О некоторых мерах бе3опасности и снаряжении — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

О некоторых мерах бе3опасности и снаряжении

2022-10-03 34
О некоторых мерах бе3опасности и снаряжении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

          Поход по Оке доставляет огромное удовольствие, однако при недостаточном внимании к технике прохождения, снаряжению он может обернуться большой бедой. О подобных случаях нам неоднократно рассказывали местные жители, упоминается о них и в лоции понтонщиков. Совершенно необходимо дооборудование байдарок и обеспечение всех участников личными спассредствами, вне зависимости от умения плавать.

         Ниже приводится описание оправдавших себя мер по оборудованию имевшихся y нас байдарок «Луч», и обеспечению безопасности участников.

         Байдарки в порогах испытывают огромные нагрузки‚ действующие‚ в основном на поперечный излом. Одной из типичных поломок у нас был срез дюралевых петель замка фальшборта при прохождении вала. Поэтому важно иметь байдарки c металлическими фальшбортами и исправными замками. Рекомендуется заранее дюралевые петли замка заменить на стальные. При сборке байдарки в качестве дополнительной меры целесообразно вытесать длинную доску и привязать её по длине всего кильсона.

         Совершенно необходим фартук, желательно из нового‚ тонкого‚ плотного брезента /подходит т.н. «палаточная ткань»/. Следует иметь в виду‚ что любая, даже самая незначительная дыра в фартуке на порогах даёт мощную струю воды внутрь лодки. Понятно‚ что ещё в большей мере это относится и к брезенту деки. Поэтому все имеющиеся дыры надо заделать заранее со всей тщательностью.

- 21 -

           Для уменьшения течи мы пришивали к фартуку дополнительные заплатки, закрывающие щели на стыках фальшборта. Фартук должен быть надёжно привязан к фальшборту /помимо имеющихся в нем заводских «косточек»/. Для этого в наружной стенке фальшборта были просверлены отверстия‚ куда вдевались тесёмки. На фартуке пришивали «ответные» тесёмки через каждые 20-25 см. Фартук привязывался после погрузки‚ перед отправлением, и отвязывался в конце дня, при выгрузке, или при необходимости откачать воду из лодки.

          Для того, чтобы седок мог влезть‚ а‚ главное‚ вылезти из лодки /даже находясь под водой‚ в перевёрнутом состоянии/‚ не снимая фартука‚ в нем значительно расширяются отверстия под седоков. Для этого от заводского фартука отпарывается брезентовая муфта‚ охватывающая туловище‚ и отверстие в фартуке увеличивается вперед приблизительно на полметра. Для того‚ чтобы закрыть получившуюся дыру, шьётся новая брезентовая муфта большего размера. Пo высоте она должна позволять затяжку y седока под подмышками‚ а по ширине, чтобы в распущенном состоянии в нее можно было сесть c согнутыми коленями, и затем распрямить ноги под фартуком.

          В верхний край муфты вдевается верёвка‚ с помощью которой она затягивается вокруг тела седока. Верёвка делается не сплошной‚ в разрыв вставляется кусок резины /мы для этого использовали резиновый медицинский бинт/. Седок завязывает верёвку на груди так, чтобы она достаточно туго охватывала туловище‚ но при необходимости было можно вылезти‚ не развязывая верёвки. На особенно сильных порогах такого компромисса добиться не всегда удавалось, т.к. под напором воды муфта фартука вдавливалась внутрь, и на коленях образовывалась глубокая лужа. Чтобы этого не случалось‚ приходилось верёвку муфты держать в зубах.

         Все вещи при упаковке привязываются так, чтобы их не унесло даже в случае оверкиля и срыва фартука. В нос и корму байдарки для повышения плавучести вставляются по 2-3 надутых баскетбольных камеры. Команда сидит на надутом резиновом матраце‚ также привязанном к лодке в 4-6 местах. На вёсла надеваются свободно скользящие прочные металлические кольца. К кольцу привязывается 1,5 м конец верёвки; с другой стороны веревка привязывается к гнезду для тента‚ имеющемуся на фальшборте. Это не даёт вёслам уплыть при аварии или просто из-за забывчивости. Грести верёвка не мешает; во время гребли металлическое кольцо зажимается обычно между пальцами руки. Пo деке рекомендуется протянуть верёвочную окантовку‚ под которую можно при необходимости временно засовывать разные вещи: вёсла‚ спиннинг‚ пилу и т.д.

          Каждая байдарка оборудуется тремя причальными верёвками /чалками/, на которые следует обратить особое внимание. Одна чалка — носовая — делается длиной 2-2‚5 м с петлёй на конце. Чалка крепится за носовое кольцо /рым/ и служит для привязывания лодки во время коротких остановок, когда команда от неё никуда не отлучается. Полезно для этой цели возить с собой также колышек, т. к. на берегу не всегда под рукой бывает удобная зацепка.

          Две другие чалки — носовая и кормовая — служат для крепления лодки во время разведки‚ когда команда оставляет их без присмотра /иногда до 1,5-2 часов/‚ для проводки лодок через мели и сливы‚ и для спасения лодки в случае аварии. Эти чалки делаются длиной по 10-15 м каждая, на одном конце вяжется петля диаметром около метра /чтобы удобно было взять её через плечо/, а другой конец надёжно привязывается к лодке. Для этого чалки привязываются к шпангоутам /№ 2 и № 6 соответственно/‚ проводятся по деке и вторично привязываются наружной петлёй к лодке на расстоянии 0,5-0,7 м от носа /кормы/. Кроме того, носовая чалка проводится через рым. Чалки разбираются в бухты, которые аккуратно заправляются под веревку‚ окантовывающую деку. Это делается с таким расчётом‚ чтобы можно было всегда одним движением выхватить и распустить чалку, даже если она находится под водой, на перевёрнутой лодке.

        Дека байдарки должна быть из крепкого /не прелого!/ брезента‚ т. к. она несёт большие механические нагрузки. Нельзя забывать, что нa пopoгах /при безаварийном прохождении/ вода внутрь лодки попадает в основном‚ через поры в брезенте деки и фартука. Поэтому их целесообразно делать из какого-либо материала‚ вообще не пропускающего воду.

         Хотя Ока — полноводная‚ глубокая река‚ но протекторы на кильсон и первые стрингера не помешают. Кроме того, следует усилить резину на носу и корме. Для этого удобно использовать куски камеры от мотороллера: будучи приклеена с натягом‚ она отлично охватывает нос /корму/.

 

- 22 -

          Для обеспечения страховки с берега необходимо иметь «спасательную верёвку». Длина такой верёвки должна быть 25-30 м, верёвка не должна путаться и быть достаточно прочной на разрыв. На одном конце верёвки вяжется петля диаметром около метра‚ к другому — привязывается кусок сухой деревянной доски с тем, чтобы его можно было кинуть потерпевшему, и верёвка при этом не утонула. Желательно доску выкрасить в яркий [оранжевый] цвет. Пробку‚ пенопласт и т.п. вместо доски применять не следует‚ т.к. они слишком легкие и их трудно кидать.

         У нас «спасательная верёвка» была сплетена из 3-х капроновых жилок диаметром 1 мм. Из-за отсутствия “спасательной верёвки» на 7-й шивере мы упустили байдарку.

         Основным личным спасательным средством является спасжилет. Желательно иметь жилеты заводского производства‚ однако не исключено использование и само-дельных жилетов‚ например‚ из надувных резиновых подушек‚ вшитых в жилет из ярко окрашенной ткани. Основное требование к жилету — чтобы он устойчиво держал человека как в сознательном, так и в бессознательным состоянии‚ и имел достаточный запас плавучести на случай попадания в область с вертикальным перемещением воды. Жилет должен позволять его владельцу спокойно работать на воде‚ не заботясь о своей плавучести‚ и не перемещаться относительно тела при различных движениях. В частности, для этого надо предусмотреть лямку‚ пропускаемую между ногами.

        До начала похода все участники должны хорошо освоиться со своими жилетами нa спокойной воде. При этом следует научиться правильно надевать жилет‚ спокойно работать в нем на воде‚ убедиться в достаточной плавучести и абсолютной герметичности. Обязательно надо провести репетицию оверкиля c вылезанием в спасжилете из-под фартука перевернутой байдарки /под водой!/.

        Особо следует остановиться на вопросе страховки при прохождении порогов. Страховки требуют все сложные шиверы Орха-Бома. Тактика страховки состоит в следующем.

        При разведке порога намечаются, кроме трассы прохождения‚ места страховки с воды и c берега. Затем одна команда‚ назначенная на береговую страховку, остаётся в намеченном месте, где разбирает в бухту спасательную верёвку, приготавливая её для броска. Один человек берёт в руки доску для броска, другой — держит конец c петлей. Оба страховщика в надутых спасжилетах. Место для страховки выбирается так, чтобы поблизости проходила струя, которая, вероятнее всего, понесёт терпящих аварию. Все участники должны заранее потренироваться в бросании спасательной верёвки с доской.

        Как показал опыт, наиболее трудно в случае оверкиля подогнать перевёрнутую байдарку к берегу! Поэтому‚ если не требуется срочная помощь людям, все усилия команды и страховки должны быть направлены на извлечение лодки из струи. Одним из эффективных способов для этого — влезть одному из потерпевших на перевёрнутую байдарку верхом и с помощью весла подогнать её к берегу. Если есть время /нет непо-средственной угрозы попасть в следующий порог/‚ лучше попытаться перевернуть лодку нa воде, и сесть на неё верхом уже после этого. Для переворота нa воде следует слегка поднырнув, ухватиться за борта лодки обеими руками приблизительно в середине её длины, и поворачивать относительно продольной оси. Важно, чтобы длина верёвок, которыми привязаны весла, позволила работать ими‚ сидя верхом на перевёрнутой байдарке.

         После прохождения порога первой байдаркой береговая страховка, как правило, заменяется страховкой c воды, как более эффективной. Страховка c воды байдарки, проходящей порог второй, осуществляется первой байдаркой. Дублировать страховку на воде с берега имеет смысл только на наиболее сложных порогах /например‚ на седьмой шивере‚ где почти сразу начинается следующий порог/.

         Для страховки с воды выбирается по возможности место без волн и течения /или c несильным обратным течением/‚ расположенное в конце порога‚ поблизости от основной струи. Страхующая байдарка после прохождения порога останавливается в таком месте /обязательно намеченном заранее, и известном всем участникам/. При благополучном прохождении вторая байдарка становится на страховку вместо первой, а первая пристаёт к берегу для отлива воды, береговой разведки следующего порога и т.д. Место причала также находится заранее.

          Об опасности нельзя забывать ни на минуту на всём маршруте /a не только на порогах!/. Очень часто аварии бывают там, где, казалось бы, нет ничего сложного, и поэтому внимание расслаблено. В частности, именно потому y нас произошел последний оверкиль на 39-й шивере. Не исключена возможность аварии даже на равнинной части маршрута, где есть завалы, запони и т.п.

- 23-

          Несколько слов о кино-фото снаряжении. Снимать в порогах очень трудно не только из-за того, что всё внимание сосредоточено на пороге; но и вследствие постоянной опасности подмочить и утопить аппаратуру. У нас практически все съёмки проводились с берега‚ хотя наиболее интересные кадры‚ конечно‚ бывают на воде. Удобнее всего снимать прохождение порогов с байдарки‚ стоящей на страховке. Но для этого необходимо, чтобы вся аппаратура находилась под руками. При упаковке же её под деку она оказывается практически недоступной.

         Размышляя над этой проблемой, мы пришли к выводу‚ что выход может быть в изготовлении специального контейнера с легко открывающейся /на защелках/ крышкой, герметизированной резиновой прокладкой. Такой контейнер можно было бы укрепить поверх деки за спиной заднего седока. Понятно‚ что всё это должно быть сделано дома‚ заранее.

         При такой организации‚ сразу после прохождения порога и выхода в спокойное место для страховки, задний седок достает аппаратуру из контейнера и передает её переднему, а сам продолжает управлять байдаркой.

         У нас на всех байдарках «капитан»‚ управляющий рулями и командующий движением, располагался сзади. Основная причина этого — с заднего сидения байдарка заметно лучше слушается управления веслом‚ которое служит на порогах основным средством для управления; руль‚ как правило, помогает там, где лодка имеет скорость относительно воды. При необходимости аппаратура может быть убрана обратно за считанные секунды. Ни в коем случае при прохождении порогов нельзя кино- и фотоаппаратуру вешать на ремне на шею.

         Ходовых часов в походе, включая разведку и пешие маршруты, – 112 часов, в том числе на байдарках – 56 часов.

         Всего на маршрут затрачено 36 дней, полевых – 25 дней.

         На маршруте было 9 аварий, всего потеряно времени в связи с авариями: 18 час.

         К основному питанию были добавлены «дары природы» (в группе было 3 рыбака):

— хариус – 12 кг, ленок – 16 кг, таймень – 26 кг,

— грибы – 4 раза, ягоды /компот/ — 6 раз.

          Меню похода было составлено из расчёта приготовления утром и вечером горя-чих блюд /типа каша + кофе, какао/‚ в обед — «перекус» /бутерброды с чаем/.

         Основное снаряжение:

           Байдарки «Луч» с фартуками /модернизированные/ — 4 штуки, палатки – 2 штуки, рюкзаки – 5 штук, аптечка, ремнабор, верёвки 120 м, матрацы надувные – 4 шт., спасжилеты авиационные – 8 шт., котлы -2 шт., топор, сковорода, одеяла – 6 шт., спиннинг и т.д.

          Послесловие. Фотографии из отчёта ранее были размещены на сайте.

Отчёт восстановил Божаткин Михаил.

             Редакция газеты не несёт ответственности за достоверность информации, предоставляемой для публикации. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

  Редактор газеты и компьютерный дизайнер Александр Митрофанов Члены редакционной коллегии: Владимир Мищенков, Александр Игнатьев, Светлана Швецова, Екатерина Крысина, Николай Стенькин   Телефоны: (8412)55-26-17; 89273928462 Электронная почта: bwm86@ yandex.ru [email protected]                       Бесплатное распространение

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.