Тема 11. Критерии демаркации науки и псевдонауки. Типы псевдонаучного знания. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 11. Критерии демаркации науки и псевдонауки. Типы псевдонаучного знания.

2017-05-20 406
Тема 11. Критерии демаркации науки и псевдонауки. Типы псевдонаучного знания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наука и религия. Типы псевдонаучного знания: паранаука, псевдонаука, девиантная наука, «сциентизм», альтернативная наука. Дополнительные признаки псевдонаучного знания. Марксизм и психоанализ: науки или псевдонауки? Идеологизация науки как механизм появления псевдонаук («арийская наука», «новое учение о языке» Марра, «мичуринская биология» Лысенко и др.). Вероятностные суждения в науке. Научная фантастика, мошенничество и шарлатанство. Ложь, дезинформация, заблуждение и полуправда. Поиск критериев демаркации науки и метафизики, науки и псевдонауки.

 

Тема 12. Институциональные формы научной деятельности.

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в., научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX вв. столетия). Современное научное сообщество. Наука как познавательная деятельность и социальный институт. Современная организация и управление наукой.

 

Тема 13. Этика науки. Наука и власть.

Автономия научного сообщества. Концепция «нормативного этоса» науки Р. Мертона. Протестантские корни научного этоса. Критический анализ концепции Мертона: академическая и «Большая наука», соотношение норм и контрнорм. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования научных исследований.

 

Тема 14. Особенности современного этапа развития науки и технологий.

Основания классификации научного знания. Гуманитарные, естественнонаучные и научно-технические знания. Процесс глобализации современной науки. Наука как биосферный и ноосферный фактор. Проблема «конца науки». «Уменьшающие результаты» в современном естествознании. Рост ассигнований на науку и прогнозируемые открытия XXI века. Высокая теоретичность и отсутствие общедоступности современных научных достижений.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Количество часов Формы самостоятельной работы Методические обеспечения Формы отчетности
Тема 1. Предмет и основные проблемы курса история и философия науки. Предмет философии науки. Вопросы и проблемы, рассматриваемые в курсе философии науки.   Конспектирование учебника и научно-философской литературы. Степин В.С. Философия науки - М., 1996. С. 3-48; Реале Д., Антисери Д. Позитивизм // Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.4. СПб., 1997. С. 189-196 Тезисное конспектирование основополагающих работ.
Тема 2. Генезис науки Нового времени (XVII-XXI вв.). Типы научной рациональности. Три типа научной рациональности Нового времени (Общая характеристика). Различие идеалов науки классического и неклассического естествознания.   Подготовка сообщений. Никифоров А.Л. Философия и история науки. М.: Идея-пресс, 2008. С. 42-67. Реале Д., Антисери Д. Позитивизм // Западная философия от истоков до наших дней. Сообщения.  
Тема 3. Возникновение позитивизма (О. Конт). Классификация и типология наук. Предпосылки возникновения позитивизма. Позитивизм О. Конта.   Подготовка сообщений. Реале Д., Антисери Д. Позитивизм // Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.4. СПб., 1997. С. 189-221. Сообщение и презентация.
Тема 4. Логический позитивизм "Венского кружка". Львовско-Варшавская школа. (20-30 гг. XX в.). История образования «Венского кружка» Логико-гносеологическая модель знания. «Протокольные предложения» и «принцип верификации» Р. Карнапа.   Конспектирование учебника и научно-философской литературы. Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. Пер. с англ. А. Никифорова. М.: Идея-Пресс, 2003. Реале Д., Антисери Д. Позитивизм // Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.4. СПб., 1997. С. 204-221. Тезисное конспектирование основополагающих работ.
Тема 5. Критический рационализм К. Поппера. Критерии фальсификационизма К. Поппера.   Подготовка сообщений. Поппер К. Логика научного исследования // Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 33-65. Поппер К. Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики / Сост. Д.Г. Лахути. Пер. с англ. М., 2000. С. 210-221. Сообщение и презентация.
Тема 6. Конвенционализм в науке (П. Дюэм, А. Пуанкаре) и методология научно-исследовательских программ (И. Л а катос). 1.Конвенционализм. Наука как набор эффективных правил и соглашений. 2.Тезис Дюгема-Куайна. 3.Догматический и методологический фальсификационизм.   Подготовка сообщений. Куайн У.В.О. Онтологическая относительность // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Учебн.хрестоматия. М., 1996. С. 40-61. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. С. 79-89. Сообщение и презентация.
Тема 7. Структура научных революций (Т. Кун). 1. «Нормальная наука» и «научная революция» Т. Куна. 2. Понятие «парадигмы» в развитии научного знания. 3. Социальный фактор в развитии науки.   Конспектирование учебника и научно-философской литературы. Кун Т. Структура научных революций. М., 1998. С. 62-114. Тезисное конспектирование основополагающих работ.
Тема 8. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. 1. Содержание эпистемологического анархизма П. Фейерабенда. 2. Наука как разновидность идеологии.   Конспектирование литературы по теме. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 153-201. Тезисное конспектирование основополагающих работ.
Тема 9. Личностное знание в науке. Концепция «неявного знания» (М. Полани) и теория социальных эстафет (М.А. Розов) 1. Концепция личностного знания М. Полани. 2. Теория социальных эстафет (М. Розов).   Чтение и конспектирование научно-философской литературы. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985. С. 103-251. Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Смоленск, 2006. С. 17-41 Тезисное конспектирование основополагающих работ.
Тема 10. Современная наука. Методы познания в социальных и гуманитарных науках. 1. Основные философские и социогуманитарные проблемы современного естествознания. 2. Эмпирические факты, проблема теоретической нагруженности факта.   Чтение и конспектирование учебной и научно-философской литературы. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарики, 2004. 262 с. Статьи: «Эмпиризм», «Факт», «Теория» и др. // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. Тезисное конспектирование основополагающих работ.
Тема 11. Критерии демаркации науки и псевдонауки. Типы псевдонаучного знания. 1. Классификация псевдонаучного знания. 2. Критерии различения науки и псевдонаук. Постмодернизм и идеалы научного знания.   Конспектирование литературы по теме. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. С. 152-169. Холтон Дж. Что такое "антинаука"? // Вопросы философии, 1992. № 2. Тезисное конспектирование основополагающих работ.
Тема 12. Институциональные формы научной деятельности. 1. Наука как социальный институт. 2. Современное научное сообщество.   Чтение и конспектирование научно-философской литературы. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.; Хранитель. 2006. С. 188-230. Тезисное конспектирование основополагающих работ. Реферирование.
Тема 13. Этика науки. Наука и власть. 1. Нормативный этос науки. 2. Наука и власть.   Чтение и конспектирование учебной и научно-философской литературы. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.; Хранитель. 2006. С. 627-690. Тезисное конспектирование основополагающих работ. Реферирование.
Тема 14. Особенности современного этапа развития науки и технологий. 1. Процессы глобализации и современная наука. 2. Проблема «конца науки»   Чтение и конспектирование научно-философской литературы. Крылов О.В. Будет ли конец науки? // Российский химический журнал. №6. 1999. С. 28-45. Тезисное конспектирование основополагающих работ. Реферирование.
Итого:          

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.

5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

Код и наименование компетенции Этапы формирования
ОК-1 – способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень. 1.Работа на учебных занятиях - лекционные и практические занятия – темы 1, 2, 3, 13, 14. 2.Самостоятельная работа (подготовка сообщений, презентаций, тезисное конспектирование основополагающих работ, реферирование).
ОК-3 – способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности. 1.Работа на учебных занятиях - лекционные и практические занятия – темы 5, 7, 10 - 14. 2.Самостоятельная работа (подготовка сообщений, презентаций, тезисное конспектирование основополагающих работ, реферирование).
ОПК-2 - готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач 1.Работа на учебных занятиях - лекционные и практические занятия – темы 4,6 - 12. 2.Самостоятельная работа (подготовка сообщений, презентаций, тезисное конспектирование основополагающих работ, реферирование).
ПК-3 – способностью руководить исследовательской работой обучающихся. 1.Работа на учебных занятиях - практические занятия – темы 8, 10 - 14. 2.Самостоятельная работа (подготовка сообщений, презентаций, тезисное конспектирование основополагающих работ, реферирование).
ПК-6 – готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач. 1.Работа на учебных занятиях - практические занятия – темы 9 - 14. 2.Самостоятельная работа (подготовка сообщений, презентаций, тезисное конспектирование основополагающих работ, реферирование).

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.