Основной конфликт в «Песни о нибелунгах». — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Основной конфликт в «Песни о нибелунгах».

2017-05-23 2578
Основной конфликт в «Песни о нибелунгах». 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Ключевым событием в «Песни о нибелунгах» является убийство Зигфрида, поэтому основной конфликт произведения – тот, который приводит к гибели нидерландского героя. В первоначальном сказании о Брюнхильде таким становится психологический конфликт, рожденный воззрениями общества того времени. Он затем в полной мере отразится и в «Песни о нифлунгах» «Старшей Эдды». Носительницей этого внутреннего конфликта является Брюнхильда. Она женщина, преисполненная гордости и княжеского достоинства, которую обманули, дав ей при испытании жениха недостойного супруга. Зигфрид же, который был достоин Брюнхильды, сам совершил этот обман – и теперь недоступен для нее, принадлежит другой. Естественно, эта женщина испытывает стыд, недовольство своим браком. Зависть к золовке, ненависть к победившему ее обманщику – эти чувства толкают ее на месть.

В «Песни о нибелунгах» образ Брюнхильды вообще не получает такого сильного развития, и мы вряд ли можем заметить в ней ту глубину и внутреннюю противоречивость, которая есть в образе Брюнхильд «Песни о нифлунгах». Важно обратить внимание на то, как показаны отношения Брюнхильды и Зигфрида. В «Старшей Эдде» эта линия четко прослеживается. После убийства Фафнира и завоевания клада Сигурд едет во Франкенланд находит там деву-валькирию Брюнхильду. Она открывает ему, что Один наказал ее за непослушание сном. Освободить Брюнхильду может только человек, не знающий страха. Герои обручились и клялись друг другу в вечно любви. Но затем Сигурд приезжает к королю Гьюки в Рейнланд, где королева Гримхильда дает Сигурду напиток; герой забывает Брюнхильду и влюбляется в дочь Гримхильды, Гудрун, на которой и женится.

Таким образом мы видим еще одну мотивировку убийства Зигфрида (Сигурда). Это не только оскорбленная честь и затронутое достоинство, а еще сильнейшая любовь и предательство, которое терпит Брюнхильда.

В «Песни о нибелунгах» есть только намек на отношения между Брюнхильдой и Зигфридом. Тема их любви, столь сильная и важная в первоначальном сказании о Брюнхильде, не развита, вынесена за рамки произведения. Следовательно, неверно было бы говорить о любви Брюнхильды к Зигфриду как о мотивации его убийства и внутреннем конфликте героини как об основном. Важно обратить внимание на то, что сказочно-мифологические стороны жизни этих архаических персонажей вообще остаются за рамками основного сюжета. Видимо, это связано с тем, что «Песнь о нибелунгах» создавалась уже в эпоху феодализма, рыцарства, и сказочное и мифологическое содержание, видимо, представлялось немецкому поэту начала XIII в. не вполне уместным в рыцарской эпопее. « Песнь о нибелунгах» стала предметом многочисленных переработок, источником поэтических тем и мотивов более позднего времени, и поэтому повествование переосмыслено в духе куртуазно-рыцарской поэзии и почти не сохранило следов древней мифологии.

Рассмотрим конфликтующие стороны шире. Конфликт в «Песни о нибелунгах» теснейшим образом связан с неисчерпаемой проблемой времени и пространства в поэме. Ее герои относятся к разным пластам времени. Зигфрид, Брюнхильда принадлежат древнему времени, Хаген и Дитрих - персонажи эпохи Великих переселений, бургундцы представляют современность. То есть перед нами три временных пласта, которые образуют единства с различными сферами пространства. Одна из них – Страна Нибелунгов, «местность, пребывающая в сказочном "первобытном" времени. Здесь возможны подвиги богатырей, добывание клада, волшебного жезла, поединок героя Зигфрида с Брюнхильдой»[1]. Страна Этцеля тоже относится к прошлому, но уже не к сказочно-эпическому. «Вормс в эпопеи как бы двоится. Он занимает одну и ту же точку в пространстве, но они расположены и в эпохе около 1200 г. и в эпохе Великих переселений»[2].

В результате образования разных временно-пространственных единств, герои перемещаясь в пространстве, переходят из одного времени в другое. «Зигфрид, сказочный победитель дракона, прибывает в Вормс- из седой старины он приходит в куртуазную современность. Напротив, когда Гюнтер едет из Вормса в Изенштейн за невестой, он перемещается из современности в древность»[3]. Таким образом, перемещение героев эпопеи из одного времени в другое становится не просто путешествием, а сказочным визитом героев мифа в иной мир.

«Поэтому и судьбы героев обусловлены не стечением обстоятельств, - они детерминированы тем, что герой, покидая родную почву, попадает в мир, не соответствующий его природе. Тем самым его гибель оказывается неизбежной и вполне мотивированной»[4].

Именно поэтому основной конфликт поэмы возникает между героями из разных временных пластов. Это связано с разным миропонимаем, сознанием, традициями, правилами поведения в обществе. Причем отличия эти проявляются не только в глобальных, но и в мелких противоречиях. Так, Зигфрид – представитель сказочно-мифологического прошлого – прибывает в современный Вормс и заявляет королю Гунтеру:

Коль впрямь бойца отважней, чем вы, не видел свет,Я спрашивать не стану, согласны вы иль нет,А с вами бой затею и, если верх возьму,

Все ваши земли с замками у вас поотниму.

Здесь проявляется незнание Зигфридом средневекового феодального этикета. Честолюбивый, задиристый герой мифов, убивший дракона, завоевавший золото нибелунгов, обижен недостаточно дружественным приемом дерзит и грозит королю бургундов, посягая на его жизнь и трон. Но затем к нему обращается Гунтер, и в словах короля уже явно проявлено следование придворному этикету, правилам приличия эпохи феодального средневековья.

Сказал державный Гунтер: "Попросите добром -И никогда отказа не встретите ни в чем.Все - жизнь и достоянье - мы отдадим за вас".

Гнев господина Зигфрида от этих слов угас.

Гунтер дипломатичен: король не должен решать проблемы с бескомпромиссностью, напористостью, свойственной победителю дракона и владельцу клада нибелунгов. И Зигфрид скоро усваивает придворный этикет, вспоминая о цели своего приезда – сватовстве к Кримхильде.

Таким образом, мы видим, что в Вормсе большую роль играет придворный этикет и правила приличия, выработанные феодальными порядками. Важным становится сословное определение. Вообще, следует отметить, что этой тенденции нет в «Песнях о нифлунгах» «Старшей Эдды». Это различие связано с тем, что эддическая поэзия, создававшаяся на севере Европы, в Скандинавии, куда христианство и феодальные отношения проникли достаточно поздно, отражает более раннюю стадию культурного и общественного развития. Она относится к временам более ранним, чем заселение Исландии скандинавами в конце 9-начале 10 веков. «Песнь о нибелунгах», напротив, писалась в тот период, когда патриархально-родовое общество уже уступило место феодальному. Из общей массы свободных выделилась наследственная родовая аристократия, владеющая рабами. Вышедшие из ее среды военные вожди («герцоги») окружали себя дружинниками из молодых воинов для грабительских воинских набегов на соседние племена. Вождь и его дружина быи связаны взаимной верностью. С течением времени власть такого вождя становится наследственной. Дружинный быт содействовал появлению королевской власти и затем упадку старинной народной свободы. Именно из кролевских дружин сложилось позднейшее феодальное дворянство.

Таким образом, основной конфликт «Песни» - это конфликт между временными пластами, неизменно приводящий к гибели героев, оказывающихся не в «своем» времени. В сущности именно в результате этого конфликта происходит убийство Зигфрида в Вормсе, братьев-бургундцев в земле гуннов, а также исчезновение образа Брюнхильды после того, как она выполнила свою роль в конфликте (она, архаическая дева-богатырь из древней сказочной страны Исландии, тоже не может существовать в современном, основанном на феодальных отношениях мире, поэтому неизвестный автор словно забывает о ней).

Рассмотрим частные конфликты «Песни о нибелунгах» и их специфику.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.