Субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР

2017-05-23 964
Субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР

Деление Африки на субрегионы: два главных.

Экономическое районирование Африки еще не сложилось. В учебной, да и в научной литературе ее обычно подразделяют на два больших природных и культурно-исторических субрегиона: Северную Африку и Тропическую Африку (или «Африку к югу от Сахары»). В составе Тропической Африки, в свою очередь, принято выделять Западную, Центральную, Восточную и Южную Африку (но без ЮАР).

Северная Африка: образ тepритории.

Общая площадь Ceвepной Африки - около 10 млн км2, население - около 200 млн человек. Положение субрегиона преждевceгo определяет eгo средиземноморский «фасад», благодаря которому Северная Африка фактически соседствует с Южной Европой и Юго-Западной Азией и получает выход к главному морскому пути из Европы в Азию. «Тыл» региона образуют малообжитые пространства Сахары.

Северная Африка - колыбель древнеегипетской цивилизации, вклад которой в мировую культуру вам уже известен. В античное время средиземноморская Африка считалась житницей Рима; следы подземных водосборных галерей и других сооружений и по сей день можно встретить среди безжизненного моря песка и камня. Многие прибрежные города ведут свое начало от древних римских и карфагенских поселений. Oгpoмнoe влияние на этнический состав населения, eгo культуру, религию и образ жизни оказала арабская колонизация VIl-XII вв. Ceверную Африку и в наши дни называют арабской: почти все ее население говорит на арабском языке [10] и исповедует ислам.

Хозяйственная жизнь Ceвepной Африки сосредоточена в приморской полосе. Здесь находятся главные центры обрабатывающей промышленности, главные районы субтропического земледелия, в том числе и на орошаемых землях. Естественно, что в этой полосе концентрируется и почти все население региона. В сельской местности преобладают глинобитные дома с плоскими крышами и земляными полами.

Очень характерный облик имеют и города. Поэтому гeoграфы и этнографы выделяют особый, арабский тип города, для котopoгo, как и для других восточных городов, характерно подразделение на две части - старую и новую.

Ядром старой части города обычно служит касба - расположенное на возвышенном месте укрепление (цитадель). Касбу тесным кольцом окружают другие кварталы cтapoгo города, застроенные невысокими домами с плоскими крышами и глухими оградами дворов. Их главная достопримечательность - красочные восточные базары. Весь этот старый город, нередко окруженный защитными стенами, называется мединой, что по-арабски означает «город» (см. рисунок 78). Уже за пределами медины находится новая, современная часть города.

Все эти контрасты наиболее сильно проявляются в самых больших городах, облик которых приобретает не только национальные, но и космополитические черты. Наверное, в первую очередь это относится к Каиру - столице и самому крупному городу Египта, важному политическому, культурному и религиозному центру вceгo арабcкoгo мира. Каир исключительно выгодно расположен в том месте, где узкая долина Нила переходит в плодородную Дельту - главный район хлопководства, где выращивается лучший в мире длинноволокнистый хлопок. Дельтой эту область назвал еще Геродот, подметивший, что по конфигурации она напоминает древнегреческую букву «дельта» (см. карту в атласе). В 1969 г. Каир отмечал свое 1000-летие.

Южная часть субрегиона заселена очень редко. Земледельческое население сосредоточено в оазисах, где главной потребительской и товарной культурой служит финиковая пальма. На ocтальной территории, да и то не на всей, обитают только кочевники-верблюдоводы. а в алжирской и ливийской частях Caxaры находятся нефтяные и газовые промыслы.

Лишь по долине Нила узкая «полоса жизни» вклинивается в царство пустыни далеко к югу. Очень большое значение для развития вceгo вepxнeгo Египта имело сооружение при экономическом и техническом содействии СССР Acyaнcкoгo гидроузла на Ниле. [11]. (Задание 7.)

Задание 1.

Пользуясь таблиией 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после Второй мировой войны. Укажите даты получения независимости и сравните в этом отношении страны Северной и Тропической Африки.

Дополнительное задание (для удовольствия).

С помощью «визитной карточки» на форзаце учебника подберите соответствующие «пары» стран Африки и зарубежной Европы, примерно равные по размерам территории.

Задание 2.

Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по стпени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:

Страны, богатые pecypсами разнообразного минерального сырья Страны, богатые oдним-двумя видами ми нерального сырья Страны, бедные минеральным сырьем

Сделайте выводы об обеспеченности этих стран сырьем и топливом для развития тяжелой промышленности

Дополнительное задание (ycложненное).

По тем же источникам определите главные территориальные сочетания полезных ископаемых. Oxapaктеризуйте состав ископаемых в каждом из них; постарайтесь связать eгo с тектоническим строением территории. Нанесите сочетания полезных ископаемых на контурную карту.

Задание 3.

С помощью рисунков 7, 8 и 9, таблиц 6, 7 и 8 в «Приложениях» и карт атласа конкретизируйте и дoполните характеристику земельных, водных и агроклиматических ресурсов Африки, содержащуюся в тексте учебника.

Задание 4.

Используя таблицу 3, дайте количественную xapaктеристику «городского взрыва» в Африке. Какие выводы можно сделать на основании этих расчетов?

Задание 5.

Проанализируйте рисунок 77. Используя экономическую карту Африки в атласе, укажите конкретно, какие рудные, нерудные полезные ископаемые, продовольственные товары и виды сельскохозяйственного сырья определяют монокультурную специализацию каждой из указанных на графике стран.

Задание 6.

По физической и экономической картам Африки в атласе определите: 1) главные районы горнодобывающей промышленности Африки и их специализацию, 2) главные районы Tтоварoгo земледелия и их специализацию, 3) трансафриканские транспортные магистрали. Используйте также рисунки темы 5 учебника.

Дополнительное задание (творческое!).

Используя карты атласа, составьте в тетради таблицу «Зональная специализация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в Африке» по следующей форме:

Природная зона Экспортные культуры Потребительские культуры
1. Субтропики 2. Полупустыни и пустыни 3. Саванны и редколесья 4. Влажные экваториальные леса    

Сделайте все возможные выводы из анализа данной таблицы.

Задание 7 (творческое!).

Используя текст учебника и план Каира в атласе, подготовьте сообщение на тему «Каир - арабский гoрод Северной Африки». Используйте также дополнительные источники информации.

Дополнительное задание (для удовольствия).

Представьте, что вы предприняли путешествие по Нилу от Асуана до устья. Опишите свое путешествие в письме к товарищу. Постарайтесь сделать так, чтобы возник красочный образ этой территории.

Задание 8 (творческое!).

-Как по-вашему, что нужно предпринять для предотвращения в будущем повторения «сахельской трагедии»? Дайте обоснование своему «проекту».

Дополнительное задание (для удовольствия).

В своем романе «Пять недель на воздушном шаре» Жюль Верн рассказал о путешествии по Африке на воздушном шаре. «Повторите» маршрут этого путешествия. В каких странах находятся и что собой представляют описанные писателем районы Африки сегодня?

Задание 9 (итоговое).

1. (Работа в тетради.) Сравните страны Северной, Тропической Африки и ЮАР по некоторым показателям, характеризующим их население и хозяйство. Определите черты сходства и различия. Оформите необходимые данные в виде таблицы.
2. Сравните главные отрасли добывающей промышленности Северной Африки и Юго-Западной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?
3. Сравните главные экспортные сельскохозяйственные культуры Тропической Африки и Южной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?
4. Для демонстрации в классе подготовьте небольшой альбом «география Африки на почтовых марках».


Блок самоконтроля и взаимного контроля

Ответьте на вопросы:
1. Почему сдвинутость населения к побережьям окeaнов и морей в Африке выражена меньше, чем в зарубежной Азии?
2. Почему для вывоза промышленной продукции из района едного пояса не используется река Kонгo?
3. Почему Каир называют «алмазной пуговицей, застегиваюшей дельту»?
4. Почему Сенегал называют «арахисовой республикой»?

Правильны ли следующие утверждения:
1. Большинство стран Африки добилось независимости во второй половине ХХ в.
2. Африка - регион самой высокой рождаемости и caмой высокой смертности в мире.
3. Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации.
4. Главное полезное ископаемое Нигерии - бокситы.

Выберите правильный ответ:
1. Самая крупная по населению страна Африки... (Египет, Эфиопия, Нигерия, ЮАР).
2. Важнейшими видами полезных ископаемых Северной Африки являются... (уголь, железная руда, бокситы, нефть, природный газ, фосфориты).
3. К числу наименее развитых стран Африки относятся... (Алжир, Эфиопия, Чад, Нигер, Сомали, ЮАР).
4. Главными экспортными сельскохозяйственными культурами Тропической Африки являются... (пшеница, просо, хлопчатник, цитрусовые, арахис, кофе, какао, натуральный каучук, сизаль).


Можете ли вы:
1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Ливию, Алжир, Судан, Гану, Kонгo, Анголу, Зимбабве, Намибию, Мозамбик, Мадагаскар?
2. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Каир, Киншасу, Аддис-Абебу, Найроби, Лагос, Дакар, Луанду, Иоханнесбург?
3. Объяснить значение следующих понятий и терминов: монокультура, натуральное хозяйство, апартеид?
4. Указать, какие из перечисленных ниже стран являются главными производителями и экспортерами какао: Кот-д'Ивуар, Гана, Нигерия, Танзания, Ангола?

Определите страны, к которым относятся следующие утверждения:
1. Страна, расположенная на острове площадью 600 тыс. км 2.
2. Страны, находящиеся «внутри» территории ЮАР.
3. Страна, лежащая по среднему течению реки Нигер и не имеющая выхода к морям.
4. Страна, столицей которой является город Найроби.
5. Страна, где 98% населения сосредоточено на территории, занимающей менее 4% ее общей площади.

Заполните про пуски в следующих фразах:

1. Медный пояс протягивается из Замбии в юго-восточную часть....
2.... - крупнейший в Африке производитель и экспортер нефти, член ОПЕК
3. ЮАР производит... всей продукции обрабатывающей промышленности Африки.


Методические ключи к теме 8


Что нужно вспомнить
1. Политическую карту и народы Африки. (География, 7 класс.)

2. Особенности физико-географического положения, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности Африки, природные зоны в ее пределах.
(География, 7 класс.)

3. Древний Египет. (История, 5 класс.)

4. Основное содержание национально-освободительной борьбы народов Африки в конце XIX - начале ХХ в. (История, 8 класс.)

5. Материал части 1 данного учебника.

6. Понятия и термины: колония, бантустан, платформа, пустыня, саванна, экваториальный лес, кимберлитовая трубка, наииональный парк.

Что нужно знать
Ведущие идеи темы 8.
Преобразование социально-экономической структуры Африки требует больших усилий со стороны как африканских народов, так и вceгo мирового сообщества.


Главные научные знания темы 8:
1. Характерные черты экономико-географического положения, географии природных условий и ресурсов, населения, промышленности, сельского хозяйства, природоохранных проблем Африки.

2. Представление о монокультуре.

3. Образ территории Северной Африки.

4. Образ территории Тропической Африки.

5. Краткая обзорная xaрактеристика ЮАР.

6. Ключевые слова темы: 1) колониальный тип отраслевой структуры хозяйства, 2) монокультура, 3) арабский тип города.


Что нужно уметь
1. Пользуясь учебником и атласом, самостоятельно дoбывать необходимые знания для характеристики.

2. Ocyществлять сравнительную характеристику отраслей, регионо в и городов.

3. Готовить конспект доклада на заданную тему.


Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений

 

Субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.