Два типа подхода к педагогической деятельности. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Два типа подхода к педагогической деятельности.

2017-05-20 347
Два типа подхода к педагогической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 09.02.12

Вадим Сергеевич Михнев

Образование, его сущность, его исследование в педагогике и философии.

1. Образование, его сущность и содержание

2. Предметное поле исследований образования в педагогике и в философии

Картези рене декарт. Давайте определим значение слов чтобы тем самым освободить мир от его заблуждений.

Антисфен киник 5-6 век, надо начать обучение с изучения слова. В первую очередь слова «образование».

Образование это основное понятие педагогики. В русском языке слово образование используется в двух смыслах.

Первый смысл. Образование горных пород. Устройство, создание, организация чего-то.

Второй смысл. Это центральное понятие педагогики. Этимология этого слова: образ. Практически во всех языках это лик, изображение чего-либо. В философском значение это идеальная форма, отражение объективной реальности. Некое представление, понятие. Образование есть формирование такого понятия, образа в сознании человека или _процесс_ приобщения человека к всеобщему, т е к социально значимым представлениям, понятиям, формам поведения, ценностям. Всегда есть подъем человека над его природной сущностью. И благодаря приобщения к значимым формам, он в этой связи совершает подъем и словами Гегеля входит в сферу духа, ценностей культуры, всего того что создано и освоено человечеством.

Одновременно с приобщением сущность образования и в том, что осуществляется субъективизация всеобщего, то есть освоение, нужно субъективизировать опыт и знание в форме самознания. Это развитие, обогащение самой личности как индивида, поскольку принятое им всеобщее приобретает во мне как в индивиде уникально неповторимую форму.

Образование это формирование личности человека.

Личность человека это единство двух мер: мера общего, социального в индивидуальном и мера индивидуального, особенного в социально общем.

В философии когда мы начинаем изучать понятие, необходимо это понятие соотнести с некоторыми релевантными понятиями. Например, социализация. Образование это важнейшее средство социализации. Это процесс вхождения человека в общество, процесс освоения индивидов норм, ролей, принятых в обществе.

Этот процесс идет посредством собственной активности, когда человек приобщается к окружающей обстановке, входя в нее. Может быть социализация с помощью сторонней активности, деятельности окружающих людей, влияния родителей, друзей и т д. социализация это встраивание человека в окружающий его социальный порядок.

Обычно социализация разделяется на первичную и вторичную. Первой мы подвергаемся в раннем детстве. Вторичная это каждый последующий процесс, позволяющий социализированному семьей индивиду входит все в новые и новые структуры.

Т о человек в процессе социализации находит свое место в обществе.

Процесс социализации проходит как сознательно, т е целенаправленно, так и стихийно, т е человек действует, не осознавая дальнейших целей.

Сознательный это процесс познания самого себя.

Социализация это процесс проб и ошибок и чаще стихийный.

Человек часто в процессе социализации держит дистанцию к господствующей в обществе системе. А раз человек считает, что общество мешает, человек должен противостоять общественному давлению. Наверное прав Хабервасс, говоря, что процесс социализации не охватывает всего человека, потому что социализация процесс соответствия обществу. Но общество хочет, чтобы человек полностью ему соответствовал. Тогда такого человека мы называем лузером. Но все-таки социализация есть приближение к общественному стандарту, для чего и существует образование. Его цель подогнать человека под нормы. Если бы человек жил 150 лет, можно было бы пустить все на самотек, человек бы путем проб и ошибок сам бы социализировался. Но это не так, нужно ускорить социализацию с помощью социализации. Нужно дать человеку положительный опыт, избегая метод проб и ошибок. Образование это целе-рациональная деятельность, в чем-то опережающая реальный процесс социализации, процесс вхождения человека в роли, функции, общественный структуры. Образование необходимы процесс процесса социализации.

Образование это социальный институт (устойчивая типичное отношение людей по Дюркгейму). Оно существовала всегда, потому что социализация ограничивает мондевульские полушария стихийность социализации, предлагая наличие цели, и ускоряет этот процесс. В образовании спресован значимый опыт человека, который должен изучить каждый человек, чтобы избежать ошибок. Предавая жизненный опыт, образование готовит к жизни любого, носит общий характер, оно избавляет человека от прохождения каждого этапа человечества заново.

Образование в себя включает два необходимых процесса.

1. Обучение. Это целенаправленная деятельность, направленная на получение и усвоение знаний, умений, навыков. С помощью обучения мы развиваем знания и способности человека.

2. Воспитание. Приобщение человека к всеобщим нормам, целенаправленная деятельность по формированию, развитию определенных личных качеств человека, форм его отношений к другим людям. Это не просто рекомендации, но динамическое вмешательства в сознание человека, проблема бытия человека. Воспитание это вмешательство во всех культурах, а в буддизме воспитание не взращивают и не переделывают человека, но в буддизме выделяют только природу человека.

Обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира, с помощью него нам дается картина мира, в котором мы живем. Воспитание же это духовно-практический способ освоения мира, способ поведения, способ действия. Но обучение создает для человека предмет, знание, образ мира, а воспитание формирует сам субъект для этого предмета, этого образа мира.

Процесс образования это двусторонний процесс.

Педагогическая деятельность обладает целью обучение и воспитание. Педагогический процесс есть в любом виде деятельности. Ее компоненты субъект↔объект.

Педагогика.

Предметное поле – проблема обучение и воспитание.

Παιδος + αγυο. Вести ребенка. Современная педагогика не может содержательно отвечать этому слову. Поскольку педагогика работает с человеком всю жизнь. Есть новое неприжившееся название Антропогогика. Андрогогика (взрослый).

Сейчас педагогика относится к воспитанию всех людей. Педагогами называли раба, который следит за отпрысками знатных семей.

Педагогика это наука, которая занимается изучением закономерности процессов образования, наука о закономерностях, сущности, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Соединяет в себе эмпирическое знание, теоретическое и нормативное. Последний компонент отсутствует в математике например.

Проблема воспитания и обучения занята психологией, социологией, культурологией, философией образования. Это проекция общефилософских подходов к концепции образования людей.

Лекция 16.02.12

Педагогическая наука формировалась в русской философии. Поэтому нет ни одного видного философа который не отличился бы своей концепции.

Ведийская педагогика

Законы Ману это свод правых норм. Период 2 века до нашей эры. К тому времени сложилось 4 варны.

Цель педагогики воспитания для жизни в данной социальной нише – варны. У каждой варны свой идеал.

Для Брахмана цель – чистота и праведность.

Кшатрии должны быть мужественными смелыми.

У Вайшьи цель – трудолюбие.

У Шудры покорность.

Большая роль в воспитании принадлежит обряду.

Индусы считали что воспитание нужно начинать в дородовой стадии. Они разработали теорию пренатальой педагогики – воспитание ребенка во внутриутробном развитии. Это еще и воспитание родителей. Индусы считали что условия внутриутробной жизни играют значительную роль так как на протяжении беременности вызревает и плод и мама, а ребенок принимает социальные установки матери. Эмоциональное состояние очень сильно влияет на ребенка.

Есть масса фактов, что поведение матери в период беременности служит причиной большого числа послеродовых состояний ребенка. A la нервозность матери передается ребенку, ну или диатез. Самое опасное – отставание в умственном развитии. Такие патологии бывают у нежеланных детей. Ну или нежеланный ребенок робкий, как бы хочет вернуться в утробу.

Если ребенок желанный, то родители с этим плодом разговаривают. После рождения ребенок узнает их голос.

Надпочечники матери выбрасывают гормоны стресса в кровь. Наоборот – инфитамины.

Сразу после рождения идет обряд вкушения золота меда и масла. К губам ребенка подносят золотую серебряную медную вкусить золото или серебро мед размешанный с маслом. Мед символизирует сладкую жизнь, а масло доброту.

Между 10 и 12 днем обряд наречения имени. То есть на 11 день. Имя в индийской культуре говорит о сословной принадлежности. У шудры презрительное имя.

Имя имеет большое значение для его развития. Есть мнение что человек болеет часто если не любит свое имя. Человек с именем получает душу. У Флоренского есть об «энергийности» имени. Имя выбирают по ассоциации.

Имя это способ социализации. Жать имя = сделать человека существом социальным. В этом есть статус и социальная принадлежность. В имя вкладывают пожелание.

Самый важный обряд посвящение это Упанаяма. 8 для брахманов. 11 лет для кшатриев, 12 дня вайшьи. Значение – дважды рожденные. Шудры этот обряд не проходят и являются единожды рожденные. Мало родить, надо официально быть принятым в варну.

По законам Ману шудры как бы не рождались. Педагогическое значение – начинается пора пдеагогическая. Дважды рожденные учатся – изучают веды.

Традиция в уподоблении ученика учителю – гуру. основная форма обучения – заучивания вед. Ученик живет в доме гуру. Тесный контакт ученика и гуру, слово которого непререкаемо. Контроль над чувствами, устные экзамены. Урок мог начаться (следующий) если отлично наешь предыдущий.

Даются знании от дхармы и артхи. (материальная выгода). Индус хотел и того и того.

Если не знаешь вед, не будет мудрости, не будет мудрости, не будет йоги – дисциплины.

Греки

Идея универсума, описанная еще у милетцев и у стоиков. Универсум есть κοσμος. Это прекрасное и завершенное целое. Универсально развитый человек который сам есть космос.

Для греков характерен идеал человека, который сочетает в себе единство гармонию с одной стороны атлетизма, с другой калокагатии. καλις – прекрасный. Αγατος – добрый.

Гармония интеллектуального и физического.

Платон

Смысл жизни есть достижение блага. Приближение к идее блага возможно путем обучения и воспитания. Образование от стадия рождения. Поскольку земная жизнь соприкасается с другими людьми этому надо уделить особое внимании. Человек должен признавать что индивидуальность не только я но и другие люди но делать это нужно так чтобы не было ущемления своей индивидуальности. Центральная идея Государства – спасение индивидуальности. По Платону надо достичь гармонии индивидуальной цели и социальной.

Лекция 01.03.12

Одна из центральных идей Платона как сохранить индивидуальность свою и чужую. Политея это результат зависимости друг от друга. Тем не менее задача в этом обществе не ущемить ничью индивидуальность. Для этого необходимо настроить Псюхе. У души три части: разумная, аффективная, низменная (псюхэ) вожделения. Победа высшего возможна благодаря образованию.

Задатки сами по себе не открывают путь в сословие стража философа земледельца или ремесленника. Рабы это говорящие орудия. Необходимо образование. Самое лучшее при плохом образовании становится особенно плохим.

Общественное становление структура общества гармония в обществе зависят от человека и образования, которое есть функция государства. Наиболее ярко эта социальная функция отражается в пещерной притче.

Надо освободить людей от заблуждений чтобы у них было такое состояние души, что они могли бы узреть вещи в свете истины. Чтобы люди узрели истину надо

1. заставить людей изменить направление взглядов.

2. Людям надо изменить себя.

3. Отречься от предрассудков, в которых живут люди.

4. Надо привыкнуть к ослепительному света солнца. Этот акт привыкания есть акт трудный. Это переход из темноты в свет.

Это процесс неторопливый основательный постепенный. Так как происходит изменение бытия человека. Суть этого процесса называется пайдейя. М. Хайдеггер рассуждает в «Бытии и времени» и считает, что слово это с трудом передается переводу, потому что в нем слишком много оттенков и дает интерпретацию: пайдея это изменение поведения человека в его существе и ближе всего перевод образование или воспитание. Образование есть переход из тьмы к свету. Противоположный процесс апейдепсия. Это наоборот «ненаправленность» к образованию.

Пайдея процесс трудный, поэтому по Платону образование есть принуждение и это функция государства. К истине ведения философия поэтому философия есть пайдейя. Философия это наука об образовании. Философия солнце свет истина, является источником этого света, поэтому образование есть самая главная функция государства. Именно государства устанавливают системы образование, эта система подчиняется последовательности. Надо учить в соответствии с той структурой, которая имеет социальную необходимость. Философов одному, ремесленников другому и воинам третьему. Должна быть стабильность в государстве, цензура для музыки стихов, потому что воину не нужна сентиментальная мусика или лирические стихи. Философу не нужно усиленно заниматься гимнастикой. Но все равно каждый индивид должен изучить свое дело в интересах целого.

Аристотель

Стогелит прозвище так как он из Стогира. Платон мне друг но истина еще больший друг. Огромное значение придавал образованию. Воспитатели достойны большего уважения чем родители. Потому что если родители дают жизнь, то воспитатели дают достойную жизнь. Ввел понятия: Ликей, Лицей. Гимнасия.

Совпадения с Платоном: обучение и воспитание дело государства.

Аристотелевская концепция человека: животное общественное. Тело животное и частично человеческая душа. Если убрать псюхе то будет животное. Поскольку у человека есть грубые инстинкты, то у него есть и возвышенные качества бога. И это создает двойственную природу человека. И он выбирал что будет развиваться, нужно достичь баланса. Когда это сделано можно говорить об идеальном человеке. Для достижения этого баланса надо научиться правильно мыслить потому что власть (сила) человека в мышлении. Необходимы ясные суждения о смысле жизни, гармония человека с космосом обществом и самим собой. Отец логики. Отец экономики.

Чтобы у человека были ясные суждения, необходимо образование. Задача конкретного человека и его образования: развить и завершить природу человека, дать то, чего у него нет в природе.

Образование дело не частное а государственное. Оно необходимо потому что когда человек наедине с собой, то он склонен к крайностям. То его тянет на сладкое то на кислое &c. Аристотель утверждает что человек должен избегать крайностей. Распознать крайности значит найти золотую середину.

Особенно образование надо тем у кого нет самодисциплины потому что они не знают как устроить счастье и жизнь.

Счастье есть привычка ума. Цель образования это миссия индивида, а сделать счастливым это задача государства.

Выступал против специализации.

Учебный процесс не должен превращаться в забаву.

Жомашнее задание: написать эссэ 1 стр А4 «какова цель образования в древней греции: развитие интеллекта или гражданственность?» обоснуйте ваш ответ ссылками на педагогические идеи философии платона и аристотеля.

Схоластика

В первую очередь умеренное ее крыло –

Аквинат.

13 век. Расцвет схоластики. От слова schola. Схоластика исходила из того что догматы и принципы веры уже установлены поэтому задача другая – у Августина уверовать, а у схоластов – рационализировать веру. Доказать что принципы веры это разумное знание.

Рациональное познание возможно через божественное озарение. В схоластике мы имеем решение 2х основных вопросов:

1. Соотношение веры и знания.

2. Вопрос об универсалиях.

Аквинат указывает на 43 способа познания Бога:

1. Познание путем созерцания. Я не вижу окно это размышление окна (это внечувственное познание идей, непосредственно связано с интуицией, a la откровение).

2. Познание при помощи естественного разума. То есть это рационально постигаемые догматы. Например, Бог един. Отсюда строится космологическое доказательство бытия мира. Каждое явление имеет причину и в конце концов мы приходит к высшей причине – Богу. «Если разум приходит к выводам противоречащим откровению, виноват разум». A la познание троичности Бога.

3. Познание при помощи веры.

Вера и знания о Фомы различаются, хотя не противоречат друг другу. У Фомы познание Бога тоже есть цель образования как и у Августина. Но если у Августина познание есть только вера, но здесь познание Бога это еще и интеллектуальное размышление и видение. Это совершенно новый христианский педагогический идеал. Ты не только понимаешь но и можешь доказать.

Томисская педагогика ориентирована уже на разум и занние а не только на веру. Разум сущестует в созерцании и субстанция этого содержание есть сущность бога. А если ты знаешь nxj есть бог и стремишься к нему то ты уподобляешься ему.

Аквинат как и аристотель… высшая цель целовека есть илея блага – Бог. Человек должен стермиться к благу то есть к Богу, познать его. Достижение блага хависит т самого челоека. Если человек размыляет о нем стремиться он достигает блаженства и уподобляется ему.

Аквинат определяет добродетели. Три нравоучительные: вера надежда любовь. И четыре человеческие: мужество умеренность справедливость благоразумие. Потмо были расписаны не только ценности и преобрели протвиоположности в 7ми смертных грехах. Это высочайший уровень христианский образования поому что все тут расписано.

Но на практике схоластика вырождалась в обсуждение нелепейших вопросов a la сколько на игле поместить чертей. Спорили до мордобития. В некоторых храмах 13 14 веках есть перегородки для споров.

Это обсуждение бреда была практика средневековой жизни.

Занимались по 10-12 часов и дурели. И если не могли что-то сказать из били указками.

Средневековая школа забивала головы информацией которая не соприкасалась с условиями жизни. Гротеск на средневековую школу: гарандье франсуа, к Гардантюа пригласили магистра богослова и он 5 лет учи лазбуку.

Средневековая школа не пропускала людей с антидогматическими идеями. Все качества подавлялись. Мрачное настроение есть страшный тяжккий грех. У тебя унылый вид. Ты не веришь в спасителя. Сейчас же радуйся сука.

Яна Коменский Амон

Comenius. 1594-1670.

Он первый выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему. До сих пор во всем мире используется предложенные коменским институты как «учебный год» начинается с осени. Школьный год должен прерываться каникулами от «собаки» то есть гонять собак. Деление учебного года на четверти. Классная научная система. встали сели, повторили, напомнили,. Урок продолжительнсоть учебного делоа указки уроки.

Он как Декарт в философии, они даже знаки друг друга. И коперника в астрономии. Входило около 2 столетий

Выступил против бездумной зубрежки и вдалбливания схоластики. Прекратить равнодушие педагога. Прекратить насилие над учениками. Можно сказать что он ратовал за гуманизм педагогики. Создавал теоретическую систему в которой он провел необходимость всеобщего образования для всех детей через всю его жизнь. Век живи век учись. Три цели в этой системе:

1. Познание окружающего мира и себя. Обучение или умственное воспитание.

2. Управление собой. (нарвственное воспитание)

3. Стремление к богу. Религиозное воспитание. Бог нацеливает человека на общее, общественное.

Эти цели всегда будут стоять перед педагогикой а интсрументы могут меняться.

Стратегическая задача педагогика: гармония челвоека в мире земном и мире небесном потому что челвоек есть образ и подбие боега. И только тогда познает блаженство когда булет жить не толлько для себя но и для бога. В этом и необходиотсь всеобщего образования. Эта цель моэет быть досгнута потомоу что люди равны и человек может достичь совершения когда произошол первородный грех.

Человек может быть исправлен от греховности образованием. Это удобнее но в то же время это вера в возможности члеовека которая прокламируется поскольку утверждается что каждый человек должен жить чтобы делать всеобщую гармонию. Всеобщее воспитание возможно на оснвое всеобщей веры и потребности государства.

Комениус не был первы провоззгласивший всеобшность обращоания Лютер жто говоорил за сто лет до него. Впервые мысль о праве КЖДОГО человека на оразование чего нет у Лютера.

Возрожденческая идея: школа это кухница гуманизма или мастерская человечности. То есть все обучение должно основыываться на человечности.

Исходя из приролды человека Кор. Делит жищнь на этапы:

1. Ранне детство

2. Отрочество

3. Юность

4. &c

Но самое главно – прицип прирдосообразности. Человек часть природы и дложен подчиняться ее заокнам. Это явный натурализм поскольку природа у него творение бога значит природа путь понимания бога и принцпи природосообразности положен в познание оучение и воспитание. Познания природа есть познание бога.

Основа hgbhjljcjj, разности есть сенсуализм. То есть познание релаьности на основе чувственных восприятий. Опыта конкретный jootybq 5 чувств и восприятий и чувственных предсатвлений.

Основное ПРАВИЛО дидактики: нет ничего в интеллекте чего не было в чувствах. Поэтому нужно сначала показать чтобы из опыта человек взял на основе ощущения и освоил предмет.

Материнская школа 0-6 лет.

6-12 школа родного языка. Общеобразовательная шокла

12-18 латинская школаю гимназическое обучение.

18-254 академия или университет. Получение специальности.

 

Джон Локк 1632-1704.

Известен как философ представитель эмпиризма и сенсуализма и как политический мыслитель оставивший трактаты о двух формах государственного правления – сторонник либерализма. Его работа «мысли о воспитании». Был написан по просьбе друзей которые обратились с советом как воспитывать сына. Локка вспоминают по словосочетанию tabula rasa поскольку Локк так представлял сознание по рождению. Контентум. Сочетание: развитие тела, формирование моральных основ поведения, выбор подводящей образовательной программы на учение. Воспитание + обучение + физическое развитие. В первую роль играет представление что именно образование создает человека. Антропологический конструктивизм. Локк советует при этом родителям внимательно наблюдает за людьми и воспитывать их интересному им. Педагогическая программа имеет целевую аудиторию. Его взгляды ограничены двумя пунктами: социальная принадлежность и гендерная принадлежность. Речь идет о воспитании мальчиков и мальчиков из благородных семей – джентльменов. Англия периода Локка это страна начинающая колониальную экспансию, начинает становиться важным игроком на политической арене. Кадры имеют важные значения. Джентльмен может состояться в социальном плане в одной из этих ролей – управленец предприниматель или военный. К этим ролям обучение и готовить. Качества характера – самостоятельность инициативность независимость от внешних мнений, совокупность норм поведения, умение подчинять других своей воле и себя своей воля для решения задач. Необходимо строгое физическое воспитание. Нравственное воспитание – способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и следовать неуклонно советам разума, умственное воспитание подчиняется развитию характера и воспитывается деловой человек, семейное воспитание – обучение ремеслу. Внешние обстоятельства – среда – формирует человека, поэтому ее нужно выстроить соответствующим образом. Очень плохо относится к массовой школе. В школе пестрая толпа дурно воспитанных мальчиков. Джентльмен воспитывается дома. Огромна роль и подборка воспитателей. Описывает опрос формирование необходимых навыков послушания и уважения старших чтобы не было вседозволенности, но при этом без жесткого принуждения и физических наказаний, лишь в крайней мере. Отношения с отцом на взаимоуважении но с осознанием старшинства. Мораль из пользы личности. Поведение джентльмена разумно, руководит страстями и подчинен велению рассудка. Это можно через разумное ограничение прихотей, но давать разумно желаемое. Первоначально страх и уважение к воспитателю а потом любовь и дружба. Учитываются интересы качества ребенка. Нужно наблюдать господствующие наклонности, сообразно им должны подбираться и методы. Бороться в плоть до мер физического принуждения с ленью и капризами. Нужно понять откуда они берутся и устранить причины. Умственное обучение подчинено цели сделать делового человека. Комплексное разностороннее образование. Второй язык французский континентальный. Точные науки астрономия и география. То что преподают сейчас в военных училищах. Правоведение, бухгалтерия этика верховая езда и танцы. Каждый предмет приносит ребенку пользу и готовит его к жизни. Локк предлагал и это было в новации что в качестве мотива к обучению нужно брать любопытства а со временем нужно научиться заниматься неинтересными вещами. Локк обращал внимание и на воспитание люде из простых семей. Если джентльмен должен подчинять себе людей то массовое воспитание должно формировать привычку подчиняться. В зависимости от того где окажется ребенок из простой семьи. Школа как образовательная среда должна играть свою роль в этом смысле. Работа Локка стала педагогическим бестселлером.

Руссо – середина 18 века.

Социально-философские трактаты. Пользовался скандальной известностью. Радикальные взгляды и даже революционные. Общественные договор. Власть народа. Зло из частной собственности. Франция с точки зрения социальной реальности представляло собой очень конфликтное общество из трех сословий: духовенство и дворянство с землей и правами. Третье сословие крестьяне ремесленники и будущее четвертое сословие – фабриканты и банкиры. «Эмиль, или о воспитании» 1762. 5 детей он своих он сдал. Концепция естественного человека популярна в то время. По природе в человеке заложены все положительные характеристики но общество как социальный порядок человека портит. Представитель естественной теории воспитание. Общество будет способствовать развитию ребенка если будет иметь нужный вид. Три фактора воспитания: воспитание в широком смысле – не только формирование нравственных и поведенческих установок, но и социализация. Формирование его социального облика. Природа люди и вещи. Внутреннее развитие наших способностей это воспитание получаемое от природы. Темперамент, особенности характера. Обучение тому как пользоваться этим развитием идет со стороны людей. Приобретение нами собственного опыта относительно предметов дающих нам восприятие это восприятие со стороны вещей. В полной власти только второе а третье под нашим контролем только косвенно поскольку каждый учится на своих граблях. Воспитание должно строиться природосообразно то есть следуя естественным путем свойственным самому ребенка учитывая его индивидуальные особенности. В качестве объекта воспитания выступает индивид мужского поля по имени Эмиль. Воспитывается не семьей. Две фигуры – Эмиль – собирательный образ воспитанника – и проекция самого Руссо. Манипуляторная педагогика. Воспитатель лишь создает условия, нет директивного воспитания чтобы ребенок считал что все что он осваивает есть его собственный результат. Ошибки тоже создает воспитатель а ребенок думает что это он сам их совершил. Истинные пример свободного воспитания которое одновременно естественно. Не готовит свои собственные правила что хорошо и плохо но дает ребенку развиваться свободно устраняя все помехи. Контакт с минимумом людей. С городской жизнью познакомиться только юношей. В душе сформируется тот каркас убеждений основанный на опыте который позволит ему сопротивляться обществу. Это финал а пока Руссо говорит что воспитывать должна воспитывать природа а ребенок думает что это сам он понял. de facto воспитанник зависит от вещей. Воспитанник должен хотеть то что вы хотите заставить его делать. Целью его воспитания является общечеловеческая цель. 4 этапа:

a. От рождения до двух лет и появления речи. Главное физическое воспитание ребенка.

b. От двух до 12 лет. Период «сон разума». К отвлеченным размышлениям ребенок не способен и не надо его эти мучать.

c. 12-15 лет. Разум просыпается. Нужно уделять внимание умственному и трудовому с другой стороны воспитанию.

d. 15-совершеннолетие. Пубертатный период. Период бурных страстей. Нравственное воспитание на первом плане.

Ребенка надо закалывать не потворствовать капризам. С двух лет развивать органы чувств потому что они помогают развитию мышления. единственная книга «Робинзон Крузо». в третьем периоде главное пробудить интерес и любовь к наукам. Начинать надо с естественных наук. Развитие любознательности и активности. Участие в трудовой деятельности даст ребенку возможность понимать рабочих и нормально к ним относиться и презирать тех кто живет не за свой счет. Он должен работать как крестьянин а думать как философ. Добрые чувства суждения и воля. Воспитание доброты сострадание обездоленным и угнетенным. У Эмиля есть и продолжение.

Гельвеций Клод 1715-1771.

Прославился автором «Об уме», 1758. Рассуждает о природе разума и сознание и имело феерический успех. Осуждена Папой, парламентами и тираж сожжен. 1772 вторая работа. Последователь сенсуалистов. Человек формируется за счет обстоятельство и среды. Человек все равно сформируется так или иначе. За счет воспитания и образования можно социализацию сделать конструктивной а не стихийной. Люди не рождаются а становятся, он целиком продукты среды. Чтобы изменить человека нужно изменить среду. Нужно преобразовать социальную среду которая складывается из совокупности предметов и явлений которые способны влиять на человеку вызывать в нем приятные и неприятные ощущения и в соответствии в этим формировать его сознание его политические убеждения его моральные преставления, его эстетические вкусы. Политические факторы – форма правления и действующая власть. Какова политическая реальности такие люди и будут в государстве жить. Гельвеций политизирует с Монтескье, который говорил что география влияет на политику а политика на людей. «Характер и ум народов изменяются вместе с формой их правительств. Разные формы правительства передают одной и той же нации характер поочередно то возвышенный то низкий то постоянный то изменчивый». Таким образом в деспотическом государстве не от куда взяться нормальным людям и там ужасны нравы. Взгляды эти были для того времени новыми, для тех политических реалий особливо. Сама идея несколько наивна поскольку политика меняется медленно но то что изменив политику можно трансформировать человека было яркой новацией. Образовательные реформы предшествуют реформам политическим. Он впервые четко об этом заговорил. Ранее предполагалось что можно поставить цель в образовании и ее достичь. Гельвеций говорит что воспитать можно но индивидуальная образовательная траектория остается индивидуальной потому что она зависит от совокупности событий происходящих в судьбе человека. Случайность зачастую влияет на конечный результат воспитания. Да и как выделить результат если человек учится всю жизнь. И этот вероятностный компонент тоже очень важен. Эти два основных тезиса которые важны, остальные для нас второстепенны. Школы должны быть светскими. Образование должно быть равным в том числе и для женщин. Образование должно быть государственным. Век спустя и было светское государственное массовое образование без выраженной гендерной специализации.

17-18 век. Увеличивается число грамотных людей в Европе. Например во Франции была треть мужского населения грамотна и 15 процентов женщин а к концу 50 процентов и треть населения женского. Увеличено количество образовательных учреждений формируется система образования в привычном для нас понимании. Дают они начальное и среднее образование. Увеличение грамотности. Лавинообразно. Рост спроса на книги рост производства книжной продукции. А это расширяет границы общественного сознания. Возникает феномен публичной библиотеке которые были раньше только в монастырях.

 

Лекция 22.03.12

Просвещение.

Кант «о педагогике». 4 тома.

Иоганн Генрих Песталоцци

«Леонард и Гертруда» как Гертруда учит своих детей. Лебединая песня Песталоцци.

«Философская пропедевтика».

Гегель «работы разных лет в двух томах».

Свобода равенство братство господствующие идеи для рвущийся к власти буржуазии.

Гельвеций Клод.

Потом буржуазия не похоронила эти ценности, еще о них говорит но ставит превыше всего прибыль.

Кант

Кант учитель учителей потому что сказал новое о субъективной значимости познания о нравственном долге человека. Строить философию и педагогику не отталкиваясь от практической философии Канта невозможно.

Кант всю жизнь преподавал. 1747 начал эту деятельность.

Член сената и ректор. Кафедра его – философии и педагогики. Когда он читал педагогику студенты записывали и незадолго до его смерти они эти работы издали. Он уже не мог их править редактировать.

Кант придает образованию и педагогике исключительное значение. «Два человеческие изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать».

Воспитание это усовершенствование человеческой природы. Только благодаря ему человеческая природа может приобрести форму которая будет соответствовать человечности. Дети должны воспитываться не для настоящего а для будущего состояния рода человеческого. Поскольку идеал человечности с течением времени меняется, должна меняться и теория образования. Каждое поколение совершенствует идеал и должна вносить изменения в образование. Достижение идеала человечности воспитания сталкивается с препятствиями:

1. Родители заботятся о семье. Не вырабатывается подход к общему идеалу человечности

2. Правители заботятся о своих государствах и не ставят в целях всеобщее благо.

Теория образования включает в себя:

1. Дисциплина

2. Культура

3. Развитие ума и общительности (обучение)

4. Развитие нравственных понятий и чувств или воспитание в целом.

О физическом воспитании человека. Взгляд канта отличается от Руссо. Природа человека настолько совершенна что чем менее на нее воздействовать тем совершеннее будет человек. Кант же говорит что человек по своей природе животное со всеми инстинктами в том числе и злыми. Нужно применять с самых ранних пор применять дисциплину. Если этого не делать то он будет дикарем. Так как дикость это независимость от закона.

Дисциплина же подчиняет человека законам человечности и заставляет чувствовать власть человечности и человечества, поэтому дисциплину надо применять как можно раньше иначе трудно потом переделать человека.

Кант как и Руссо настаивает что матери должны сами кормить детей объясняя это физиологическими соображениями.

Рекомендует строго следить за питанием ребенка.

Как и Руссо рекомендует не держать ребенка в тепле.

Указывает на вред пеленания.

Резко осуждает покачивание.

Не следует тот час же бежать на крик ребенка.

Осуждает ходули и помучи для обучения ребенка хождению.

Ребенок сам должен в


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.