Борьба «старого» и «нового» в калиновском мире. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Борьба «старого» и «нового» в калиновском мире.

2017-05-23 1341
Борьба «старого» и «нового» в калиновском мире. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На первый взгляд, мир Калинова неподвижен и замкнут: его жители имеют смутные представления о своем прошлом и не знают ничего о том, что происходит за пределами города. О «другой» жизни им рассказывает странница Феклуша, которая никогда не покидала своего города. От нее они узнают, что «есть еще земля, где люди с песьими головами», что в Калинове - «рай и тишина», а в Москве - «гульбища да игрища», и что «время-то стало в умаление приходить».

Все попытки внести что-то новое в жизнь горожан, которые предпринимает механик - самоучка Кулигин (поставить солнечные часы, завести громоотводы) заканчиваются ничем: мешают невежество и жадность влиятельных лиц.

И все-таки в городе назревают перемены. Свидетельство тому - «вольное» поведение молодежи: Варвары, Кудряша, Катерины.

Заключение.

Город Калинов, в котором разворачиваются события в пьесе «Гроза», является собирательным образом российских провинциальных городов. Грубость, жестокость, насилие, лицемерие, невежество процветают среди его жителей. Чуткость к красоте природы, поэтическое, образное восприятие действительности, желание изменить жизнь в городе к лучшему характерны для немногих, но и оно сродни недовольству, а не противостоянию. И все же устои «темного царства» рушатся.

 

Итоговое тестирование по уроку «Нравы города Калинова»

 

 

 

 

 

 

 

1. Где разворачивается действие пьесы? А) на берегу Волги
Б) на берегу Оки
В) в районе Замоскворечья
2. Какую песню поет Кулигин в начале пьесы? А) «Не цветочек в поле вянет, нее былинка...»
Б) «Среди долины ровныя...»
В) «Вспомни, вспомни, моя любезная...»
3. Кого из героев можно назвать влиятельным лицом в городе? А) Феклушу
Б) Кулигина

 

В) Дикого 4. Кому из героев принадлежат следующие реплики? А) «Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а солтаны землей правят...» А) Дикой

 

Б) «Знаю я, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит...» Б) Феклуша

 

В) «Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланяюсь. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе в грязи ему и кланяюсь; при всех ему кланяюсь» В) Кабаниха 5. О ком говорят герои пьесы? «Ты у нас антик, химик!» «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив». «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все». А) о Тихоне

 

Б) оКулигине

 

В) о Диком

Урок 3. «Гроза». Жертвы «темного царства».

 

Цель урока - дать характеристику жертвам «темного царства».

Задачи урока: проанализировать «говорящие» фамилии героев пьесы, выявить систему действующих лиц произведения, определить главные черты характера жертв «темного царства», их сходство и различие, установить причины.

План урока:

1. Кулигин

2. Ванька Кудряш

3. Варвара

4. Тихон

5. Борис

Кулигин

Мещанин Кулигин — талантливый и умный человек. Он чувствует и понимает красоту природы, знает «старинную» поэзию и часто в разговоре цитирует строчки из любимых произведений. Кулигин и сам умеет писать стихи: «По-старинному, сударь. Поначитался - таки Ломоносова, Державина...»- признается он Борису.

Кулигин - механик-самоучка, однако в голове у него не только мифический проект - изобретение вечного двигателя. Он обладает реальными техническими знаниями и мог бы сделать для города много полезных вещей, но у него для этого нет денег.

Кулигин прекрасно видит недостатки калиновского общества, однако не считает нужным вступать с ним в открытую борьбу: «Лучше уж стерпеть». У него нет сил и мужества, чтобы преодолеть навязанные с детства стереотипы.

Словарь

Кулигин — фамилия героя намекает на реальное лицо - ученого И.П. Кулибина (1735-1818). Кроме того слово «кулига» раньше употреблялась в значении «болото».

Мещанин человек, принадлежавший к городскому ремесленно - торговому слою населения, а с 1775 г. - официальное название лиц, главным образом из городской мелкой буржуазии, составлявших в дореволюционной России особое сословие, ниже купеческого.

Ванька Кудряш

Конторщик Ванька Кудряш отличается от других героев пьесы веселым и бойким нравом. Он служит у Дикого, причем нисколько его не боится: «Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею... Я грубиян считаюсь: за что же он меня держит? Стало быть я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится».

Кудряш смышлен и остер на язык. «Эх, Борис Григорьевич, бросить надо-ть!-советует он Борису, узнав, что тот полюбил замужнюю женщину.- Ведь это значит, вы ее совсем погубить хотите... Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь больно люта».

Идеал Кудряша - веселая, свободная, сытая жизнь, и ради нее он готов на все.

Варвара

Дочь Кабанихи Варвара - веселая, жизнелюбивая девушка. Как и ее друг, Ванька Кудряш, она приспособилась к порядкам калининского общества и живет в свое удовольствие по принципу «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Варвара хорошо относится к Катерине, но совершенно не понимает ее сомнений и переживаний по поводу чувств к Борису. Она откровенно делится жизненным опытом с главной героиней, не задумываясь о последствиях: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Причем, ее обман распространяется даже на личные отношения с Кудряшом. В сцене свидания эта пара представлена как холодная, сдержанная, которая встречается не потому, что любит, а потому что так делают все.

В конце пьесы Варвара бежит с Кудряшом из родительского дома в поисках хорошей жизни, однако вряд ли ее мечте суждено сбыться. Возможно, что в старости, Варвара станет такой же как Кабаниха.

Словарь Варвара от рус. глагола «варварить» - кутить, гулять

Тихон

Сын Кабанихи Тихон - недалекий, хотя и не злой человек. Он по-своему любит Катерину, жалеет ее, учит, как ужиться со свекровью. Тихон не понимает, что его душевная неразвитость, слабоволие делают ее жизнь еще более невыносимой.

Забитый укорами матери, Тихон мечтает вырваться из семейного ада и пуститься в разгул. Только после гибели Катерины он решается открыто сказать то, о чем думает: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...».

Впрочем, зная о своем малодушии, Тихон не испытывает иллюзий насчет будущего: «Хорошо тебе, Катя. А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Словарь Тихон - от греч. спокойный

Борис

Племянник Дикого Борис по своему рождению и воспитанию не принадлежит к калиновскому миру. Раньше он жил и учился в Москве, а в Калинов приехал, чтобы получить наследство, и чувствует себя здесь чужим: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им...»

Своим внешним обликом и речью (он закончил Коммерческую академию) Борис не похож на других жителей города, однако признает над собой власть местных законов.

Полюбив замужнюю женщину, Борис не думает о будущем: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо». Он, как и Тихон, слаб и безволен, на нем, как и на Тихоне лежит вина за гибель Катерины.

Заключение

Кулигин, Ванька Кудряш, Варвара, Тихон, Борис - герои, которых объединяет не только общественное положение (они зависимы от других людей), но и черты характера: они безвольны, малодушны и ради хорошей жизни готовы пойти на компромисс с совестью.

 

Итоговый тест по уроку «Жертвы «темного царства».

 

1.Каких поэтов любил цитировать Кулигин?

A) М.В.Ломоносова, Г.Р. Державина

Б) В.А. Жукова, К.Н, Батюшкова

B) А.С, Пушкина, М.Ю. Лермонтова

2. Кому из героев пьесы А.Н.Островского «Гроза» дал следующую характеристику Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве»?

«Словом, он один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делать... Образование отняло у них силу делать пакости - правда; но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие...»

A) Кулигин

Б) Кудряш

B) Борис

3. Зачем Борис приехал в Калинов?

A) Помочь дяде в делах

Б) Увидеться с родственниками

B) Получить наследство

4. Кому из героев принадлежат следующие реплики?

 

А) «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» А) Кулигин
Б) «Мало ли у нас парней на мою стать, а то бы мы его озорничатьто отучили...» Б) Тихон
В) «Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь». В) Кудряш

5. Между кем из героев происходит следующий диалог? «Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься. -Да все - таки лучше, все покойнее; дома-то я к образам — да Богу молиться»

A) Между Варварой и Тихоном

Б) Между Варварой и Катериной

B) Между Варварой и Кабанихой

 

Урок 4. «Гроза». Образ Катерины.

 

Цель урока - дать всесторонний анализ главного женского образа в пьесе «Гроза».

Задачи: выявить историко-литературные предпосылки создания образа, дать характеристику нравственно-психологическому облику героини, обозначить место Катерины среди действующих лиц пьесы, рассмотреть критические высказывания современников А.Н.Островского, определить значение образа Катерины в творчестве драматурга.

План урока:

1. Положение женщины в России.

2. Эпоха перемен.

3. Мечта Катерины.

4. Искренность и честность.

5. Образное восприятие действительности.

6. «Горячее сердце».

7. Внутренний и внешний конфликт.

8. Герои произведения: Катерина, Кабаниха, Варвара, Борис и Кулигин.

9. Проблемы христианской этики.

10. Катерина в оценке русской критики.

11. Значение образа в творчестве А.Н.Островского.

Словарь

Художественный образ - особая форма восприятия действительности. Образ передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле. Говоря о художественных образах, чаще всего имеют в виду героев произведений.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.