Из письма кабардинского князя Арсланбека Петру I (1723г.). — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Из письма кабардинского князя Арсланбека Петру I (1723г.).

2022-10-03 28
Из письма кабардинского князя Арсланбека Петру I (1723г.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Из давних лет отцы вашего величества и деды нашим позволяли жить в Терках, а кумыкам тут никогда жить позволено не было; покорно просим, дабы по прежнему наследству быть из наших родственников на Терке, а чтоб кумыкам тут присутствия не было» (Т.2, с.38).

 

К 1732 году относится и другое изъяснение о кабардинцах, составленное на показаниях нескольких кабардинских дворян:

«… назад де тому немалое время якобы жили кабардинцы по Куме реке и служили российским государем, и в город Терек давали аманатов с переменою, а кого не помнят, и в то время был у них, у кабардинцев, старшей князь Масаус Казиев сын, а по нем Тензбей, Бек-Мурза, Казий Масаусов и прочие; а посыловали де от себя часто в Москву к российским государем послов за жалованьем; и в то ж время, боясь кубанцев (ногайцев), чтоб их не разорили, давали в Крым кабардинцы ясырей вместо дани в год по десяти человек, а потом поссорясь между собою кабардинцы и один из них, Бек-Мурза, убив двух владельцев, Танбеевых детей, ушел в Крым и выпрося там от крымского хана войска, при котором был командир Сават-гирей салтан, пришед, черкеских всех князей и с их подвластными побрали в полон и перевели на Орб реку (совр. Уруп. – прим.) и там их поселили»; и далее:

«… и пожив де кабардинцы по взятии их в полон на Орбе реке несколько перешли на Кубань реку, а с Кубани по ту ж сторону Кубани на реку Чилчик, а с Чилчика перешли по сю сторону Кумы реки на речку Пургусат (совр. Бургустан. – прим.), а с речки Пургусату перешли сами собою на Бештоу (к Пяти Горам), где бывало и прежде сего их жилище, и поселясь там домами жили несколько время; а потом, услыша, что идет на них крымское войско, и убоясь, они, черкесы, перешли в крепкое место, в горы на реку Баксан» (т. 2, с. 64).

О том же рассказывал в Коллегии иностранных дел кабардинский посол Магомет Атажукин, в марте 1732 года:

«… приходил он, Бек-Мурза, с крымским Шахбаз-Гирей ханом для взятья их, пятигорских владельцев, со всем владением в Крым. И тогда оные владельцы все ушли; одни в калмыцкие улусы к Аюке хану, а протчие в Кумыки; а подлой народ весь крымской Шахбаз-Гирей хан взяв, отвез на Кубань, а потом и их, пятигорских владельцев к себе на Кубань призывал. И оныя владельцы с совету калмыцкого Аюки-хана, как от него, так и ис кумыков все на Кубань перешли. А сколько лет тамо жили он, Махомет-бек, того не упомнит. Потом, как началась у России с турками и с крымцами война, в то время войско Аюки-хана калмыцкого пришед на Кубань оных пятигорских владельцев со всем их владением взяли и до Баксану препроводили» (КРО, т. 2, с. 59).

Подтверждаются эти сведения о кабардинцах и в документе, поданном российским резидентом И. И. Неплюевым правительству Турции в 1731 году: что вначале они жили по Куме в урочище у Пяти гор:

«… и хотя они, черкесы, потом, чрез сильное на них нападение крымского Шахбас-Гирея со многи крымскими и кубанскими войсками, побраны все в плен и приведены были на Кубань, где они насильно в магометанство обращены, однако ж, по некоторых летех, усмотря оные удобный случай, с Кубани паки в российскую сторону перешли на прежнее жилище к Пяти Горам. Но по прошествии малых лет паки на них, черкес, кубанцы чинили частые и жестокие нападения, хотя их по-прежнему на Кубань перевесть, от которого беспокойства они, черкесы, перешли от Пяти Гор для жития ближе к Терку на землю российскую к реке Баксану» (КРО, т. 2, с. 44). Если бы Неплюев хотел доказать древнее подданство кабардинцев России, он прежде всего сослался бы на то, что они издавна жили на российской земле, на берегах Баксана. Но он указывает, что они перешли туда только в конце – XVII в начале XVIII века, во время правления калмыцкого хана Аюки. Стало быть, до той поры кабардинцев на Баксане не было. Шахбаз Гирей был калгой, т.е. наследником крымского престола в годы правления хана Давлет Гирея Второго (1699-1702 гг.).

Из Указа Коллегии иностранных дел коменданту крепости Св. Креста Д.Ф. Еропкину 1732г.

«… присланы ныне сюда от кабардинских владельцев Махомет-бек (Атажукин.-Н.Б.) по вопросу объявил, что их предки родились, будто в Малой России и перешли оттуду на житье сперва к Тереку и назывались черкасы, или по их языку черкесы, и потом от Терку отошед дня з два езды, поселились на Куме реке в Урочище Пятигорском, где пять гор великих (следовательно, кабардинский посол подтверждает то, что годом раньше писал Неплюев, — Н.Б .), и та земля тогда де была Российская, и были они все христианского греческого закону, и потому назывались Пятигорские черкесы. А потом при державе царя Ивана Васильевича напали на них, черкес, незапно кубанцы и всех побрали на Кубань в плен и обратили насильно в махометанский закон. И жили они с того принужденного случая на Кубани года три.

А после того, как при царе ж Иване Васильевиче началась у России война с турками, тако ж с Крымом и с кубанцы, то они, черкесы, с Кубани все ушли в российскую сторону, в прежнее свое жилище к Пяти горам, но по проишествии малых лет кубанцы паки чинили на них, черкес, жестокия нападения и непрестанно обеспокоивали, хотя их попрежнему к себе на Кубань перевесть. И они, черкесы, от такого неспокойства перешли от Пяти гор для житья ближе к Тереку на землю Российскую, к реке Баксан. (Т.2, с.44)

В данном документе обнаруживается интересная фраза «или по их (кабардинцев-Н.Б.) языку черкесы», но кабардинцы на своем языке называют себя адыга. Более того, этноним черкес у адыгских народов отсутствует, и никогда не употреблялся в качестве этнонима. Возможно, Махомет-бек имел в виду свое тюркское происхождение.

В исследуемых документах наблюдается, одна тенденция — совпадения этнических территорий проживания и кочевания ногайцев и кабардинцев. Ногайцы с середины XVII в. и до второй половины XVIII в. занимали всю северокавказскую равнину от Азовского до Каспийского морей. По свидетельству Гильденштедта, «страну от впадения в Меотийское болото и до Терека занимают ногайцы» (Гильденштедт, Указ, соч., с.15). По словам С. Броневского «бештаугорские» ногайцы «частью кочуют, частью живут домами около бештовских гор» (с. Броневский, ч.2, с.213, 215) Пейсонель указывал, что прикубанские ногайцы кочевали от Кабарды до Керченского пролива. Видимо и не случайны совпадения — Казыева Кабарда и Казыев Улус. В какой-то мере кабардинские историки правы, они действительно кочевали вместе с Большими и Малыми ногаями «от моря до моря».

Из протокола расспроса кабардинского посла Магомета Атажукина (1732г.): «… Когда кабардинские владельцы жили в Пяти горах, и тогда ушел от них Эльмурзы Бековича (который ныне обретается при крепости Святого Креста) отец Бекмурза в Крым, откуда приходил он, Бек-Мурза, с крымским Шахбаз-Гиреем ханом для взятия их, пятигорских владельцев, со всем владением в Крым. И тогда оныя владельцы все ушли; один в калмыцкие улусы к Аюке хану, а протчия в Кумыки; а подлой народ весь крымской Шахбаз-Гирей взяв, отвез на Кубань, а потом и их, пятигорских владельцев, к себе на Кубань призывал. И оныя владельцы с совету калмыцкого Аюки хана, как от него, так и ис кумыков все на Кубань перешли. А сколько лет тамо жили, он Махомет-бек, того не упомнит. Потом, как началась у России с Турками и с крымцами война, в то время войско Аюки хана калмыцкого пришед на Кубань, оных пятигорских владельцев со всем их владением взял и до Баксану препроводили…

Из краткого описания кабардинского народа, составленного бывшим комендантом крепости Св.Креста Д.Ф.Епрокиным по расспросам старожилых знатных кабардинцев (1732г.)

«… И кочевали оные черкесы в давние лета переходя по рекам Тереку, по Куме, по Кубани и близ тех мест, где были турецкие города Темрюк и Тамань» (Т.2,с.77-78)

Из письма кабардинских князей Арслан-бека Кайтукина и Батукабека императрице Елизавете Петровне с жалобой на бригадира Кольцова (1745г.). «… просили ево, чтоб он, бригадир, перешол стоять к Баксану; и того он не ученил, и места наши нам не отдал; для того принуждены были мы на старинное дедовское место к реке Куме перейти, где и поныне пребываем» (Т.2, с.127)

Из письма кабардинских кязей Хаджигирея Булатова и Аслануки Арсланбекова канцлеру А.П. Бестужеву-Рюмину (1745г.).

«В Кашкатов выгнаны были Салиг-Герей солтаном и года два будучи тамо в осаде, как лошади так и весь скот наш поморили, того ради просим ваше графское сиятельство, в Кашкатове нам жить не приказать, а повелеть нам жить на Чегеме и в Шалушке, в котором месте мы в прошлом году жили; ибо помянутый Кашкатов – место необширное и для того в том месте нам никак жить невозможно, а жительствотам имели мы только в те времена, когда неприятели нанас нападении чинили, и то с великою нуждою томо дни свои препровождали». (т. II, с.130)

Из ответов кабардинского князя Бамата Кургокина капитану Барковскому (1747г.)

«Они, кабардинцы, издревле подданные Российской империи, а назад де тому лет с сорок (т.е. как раз в начале XVIII века, когда кабардинцы были угнаны крымцами на Уруп из Пятигорья, а затем с помощью калмыков вернулись обратно, и уже оттуда переселились на Баксан.- Н.Б .) были и турка в подданстве по усильном их нападении несколько времени, точию де деды и отцы наши тайно уехали в Россию, и просили госудоря, чтоб им попрежнему быть в российском подданстве, почему де и переведены сюда и доднесь находимся в российском подданстве, и впредь ненарушимо находиться будем.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.