Глава 2. Методы создания образов героя и врага в документалистике СССР и Германии ( 1941-1945гг. ) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 2. Методы создания образов героя и врага в документалистике СССР и Германии ( 1941-1945гг. )

2017-05-20 336
Глава 2. Методы создания образов героя и врага в документалистике СССР и Германии ( 1941-1945гг. ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1. Особенности конструирования образов героя и врага в фильмах 1941 – 1942гг. (начальный период)

Вплоть до непосредственного начала боевых действий в прессе не появлялось никаких сведений о готовящейся войне с Советским Союзом; роль основного врага и страны, на которую должно было в ближайшее время нанесено нападение, выполняла Англия.

Дитрих передал газетчикам его слова: «Кампания против большевиков подходит к концу. Это единодушное мнение военных»

«грубейшей пропагандистской ошибке за всю войну» (дневник Рудольфа Земмлера)

положение было крайне тяжелым, однако и в Германии, и Геббельс прежде других нацистских лидеров почувствовал преждевременность излишне оптимистических высказываний.

Хроника того времени по указаниям Геббельса становится максимально реалистично; министра пропаганды хотел как можно ярче донести до тех, кто был в тылу, всю тяжесть лишений и опасности, которым подвергались солдаты на линии фронта. (про вещи) Этот ход совершил то, чего не смогла пропаганда раньше, когда солдаты представлялись непобедимыми: теперь гражданское население, ведомое чувством патриотизма, приняло идею войны как

задача поддержать моральных дух людей, так как война оказывалась дольше и тяжелее, чем предполагалось.

Поражение ждало Геббельса и в американском направлении: летом 1941 года все германские пропагандистские агентства в США были закрыты. 12 декабря Гитлер объявил войну.

В условиях войны на два фронта Геббельс стремился объединить противников Германии в один образ врага, что приводило к таким Германии есть только один противник: большевик и плутократ, демократ и империалист, революционер и капиталист, и этот враг в одном лице – еврей

«Враждебная нам еврейско-большевистская партия доктринеров и коварные евреи из числа капиталистов предприняли самый дерзкий шаг, какой только можно себе представить. Плутократия нагло использует социализм, чтобы установить жесточайшую диктатуру капитализма», – писал он 20 июля 1942 года

фокус был перенесен на подвиги субмарин, топивших или якобы топивших корабли союзников. Так, этому посвящен снятый в 1940 году фильм "Подводные лодки против врага"

Передачи центрального радиовещания Германии прерывались голосом, который кричал «Ложь! Все это неправда!» и пользовался проверенным приемом самого Геббельса, язвительно комментируя сообщения и исправляя данные в сводках. Имитация голосов Геббельса и Гитлера

Соломон Абрамович Лозовский, заместитель наркома иностранных дел

И.Эренбург точно сформулировал задачу пропагандистов: «Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого»[5]

С началом войны был также издан указ, запрещающий слушать иностранное радио под страхом концлагеря. Подобные очевидные меры были менее действенны, чем негласная цензура, и не встретили понимания у населения. Сам того не В статье от 6 июля он писал: «Тех русских, которые будут слушать предачи германского радио на русском языке, ждет казнь. Видимо, трусливую шайку кремлевских лжецов терзают мрачные предчувствия. Они догадываются, что уготовила им судьба». И вместе с тем 17 августа он заявил: «Несколько вероломных негодяев, затесавшихся в наши ряды, приговорены к каторжным работам. В них проснулась тяга к знаниям, и они слушали вражеские программы. В высшей степени примечательно, что Лондонское радио встало на их защиту»

парад сов войск 7 ноябре 1941 года

братья и сестры в тылу наших врагов, временно подпавшие под иго немецких разбойников

в Германии царит голод и обнищание за четыре месяца войны Германия потеряла четыре с половиной миллиона солдат Германия истекает кровью ее людские резервы иссякают Дух разрушения завладевает немецким народом, не видящим конца войны

В этом фильме используются такие ярлыки, которые вплоть до современности "фашистская гадина" "немецкие захватчики"

кроме выступления сталина сняли. пара нет

Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). Фильм получил от Национального совета кинокритиков США премию за лучший документальный фильм в 1942 году, а в 1943 году — первый в СССР «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

октябрь 41 январь 42

Они говорят: "Судьба Гитлера предрешена", хотя тогда, в 1942 годах, до победного шествия на Берлин было еще далеко. Происходит формирование над-реальности, проводником которой в реальный мир служит в данном случае фильм. В октябре, когда начались съемки, немцы стремительно наступали на Москву, и положение непрестанно отступающей красной армии было катастрофическим. Несмотря на это, фильм изначально не предполагал

торжественно представляет сталина

Речь Сталина представляет собой яркий образец

на вас смотрят все народы европы, временно попавшие под иго немецкой тирании как на своих освободителей. великая освободительная миссия выпала на вашу долю вы ведете войну освободительную, справедливую. Таким образом, у СССР было то, в отсутствии чего Геббельс видел слабость союзников на начальном этапе войны: неясность того, за что они сражаются. Затем Сталин вводит фигуры А Невского и Д Донского, Суворова как образцов для вдохновения и подражания. "пусть осенит вас великое знамя непобедимого Ленина". Эпитет "демонских" по отношению к немцам работает на их расчеловечивание.

По сравнению с 1937 годом здесь заметно отсутствие реакции публики

однако монтаж строится таким образом, что парад танки под бравурную музыку появляются как бы по приказу Сталина

ракурс солдат

акцент на поверженных врагов сверху вниз

обыкновенно движутся справа налево тогда как немцы наоборот

грохот пушек иногда звучит в музыке торжественным барабанным боем

более крупно лица толпы встречающих

фигуры аобедителя снизу вверх в то чремя как военачальнокив в период действий показывали ровно

маленький солнечногорск как что то значительное

немецко фашистские звери

кадры разрушенных городов

они првратили в развалины знаменитый новоиерусаимский храм - перед лицом внешнего врага церковь, после революции подвергавшаяся гонениям, вновь реконструируется как нечто положительное. Используются любые силы, могущие

Битва за нашу советскую Украину

не отказываются от ярлыков и оценочных "подлый атаман"

Помимо полнометражных фильмов, создавались также короткие фильмы-плакаты, Даже студия Союзмультфильм

черные стервятники, в которые превращаются в немецкие самолеты, и ангельски белые советские самолеты, которые уничтожают противников

первый совет пролетарской диктатуры

более двухсот человек

лучший полководей прол революции тов сталин

фронтовик Виктор Астафьев:

“Привык вот и быстро привык, есть на боку или стоя на коленях из общей, зачастую плохо иль вовсе немытой посудины, привык от весны до осени не менять белье и прочую одежду, месяцами не мыться... обходиться без мыла, без зубной щетки, без постели, без книг и без газет.... Даже без нормальных слов – все слова заменены отрывочными командами... И вот нас, солдат – вшивников... дезинфекции подвергли, вонь-то и срам постыдства войны укрыли советской благостной иконкой, и на ней, на иконке той, этакий ли раскрасавец,... в чистые, почти святые одеяния облаченный незнакомец, но велено было верить – это я и есть, советский воин –победитель, которому чужды недостатки и слабости человеческие”

Наступление летом 1942 года не принесло ожидаемых результатов.

2.2. Особенности конструирования образа героя и врага в фильмах 1943 г. (переломный период).

авианалеты союзников 1942

В «Секретной информации для местных партийных руководителей за 1942— 1944 гг.» отмечалось: «Сталин мобилизовал в момент наибольшей для себя опасности (Москва, Сталинград) те духовные резервы, которые он до этого осуждал как реакционные и направленные против большевистской революции: любовь к родине, традиция (форма, ордена, звания, "матушка-Россия", дух народности, церковь), поощряя тем самым наивность, тщеславие, гордость и дух сопротивления. Этим изменением политической и идеологической линии и лозунгом "Изгоните немецких оккупантов с родной земли и спасите Отечество!" Сталин добился успеха»[6]

26 августа

сталинград

8 ноября Гитлер объявил, что Сталинград взят

После поражения под Сталинградом

3 января состоялось знаменательное совещание в министерстве пропаганды. Геббельс даже не взглянул на кипу телеграмм, лежавшую перед ним на столе. Глядя прямо перед собой, он коротко сообщил собравшимся, что положение на фронте сложилось поистине отчаянное и что разгром немецких армий под Сталинградом может привести к гибельным последствиям. Читателям и слушателям необходимо сказать всю правду. Пора им, наконец, понять, что они оказались перед выбором: победа или большевизм. На карту поставлена судьба отечества. Точное число погибших под Сталинградом называть не стоит, но – и тут собравшиеся на совещание пропагандисты не поверили своим ушам – неплохо бы исподволь готовить население к худшему исходу войны. И Геббельс объяснил свою мысль: Германия не перенесет еще одного Сталинграда.

победа или большевизм

«В настоящий момент западная цивилизация вступила в одну из самых критических стадий в своей истории», – написал он в статье под названием «Европейский кризис», явно предназначенной для американского и британского читателя, которая вышла в тот день, когда, к большому сожалению Геббельса, были прерваны переговоры нацистов со Сталиным.

Геббельс подчеркивал исключительную важность выпуска документального фильма о злодеяниях большевиков. «Представители иностранной прессы должны быть сняты у края разрытых братских могих, пусть они зажимают нос платками или курят сигареты, чтобы зритель понял, насколько тяжело им выносить зловоние от разлагающихся трупов». Наконец, он устроил грандиозное представление из торжественного захоронения останков польских офицеров. В Катынь прибыли ксендзы, и в присутствии немецких и иностранных корреспондентов и кинооператоров жертвы обрели вечный покой. Геббельс не мог упустить возможность оказаться в центре внимания и показать миру, какое страшное будущее ожидает всех, если победителями в войне окажутся большевики.

В качестве примера ведения тотальной войны он обратил внимание присутствовавших на совещании людей на советский фильм «Ленинград сражается». «Я могу только рекомендовать вам, господа, непременно посмотреть эти хроникальные съемки. Вы увидите, что на самом деле означает термин «тотальная война». Вы увидите, как русские расчищают снег, как при сорокаградусном морозе старухи орудуют тяжелыми лопатами. За работой наблюдает вооруженный винтовкой патрульный солдат. Некоторые от холода и истощения падают и остаются лежать на снегу, но никому до них нет дела. Затем вы еще увидите, как они трудятся на военных заводах, несмотря на тяжелые бомбардировки. Вы увидите, что бомбы взрываются прямо в цехах, где работают люди. Никому не разрешается укрыться в бомбоубежище – работа продолжается».

блокадный материал

Документальное полнометражный фильм, который бы рассказывал о свершившемся захвате Сталинграде или Москвы, не мог быть снят Потому здесь приходится опираться на хронику,

«Наша война по своей сути есть социальная революция, – писал Геббельс 1 ноября 1942 года, – она разрушает старый враждебный мир, но за дымящимися руинами предстает перед нами новый и лучший».

выступление после катастрофы под Сталинградом: «Вставай, народ, иди на бой и обрети свободу!» – были призывом времен освободительных войн 1813 года, когда Пруссия воевала, чтобы свергнуть иго Наполеона I. Теперь идея levee en masse[111] прославлялась в бесчисленных газетных статьях. Геббельс дал поручение снять исторический фильм «Кольберг»

2.3. Особенности конструирования образа героя и врага в фильмах 1944- 1945 гг. (победный период).

«Это оружие, господа, пожалуй, даже несколько преждевременно для этой войны. Я думаю, оно, скорее, станет оружием будущей войны»

Характерны не только фильмы, вышедшие на экран, но и фильмы, до него не дошедшие. К последним относилась лента о расследовании и суде над участниками антигитлеровского заговора 20 июля 1944 года. Несмотря на желание фюрера смонтировать из отснятого материала полнометражный документальный фильм, Геббельс сумел настоять на том, что подобное детальное свидетельство расправы над пленниками не встретит понимания в народе.(ссылка)

Как-то вечером он разговорился с Инге Габерцеттель. Она откровенно сказала ему, что считает все сообщения радио вервольфа фальшивками.

ГЕББЕЛЬС: «Фальшивками? Что за ужасное слово! Выразимся помягче: это нечто вроде поэтически приукрашенной правды».

Фрау ГАБЕРЦЕТТЕЛЬ: «Но ни одного из этих подвигов не было на самом деле».

ГЕББЕЛЬС: «Как вы не понимаете, что они должны быть!»

Фрау ГАБЕРЦЕТТЕЛЬ: «Как бы то ни было, это не настоящие новости».

ГЕББЕЛЬС: «Разумеется, нет! Но это новости, которые должны быть!»

Мы снова слышим лейтмотив геббельсовской пропаганды: с помощью хитрости и обмана представить нечто несуществующее как реальное, чтобы в конце концов оно и стало свершившимся фактом, приукрасить действительное таким образом, чтобы оно стало похоже на желаемое.

 

он снимается не в настоящий день победы а 24 июня

Так создается образ советского солдата-победителя, далекий от

Они бросают нацистские знамена перед мавзолеем

символ победы, где не было места инвалидам

символическая фигура

Идеализация героя в мифе

И эти герои и мифы остались, несмотря на гласность девяностых

Ничего не сказано о репрессиях в армии во время войны

 

После поражения нацистского режима происходит резкая смена интонаций. В "" 19 года Германия совершает отстранение от запятнавшей себя власти: "на лице... пятно". Так в новой реальности происходит разграничение нацистов и Германии вообще, подчеркивается разграниченность, в отличие

Заключение

актуальна не проблема третьего рейха как ист феномена, хотя многие книги его идеологов до сих пор находятся в списке запрещенных, но в той легкости (убедительности), с которой Гитлер и его сподвижники использовали архаичные архитепические реакции людей, как дурные так и благородные, и постави

оставляя такие морально-этические проблемы, как всегда ли пропаганда так плоха, всегда ли она направлена на отупление масс или может быть использована для их развития, искупает ли цель ее средства

была бы правда лучше в 41 году - правда, которая могла бы только подорвать боевой дух и вселить отчаяние в людей - или безусловно пропагандистский фильм, причем прямолинейно пропагандистский, даже не, но который соответствовал важнейшей в тот момент задаче - уверить широкие слои населения в неотвратимости победы?

Кроме того, даже если задаться целью отобрать только правдивый материал и рассказать о нем максимально беспристрастно и объективно, за слоями чужих интерпретаций и фальсификаций, наложившихся на действительные события за прошедшие года, иногда сложно понять истинность или ложность того или иного факта. "Я - фиксатор реальности", как говорили художники 20 х годов, Дзига Вертов и, во время, когда Знал ли Михаил Ромм о том, что фотография немецкого солдата, убивающего мать с ребенком - советский фотомонтаж

не знал? знал и использовал, и был в какой-то мере прав, потому что во время войны погибло действительно много матерей и их детей? Можно ли лишь констатировать факт.

фильмы, претендующие на объективную истину, особенно в такие тяжелые периоды, когда общество растеряно и расколото, на мой взгляд, приносят больше вреда, чем пользы http://seance.ru/n/25-26/vertigo/uzor-dolzhen-proyavitsya-sam/

инсценировки дубли

 

статьи и фильмы, выпускавшиеся в соответствии с установлениями Министерства пропаганды, в большинстве своем теряли художественные достоинства в () следовании линии цензуры. Но механизм пропаганды Геббельса сам оказался произведением искусства в своей

способный к возрождению, он пережил крушение породившего его Третьего Рейха.

 

 

Гитлер признавал, что «правильное применение пропаганды на массы – это искусство, которое было и остается неизвестным буржуазным партиям»

«бороться против газа можно только газом» [16], «на каждую ложь найдется более действенная ложь» [17] и то, что «ответом на террор должен быть еще более сильный, сокрушительный террор»

 

освальд шпенглер

Очень часто в течение первого года существования гитлеровского режима Геббельс заканчивал свои речи словами Ульриха фон Гуттена: «Как радостно жить!»

«Дело вашего вкуса, восхищаться или нет успехами пропаганды, которая отгораживает людей стеной от внешнего мира, повторяет пустые слова о спасении, всеобщем счастье и всем остальном в том же духе, но все-таки доводит крестьян и рабочих до одури и заставляет верить, что у них не жизнь, а рай земной. У них полностью отсутствует возможность сравнивать. Крестьянин и рабочий напоминают человека, сидящего много лет в глухом каземате. После бесконечной темноты его легко убедить в том, что керосиновая лампа – это солнце… Разум нации, который мог бы противостоять подобной системе, более не существует. Зато система владеет средствами подавления такого разума в зародыше. Вся страна охвачена сетью информаторов, которые восстанавливают детей против родителей…»

 

июне 1937 года он выпустил инструкцию для рекламной группы при Организации национальной экономики. «Не разрешается использовать термин «пропаганда» в сочетании с любыми коммерческими продуктами… Термин «пропаганда» применим лишь к политической деятельности. Пропаганда используется политиком, который хочет навязать кому-либо какую-либо идею или подготовить людей к изменению законодательства. Производитель или торговец, желающие продать свой товар или услугу, прибегают к рекламе»

«Пропаганда является термином, который часто недопонимают и о котором часто говорят пренебрежительно. В глазах профана это нечто или неполноценное, или презренное. Слово «пропаганда» имеет скверный подтекст»

термин "национал-социализм" был взят у Макса Вебера, означавший им " социализм, свойственный данной конкретной стране", что а корне отличалось от его нацистского понимания. "Пробудись, Германия!" из одной из поэм Дитриха Эккерта. Название его главной книги «Третий рейх» было взято у Меллера ван ден Брука

преимущество впечатления над знанием

«Это всего лишь прелюдия. Вы пришли, чтобы от души посмеяться вместе с нами. Представление начинается»

«Если вам говорят, что вы всего-навсего пропагандист, вам следует ответить: «А кем был Иисус Христос?

Между оратором и политиком нет разницы»

«Мне больно видеть вас в дурной компании»

19 июня 1926 года: «Как хочется избавиться от этой кутерьмы. Меня тошнит. Бредни! Интриги. Грязь!»

12 июня 1926 года, характеризуя ближайших соратников: «Я смертельно устал от нашей организации. Подумать только, с этими людьми мы хотим освободить Германию!»

Генрих Гейне, книга песен, запрещена как еврей

евреи профессора

Вальтера Ратенау, немецкого промышленника, государственного деятеля и философа, который в противовес немецким милитаристам породил выражение: «Никогда не придет тот час, когда кайзер станет покорителем мира и вместе со своими рыцарями проедет на белом коне под Бранденбургскими воротами. В тот день всемирная история потеряет всякий смысл, а ни один из сильных мира сего, участвовавших в войне, не переживет это.

 

Чтобы вписаться в этот шаблон, нам пришлось отказаться от многого из того, что ранее представлялось привлекательным. Но как только мы в него вписались, мы почувствовали себя в нем уютно, как в старых, разношенных башмаках.

 

эстетика и этика, формирование символов и знаков

цель - исследование док. фильмов, снятых в СССР и Германии

 

Список литературы.

1. Кракауэр, З. От Калигари до Гитлера: психологическая история немецкого кино. - М., 1977

2. Рифеншталь Л. Мемуары / Перевод с нем. Ю. Архипов. - М.: Ладомир, 2006. - 704 с.

3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Сборник эссе. - М.: Культурный центр имени Гете, Медиум, 1996

4. Бернейс Э. Манипуляция общественным мнением: как и почему. // Полис. Политические исследования, 2012, № 4, с.149 - 159

5. Бернейс Э. Пропаганда. - М.: Hippo Publishing, 2010

6. Липман У. Общественное мнение. - М.: ФОМ, 2004

7. Лев Гудков. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. М.: Новое литературное обозрение, 2004


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.