Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, и на земле, как на небе. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, и на земле, как на небе.

2022-10-03 30
Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, и на земле, как на небе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оставшиеся два предложения первой части Молитвы упомянуты вместе, потому что они находятся в тесной взаимосвязи, отражая одну и ту же идею и перекликаясь друг с другом. Фактически, самый простой, и одновременно самый правильный способ объяснить, что такое царство, это представить его в виде огромного сообщества, в котором каждый исполняет волю Царя.

Эти фразы можно понять как нашу молитву о том, чтобы воля Божья, донесенная до нас Иисусом Христом, исполнялась людьми, принося мир и спокойствие на земле. Такое объяснение весьма справедливо, но я полагаю, что оно разъясняет только вторичное значение этих фраз, в то время как главное и наиболее важное значение их иное и указывает на определенное событие, когда закончится земная жизнь каждого индивида и в конечном счете всего человечества, временная, земная эра противоречий и компромиссов — и откроется существенно новая, которая называется Царствием Небесным.

Анализируя значение слов “ Да приидет Царствие твое ”, мы видим два важных положения. Чтобы “придти”, объект должен:

Еще не быть в том месте, о котором мы говорим;

Уже существовать там, откуда он должен прийти.

Без сомнения, эти два заключения логически обоснованы в том случае, если слово “приидет” используется в своем основном значении. Если предположить, что упомянутое Царство еще не существует, то правильно было бы говорить “Да будет создано Твое Царствие” или “основано”, но не “приидет.” Если, с другой стороны, Царство Божье, упомянутое в Молитве, подразумевалось бы как уже существующее на земле, то было бы логично просить о процветании и расширении этого Царства, и, следовательно, слово “приидет” тоже не подходило бы. Поэтому значение, придаваемое слову “приидет”, является верным.

Дальнейшее подтверждение этой мысли мы находим в словах “ Да будет воля твоя, и на земле, как на небе ”. Первые семь слов этого предложения, взятых отдельно, можно было бы понять как указание на лучших представителей человечества, которые постепенно научатся жить на земле согласно воле Божьей. Но оставшаяся часть предложения позволяет шире понимать эти слова. В то время как добрые люди, живущие по заповедям Божьим, всегда существовали на земле, все же их было и всегда будет относительно мало. Вообще, жизнь на земле была и будет смесью добра и зла.

Мне кажется, что этот вывод хорошо соответствует основным положениям Нового Завета. Любой писатель обращается к словам Христа, раскрывая свои собственные представления о войне, преследовании, ненависти и хаосе. Поэтому я уверен, что фраза “ как на небе ” находится в тексте молитвы для того, чтобы предостеречь нас от принятия этих двух фундаментальных фраз как чего-то, что может быть достигнуто в сердце одного или многих людей, в ходе развития современного исторического процесса. Принимая правду такой, какая она есть, и признавая основные факты человеческой природы и истории, мы должны придти к несколько мрачному заключению, что социально-политические улучшения в человеческом обществе, на которые можно надеяться в будущем, всегда будут являться лишь результатом временного компромисса в борьбы между добром и злом на Земле.

Последние три слова “ как на небе ” введены, чтобы определить основной смысл фраз. Царство Божье может существовать и существует в сердцах немногих высоконравственных и богобоязненных людей, но Молитва Господня позволяет и вдохновляет нас молиться не только об этом, но и о бесконечно более высоких и счастливых целях.

Когда Христос был распят, Его мать, Его любимый ученик, и несколько последователей стояли у Креста. В своих сердцах они, конечно, верили в чудо, но на самом деле они были не способны сделать что-либо, и вся эта трагедия была также символом Царства Божьего на земле. Темные силы, которые подстрекали несведущую толпу требовать смерти Христа, в наши дни столь же злы, активны и агрессивны, как и две тысячи лет назад. Под ненадежным и бессильным внешним блеском цивилизации живет все то же порочное чудовище, жаждущее власти и готовое захлестнуть мир потоками слез и невинной крови, чтобы господствовать над богатством и людьми.

И в наши дни найдутся люди по своей натуре мирные, милосердные и идеалисты. И они, лучшие представители человечества, часто воздевают руки к небесам и вопиют в физической или нравственной агонии: “Боже, для чего ты оставил нас”? Их вопль и молитвы адресованы Силам Небесным, которые, если судить по окружающей действительности, представляются безразличными к их страданиям, так же как и к тем нескольким подавленным мужчинам и женщинам с Царством Божьим в своих разбитых сердцах, которые смотрели, как жизнь медленно покидает измученное тело Иисуса Христа, которые слышали хохот и насмешки торжествующего зла. Таково Царство Божье на земле; и ужасное моральное крушение человечества, свидетелями которого мы являемся, позволяет нам сделать заключение, что так называемый прогресс человечества на современном уровне жизни и в будущем не дает надежд на какие-либо успехи в духовной сфере.

Более того, в критические моменты сама искра Царства Божьего в сердце человека может стать источником страданий. Христос велел, чтобы каждый из его последователей нес предназначенный ему крест. Здесь подразумевается нечто большее, чем смиренно претерпевать жизненные испытания. Крест — не только тяжелая ноша, но и орудие пытки и смерти для того, кто его несет. Смиренное несение креста дает возможность осознать, что небольшое пламя божественного света в сердце человека неспособно победить агрессивные силы зла в мире. Еще острее мы понимаем, что правда и совершенство в этом мире высмеиваются и преследуются. Становится ясно, что голос истинного идеализма еле различим в этом мире, в то время как триумфальное зло укрепляет свои позиции; оно нагло смотрит на нас из заголовков газет, обрушивается на нас пропагандой лжи и ненависти из репродукторов, телевизоров старого и нового света. И достижения науки и техники, которые так заметно подняли материальный уровень жизни людей и дали человечеству новые замечательные механические игрушки, электричество, самолеты, радио и многое другое, — в конечном счете, оказались бессильными поднять человечество нравственно и духовно.

Из тысяч случаев, иллюстрирующих этот вывод, мы возьмем только один. Намеренное убийство беззащитного ребенка, протягивающего к убийце свои ручки и просящего пощады, казалось, вопиет к людям, в сердцах которых осталось хоть что-то человеческое. Девятнадцать веков назад царь Ирод повелел убить множество безвинных младенцев, потому что он думал, и не без причины с его точки зрения, что это было необходимо для защиты своей политической власти. Этот факт расценивается, как одно из величайших преступлений в истории человечества. Поэты и художники, философы и проповедники с гневом осуждают его.

Но и в двадцатом веке, веке просвещения и цивилизации, ироды наших дней в борьбе за новую или существующую власть, доказали свою готовность ради этого уничтожать тысячи невинных беззащитных детей, сбрасывая на них бомбы, или медленно умерщвляя их, обрекая на голодную смерть в тисках блокады. Свои действия они мотивируют исчерпывающими для них объяснениями: это делается ради процветания человечества, торжества справедливости и тому подобных целей. Ведь, в конечном счете, разве цель не оправдывает средства?

В свете принципов морали и, конечно, с точки зрения Христианства, часто средства важнее цели. Поэтому, когда совершаются подобные ужасные преступления против человечества, божественный огонь, оставаясь источником утешения, становится также источником печали, так как мы начинаем осознавать глубокую и безнадежную внутреннюю трагедию человечества. На страницах Евангелия мы находим слова дьявола, говорившего, что вся власть и слава на земле принадлежит ему, и что он дает ее, кому захочет (Лук. 4:6). В период нынешнего морального обнищания человечества, это смелое утверждение, похоже, являются зловещей реальностью.

Традиционная религия объясняет такую моральную деградацию первородным грехом, свободой воли и познанием добра и зла, но человеческая душа, находясь в замешательстве и отчаянии, не может быть удовлетворена таким объяснением. Хотя мы понимаем, что все взрослые люди — грешники и страдают заслуженно, есть еще тысячи невинных детей, чьи муки объяснению не поддаются. Если эти страдания — плата за умение различать добро и зло, не слишком ли высока цена, потому что человечество, тысячелетиями пытавшееся научиться различать хорошее и плохое и заплатившее за это невероятно ужасную цену, в итоге не продвинулось выше идеалов Каина. Один английский адмирал избрал своим девизом “Бить первым, бить сильно, бить и бить.” В бою такие правила, конечно, необходимы, но в наше время идеи, выраженные в этих словах, все более и более становятся нормой отношений между людьми. Если бы Каин сквозь века снова вернулся в наш мир и услышал такие речи, то непременно бы воскликнул: “Дети мои! И я не мог бы сказать лучше!”

Живя в эпоху так называемого мирного времени, когда цивилизованная вежливость и традиционное лицемерие ограждают нас от лютого зверя, мы готовы отрицать его существование и думать, что всякая жестокость уже в далеком прошлом. Легко верится, что восторжествуют идеализм и справедливость. Но в самые трудные минуты божественное пламя в сердце человека может стать светом, освещающим путь к Кресту и Голгофе, которые вызывая соответствующие чувства, не обязательно предполагают конкретных физических крестных мук. Те, кто сильны и духовно, и морально, могут выдержать, с помощью Божией, столь тяжелое испытание, хотя для этого может потребоваться вся их вера и отчаянная храбрость. Даже Иисус Христос, несмотря на Его сверхъестественную силу, чувствовал Себя изнемогающим (по своему человеческому естеству) в Гефсиманском саду и позже на кресте, когда Он воскликнул: “ Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ” (Матф. 27:46). И Христос, и величайшие из Его последователей остались преданными Богу и тогда, когда Он, казалось бы, оставил их на растерзание торжествующему злу. Но такой внутренний акт наивысшего духовного героизма слабому человеку не всегда по плечу, несмотря на его веру и духовные идеалы. Кажущееся безразличие божественных сил по отношению к торжествующему злу может стать причиной крушения человеческих сердец, и даже восстания против Бога. И это, возможно, высшая степень человеческого отчаяния и разочарования.

Это не бунт самоуверенных и радикальных мечтателей, чей успех обычно связан с приходом к власти нового правительства беззаконников, цель которого — духовно сломить каждого идеалиста. Это и не тихое недовольство атеиста, искренне отрицающего существование Бога по причине того, что его исковерканная или неразвитая душа не позволяет ему верить в Высшие силы. Для такого человека нет Бога, как нет Бога для осла или камня.

Это — высший духовный бунт человека с верой и идеалами, чья вера в пути Господни пошатнулась, видя непереносимое торжество зла.

Гениальный Достоевский исследовал такую бездну человеческих сомнений и отчаяния в своем романе “Братья Карамазовы”. В одном из разговоров, главный герой, Иван, выразил свои чувства так: “…от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился… Не стоит потому что слезки его остались неискупленными… И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены… Не Бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше возвращаю.” (Братья Карамазовы. Часть Вторая. Книга Pro и Contra. IV.)

Результатом подобных событий является переполнение человеческой души отрицательными эмоциями. И этот аспект земной жизни не может быть отрицаем. Когда напряжение души слишком велико, то душа человека может разочаровываться и сомневается. Она подвергнет сомнению не только высшие качества людей и судьбу всего человечества в целом, но даже моральную ценность и значение всего процесса жизни на земле.

Сомнение, как следствие серьезного, искреннего и идеалистического поиска правды, — вполне нормальная человеческая реакция. Когда святой Фома усомнился в истине воскресения Иисуса Христа, несмотря на свидетельства десяти других учеников, Христос не осудил его, напротив, Он предоставил ему прямое доказательство того, что Он воскрес. Если дело касается столь серьезного и трагического вопроса, человеческая душа вправе искать объяснения.

Религиозные мыслители и философы с незапамятных времен пытались понять причины страдания невинных и триумфа зла. Много лет этот вопрос считался неразрешимым. Предлагались разные способы его решения, ни один из которых, однако, не был полностью исчерпывающим.

Обычно фундаменталисты доказывают, что все страдания, выпавшие на долю человечества — последствия первородного греха Адама и Евы. До этого люди и животные жили в раю, где не было страданий, насилия и смерти. И именно человек, согрешив, погубил и сам себя, и живых существ его окружающих. Библейский рассказ, повествующий о падении человека, несомненно, таит в себе много нераскрытых тайн.

Теперь мы знаем, что чтобы человек не сделал, индивидуально или коллективно, он не ответственен за то, что насилие и смерть стали обычным явлением в природе. Они имели место еще за сотни миллионов лет до появления человека. Поэтому, вопреки традиционным представлениям, человек не причина физического зла в природе, но, скорее всего, одна из его жертв.

Этот факт поддерживает пессимистическую точку зрения.

Понятно, что усилия отдельных идеалистов, которые время от времени встречаются среди людей, вряд ли могут изменить основные принципы, которые природа тысячелетиями упорно вбивала во все живые существа на земле. Однако внутреннее содержание и дух учения Христа и едва тлеющий, но все-таки настоящий Божественный огонь в сердце людей, дают нам другую точку зрения на решение этой проблемы.

Причину возникновения ранее упомянутых отчаяния и бунта никогда не следует искать в Божественном пламени и вере. Пессимизм и горечь могут возникать от земных представлений о Царстве Божьем в сердцах людей, от мирского идеализма и сентиментализма, которые могут быть внешне похожи на Божественное пламя, но не обладают и частицей его силы. Истинное Божественное пламя, горящее в сердце человека, не только многократно увеличивает способность понимать значение и тайны жизни, но и всегда является источником великого утешения и мужества. Несмотря на торжество зла, люди понимают глубокое значение и важность вечной жизни. Божественное пламя дает понять каждому: Бог совсем рядом, Он не остается безразличным к нашим бедам и страданиям, потому что видит все; более того, теперь мы понимаем, что Бог всегда поддержит нас в тяжелую минуту; как правило, незримо и неосязаемо, но духовно мы ощутим Его присутствие.

Какова же причина страдания невинных и триумфа зла? Объяснение есть, и такое объяснение, сила и мощь которого как нельзя лучше соответствует масштабности и значимости вопроса. Ответ следует искать в действиях и высказываниях Иисуса Христа. Голгофа и трагические события, предшествующие распятию должны рассматриваться как самые страшные душевные и физические муки, когда-либо претерпеваемые человеком. И все же Христос добровольно пошел на эти страдания. Как бы не аргументировалось отрицание или объяснение страданий невинных, Иисус Христос еще раз подтвердил их существование, добровольно пойдя на страшные муки во имя спасения человечества; ведь Ему ничего не стоило применить свою неземную силу или просто скрыться во избежание казни. Нет, Он направился в Иерусалим, не слушая своих учеников, которые догадывались, что может случиться; и Он фактически приблизил трагическую развязку, сказав Иуде “ Что делаешь, делай скорее ” (Иоан. 13:27). Цепь событий, которые были начаты Голгофой, увенчалась высшей славой Воскресения, которое в свою очередь принесло самое большое духовное и интеллектуальное возрождение, когда-либо случавшееся на Земле. Но даже эти огромные видимые результаты должны рассматриваться как вспомогательные, потому что истинные цели служения Христа — утверждение высшей жизни на небесах, а не временной на земле.

Глубоко утешающие идеи о значении и исходе горестного процесса земной жизни косвенно указаны в Молитве Господней. Если мы предположим, что текст Молитвы звучал бы так: “ Да приидет Царствие твое, Да будет воля Твоя на земле ”, то мы получаем логически осмысленное и законченное предложение, но с совсем иным значением. Тогда необходимо было бы подвести базис идей Священного Писания или других весомых свидетельств — что же может являться смыслом будущего Царства Божьего на земле, пришествие которого является целью нашей молитвы.

Текст предполагает несколько иное значение. Он не упоминает о зле и несправедливости на земле, в нем не предлагается способов борьбы с этими пороками и нет обещаний покончить с ними; они полностью игнорируются как не заслуживающие внимания, как исчезающие в течение времени. Молитва Господня наставляет нас желать Царства Божьего ” как на небе ” и молиться за его пришествие. Последние три слова в принципе выражают саму цель Молитвы и ее предназначение.

Эти слова имеют большую важность, и я попытаюсь проанализировать их значение. Логически разбираемая фраза напоминает следующее высказывание: “должен быть проведен курс лекций, подобный тому, как в Йельском Университете”. Значит, тем, кто интересуется этим предметом, следует разузнать, как обстояло дело там.

Оставляя возможность обсудить библейские свидетельства более компетентным студентам, я буду использовать другой источник информации. Факты, которые я приведу, не имеют отношения к религии и представляют собой неоспоримое свидетельство. Если ребенку или человеку из прошлых времен задать вопрос: ”Где небеса?” — они бы указали пальцем наверх и были бы правы. И религиозная литература, и современная астрономия именуют солнце, луну и звезды небесными телами. Известно, что традиционная доктрина Христианства, сравнивая небеса такие, какими их видит верующий человек, с небесами астронома, не находит между ними ничего общего. В этом случае религиозная доктрина полностью повторяет представления ранних Христиан, которые верили, что земля — центр вселенной, а солнце и звезды всего лишь ее, земли, придатки.

Такая вселенная в их понимании была небольшим по космическим масштабам пространством, созданным Богом за шесть дней четыре тысячи лет назад. Уже изначально, считали они, вселенная была неправильной, потому она будет сокрушена, а ее место займет новая. Современный человек думает иначе. Вселенная, образовавшаяся вероятно несколько сот триллионов лет назад из небольшого сгустка энергии, скорее всего останется такой, какой была, еще на протяжении миллионов лет. Многое во вселенной выше нашего понимания и восприятия. Во Вселенной нам открылись такие образцы красоты и инженерной точности, что даже самые высшие достижения человечества не идут ни в какое сравнение с ними.

Солнце и звезды, излучения которых образуют во Вселенной громадные скопления энергии, обладают эффективностью, о которой наши земные инженеры и мечтать не могут. Если бы мы умели перерабатывать продукты горения так же, как они перерабатываются на поверхности солнца, то для того, чтобы большому пароходу пересечь океан несколько раз, понадобился бы лишь один фунт топлива.

Я привожу эти факты в связи с моей уверенностью в том, что понятия “вселенная” и “небеса” должны расцениваться как близкие, но не идентичные друг другу. Надо признать, что это может повлечь пересмотр нескольких традиционных представлений о данном предмете. Я также должен предупредить, что это не должно восприниматься в более прямом смысле, чем разумно допустимо. В телескоп мы не увидим небеса верующего человека, но мы видим огромную материальную конструкцию некой таинственной структуры, значение и цель которой вне нашего понимания, но которая, несомненно, была создана Господом и функционирует согласно Его Воле. И хотя то, что мы видим — это явления материального характера, тем не менее, в некоторых случаях внутреннее убеждение заставляет меня верить, что это также тень явлений более высокого порядка, которые происходят согласно определенной Воле, как на Небе. Хотя я искренне верю, что это так, все же моя собственная попытка интерпретировать это Творение не является в полной степени исчерпывающей, и я привожу ее здесь, будучи уверен, что другие достигнут большего в толковании этого вопроса.

Современный ученый-метеоролог вряд ли предскажет дождь на следующий день с точностью до часа. Обычно он употребляет понятия “утро” и “день”. Что касается астрономии, то астрономы могут предсказать время и место, где можно наблюдать затмение с точностью до минуты и мили на тысячи лет вперед. Это еще раз подчеркивает мудрость и интеллект Творца, воплощенные в созданных Им небесных телах — Солнце и звездах.

Основатель Христианства большое внимание уделял свободе. Как это может сочетаться с удивительным порядком приведенной нами аналогии с видимыми небесными механизмами? На земле порядок и законность всегда основаны на соблюдении определенной дисциплины, которая, как правило, предусматривает некоторые ограничения свободы. Обратившись снова к аналогиям с машинами и аппаратами, наземными и летательными, мы обнаружим признак, который, как мне кажется, имеет глубокое значение. Чтобы земной механизм представлял собой единое целое, мы используем крепления, шарниры, различные провода и т.д. Если в самолете выходит из строя заклепка или кабель — это уже означает беду. Когда одно судно буксирует другое, используется трос, прицепленный к крюкам или кольцам, в то время как другие части корабля, которые в этом не “участвуют,” остаются “безразличными.” Если порвется трос или сломается кольцо, суда разойдутся. На небесах все осуществляется совершенно по-другому. Земля вращается вокруг солнца и удерживается на орбите огромной гравитационной силой примерно в три с половиной миллиона триллионов тонн. Вопреки примеру буксируемых судов, в небесных телах каждая частица обладает силой притяжения, которая притягивает другие частицы. Даже самая мелкая песчинка или капля воды “ощущает” воздействие каждой мельчайшей частицы Солнца и притягивается ей. Каждая капля крови в нашем теле притягивается каждой пламенеющей каплей раскаленного солнечного вещества. Это относится так же к теплу и свету, которые исходят не от солнца в целом, а от его микрочастиц, и делают возможным наше физическое существование. Все вышеупомянутые факты — примеры работы, не ограниченной строгой дисциплиной. Это — своего рода “работа в команде” триллионов частиц, каждая из которых сама по себе свободна, и все же они вместе поддерживают работу так называемых небесных “механизмов”, по которым астрономы предсказывают небесные явления на тысячи лет вперед с точностью до минуты.

Во всех механизмах, созданных человеком, в той или иной степени присутствует трение, которое приводит к нагреванию и понижает эффективность работы механизма. Если мыслить образно, этот пример во многом справедлив в отношении совместных человеческих действий. К примеру, если необходима координация усилий или сотрудничество между различными группами или классами людей в одной стране или между разными народам в мире, то обычно возникнет “трение” во взаимоотношениях между участниками процесса, которое накаляет обстановку — в итоге совместные действия людей могут свестись на нет. Что касается небесных тел, мы видим, что гигантские астрономические объекты движутся со значительной скоростью и, как правило, никакого трения для них не существует.

Механизмы небесных явлений уже немного проливают свет на то, что происходит в той вселенной — не материальной — которая выше нашего понимания, где притяжение или гравитация заменены доброй волей и любовью в их самом высоком значении. Мы можем представить себе множества умных и могущественных существ — представителей высшего уровня жизни, живущих в своем мире совершенно свободно, но, тем не менее, в абсолютной гармонии, когда с Творцом их объединяет сила доброты и любви. Именно в этот мир позвал нас Иисус Христос, открыв для нас дверь Своим словом, делами и жертвой. Слова “ Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе ” — это просьба о том, чтобы жизнь в полной гармонии по воле Божьей, которая, как мы знаем из Молитвы, уже существует во вселенной, сошла на землю и покрыла ее своей благодатью. Тогда лучшие представители человечества поднимутся до уровня высшей жизни.

Аналогии, показанные нами на примере с материальными небесными телами, позволяют нам сделать еще одно заключение, и на сей раз трагического и зловещего характера. Известно, что материальные частицы, из которых состоит вселенная, функционируют благодаря взаимной гравитационной силе, и именно это притяжение вызывает и контролирует великолепную надежность и точность работы небесных “механизмов”. Но представим себе частицу, которая бы потеряла силу притяжения — как бы она себя вела в этом случае? Это легко понять. Под давлением света такая частица удалилась бы от солнца, от солнечной системы, от нашей островка вселенной, от всего материального, потому что все материальное имеет конец — даже вселенная, вернее та ее часть, которая поддается нашему восприятию. Далеко от жизни и света — в холодную, мертвую тьму. Профессиональный астроном сказал бы, что она поглощена “внешней тьмой”. Современные ученые полагают, что космос прочно связан гравитационными воздействиями материальных тел. Поэтому можно предположить, что там, где нет материи, нет и тяготения, нет космоса, и частица, ничем не притягиваемая, считается уже несуществующей.

Здесь можно провести некоторую параллель с трагическими судьбами тех несчастных людей, которые не развили в себе, несмотря на Высшее руководство, необходимые качества, в итоге их души не готовы к будущему вечному пребыванию в Царстве Божием. Насколько я помню, Толстой сказал: “Грех — не то что человек сделал, но то, чем он стал”. Тогда же Достоевский назвал дьявола “страшным и умным духом самоуничтожения и небытия”.

Мне кажется недопустимым считать ад местом, которое создано Богом и населено всяческими демонами для того, чтобы целенаправленно и бесконечно мучить множество грешников. Тем не менее, с уверенностью можно утверждать, что у счастливой и безмятежной жизни на небесах есть и альтернатива, которая более чем ужасна. Это внешняя тьма, которая олицетворяет саморазрушение и близость к ужасной смерти.

В этом случае самоуничтожение не означает самоубийство. Ощущение и понимание того, что ты постепенно исчезаешь в бесконечной тьме и твоя душа и личность погибает навеки, становится невыносимо мучительным, когда ты знаешь, что существует слава вечной жизни, и это чувство несравненно ужаснее, чем то, которое испытывает узник, приговоренный к смерти. Последний понимает, что его потеря — это всего несколько десятков лет земной жизни и для него существует надежда обрести вечную жизнь после смерти, в то время как первый понимает огромность потери и полное отсутствие всякой надежды.

Вопрос о вечных муках очень серьезный и спорный. Само понятие можно истолковать по-разному — или как духовную смерть, или как вечную агонию. Отдельные выдержки из Священного писания поддерживают и ту, и другую точку зрения, наиболее ревностные христиане по-прежнему настаивают на том, что ад — место бесконечных пыток и страданий. И еще не так давно авторитетные и сведущие в этой области люди, знатоки Священного Писания, использовали библейские тексты для того, чтобы защищать абсурдные научные доктрины, оправдывать сжигание на костре за грехи, оспаривать применение разного рода вакцин, строго осуждать попытки облегчить страдания женщин во время родов и т.д. Доказывая и другие подобного рода факты, они использовали Священное Писание подобно тому, как адвокат использует вещественные доказательства, доказывая очевидность чего-либо в суде.

Реальный внутренний религиозный смысл этого следует искать не основываясь на юридических и правовых истинах, а скорее на духе самого Евангелия в целом. Вселенная, которая наполнена добром, счастьем и бескорыстием, полностью соответствует духу идей, проповедуемых в Евангелии. Вселенная, в которой боль причинялась бы намеренно и бесконечно расширялась — означает полное отрицание идей Евангелия.

Объясняя и иллюстрируя свои идеи о Царстве Божьем, автор использует известные факты о структуре материальной вселенной. Автор верит, что данный метод весьма разумен. Достижения и представления людей и вся история человечества отражают, помимо Божьего Промысла, присутствие бурной и хаотичной воли людей, а так же некоего темного, порочного влияния. Но, несмотря на это влияние, вселенная, все что в ней находится и ее движение, по мнению верующего человека, как нельзя лучше отражает волю Божью. И хотя заключения можно делать только с крайней осторожностью, все-таки логично, что идеи Создателя отражаются в Его творениях, так же, как и среди людей идеи художника или архитектора узнаются в его произведениях.

В некоторых основных характеристиках материальной Вселенной по аналогии можно найти ответ на вопрос, сформулированный ранее — какова будет судьба человечества после конца Бытия. Вопрос этот можно сформулировать и иначе: следует ли согласиться с тем, что по приговору Божьего суда часть людей будет вечно блаженствовать, а оставшиеся люди будут с сопоставимой силой вечно мучаться и страдать? Или следует принять, что бесконечная мудрость, совершенство и любовь Бога повлекут за собой адекватную полноту и силу счастья Его созданий и будут неизмеримо большими, чем общая сумма горя и агонии, связанных с процессом развития цивилизации, и в особенности с последствиями свободного волеизъявления людей, потому что свобода воли может рассматриваться, как такая же неотъемлемая часть божественного плана, как электричество или тяготение?

Математика практически не различает положительное и отрицательное. Любое число, и даже бесконечность, может быть взято со знаком плюс или минус. В своем воображении человек может ощущать себя как бы центром, от которого тянутся в противоположные стороны отрицательная и положительная бесконечности.

Неуместно применять понятие “бесконечность” в отношении материальной вселенной. Как нам известно, космос, материя и энергия, свет и так далее — все имеет начало и конец. Однако большинство объектов вселенной достигает таких размеров, что с земной точки зрения они кажутся бесконечными.

И вот, анализируя основные характеристики материальной вселенной, мы можем сделать любопытный вывод. Рассматривая противоборство света и тьмы, можно считать, что свет олицетворяет жизнь, добро и счастье, а тьма — зло, агонию и смерть. Легко заметить, что содержание этих понятий совсем разное. Мощность искусственного света, созданного человеком, как правило, очень невелика. Мощность же солнечного света во много тысяч раз больше. Мало того, есть звезды, которые излучают свет еще более сильный, чем солнечный. Таким образом, во вселенной существует свет, который бесконечно сильнее любого, созданного человеком. Справедливо было бы его назвать “чрезвычайно или бесконечно мощный свет”.

С темнотой все обстоит иначе. Выражение “безбрежная тьма” не имеет смысла. Есть лишь полная темнота. Спустившись в шахту или тоннель глубиной несколько сот футов, человек оказывается в такой же полной темноте, как “внешняя тьма”. Поэтому, в противоположность математике, человек вовсе не в центре, он на самом дне. Он видит и ощущает условия, которые с практической точки зрения напоминают темноту настолько полно, насколько она существует. Это еще находится в пределах его возможностей. Но свет может быть чрезвычайно или несравнимо сильнее, чем что-либо произведенное или наблюдаемое человеком.

То же самое относится и к теплу. Максимальная температура, которую может произвести человек, составляет три-четыре тысячи градусов по Цельсию, это температура некоторых электрических печей. Температура внутри Солнца составляет около сорока миллионов градусов, а на некоторых звездах-гигантах она еще выше. Случай же с минусовыми температурами полностью противоположен. Если выражение “миллион” или “сорок миллионов” градусов выше нуля — это реальная температура, то даже тысяча градусов ниже нуля просто не существует в природе. Самая низкая температура даже в масштабах вселенной называется “абсолютный ноль” и составляет двести семьдесят три градуса ниже нуля, хотя ученые, проводя эксперименты с жидким водородом и гелием, получали и более низкие температуры. И опять же мы видим, что люди превосходят в своих достижениях все самое низкое и незначительное во Вселенной, но все высшее и значимое им пока недоступно и стоит очень далеко от высших достижений человеческого прогресса.

Все вышеприведенные факты, касающиеся материальной вселенной, созданной Богом, позволяют нам принять высшую точку зрения, которая уверенно отбрасывает идею о преднамеренно причиняемом вечном страдании. Проводя параллели с духовным миром и божественными законами, которым подчинена вселенная, мы можем вывести некоторые заключения. Христианское сознание, вдохновляемое не только буквой, но и духом Евангелия, отказывается поверить в то, что мучения Христа на Голгофе явились причиной еще больших страданий всех обитателей Земли. Я искренне верю, что мучения Иисуса Христа выше всего возможного во вселенной. И в этом таинственное значение этого события может простираться гораздо дальше судеб человечества.

Так же как темнота и холод, которые могут достигаться на земле, являются практически максимально возможными, в то время как свет и тепло — это всего лишь крохи того, что существует в материальной вселенной Бога, то же касается вселенной высшей вечной жизни. Зло, страдания и агония на земле, возможно, так же огромны, как и во всей вселенной. Но счастье и добро в божественной небесной вселенной, несомненно, бесконечно выше, лучше и больше, чем любое удовлетворение или счастье на Земле.

Вообще, логично объединить наши мысли о цели земной жизни и заключить, что это бесценный дар, возможность, данная человеку Богом, чтобы развивать характер и личность, которая желает вечной высшей жизни, заслуживает ее и способна к ней. Но что представляет собой высшая жизнь и как происходит переход души человека в тот мир — это все еще остается тайной, которую мы наверное никогда не раскроем. Все, что нам об этой жизни известно — это некоторые общие идеи, оставленные нам святыми Отцами и даруемые Божественным Промыслом в наиболее радостные и счастливые моменты нашей жизни.

Почти во всех религиях мира Бога сравнивают с солнцем, а Его действия — со светом. На земле солнечный свет, пожалуй, самый важный фактор и без него невозможны важнейшие жизненные процессы. В то время как люди и большинство других созданий черпают здоровье и радость от солнечного света, некоторые болезнетворные микробы при непосредственном воздействии на них солнечного света погибают.

Я полагаю, что это аналогично с тем, что в будущем ожидает маленький уголок вселенной, в котором обитают люди. Постепенно наша Земля движется по длинной дороге времени навстречу какому-то событию абсолютной важности. Сейчас мы живем в прохладном состоянии компромисса, наша жизнь — это смешение добра и зла, правды и лжи. Мы еще не подвержены действию всепроницающих и всепоглощающих лучей духовного света, исходящего от Высшего Источника. Только небольшая часть этих лучей попадает на землю, проникая в нашу практически полную тьму через своего рода экран. И людям кое-что известно об этом свете, но его воздействию на них препятствует этот экран. Таким образом, у человека появляется возможность развиваться духовно в направлении


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.