Правоохранительная деятельность: понятие, признаки и основные направления (функции) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Правоохранительная деятельность: понятие, признаки и основные направления (функции)

2017-05-23 386
Правоохранительная деятельность: понятие, признаки и основные направления (функции) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1

ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СУДОУСТРОЙСТВО»

1.1. Предмет, система и значение курса «Судоустройство». Его соотношение с другими юридическими дисциплинами

Обеспечение законности и правопорядка в стране, борьба с преступлениями и другими правонарушениями, охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных организаций, общественных объединений и иных участников правоотношений составляет одну из главных функций государства (правоохранительную функцию). Правоохранительная функция в РБ, как и в любом другом государстве, реализуется посредством деятельности судов и правоохранительных органов.

Система, состав, структура, порядок образования, история учреждения судов и правоохранительных органов РБ, а также ряда государств ближнего и дальнего зарубежья, правовые основы их организации и деятельности, задачи, функции, компетенция, формы и методы работы, правовой статус работников соответствующих органов освещаются в курсе (дисциплине) «Судоустройство». Приведенные компоненты составляют предмет курса «Судоустройство». Таким образом, дисциплина «Судоустройство» – это учебный курс, изучающий теорию судебной и правоохранительной деятельности государства, организацию, компетенцию и деятельность судов и правоохранительных органов РБ и зарубежных государств.

Система курса «Судоустройство» традиционно подразделяется на три части: общую, особенную и специальную. В общей части приводятся сведения об основополагающих вопросах и понятиях курса (о предмете и системе курса «Судоустройство», о правовых источниках курса, о правоохранительной деятельности, о суде и судебной власти, о правоохранительных органах и органах юстиции, о правосудии, о конституционных основах судебной власти и т. д.). В особенной части подробно, в виде отдельных тем излагается современная организация и деятельность суда и конкретных правоохранительных органов РБ, а также история их образования и развития. Специальная часть посвящена вопросам устройства судов и правоохранительных органов зарубежных государств.

Основное значение дисциплины «Судоустройство» проявляется в том, что она является необходимым вводным курсом, предваряющим изучение студентами других юридических наук (гражданский процесс, уголовный процесс, прокурорский надзор и др.). Во-вторых, дисциплина «Судоустройство» способствует овладению юридическим языком и юридической терминологией. В-третьих, – прививает навыки работы с нормативными правовыми актами.

«Судоустройство», являясь частью общей системы подготовки юридических кадров, находится в тесной связи и взаимодействии с другими учебными дисциплинами. Прежде всего это относится к дисциплине «Конституционное право», которая наряду с другими вопросами освещает место и роль судебной власти, суда и правоохранительных органов в системе государственной власти и государственного аппарата.

Связь курса «Судоустройство» с курсом «Административное право» определяется тем, что последний изучает исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти государства. К этим органам относится и часть правоохранительных органов (Минюст, Министерство внутренних дел и др.).

Весьма тесна связь курса «Судоустройство» с дисциплинами «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Хозяйственный процесс», «Прокурорский надзор». Эти дисциплины объединяет прежде всего предмет изучения правовые нормы, регулирующие деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного расследования и других правоохранительных органов при предварительном расследовании уголовных дел и их рассмотрении и разрешении в суде, при рассмотрении и разрешении гражданских и хозяйственных дел, при осуществлении прокурорского надзора.

Определенная связь существует между курсом «Судоустройство» и курсами «Общая теория государства и права», «История государства и права Беларуси». Это обусловлено тем, что изучение многих вопросов организации и деятельности суда и правоохранительных органов, истории их становления и развития требует от студентов общетеоретических и исторических знаний.

Понятие судебной власти

Формирование понятия судебной власти тесно связано с длительным процессом разработки концепции разделения государственной власти в обществе на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Элементы данной теории встречаются уже в работах Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и др. В классическом же виде теория разделения власти полностью сформировалась в 18 столетии. У ее истоков стоял Д. Локк – английский философ и политический деятель. Д. Локк не выделял в качестве самостоятельной ветви судебную ветвь власти и считал, что существует законодательная, исполнительная и федеративная власти. Первым на три общепризнанных вида власти (законодательную, исполнительную и судебную) указал французский просветитель, правовед и философ Ш. Л. Монтескье. Концепция разделения власти получила закрепление в конституциях большинства современных государств.

На белорусских землях термин «судебная власть» был введен статутами Великого княжества Литовского в 16 веке. Затем он применялся в Судебных уставах 1864 г. и широко употреблялся в дореволюционном законодательстве и юридической литературе. В советский период идея разделения власти была отвергнута. И лишь в перестроечные годы начало проявляться более серьезное отношение к концепции разделения власти.

В современном белорусском законодательстве термин «судебная власть» впервые появился в Декларации от 27 июня 1990 г. «О государственном суверенитете РБ» (ст. 7) и Законе от 27 февраля 1991 г. «Об основных принципах народовластия» (ст. 7).

На конституционном уровне норма о разделении властей была закреплена в ст. 6 Конституции РБ от 15 марта 1994 г. Такое же правило содержится и в действующей редакции Конституции РБ (ст. 6).

Термин «судебная власть» используется во многих действующих нормативных правовых источниках. В частности, в ст. 2 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей значится, что судебная власть в РБ принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией РБ и настоящим Кодексом. Она осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Однако в законодательстве отсутствует легальное его определение. В учебной и научной литературе по этому поводу представлены различные суждения и подходы. Большинство авторов определяют данное понятие через категории «суд», «правосудие», «судебная система».

При даче определения судебной власти следует исходить из содержания и субъектов судебной власти. Представителями судебной власти являются только суды. Содержание судебной власти составляют такие элементы, как:

1) осуществление судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве;

2) деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебном заседании правовых конфликтов (правосудие);

3) обеспечение исполнения судебных решений (в частности, в форме деятельности судебных исполнителей);

4) разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

5) участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества в их деятельности;

6) аналитическая и организационная работа;

7) осуществление иных функций, входящих в компетенцию суда.

С учетом изложенного, судебную власть можно определить как совокупность предоставленных судам полномочий по осуществлению правосудия и возложенных законодательством на суды иных функций.

Символы судебной власти

Символами судебной власти являются Государственный герб РБ, Государственный флаг РБ и судейские мантии. На зданиях Конституционного Суда РБ, общих и хозяйственных судов РБ, в служебных кабинетах судей Конституционного Суда РБ, общих и хозяйственных судов РБ, в помещениях заседаний Конституционного Суда РБ, в залах судебных заседаний общих и хозяйственных судов РБ устанавливается Государственный флаг РБ, а также помещается изображение Государственного герба РБ (ст. 15 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей). При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Тема 3

Презумпция невиновности

Принцип презумпции невиновности в той или иной мере находит свое проявление во всех видах правосудия. Однако наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом, лицо считается невиновным в совершении преступления до того момента, пока его вина не будет в предусмотренном порядке доказана и установлена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда (ст. 26 Конституции). В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений (органам уголовного преследования запрещается перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности; не устраненные сомнения в виновности обвиняемого трактуются в пользу его невиновности и т.д.).

Тема 4

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

Кандидаты на должность судей должны соответствовать ряду общих и специальных требований. Общие требования установлены ст.ст. 24 и 33 Закона от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в РБ» (отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей и др.).

Специальные требования содержатся в законодательстве о судоустройстве (Кодексе РБ о судоустройстве и статусе судей – ст.ст. 91, 94, 95).

Судьей Конституционного Суда РБ может быть назначено (избрано) лицо, отвечающее следующим требованиям:

- должно иметь гражданство РБ;

- должно владеть белорусским и русским языками;

- должно иметь высшее юридическое образование;

- должно являться высококвалифицированным специалистом в области права;

- как правило, иметь ученую степень;

- обладать высокими моральными качествами.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РБ 70 лет. Судьи Конституционного Суда РБ назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок.

Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин РБ:

- достигший 25-летнего возраста;

- владеющий белорусским и русским языками;

- имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист»;

- имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет;

- не совершивший порочащих его поступков;

- сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Кроме того, кандидат на должность:

- судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

- судьи Верховного Суда РБ (за

исключением судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда РБ не имеющего юридического образования) и Высшего Хозяйственного Суда РБ должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет; Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда РБ может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РБ назначается из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

- председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

На должность судьи не может быть назначено (ст. 94 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей):

- лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

- лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

- лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются:

- при Верховном Суде РБ – для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов;

- при Высшем Хозяйственном Суде РБ – для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей хозяйственных судов.

Персональный состав экзаменационных комиссий, порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов утверждаются соответственно Председателем Верховного Суда РБ, Председателем Высшего Хозяйственного Суда РБ. Председателями экзаменационных комиссий являются соответственно один из заместителей Председателя Верховного Суда РБ, Председателя Высшего Хозяйственного Суда РБ, а заместителями председателей экзаменационных комиссий – представители Минюста РБ.

Подбор лиц, претендующих на занятие должности судей общих и хозяйственных судов, представление их кандидатур экзаменационным комиссиям осуществляются соответственно Верховным Судом РБ, Высшим Хозяйственным Судом РБ, Минюстом РБ.

Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение двух лет с момента его сдачи.

Заявление лица о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату в судьи, направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассматривается ею в течение одного месяца с момента подачи заявления на заседании квалификационной коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации в качестве кандидата в судьи, которое объявляется заявителю.

При наличии в суде вакантной должности судьи, квалификационная коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную должность судьи и прохождения при необходимости специальной подготовки, о чем информирует Минюст РБ. От прохождения специальной подготовки, в соответствии с законодательством, может быть освобожден кандидат в судьи, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее трех лет в центральном аппарате Минюста и организациях системы Минюста, общих и хозяйственных судах, адвокатуре, органах прокуратуры, органах внутренних дел, Следственном комитете РБ по совместному решению соответственно Минюста и Верховного Суда или Минюста и Высшего Хозяйственного Суда.

Минюст РБ направляет кандидата в судьи, рекомендованного квалификационной коллегией судей, для прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда. Специальная подготовка на должность судьи общего или хозяйственного суда включает обучение до одного года в специализированном учреждении образования с совмещенной стажировкой в одном из судов республики под руководством судьи, назначенного соответственно Председателем Верховного Суда РБ или Председателем Высшего Хозяйственного Суда РБ.

Условия и порядок прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда, а также ее программа определяются Минюстом РБ совместно соответственно с Верховным Судом РБ или Высшим Хозяйственным Судом РБ (см. к примеру, постановление Минюста РБ от 11 мая 2007 г. № 32 «О специальной подготовке на должность судьи общего суда РБ»).

Судьи избираются (назначаются) на должность Президентом РБ и Парламентом (см. пункт 3.10 темы 3). Впервые назначенные на должность судьи приносят присягу.

Неприкосновенность сути

Одной из гарантий независимости судей и народных заседателей является их неприкосновенность (ст. 87 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей). Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы:

судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы;

- производство по уголовным делам в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РБ, за следующими исключениями:

■решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц, или же по факту совершенного преступления, принимается Генеральным прокурором, Председателем Следственного комитета, Председателем Комитета государственной безопасности или лицами, исполняющими их обязанности, с предварительного согласия должностного лица, назначившего судью (государственного органа, избравшего его);

■те же решения в отношении народного заседателя в период исполнения им своих обязанностей в суде, принимаются прокурором, Председателем Следственного комитета, Председателем Комитета государственной безопасности или лицами, исполняющими их обязанности, с предварительного согласия должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей;

■судьи, должность которых включена в кадровый реестр Главы государства РБ, назначенные на должность судьи Президентом РБ, не могут быть задержаны и иным образом лишены личной свободы без предварительного согласия Президента РБ, за исключением случаев совершения измены государству либо задержания на месте совершения преступления;

■остальные судьи, а также народные заседатели не могут быть задержаны и иным образом лишены личной свободы без предварительного согласия соответственно должностного лица, назначившего судью (государственного органа, избравшего его), должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей, за исключением случаев совершения измены государству, иного особо тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления;

■о задержании судьи, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства РБ, немедленно сообщается Президенту РБ;

■о задержании судьи Конституционного Суда РБ сообщается Председателю Конституционного Суда РБ или его заместителю;

■о задержании судей общих и хозяйственных судов сообщается соответственно Председателю Верховного Суда РБ или Председателю Высшего Хозяйственного Суда РБ, а также в соответствующую квалификационную коллегию судей и Минюст РБ;

• о задержании народного заседателя сообщается должностному лицу (органу), утвердившему списки народных заседателей;

- большинство оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей могут проводиться только с санкции Генерального прокурора РБ или лица, исполняющего его обязанности, либо по постановлению Министра внутренних дел, Председателя Комитета государственной безопасности, заместителя Председателя Комитета государственного контроля – директора Департамента финансовых расследований или лиц, исполняющих их обязанности;

- судьи, народные заседатели не могут быть подвергнуты административному задержанию. В случае их задержания за совершение административного правонарушения и доставки в орган, ведущий административный процесс, они должны быть немедленно освобождены после установления личности.

Дисциплинарная ответственность судей

Основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности изложены в Кодексе РБ о судоустройстве и статусе судей (гл. 11 «Дисциплинарная ответственность судей общих и хозяйственных судов»).

В соответствии с Кодексом, судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:

- за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

- за нарушение Кодекса чести судьи РБ;

за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

По общему правилу, отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления. Исключением являются случаи, когда судьей было преднамеренно вынесено незаконное судебное постановление.

Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию но позднее двух месяцев со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни и пребывания в отпуске) и не позднее шести месяцев со дня его совершения, а по результатам проверки, проведенной компетентными органами, не позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. Дисциплинарное производство в отношении судей возбуждается Президентом РБ, председателями судов, Министром юстиции и руководителями органов юстиции.

К судье могут быть применены такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев, освобождение от должности.

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов РБ за совершение ими дисциплинарных проступков, за исключением проступков, выразившихся в несоблюдении судьями правил внутреннего трудового распорядка, осуществляется квалификационными коллегиями судей. Дисциплинарное производство за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка осуществляется председателями соответствующих судов в соответствии с Законодательством РБ о труде.

По результатом рассмотрения дисциплинарного производства квалификационная коллегия судей принимает заключение, имеющее рекомендательный характер, о наличии оснований для: наложения дисциплинарного взыскания (в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии).

В этом случае материалы по результатам дисциплинарного производства направляются квалификационными коллегиями судей с их заключениями для принятия окончательного решения председателям соответствующих судов, а также для сведения в Минюст РБ;

понижения в квалификационном классе на срок до шести месяцев;

- освобождения судьи от должности.

При принятии подобного и вышеназванного решения соответствующая квалификационная коллегия судей направляет его вместе с материалами дисциплинарного производства лицам, уполномоченным вносить соответствующее представление Президенту РБ о применении данных мер взыскания; прекращения дисциплинарного производства.

По поступившим из квалификационных коллегий судей материалам о дисциплинарных производствах, председатели соответствующих судов принимают окончательное решение:

о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии;

о прекращении дисциплинарного производства. Решение о наложении дисциплинарных взысканий

в виде понижения судьи в квалификационном классе на срок до шести месяцев и освобождении судьи от должности принимается Президентом РБ.

В течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания, судья является привлеченным к дисциплинарной ответственности. Возможно и досрочное снятие с судьи дисциплинарного взыскания.

Народные заседатели

Граждане принимают непосредственное участие в рассмотрении судами первой инстанции отдельных категорий уголовных дел в качестве народных заседателей. В таких случаях правосудие осуществляется коллегиально – в составе судьи и двух народных заседателей. Правовой статус народных заседателей регламентирован главой 15 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей. Народными заседателями могут быть граждане РБ, достигшие 25-летнего возраста и владеющие белорусским и русским языками.

Не привлекаются к осуществлению правосудия лица:

- в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

- признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

- состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;

- депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания РБ, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства РБ, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, Следственного комитета РБ, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ и органов государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;

- священнослужители.

Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется соответствующими исполнительными комитетами сроком на пять лет. Списки составляются на основании списков граждан РБ, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Включение граждан РБ в названные списки производится с их согласия.

Народный заседатель привлекается к осуществлению правосудия на срок не более 21 дня в году. При исполнении обязанностей по осуществлению правосудия, народным заседателям предоставляются равные с профессиональными судьями права и обязанности.

 

 

Тема 5

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

Тема 6

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РБ

Конституционный Суд РБ

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определены Конституцией (ст. 116), Кодексом РБ о судоустройстве и статусе судей (ст.ст. 1927) и др. актами.

Основной функцией суда продолжительное время являлось осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве (законов, декретов, указов и др.). К такого рода деятельности Конституционный Суд приступает при поступлении к нему соответствующих предложений от Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров. Иные государственные органы, организации, общественные объединения, а также граждане имеют возможность реализовать право на судебную защиту в Конституционном Суде путем обращения с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта.

Вторая традиционная функция суда – дача по предложению Президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции РБ.

Декретом Президента от 26 июня 2008 г. №14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда РБ» компетенция Конституционного Суда была значительно расширена. Помимо вышеуказанного, в настоящее время суд:

1. Осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов – до подписания их Президентом. Соответствующее решение принимается судом в пятидневный срок со дня поступления закона в суд;

2. По предложению Президента излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом нормативных правовых актов о выражении согласия РБ на обязательность для нее этих международных договоров. Соответствующее решение принимается судом в пятидневный срок со дня поступления предложения Президента РБ в суд, если иное не установлено Президентом;

3. По поручению Президента дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

4. По предложению Президиума Совета Республики Национального собрания РБ принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства;

5. По предложениям Президента, Палаты представителей Национального собрания РБ, Совета Республики Национального собрания РБ, Совета Министров РБ излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы РБ, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

6. По поручению Президента РБ судьи Конституционного Суда РБ проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.

Состав суда формируется в количестве 12 судей. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ из числа судей Конституционного Суда сроком на пять лет. Заместитель председателя суда избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению председателя Конституционного Суда сроком на пять лет. Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей.

Заседания суда проводятся, как правило, гласно, в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета. Итоговое решение принимается в закрытом совещании при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Решения Конституционного Суда подлежат обязательному исполнению на всей территории государства.

Верховный Суд РБ

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции (ст.ст. 4458 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей) и состоит из председателя суда, первого заместителя, заместителей председателя, судей Верховного Суда и народных заседателей. Количественный состав суда определяется Президентом РБ.

В структуру суда входят:

- Пленум Верховного Суда;

- Президиум Верховного Суда;

- четыре судебные коллегии Верховного Суда (судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, военная коллегия, судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности).

При Верховном Суде создается и действует Научно-консультативный совет. Верховный Суд:

- рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

- может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

- вносит в Конституционный Суд РБ предложения о даче заключений о конституционности нормативных правовых актов;

- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

- осуществляет контроль за исполнением судами РБ постановлений Пленума Верховного Суда РБ;

- оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства;

- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

- изучает деятельность общих судов, заслушивает информацию председателей, заместителей председателей и судей общих судов о деятельности соответствующих судов;

- решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РБ, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Обозначенная компетенция Верховного Суда распределена между его структурными подразделениями. Пленум Верховного Суда осуществляет все перечисленные полномочия, за исключением рассмотрения в качестве суда первой инстанции, кассационной и апелляционной инстанций гражданских и уголовных дел, в качестве суда надзорной инстанции дел об административных правонарушениях. Пленум также выполняет ряд организационных полномочий (утверждает составы судебных коллегий и их председателей, избирает квалификационную коллегию судей Верховного Суда и др.).

Пленум Верховного Суда действует в составе председателя суда, первого заместителя, заместителей председателя и судей суда, а также председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов.

Президиум Верховного Суда:

- рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;

- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда;

- рассматривает ходатайства о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращается в Конституционный Суд РБ с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции РБ;

рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда, председателей и судей нижестоящих общих судов;

- заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда и председателей нижестоящих общих судов о деятельности соответственно судебных коллегий Верховного Суда и иных судов;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Президиум образуется в составе председателя суда, первого заместителя и заместителей председателя суда, судей Верховного Суда.

Судебные коллегии избираются из числа судей Верховного Суда и утверждаются Пленумом Верховного Суда. Судебные коллегии:

- рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела (за исключением судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности, которая рассматривает в пределах своей компетенции гражданские дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам);

- могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке.

- изучают и обобщают судебную практику общих судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель Верховного Суда назначается из числа судей Верховного Суда Президентом с согласия Совета Республики сроком на 5 лет. Первый заместитель и заместители Председателя суда назначаются из числа судей Верховного Суда Президентом по представлению Председателя Верховного Суда сроком на 5 лет.

Председатель (его заместители) Верховного Суда:

- организует деятельность Верховного Суда и иных об<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.