Пути и меры преодоления коррупции в Казахстане — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Пути и меры преодоления коррупции в Казахстане

2017-05-23 695
Пути и меры преодоления коррупции в Казахстане 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выступая на Антикоррупционном форуме НДП "Нур Отан", Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаева отметил: "Коррупция угрожает развитию нашего государства, его экономическому росту и политической стабильности. И мы будем вести самую жесткую и решительную борьбу с ней".

Вот почему президент в своем Послании народу Казахстана в качестве одного из семи приоритетов государства назвал решительную и беспощадную борьбу с коррупцией. Только эффективное сдерживание коррупции - общепризнанное условие построения правового государства.

В современных условиях коррупция постепенно из внутригосударственной проблемы превращается в глобальную проблему.

Сейчас все страны, включая самые передовые, пересматривают свои модели борьбы с коррупцией с учетом новых вызовов. Принимают новые законы об ужесточении ответственности за коррупцию.

По уровню антикоррупционной деятельности Казахстан занимает одну из лидирующих позиций среди стран СНГ. За эти годы многое сделано для искоренения этого социального зла. Это подтверждают и международные эксперты.

В настоящее время принимаемые в нашей стране меры по повышению эффективности антикоррупционной деятельности позволили сохранить позитивные тенденции в борьбе с этим негативным социальным явлением, но, тем не менее, значительного улучшения в данном направлении еще не наступило.

Так, согласно статистическим данным, динамика всех зарегистрированных коррупционных правонарушений за последние пять лет (2004-2008 гг.) характеризуется значительным ростом на 73,7 процентов. При этом их количество ежегодно имело тенденцию к увеличению, за исключением 2007 года, когда произошло незначительное снижение выявленных коррупционных преступлений. Однако данное снижение связано, прежде всего, с изменениями в уголовном законодательстве, внесенными в том же году, согласно которым конкретизированы понятия коррупционных преступлений.

Еще 13 лет назад впервые на постсоветском пространстве был принят специальный Закон "О борьбе с коррупцией". Создан специальный орган - Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.

По инициативе Президента РК введен пожизненный запрет на занятие любых должностей в государственных органах и организациях для лиц, ранее уволенных с работы за совершение коррупционного правонарушения. Все должны помнить, что совершившие какое-либо противоправное действие полностью лишаются всех привилегий.

Антикоррупционные меры предусмотрены и в ряде законодательных актов, регламентирующих государственные закупки, налогообложение, таможенное дело, лицензирование и другие сферы.

В целом, казахстанское законодательное обеспечение антикоррупционной деятельности стало, по сути, модельным для наших коллег по СНГ.

Одним из важных инструментов реализации антикоррупционной стратегии является действующая при Президенте Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией.

Так, осуществляется постепенная децентрализация функций центральных государственных органов с поэтапной передачей части их функций в регионы и частный сектор, сокращается сфера монополии и создаются условия для развития конкуренции в сфере оказания государственных услуг, внедряется принцип «одного окна» при обслуживании населения.

Обеспечены прозрачность и объективность процедур конкурсного отбора государственных служащих, соблюдение ограничений, связанных с их статусом, внедряются принципы приема и продвижения, основанные на деловых качествах и профессионализме.

Противостоять коррупционным проявлениям на региональном уровне призваны областные дисциплинарные советы при Агентстве по делам государственной службы.

Коррупция как социальное явление продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира независимо от политического развития и различается лишь масштабами.

Однако говорить о том, что антикоррупционная система работает полноценно и максимально эффективно, пока не приходится. Статистика коррупционных правонарушений остается негативной. По результатам социологических опросов, немало жителей республики оказывались в ситуации, когда их вопрос решался эффективнее с помощью взятки. В группу «лидеров» по распространенности коррупционных отношений, по мнению опрошенных, входят работники правоохранительных органов, юстиции, акиматов, здравоохранения, образовательных учреждений. С начала года всего по республике зарегистрировано 1581 коррупционное преступление. Осуждены за коррупционные преступления 520, привлечено к дисциплинарной ответственности 990 человека. Только акимами всех уровней совершено 69 коррупционных преступлений. 18 из них уже осуждено. Анализ показывает, что размер материального ущерба от коррупционных преступлений исчисляется большими суммами.

Коррупция угрожает развитию нашего государства, его экономическому росту и политической стабильности. Поэтому сегодня принимается Общенациональный план действий по борьбе с коррупцией. В этой связи необходимо:

Первое – совершенствование антикоррупционного законодательства. Необходима глубокая «инвентаризация» законодательства, регулирующего различные сферы экономики, государственного управления, в том числе и правоохранительную деятельность. До сих пор в законодательных актах, относящихся к разрешительной системе, контрольно-надзорной деятельности, государственным закупкам, остаются большие «коррупционные ниши». Причем реальная практика применения законодательства показывает, что оно нередко используется для создания искусственных административных барьеров для развития малого и среднего предпринимательства.

В этой связи должна быть обязательной антикоррупционная экспертиза всех законов и подзаконных актов. Противодействию коррупции должна способствовать регламентация лоббистской деятельности. В этих целях следует принять Закон «О лоббировании», который должен установить механизмы, исключающие коррупционные схемы продвижения корпоративных интересов в ущерб интересам общества и государства. Следует провести работу по коррекции норм Уголовного кодекса. Для уменьшения условий для коррупции необходимо сузить вариативность ответственности за конкретные преступления.

Второе – конкретизация и оптимизация функций государственного управления. К сожалению, за несколько лет проведения административных реформ мы существенно не продвинулись в разграничении функций государственных органов, исключении их дублирования. Государство должно последовательно уходить от практики осуществления избыточных функций, не относящихся к сфере государственной монополии. Правительство должно, наконец, конкретно определить, что является государственной функцией, а что только государственной услугой. Услуги можно последовательно предавать в конкурентную среду. Отсутствие ясной грани между этими понятиями снижает эффективность государственного управления, является одной из предпосылок для роста коррупционных проявлений. Важной задачей является обязательное наличие стандартов и процедур оказания государственных услуг, их нормативное закрепление и повсеместное внедрение. Следует шире использовать возможности электронного Правительства и в целом современных технологий в управлении. Темпы этой работы не устраивают. Пока больше несогласованности и разночтений в данном вопросе, нежели конкретных дел. Главная задача создаваемого электронного Правительства это максимальное исключение личных контактов граждан с чиновниками при оказании последними государственных услуг. Каждый человек электронным способом должен иметь возможность как на получение полной и достоверной информации об оказываемой услуге, так и на получение самой услуги качественно и в срок. Нужно также активизировать внедрение в регионах «электронных акиматов», которые будут работать по принципу «одного окна», выдавать все разрешительные документы на строительство и земельные участки, оказывать другие услуги населению и бизнесу.

Третье – совершенствование качества работы государственного аппарата. Противодействию коррупции должно способствовать укрепление системы государственной службы. Наша стратегическая задача – создать новую генерацию государственных управленцев. Это должны быть люди профессионально подготовленные, грамотные, современные, честно работающие на интересы страны, не ангажированные различными интересами. Мы стоим на пороге изменения поколения госслужащих. Мы должны поднять престиж государственной службы. Привлечь талантливых молодых людей в государственный аппарат. Воспитать их. Одновременно решительно очиститься от различных коррупционных элементов. Без этого все наши намерения по вхождению в число наиболее конкурентоспособных стран мира останутся только планами.

Государственный служащий должен руководствоваться следующими этическими нормами, их восемь:

1. Он должен уметь распоряжаться властью и полномочиями и при этом быть честным.

2. На государственной службе нужно работать на благо государства, а не ради собственного благополучия, не путать государственные средства с собственным карманом.

3. Чиновник должен жить, не боясь вопроса «На что живешь?», так как не должно быть оснований для появления снимков его вилл, высоких заборов вокруг них и дорогих иномарок.

4. Важно жить в полном согласии с требованиями законов.

5. Нужно на любом посту, на любой должности работать так, чтобы ни при каких обстоятельствах не утратить доверия народа, граждан своей страны.

6. Казахстанский госслужащий должен быть примером справедливости, скромности, уметь вести себя среди людей.

7. Прежде чем руководить коллективом, он должен сам научиться подчиняться, уметь выполнять то, что требует от своих сотрудников.

8. Надо немедленно вмешиваться, принимать меры, если видишь, что наносится ущерб интересам государства или готовится коррупционное деяние. Это только часть моральных требований к работникам органов государственного управления.

Мы должны воспитать, привести на государственную службу и к власти именно таких людей, которые строго выполняют отмеченные мною этические нормы. Это и есть истинные патриоты Родины, которые сделают все для её процветания. Мерой, реально позволяющей сократить проникновение на государственную службу потенциальных коррупционеров, является институт кадрового резерва.

Вместе с тем, правоохранительная система страны нуждается в серьезном реформировании. Надо сделать ее более эффективной, открытой, работающей исключительно на интересы народа. Вопросы борьбы с коррупцией надо сосредоточить в одном органе, поднять его статус, дать необходимые полномочия.

Четвертое – совершенствование системы выявления и противодействия коррупции. Мы должны добиться того, чтобы каждый осознавал неотвратимость наказания за коррупционное правонарушение. Необходимо установить эффективный контроль за источниками доходов чиновников. Действующая система декларирования сведений о доходах и имуществе не всегда позволяет осуществлять надлежащий контроль за достоверностью представляемых сведений. Поэтому следует проработать вопрос о поэтапном переходе к всеобщему декларированию доходов. Особо недопустимо использование чиновниками служебного положения для продвижения своих личных бизнес-интересов. Те чиновники, которые передали бизнес в управление, должны реально от него отойти. Любой случай решения экономических вопросов в пользу своего бизнеса или лоббирования чьих-то интересов в корыстных целях должен приводить к немедленному снятию с должности и наказываться в соответствии с законом. Агентство по делам государственной службы и Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью должны приступить к проверке таких фактов.

Следует запустить и другой действенный механизм – постоянный финансовый мониторинг за операциями с денежными средствами в крупных объемах. Это функция недавно созданного Комитета финансового мониторинга Министерства финансов. Нам следует разработать и внедрить механизм, обязывающий всех должностных лиц государства своевременно и оперативно реагировать на критические материалы о фактах коррупционных проявлений, изложенных в средствах массовой информации. Каждый руководитель должен нести персональную ответственность за состояние борьбы с коррупцией в его ведомстве. Для этого надо повсеместно ввести рейтинговую оценку уровня коррупции государственного аппарата. Новые задачи стоят перед Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Во главе угла должны выступать не только карательные меры, но и профилактика правонарушений, выявление и искоренение схем совершения коррупционных преступлений. Агентство должно тесно взаимодействовать с Комитетом финансового мониторинга.

Кроме того, следует отметить, что контроль за расходованием бюджета у нас «растащен» по разным органам. Деятельность Счетного комитета, Финконтроля Министерства финансов, а также органов, проверяющих исполнение местных бюджетов, остались бесконтрольными. Правительству необходимо до конца года разобраться в такой ситуации и навести порядок. Пятое – пресечение коррупции в финансово-экономической сфере. Когда в нашей стране говорят о коррупции, почему-то непременно имеют в виду только госслужащих. Между тем, масштабы коррупционных правонарушений в частном секторе если не больше, то уж точно не меньше, чем в госаппарате. До недавнего времени у нас это явление неправильно называлось словом «бизнес». Хотя в развитых странах его рассматривают как «корпоративную коррупцию» и прилагают огромные усилия для борьбы с ним. Принимаются специальные законы, усиливаются контролирующие функции государства. В условиях мирового финансового кризиса и для нас особую остроту приобретает проблема «корпоративной коррупции». Сейчас важно не допускать, чтобы нечистоплотные бизнесмены, при попустительстве коррумпированных чиновников, расшатывали финансовую устойчивость государства и наносили ущерб экономическим интересам граждан. Мы должны в корне пресекать любого рода махинации, лжебанкротства, незаконный вывоз капитала за рубеж. Обеспечение соблюдения законности и прозрачности в банковской сфере, защита вкладов и имущественных интересов граждан – вот одна из главных задач соответствующих органов на сегодняшний день.

В условиях кризиса также актуальна защита трудовых прав граждан, в связи с чем следует выявлять и пресекать факты незаконных увольнений, несвоевременной выплаты заработной платы работникам.

Шестое – оптимизация и обеспечение прозрачности системы государственных проверок. Следует разобраться и поставить точку в вопросе проверок, проводимых государственными органами. Несмотря на принимаемые меры, поток жалоб на необоснованность проверок не прекращается. В настоящее время контрольно-надзорными функциями, предусматривающими право осуществления проверок, наделено большое количество государственных органов. Разного рода проверки предусмотрены в кодексах, десятках законов, во множестве подзаконных актов. Действующее законодательство допускает возможность проверить любой хозяйствующий субъект или государственное учреждение под самым разным предлогом. Однако, как видно, жизнь диктует необходимость принятия такого закона. Надо вернуться к рассмотрению этого вопроса.

И седьмое – формирование атмосферы нетерпимости к коррупции в обществе. Без нее все вышеперечисленные меры не принесут результата. К сожалению, в нашем обществе еще не окончательно утвердились нормы и ценности правового сознания. Граждане по-прежнему имеют упрощенные представления о причинах коррупции и методах борьбы с ней. Им не хватает антикоррупционного просвещения. Многие сами провоцируют чиновников на получение взятки. Победить такое зло, как коррупция, невозможно только усилиями государственных и правоохранительных органов. Необходимо наладить взаимодействие с институтами гражданского общества. Существенную роль в этом должен сыграть Комитет партийного контроля, который создается при партии. Важно широко привлекать к этой работе неправительственные организации. Данный Комитет как постоянно действующий орган партии должен обеспечивать широкую общественную поддержку и активно участвовать в реализации Общенационального плана действий по борьбе с коррупцией. Совместно с молодежными объединениями Комитет партийного контроля может проводить акции по выявлению и недопущению коррупции в образовательных учреждениях. В сотрудничестве с правозащитными НПО партия в поле зрения должна держать вопросы коррупции в системе здравоохранения и юстиции. В сознании граждан нужно культивировать абсолютную нетерпимость к любого рода коррупционным проявлениям.

Для этого нужно постоянно вести масштабную антикоррупционную пропаганду в СМИ. Нужно изучить и мировой опыт в этой области. Например, в Южной Корее право начинать расследование о коррупции имеет любой совершеннолетний гражданин страны. Уполномоченный государственный орган обязан начать расследование обвинений по любому заявлению. От злоупотребления этим правом людей сдерживает одна из статей закона, предусматривающая ответственность за ложное обвинение в коррупции – тюремное заключение до 10 лет. В Сингапуре, если государственный служащий знал о готовящимся коррупционном преступлении и не сообщил соответствующим органам, его увольняют с должности. Возможно, такой опыт нужно внедрять и у нас.

Осуществляется работа по противодействию «теневой экономике» - источнику коррупции. Правительством Республики Казахстан принята разработанная Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Программа «Основные направления экономической политики и организационных мер по сокращению размеров теневой экономики в Республике Казахстан на 2005-2010 годы». В целях реализации Государственной программы формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан ведется работа по внедрению единой информационной системы, которая сократит контакты организаций и населения с государственными служащими, снизит размеры коррупции.

Деятельность Правительства Республики Казахстан направлена на конструктивное развитие и укрепление партнерских связей между государством и общественными объединениями Казахстана по принципу «от государственного сектора к общественному, частному». Особое внимание уделено усилению и повышению правомочности неправительственных общественных объединений, представляющих единое мнение и осуществляющих защиту интересов предпринимателей. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2004 года № 1401 утверждена Программа борьбы с правонарушениями в сфере экономики в Республике Казахстан, которой предусмотрены соответствующие мероприятия по противодействию коррупционным правонарушениям.

В регионах борьба с коррупцией осуществляется в рамках программ, утвержденных маслихатами. Вопросы борьбы с коррупцией регулярно рассматриваются на заседаниях акиматов областей, городов Астаны и Алматы, а также координационных советов правоохранительных органов при областных и приравненных к ним прокурорах. В целях повышения эффективности принимаемых дисциплинарными советами решений о наказании лиц, совершивших коррупционные правонарушения, и усиления координации деятельности дисциплинарных советов в вопросах противодействия коррупции они переданы в ведение Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 14 апреля 2005 года № 1550 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц» проведена ревизия действующих подзаконных нормативных правовых актов на предмет наличия в них норм, создающих условия для коррупционных правонарушений. Ревизией были охвачены 5126 действующих подзаконных нормативных правовых актов, принятых в период с 1991 по 2004 годы и зарегистрированных в органах юстиции. В ходе ревизии выявлены 230 нормативных правовых актов, в том числе 35 постановлений Правительства, 41 ведомственный приказ и 154 постановления и решения местных государственных органов, в которых содержатся нормы, создающие условия для коррупционных правонарушений или не соответствующие действующему законодательству Республики Казахстан.

Развивается международное сотрудничество в области борьбы с коррупцией. Проводится работа по налаживанию и укреплению сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами и спецслужбами иностранных государств, международными неправительственными организациями по вопросам борьбы с коррупцией.

14 декабря 2004 года единогласным решением совещательной группы Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) Республика Казахстан включена в Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией. Представителями международных организаций и общественностью была положительно оценена политика нашего государства в сфере борьбы с коррупцией, а также отмечено стремление республики к международному сотрудничеству.

Согласно Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией 20-21 октября 2005 года в городе Париже (Франция) состоялась встреча совещательной группы, где была предоставлена информация о законодательно-правовой и институциональной базе по вопросам борьбы с коррупцией в Казахстане и Российской Федерации.

Вместе с позитивными результатами, достигнутыми в ходе реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы, имеют место следующие нерешенные проблемы.

Во-первых, наличие правовых пробелов и значительного количества отсылочных норм в законодательных актах позволяет государственным органам принимать ведомственные акты, предоставляющие необоснованно широкие полномочия отдельным должностным лицам. К законодательным актам, требующим первоочередного внесения дополнений и изменений, следует отнести Земельный кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», «О государственных закупках», «О лицензировании» и другие нормативные правовые акты, регламентирующие выдачу разрешений.

Требуется дальнейшая унификация нормативных правовых актов, регулирующих сферу борьбы с коррупцией, с международными договорами и соглашениями.

Во-вторых, необходимо дальнейшее упрощение административных процедур, прежде всего налоговых и таможенных правил. Для снижения коррупции они должны быть простыми, ясными и общеизвестными. Требования, предъявляемые к информации и документации, необходимо свести к минимуму.

Совершенствование административных процедур должно приводить к ограничению личных контактов должностных лиц и клиентов, а также сокращению установленных форм отчетности и санкций.

В-третьих, имеет место недостаточная эффективность в управлении человеческими ресурсами. Анализ судебной практики коррупционных правонарушений показывает, что основная масса виновных представлена государственными служащими низовых звеньев. Уровень их заработной платы и социальная незащищенность создают экономические предпосылки коррупции.

Это предполагает введение комплекса мер, позволяющих установить высокие профессиональные требования к работающим в государственном секторе, а также внедрение системы оплаты труда и продвижения по службе, основанной на объективной и непредвзятой оценке деловых качеств и профессионализма государственного служащего.

В-четвертых, отсутствует мониторинг причин возникновения коррупции в государственных органах. Необходимость отслеживания факторов и механизмов коррупции, оценка ее уровня и структуры, анализ эффективности антикоррупционных мероприятий требуют его введения.

Такая оценка послужит основой для внедряемых систем внутреннего контроля в центральных государственных и местных исполнительных органах в целях предотвращения коррупционных проявлений.

В-пятых, практика последних лет показывает отсутствие необходимого уровня активности и информированности гражданского общества в вопросах антикоррупционной политики государства. В этой связи требуется создание механизмов участия институтов гражданского общества в реализации данной Программы. Не менее важно введение общедоступных и эффективных процедур информирования общественности о ходе борьбы с коррупцией.

В-шестых, недостаточен уровень международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией. В этой связи необходимы расширение форм международного сотрудничества правоохранительных органов и активизация работы по присоединению Республики Казахстан к основополагающим международным конвенциям в сфере борьбы с коррупцией и противодействия легализации денежных средств, полученных противозаконным путем.

Целью Программы является снижение уровня коррупции во всех сферах жизнедеятельности общества путем повышения эффективности координации деятельности государственных органов и институтов гражданского общества.

Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:

- обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан и общества от коррупции;

- совершенствование нормативной правовой базы по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений;

- оптимизация форм, методов и средств противодействия коррупции;

- взаимодействие со структурами гражданского общества;

- расширение и активизация международного сотрудничества Казахстана в сфере борьбы с коррупцией.

Для реализации поставленных задач необходимо:

- улучшить качество и сократить сроки предоставления услуг гражданам и организациям путем внедрения электронных государственных услуг и обеспечить доступ к государственным электронным базам данных;

- внедрить процедуры, содействующие прозрачности принятия своевременности исполнения судебных решений;

- развивать правовые и административные механизмы, обеспечивающие открытость разработки и исполнения бюджета, а также доступ граждан и организаций к информации о распределении и использовании государственных средств;

- обеспечить последовательную передачу ряда специальных разрешительных функций институтам гражданского общества;

- обеспечить четкую правовую регламентацию проведения проверок субъектов частного предпринимательства;

- разработать правила предоставления услуг государственными органами;

- создать системы внутреннего контроля в центральных государственных и местных исполнительных органах для предотвращения коррупционных проявлений и конфликта интересов государственных служащих;

- осуществить мероприятия по формированию правового сознания и правовой культуры в области соблюдения антикоррупционного законодательства;

- информировать общественность о результатах деятельности государственных органов по реализации антикоррупционных проектов.

Необходимо установить эффективный контроль за источниками доходов чиновников.

Действующая система декларирования сведений о доходах и имуществе не всегда позволяет осуществлять надлежащий контроль за достоверностью представляемых сведений. Поэтому следует проработать вопрос о поэтапном переходе к всеобщему декларированию доходов.

Особо недопустимо использование чиновниками служебного положения для продвижения своих личных бизнес-интересов. Те чиновники, которые передали бизнес в управление, должны реально от него отойти. Любой случай решения экономических вопросов в пользу своего бизнеса или лоббирования чьих-то интересов в корыстных целях должен приводить к немедленному снятию с должности и наказываться в соответствии с законом.

Агентство по делам государственной службы и Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью должны приступить к проверке таких фактов.

Следует запустить и другой действенный механизм - постоянный финансовый мониторинг за операциями с денежными средствами в крупных объемах. Это функция недавно созданного Комитета финансового мониторинга Министерства финансов.

Следует разработать и внедрить механизм, обязывающий всех должностных лиц государства своевременно и оперативно реагировать на критические материалы о фактах коррупционных проявлений, изложенных в средствах массовой информации.

Каждый руководитель должен нести персональную ответственность за состояние борьбы с коррупцией в его ведомстве. Для этого надо повсеместно ввести рейтинговую оценку уровня коррупции государственного аппарата.

Новые задачи стоят перед Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Во главе угла должны выступать не только карательные меры, но и профилактика правонарушений, выявление и искоренение схем совершения коррупционных преступлений.

Агентство должно тесно взаимодействовать с Комитетом финансового мониторинга.

Хотелось бы отметить, что контроль за расходованием бюджета у нас "растащен" по разным органам. Деятельность Счетного комитета, Финансового контроля Министерства финансов, а также органов, проверяющих исполнение местных бюджетов, остались бесконтрольными.

Правительству необходимо до конца года разобраться в такой ситуации и навести порядок.

В условиях мирового финансового кризиса и для нас особую остроту приобретает проблема «корпоративной коррупции». Именно для борьбы с ней Президентом РК недавно подписан Закон РК «Об устойчивости финансовой системы».

Сейчас важно не допускать, чтобы нечистоплотные предприниматели, при попустительстве коррумпированных чиновников, расшатывали финансовую устойчивость государства и наносили ущерб экономическим интересам граждан.

Обеспечение соблюдения законности и прозрачности в банковской сфере, защита вкладов и имущественных интересов граждан - вот одна из главных задач соответствующих органов на сегодняшний день.

В условиях кризиса также актуальна защита трудовых прав граждан, в связи, с чем следует выявлять и пресекать факты незаконных увольнений, несвоевременной выплаты заработной платы работникам.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что добиться эффективного противодействия этому явлению можно, только объединив усилия всех институтов гражданского общества. Только так мы сможем реализовать национальную идею вхождения в число наиболее конкурентоспособных государств.

Вместе с тем, несовершенство нормативно-правовых актов является одним из существенных факторов, питающих коррупцию. Для чиновников важнее деньги, а не чистое имя. Эти же люди принимают законы, направленные против коррупции. Но разве можно побороть явление, находясь внутри него? Он видит большую проблему в кадровом составе государственных служащих.

Тем не менее, выход из этой ситуации состоит в привлечении к этой работе неправительственных организаций и политических партий. Особую роль он отводит средствам массовой информации.

Так, статистика свидетельствует о ежегодном увеличении числа осужденных лиц за коррупционные преступления.

За истекший 2009 год значительное число осужденных за совершение коррупционных преступлений приходилось на сотрудников отделений АО «Казпочта».

Так, за 2009 год судами Алматинской области было осуждено 16 работников этой сферы, что составляет 20% от общего числа осужденных за коррупционные преступления. Из числа осужденных 12 женщин и 4 мужчин. В отношении 9 лиц назначено наказание в виде лишения свободы. Четверым осужденным на основании ст. 63 УК РК применено условное осуждение с испытательным сроком. В отношении трех женщин, имеющих малолетних детей, наказание в виде лишения свободы отсрочено до исполнения детям 14-летнего возраста.

Общий ущерб от совершенных преступлений составил более 45 миллионов тенге, из них на момент рассмотрения дела в суде осталось невозмещенным более 26 миллионов тенге, что составляет 57%. На проведение различных экспертиз по указанным делам было затрачено 214 тысяч тенге, которые по приговору суда были взысканы с осужденных.

Примерами могут служить следующие уголовные дела.

Осужденный Е. Акжолов, являющийся лицом, приравненным к уполномоченным на выполнение государственных функций, занимая пост директора областного филиала АО «Казпочта», и осужденный Н. Сабитов, директор ТОО «Фирма «Юником» в группе лиц по предварительному сговору путем служебного подлога присвоили и растратили вверенное чужое имущество в крупном размере на сумму более 14 миллионов тенге.

Указанное преступление было совершено при следующих обстоятельствах.

В 2007 году по итогам конкурса на выполнение строительно-монтажных работ сельских отделений почтовой связи были заключены договора о государственных закупках на выполнение работ по строительству этих объектов на сумму более 16 миллионов тенге.

В 2008 году директор областного филиала АО «Казпочта» с целью совершения хищения вверенного ему имущества путем присвоения и растраты вступил в преступный сговор с директором строительной организации и, достоверно зная о том, что на объектах строительства сельских почтовых отделений в с. Таш-карасу и Шарын Уйгурского района все работы не выполнены, составил ложный официальный документ о приемке указанных объектов в эксплуатацию, тогда как их строительство было выполнено только на 30% на сумму чуть более 700 000 тенге.

За совершенное преступление оба соучастника приговором Талдыкорганского городского суда от 4.12.2009 года были осуждены:

- Е. Акжолов: по совокупности преступлений по ст. 176, ч. 3, п. «б, г» и ст. 314 ч. 1 УК РК - к 6 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима с конфискацией личного имущества и лишением права занимать руководящие должности сроком на 4 года;

- Н. Сабитов: по ст. 176, ч. 3, п. «б» УК РК - к 6 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима с конфискацией личного имущества и лишением права занимать руководящие должности сроком на 3 года.

Приговор вступил в законную силу, осужденные отправлены в места лишения свободы.

Б. Толепбергенов был признан виновным в том, что, работая начальником районного узла почтовой связи, путем завышения сумм выплаченных пенсий и пособий совершил хищение денежных средств на сумму более 30 миллионов тенге. Кроме того, начисляя заработную плату своим родственникам Т. и М., которые фактически не работали в районном узле почтовой связи, он похитил 295 010 тенге. После чего, пользуясь своим служебным положением, дал незаконное указание принять в приход товароматериальные ценности (ТМЦ) на сумму 1 178 043 тенге. После этого, угрожая увольнением подчиненным ему работникам, заставил списать указанные ТМЦ, тем самым, похитив указанную сумму денежных средств.

Судом Б. Толепбергенов был осужден по ст. 176, ч. 3, п. «б, г» УК РК к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать государственные должности на срок до 7 лет. С осужденного в пользу Алматинского областного филиала АО «Казпочта» взыскано 23 680 552 тенге.

А. Сарбасова, работая начальником отделения поселковой почтовой связи Балхашского района, являясь лицом, приравненным к лицу, выполняющему государственные функции, используя свое служебное положение, путем присвоения вверенных ей денежных средств из оплаченных жителями села за электроэнергию, услуги телефона, похитила 347 086 тенге.

Судом она была признана виновной по ст. 176, ч. 3, п. «г» УК. С учетом возмещения причиненного ущерба и других смягчающих по делу обстоятельств, суд назначил ей наказание ниже низшего предела, предусмотренного ст. 176, ч. 3, п. «г» УК РК в виде двух лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать государственные должности сроком на 7 лет.

Удивляет, с какой легкостью материально ответственные работники почты относятся к находящимся в их подчинении денежным средствам, используя их по своему усмотрению, растрачивая деньги, предназн


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.