Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-05-23 | 280 |
5.00
из
|
Заказать работу |
А. С. Паиарин
Сознания можно ожидать иной реакции на новый расизм За- пада — реакции полного самопринижения и самоотрицания. Со стороны более или менее здоровых натур следует ожидать принципиально иной реакции. Самокритика уместна перед лицом такого партнера, который и сам способен к самокри- тике и не готов злоупотреблять нашей. Но перед лицом парт- нера, изначально заявившего свои права на избранность и исключительность, самокритика превращается в рабское поддакивание сильному и наглому, в мазохистское извраще- ние.
Ввиду этого нам следует ожидать новых преображений массовой чувственности. Это будет чувственность, заново открывшаяся родному пейзажу, родной культуре, родному языку. Бездомная чувственность тех, кто спешил сбросить с себя национальные одежды, смыть знаки особой культурной принадлежности, отныне лишается всякого очарования. Ибо одно дело — сбросить свои обветшавшие одежды в ожида- нии более модного костюма, другое — сбросить их, чтобы остаться голым, презираемым и отвергнутым. А ведь именно это сегодня происходит с теми, кто поспешил отказаться от своей национальной традиции, от славянского братства, от православной идентичности для того, чтобы поскорее быть принятым в европейский дом, в круг избранных. Вместо клу- ба избранных они оказались в положении отвергнутых и презираемых.
В этот момент и рождается «новая чувственность» у тех, кто еще сохранил чувство чести и достоинства. Возникает качественно новый тип эмоциональной впечатлительности и избирательности. Как раз те самые признаки, по которым
«колониальная администрация» и ее культуртрегеры распо- знают жертвы своей селекции, становятся самыми сберегае- мыми, самыми чтимыми и даже самыми престижными. Но для того чтобы это новое томление духа и чувственности в самом деле реализовалось и обрело творчески-конструктив- ную форму, требуется активная контрэлита, умеющая меха новой чувственности наполнять достойным культурным со- держанием. Задачи этой контрэлиты грандиозные; они со-
Искушение глобализмом 329
стоят в том, чтобы реинтерпретировать программу западного модерна, на глазах деградирующую, чреватую превращением в контрмодерн и новую планетарную селекцию.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК УСЛОВИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Выше уже говорилось о том, что современная гуманитар- ная культура мира, как и физическая, включает постулат о своеобразном корпускулярно-волновом дуализме. На одной стороне находятся культурные феномены, имеющие «волно- вую» природу. Речь идет о продуктах свободного творческого воображения, вырабатываемых вне определенного произ- водственного заказа и обращенных к более или менее отда- ленному будущему или — к тому миру ценностей, который не ищет подтверждения со стороны реальности, а сам судит ее от имени того или иного идеала. Применительно к фено- менам данного типа в самом деле пристало говорить о волно- вой структуре и волновых эффектах. Источник такого рода культурных излучений в принципе нельзя локализовать в смысле какой-то точной производственной или географи- ческой привязки.
Речь идет об идеях, которые «носятся в воздухе», подпи- тываются общим климатом эпохи и ее системой ожиданий. При этом действия этих идей имеет характер общего облуче- ния: всех, погруженных в соответствующее поле культурного воздействия, ожидает поначалу малозаметная трансформа- ция сознания. Словом, мы здесь действительно сталкиваем- ся с энергией поля, свободно иррадирующей в пространстве, а не с процессами обычного детерминистского типа, когда в ответ на конкретную причину возникает конкретное следст- вие.
А наряду с этим мы сталкиваемся с конкретным рецеп- турным знанием, полученным из определенных источников в ответ на определенный практический запрос. В этом слу- чае можно говорить о культурных феноменах корпускуляр- ной природы: они ведут себя как четко локализуемые в про-
А. С. Панарин
Странстве «частицы», траекторию которых можно исчислить и описать графически
На Западе между этими двумя типами знания (и стоящи- ми за ними социальными группами) давно уже идет ожесто- ченная борьба В 50—60-х годах она принимала форму столкновения между сциентизмом и антисциентизмом Но- вое поколение технократов предъявило счет всей сложив- шейся гуманитарной культуре, обвинив ее в тотальной не- приспособленности к техническому веку. Гуманитарная культура обвинялась в неспособности давать «действительно полезное» рецептурное знание, годящееся для перевода в те или иные технологии.
Старшее поколение европейцев еще хорошо помнит те баталии, которые развернулись в связи с вступлением ряда стран католической традиции — Франции, Италии, а затем и Пиренейского полуострова в Общий рынок, впоследствии получивший название Европейского сообщества Условием вступления в Общий рынок была объявлена модерниза- ция — не только промышленно-технологическая и экономи- ческая, но и культурная. Во Франции, например, проводни- ки модернизации не постеснялись вынести вердикт всей национальной культуре, обвинив ее в неисправимом тради- ционализме, в приверженности декоративной цветистости, краснобайству и «трубадурству». Причем никакого различия между собственно традиционализмом — фольклорной ар- хаикой и гуманитарной классикой, равно как и эстетским авангардом XX века, технократически ориентированные мо- дернизаторы проводить были не склонны. Один из наиболее известных идеологов модернизации во Франции социолог и экономист Ж. Фурастье так прямо и писал: «Мыслящий ми- фологически и магически архаичный человек, а значит и француз Четвертой республики ('), не умеет воспринимать конкретные вещи — он воспринимает «идеи», приписывая им чудодейственную силу»65
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!