Глава 9 Самое сокровенное знание — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 9 Самое сокровенное знание

2017-05-19 286
Глава 9 Самое сокровенное знание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕКСТ 1

श्रीभगवानुवाचइदं तु ते गुह्यतमं प्रवक्ष्याम्यनसूयवे ।ज्ञानं विज्ञानसहितं यज्ज्ञात्वा मोक्ष्यसेऽशुभात् ॥१॥

шри-бхагаван увача
идам ту те гухйатамам правакшйамй анасуйаве
гйанам вигйана-сахитам йадж гйатва мокшйасе 'шубхат

шри-бхагаван увача - Верховная Личность Бога сказал; идам - это; ту - но; те - тебе; гухйа-тамам - наиболее сокровенное; правакшйами - Я говорю; анасуйаве - независтливому; гйанам - знание; вигйана - осознанное знание; сахитам - с; йат - который; гйатва - зная; мокшйасе - ты будешь освобожден; ашубхат - от этого материального существования, полного страданий.

Верховная Личность Бога сказал: "Мой дорогой Арджуна, поскольку ты никогда не завидуешь Мне, Я открою тебе самое сокровенное знание, обладая которым, ты освободишься от всех страданий материального мира.

КОММЕНТАРИЙ: По мере того, как преданный Кришны слышит все больше и больше о Верховном Господе, на него нисходит просветление. Этот процесс слушания рекомуется в "Шримад-Бхагаватам": "Слова Верховной Личности Бога полны внутренней силы, и эту силу можно постичь, если вопросы, касающиеся Верховного Господа, будут обсуждаться в кругу Его преданных. Достичь такого знания невозможно в общении с академическими учеными и абстрактными теоретиками, ибо это знание постигается духовно".

Бхакты Господа постоянно заняты служением Верховному Господу. Господь понимает склад ума и искренность каждого данного человека, занятого осознанием Кришны, и дает ему разум, чтобы он мог понять науку о Кришне, в общении с преданными. Беседы о Кришне обладают большой силой, и если человеку посчастливится получить возможность такого общения, и он постарается усвоить это знание, то он обязательно будет прогрессировать на пути духовного осознания. Господь Кришна, чтобы воодушевить Арджуну на все более и более преданное служение Ему, в девятой главе говорит на самые сокровенные темы.

Самое начало "Бхагавад-гиты", первая глава, является в большей или меньшей степени введением к остальной части книги; духовное знание, описываемое во второй и в третьей главах, называется сокровенным. Вопросы, обсуждающиеся в седьмой и в восьмой главах специально посвящены преданному служению Господу, и поскольку они приносят просветление в сознании Кришны, их называют еще более сокровенными. Вопросы, изложенные в девятой главе, связаны с самой чистой преданной любовью. Поэтому тема этой главы называется самой сокровенной. Тот, кто обладает самым сокровенным знанием о Кришне, естественно трансцендентен, и у него нет более привязанностей к материальному существованию, хотя он еще и находится в материальном мире. В "Бхакти-расамрита-синдху" говорится, что хотя имеющий искреннее желание любовно служить Верховному Господу обусловлен материальным существованием, его следует считать освобожденным. Аналогично, мы находим в "Бхагавад-гите", в десятой главе, что такой человек уже достиг освобождения.

Этот первый стих имеет особое значение. Слова идам гйанам ("это знание") относятся к чистому преданному служению Господу, которое состоит из девяти различных видов деятельности: слушать о Кришне, воспевать Его, помнить о Нем, служить Ему, поклоняться Ему, молиться Ему, повиноваться Ему, поддерживать дружбу с Ним и всем жертвовать ради Него. Выполняя эти девять элементов преданного служения, человек поднимается до уровня духовного сознания, сознания Кришны. Когда его сердце очищено от материальной скверны, он может понять эту науку о Кришне. Просто осознать, что живое существо нематериально, недостаточно. Это может быть началом духовной реализации, но человек должен видеть различие между деятельностью на телесном уровне и духовной деятельностью того, кто понимает, что он не есть это тело.

В седьмой главе мы уже обсуждали огромное могущество Верховного Господа, Его различные энергии, Его высшую и низшую природы и все это материальное проявление. Теперь же, в девятой главе, прославляется Сам Господь.

Санскритское слово анасуйаве также важно в этом стихе. Обычно многие комментаторы, даже если они очень учены, завидуют Кришне, Верховной Личности Бога. Даже самые эрудированные из них, как правило, комментируют "Бхагавад-гиту" весьма неточно. Так как они завидуют Кришне, их работа бесполезна. Истинны только те комментарии, которые даются преданными Кришны. Никто не может объяснить "Бхагавад-гиту" или дать совершенное знание о Кришне, если он завидует Ему. Тот, кто критикует Кришну, не зная Его - просто глупец. Поэтому таких комментариев следует весьма тщательно избегать. Для того, кто понимает, что Кришна есть Верховная Личность Бога, чистая и трансцендентная, эти главы будут очень полезны.

ТЕКСТ 2

राजविद्या राजगुह्यं पवित्रमिदमुत्तमम् ।प्रत्यक्षावगमं धर्म्यं सुसुखं कर्तुमव्ययम् ॥२॥

раджа-видйа раджа-гухйам павитрам идам уттамам
пратйакшавагамам дхармйам су-сукхам картум авйайам

раджа-видйа - царь знания; раджа-гухйам - царь сокровенного знания; павитрам - чистейший; идам - это; уттамам - трансцендентный; пратйакша - непосредственным опытом; авагамам - понял; дхармйам - принцип религии; су-сукхам - очень счастливый; картум - исполнять; авйайам - вечный.

Это знание - царь всего знания, тайна тайн. Это знание - самое чистое, и поскольку оно дает непосредственное восприятие собственной сущности через духовное осознание, оно является совершенством религии. Оно вечно и постижение его радостно.

КОММЕНТАРИЙ: Эта глава "Бхагавад-гиты" называется царем знания, поскольку в ней - суть всех ранее изложенных теорий и философий. Есть семь основных философов в Индии: Гаутама, Канада, Капила, Йагйавалкйа, Шандилйа, Ваишванара и, наконец, Вйасадева, автор "Веданта-сутры". Таким образом, нет недостатка в философском или трансцендентном знании. Однако Господь говорит, что девятая глава - царь всякого знания, суть всего знания, которое может быть почерпнуто из Вед и разных других философских источников. Оно самое сокровенное потому, что сокровенное, или трансцендентное, знание включает понимание различия между душой и телом. И вершина всего сокровенного знания - преданное служение Господу.

Обычно люди не обладают этим сокровенным знанием, но лишь знанием внешним. В рамках обычного образовательного процесса люди изучают так много разных предметов: политику, социологию, физику, химию, математику, астрономию, технические науки и т.д. По всему миру имеется большое число научных учреждений, существует множество солидных университетов, но, к сожалению, нет ни одного университета или учебного заведения, где преподавалась бы наука о душе. Тем не менее, душа - самая важная часть тела, и если бы не было души, то тело потеряло бы свою ценность. Все же люди придают большое значение потребностям тела, не заботясь о душе, дающей этому телу жизнь.

"Бхагавад-гита", особенно начиная со второй главы, подчеркивает важность души. В самом начале Господь говорит, что это тело бренно, тогда как душа нетленна (антаванта име деха нитйасйоктах шариринах). Эта сокровенная часть знания - простое понимание, что душа и тело не есть одно, и что природа души неизменна, неразрушима и вечна. Но это не дает положительной информации о душе. Иногда люди находятся под впечатлением, что душа отлична от тела, но когда тело заканчивает свое существование, или когда душа высвобождается из него, она остается в пустоте и становится безличной. В действительности это не так. Как может душа, столь активная в теле, стать совершенно пассивной после освобождения из него? Душа всегда активна. Если она вечна, то она и вечно активна, а ее деятельность в духовном царстве - это самая сокровенная часть духовного знания. Деятельность души описана здесь как вершина познания, самая сокровенная часть всего знания.

Это знание - самая чистая форма всякой деятельности, как это объяснено в ведической литературе. В "Падма-пуране" разбирается греховная деятельность человека. Там показано, как грех происходит от греха. Те, кто занимаются кармической деятельностью, увязают в разнообразных последствиях своих греховных поступков. Приведем такой пример - если семя какого-либо дерева брошено в землю, это еще не значит, что дерево сразу же вырастает. На это требуется время. Сначала появляется небольшой росток, затем он принимает форму дерева, затем цветет, плодоносит. Когда весь процесс завершен, тогда человек, посеявший семя, наслаждается цветами и плодами выросшего дерева. Подобным же образом, совершенному греховному поступку, словно семени, требуется некоторое время, чтобы начать плодоносить. Существуют различные стадии. Человек может уже перестать грешить, но все еще пожинать плоды своих прошлых греховных поступков. Есть грехи, пока еще находящиеся в форме семени, а есть грехи, которые уже плодоносят и которые мы пожинаем в виде страданий и боли.

Как это объясняется в двадцать восьмом стихе седьмой главы, человек, который полностью покончил с последствиями своих греховных поступков и целиком углубился в благочестивую деятельность, освободясь от двойственности этого материального мира, посвящает себя преданному служению Верховной Личности Бога, Кришне. Другими словами, занятые преданным служением Верховному Господу уже не испытывают никаких последствий. Это подтверждается в "Падма-пуране":

апрарабдха-пхалам папам кутам биджам пхалонмукхам
краменаива пралийета вишну-бхакти-рататманам

Для тех, кто преданно служит Верховной Личности Бога, все кармические последствия, вызрели ли они уже, или существуют в форме ростка, или в форме семени, постепенно исчезают. Поэтому очистительная сила преданного служения очень велика она называется павитрам уттамам, чистейшее. Уттама означает "трансцендентный". Тамас означает "этот материальный мир" или "темнота", а уттама означает "то, что трансцендентно по отношению к материальной деятельности". Преданное служение Господу никогда не следует считать материальной деятельностью, хотя иногда может показаться, будто преданные делают то же самое, что обычные люди. Однако тот, кто может видеть, и кто знаком с преданным служением Кришне, знает, что эта деятельность не имеет материального характера, она духовна и не осквернена материальными силами природы.

Говорится, что деятельность в преданном служении столь совершенна, что результаты проявляются немедленно. Непосредственный результат действительно очевиден, и у нас есть практический опыт, что любой человек, воспевающий святые имена Кришны (Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе) в смиренном состоянии духа ощущает трансцендентное удовольствие и очень быстро очищается от всяческой материальной скверны. Это действительно можно увидеть. Более того, если человек не только слушает, но и пытается распространять идею преданного служения Господу, или если он содействует миссионерской деятельности сознания Кришны, то он постепенно ощущает духовный прогресс. Этот прогресс в духовной жизни не зависит от предыдущего образования или подготовки любого рода. Сам по себе метод настолько чист, что благодаря простому применению его человек очищается.

В "Веданта-сутре" (3.2.26) это также описывается следующими словами: пракашаш ча карманй абхйасат. "Преданное служение обладает такой силой, что, посвящая себя такой деятельности, человек обязательно просветляется". Практический пример этого мы можем увидеть в предыдущей жизни Нарады, который был тогда сыном служанки. Он не имел никакого образования и не был рожден в высокопоставленной семье. Но когда его мать стала прислуживать великим преданным Господа, Нарада помогал ей, а в отсутствие матери сам прислуживал им. Нарада сам говорит следующее:

уччхишта-лепан анумодито двиджаих
сакрит сма бхундже тад-апаста-килбишах
эвам правриттасйа вишуддха-четасас
тад-дхарма эватма-ручих праджайате

"В этом стихе из "Шримад-Бхагаватам" (1.5.25) Нарада описывает свою предыдущую жизнь своему ученику Вйасадеве. Он говорит, что, прислуживая этим великим преданным в течении четырех месяцев, что они гостили, он тесно общался с ними. Иногда мудрецы оставляли пищу на тарелках, и мальчик, мывший тарелки, однажды захотел попробовать эти остатки. Он попросил разрешения и, получив его, вкусил остатки их пищи, и вследствие этого сразу очистился от всех кармических реакций. По мере того, как он продолжал есть остатки их пищи, сердце его стало столь же чистым, как и сердца этих мудрецов. Великие преданные наслаждались вкусом непрекращающегося преданного служения Господу, слушая о Нем и воспевая Его, и Нарада постепенно развил в себе этот вкус. Далее Нарада говорит:

татранвахам кришна-катхах прагайатам
ануграхенашринавам манохарах
тах шраддхайа ме 'нупадам вишринватах
прийашравасй анга мамабхавад ручих

Общаясь с мудрецами, он развил в себе вкус к слушанию о Кришне и воспеванию Его и великое стремление к преданному служению Господу. То есть, как говорится в "Веданта-сутре": "пракашаш ча карманй абхйасат - "Если человек просто посвящает себя деятельности преданного служения, то все открывается ему само собой, и он может понять все". Это называется пратйакша, непосредственное восприятие.

Слово дхармйам означает "путь религии". Нарада был сыном служанки. У него не было возможности ходить в школу. Он просто помогал своей матери, и, к счастью, она прислуживала преданным. Нарада также получил эту возможность и, благодаря общению с преданными Господа, достиг высшей цели всякой религии. Высшая цель религии - преданное служение, как это утверждается в "Шримад-Бхагаватам" (са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже). Религиозные люди в большинстве своем не знают, что высшим совершенством религии является достижение стадии преданного служения Господу. Как мы уже обсуждали это касательно последнего стиха восьмой главы (ведешу йаджнешу тапахсу чайва), обычно для самоосознания требуется ведическое знание. Но Нарада, хотя и никогда не имел духовного учителя и не был обучен ведическим принципам, получил то, к чему стремятся изучающие Веды. Этот процесс обладает такой силой, что, даже не выполняя регулярно религиозные обряды, человек может подняться до высшей ступени совершенства. Как же это возможно? Это поясняется в ведической литературе: ачарйаван пурушо веда. Тот, кто общается с великими ачарьями, даже если он не образован или не изучал Вед, получит все знание, необходимое для духовной реализации.

Процесс преданного служения Господу исполнен радости (су-сукхам). Почему? Преданное служение состоит из шраванам киртанам вишнох, то есть человек может просто слушать пение, прославляющее Господа, или посещать философские лекции о трансцендентном знании, которые читаются авторитетными ачарьями. Просто присутствуя на них, человек может учиться кроме того, он может есть остатки пищи, предложенной Господу - приятные и вкусные блюда. В любом состоянии преданное служение приносит радость. Человек может преданно служить Господу даже в самых нищенских условиях. Господь говорит: патрам пушпам пхалам тойам - Он готов принять от преданного любое подношение, все равно, что. Лист, цветок, плод или просто воду, которые можно найти в любом месте на этой планете все это может быть предложено любым человеком, независимо от его социального положения, и будет принято, если предложено Господу с любовью. В истории есть много тому примеров. Просто вкусив лист туласи, принесенный подобным образом к лотосным стопам Господа, великие мудрецы, такие, как Санат-кумара, стали истинными преданными. Поэтому процесс преданного служения очень приятен, и ему можно следовать в счастливом расположении духа. Господь принимает только любовь, с которой Ему приносят различные подношения.

Здесь говорится, что преданное служение Господу существует вечно. Это противоречит утверждению философов майавади. Они иногда обращаются к преданному служению, в их понимании, но считают, что они должны продолжать его только до тех пор, пока не достигнут освобождения. Достигнув же его, они "сливаются с Господом в одно". Такое временное служение не принимается как чистое преданное служение. Истинное преданное служение Господу продолжается даже после освобождения. Когда преданный попадает на духовную планету, в царство Господа, он также занимается служением Верховному Господу. Он не старается стать одним целым с Верховным Господом.

Как показано в "Бхагавад-гите", истинное служение начинается после освобождения. Достигнув освобождения, человек попадает в состояние Брахмана (брахма-бхута), и вот тогда и начинается его служение Господу (самах сарвешу бхутешу мад-бхактим лабхате парам). Никто не может постичь Верховную Личность Бога, независимо занимаясь карма-йогой, гйана-йогой, аштанга-йогой или любой другой йогой. С помощью этих методов йоги человек может сделать некоторый прогресс на пути к бхакти-йоге, но не достигнув ступени преданного служения Господу, человек не может понять, что есть Личность Бога. В "Шримад-Бхагаватам" также подтверждается, что когда человек очищается, следуя путем преданного служения, в особенности слушая "Шримад-Бхагаватам" или "Бхагавад-гиту" от реализованных душ, тогда он сможет понять науку о Кришне, или науку о Боге. Эвам прасанна-манасо бхагавад-бхакти-йогатах. Когда сердце человека очищается от всего наносного, он понимает, что есть Бог. Таким образом, процесс преданного служения, сознания Кришны, есть вершина познания и царь всего сокровенного знания. Это - самая чистая форма религии, и она может осуществляться с радостью, без всяких трудностей. Поэтому человек должен принять ее.

ТЕКСТ 3

अश्रद्दधानाः पुरुषा धर्मस्यास्य परन्तप ।अप्राप्य मां निवर्तन्ते मृत्युसंसारवर्त्मनि ॥३॥

ашраддадханах пуруша дхармасйасйа парантапа
апрапйа мам нивартанте мритйу-самсара-вартмани

ашраддадханах - те, кто не имеет веры; пурушах - такие люди; дхармасйа - к религиозному процессу; асйа - это; парантапа - о победитель врагов; апрапйа - не обретая; мам - Мне; нивартанте возвращаются; мритйу - смерти; самсара - в материальном существовании; вартмани - на пути.

Те, кто не имеют веры в это преданное служение, не могут достигнуть Меня, о победитель врагов. Поэтому они возвращаются в круговорот рождения и смерти, в этот материальный мир.

КОММЕНТАРИЙ: Неверующие не могут выполнять процесс преданного служения - таков смысл этого стиха. Вера создается в общении с преданными Господа. Несчастные люди, даже выслушав все доказательства, приводимые в ведической литературе, от великих личностей, все равно не имеют веры в Бога. Они сомневаются и не могут обрести твердость в преданном служении Господу. Таким образом, вера - это самый важный фактор прогресса в сознании Кришны. В "Чаитанйа-чаритамрите" говорится, что вера есть полная убежденность в том, что, просто служа Верховному Господу, Шри Кришне, человек сможет достичь совершенства. Это называется истинной верой. Как говорится в "Шримад-Бхагаватам" (4.31.14):

йатха тарор мула-нишечанена
трипйанти тат-скандха-бхуджопашакхах
пранопахарач ча йатхрийанам
татхаива сарварханам ачйутеджйа

"Вода, оросившая корень дерева, благотворно действут на ветви и листья этого дерева; пища, попавшая в желудок, вызывает удовлетворение чувств во всем теле, и точно так же трансцендентное служение Верховному Господу приводит к тому, что все полубоги и все живые существа оказываются довольны". Поэтому, прочитав "Бхагавад-гиту", нужно сразу же прийти к соответствующему заключению: отказаться от всех других занятий и обратиться к служению Господу Кришне, Верховной Личности Бога. Убежденность в такой жизненной философии и есть вера.

Становление же этой веры и есть процесс сознания Кришны. Существует три разряда людей, осознающих Кришну. К третьему разряду относятся те, у кого нет веры. Даже если они формально заняты в служении Господу, они все равно не смогут достичь высшей стадии совершенства. Скорее всего они соскользнут с этого пути через некоторое время. Они, может быть, и начинают служить Кришне, но из-за того, что у них нет полной убежденности и веры, им очень трудно оставаться в сознании Кришны. В нашей миссионерской деятельности мы встречаемся с такими случаями, когда люди приходят в сознание Кришны, имея какие-то скрытые мотивы, но как только они улучшат свое материальное положение, они отказываются от служения Господу и опять возвращаются к старому. Только благодаря вере человек может развивать свое сознание Кришны. Что касается развития веры, то тот, кто хорошо знает литературу, посвященную преданному служению, и достиг стадии непоколебимой веры, относится к первому классу обладающих сознанием Кришны. Ко второму же классу относятся те, кто не очень хорошо разбираются в священных писаниях, но кто сами по себе имеют твердую веру в то, что кришна-бхакти, или служение Кришне, является наилучшим путем, и с искренностью вступили на него. Поэтому они стоят выше людей третьего класса, которые не обладают совершенным знанием писаний и твердой верой, но благодаря общению с преданными и по простоте душевной пытаются следовать по пути преданного служения. Люди этого класса подвержены падению, в отличие от верующих второго и, в особенности, первого класса. Принадлежащие к первому классу непременно достигут ступени совершенства в конце пути. Что касается людей, обладающих сознанием Кришны третьего класса, то они, несмотря на веру в то, что преданное служение Кришне есть благо, еще не обладают подлинным знанием о Кришне, которое можно получить из таких источников, как "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гита". Иной раз эти люди проявляют склонность к карма-йоге и гйана-йоге, а иногда еще они впадают в тоску и беспокойство, но однако, когда увлечение карма-йогой и гйана-йогой проходит, они становятся преданными первого или второго классов. Вера в Кришну также подразделяется на три уровня, которые описаны в "Шримад-Бхагаватам" (книга 11): привязанность первого порядка, второго и третьего. Но те, у кого нет веры даже после того, как они услышали о Кришне и о совершенстве преданного служения, кто думают, что это всего лишь хвалебные речи, находят этот путь очень трудным, даже если они внешне и заняты преданным служением. У них мало надежды достичь совершенства. Таким образом, вера очень важна для преданного служения Господу.

ТЕКСТ 4

मया ततमिदं सर्वं जगदव्यक्तमूर्तिना ।मत्स्थानि सर्वभूतानि न चाहं तेष्ववस्थितः ॥४॥

майа татам идам сарвам джагад авйакта-муртина
мат-стхани сарва-бхутани на чахам тешв авастхитах

майа - Мной; татам - проникнутый; идам - это; сарвам - все; джагат - космическое проявление; авйакта-муртина - непроявленной формой; мат-стхани - во Мне; сарва-бхутани - все живые существа; на - нет; ча - также; ахам - Я; тешу - в них; авастхитах - расположен.

Мною, в Моей непроявленной форме, пронизана вся эта вселенная. Все существа находятся во Мне, но Я - не в них.

КОММЕНТАРИЙ: Верховная Личность Бога непостижима посредством грубых материальных чувств. В "Бхакти-расамрита-синдху" (1.2.234) говорится:

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих

севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234)

"Имя, слава, игры и развлечения и прочее, связанное с Господом Шри Кришной, невозможно понять с помощью материальных чувств. Это открывается только тому, кто занят преданным служением под соответствующим руководством. В "Брахма-самхите" (5.38) говорится: преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена сантах садаива хридайешу вилокайанти - "Если развить в себе чувства трансцендентной любви к Господу, то Верховного Господа Говинду можно постоянно видеть как внутри себя, так и вне себя". То есть для общей массы людей Он невидим. Здесь говорится, что Его нельзя воспринять посредством материальных чувств, несмотря на то, что Он - всепроникающий и вездесущий. И все-таки, хотя мы и не можем видеть Его, все пребывает в Нем. Как мы уже знаем из седьмой главы, все материальное космическое проявление представляет собой лишь сочетание двух Его энергий - высшей, духовной, и низшей, материальной. Подобно солнечному свету, распространяющемуся по всей вселенной, энергия Господа распространяется по всему творению, и весь мир пребывает в этой энергии.

Однако не следует делать вывод, что из-за вездесущности Господь потерял Свое личностное существование. Чтобы опровергнуть это мнение, Господь говорит: "Я пребываю везде, и все пребывает во Мне. Но все же Я стою в отдалении". Так, например, царь возглавляет правительство, которое представляет собой проявление его энергии. Различные правительственные учреждения являются всего лишь энергиями царя, и каждое из них поддерживается могуществом царя. Тем не менее, нельзя ожидать, чтобы царь лично присутствовал в каждом учреждении. Это грубый пример. Подобным же образом, все проявления, которые мы видим, и все, что существует как в материальном, так и в духовном мире, основано на энергии Верховной Личности Бога. Творение имеет место благодаря распространению различных Его энергий, и, как утверждается в "Бхагавад-гите": виштабхйахам идам критснам - "Он присутствует повсюду через Свое личностное проявление, распространение Своих разнообразных энергий.

ТЕКСТ 5

न च मत्स्थानि भूतानि पश्य मे योगमैश्वरम् ।भूतभृन्न च भूतस्थो ममात्मा भूतभावनः ॥५॥

на ча мат-стхани бхутани пашйа ме йогам аишварам
бхута-бхрин на ча бхута-стхо маматма бхута-бхаванах

на - никогда; ча - также; мат-стхани - расположенный во Мне; бхутани - все творение; пашйа - только увидь; ме - Мою; йогам аишварам - непостижимую мистическую силу; бхута-бхрит - Тот, кто поддерживает все живые существа; на - никогда; ча - также; бхута-стхах - в космическом проявлении; мама - Моя; атма - Сущность; бхута-бхаванах - источник всего проявления.

Однако все сотворенное не покоится во Мне. Узри Мое мистическое могущество! Хотя Я и поддерживаю все живые существа, и хотя Я нахожусь повсюду, Я не есть часть этого космического проявления, поскольку Я Сам - источник творения.

КОММЕНТАРИЙ: Господь говорит, что все покоится на Нем (мат-стхани сарва-бхутани). Не следует понимать это ошибочно. Господь не связан непосредственным образом с поддержанием этого материального проявления. Иногда нам встречается изображение Атласа, который держит земной шар на своих плечах. Он выглядит весьма усталым от того, что держит такую огромную планету. Этот образ нельзя сравнивать с тем, как Кришна поддерживает сотворенную Им вселенную. Он говорит, что хотя все покоится на Нем, все же Он стоит в отдалении. Планетарные системы плавают в пространстве, и это пространство - энергия Верховного Господа. Но Он отличен от пространства. Его положение иное. Поэтому Господь говорит: "Хотя они располагаются на Моей непостижимой энергии, Я, будучи Верховной Личностью Бога, стою в стороне от них". В этом непостижимое могущество Господа.

В ведическом словаре "Нирукти" говорится: йуджйате 'нена дургхатешу карйешу - "Верховный Господь предается непостижимо чудесным играм и развлечениям, проявляя Свои энергии". Он обладает различными могущественными энергиями, и решение, которое Он принимает, есть свершившийся факт. Именно так следует понимать Верховную Личность Бога. Мы можем захотеть что-то сделать, но к этому возникает так много препятствий, что иногда невозможно сделать так, как мы хотим. Но когда Кришна хочет что-либо сделать, то под воздействием лишь Его воли все происходит самым совершенным образом, и никто не может понять, как это осуществляется. Господь объясняет этот факт следующим образом: хотя Он и поддерживает все материальное проявление, Он Сам не касается его. Все творится, все поддерживается, все сохраняется и все уничтожается просто благодаря Его высшей воле. Нет различия между Его разумом и Им Самим (в отличие от нас и нашего материального ума), потому что Он - абсолютный дух. Одновременно Господь присутствует во всем, но обыкновенный человек не в состоянии понять Его присутствия еще и как личности. Он отличен от этого материального проявления, и тем не менее, все держится на Нем. Это объясняется здесь как йогам айшварам, мистическая сила Верховной Личности Бога.

ТЕКСТ 6

यथाकाशस्थितो नित्यं वायुः सर्वत्रगो महान् ।तथा सर्वाणि भूतानि मत्स्थानीत्युपधारय ॥६॥

йатхакаша-стхито нитйам вайух сарватра-го махан
татха сарвани бхутани мат-стханитй упадхарайа

йатха - совсем как; акаша-стхитах - расположенный в небе; нитйам - всегда; вайух - ветер; сарватра-гах - дуя везде; махан - великий; татха - подобно; сарвани бхутани - все созданные существа; мат-стхани - расположенные во Мне; ити - таким образом; упадхарайа - попытайся понять.

Пойми, что, точно как могучий ветер, дующий повсюду, остается всегда в небе, так и все созданные существа всегда остаются во Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Для обычного человека почти непостижимо, каким образом огромное материальное творение существует в Нем. Но Господь дает пример, который помогает нам понять это. Небо, возможно, наибольшее проявление, доступное нашему пониманию. И в этом небе ветер или воздух - наибольшие проявления в космическом пространстве. Движение воздуха влияет на движение всего остального. Но, хотя ветер могуч, он все же существует в пределах неба. Подобным же образом, все изумительные космические проявления существуют по высшей воле Бога, и все они подчинены ей. Как мы зачастую говорим, и травинка не шелохнется, если Верховная Личность Бога не пожелает. Итак, все движется по Его воле: по Его воле все творится, все сохраняется и все уничтожается, и все же Он стоит в стороне от всего, как небо отстранено от движения ветра.

В "Упанишадах" говорится: йад-бхиша ватах павате - "Ветер дует из страха перед Верховным Господом". (Таиттирийа-упанишад, 2.8.1) В "Брихад-аранйаке-упанишад" (3.8.9) также говорится: этасйа ва акшарасйа прашасане гарги сурйа-чандрамасау видхритау тиштхата этасйа ва акшарасйа прашасане гарги дйав-апритхивйау видхритау тиштхатах - "В соответствии с высочайшим повелением, под наблюдением Верховной Личности Бога Луна, Солнце и все другие великие планеты совершают свое движение". Также и в "Брахма-самхите" (5.52) говорится:

йач-чакшур эша савита сакала-граханам
раджа самаста-сура-муртир ашеша-теджах
йасйагйайа бхрамати самбхрита-кала-чакро
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Это - описание движения Солнца. Здесь говорится, что Солнце считается глазом Верховного Господа, и что оно наделено могучим свойством распространять тепло и свет. И все же оно движется по предписанной орбите, согласно приказу и высшей воле Говинды. Итак, в ведической литературе мы может найти подтверждение тому, что это материальное проявление, представляющееся нам чудесным и непостижимым, находится в полной власти Верховной Личности Бога. Это будет объясняться в последующих стихах настоящей главы.

ТЕКСТ 7

सर्वभूतानि कौन्तेय प्रकृतिं यान्ति मामिकाम् ।कल्पक्षये पुनस्तानि कल्पादौ विसृजाम्यहम् ॥७॥

сарва-бхутани каунтейа пракритим йанти мамикам
калпа-кшайе пунас тани калпадау висриджамй ахам

сарва-бхутани - все созданные существа; каунтейа - о сын Кунти; пракритим - в природу; йанти - входят; мамикам - Моя; калпа-кшайе - в конце эпохи; пунах - вновь; тани - все те; калпа-адау - в начале эпохи; висриджами - создаю; ахам - Я.

О сын Кунти, в конце эпохи все материальные проявления входят в Мою природу, а в начале следующей, благодаря Моему могуществу, я творю их вновь.

КОММЕНТАРИЙ: Творение, сохранение и уничтожение этого материального космического проявления зависят от высшей воли Личности Бога. "В конце эпохи" означает "со смертью Брахмы". Брахма живет 100 лет, и Его один день равен 4 300 000 000 наших земных лет. Его ночь имеет ту же продолжительность. Его месяц состоит из тридцати таких дней и ночей, и его год равен двенадцати месяцам. Через каждые сто таких лет, когда Брахма умирает, происходит уничтожение вселенной. Это означает, что энергия, проявленная Верховным Господом, опять возвращается в Него. Затем вновь, когда бывает нужно проявить космический мир, это происходит по воле Верховного Господа. Баху сйам - "Хотя Я один, Я стану многими". Так гласит ведический афоризм (Чхандогйа-упанишад, 6.2.3). Господь распространяет Себя через эту материальную энергию, и все космическое проявление вновь имеет место.

ТЕКСТ 8

प्रकृतिं स्वामवष्टभ्य विसृजामि पुनः पुनः ।भूतग्राममिमं कृत्स्नमवशं प्रकृतेर्वशात् ॥८॥

пракритим свам аваштабхйа висриджами пунах пунах
бхута-грамам имам критснам авашам пракритер вашат

пракритим - материальная природа; свам - Моей Личности; аваштабхйа - входя в; висриджами - Я создаю; пунах пунах - снова и снова; бхута-грамам - все космические проявления; имам - эти; критснам - в общем; авашам - автоматически; пракритех - силой природы; вашат - под обязательством.

Весь космический порядок в Моей власти. По Моей воле он проявляется снова и снова, и по Моей воле он уничтожается, когда приходит время.

КОММЕНТАРИЙ: Эта материя - проявление низшей энергии Верховной Личности Бога. Это уже объяснялось несколько раз. При творении материальная энергия высвобождается как махат-таттва, в которую Господь входит как Его первое воплощение пуруши, Маха-Вишну. Он покоится в Причинном океане и выдыхает бесчисленное количество вселенных. В каждую вселенную Господь снова входит как Гарбходакашайи Вишну. Каждая вселенная творится таким образом. Далее Господь проявляет Себя как Кширодакашайи Вишну, и этот Вишну входит во все, даже в мельчайшие атомы. Здесь объясняется этот факт.

Что касается живых существ, то они привносятся в эту материальную природу и в зависимости от их прошлых деяний занимают различные положения. Так начинается деятельность этого материального мира. Деятельность различных видов живых существ начинается с самого первого момента сотворения. Неверно, что все возникает в результате эволюции. Различные виды живых существ творятся сразу, вместе со всей вселенной. Люди, животные, звери, птицы - все творится одновременно, ибо желания, которые живые существа имели в момент прош


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.