Организационный момент. Беседа-повторение — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организационный момент. Беседа-повторение



На доске:

(Начало)-(Развитие) (Кульминация) (Итог)

ЛО, НА.ЧА

2. Е, ТИ, ВИ,РАЗ

3. МИ,КУЛЬ, Я, ЦИ, НА

4. ТОГ, И

Замок откроется тогда, '

Когда составишь ты слова. Попробуй разгадать быстрее всех! Уверена, что ждет тебя успех!

Сядет тот, кто из слогов составит слово. (Ребенок на­
зывает слово, учитель-логопед рядом с цифрами выставляет
опорные таблицы набора «Текст-повествование»).

— Прочитайте все слова. (Коллективное чтение слов
вслух.)

— Что получилось? (Схема построения текста-повествова­
ния.)


 



 


«Текст»


8 занятие


 


Что сообщается в тексте-повествовании?

— Слова какой части речи чаще всего используются в по­
вествовательных текстах?

— Послушайте.

И вот он начал свой рассказ.

— Они ползут, а он им — раз!

А тут как раз она ползла.

А он как даст ему со зла!

Она им — раз!

Они ей — раз!

Но тут как раз ее он спас.

(А. Барто.)

— Все ли вам понятно из этого стихотворения? А почему?

— Что хотела показать А. Барто? (Бедный словарный за­
пас, неумение мальчика выразить свои мысли, передать со­
держание фильма.)

 

2. Запись числа, темы занятия

3. Текст-повествование. Схема построения повествовательного
текста

Знакомствос текстом

Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с тек­стом (см. приложение 2).

ТЕТЕРКА ОТВОДИТ ВРАГА

По поляне бежал зверек, похожий на кошку. Он ловко прыгал. Это был хорек.

Вдруг хорек заметил тетерку Он припал к земле своим гибким телом и пополз быстро.

Тетерка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Хорек бросился за нею. Вот он ее схватит. Но тетерка то взлетала, то падала на землю. Так она отводила хорька от своих птенцов. Но вот тетерка взлетела и легко понеслась над кустами и выше

Хорек злобно посмотрел ей вслед и побежал искать другую добычу.

(По Г. Скребицкому)


— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 ученика­
ми.)

Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Тетерка спасает своих детей.)

— Определите основную мысль текста. (Как тетерка об­
манула хорька.)

— Прочитайте заголовок. (Тетерка отводит врага.) (За­
пись заголовка текста в тетрадь, на доске.)

— Определите тип текста. (Текст-повествование.) Дока­
жите.

4. Физкультминутка

— Назовите и покажите опорные слова-действия (глаголы)
рассказа.

Бежал

Прыгал

Заметил

Припал, пополз

Увидала

Захлопала (крыльями), побежала

Бросился

То взлетала, то падала

Взлетела, легко понеслась

Злобно посмотрел

Побежал искать



Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы­
ковые средства связи

— Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.

— Составим план текста.

— Прочитайте первую часть.

— Кто появился на поляне?

— Как он вел себя? На кого он похож?

— Это начало действия. (Учитель-логопед прикрепляет на
доске опорную таблицу [НАЧАЛО])

— Предложите название этой части. (Появление хорька на
поляне.)
(Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Бежал, ловко пры­
гал.)
(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)


«Текст»


8 занятие


 


                       
   
     
 
   
 
   
 
 
 
 
   

[НАЧАЛО

Прочитайте вторую часть рассказа.

— Кого заметил хорек?

— Что он сделал?

— Это развитие действия. (Учитель-логопед прикрепляет
на доске опорную таблицу [РАЗВИТИЕ 1

— Предложите название этой части. (Хорек заметил те­
терку.)
(Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Припал к земле, пополз
быстро.)
(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте третью часть текста.

— Как вела себя тетерка? Перечислите последовательность
ее действий.

— Почему этот момент самый важный, главный? Это куль­
минация. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную
таблицу [КУЛЬМИНАЦИЯ|

— Предложите название этой части. (Хитрость тетерки.)
(Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Увидела, захлопа­
ла, побежала, за нею, то взлетала, то падала, отводила от
птенцов, взлетела и понеслась.) (Учитель-логопед записыва­
ет
опорные слова на доске.)

— Прочитайте четвертую часть рассказа.

— Что сделал хорек?

— Это конец действия, итог. (Учитель-логопед прикрепля­
ет на доске опорную таблицу [ИТОГ]

— Полная опорная схема:

НАЧАЛО

РАЗВИТИЕ

КУЛЬМИНАЦИЯ

— Предложите название этой части. (Хорек убежал.) (За­
пись в тетрадь, на доске.)



Назовите опорные слова этой части. (Злобно посмотрел,
побежал искать добычу.)
(Учитель-логопед записывает опор­
ные слова на доске.)

— Прочитайте текст еще раз. Как связаны предложения в
тексте? Назовите языковые средства связи. (Хорек он, зве­
рек, враг. Тетеркаона, за нею, ее.)


Образец записи на доске:

ТЕТЕРКА ОТВОДИТ ВРАГАПлан

Появление хорька на поляне. Бежал, ловко прыгал. Хорек заметил тетерку.

РАЗВИТИЕ

Припал к земле, по­полз быстро.

КУЛЬМИНАЦИЯ Хитрость тетерки.

Увидала, захлопала, побежала, за нею, то взлетала, то па­дала, отводила от птенцов, взлетела и понеслась.

Хорек убежал.

Злобно посмотрел, побежал искать до бычу.

Устный пересказ текста по плану, опорным словам

— Прочитайте текст. (Учащиеся читают про себя.)

— По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся

использовать при пересказе план, опорные слова; редактиру­ет высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

Итог занятия

Очем рассказывается в повествовательных текстах?

— Из каких частей состоит текст-повествование?

— Слова какой части речи чаще всего используются в по­
вествовательных текстах?


«Текст»


9-10 занятия


 


       
   
 
 

ТЕМА.

Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Схема построения описания.

ЦЕЛИ:

• познакомить с описательным текстом, схемой
построения текста-описания;

• формировать умения определять особенности
текста-описания, пересказывать описательный
текст по плану и опорным словам;

• формировать умения строить описание, исполь­
зовать средства выразительности для описания
своих наблюдений;

• воспитывать внимательное, бережное отношение
к живой природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор опорных таблиц «Текст-описание», карточки с текстом (см. приложение 2), предметная картинка («Мать-и-мачеха»); листочки березы, клена, дуба, ивы и др. деревьев, запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ: .

1. Организационный момент

— Сядет тот, кто отгадает предмет.

— Определите в слове количество слогов, назовите удар­
ный слог:

Небольшая птичка с красной грудкой, голубовато-серой спинкой, с черной бархатной шапочкой. (Снегирь)

Цветок растет в поле. Серединка желтая, а вокруг белые лепестки. (Ро­машка.)

Это овощ. Красного цвета, круглый, мягкий и сочный. (Помидор.)

Косой, слабый, трусливый, маленький, серый, с длинными ушами, корот­ким хвостом, короткими передниками и длинными задними лапами. (Заяц.)

Круглый, гладкий и пузатый. Больно бьют его ребята. (Мяч.)

Я длинный и зеленый, Вкусный и соленый, Вкусный и сырой. Кто же я такой? (Огурец.)


 

Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока.)

Маленькие зверьки, Серенькие шубки, Черненькие глазки, Остренькие зубки. (Мыши.)

— Как вы смогли узнать предмет? Как я рассказывала о
предмете?

— Правильно, я описывала предмет, называя его при­
знаки,

 

2. Запись числа, темы занятия

3. Текст-описание, схема построения описательного текста
Этимология слова

— Отгадайте загадку.

У реки, на лугу, Босиком на снегу Первые цветочки — Желтые глазочки.

(Мать-и-мачеха!)

Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Мать-и-мачеха».

(Этимология слова.)

«Название растения произошло от особенности его лис­тьев, светлых снизу и темно-зеленых сверху. Если потрогать нижнюю его сторону, опушенную волосками, мягкую, то по­является ощущение теплоты, ласки — это мать. Верхняя же сторона листа гладкая, жесткая, как бы холодная: это маче­ха. » (Из книги Волиной В.В. «Откуда пришли слова: Занима­тельный этимологический словарь».)

Уточнение лексического значения слов:

МАЧЕХА — жена отца по отношению к его детям от пре­жнего брака.

ЭТИМОЛОГИЯ — это наука о значении и происхождении слов.

Знакомство с текстом.

Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текс­том (см. приложение 2) карточка.


«Текст»


9-10 занятия


 


           
     
 
 


Мать-и-мачеха — первые весенние цветы.

Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу — мягкие и теплые.

Мать-и-мачеха — прекрасный цветок.

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)

Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о цветке.)

— Определите основную мысль текста. (Описание матъ-и-
мачехи.)

— Это текст-описание. Запишите правило в тетрадь. (Ор­
фографическая диктовка учителя-логопеда, обратить внима­
ние на постановку знаков препинания.)






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.027 с.