Я минно-торпедная авиационная дивизия — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Я минно-торпедная авиационная дивизия

2022-10-03 18
Я минно-торпедная авиационная дивизия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИВИЗИЯ ПРОРЫВА

(продолжение)

1. Четвёртый день операции - 9 апреля 1945 года

В течение дня, с 8.00 до 20.00, ВВС Балтийского флота наносили бомбоштурмовые удары по транспортам и кораблям противника в порту Пиллау и районе мыса Хель. Вели разведку в Балтийском море и портах Либава, Пиллау, Свинемюнде, прикрывали с воздуха базу Швентой.

* * *

Метеобстановка в районе боевых действий: облачность 7-10 баллов, высота нижней кромки 2000 метров, видимость 10 километров, ветер северо-западный 7-10 метров в секунду, температура +2+7 градусов.

 

Истребительная авиация

Истребительная авиация Балтийского флота в ходе операции прикрывала береговые объекты, корабли на рейде, при переходах и на огневых позициях. Непосредственным сопровождением обеспечивала боевые действия штурмовиков и бомбардировщиков. Осуществляла воздушную разведку кораблей противника в акватории Балтийского моря и его прибрежной зоне, а так же вела объективный контроль бомбоштурмовых ударов полковых групп Ил-2 и пикировщиков, при этом, постоянно патрулировала в воздухе.

Для сравнения, с фронтовой авиацией, необходимо отметить следующее, а именно то, что «армейские» истребители не только прикрывали район боевых действий и вели разведку, но и сами вылетали на штурмовку и сбрасывали бомбы на позиции противника. При сопровождении штурмовиков Ил-2, пикируя вместе с ними, уничтожали живую силу и боевую технику неприятеля.

Более того, истребители Як-9Л от 130-й авиационной дивизии (1-я ВА) группами по 8-10 самолётов «самостоятельно» блокировали и бомбардировали аэродромы противника. После этого делали ещё по 4-6 заходов на его штурмовку. Одним словом, работали не только за себя, но и за пикировщиков и штурмовиков одновременно. Бомбоштурмовые удары, истребители так же наносили пикированием с высоты 2000-800 метров и ниже.

Таким образом, её задачи выглядели гораздо шире и сложнее, чем у флотских истребителей. Даже не смотря на то, что 1-я Воздушная армия 3-го Белорусского фронта, почти в пять раз была мощнее по своему боевому составу, чем ВВС Балтийского флота, тем не менее, эти функциональные особенности диктовались большим объёмом и высокой динамикой наземных операций.

В дополнение необходимо сказать, что воздушную разведку кораблей и транспортов противника в Балтийском море, а так же фотосъёмкурезультатов боевых действий морской авиации могли вести одиночные экипажи Ил-2, Пе-2 и «Бостоны».

В сравнительном анализе упоминается 1-я Воздушная армия. Дело в том, что она была основным авиационным объединением, прикрывающим войска 3-го Белорусского фронта в Кенигсбергской и других операциях на территории Восточной Пруссии. Командующий 1-й ВА генерал-полковник авиации Хрюкин, выполнял обязанности старшего авиационного начальника, поэтому все вопросы применения авиационных частей в зоне ответственности фронта согласовывались со штабом армии.

В свою очередь, ВВС Балтийского флота постоянно взаимодействовали с 1-й и 3-й Воздушными армиями 3-го Белорусского фронта, 4-й ВА 2-го Белорусского фронта, 15-й ВА Ленинградского фронта, 18-й ВА дальних бомбардировщиков при нанесении ими ударов по приморской инфраструктуре и группировкам противника в этой зоне. Взаимодействие всегда сводилось к совместным усилиям по разгрому вражеских войск, как на суше, так и в море.

Результаты боевых действий

Всего, в течение дня, авиацией ВВС Балтийского флота было совершенно - 498 самолётовылета. Из них: торпедоносцами – 10, топмачтовиками - 13, бомбардировщиками - 78, штурмовиками - 163, истребителями – 177, разведчиками – 57. 

Потоплено - семь транспортов, общим водоизмещением - 42000 тонн, один танкер - 2000 тонн, одна десантная и сухогрузная баржа, один буксир.

Повреждено - шесть транспортов - 31500 тонн общего водоизмещения. теплоход - 8000 тонн, эсминец и один сторожевой корабль. Взорвано пятнадцать железнодорожных вагонов.

Свои потери: один А-20, два Ил-2 и один Як-9 не вернулись с задания.

 

 

Продолжение следует…

 

ДИВИЗИЯ ПРОРЫВА

(продолжение)

1. Четвёртый день операции - 9 апреля 1945 года

В течение дня, с 8.00 до 20.00, ВВС Балтийского флота наносили бомбоштурмовые удары по транспортам и кораблям противника в порту Пиллау и районе мыса Хель. Вели разведку в Балтийском море и портах Либава, Пиллау, Свинемюнде, прикрывали с воздуха базу Швентой.

* * *

Метеобстановка в районе боевых действий: облачность 7-10 баллов, высота нижней кромки 2000 метров, видимость 10 километров, ветер северо-западный 7-10 метров в секунду, температура +2+7 градусов.

 

Истребительная авиация

Истребительная авиация Балтийского флота в ходе операции прикрывала береговые объекты, корабли на рейде, при переходах и на огневых позициях. Непосредственным сопровождением обеспечивала боевые действия штурмовиков и бомбардировщиков. Осуществляла воздушную разведку кораблей противника в акватории Балтийского моря и его прибрежной зоне, а так же вела объективный контроль бомбоштурмовых ударов полковых групп Ил-2 и пикировщиков, при этом, постоянно патрулировала в воздухе.

Для сравнения, с фронтовой авиацией, необходимо отметить следующее, а именно то, что «армейские» истребители не только прикрывали район боевых действий и вели разведку, но и сами вылетали на штурмовку и сбрасывали бомбы на позиции противника. При сопровождении штурмовиков Ил-2, пикируя вместе с ними, уничтожали живую силу и боевую технику неприятеля.

Более того, истребители Як-9Л от 130-й авиационной дивизии (1-я ВА) группами по 8-10 самолётов «самостоятельно» блокировали и бомбардировали аэродромы противника. После этого делали ещё по 4-6 заходов на его штурмовку. Одним словом, работали не только за себя, но и за пикировщиков и штурмовиков одновременно. Бомбоштурмовые удары, истребители так же наносили пикированием с высоты 2000-800 метров и ниже.

Таким образом, её задачи выглядели гораздо шире и сложнее, чем у флотских истребителей. Даже не смотря на то, что 1-я Воздушная армия 3-го Белорусского фронта, почти в пять раз была мощнее по своему боевому составу, чем ВВС Балтийского флота, тем не менее, эти функциональные особенности диктовались большим объёмом и высокой динамикой наземных операций.

В дополнение необходимо сказать, что воздушную разведку кораблей и транспортов противника в Балтийском море, а так же фотосъёмкурезультатов боевых действий морской авиации могли вести одиночные экипажи Ил-2, Пе-2 и «Бостоны».

В сравнительном анализе упоминается 1-я Воздушная армия. Дело в том, что она была основным авиационным объединением, прикрывающим войска 3-го Белорусского фронта в Кенигсбергской и других операциях на территории Восточной Пруссии. Командующий 1-й ВА генерал-полковник авиации Хрюкин, выполнял обязанности старшего авиационного начальника, поэтому все вопросы применения авиационных частей в зоне ответственности фронта согласовывались со штабом армии.

В свою очередь, ВВС Балтийского флота постоянно взаимодействовали с 1-й и 3-й Воздушными армиями 3-го Белорусского фронта, 4-й ВА 2-го Белорусского фронта, 15-й ВА Ленинградского фронта, 18-й ВА дальних бомбардировщиков при нанесении ими ударов по приморской инфраструктуре и группировкам противника в этой зоне. Взаимодействие всегда сводилось к совместным усилиям по разгрому вражеских войск, как на суше, так и в море.

я минно-торпедная авиационная дивизия

1-й минно-торпедный авиационный полк. Группа в составе двух торпедоносцев  и двух топмачтовиков А-20, ведущий лейтенант Скрябин в период с 09.36 до 12.09 вылетали на торпедирование и бомбовые удары «по транспортам» противника в Балтийском море. Однако, при видимости один километр, в районе поиска транспортов не обнаружили, поэтому было принято решение поиск прекратить и вернуться на аэродром. Торпедоносцы произвели посадку с торпедами, а топмачтовики, с целью безопасности, сбросили бомбы на полигоне.

В этот же период времени пять А-20, из них: два торпедоносца и три топмачтовика, ведущий старший лейтенант Шишков вылетали на торпедно-бомбовый удар «по кораблям» противника в морском районе. В 10.47 обнаружили конвой в составе четырёх транспортов и одного тральщика с ходом в шесть узлов.

Торпедоносцы, с высоты 30 метров и дальности 800-600 метров, а топмачтовики при удалении от 200 до 150 метров при той же высоте, атаковали два транспорта 5000 и 12000 тонн. Экипажи наблюдали попадание одной торпеды в транспорт 5000 тонн и два взрыва в районе кораблей конвоя. Расход: две торпеды, три бомбы ФАБ-500 и три ФАБ-250. В ходе боя от зенитного огня потерян один А-20, экипаж погиб.

Третья группа «Бостонов», с ведущим старшим лейтенантом Гагиевым уже действовала с 14.02 до 16.02. В этот период, три торпедоносца А-20 вылетали на комбинированный удар с пикировщиками, топмачтовиками и штурмовиками в район полуострова Хель. В 15.03, высотным торпедированием, в строю «клин», с высоты 3000 метров атаковали шесть транспортов и двадцать других кораблей. Сброшено три торпеды. Экипажи наблюдали их циркуляцию на воде и прямое попадание в транспорт 6000 тонн водоизмещения. Через три минуты транспорт затонул.

51-й минно-торпедный авиационный полк. В 11.07 группа в составе трёх торпедоносцев и трёх топмачтовиков А-20, ведущий старший лейтенант Борисов, отработали по конвою в составе нескольких транспортов, тральщиков и быстроходных десантных барж. С высоты 30 метров и дальности 500 метров старший лейтенант Башаев торпедировал транспорт 4000 тонн. Экипажи наблюдали, взрыв торпеды в его носовой части. Полного потопления из-за плохой видимости отмечено не было.

В свою очередь, старший лейтенант Борисов торпедой, а лейтенант Полюшкин бомбами нанесли совместный удар по теплоходу 8000 тонн. Экипажи видели попадание и взрыв торпеды и двух бомб ФАБ-250 в его кормовой части. Полного потопления из-за дымки над морем не наблюдали. Два самолёта, из-за плохой видимости, в атаку выйти не смогли, поэтому торпедоносец произвёл посадку с торпедой, а топмачтовик сбросил бомбы на полигоне.

Вторая полковая группа - ведущий капитан Тимофеев. Пять топмачтовиков А-20, в период с 14.07 до 15.48, вылетали на комбинированный удар с пикировщиками и штурмовиками по транспортам и кораблям в районе мыса Хель. В 15.05 топ-мачтовым методом с высоты 30 метров штурмовали один эсминец и один тральщик. Несмотря на то, что было израсходовано три бомбы ФАБ-500, семь ФАБ – 250 и 1500 бронебойных патронов, атака успеха не имела.

* * *

12-й бомбардировочный авиационный полк. В составе 27-ми Пе-2 группами по 24-27 самолетов, под прикрытием истребителей 14-го ИАП, бомбили корабли и транспорта противника в порту Пиллау и в районе косы Хель.

Район Пиллау. Группа полным составом из 27-ми Пе-2, ведомая майором Усенко в 10.30, с высоты 3000-2100 метров, нанесла удар по транспортам противника в порту Пиллау. Бомбардировка оказалась «безрезультатной». Расход боезапаса составил- 63 бомбы ФАБ-250.

Странно, но в боевых донесениях никогда не указывалась причина неудачных действий атакующей стороны, а если и указывалась, то всё относилось на подготовку или неумелые действия экипажей. На самом деле это было не всегда так.

Если взять штурмовик Ил-2, то там все операции в бомбометании и штурмовке выполнял сам лётчик, а здесь на пикировщике это делал подготовленный офицер-штурман с использованием оптического прицела. И всё же, 27 экипажей Пе-2, сбросив 63 бомбы, не смогли попасть в цель, а их там было не одна и не две. Более того все суда стояли в тот момент на якоре.

Всё же в боях на Балтике основной причиной неудач выступала несносная погода и мощная противовоздушная оборона военно-морских баз противника. Удар группы Пе-2 в данном случае наносился в 10.30, а это, по сути, начало дня в апреле. В это время на суше уже формируется устойчивая видимость, а над морем ещё царствует молочно-серая пелена тумана, переходящая постепенно в дымку.  

 Таким образом, с дальности прицеливания из-за этих явлений цель размывается и начинает флюктуировать, то появляясь, то исчезая, или вовсе сливается с общим фоном моря. В результате чего сброс бомбы или торпеды порою производился в зону предполагаемого нахождения цели, что и приводило к отрицательному результату.

 Конечно, ожидание хорошей погоды у моря победы бы не принесло. Это знали и понимали все, поэтому и рисковали. Более того существовал план дня, по которому «напряжение» составляло три самолётовылета на каждый экипаж. Данный приказ был обязательным для неукоснительного исполнения для всех без исключения.

Здесь важно отметить, что распоряжение на боевой вылет при текущих метеоусловиях и боевой обстановке отдавал командир дивизии, а решение на возвращение экипажей в условиях плохой видимости входило уже в обязанность ведущего группы. И тот и другой в данном случае несли равную ответственность за выполнение поставленной задачи.

В боевой обстановке важным фактором выступала так же высота прицеливания и применения оружия. Так перед работой Пе-2, которые наносили удары с высоты 3000-2100 метров, в это же время успешно отработали штурмовики Ил-2, но они уже действовали от высоты 350 и 150 метров.

Ценой риска экипажей, «летающих танков», стали затопленный танкер водоизмещением 2000 тонн и транспорт в 6000 тонн. Зенитным огнём ПВО военно-морской базы основательно были повреждены двенадцать самолётов Ил-2. Кстати, «пешка» тоже имела частичное бронирование, но её экипажи старались особо не рисковать, тем не менее, по боевым потерям самолётов пикировщики занимали третье месте после торпедоносцев и штурмовиков.

* * *

 К середине дня с улучшением погоды и видимости более убедительными выглядели и результаты 12-го бомбардировочного авиационного полка. Так, в 14.50 та же группа, с ведущим майором Усенко в составе 24-х Пе-2 с высоты 3000-2200 метров вновь бомбили транспорта и корабли противника, в Пиллау. В результате было повреждено два транспорта водоизмещением 5000 и 6000 тонн. Расход бомбового заряда составил шестьдесят шесть ФАБ-250.

Затем, в 19.25 удар группы майора Усенко был перенесён на рейд кораблей у косы Хель. С высоты 3000-2100 метров бомбардировке подверглось семь транспортов. В результате потоплено два транспорта 4000 и 5000 тонн, повреждён ещё один транспорт, водоизмещением 8000 тонн. Результаты подтверждены экипажами самолётов Пе-2 и истребителями прикрытия. Расход: 52 ФАБ-250. Один Як-9 из группы сопровождения был сбит зенитным огнём и упал в районе Пиллау.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.