМА): 29 ХАДИС

Хадис двадцать девятый

 

عن عبد الله بن عمر(رَضِ أللَّهُ عَنْهُما) انَّ رسول الله (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم) قال: إذا دُعي أحدكم إلى الوليمة فليأْتها. رواه البخاري ومسلم

 

Абдуллах ибн Умар (радыАллаху анхума) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда вас приглашают на свадьбу, вам следует принять приглашение» (Бухари, 4878 и Муслим, 1429).

 

Комментарий:

 

Среди ученых существуют различные мнения по поводу того, обязательно ли принимать приглашение на свадьбу. Предпочтительное мнение состоит в том, что это является обязательным действием (ваджиб), либо настоятельной сунной (сунной муаккада), если только у человека нет уважительных причин для отказа, как об этом говорится во множестве других хадисов. В одном хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Если меня зовут даже на (баранью) ножку, я принимаю приглашение» (Бухари, 4883), так что, если человека пригласили даже на скромный обед, ему не следует стесняться принять это приглашение.

 

В другом хадисе Абу Хурайра (радыАллаху анху) говорит: «Кто не принимает приглашение на свадьбу (валима), проявляет непослушание Аллаху и Его Посланнику» (Бухари). Так что человеку следует постараться посетить свадьбу, особенно если его приглашают друзья и родственники.

 

Что касается уважительных причин для отказа, к ним относятся: наличие важных дел, возможное наличие запретной пищи или иных греховных вещей и развлечений на свадьбе, боязнь вреда от кого-то из гостей. Если человек знает, что на свадьбе будут запретные вещи или развлечения, но боится, что его отказ обидит родственников, и может послужить разрыву родственных отношений, он может принять приглашение, но поприсутствовать на свадьбе ровно столько времени, сколько нужно, чтобы не обидеть родных, при условии, что он не является религиозным лидером (в противном случае ему нельзя принимать такое приглашение). Но, разумеется, лучше вообще сторониться греховных вещей, насколько возможно.

 

ГЛАВА 12. СУННА ПРОВЕДЕНИЯ СВАДЕБНОГО ТОРЖЕСТВА (ВАЛИМА): 30 ХАДИС

Хадис тридцатый

 

عن أبي هريرة (رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) أنَّه كان يقول: شرُّ الطَّعام طعام الوليمة يدعى لها الأغنياء ويترك الفقراء، ومن ترك الدَّعوة فقد عَصَى الله تعلى ورسولَه (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم). رواه البخاري ومسلم

 

Абу Хурайра (радыАллаху анху) сказал: «Худшее из угощений – это свадебное торжество, на которое приглашают богатых и пренебрегают бедными. Кто отказывается от приглашения (на свадьбу), проявляет непослушание Аллаху и Его Посланнику» (Бухари, 4882 и Муслим, 1432).

 

Комментарий:

 

Это высказывание Абу Хурайры (радыАллаху анху) передается также от самого Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), так что это считается пророческим хадисом. Людям следует очистить свои намерения и приглашать гостей на свадьбу с намерением единственно ради довольства Аллаха. В хадисе содержатся предупреждения тем людям, которые приглашают богатых или знатных людей из-за их положения.

 

К сожалению, наши общины погрязли в традициях, что сказывается на свадебных торжествах. Мы чувствуем обязанность приглашать тех людей, которые приглашали нас, а некоторые из нас даже ведут список людей, которые много лет назад приглашали их, чтобы добиться их взаимного приглашения, посылая им свои собственные приглашения. Также на свадьбы часто приглашают таких людей, которые могут быть чем-то полезны в случае необходимости, к примеру, для получения хорошей работы. Другие люди приглашают много гостей, чтобы похвастаться и поддержать свой имидж.

 

В хадисе показано, что угощать людей следует с искренностью и простотой, имея единственной целью заслужить довольство Аллаха. Если это означает кормление детей-сирот в бедных странах, то пусть так и будет.

 

Угощение людей простой едой от чистого сердца гораздо лучше, чем богатое угощение с неискренностью. В некоторых случаях вообще огромное количество еды просто выбрасывается, в то время как люди где-то умирают от истощения – это просто преступление! На свадьбу можно приглашать родных, друзей, одноклассников, коллег по работе и бедных людей, имея целью исполнить сунну и заслужить награду и благословения от Аллаха.

 

В другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

 

«Угощение в первый день – это обязанность, на второй день – это сунна, а на третий день – это похвала (желание покрасоваться). Того, кто желает покрасоваться (перед людьми), Аллах опозорит в Судный день» (Тирмизи).

 

Пусть Аллах защитит нас от этого. Амин!

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.