Мозаики в западной и восточной «ветвях» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Мозаики в западной и восточной «ветвях»

2022-10-03 31
Мозаики в западной и восточной «ветвях» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дороманское искусство.

С распадом Римской Империи (РИ) Западная и Восточная ее части развивались по различным путям. С 3-5 века - эпоха великого переселения народов.

 

В 404 г. Рим захвачен Одоакром, Византия также завоевана. Константинополь стал столицей ост-готов (правитель Теодорих). Теодорих - один их первых королей, кто принял христианство (варварский король).

Город Равенна связан с Константинополем. Строительство началось при Феодосии (после его смерти Римская Империя поделилась на 2 части). В городе жила дочь Феодосия - Галла Плацидия.

 

Мавзолей Галлы Плацидии (итал. MausoleodiGallaPlacidia) — крестовокупольная постройка, расположенная рядом с базиликой Сан-Витале в Равенне.

Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения.

Имеющиеся в мавзолее саркофаги, приписываемые самой Галле и её ближайшим родственникам, по мнению ряда исследователей, изначально не находились в нём, первый раз о них упоминает в XIV веке епископ Ринальдо да Конкореджио. После XIV века многочисленные источники уже уверенно называют здание мавзолеем Галлы Плацидии.

Здание построено в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешний вид напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами.

Длинная ось здания направлена не по линии запад-восток, как обычно принято в христианских храмах, а по линии север-юг. Исследователи объясняют эту особенность тем, что при строительстве мавзолей вписывали в нартекс церкви Санта-Кроче. Вынужденную архитектурную ошибку дважды исправляли мозаичисты, ориентируя мозаики внутри мавзолея на восток.

Наружный аскетический вид мавзолея украшают только плоские вертикальные выступы — лопатки, соединенные с плоскими арками («глухая аркада»). Последние своим ритмичным чередованием оживляют внешний вид трёх сторон мавзолея. Четвёртый (северный) главный фасад украшен фризом с двумя пантерами и виноградными лозами.

Четырнадцать окон мавзолея имеют форму бойниц, расширяющихся внутрь здания. В 1908 году окна были зашиты алебастровыми плитами — даром итальянского короля Виктора Эммануила III.

Мозаичное убранство мавзолея отличается редкой пышностью и ставит его в ряд важнейших памятников раннехристианского искусства. Мозаики, хоть и посвящённые различным сюжетам, образуют органически единое целое. Все они следуют античной римско-эллинистической мозаичной традиции, хотя происхождение самих мастеров остаётся спорным (в числе возможных версий называются Рим, Медиолан, Константинополь, Сирия, Африка). Здесь римское художественное наследие с его тщательно выполненными деталями и пластичными фигурами слилось с христианским стремлением к абсолютности и трансцендентности, что создало неповторимый мозаичный ансамбль

В центре полусферического купола помещён золотой латинский крест, окружённый восьмьюстами золотыми звёздами, объединёнными в концентрические окружности. Крест и звёзды помещены на индиго-синем фоне, реалистически изображающем ночное небо. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.В хоровод звёзд, окружающих крест, включаются находящиеся в углах свода евангелисты, представленные их золотыми символическими изображениями: львом (Марк), тельцом (Лука), орлом (Иоанн Богослов) и ангелом (Матфей).

Добрый Пастырь — мозаика

Северного люнета

Мозаика северного нижнего люнета (стена над входом). Исследователи отмечают, что сюжет мозаики часто встречается в христианских катакомбах и относится к категории заупокойных.

Иисус изображён в образе молодого безбородого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, и Мессия ласково прикасается к одной из них. В отличие от катакомбной живописи, где Пастырь был обычным деревенским пастухом, здесь Иисус одет в золотой хитон, а на коленях лежит пурпурный плащ.

 

Мозаика южного люнета

В южном нижнем люнете помещена мозаика следующего содержания. Справа человек в развевающихся белых одеждах, с крестом и книгой в руках, идет к центру мозаики. Слева в раскрытом шкафу на полках лежат четыре книги, подписанные Матфей, Марк, Лука и Иоанн, то есть, очевидно, четыре Евангелия. В центре мозаики под решёткой пылает огонь. Поскольку главный герой мозаики не подписан, высказывается несколько версий, объясняющих значение мозаики.

Человек в белых одеждах — Христос в Своём втором пришествии. В этом случае книга, которую Он держит в руках, истолковывается как одна из книг, сообразно с которыми будут судимы живые и мёртвые (Отк.20:12). Огонь в центре в этом случае становится знаком геенны огненной.

В белых одеждах изображён Ангел с «книжкой раскрытой»(Отк.10:1), объявляющий день Страшного суда.

Человек в белых одеждах — один из Отцов Церкви, готовый бросить в огонь еретические писания[18].

Наиболее распространённая версия — на мозаике изображён святой Лаврентий, идущий принять смерть на горящем в центре композиции костре. Его развевающиеся одежды демонстрируют желание мученика принять смерть за Христа, а решётка в этом случае легко истолковывается как орудие его казни. Крест в руках мученика объясняется как процессионный крест, а книга — Псалтырь, оба предмета указывают на дьяконский сан Лаврентия. В комбинации с Евангелиями, лежащими в шкафу, крест и книга в руках Лаврентия символизируют, что он принял мученичество подражая Христу и усвоив Его учение.

Главные принципы украшений:

Декоративность

Орнаментальность

Сочетают в себе две традиции: 1-я - варварская, орнаментальная, яркая; 2-я - римские провинции, античное наследие. Но это не приводит к единому художественному стилю. Полихромный стиль украшений приходит из Причерноморья в З.Европу. Основу составляет скифское и сарматское искусство (Крым, Керчь, звериный стиль). Фибула (большая застежка) становится знаком высокого социального ранга. Часто сочетают золото в красным гранатом - яркое проявление варварского стиля. Эта колористическая основа является важной чертой полихромного стиля. Колты - женские височные украшения (защищают виски от нечистой силы). Использовали зернии (зернь) - маленькие золотые шарики, которые приплавляли и создавали орнамент.

Височные подвески. Зернь. Италия. Золото.

 

Фибула с изображением орла (техника полихромной

и красные камни инкрустации)

Храм СантАполлинареНуово.

Построен при Теодорихе (король ост-готов).

Арианский храм Спаса. Принадлежал императорскому дворцу.

30-50 гг 6 в были обновлены мозаики, храм

переосвещен, т.к. Равенна стала принадлежать Византии.

Вертикальное здание - колокольня (компонила). Характерна

для Италии постановка колокольни рядом с храмом.

Ост-готы на территории Аппенинского п-ва создают свое государство. Теодорих создает королевство ост-готов (70-е гг 5 в - 30-е гг 6 в) на территории Италии. Центром становится г. Равенна. В 500 г Теодорих посещает Рим, восстанавливает акведуки. Теодорих принимает арианство. Первые постройки также несут на себе арианский характер.

 

Мавзолей Теодориха с троился с 520 г.

Строители опирались на формы римской архитектуры, но не знали техники бетонного состава. Строили их тесаных блоков без раствора.

Нижний ярус - десятигранник, перекрытый ротондой. Внутри - крестоорбразный план. Купол диаметром 14, 5 м. Вырезан из каменного монолита весом ~ 5 тонн.

На некоторое время Равенну захватил Юстиниан. В 7 веке отвоевали лангобарды (германское племя).

Налобник шлема Агильмунда изображен король с воинами.

Один из правителей лангобардов женился на дочери баварского герцога - Теодолинде. Она была образованной женщиной, занималась внедрением и распространением книг, икон, произведений искусства.

 Оклад Евангелия

Использовали жемчуг,вставлены

римские камеи. (из оникса или сердолика)

Лангобарды стали стоить храмы.

Клад в Гуаррасаре близ Толедо. Вотивные короны королей Свинтилла и Рецесвинта.

Такие короны не надевались на голову, а жертвовались в храм. Полихромный стиль. Использованы крупные жемчужины и веточки из гранатовых зерен.

Храмы строились из красных каменных блоков.

 

 

Церковь Сан-Педро-де-ла-Наве 7 в, базилика

 

8 королевств находилось на территории Англии.

 

 

С 4 века в Ирландии основываются христианские монастыри.

 Кельтский крест с изображением 12-ти апостолов

 

Династия Меровинги.

 

К 8 веку Меровинги прекращают свою династию. Последнее правление - “Ленивых королей“. Правили мажордомы. Пипин Короткий (отец Карла Великого). Карл Великий учредил школы, при своем дворе собрал богословов и философов. Закладывал множество монастырей (~300) Столицы государства не было. КВ переезжал из пфальца в пфальц. Далее выбрали Ахенский фальц как столицу.

Вест Верк - башня где сидел Карл (аналог хор)

Строится много базилик, но они не сохранились. Скромно урашаются. Кладка из камня. Для украшения храмов приглашают византийских мастеров.

Скульптура. Теодорих на коне. Традиция изображения на коне (античная), анатомически правильное изображение коня,всадникидолоподобный,скованная фигура - сочетаются две традиции - варварская и позднеантичная. Статуарная,ювелирная пластика.

В западно-европейской архитектуре скульптура постепенно отвоевывает свое место в интерьере и экстерьере.

Все больше монастырей стремятся завладеть мощами святых.

Внуки Карла делят империю на три части - будущую Францию, Германию и Италию. В 9 веке Европу опять лихорадит. Европу пытаются захватить варвары,норманны. Образуется Нормандия. Дальше угроза из Венгрии.Венгры селятся на Дунае и основывают Будапешт.

С 1000 года Европа возрождается. Формируется единый художественный стиль - романский.

Сен Фрон в Перигё

Традиции купольных перекрытий позаимствованы из Италии. В плане повторяет собор Сан Марко. Нет нартекса. Вход через башню. С юга располагается клоатер. В интерьере нет мозаик, в куполах нет световых проемов. Каждый объем присоединяется к другому, большему объему, а не перетекает, как в Византии.

Сен Пьер в Ангулеме (Франция)

 

Однонефная базилика. Крестообразный план латинского креста. Интерьер похож на Сен-Фрон. Маленькие окна в куполах не влияют на освещение, а только подчеркивают романскую тяжеловесность.

 

Сен Трофим в Арле, Над входом, в тимпане изображали обычно сцены страшного суда, апокалипсиса или Христа в окружении тетраморфа. Чем южнее находился храм, тем выше становились рельефы, чем севернее - ниже и орнаментальнее.На Западной стене обычно изображали сцены страшного суда. По правую руку от ИХ находились праведники, а по левую - грешники.

 

Романика Германии.

В 10 веке Германия развивается более активными темпами и претендует на главенство. Правит Оттоновская династия. Они вступили в противоборство с папой, но второй одержал победу. Выделяется Саксония, Саксонская школа.

 

 

 Церковь Св. Кериака в Гернроде

Строится на границе со славянским культом. Германские романские церкви всегда фланкирование башнями. Важную роль играют башни,формируется вестверк, возникает 2 полюса: уравновешены западная и восточная часть церкви-восточная и западная апсиды решены одинаково. Вход с севера или с юга, или со стороны трансепта. Перекрытие храма деревянное, плоское. Центральный неф разделяют чередующиеся опоры.

 

Церковь Марии Лаах

Аббатство. Западная часть в виде апсиды, массивные башни.

 

Собор в Вормсе (Св. Петра) Экстерьеры романских храмов украшены скульптурой крайне редко.

Дороманское искусство.

С распадом Римской Империи (РИ) Западная и Восточная ее части развивались по различным путям. С 3-5 века - эпоха великого переселения народов.

 

В 404 г. Рим захвачен Одоакром, Византия также завоевана. Константинополь стал столицей ост-готов (правитель Теодорих). Теодорих - один их первых королей, кто принял христианство (варварский король).

Город Равенна связан с Константинополем. Строительство началось при Феодосии (после его смерти Римская Империя поделилась на 2 части). В городе жила дочь Феодосия - Галла Плацидия.

 

Мавзолей Галлы Плацидии (итал. MausoleodiGallaPlacidia) — крестовокупольная постройка, расположенная рядом с базиликой Сан-Витале в Равенне.

Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения.

Имеющиеся в мавзолее саркофаги, приписываемые самой Галле и её ближайшим родственникам, по мнению ряда исследователей, изначально не находились в нём, первый раз о них упоминает в XIV веке епископ Ринальдо да Конкореджио. После XIV века многочисленные источники уже уверенно называют здание мавзолеем Галлы Плацидии.

Здание построено в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешний вид напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами.

Длинная ось здания направлена не по линии запад-восток, как обычно принято в христианских храмах, а по линии север-юг. Исследователи объясняют эту особенность тем, что при строительстве мавзолей вписывали в нартекс церкви Санта-Кроче. Вынужденную архитектурную ошибку дважды исправляли мозаичисты, ориентируя мозаики внутри мавзолея на восток.

Наружный аскетический вид мавзолея украшают только плоские вертикальные выступы — лопатки, соединенные с плоскими арками («глухая аркада»). Последние своим ритмичным чередованием оживляют внешний вид трёх сторон мавзолея. Четвёртый (северный) главный фасад украшен фризом с двумя пантерами и виноградными лозами.

Четырнадцать окон мавзолея имеют форму бойниц, расширяющихся внутрь здания. В 1908 году окна были зашиты алебастровыми плитами — даром итальянского короля Виктора Эммануила III.

Мозаичное убранство мавзолея отличается редкой пышностью и ставит его в ряд важнейших памятников раннехристианского искусства. Мозаики, хоть и посвящённые различным сюжетам, образуют органически единое целое. Все они следуют античной римско-эллинистической мозаичной традиции, хотя происхождение самих мастеров остаётся спорным (в числе возможных версий называются Рим, Медиолан, Константинополь, Сирия, Африка). Здесь римское художественное наследие с его тщательно выполненными деталями и пластичными фигурами слилось с христианским стремлением к абсолютности и трансцендентности, что создало неповторимый мозаичный ансамбль

В центре полусферического купола помещён золотой латинский крест, окружённый восьмьюстами золотыми звёздами, объединёнными в концентрические окружности. Крест и звёзды помещены на индиго-синем фоне, реалистически изображающем ночное небо. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.В хоровод звёзд, окружающих крест, включаются находящиеся в углах свода евангелисты, представленные их золотыми символическими изображениями: львом (Марк), тельцом (Лука), орлом (Иоанн Богослов) и ангелом (Матфей).

Добрый Пастырь — мозаика

Северного люнета

Мозаика северного нижнего люнета (стена над входом). Исследователи отмечают, что сюжет мозаики часто встречается в христианских катакомбах и относится к категории заупокойных.

Иисус изображён в образе молодого безбородого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, и Мессия ласково прикасается к одной из них. В отличие от катакомбной живописи, где Пастырь был обычным деревенским пастухом, здесь Иисус одет в золотой хитон, а на коленях лежит пурпурный плащ.

 

Мозаика южного люнета

В южном нижнем люнете помещена мозаика следующего содержания. Справа человек в развевающихся белых одеждах, с крестом и книгой в руках, идет к центру мозаики. Слева в раскрытом шкафу на полках лежат четыре книги, подписанные Матфей, Марк, Лука и Иоанн, то есть, очевидно, четыре Евангелия. В центре мозаики под решёткой пылает огонь. Поскольку главный герой мозаики не подписан, высказывается несколько версий, объясняющих значение мозаики.

Человек в белых одеждах — Христос в Своём втором пришествии. В этом случае книга, которую Он держит в руках, истолковывается как одна из книг, сообразно с которыми будут судимы живые и мёртвые (Отк.20:12). Огонь в центре в этом случае становится знаком геенны огненной.

В белых одеждах изображён Ангел с «книжкой раскрытой»(Отк.10:1), объявляющий день Страшного суда.

Человек в белых одеждах — один из Отцов Церкви, готовый бросить в огонь еретические писания[18].

Наиболее распространённая версия — на мозаике изображён святой Лаврентий, идущий принять смерть на горящем в центре композиции костре. Его развевающиеся одежды демонстрируют желание мученика принять смерть за Христа, а решётка в этом случае легко истолковывается как орудие его казни. Крест в руках мученика объясняется как процессионный крест, а книга — Псалтырь, оба предмета указывают на дьяконский сан Лаврентия. В комбинации с Евангелиями, лежащими в шкафу, крест и книга в руках Лаврентия символизируют, что он принял мученичество подражая Христу и усвоив Его учение.

Мозаики в западной и восточной «ветвях»

В западной и восточной «ветвях» мавзолея, за саркофагами, можно видеть ещё две символические раннехристианские мозаики. На них пара оленей жадно пьет из источника. Сюжет мозаики навеян стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс.41:2). Традиционно пара оленей истолковывается как символическое изображение христиан, обратившихся из иудеев и язычников[15]. Этот сюжет встречается в катакомбах и активно использовался впоследствии (например, в алтарной мозаике в римской базилике Сан-Клементе)

Саркофаг Галлы Плацидии — занимает центральное место, лишён какого-либо декора и вероятно является незаконченным. С учётом необычно больших размеров саркофага и отсутствия на нём какой-либо христианской символики, монумент приписывается богатому и знатному язычнику. Возможность погребения в нём Галлы Плацидии отвергается современными историками. Тем не менее, источники XIV-XVI веков (в том числе, архиепископ Равенны Ринальдо да Конкореджио) утверждают, что через большое окно в задней части саркофага (сейчас замуровано) можно было видеть погребённое там тело, усаженное на кипарисовый трон. Предположительно, речь идёт о теле, погребённом таким необычным образом не ранее XIII-XIV века с возможным намерением имитировать останки Августы. В 1577 году местные мальчишки из любопытства просунули через указанное окно саркофага горящие свечи, которые, едва прикоснувшись к кипарисовому трону, вызвали пожар. Вследствие пожара, в саркофаге сохранились только несколько костей, череп и обугленные куски дерева, обнаруженные там при вскрытиях саркофага в 1577 и 1898 годах.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.