Любовь к Аллаху исцеляет душу — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Любовь к Аллаху исцеляет душу

2022-10-03 22
Любовь к Аллаху исцеляет душу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В этой жизни человек испытывает разные чувства: радость и печаль, веселье и скорбь. По мудрости Всевышнего положение отдельных людей и целых обществ в этом мире изменчиво. Человека постигают разные болезни и трудности, и среди этих болезней есть соматические и душевные. Люди стараются предохраняться от них, а когда эти беды случаются с ними, они спешат излечиться. Это относится и к душевным состояниям, таким как тревога, скорбь, тоска, смятение, галлюцинации, беспокойство, страхи, печаль, депрессия и т. п.

Одно из важнейших средств профилактики и лечения болезней души — любовь к Аллаху и осознание её важности. Если человек прочувствует это, то поймёт величие своего Создателя, а его вера и убежденность усилятся. Всё остальное станет для него малозначимым. Он поймёт, что все, кроме Аллаха, являются слабыми и что сам он находится в Его власти. Помимо этого, любовь к Аллаху в момент своего выражения побуждает раба пренебрегать всем остальным, и тогда любая болезнь кажется ему ничтожной и незначительной. Это придаёт ему силы для борьбы с ней. Описать это можно следующим образом:

— любовь к Аллаху побуждает часто поминать Его, а это, в свою очередь, отгоняет шайтана, который является источником многих душевных болезней;

— любовь к Аллаху побуждает совершать праведные дела и вести правильный образ жизни, что, несомненно, придаёт душевные силы и защищает от душевных болезней;

— любовь к Аллаху заставляет человека пренебрегать любовью ко всему остальному; именно низменная любовь и страсть — главные причины некоторых душевных болезней, и если человек пренебрегает ими, то они не оказывают на него дурного воздействия;

— любовь к Аллаху порождает любовь к Его Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, а та, в свою очередь, побуждает часто испрашивать благословение для него и приветствовать его; а в хадисах сообщается, что частое совершение этого избавляет человека от скорби;

— любовь к Аллаху побуждает часто повторять слова из Его писания, которые являются исцелением от всех недугов. Всевышний сказал: «Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а несправедливым он не прибавляет ничего, кроме убытка» (сура 17 «Ночной перенос», аят 82);

«О люди! К вам от вашего Господа явилось назидание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» (сура 10 «Юнус», аят 57);

«Скажи: “Он является верным руководством и исцелением только для тех, которые уверовали”» (сура 41 «Разъяснены», аят 44);

— любовь к Аллаху заставляет человека не думать ни о чём, кроме Него, а когда мозг занят размышлениями о чём-то возвышенном и ценном, сопротивляемость организма повышается.

Тому, кто ведом Аллахом, остаётся лишь умножать эту великую любовь и наслаждаться ею, пока он не обнаружит её оздоровляющее влияние на его сердце и на его образ жизни.

Великая награда за любовь ради Аллаха

Отношения мусульман с окружающими строятся на любви, вытекающей из веры. Любовь ради Аллаха — это такая любовь, которую невозможно представить без веры в Аллаха и в последний день и которая усиливается только благодаря этой вере. Поэтому мусульманин любит тех, кто верует и отправляет молитву, жертвует имущество на благотворительность, хорошо относится к родителям и делает добро окружающим. Только такая связь между людьми основана на вере.

Неправильно строить отношения с людьми исключительно на мирских интересах и любить их за то, что они приносят тебе пользу, ведь если они перестанут быть полезными, то эти отношения разорвутся или даже перерастут во вражду. И ещё хуже, если отношения строятся на ослушании Всевышнего Аллаха, например, если люди собираются вместе, чтобы распить алкогольные напитки, совершить кражу, напасть на кого-либо и т. п. Такие отношения однажды обязательно прекратятся и в день воскресения принесут людям страдания, горе и вражду. Всевышний сказал: «В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных» (сура 43 «Украшения», аят 67).

Таким образом, любовь ради Аллаха — это один из лучших способов приближения к Аллаху. Поэтому, если мусульманин хочет насладиться плодами своей любви и дружбы, он должен строить свои отношения на братстве и любви, вытекающей из веры.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, побуждал нас любить друг друга и дружить между собой. Передают со слов Абу Мусы, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

إِنَّ الْمُؤْمِنَ لِلْمُؤْمِنِ كَالْبُنْيَانِ يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضًا.

«Поистине, [в отношениях] друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», — и тут он переплёл между собой пальцы рук (аль-Бухари 481).

Передают со слов ан-Ну‘мана ибн Башира, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ مَثَلُ الْجَسَدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بالسَّهَرِ والحُمَّى.

«Верующие любят друг друга, милосердны друг к другу и сочувствуют друг другу так [сильно], что они подобны единому телу: если один из органов недомогает, то все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Муслим 2586).

Эти два хадиса повествуют о любви мусульман друг другу вообще, но польза взаимной любви ради Аллаха особенна. О ней было передано много священных текстов. Так, передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

إِنَّ الْمُتَحَابِّينَ لَتُرَى غُرَفُهُمْ فِي الْجَنَّةِ كَالْكَوْكَبِ الطَّالِعِ الشَّرْقِيِّ أَوْ الْغَرْبِيِّ، فَيُقَالُ: مَنْ هَؤُلَاءِ؛ فَيُقَالُ: هَؤُلَاءِ الْمُتَحَابُّونَ فِي الله عَزَّ وَجَلَّ.

«В раю дома любящих друг друга будут видны, подобно звезде, восходящей на востоке или на западе. Кто-то спросит: “Кто они?” Ему скажут: “Это те, которые любили друг друга ради Могучего и Великого Аллаха”» (Ахмад 11420).

В хадисе кудси сообщается, что Аллах сказал:

حَقَّتْ مَحَبَّتِي لِلْمُتَحَابِّينَ فِيَّ وَحَقَّتْ مَحَبَّتِي لِلمُتَوَاصِلِينَ فِيَّ وَحَقَّتْ مَحَبَّتِي لِلمُتَنَاصِحِينَ فِيَّ وَحَقَّتْ مَحَبَّتِي لِلْمُتَزَاوِرِينَ فِيَّ وَحَقَّتْ مَحَبَّتِي لِلْمُتَبَاذِلِينَ فِيَّ؛ الْمُتَحَابُّونَ فِيَّ عَلَى مَنَابِرَ مِنْ نُورٍ يَغْبِطُهُمْ بِمَكَانِهِمْ النَّبِيُّونَ وَالصِّدِّيقُونَ وَالشُّهَدَاءُ.

«Мою любовь заслужили те, которые любят друг друга ради Меня. Мою любовь заслужили те, которые поддерживают между собой отношения ради Меня. Мою любовь заслужили те, которые дают друг другу советы ради Меня. Мою любовь заслужили те, которые посещают друг друга ради Меня. Мою любовь заслужили те, которые жертвуют [своё имущество] друг для друга ради Меня. Любящие друг друга ради Меня пребудут на минбарах из света, и позавидуют им пророки, правдивые и павшие за веру!» (Ахмад)

Есть семь категорий людей, которых Аллах укроет в тени Своего трона. Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

سَبْعَةٌ يُظِلُّهُمْ اللَّهُ فِي ظِلِّهِ يَوْمَ لَا ظِلَّ إِلَّا ظِلُّهُ الْإِمَامُ الْعَادِلُ وَشَابٌّ نَشَأَ فِي عِبَادَةِ رَبِّهِ وَرَجُلٌ قَلْبُهُ مُعَلَّقٌ فِي الْمَسَاجِدِ وَرَجُلَانِ تَحَابَّا فِي اللَّهِ اجْتَمَعَا عَلَيْهِ وَتَفَرَّقَا عَلَيْهِ وَرَجُلٌ طَلَبَتْهُ امْرَأَةٌ ذَاتُ مَنْصِبٍ وَجَمَالٍ فَقَالَ إِنِّي أَخَافُ اللَّهَ وَرَجُلٌ تَصَدَّقَ أَخْفَى حَتَّى لَا تَعْلَمَ شِمَالُهُ مَا تُنْفِقُ يَمِينُهُ وَرَجُلٌ ذَكَرَ اللَّهَ خَالِيًا فَفَاضَتْ عَيْنَاهُ.

«Семерых Аллах укроет в Своей тени в тот день, когда не будет иной тени, кроме Его тени: справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Господу; человека, сердце которого привязано к мечетям; тех двоих, которые любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь ради Него; мужчину, которого пожелала знатная и красивая женщина и который сказал: “Поистине, я боюсь Аллаха”; того, кто подаёт милостыню втайне, так что его левая рука не ведает, сколько тратит правая; и того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха» (аль-Бухари 660; Муслим 1031).

Передают, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

إِنَّ اللَّهَ يَقُولُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ: أَيْنَ الْمُتَحَابُّونَ بِجَلاَلِى ؟ الْيَوْمَ أُظِلُّهُمْ فِى ظِلِّي يَوْمَ لاَ ظِلَّ إِلاَّ ظِلِّي.

«В день воскресения Всевышний Аллах скажет: “Где те, которые любили друг друга ради Моего величия? Я укрою их в Своей тени сегодня, в тот день, когда нет иной тени, кроме Моей тени”» (Муслим 2566).

В другом хадисе говорится:

ما تَحابَّا اثنَانِ في اللهِ تَعالى إِلا كَان أَفضَلُهُما أَشدَّهُما حُباً لِصاحِبه.

«Из двух любящих друг друга ради Всевышнего Аллаха самый достойный — тот, кто сильнее любит своего товарища» (аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад»).

Передают, что Пророк мир ему и благословение Аллаха, также сказал:

مَنْ أَحَبَّ أَنْ يَجِدَ طَعْمَ الْإِيمَانِ فَلْيُحِبَّ الْمَرْءَ لَا يُحِبُّهُ إِلَّا لِلَّهِ.

«Кто хочет ощутить сладость веры, пусть любит других только ради Аллаха» (аль-Байхаки в «Шу‘аб аль-иман»).

Поэтому, когда верующий любит кого-то ради Аллаха, желательно сообщить ему об этом. В хадисе говорится:

إِذا أَحبَّ أَحدُكُم أَخاهُ في اللهِ فَليُعلِمهُ أَنهُ يُحِبُّهُ.

«Если кто-либо из вас любит своего брата ради Аллаха, пусть сообщит ему, что он любит его» (Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи).

В другой версии, переданной Ахмадом, говорится:

إِذَا أَحَبَّ أَحَدُكُمْ صَاحِبَهُ فَلْيَأْتِهِ فِي مَنْزِلِهِ فَلْيُخْبِرْهُ أَنَّهُ يُحِبُّهُ لِلَّهِ.

«Если кто-либо из вас любит своего друга, пусть придёт к нему домой и сообщит, что он любит его ради Аллаха».

Польза этой любви в том, что она соединяет человека с его другом в раю, как об этом говорится в хадисе:

المَرْءُ مَعَ مَن أَحَبَّ.

«Человек будет с тем, кого он возлюбил» (аль-Бухари 6168; Муслим 2641).

Такую огромную пользу и щедрую награду приносит человеку это качество, вытекающее из веры. Счастлив тот, кто спешит строить свои отношения и связи на этой прочной основе, кто оздоровляет свои отношения с окружающими, дабы насладится этим великим благом.

Любить ради Аллаха помогает только Аллах

Сердца человеческие в руках Аллаха, и никто не может приказать своему сердцу любить кого-то или ненавидеть. Поэтому, если люди любят друг друга ради Аллаха, то только по Его милости.

Всевышний сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца и по Его милости вы стали братьями» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 103);

«Он сплотил их сердца. Если бы ты израсходовал все, что есть на земле, то не смог бы сплотить их сердца, однако Аллах сплотил их. Поистине, Он — Могущественный, Мудрый» (сура 8 «Трофеи», аят 63).

Аллах заложил в сердца людей любовь к тем, кто делает им добро. В одном из хадисов Посланник, мир ему и благословение Аллаха, указал на предпосылки и причины возникновения и усиления любви, а также разъяснил сущность единения сердец. Он сказал:

الْأَرْوَاحُ جُنُودٌ مُجَنَّدَةٌ فَمَا تَعَارَفَ مِنْهَا ائْتَلَفَ وَمَا تَنَاكَرَ مِنْهَا اخْتَلَفَ.

«Души — это собранные вместе воины. Те из них, которые признают друг друга, объединяются, а те, которые не признают друг друга, впадают в разногласия» (Муслим 2638).

Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (6/369) передал следующий комментарий имама аль-Хаттаби к этому хадису: «Возможно, это указывает на то, что добро и зло, праведность и порочность объединяют души. Хороший человек стремится к похожим на него, а злодей стремится к себе подобным. Души узнают друг друга сообразно тому добру и злу, которое заложено в их природе. Если эти качества совпадают, то души признают друг друга, а если нет, то отвергают».

В «Муснаде» Абу Йа‘лы передается рассказ ‘Амры бинт ‘Абд ар-Рахман, в начале которого говорится: «В Мекке жила большая шутница, и в Медине она остановилась у такой же, как она. Когда эта весть дошла до ‘Аиши, она сказала: “Мой возлюбленный сказал правду”». А потом она рассказала похожий хадис.

Ибн аль-Джаузи сказал: «Из этого хадиса следует, что если человек ощущает в душе отвращение к добродетельным и праведным людям, то ему следует найти причину этого и избавиться от этого низкого качества, и наоборот» [Фатх аль-Бари 6/369].

Этого можно добиться, совершая деяния, на которые указал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Одно из них — распространение приветствия. Передают со слов Абу Хурайры, что он сказал:

لَا تَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ حَتَّى تُؤْمِنُوا، وَلَا تُؤْمِنُوا حَتَّى تَحَابُّوا، أَوَلَا أَدُلُّكُمْ عَلَى شَيْءٍ إِذَا فَعَلْتُمُوهُ تَحَابَبْتُمْ؛ أَفْشُوا السَّلَامَ بَيْنَكُمْ.

«Вы не войдете в рай, пока не уверуете, и не уверуете, пока не возлюбите друг друга. Не указать ли вам на то, что нужно сделать, чтобы возлюбить друг друга? Приветствуйте друг друга миром» (Муслим 54).

Другой способ добиться этого — преподнесение подарков. Передают со слов ‘Аты ибн Абу Муслима, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

تَصَافَحُوا يَذْهَبْ الْغِلُّ، وَتَهَادَوْا تَحَابُّوا وَتَذْهَبْ الشَّحْنَاءُ.

«Обменивайтесь рукопожатиями, и ненависть исчезнет. Обменивайтесь подарками и любите друг друга, и злоба исчезнет» (Малик 2641).

Также передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

لَوْ دُعِيتُ إِلَى ذِرَاعٍ أَوْ كُرَاعٍ لَأَجَبْتُ، وَلَوْ أُهْدِيَ إِلَيَّ ذِرَاعٌ أَوْ كُرَاعٌ لقبلت.

«Я приму приглашение, даже если меня пригласят на баранью голень, и если мне подарят её, то я приму такой подарок» (аль-Бухари 2568).

Ат-Тирмизи (1338) передал со слов Анаса ибн Малика, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

لَوْ أُهْدِيَ إِلَيَّ كُرَاعٌ لَقَبِلْتُ، وَلَوْ دُعِيتُ عَلَيْهِ لَأَجَبْتُ.

«Если мне подарят баранью голень, то я приму её, и если меня пригласят отведать баранью голень, то я приму приглашение». Абу ‘Иса назвал хадис хорошим и достоверным.

В «Тухфа аль-ахвази» (2/279) говорится: «Этот хадис указывает на прекрасный нрав Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его скромность и его желание угодить людям, а также на то, что нужно принимать подарки и отвечать тому, кто приглашает человека к себе домой, если даже он знает, что его угостят чем-то незначительным».

Аллах не просто доволен, когда верующие любят друг друга ради Него. Он помогает им в этом и облегчает их дела, даже когда они не ожидают этого.

Тому есть много примеров. Одна такая удивительная история приключилась с имамами Ахмадом ибн Ханбалем и Исхаком ибн Рахавайхи.

Ибн аль-Джаузи в «Манкибе» (с. 380) приводит рассказ ‘Абдаллаха, сына имама Ахмада, о том, что после завершения михны его отец решил, что Исхак ибн Рахавайхи приедет навестить его. Для того чтобы опередить его, он сам отправился к нему.

Добравшись до Рея, имам Ахмад вошёл в мечеть. Дождь лил как из ведра. Но с наступлением темноты ему сказали:

— Выйди из мечети, мы хотим закрыть её.

— Это мечеть Аллаха, а я — Его раб, — ответил он.

— Что лучше, если ты выйдешь из мечети сам или если мы вытащим тебя за ноги?

— Мир вам, — сказал имам Ахмад и вышел из мечети.

Повсюду лил дождь, гремел гром и сверкали молнии. Он не знал, куда ставить ноги и куда идти.

Тут какой-то мужчина вышел из своего дома и сказал ему:

— Эй, куда ты идёшь в такое время?

— Мне некуда идти.

— Входи!

Мужчина провёл его в дом, взял его одежду и дал взамен сухую. Потом имам Ахмад совершил омовение и вошёл в комнату, выстланную войлоком, в которой горела печь. Стол уже был накрыт. Ему предложили поесть, и он поел вместе с ними.

— Откуда ты? — спросил хозяин дома.

— Из Багдада, — отметил имам Ахмад.

— Ты знаешь человека по имени Ахмад ибн Ханбаль?

— Я и есть Ахмад ибн Ханбаль, — ответил он.

— А я — Исхак ибн Рахавайхи, — сказал гостепримный хозяин.

Истинные проявления любви ради Аллаха

Любовь ради Аллаха налагает на верующего дополнительные обязательства, которые можно объединить в одном важном правиле: «Делай всё, что приносит пользу и отдаляет зло». Постараемся раскрыть его смысл на нескольких примерах.

1. Материальная забота. Если верующие любят друг друга ради Аллаха, то они заботятся о материальном благополучии друг друга. Более того, они предпочитают благополучие тех, кого они любят, своему собственному благополучию.

Всевышний сказал: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются» (сура 59 «Сбор», аят 9).

Ибн Абу ад-Дунья передал со слов ‘Убады ибн ас-Самита, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

قَالَ اللهُ تَعَالَى: حَقَّتْ مَحَبَّتِي لِلمُتَبَاذِلِينَ فِيَّ.

«Всевышний Аллах сказал: “Мою любовь заслужили те, которые жертвуют [своё имущество] друг для друга ради Меня”» [Китаб аль-ихван].

Вспомните, как ансары встречали своих братьев-мухаджиров, оказывая им радушный приём и отдавая им предпочтение перед собой. Это была редкая любовь, проявления которой поражают воображение. Некоторые из ансаров даже изъявляли готовность развестись со своей женой, чтобы на ней женился его брат. Передают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, установил братские отношения между ‘Абд ар-Рахманом ибн ‘Ауфом и Са‘дом ибн ар-Раби‘а. Са‘д сказал ему: “Я самый богатый среди ансаров, и я разделю с тобой моё богатство пополам. У меня две жены. Посмотри, какая из них понравится тебе, и скажи мне. Я разведусь с ней, и когда закончится идда, ты женишься на ней”. ‘Абд ар-Рахман сказал: “Да благословит Аллах твою семью и твоё богатство. Где у вас рынок?”» (аль-Бухари 3780).

Другим примером в истории стала битва при Ярмуке. Аль-Куртуби передал со слов Хузайфы аль-‘Адави: «Во время битвы при Ярмуке я пошёл искать сына моего дяди. У меня было немного воды и я думал, что если он ещё жив, то я напою его. Найдя его, я спросил: “Напоить тебя?” Он утвердительно кивнул головой. Тут послышался стон мужчины: “Ох! Ох!” Сын моего дяди сделал знак, чтобы я отправился к нему. Это был Хишам ибн аль-‘Ас. Я спросил: “Напоить тебя?” Он тоже утвердительно кивнул головой. Тут послышался стон другого мужчины: “Ох! Ох!” Хишам сделал знак, чтобы я отправился к нему. Когда я подошёл к нему, тот уже был мёртв. Я вернулся к Хишаму, и он тоже был мёртв. Когда я вернулся к сыну моего дяди, тот тоже был мёртв» [Тафсир аль-Куртуби 18/28].

Здесь уместно вспомнить историю о том, как один из ансаров приютил гостя Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Передают со слов Абу Хурайры: «Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришёл человек, и он послал кого-то к своим жёнам. Те ответили: “У нас нет ничего, кроме воды!” Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

مَنْ يَضُمُّ أَوْ يُضِيفُ هَذَا ؟

“Кто примет его у себя?” Один из ансаров сказал: “Я”. Он привёл его в дом своей жены и сказал ей: “Окажи уважение гостю Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха”. Она сказала: “Но у нас нет ничего, кроме еды для моих детей”. Тогда он сказал: “Подай еду и зажги светильник, а когда дети захотят поужинать, уложи их спать”. Она подала еду, зажгла светильник и уложила спать детей, а потом встала, будто желая исправить светильник, и погасила его. Затем они стали делать вид, что едят, а сами легли спать голодными. Наутро он отправился к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и тот сказал:

ضَحِكَ اللهُ اللَّيْلَةَ، أَوْ عَجِبَ مِنْ فَعَالِكُمَا.

“Этой ночью Аллах посмеялся или подивился тому, что вы сделали!” А затем Аллах ниспослал аят: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются. А те, которые убереглись от своей скупости, являются преуспевшими» (сура 59 «Сбор», аят 9)» (аль-Бухари 3798).

2. Обеспечение едой и одеждой. Одна из самых важных обязанностей мусульман — оказание гостеприимства братьям и друзьям-мусульманам, причём они имеют право поесть, даже не спросив разрешения хозяина.

Всевышний сказал: «Не будет грехом для вас, если вы будете есть в ваших домах, или в домах ваших отцов, или в домах ваших матерей, или в домах ваших братьев, или в домах ваших сестёр, или в домах ваших дядей по отцу, или в домах ваших тёток по отцу, или в домах ваших дядей по матери, или в домах ваших тёток по матери, или в тех домах, ключи которых в вашем распоряжении, или в доме вашего друга» (сура 24 «Свет», аят 61).

В аяте упомянуто, что человек имеет право поесть в доме своего друга без его разрешения. Аль-Куртуби передал, что Ма‘мар рассказывал: «Я зашёл в дом Катады и, увидев свежие финики, съел их. Он спросил: “Что такое?” Я ответил: “Я увидел свежие финики в твоём доме и съел их”. Он сказал: “Хорошо сделал! Аллах сказал: “…или в доме вашего друга”» [Тафсир аль-Куртуби 12/316].

Рассказывают, что Ибн аль-Мубарак во время поездок кормил своих друзей лучшими яствами, хотя сам в это время постился [Лятаиф аль-ма‘ариф, с. 518].

3. Удовлетворение нужд. Передают, что среди праведных предков был человек, который после смерти своего брата-мусульманина заботился о его семье и детях в течение сорока лет. Он удовлетворял их нужды, каждый день навещал их и снабжал деньгами. Отсутствие родного отца дети ощущали лишь в том, что его не было рядом, ибо тот человек делал для них больше, чем их собственный отец при жизни. Другой из ранних мусульман приходил домой к своему брату и спрашивал их из-за двери: «Есть ли у вас масло? Есть ли у вас соль? Нуждаетесь ли вы в чём-либо?» Он давал ему всё, что нужно, а его брат даже не знал, кто это. Такими были сострадание и братство среди верующих [Ихья ‘улюм ад-дин 2/190-191].

Передают, что как-то раз аль-Хасан аль-Басри послал своих друзей помочь одному из мусульман. Он сказал: «Ступайте к Сабиту аль-Бунани и возьмите его с собой». Когда те пришли к нему, он сказал: «Я уединился [для поклонения]». Они вернулись и сообщили об этом аль-Хасану аль-Басри. Он сказал: «Скажите ему: “О слепец, разве ты не знаешь, что помочь брату лучше, чем совершать один хадж за другим?” Они вернулись к Сабиту и передали ему это, и он прервал уединение и пошёл с ними [Джами‘ аль-‘улюм ва-ль-хикам, с. 341].

Ибн Раджаб пишет: «Многие из праведных предков во время поездок договаривались со своими друзьями, что будут прислуживать им ради награды от Аллаха. Так поступали ‘Амир ибн ‘Абд Кайс и ‘Амр ибн ‘Утба ибн Фаркад. А наряду с этим они усердствовали в поклонении. Ибрахим ибн Адхам, отправляясь в поездку, тоже договаривался со своими друзьями, что будет прислуживать им и объявлять азан» [Лятаиф аль-ма‘ариф, с. 516].

4. Посещение друг друга ради Аллаха. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

مَنْ عَادَ مَرِيضًا أَوْ زَارَ أَخًا لَهُ فِي الله، نَادَاهُ مُنَادٍ: أَنْ طِبْتَ وَطَابَ مَمْشَاكَ وَتَبَوَّأْتَ مِنْ الْجَنَّةِ مَنْزِلًا.

«Кто навестит больного и своего брата ради Аллаха, тому глашатай скажет: “Ты поступал хорошо, и места, куда ты ходил, были хороши, и ты занял своё место в раю”». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, но малоизвестным (ат-Тирмизи 2008).

Он же передал рассказ о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

أَنَّ رَجُلاً زَارَ أَخًا لَهُ فِى قَرْيَةٍ أُخْرَى فَأَرْصَدَ اللَّهُ لَهُ عَلَى مَدْرَجَتِهِ مَلَكًا، فَلَمَّا أَتَى عَلَيْهِ قَالَ: أَيْنَ تُرِيدُ؛ قَالَ: أُرِيدُ أَخًا لِى فِى هَذِهِ الْقَرْيَةِ؛ قَالَ: هَلْ لَكَ عَلَيْهِ مِنْ نِعْمَةٍ تَرُبُّهَا؛ قَالَ: لاَ غَيْرَ أَنِّى أَحْبَبْتُهُ فِى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ؛ قَالَ: فَإِنِّى رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكَ بِأَنَّ اللَّهَ قَدْ أَحَبَّكَ كَمَا أَحْبَبْتَهُ فِيهِ.

«Один человек отправился навестить своего брата, живущего в другом селении, и Аллах отправил ангела поджидать на его пути. Когда они встретились, ангел спросил: “Куда ты направляешься?” Тот сказал: “Хочу навестить моего брата, живущего в этом селении”. Он спросил: “Он тебе должен что-то?” Мужчина ответил: “Нет, просто я люблю его ради Могучего и Великого Аллаха”. Тогда ангел сказал: “Я послан Аллахом, чтобы сообщить тебе, что Аллах любит тебя за то, что ты возлюбил [брата твоего] ради Него”» (Муслим 2567).

5. Пожелание брату того же, чего желаешь себе. Передают со слов Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ.

«Никто из вас не уверует, пока не станет желать своему брату того же, чего желает самому себе» (аль-Бухари 13).

Ан-Навави сказал: «Учёные, да смилуется над ними Аллах, сказали: “Это значит, что без этого качества человек не уверует полностью, поскольку веру в принципе можно обрести и без этого. Желать своему брату нужно и богоугодные поступки, и дозволенные блага”».

Шейх Абу ‘Амр ибн ас-Салях сказал: «Некоторые считают это тяжёлым и невозможным делом, но это не так. Смысл этих слов в том, что ничья вера не станет совершенной, пока он не станет желать своему брату в исламе того же, чего желает самому себе. Чтобы добиться этого, нужно желать своему брату того же, что имеешь сам, не соперничая с ним в этом, не делая ему меньше благ, чем самому себе. Для непорочного сердца это легко, но трудно для сердца испорченного. Да убережёт Аллах нас и всех наших братьев от подобного! А лучше всего об этом известно Аллаху» [Шарх Сахих Муслим 2/16-17].

6. Мольба за своего брата при его жизни и после его смерти. Передают, что Умм ад-Дарда рассказывала со слов своего мужа, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

مَنْ دَعَا لِأَخِيهِ بِظَهْرِ الْغَيْبِ، قَالَ الْمَلَكُ الْمُوَكَّلُ بِهِ: آمِينَ وَلَكَ بِمِثْلٍ.

«Тому, кто втайне молится за своего брата, приставленный к нему ангел говорит: “Аминь! И тебе того же!”» (Муслим 2732).

Это великое качество и славная обязанность. Обращаясь с такой мольбой, человек выполняет свой долг перед братом, а польза от этого возвращается к нему самому. Разве можно не делать этого, если брат умер или заболел, если он страдает или нуждается в чём-либо!? Задумываемся ли мы над этим как следует, чтобы приобрести благо в этом мире и в последней жизни?

7. Верность и искренность по отношению к верующим. Верность — это постоянство в любви к верующему вплоть до его смерти, а после его смерти — любовь по отношению к его детям, друзьям, близким и всем, кто был связан с ним. В хадисах сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, оставался верным Хадидже даже после её смерти.

Передают со слов ‘Аиши: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул о Хадидже и стал чрезмерно расхваливать её. Тут меня охватила ревность, которая охватывает других женщин, и я сказала: “Аллах уже заменил тебе давно умершую старую курайшитку с красными дёснами”. Вдруг лицо Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, изменилось, и я не видела, чтобы оно так менялось, кроме [тех случаев], когда ему ниспосылались откровения или когда он видел облака, пока не становилось ясно, милость это или наказание”» (Ахмад 24684).

В другой версии говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил ‘Аише:

مَا أَبْدَلَنِي الله خَيْرًا مِنْهَا، آمَنَتْ بِي إِذْ كَفَرَ بِي النَّاسُ.

«Аллах не заменил её лучшей, чем она. Она уверовала в меня, когда люди отвергли меня».

В хадисе ‘Аиши сказано: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упоминал о Хадидже, он расхваливал её прекрасными словами. Однажды я приревновала и сказала: “Как же часто ты вспоминаешь [беззубую] старуху с красными дёснами, которую Могучий и Великий Аллах заменил для тебя той, что лучше!” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

مَا أَبْدَلَنِي اللهُ خَيْرًا مِنْهَا، قَدْ آمَنَتْ بِي إِذْ كَفَرَ بِي النَّاسُ وَصَدَّقَتْنِي إِذْ كَذَّبَنِي النَّاسُ، وَوَاسَتْنِي بِمَالِهَا إِذْ حَرَمَنِي النَّاسُ، وَرَزَقَنِي اللهُ عَزَّ وَجَلَّ وَلَدَهَا إِذْ حَرَم


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.