Раздел I. Кабардинцы до ислама — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Раздел I. Кабардинцы до ислама

2022-10-03 53
Раздел I. Кабардинцы до ислама 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

После распада Советского Союза религия, в том числе ислам, играет все более заметную роль в жизни общества. Выступая фактором формирования общественного сознания, а в отдельных регионах (в особенности - на Кавказе) поведенческих стереотипов, ислам оказывает существенное воздействие и на ход политических событий. Происходит усиление роли ислама в общественно-политической жизни Российской Федерации, кристаллизуется стремление мусульман к преодолению внутренних разногласий, имеют место попытки консолидироваться на региональном и даже общероссийском уровне.

Некоторые эксперты в поисках объяснения высокого уровня конфликтогенности в регионе Северного Кавказа в 90-е гг. отмечают фактор межцивилизационного взаимодействия, могущий принимать форму конфессиональных конфликтов. Другие специалисты, напротив, убеждены, что противостояние между исламом и христианством является надуманным и зачастую искусственно "раздувается" политиками и средствами массовой информации. Вместе с тем нельзя не признать, что именно к идее противостояния мусульманского Северного Кавказа и православной России апеллировали различные слои общества при возникновении напряженности в российско-кавказских отношениях. Нынешняя ситуация подтверждает: конфессиональный, и прежде всего "исламский", фактор оказывает влияние на развитие событий в северокавказском регионе и вокруг него. Здесь можно говорить о преемственности этой тенденции исторического развития и даже о возможности ее экстраполяции на грядущий XXI век.

Без правильного понимания места и роли ислама в общественно-политической жизни Северного Кавказа невозможно адекватно осмыслить происходящие там процессы. Однако рассматривать ислам на полиэтническом Северном Кавказе как полностью гомогенный социокультурный монолит некорректно. Исламская традиция на Кавказе дифференцирована, имеет множество различий и оттенков, обусловленных историческими, этнокультурными, географическими и социальными особенностями отдельных фрагментов этого большого региона. Вот почему представляется актуальным анализ ситуации на каждой отдельно взятой этнической территории, в данном случае в Кабардино-Балкарии.

Доисламские верования оказывали и продолжают оказывать значительное влияние на образ жизни кабардинцев, под их влиянием кабардинский ислам принял своеобразную, отличную от существующих в других северокавказских регионах форму. В процессе становления ислама у кабардинцев выделяются несколько периодов.

Первый период - XIII - первая половина XVI в. Проникновение ислама на Северо-Западный Кавказ, в том числе и в Кабарду. К XVI в. часть кабардинских князей уже исповедовала ислам суннитского толка. Однако в народе еще были очень сильны языческие верования; соединение их с мусульманской традицией прослеживается во многих обрядах. Кабардинцы сопротивлялись введению мусульманского законодательства - шариата, сохраняя приверженность местным обычаям - адатам.

Второй период - вторая половина XVI - конец XVIII в. Этот период связан с вовлечением кабардинцев в противоборство между Турцией и Россией, когда кабардинское общество раскололось на два политических лагеря. Один - протюркской, мусульманской направленности, второй - прорусской ориентации, сохраняющий языческие верования, либо с обращением в христианство.

Третий период - конец XVIII в. - 1917 г. Период связан с усилением религиозности кабардинцев и их дальнейшей исламизацией, что было следствием совместного противостояния горских народов российской экспансии, а также участия горцев в антирусской борьбе в составе шамилевского имамата. В 1860 - 1917 гг. происходит массовое переселение (мухаджирство) жителей Северного Кавказа в Османскую империю, от которого в большей степени пострадали адыгские народы.

Четвертый - советский период, характеризуется секуляризацией кабардинского общества. Вместе с тем наличие большой северокавказской диаспоры в Турции и арабских странах сыграло определенную роль в дальнейшей исламизации их соплеменников, входящих в состав Российской Федерации, в постсоветский период.

Пятый - постсоветский период, определяется общегосударственными переменами, в том числе распадом СССР, событиями, происходящими в бывших советских республиках, нестабильностью обстановки на Северном Кавказе. Данный этап еще не завершен, и, для того чтобы осознать происходящие перемены, необходимо время.

В основу работы легли исследования религиоведческого и историографического характера, в которых рассматриваются проблемы исламского возрождения, а также работы, посвященные истории Северного Кавказа. Существенное значение для работы над книгой имели исследования, предпринятые в рамках российской и зарубежной исламоведческих школ. В том числе труды А.И. Ионовой, А.И. Игнатенко, Р.Г. Ланды, З.И. Левина, С.А. Кириллиной, А.В. Кудрявцева, А.В. Малашенко, Д.Б. Малышевой, Л.И. Медведко, Д.В. Микульского, Г.В. Милославского, А.Ш. Ниязи, А.В. Сагадеева, Т.С. Саидбаева, М.Т. Степанянц, Р.М. Шариповой.

Историография российского кавказоведения имеет глубокую традицию, связанную во многом с военными экспедициями. При анализе обстановки на Кавказе офицеры экспедиционного корпуса так или иначе были вынуждены отмечать и религиозные особенности населяющих его жителей. Однако отдельные исследования по исламу в регионе появились только в советский период. Основные взгляды на перспективы развития ислама на Северном Кавказе изложены в трудах А.В. Авксентьева, В.Ю. Гадаева, Ш.А. Гапурова, А.А. Дадова, И.А. Макатова, С.Т. Меликова, М.Н. Покровского, Н.А. Смирнова и др. Из современных зарубежных исследований автор использовал труды израильского кавказоведа Моше Гаммера, черкеса турецкого происхождения Берзеджа Нихада.

Среди исследований доисламских верований кабардинцев необходимо отметить важность научных оценок и содержание серьезного фактологического материала в работах Л.И. Лаврова, Л.Я. Люлье, В.И. Марковина, С.А. Токарева, Хан-Гирея и др. Немаловажны выводы, сделанные в археологических, культурных, фольклорных и этнографических исследованиях таких ученых, как С.Ш. Аутлева, И.А. Бабич, Р.Ж. Бетрозов, А.В. Гадло, Е.И. Крупнов.

Основными источниками книги стали архивные данные, документы, материалы, большая часть которых до недавнего времени была закрыта для научного использования. Впервые в оборот вводится большой пласт новых документов из фондов Государственного архива Российской Федерации, Центра хранения современной документации, Российского центра хранения и использования документов новейшей истории. Ряд материалов из советских архивных фондов (в том числе и из фондов советских республик) был любезно предоставлен автору сотрудниками Института востоковедения РАН Г.В. Милославским и Б.М. Фасихом, Кабардинского НИИ истории, языка и литературы Г.М. Кашежевой, представительства Кабардино-Балкарской Республики в Российской Федерации Х.Х. Сукуновым, бывшим сотрудником Совета по делам религий при СМ СССР Ю.М. Дегтяревым.

Автор также опирался на многочисленные путевые заметки, дневники, воспоминания таких путешественников и очевидцев, как немецкий дипломат Адам Олеарий, турецкий разведчик Мустафа Бутбай, генерал Алексей Ермолов, майор Властов, хирург Николай Пирогов и т.п. В работе использованы опубликованные документальные источники. Среди них - "Документы внешней политики СССР", "Избранные статьи С.М. Кирова", "Избранные статьи Г.К. Орджоникидзе", "Образование Союза Советских Социалистических Республик. Сборник документов", "Документы и материалы Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918), Горской Республики (1918-1920)", сборники документальных материалов периода кавказских войн, "Эпиграфические памятники Северного Кавказа XVIII -XX вв. на арабском, персидском, турецком языках" и другие.

Наконец, автор использовал материалы личного архива, полученные в результате встреч и бесед с кавказскими политиками, общественными деятелями и представителями духовенства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование воздействия ислама на формирование идентичности у кабардинцев с момента его проникновения в Кабарду и до конца XX столетия позволяет определить характер и особенности сложившейся там этнокультурной системы. Это в значительной степени стало результатом взаимодействия народных традиций, христианства (распространенного у адыгских народов, представителями которых являются кабардинцы, уже в VI в. н.э.) и ислама (который кабардинцы начали принимать в XIII-XVI вв.).

Анализ источников и современного состояния религиозной жизни кабардинцев подтверждает стойкость народных обычаев и традиций, которых не смогли разрушить ни христианство, ни ислам. Именно это предопределило особую роль язычества, значение которого сохранялось в Кабарде вплоть до 20-х гг. XX в. Большое значение в кабардинском обществе имел кодекс морали и чести (адыгэ-хабзэ), нормы и правила которого часто значили больше, чем любая монотеистическая традиция. Многие традиционные поведенческие нормативы актуальны в Кабарде и по сей день.

Адыгские народы познакомились с христианством еще до распространения среди них ислама. На рубеже VII - VIII вв. его синтез с языческими культами стал преобладающей тенденцией в их религиозных представлениях. Впоследствии, начиная с XVIII в., усилия по христианизации кабардинцев предпринимали пришедшие на эти земли русские поселенцы, поддерживаемые в этом вопросе государством. Но, несмотря на их старания, кабардинцы настойчиво стремились адаптировать христианские обряды к своим древним языческим культам, и языческая традиция преобладала над христианской (это, в частности, заметно на примере включения местных святых в христианский пантеон).

Ислам начал проникать в Кабарду в XIII в., позднее, чем в Дагестан или Чечню. И хотя к концу XVI в. часть кабардинских князей уже исповедовала ислам суннитского толка, постоянная борьба за господство в сознании адыгов между мусульманскими и христианскими проповедниками существенным образом сдерживала укоренение исламских представлений и нормативов в образ жизни и мировоззрение кабардинцев. Вместе с тем в отдельных случаях исламу удалось оттеснить собственно этнические обряды, связанные с традиционными верованиями, на второй план. Так, например, были поколеблены имевшие большое значение для менталитета и образа жизни языческие представления кабардинцев о загробном мире.

В целом на Северном Кавказе во взаимодействии ислама и местной традиции прослеживаются три основные тенденции: в одних регионах ислам стал фактором, доминирующим над местной традицией (что наиболее характерно для Дагестана); в других - он стал фактически равнозначным немусульманской традиции (ярким примером этого является Чечня). Для третьего направления характерна вторичная роль ислама, зачастую - зависимого, иногда - опирающегося на местные обычаи и традиции. Именно так обстоят дела в Кабарде, где доминирующую роль всегда играли этнические представления и мусульманская традиция была вынуждена приспосабливаться к ним. В Кабарде исламское законодательство шариат зачастую вступало в противоречие с обычным правом - адатом.

Соотношение между исламской и собственно этнокультурной традицией в кабардинском обществе не изменилось в своей основе и после революции 1917 г. Главной тенденцией стало подавление советской администрацией любой конфессии, поскольку религия рассматривалась коммунистическими идеологами как главных оппонент официальной политики и социальной практики. Наибольшие успехи здесь были достигнуты в урбанизированной среде, которая испытала на себе воздействие модернизации общества. В меньшей степени это коснулось сельской местности, где проживала большая часть населения Кабарды. Давление на ислам объективно способствовало возврату кабардинцев к домонотеистическим традиционным установкам, рассматриваемым в официальной идеологии как безопасные народные традиции.

В отношении советского государства к религии прослеживались как лояльный, так и крайне жесткий подходы (оба сугубо атеистические). Именно жесткость в отношении ислама, вызвав ответную реакцию, привела к тому, что в Кабарде в конце 70-х гг. все большая часть населения стала отождествлять понятия "мусульманское" и "народное".

Вполне возможно, что и в дальнейшем ислам в Кабардино-Балкарии не сумеет расширить свое влияние на общество и на политическую жизнь. Хотя в перспективе нельзя отрицать и возможность некоторого усиления здесь мусульманской традиции, что будет зависеть и от внешних, и от внутренних факторов.

Внутренние факторы могут проявить себя на нескольких уровнях:

"фактор Кавказа", т.е. пример соседних, неадыгских, народов Северного Кавказа (хотя исторические факты свидетельствуют о низкой эффективности миссионерской проповеди из Дагестана или других регионов Северного Кавкза в Кабарде);

"адыгский фактор" может проявиться во влиянии на дальнейшее укоренение ислама у кабардинцев со стороны родственных адыгских народностей, а также контакты со значительной по своей численности адыгской диаспорой за рубежом (в основном в мусульманских странах), то есть речь идет о так называемой вторичной исламизации;

"российский фактор" (который мы называем "внутренним" в силу того, что уже в 1557 г. Кабарда добровольно вошла в состав Российской Империи и в дальнейшем ее судьба была неразрывно связана с Россией) может сыграть роль катализатора в развитии процесса исламизации, если российские власти будут строить свои взаимоотношения с кабардинцами по принципу силового давления (как это было в Чечне в 90-е гг.).

Что касается внешних факторов, то таким, в частности, может стать турецкое влияние в регионе, как это имело место на протяжении XVI - XX вв. Таким образом, можно говорить об известной преемственности турецкого влияния на Северном Кавказе. И здесь иллюстративным представляется высказывание лидера Партии отечества Турции М. Йылмаза о том, что "Турция... не может согласиться с политикой, признающей весь Кавказ "задним двором" России". (Мнение турецкого политика разделяет и бывший вице-премьер Чеченской Республики Х. Ферзаули, считающий, что "Кавказ является передним фронтом Турции, а не "задним двором" России".) Также некоторое влияние в Северокавказском регионе могут иметь страны Ближнего Востока, особенно Саудовская Аравия, активно способствующая начиная с середины 90-х гг. распространению ислама среди кабардинцев и других северокавказских народов.

Как в период кавказских войн XIX в., так и в 90-е гг. XX в., когда началась война в Чечне, в среде российских военных и политиков бытовало мнение о представителях Северного Кавказа, как о единой массе "диких горцев". Чеченцы, жители Дагестана, осетины, ингуши, карачаевцы, черкесы, кабардинцы наделялись общими психологическими чертами, а изыскания приближенных к военному истэблишменту экспертов способствовали созданию усредненного имиджа "кавказца", трансформировавшегося в середине 90-х гг. нынешнего столетия в "лицо кавказской национальности".

Однако ошибочно рассматривать развитие ислама на Кавказе в целом, без учета специфики религиозной жизни отдельно взятых народов: первоначально должны быть изучены особенности исламизации каждого Северокавказского региона в отдельности. До настоящего времени такой работы проделано не было. Вместе с тем подобное исследование может не только способствовать развитию отечественного кавказоведения, но и быть применено в работе "практических" органов, различных областях их деятельности, в том числе политической, экономической, военной, а также содействовать выработке комплексной политики на Северном Кавказе.

БИБЛИОГРАФИЯ

I. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. (АБКИА). Нальчик, 1974.

Баранов Е.З. Кабардинские легенды. Пятигорск, 1911.

Баранов Е.З. Баксанское ущелье//Кавказ, 1891.? 336.

Баранов П.И. Распоряжение Петра I о вознаграждении за археологические находки//Русская старина, 1872.? 10.

Баратов Н.Н. Окончательное покорение Восточного Кавказа - Чечни и Дагестана (1859-1909 гг.). Б.м., б.г.

Белл Джемс. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 гг.//АБКИЕА. С. 468.

Берже А. Выселение горцев с Кавказа в 1858-1865 гг.//Русская старина. 1882. Т. 33.

Берзедж Нихад. Переселение черкесов. Амман, 1987 (на араб. яз.).

Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823.

Брун Ф. О дипломатических сношениях египетского султана Бибарса с золотоордынским ханом Берке//Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1867.

Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Кавказ: народы в эшелонах (20-60-е гг.). М., 1998.

Бутбай Мустафа. Воспоминания о Кавказе: Записки турецкого разведчика/ Пер. с турецкого ак. З. М. Буниятова. Махачкала, 1993.

Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. Спб, 1869.

Бэрзэдж Н. Изгнание черкесов: причины и последствия. Майкоп, 1996.

Васильков В.В. Очерки быта темиргоевцев//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Тифлис, 1901. Вып. 29.

Венюков М. Очерк пространства между Кубанью и Белою//Записки Императорского Русского географического общества (ЗИРГО). Спб, 1863. Кн. 2.

Верт А. Россия в войне 1941-1945 гг. / Авт. пер. с англ., вступ.ст. и редакция д.и.н. Е.А. Болтина. М., 1967.

Война в Большой Чечне: Статья майора Властова. Спб, 1856.

Давидович С. В горах Кавказа: путевые впечатления//Природа и охота. М., 1893.

Давидович С. Восхождение на Эльбрус//Исторический вестник. Спб, 1886. Т. 28.

Джевдет-Паша. Описание событий в Грузии и Черкесии по отношению к Оттоманской империи от 1192 по 1202 г. хиджры//Русский архив, 1888.

Документы внешней политики СССР. М., 1957.

Дортели Э, д-Асколи. Описание Черного моря и Татарии//Записки Одесского общества истории и древности. Одесса, 1902. Т. 24.

Дубровин Н.И. Черкесы (адыге). Краснодар, 1927.

Дубровин Н.И. История войны и владычества русских на Кавказе. Спб, 1871.

Дюбуа де Монперэ Фредерик. Путешествие вокруг Кавказа. Сухуми, 1937.

Жиромская В.Б., Киселев М.М., Поляков Ю.А. Полвека под грифом "Секретно": Всесоюзная перепись населения 1937 г. М., 1996.

Записки А.П. Ермолова (1798-1826). М., 1991.

Зубов П. Картина Кавказского края, принадлежащего России, и сопредельных оному земель. Спб, 1835. Ч. 1-3.

Иванин И. Кавказская война и ее герои: очерки покорения Кавказа. 2-е изд. М., 1915.

Иванюков И.И., Ковалевский М.М. У подошвы Эльбруса//Вестник Европы. Спб, 1886. Кн. 1-2.

Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1990.

32. Кабардино-русские отношения в XVI-XVII вв.: Документы и материалы. В 2 т. М., 1957.

Кабардинский фольклор/ Вступ. ст., коммент. и словарь М.Е. Талпы. М.-Л., 1936.

Караулов Н.А. Сведения арабских географов IX и X вв. по р.хр. о Кавказе, Армении и Азербайджане//СМОМПК. Тбилиси, 1908. Вып. 38.

аль-Карахи Мухаммед Тахир. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах / Пер. с араб. А. Барабанова. Махачкала, 1990.

Кашежев Т. Ханцегуаше//Этнографическое обозрение. М., 1900.? 1-3.

Киров М.С. Избранные статьи и речи. М., 1957.

Ковалевский М.М. Поклонение предкам у кавказских народов//Вестник всемирной истории. Спб, 1902.? 3.

Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890.

Ковалевский М.М., Миллер В.Ф. В горских обществах Кабарды//Вестник Европы. 1884.

Коков Дж.Н. Кабардинские географические названия: Краткий словарь. Нальчик, 1966.

Коков Дж.Н. Адыгская (черкесская) топонимика. Нальчик, 1974.

Кох Карл. Путешествие по России и в кавказские земли//АБКИЕА. Нальчик, 1974.

Ксаверио Главани. Описание Черкесии//СМОМПК. Сост. и примеч. Л.Г. Лопатинского. Тифлис, 1893. Т. 17.

Кудашев В.А. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев, 1913.

Кунина А. Семейные обычаи и обряды у шапсугов//Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. М., 1940.

Лавров Л.И. Из поездки в черноморскую Шапсугию//Советская этнография, 1936.? 4-5.

Лазарев М.П. Сборник документов. М., 1952. Т. 2.

Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских: описание очевидца Теофила Лапинского (Теффик-бея), полковника и командира польского отряда в стране независимых кавказцев. Нальчик, 1995.

Леонтьев И. Поездка к Баксанскому леднику//СМОМПК. Тифлис, 1897. Вып. 22.

Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882-183. Вып. 1-2.

Лики войны: Сборник документов по истории Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны (1914-1945 гг.). Нальчик, 1996.

Лилов А.С. Очерк быта кавказских горцев//СМОМПК. Тифлис, 1892. Вып. 14.

Лопатинский Л.Г. Заметки о народе адыги вообще и кабардинцах в частности: Кабардинские предания и тексты//СМОМПК. Тифлис, 1891. Вып. 12.

Лопатинский Л.Г. Священные рощи и деревья у кавказских народов// Известия Кавказского отдела Русского Географического общества. Тифлис, 1862. Кн. 5.

Люлье Л.Я. Черкесия//Историко-этнографические статьи. Краснодар, 1927.

Люлье Л.Я. Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов//Записки Кавказского отдела Русского Географического общества. Тифлис, 1862. Кн. 5.

Максимов Е.Д. Туземцы Северного Кавказа: Историко-статистические очерки. Владикавказ, 1892-1894. Вып. 1-2.

Нарты. Адыгский героический эпос. М., 1974.

Научная экспедиция в Сирию//Адыги. Культурно-исторический журнал. Нальчик, 1991.? 2.

Ногмов Ш.Б. История адыгского народа. Пятигорск, 1891.

Образование Союза Советских Социалистических Республик: Сборник документов. М., 1972.

Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Спб, 1906.

Орбелиани Г. Путешествие мое из Тифлиса до Петербурга//Археолого-этнографический сборник. Нальчик, 1974.

Орджоникидзе Г.К. Статьи и речи. Госполитиздат, 1956.

Отчет гг. Нарышкиных, совершивших путешествие на Кавказ (Сванетию) с археологической целью в 1877 г.//Известия Императорского Русского археологического общества. Спб, 1877. Т. 8. Вып. 1-5.

Пирогов Н.И. Отчет о путешествии по Кавказу. М., 1952.

Поггенполь Н. Через Сванетию в долину Баксана//Ежегодник Русского Горного общества. М., 1904. Вып. 2.

Покоренный Кавказ: Очерки исторического прошлого и современное положение Кавказа. Спб, 1904.

Полное собрание законов Российской Империи. Спб, 1830.

Потто В.А. Покорение Кабарды. Спб, 1898.

Путешествие Абу-Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153). Публикация О.Г.Большакова, А.Л.Монгайта. М., 1971.

Путешествие Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г.//Записки Императорского Новороссийского университета (ЗИНУ). Одесса, 1867. Т. 1.

Раскина С. Формы и виды могил в черкесской религии//Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. Материалы научной экспедиции 1939 г./Под ред. С.А. Токарева и Е.М. Шиллинга. М., 1940.

Рижский М. О культе Шибле у шапсугов//Материалы шапсугской экспедиции 1939 г./ Под ред. С.А. Токарева и Е.М. Шиллинга. М., 1940.

Савинов В. Два года в плену у горцев: Воспоминания о жизни и похождениях в Кавказских горах штабс-капитана Новоселова, рассказанные В. Савиновым. Спб, 1851.

Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. Т.II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.-Л., 1941.

Сборник сведений о кавказских горцах, издаваемый с соизволения Его Императорского высочества Главнокомандующего Кавказскою Армиею при Кавказском горском управлении. Тифлис, 1868-1870. Вып. 1-3.

Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане// СМОМПК. Тифлис, 1901. Вып. 29.

Селезнев М. Руководство к познанию Кавказа. Спб, 1847.

Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918). Горская Республика (1918-1920): Документы и материалы. Махачкала, 1994.

Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа//Кавказский сборник. Тифлис, 1900. Т. 21.

Статистический ежегодник России. Издание Центрального статистического комитета МВД. Пг., 1914/1915.

Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп, 1992.

Тавернье Ж.Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет//АБКИЕА. Нальчик, 1974.

Тавлинов Н. В горах Баксанского ущелья//Природа и охота. М., 1900. Кн. 2.

Тахо-Годи А. Революция и контрреволюция в Дагестане. Махачкала, 1927.

Токарев С.А. Религиозные пережитки среди черкесов-шапсугов и их преодоление//Материалы шапсугской экспедиции 1939 г. М., 1940.

Торжество в связи с ликвидацией арабизма//Революция и горец. 1929.? 1. Мюридизм в Чечне. Там же.? 3.

Торнау. Воспоминания кавказского офицера//Русский вестник. М., 1864. Т. 54.? 12.

Фарфоровский С.В. Кавказские легенды об Эльбрусе//СМОМПК. Тифлис, 1908. Вып. 38.

Ферран. Путешествие из Крыма в Черкесию через земли ногайских татар в 1709 г.//АБКИЕА. Нальчик, 1974.

Фиркович А.С. Археологические разведки на Кавказе//Труды Восточного отделения Императорского археологического общества. Спб, 1858. Ч. 3.

Фонвилль А. Последний год войны Черкессии за свою независимость (1863-1864): Из записок ученого-иностранца. Краснодар, 1927.

Хан-Гирей. Князь Пшьской Аходягоко//СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 17.

Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов//Русский вестник. 1842.? 5.

Хан-Гирей. Мифология черкесских народов//Газета "Кавказ". 2-е полугодие 1846 г.

Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1992.

Харузин Н. Медвежья присяга//Этнографическое обозрение. М., 1898.? 4.

Харузин Н. По горам Северного Кавказа//Вестник Европы. Спб, 1888.

Хозров И. Остатки христианства между закубанскими племенами, прошедшее и нынешнее состояние их нравов и обычаев//Кавказ, 1846.? 40-41.

Холаев А.З. Карачаево-балкарский нартский эпос. Нальчик, 1974.

Челеби Э. Книга путешествия: Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII в./Перевод и комментарии. М., 1979. Вып.2 - Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья.

Черекская трагедия/ Сост. К.Г. Азаматов, М.О. Темиржанов, Б.Б. Темукуев, А.И. Тетуев, И.М. Чеченов. Нальчик, 1994.

Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов: Сборник документальных материалов под редакцией Ш.В. Цагарейшвили. Тбилиси, 1953.

Эпиграфические памятники Северного Кавказа XVIII-XX вв. на арабском, персидском, турецком языках. М., 1968. Ч. 1-2.

III. ЛИТЕРАТУРА

Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973.

Акритас П., Стефанеева Е. Легенды Кавказа. Нальчик, 1958.

Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М., 1974.

Алексеева Е.П. Очерки по экономике и культуре народов Черкесии в XVI-XVII вв. Черкесск, 1957.

Алиев У. Очерки революционного движения в Карачае. Ростов-на-Дону, 1927.

Ан Б. О пережитках родовой религии шапсугов//Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. М., 1940.

Анчабадзе Ю.Д. Прекрасный обычай гостеприимства//Советская этнография. 1985.? 4.

Аутлева С.Ш. Фольклорная экспедиция в район Моздока и Малой Кабарды//Вестник КБНИИ. Нальчик, 1970. Вып. 3.

Бабич И.Л. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. М., 1995.

Багиров М.Д. К вопросу о характере движения мюридизма и Шамиля. М., 1950.

Бербеков Х.М. Переход к социализму народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1964.

Беров Х.Ж. Побеги горских крестьян в русские поселения на Северном Кавказе в 50-60-е гг. XVIII в. // Проблемы общественного развития и классовой борьбы в России XVII-XVIII вв. М., 1983.

Бетрозов Р. Ж. Адыги. Нальчик, 1990.

Бетрозов Р. Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик, 1991.

Бибикова О.П. "Ваххабизм" в СНГ. // Ислам и политика. Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии. М., 2001.

Битова Е.Г. и др. Современная Кабардино-Балкария: проблемы общественной динамики, науки и образования. Нальчик, 1996.

Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Культура народов глазами этнографов//Глазами этнографов. М., 1982.

Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М., 1939.

Бушуев С.К. О кавказском мюридизме//Вопросы истории. 1956.? 12.

Вернадский Г.В. История России. Монголы и Русь. Тверь-Москва, 2000.

Вилинбахов В.Б. Из истории русско-кабардинского боевого содружества. Нальчик, 1982.

Виноградов А. Шейх Мансур (Деятель Кавказской войны конца XVIII в.). М., 1934.

Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973.

Гадаев В.Ю. За частоколом мюридских проповедей. Грозный, 1987.

Гадаев В.Ю., Гапуров Ш.А. Фальсификаторы от ислама. Критика буржуазно-клерикальной фальсификации положения ислама и мусульман на Северном Кавказе: Методические рекомендации лекторам, ведущим контрпропагандистскую работу. Грозный, 1988.

Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л., 1979.

Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998.

Гарданов В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов (черкесов) в XVIII - первой половине XIX в.//Советская этнография. 1964.? 1.

Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX в.). М., 1967.

Город Моздок. Исторический очерк. Владикавказ, 1995.

Гулия Д.Г. Английская дипломатия и кавказское мухаджирство после Крымской войны//Труды Абхазского университета им. А.М. Горького. Сухуми, 1983. Т. 11.

Гуревич И. Религия сельской общины у черкесов-шапсугов//Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. М., 1940.

Гутов А.М. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М., 1993.

Дадов А.А. Великая Октябрьская социалистическая революция и первые этапы борьбы за освобождение трудящихся мусульман от религиозных суеверий//Ученые записки КБНИИ. Нальчик, 1958. Т. 14.

Данилов А.Д. Об извращении в освещении мюридизма и движения Шамиля. Махачкала, 1950.

Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX в. Махачкала, 1959.

Дегтярев Ю.М. Неукоснительно соблюдать закон: К вопросу о регистрации религиозных обществ // Религия в СССР. М., 1987.

Джимов Б.М. Социально-экономическое и политическое положение адыгов в XIX в.

Дзагуров Г.А. Переселение горцев в Турцию: Материалы по истории горских народов. Ростов-на-Дону, 1925.

Дзидария Г.А. Массовое переселение горцев Северо-Западного Кавказа в Турцию в 1859-1864 гг.//Адыги. Культурно-исторический журнал. Нальчик, 1991.? 2.

Дзидария Г.А. Мухаджирство и проблемы Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1982.

Иессен А.А. Археологические памятники Кабардино-Балкарии//Материалы и исследования по археологии СССР. 1941.? 3.

Инал-Ипа Ш.Б. Абхазо-кабардинские этнографические параллели//Вопросы кавказской филологии и истории. Нальчик, 1982.

Ислам. Энциклопедический словарь. Сост. Г.В. Милославский, Ю.А. Петросян, М.Б. Пиотровский, С.М. Прозоров. М., 1991.

Ислам в СССР. М., 1983.

История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1957.

История Кабардино-Балкарии: Учебное пособие для средних школ. Нальчик, 1995.

Кабардинская автономная область. К первой годовщине автономии. Нальчик, 1992.

Кавказская война: уроки истории и современность//Материалы научной конференции 16-18 мая 1994 г. Краснодар, 1995.

Кавказский этнографический сборник. Труды института этнографии им. Н.М. Миклухо-Маклая. Новая серия. М., 1955. Т. 26.

Кажаров В.Х. Адыгская хаса: Из истории сословно-представительских учреждений феодальной Черкесии. Нальчик, 1992.

Кажаров В.Х. Адыгская вотчина: К проблеме основной социальной единицы адыгского феодального общества. Нальчик, 1993.

Калмыков И.Х. Черкесы. Черкесск, 1974.

Касумов А.Х. Разные судьбы. Нальчик, 1967.

Касумов А.Х. К истории агрессивной политики Англии и Турции на Северном Кавказе в 30-60 гг. XIX в.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1955.

Крачковский И.Ю. Мухаммед Тахир ал-Карахи: Хроника М.Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля. М.-Л., 1941.

Крупнов Е.И. К вопросу о культурных связях Северного Кавказа: По археологическим данным//Ученые записки КБНИИ. Нальчик, 1962. Т. 9.

Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1869.

Кудинов В.Ф. Эльбрусская летопись. Нальчик, 1976.

Кудрявцев А.В. Исламский мир и палестинская проблема. М., 1990.

Кумыков Т.Х. К вопросу о переселении адыгов в Турцию//Ученые записки Кабардино-Балкарского госуниверситета. Нальчик, 1971. Вып. 43.

Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - начале XX вв. Нальчик, 1996.

Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. 2-я половина XVI - 30-е гг. XVIII в. М., 1963.

Лавров Л.И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев// Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959.

Лавров Л.И. Происхождение кабардинцев и заселение ими нынешней территории//Советская Энциклопедия. 1956. Вып. 1.

Лавров Л.И. Нашествие монголов на Северный Кавказ//История СССР. 1965. Т. 5.

Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1978.

Лайпанов Х.О. К истории переселения горцев Северного Кавказа в Турцию//Труды Карачаево-Черкесского НИИ. Ставрополь, 1968.

Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.

Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока: Идейный аспект. М., 1988.

Ляйстер А.Ф., Чурсин Г.Ф. География Кавказа. Тифлис, 1924.

Магомедов Р.М. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М., 1939.

Макатов И.А. Взаимосвязь национального и религиозного в сознании современных последователей (на материалах Северного Кавказа): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1979.

Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

Малашенко А.В. Россия и исламский фактор//Россия и мусульманский мир. Бюллетень реферативно-аналитической информации. М.,1997.? 8 (62).

Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996.

Мальбахов Б.К. Кабарда в период от Петра I до Ермолова (1722-1825). Нальчик, 1998.

Мальбахов Б.К. Дзамихов К.Ф. Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством (середина XVI - конец XVIII в.). Нальчик, 1996.

Мальбахов Б., Эльмесов А. Средневековая Кабарда. Внутренние и внешние аспекты истории. Нальчик, 1994.

Мамбетов Г.Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии. Вторая половина XIX - 60-е гг. XX в. Нальчик, 1971.

Мамбетов Г.Х. К истории адыгских имен//Вестник КБНИИ. Нальчик, 1970. Вып. 3.

Мамбетов Г.Х. К вопросу о взаимоотношениях Кабарды и Балкарии с Чечней и Ингушетией в XVI-XVIII вв.//Вестник КБНИИ. Нальчик, 1970. Вып. 4.

Мамхегова Р. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993.

Марковин В.И. К вопросу о язычестве и христианстве в верованиях горцев Кавказа//Вестник КБНИИ. Нальчик, 1972. Вып. 6.

Меликов С.Т. Истинное лицо "слуг Аллаха". Орджоникидзе, 1987.

Меретуков М.А. Культ огня у адыгов//Ученые записки АНИЯМ. Майкоп, 1968. "Этнография". Т. 8.

Мижаев М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов. Черкесск, 1973.

Мизиев И.М. Народы Кабарды и Балкарии в XIII-XVIII вв. Нальчик, 1995.

Милославский Г.В. Ислам: критика идеологии и практики: Список литературы, опубликованной в 1980-1986 гг. М., 1986.

Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире: Очерки исламской цивилизации. М., 1991.

Мусукаев А.И., Герандоков М.Х. Идеологическое и общественное единство в жизни горцев. Нальчик, 1989.

Мусульманские праздники. М., 1990.

Народы Кавказа. М., 1963.

Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства//Материалы всесоюзной научно-практической конференции 24-26 октября 1990 г. Нальчик, 1994.

Немирович-Данченко В.И. Собрание сочинений в трех томах. М., 1996.

Ниязи А.Ш. Священный Рамадан. М., 1993.

Обсуждение вопроса о характере движения горских народов Северного Кавказа в 20-50-х гг. XIX в.//Вопросы истории. 1956.? 2.

Опрышко О.Л. На Эльбрусском направлении. Нальчик, 1970.

Осипов А.М., Александров В.А., Гольдберг Н.М. Афанасий Никитин и его время. М., 1951.

Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции: На примере Западного Кавказа. Спб., 1996.

Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа: ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы: Краткий историко-этнографический очерк. М.- Л., 1926.

Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии: Сборник статей. М., 1924.

Покровский М.Н. Мюридизм у власти//Ис<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.