Глава XXVI. Народные поверья о заклинаниях к смерти (Todesweihungen) у христиан — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава XXVI. Народные поверья о заклинаниях к смерти (Todesweihungen) у христиан

2021-06-30 23
Глава XXVI. Народные поверья о заклинаниях к смерти (Todesweihungen) у христиан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Гектор Боеций (Boethius)[242] в своей истории Шотландии, повествуя о короле Дюффе, приводит замечательный факт, который мы приведем здесь. Дюфф однажды подвергся опасной болезни, неизвестной докторам; он был изнуряем продолжительной лихорадкой, проводил ночи без сна, все более и более худел, каждую ночь подвергался сильной испарине, и наконец до того ослабел, и так крепко заснул, что близок был к смерти, самый пульс прекратил биение. Употреблены были всевозможные старания к излечению, — и все было напрасно. Отчаявшись в выздоровлении короля, решили, что причина болезни — злодеяние. Жители шотландской провинции Мурро (Murrah), убежденные в том, что болезнь скоро низведет короля в могилу, возмутились.

В это же время разнесся слух, что короля посвятили смерти (begaubert) колдуньи, живущие в Форpе (Forres), городке северной Шотландии. Отправлен был отряд войска арестовать волшебниц, — который в захватил их врасплох — на месте преступления в их жилище, где одна из них держала на огне восковое изображение короля Дюффа. Это делала она по чародейской формуле, по которой, по мере того, как изображение расплавлялось, король должен был терять силы, — и наконец умереть, как только изображение совершенно расплавится. Колдуньи на допросе показали, что они были подкуплены на такое злодеяние жителями провинции Мурро. которые, желая поднять бунт, только и ждали смерти короля.

Колдуньи были сожжены, а король, почувствовав себя лучше, через несколько дней совершенно выздоровел.

То же самое передает в своей истории Шотландии и Буканан, замечая при этом, что этот факт передан ему старожилами Voreltern[243]. Он относит время царствования короля Дюффа к 960 году; дополнявший эту историю примечаниями замечает: «подобный обычай посвящения к смерти известен был и римлянам, как видно из сочинений Bиpгилия и Овидия», на которых мы уже указывали. Но дело не в том, кому известен был этот обычай, а в том, что все рассказы о нем весьма подозрительны не потому, чтобы не было волшебников или волшебниц, которые подобными средствами старались лишить известных лиц, и успех в этом случае приписывали дьяволу, но потому, что они нисколько не заслуживают доверия, так как от этих заклинаний не было никаких последствий. Имели ли эти чародеи возможность посвящать всех, кого хотели, и был ли кто-нибудь в безопасности от них? Если они могли предавать смерти медленным огнем, то могли ли они прекращать жизнь вдруг, и если могли, то почему не прекращали вдруг, когда бросали в огонь восковое изображение? Кто мог дать эту силу дьяволу?

Г. де Ст. Андре (Andre), королевский врач, в своих письмах: «О колдовстве», признав истинными успехи смертного заклинания, старался объяснить их истечением жизненных духов. Эти духи, по его мнению, исходя от волшебников или волшебниц, и соединяясь с частицами воска и атомами огня, переходят на лице, подвергшееся злодеянию, и производят в нем тяжелые ощущения воспаления или боли, — более или менее, смотря по силе действительного жара, от которого расплавляется изображение. Взгляд этого ученого, по моему мнению, не основателен: лучше отвергать успех этих злодеяний, ибо если бы они были возможны, то они непонятны были бы для «физики» и могли бы быть приписаны только демону.

В истории архиепископов Трирских находим странный рассказ о смерти архиепископа Эбергарда, из рода Пфальцграфов Рейнских, скончавшегося в 1067 году. — вскоре после того, как он угрожал изгнать из города иудеев, если они в назначенный срок не примут христианства. Почти в отчаянии от такого несчастья, иудеи обратились за советом к одному клирику, который за золото сделал им восковое изображение Эбергарда. Положив его на светильне, евреи начали нагревать в то именно время, когда прелат начал торжественно совершать Св. Крещение. Во время этого святого таинства восковая статуя расплавилась в половину — и Эбергард почувствовал себя чрезвычайно слабым; поспешил в ризницу, и в ней предал дух свой Богу.

Папа Иоанн XXII, в окружных посланиях в 1317 году жаловался на то, что безбожники несколько раз покушались на его жизнь подобными средствами, — и был убежден, что только особенное покровительство Божье предохранило его от этих посягательств на его жизнь. «Мы, писал он, извещаем вас, что против Нас и некоторых Наших братий, кардиналов, возмущаются некоторые изменники, приготавливают напитки и изображения с намерением лишить Нас жизни, на которую часто покушались; но Бог Нас хранит. Дано 17 июля».

17 февраля Папа поручил некоторым доверенным лицам вести процесс против этих отравителей. По этому случаю он написал послание к Варфоломею, епископу Фрейскому, своему преемнику по папской кафедре и Петру Тессьеру, доктору декреталий[244] и, впоследствии, кардиналу. В послании было сказано: «До нашего сведения дошло, что Иоанн Лиможский, Яков Крабансон, Иоанн д’Адаман (d’Adamant) и многие другие из постыдного любопытства предались некромантии и другим искусствам чародейства, о которых имеют под руками книги; они употребляют магические зеркала и освященные по-ихнему изображения; а также, вращаясь на круге, часто вызывают злых духов, с целью силою чародейства посвящать смерти людей и причинять болезни, сокращающие их жизнь. Иногда они в зеркале, круге, или кольце заклинают демонов, чтобы они отвечали им на вопросы не только о прошедшем, но и будущем. Они утверждают, что они производили в этом отношении много опытов, и, не колеблясь, уверяют, что они могут сокращать, удлинять, или совершенно отнимать жизнь, а также причинять различные болезни не только посредством известного напитка и пищи, но и простыми словами».

22 апреля 1317 года Папа поручил исследовать, затеянное против него и его кардиналов колдовство епископу Рьецскому (в Провансе во Франции), Петру Тессьеру, Петру Деспре (Despres) и двум другим. Поручая это дело, он сказал: «отравители приготовили напиток, и хотели отравить им Нас и некоторых кардиналов; когда же им не удалось угостить Нас этим напитком, то они сделали восковые изображения под Нашими именами, и эти изображения заклинали чародейской формулой с тем, чтобы посвятить Нас смерти, но Бог сохранил Нас, и эти три изображения в Наших руках».

Описание подобного злодеяния находим и в письме Вильгельма де Годин — кардинала, епископа Сабинского, писанном инквизитору Каркассонскому спустя три года. В этом письме говорится: «Папа поручает тебе произвести следствие над теми, которые 1) приносят жертву дьяволам, поклоняются им и вполне верны им потому, что дают им во свидетельство верности написанную бумагу, или что-нибудь другое; 2) заключают с дьяволами тесную дружескую связь, получают от них изображение или что-нибудь другое для заклинания дьяволов, или для совершения злодеяния через вызов дьявола; 3) злоупотребляя таинством крещения, изображения из воска или другого вещества крестят во время вызова дьявола, или злоупотребляют священной гостьей для совершения своих злодеяний. Ты поступи с ними, как с еретиками: Папа дает тебе на это полное право. Дано в Авиньоне 22 августа 1320 г.»

 

Во время процесса против Энгеррарда (Enguerrard) де Мариньи (de Мarigny), колдун был пойман врасплох в то время, как он изготовлял восковые изображения Людовики и Карла Валуа; он сознался, что намерен был проколоть или расплавить эти изображения, чтобы посвятить смерти упомянутых лиц.

О графе Руджиери из Флоренции, великом безбожнике и явном чародее рассказывают, что в его доме была секретная комната, в которой он однажды заперся и проколол булавкой восковое изображение короля, — и, в надежде, что государь этот непременно лишится жизни вследствие совершенного расслабления, — проклял его и страшною чародейской формулой посвятил смерти.

Имели ли успех или нет эти заклинания, восковые изображения и чародейские слова, — во всяком случае они доказывали веру в них, злое желание колдунов, и боязнь, что эти заклинания могут иметь успех; в самом деле достаточно было одного опыта открытого, чтобы колдуна все боялись.

Невежество в естествознании признавало тогда многие естественные явления природы за сверхъестественные, — и приписывали колдовству то, что может быть объяснено естественным образом.

Но если строже исследовать дело, то вместо чародейств останутся только простые отравления ядом, соединенные с суеверием и обманом. Все, что мы говорили о чародеях и чародейских формулах, о смертных посвящениях или, правильнее, заклинаниях и о волшебных изображениях — все эти рассказы ничто иное, как произведения невежества и суеверия. Отъявленных негодяев, которые по злобе к соседям отравляли их самих или их домашний скот посредством ядовитых составов, невежество и суеверие считало колдунами, которые будто посредством чертовских чар могут вредить и вредят своим недругам. Если же мнимые колдуны и делали что-нибудь похожее на восковые изображения, то они также жалко обманывались, как и те суеверы, которые боялись этих волшебных изображений, которые как такие, не приносили никому вреда, кроме напрасной потери со стороны тех, которые занимались изделием их, и пустой тревоги со стороны суеверных и невежественных трусов.

Некоторые шарлатаны самым недобросовестным образом пользовались доверием суеверных невежд. Известно из сочинения Олая Магнуса, что финляндцы, будучи еще в язычестве, продавали матросам ветры, т. е. дело состояло в том, что они давали им канаты с тремя узлами, уверяя, что если развяжут первый узел, то произойдет легкий ветер, благоприятный; если второй, произойдет ветер более сильный; если третий, то поднимется опасная буря. Таких обманов было очень много. К таким обманщикам, которые говорили, что имеют общения с нечистой силою, относится мнимый маг Гокке, историю которого мы сейчас расскажем.

 

Глава XXVII. О маге Гокке

 

Ле-Брюн рассказывает замечательную историю о маге Гокке, который 2 сентября 1687 года Пасским судом был приговорен к ссылке на каторгу за то, что производил магические операции над животными и очень много умертвил их в Шампани. Гокке умер скоропостижно и жалким образом от отчаяния, так как он в нетрезвом виде открыл о своем таинственном искусстве морить скот одному лицу, по имени Беатриксу; он был уверен, что демон сам умертвил бы его со злобы за то, что он рассказал об этом магическом искусстве.

Некоторые из соучастников этого несчастного впоследствии также приговорены были к ссылке на каторгу, другие из них повешены, или сожжены. Все это совершалось по судебному приговору, состоявшемуся 26 октября 1691 года, который был утвержден Парижским Парламентом 18 декабря 1691 года. Из всего этого следует, что Парижский парламент признает необходимым строго наказывать колдунов, как людей вредных.

Г. Андре, придворный врач, в своем 6-м письме[245] против магии утверждает, что в упомянутой истории Гокке не было никакого ни колдовства, ни участия демона, что ядовитые снадобья, которые Гокке клал в скотские стойла и которыми он умерщвлял скот, были ничто иное, как естественный ядовитый состав, который своим запахом, своими невидимыми испарениями отравлял и умерщвлял животных, а стоило только выбросить эти снадобья из стойла, или выгнать оттуда сам скот для того, чтобы предохранить от смерти этот последний. Но трудно было открыть место, где клались эти снадобья; пастухи, главные виновники зла, с величайшей предосторожностью скрывали их, как можно поискуснее, потому что они знали, что открытие их стоило бы для них собственной жизни.

Кроме этого Г. Андре замечает, что эти снадобья по истечении некоторого времени теряли всю свою силу и не могли производить на скот никакого дурного действия, поэтому нужно было или заменять их новым, или же намачивать их для того, чтобы снова приводить их в брожение. Если эти снадобья оказывали отравляющее действие вследствие участия демона, то они постоянно бы сохраняли свою силу и не было бы необходимости подновлять их и освежать, чтобы восстанавливать в них прежнюю ядовитую силу.

При всех этих соображениях Андре предполагает уже несомненным, что если бы демон мог лишать животных, жизни, то он делал бы это без всякого посредства; между тем Гокке составляет специи ядовитые и ими отравляет животных. Эти специи совсем не сверхъестественного изобретения; в них нет ничего такого, что нужно бы приписать демону; разве, в самом деле, нельзя допустить, что Гокке самому пришло в голову заняться приготовлением ядовитых специй. Приготовлять же эти специи Гокке мог придумать сам, или же мог научить его этому кто-нибудь другой из негодяев, ему подобных.

Г. Андре говорит далее, что в смерти Гокке тоже не было ничего такого, что можно было приписать демону. Его смерть, говорит он, была делом совершенно естественным; единственной причиной ее были ядовитая испарения, отделившиеся от приготовляемых специй. Замечания Андре мы считаем вполне разумными и потому ничего не станем прибавлять от себя.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.