Понятия архитектоника, объём и форма — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятия архитектоника, объём и форма

2022-10-03 29
Понятия архитектоника, объём и форма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В настоящее время значение архитектоники расширилось до применения к различным областям: от творения созданных природой к сфере культуры и искусств до информационно- инженерных областей. Данное пособие ориентируется на закономерности развития таких категорий как объём и форма в среде.

Архитектоника (тектоника) (греч. architektonike (tekto-nike) — строительное искусство)— 1) художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2) общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей [1].

Само понятие архитектоники возникло в античный период. Тогда древние греки определяли её как «искусство строить». Затем это понятие разделилось на две группы – несущие и несомые элементы. В сочетании этих противоречивых элементов и появилось тектоничность, где структура могла быть наглядно воспринята.

Генетический анализ категории «архитектоника» уходит корнями в греческую философию. По Аристотелю, «архитектоника — деятельность архитектора, умение строить, задумывать, замышлять, сплачивать». В Древней Греции понятия ремесла, искусности и искусства в предметном творчестве человека были неразделимы [1].

Теоритическая формула архитектоники дошла до потомков в виде определения данного ещё во второй половине I-века до н.э. римским архитектором и инженером Марком Витрувием Полиномом и звучит как «гармоничное единство трех составляющих: пользы, прочности и красоты».

Понятие категории «тектоника» введено в научный лексикон в середине XIX века К. Бётихером в следующем определении: «Тектоника — деятельность в области архитектуры, оптически вытекающая из потребностей духовной и физической жизни и соответствующая в материально необходимом формообразовании не только голым потребностям, но поднимающая это формообразование до художественной формы. <<…>> Отношение к архитектуре как произведениям одновременно материальной и духовной культуры позволило выделить:

- внутреннюю «первичную тектоническую форму» — то, что роднит архитектуру с природой, оформление массы материала с учетом закономерностей статики и динамики;

- «художественную форму» как систему членений, которая может совпадать с особенностями внутренней формы, подчеркивать ее, изменять или противоречить.

Категория «архитектоника» интерпретируется по-разному в рамках различных теоретических направлений, что объясняется многообразием, сложностью и многогранностью теоретической проблемы. Для А. Кузнецова это «структура сооружения, определяющая расположение и взаимосвязь отдельных частей, их соподчинение целому». Но эта же категория рассматривается как «профессиональный способ пространственного мышления и деятельности в материале, равнозначно сочетающий художественные условия и технологические требования формообразования» (Ю. Волчок). Для А. Гана — «это взрыв из внутренней сущности»» [1].

Архитектоника понимается как всесторонняя материальная и информационно-эстетическая взаимосвязь внутреннего содержания и формы в различных объектах, прежде всего произведения дизайна и архитектуры. Оно могло охватить художественное воплощение назначения функционирования пространственной организации, конструктивно-технологической основы во внешнем облике промышленных изделий, архитектурных сооружений и художественных произведениях. И произведение считалось архитектоничным, если оно было совершенным по назначению, работе, строению, прочности, надежности и привлекательным по форме.

Два главных слагаемых архитектоники– внутреннее содержание и форма.

Внутреннее содержание определяет собой сущность предмета, как относительно самостоятельной системы, и может подразделяться на следующие компоненты:

- утилитарное содержание – полезное назначение вещи;

- функциональное содержание- характер жизнедеятельности предмета;

- структурное содержание – взаиморасположение и взаимодействие частей;

- конструктивно-материальное содержание – конкретный способ овеществления структуры, конструктивная система, основные материалы и характер силовой работы частей предмета;

- технологическое содержание – способ изготовления предмета.

Форма – вторая двуединая сущность предмета, любой вещи и внешнее, визуально воспринимаемое материальное пространственное проявление содержания предметных объектов. Это активный компонент объекта, объединенный содержанием прямой, но и обратной связи и способный влиять на содержание.

Форма включает две органически взаимосвязанные стороны:

-внутреннюю форму- структуру

-внешнюю форму- наиболее обозримую граничную пластическую оболочку (контур).

Форма, структура и внешняя оболочка есть то, в чем отражается содержание предмета и проявляется архитектоника.

Единство формы и содержания является одним из важнейших законов художественного творчества. Оно определяет органическую целостность и эстетическую ценность творения в любом виде искусств. «Единство формы и содержания <<…>> означает максимальное раскрытие через соответствующую художественную форму функционального назначения объекта, утилитарной сущности изделия, его социальной значимости. <<…>> Несмотря на взаимопроникновение утилитарного и эстетического начала, в большинстве случаев утилитарное остается доминирующим и определяющим форму. Прежде всего, <<…>> изделие должно быть нужным, полезным, удобным и красивым [7]».

 


ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛА (БУМАГА). КЛАССЫ БУМАГ

Бумага и картон – это материалы, которые изготавливают преимущественно из растительных волокон. Они специально обработаны и связаны между собой силами поверхностного сцепления в листовую форму.

В северной провинции Китая Шэньси существует пещера под названием Баоцяо. В 1957 году в этой пещере археологи нашли гробницу, в которой были найдены обрывки бумаги. После исследования найденной бумаги ученые установили, что изготовлена она была еще во II веке до нашей эры. Такое открытие пролило свет на всю историю возникновения бумаги. Ведь ранее считалось, что появилась бумага в Китае в 105 году нашего времени. Баоцяонская находка отодвинула эту дату аж на два столетия вперёд. То есть, таким образом, можно предположить, что бумага появилась в нашей жизни более двух тысяч лет назад.

В Китае сырьём для бумаги служили шёлковые обрезки, а также отходы коконов шелкопряда и обрывки старых сетей. Из них делали специальную кашицу путем размачивания и растирания этого сырья между камнями. Все делали вручную. Полученную кашицу наливали на какую-нибудь гладкую поверхность, а затем прижимали другим отшлифованным камнем. Эта кашица вылёживалась, затем сохла и далее превращалась в лепёшку, которая напоминает войлок.

На рубеже II и III веков нашей эры бумага, которая изготавливалась из растительных волокон, уже не считалась в Китае каким-либо редким материалом. В III веке она полностью вытеснила из жизни деревянные таблички, которые использовались для письма. Бумагу стали изготавливать определённого формата, какого-либо цвета, веса и пропитывали её специальными веществами. Они отпугивали от неё вредных насекомых. Китайская бумага могла очень долго храниться. С незапамятных времён в Китае существовал способ размножения текстов с помощью печаток. Изначально такие оттиски делали на бамбуковых и глиняных дощечках, затем для этих целей стали использовать бумагу. Она позволила намного расширить копирование рукописей различных священных книг. Из нее стали делать всевозможные украшения, вееры, зонтики, вставляли в окна и т.д. В неё также заворачивали продукты. В начале 9-го века в Китае появились первые бумажные деньги, так называемые «летающие монеты». В течение многих веков китайцы тщательно хранили секреты изготовления бумаги и очень ревностно оберегали тайны этого ремесла.

В России бумага появилась в XII-XIII века. Первые бумажные мельницы появились у нас в XVII веке. Технический переворот в бумажном производстве России произвела бумагоделательная машина, которая появилась в Петербурге в 1816 г. В 1916 г. в России уже существовало 55 целлюлозно-бумажных предприятий. Средняя ширина бумагоделательных машин не достигала 2 м, а их скорость не превышала 100 м/мин.

Для производства некоторых видов бумаги применяют сырьё лиственных и хвойных пород. Любая газетная бумага изготавливается только из ели, поскольку в еловой древесины содержится самое большое количество длинных и очень тонких волокон, а также содержится меньше всего смолистых веществ. Целлюлозу лиственных пород можно смешивать с целлюлозой хвойных. Короткие и жесткие волокна, которые присущи лиственной древесине и длинные эластичные, которые имеются у хвойной, образуют специальную массу. Из нее в дальнейшем получают бумагу с достаточно хорошими свойствами.

Все виды бумаги можно разделить на десять классов:

1) Печатная бумага. Этот вид наиболее распространен. Он предназначен для печатания издательской и изобразительной продукции различными методами. К этому классу можно отнести газетную бумагу, типографскую, офсетную, бумагу для глубокой печати, а также иллюстрационную, картографическую, обложечную и этикеточную.

2) Декоративная бумага. Это вид представляет собой бумагу, имеющую окрашенную гладкую или же крепированную поверхность, а также поверхность, которая имитирует бархат, кожу, полотно или мрамор. Сюда можно отнести аэрографную, бархатную бумагу, крепированную, мраморную и другие виды бумаги, которые применяют для отделки различных книжных переплетов и для оформления книжно-журнальной продукции.

3) Писчая бумага или бумага для черчения, машинописи, рисования, то есть писчая цветная бумага, обычная писчая, тетрадная, почтовая бумага, машинописная, копировальная, чертежная, ротаторная, а также бумага ватман, калька бумажная, прозрачная чертежная бумага и рисовальная бумага.

4) Электротехническая бумага. Сюда можно отнести электроизоляционную бумагу, телефонную, конденсаторную бумагу, кабельную, полупроводящую кабельную бумагу, микалентная и прочую.

5) Упаковочная и оберточная бумага. К этому классу относится бумага для упаковки продуктов на автоматических аппаратах, упаковочная бумага для сахара, бумага для чая, фруктов, бумага для стеклянной тары, а также текстильной продукции, мешочная бумага, для спичечных коробок, жиронепроницаемая упаковочная бумага, светонепроницаемая бумага для кинофотоматериалов, оберточная бумага, растительный пергамент, под-пергамент, пергамин и т.д.

6) Светочувствительная бумага. Сюда можно отнести такую бумагу, как светочувствительную, диапозитивную светочувствительную и фотографическую, а также бумажную диапозитивную светочувствительную кальку.

7) Папиросная и сигаретная бумага, то есть бумага для изготовления папирос и сигарет. Это курительная бумага, мундштучная, сигаретная и папиросная.

8) Впитывающая бумага. К этому классу относят впитывающую бумагу для хроматографии, бумагу промокательную, фильтровальную бумагу различного назначения и т.д.

9) Промышленно-техническая бумага различного назначения для ртутно-цинковых элементов, для химических источников тока, а также каландровая бумага, патронная, бумага шпагатная, водорастворимая бумага, перфокарточная, термореактивная бумага, теплочувствительная, бумага для электрографии, гуммированная бумага для переводных изображений и другие виды.

10) Бумага-основа. Сюда можно отнести бумагу, которую используют в качестве основы для изготовления многих других видов бумаг, различных бумажных изделий и фибры с помощью соответствующих обработок, различных пропиток и покрытий. Это бумага-основа, основа термореактивной, копировальной, мелованной, парафинированной бумаги, пергамента, фотокальки, фотобумаги, абразивной бумаги, а также основа для переводной фольги, для облицовочного материала, упаковочной бумаги для молочных продуктов, гигиенических салфеток, клееной ленты, склеенного картона и т.д. [5]

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.