В каких случаях целесообразно применение метода медиации? — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

В каких случаях целесообразно применение метода медиации?

2017-05-23 866
В каких случаях целесообразно применение метода медиации? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Посредничество, медиация

Посредничество, медиация

Юридическая фирма ООО "Центр правового обслуживания" предлагает услуги по медиации (посредничеству) при переговорах сторон.

Медиация - это процесс переговоров сторон, организованный нейтральным лицом - медиатором, на нейтральной территории, с целью достижения соглашения сторон по разрешению спора.

Медиатор не является ни переговорщиком, который представляет одну из сторон, ни арбитром, который принимает ультимативное решение. У медиатора нет принуждающей силы, он не принимает решений и не устанавливает, кто и что должен получить.

Контрастируя с системой навязывания, такой распространенной в нашем обществе, медиация является безобвинительным, не обязывающим процессом. Другими словами, медиатор не судит и не принимает решения.

Медиатор может помочь сторонам:

  • организовать процесс переговоров;
  • рассмотреть каждый аргумент и найти решение для самых "горящих" аргументов;
  • разделить людей и проблему;
  • исследовать все перспективы;
  • "построить мост" между сторонами;
  • увидеть выход из конфликтной ситуации.

Медиация - это добровольный конфиденциальный процесс, в котором нейтральная третья сторона помогает в достижении двусторонне согласованного решения для разрешения конфликта. Это также полезный инструмент для избежания возможного конфликта или принятия решений.

Медиатор фокусируется на настоящих и будущих нуждах и интересах сторон, а также на нуждах тех, кто может быть потенциально затронут принятием соглашения сторон. Роль медиатора - создать безопасную и нейтральную среду, усилить эффективность коммуникаций между сторонами, и привести их к их собственному решению.

Зачем нужна медиация?

В большинстве случаев, если люди могут разрешить проблему путем обсуждения и переговоров, они достигнут более быстрого и лучшего результата, чем при альтернативе - в противостоянии или судебном разбирательстве. Но, в большинстве случаев, им это не удается без помощи кого-то третьего. Сильные эмоции, враждебность, тактика противостояния, принципы, различия в положении- может существовать большое количество препятствий для конструктивных переговоров.

Даже если соглашение не достигнуто, вовлечение в процесс медиации повышает понимание и удовлетворение сторон-участников: медиация оказывает положительное влияние на восприятие участников и их действия в судебном процессе.

Современный метод медиации работает так:

Стороны встречаются вместе с медиатором. После того, как медиатор приглашает каждого занять места и разъясняет им правила процедуры, каждая сторона представляет свою позицию. Медиатор, уже знакомый с базовыми позициями сторон по информации, предварительно предоставленной сторонами, может задавать вопросы и давать комментарии, чтобы достичь уверенности сторон в том, что он правильно понимает их позиции. Часто это достигается путем перефразирования заявления с разных точек зрения. Это также позволяет сторонам посмотреть на предмет с позиции, которая могла ими ранее не рассматриваться. Каждой стороне предоставляется возможность задать вопросы и сделать комментарии после того, как высказалась другая сторона.

Стороны разделяются и занимают разные помещения - обычно это две рядом расположенные комнаты с условиями, значительно более комфортными, чем зал судебного заседания. Медиатор встречается с каждой стороной отдельно, помогает им пересмотреть и проанализировать дело, затем получает полномочия донести информацию и предложения до другой стороны, и так многократно. Медиатор необязательно ищет какое-то законодательно связанное решение. Вместо этого рассматриваются интересы, нужды, заботы обеих сторон и затем разрабатываются с тем, чтобы все нужды были удовлетворены как можно полнее. Не удивительно, что круг потенциальных решений выходит за рамки всех ожиданий в этом уникальном живом, синергетическом процессе.
стороны двигаются к решению, почти никогда не встречаясь, пока не приходит время подписывать соглашение.

Письменное соглашение является часто практической целью медиации, но не обязательно конечной и самой важной. Как бы то ни было, после того, как оно было составлено и подписано сторонами, оно становится обязывающим документом. Чаще всего, в медиации участвуют юристы, адвокаты сторон.

История медиации

Использование посредников для разрешения споров отмечается с древних времен, историки отмечают подобные случаи ещё в торговле финикийцев и Вавилоне. В Древней Греции существовала практика использования посредников (proxenetas), римское право, начиная с кодекса Юстиниана (530—533 н. э.), признавало посредничество. Римляне использовали различные термины для обозначения понятия «посредник» — internuncius, medium, intercessor, philantropus, interpolator, conciliator, interlocutor, interpres, и, наконец, mediator.

В некоторых традиционных культурах к фигуре посредника относились с особым уважением и почитали наряду с жрецами или вождями племени.

Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине 20 столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании, после чего начала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.

Области применения медиации

1. Меж- и внутрикорпоративные споры;

2. Споры в банковской и страховой сфере;

3. Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;

4. Конфликты на работе;

5. Семейные споры;

6. Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;

7. Медиация в образовании;

8. Межкультурные конфликты, и многое другое.

Виды и техники медиации

  • Медиация, ориентированная на решение проблем (problem-solving or settlement-directed approach)

Основной особенностью этого подхода является сосредоточенность на интересах людей, а не на позициях: позиция — это исход конфликта, который сторона заявляет как наиболее предпочтительный; интересы — цель, которая должна быть удовлетворена или достигнута. В рамках данного подхода медиатор вначале предлагает сторонам изложить свои позиции, а уже потом помогает им признать, что у сторон существуют общие интересы и потребности.

  • Трансформативная медиация (transformative approach)

Данный подход позволяет участникам определить ход медиации, в то время как медиатор следует за ними (а не наоборот, когда участники следуют указаниям медиатора). В данном случае, в центре внимания — общение сторон, предоставление им возможности по-новому взглянуть на происходящее и понять это сердцем, а не только разумом. Здесь ключевыми компонентами являются слышание и слушание: именно это помогает участникам конфликта пережить некую «трансформацию» и прийти к взаимопониманию, что, в свою очередь, способствует признанию ими потребностей друг друга и более чуткому отношению к таким потребностям.

  • Нарративная медиация (narrative approach)

Нарративный подход основан на убеждении в том, что медиаторы и участники конфликта оказывают продолжительное влияние друг на друга в ходе диалога, то есть сам процесс выглядит как процесс, в ходе которого участники излагают свой взгляд на происходящее.

  • Экосистемная или семейно-ориентированная медиация (ecosystemic or family-focused approach)

Данный подход к медиации хорошо подходит для урегулирования семейных конфликтов потому, что основной задачей в ходе разрешения подобных конфликтов является помощь семьям в преодолении грядущих перемен и сохранении нормальных отношений с детьми. Этот подход также применим к межкультурным конфликтам и спорам между людьми разных поколений.

  • Медиация, основанная на понимании (understanding-based approach)

Главная цель этого подхода заключается в разрешении спора посредством понимания, так как более глубокое понимание сторонами их собственных перспектив, приоритетов и интересов, как и перспектив, приоритетов и интересов всех других сторон, делает их способными совместными усилиями преодолеть возникший между ними конфликт. В рамках данного подхода ключевое значение имеет ответственность сторон за те решения, которые они принимают. Такой подход предполагает, что именно сами участники, а не профессионалы, наиболее полно представляют себе суть спора и имеют наилучшие возможности найти решение.

  • Восстановительная медиация (restorative mediation)

Этот подход, являющимся близким по смыслу с «понимающим», сформировался как самостоятельный именно в России и вытекает из более широкого подхода к правосудию в целом — «Восстановительное правосудие». "Восстановительная медиация направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах-участниках конфликта, и в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений, восстановление внутриличностных статусов участников конфликта. Таким образом, основная задача медиатора — не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договора.

  • Оценочная медиация (evaluative approach)

Медиатор влияет на процесс медиации, оценивая происходящее, а при определенных обстоятельствах и оказывает влияние на результат диалога, при необходимости предлагая свои варианты разрешения конфликта

Онлайновая медиация

Основная статья: Онлайн-урегулирование споров

Медиация с помощью Интернет-технологий является одной из разновидностей медиации. Использование Интернет-технологий расширяет возможности медиаторов в спорах между лицами и организациями, которые удалены друг от друга или в силу иных причин (например, инвалидности) не могут принимать непосредственное участие в процедурах медиации, а также в ситуациях, где значимость спора не оправдывает стоимость личного присутствия медиатора. Онлайновая медиация может также оказаться полезной в качестве предварительной фазы основного процесса медиации — например, в ситуациях, где важную роль играет фактор времени, для начала подготовки сторон и проведения процедуры мозгового штурма.

Медиатор и фасилитатор

  • Медиатор (посредник) — человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор. В некоторых школах медиации медиатор может играть более активную роль, в то время как в других роль медиатора сводится в основном к фасилитации (содействию).
  • Фасилитатор отвечает за организацию переговоров (следит за соблюдением регламента и структурой процесса), содействует сторонам при их проведении.

Образование в области медиации

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.  

Медиация в Казахстане обрела официальный статус в 2011 году, хотя на практике в ограниченном объёме применялась в течение нескольких лет до того.

Кодекс поведения медиаторов

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.  

Медиация в мире

Медиация в США

Экспериментальные программы медиации с использованием добровольцев-медиаторов начались в США в начале 1970-х в нескольких крупных городах. Они оказались настолько успешными, что сотни других программ были проведены по всей стране в следующие 2 десятилетия, и в настоящее время практика медиации широко распространена в Соединенных Штатах.

Судебная практика США ориентирована на то, чтобы большинство споров разрешалось добровольно до суда, а судья может прервать суд и посоветовать сторонам поработать с медиатором[2]. Без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса в этой стране не проходит ни один серьезный переговорный процесс, выпускаются журналы, освещающие проблемы медиации («Ежеквартальный журнал по медиации»). Существует Национальный институт разрешения диспутов, который занимается разработкой новых методов медиации, действуют частные и государственные службы медиации. Большое влияние имеет Американская арбитражная ассоциация (American Arbitration Association), которая утвердила свои Правила третейского разбирательства (арбитража) и медиации, используемые, в том числе, при рассмотрении внутренних споров.

Медиация в Европе

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.  

Медиация в Азии

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.  

Медиация в Австралии

В Австралии до недавнего времени не существовало национальной системы аккредитации для ADR -организаций, однако, после Национальной конференции по медиации в мае 2006 года, началось формирование национальной системы стандартов аккредитации в области медиации[3]. Представители ADR -организаций признают, что медиаторы (в отличие от арбитров или посредников) должны иметь профессиональную аккредитацию. В Австралии большое количество организаций прибегают к услугам медиаторов, но клиенты медиаторов не могут получить подтверждения, что им оказываются услуги надлежащего качества. Из-за большого разнообразия услуг, оказываемых ADR -организациями, сложно выработать набор стандартов, которые могли бы применяться ко всем услугам в сфере ADR, в тоже время идет выработка стандартов для отдельных видов ADR[4]

Медиация в России

В начале XIX века в Российской империи была создана и эффективно действовала система коммерческих судов, которые в строгом процессуальном смысле таковыми не являлись. Это связано с тем, что не менее половины судей избирались из представителей купечества не ниже 1-й или 2-й гильдии. А сам процесс в коммерческом суде проходил в форме примирительного разбирательства и применялись в основном нормы обычного права. В отчетах коммерческих судов Российской империи середины XIX века употреблялся термин «медиатор» и указывалось на полезность разрешения торговых споров с участием медиатора[5]. После 1917 года практика использования медиаторов была ликвидирована по политическим и идеологическим соображениям, и первые попытки её восстановления начались лишь в 1990-е годы, но на протяжении 20 лет они не имели правовой основы.

В настоящее время в России применение медиации в арбитражных и гражданских судах регламентируется Федеральным законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 года.

Этим законом устанавливается внесудебная процедура урегулирования гражданско-правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов) как альтернатива судебному или административному разбирательству. Определяется сфера применения — урегулирование гражданских, семейных и трудовых споров. При этом процедура медиации не может применяться в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы (например, по делам о несостоятельности (банкротстве).

Устанавливаются требования к соглашению о проведении процедуры медиации. Соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения: о сторонах, предмете спора, медиаторе (медиаторах) или организации, осуществляющей оказание услуг по проведению процедуры медиации, порядке проведения процедуры медиации, условиях участия сторон в оплате расходов, связанных с проведением процедуры медиации, сроке проведения процедуры медиации (он не должен превышать 180 дней). При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры к тому, чтобы указанная процедура была завершена в срок не более 60 дней.

Назначение медиатора производится по взаимному соглашению сторон, а услуги по проведению процедуры медиации могут оказываться как на платной, так и на бесплатной основе. В законе прописаны также процедуры медиации — внесудебная, досудебная и судебная, предусматривающая проведение процедуры медиации на любой стадии судебного разбирательства. Устанавливаются требования к медиаторам, деятельность которых может осуществляться как на профессиональной основе (лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством РФ), так и на непрофессиональной основе (лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости), а также особенности правового положения саморегулируемых организаций медиаторов и их основные функции.

Помимо этой сферы применения медиации, существует совсем другое направление деятельности, которое заключается в создании школьных служб примирения, членами которых становятся сами ученики школы. Они обучаются навыку медиации и образуют самостоятельную форму школьного самоуправления. Благодаря этому в школах, где функционируют такие службы, повышается степень ответственности и коммуникативной компетентности среди обучающихся.

[править] Литература

  • Бесемер, Христоф. Медиация: Посредничество в конфликтах / Перевод с нем. Н. В. Маловой — Калуга: Духовное познание, 2004. — 176 с.
  • Ватцке, Эд. «Вполне возможно, эта история не имеет к вам никакого отношения…»: истории, метафоры, крылатые выражения и афоризмы в медиации — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009. — 144 с. ISBN 978-5-98872-013-3
  • Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Перевод с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 226 с. ISBN 5-9614-0227-4
  • Герзон, Марк. Лидерство через конфликт: Как лидеры-посредники превращают разногласия в возможности / Пер. с англ. Павла Миронова. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. — 344 с. ISBN 978-5-902862-72-7
  • Ломанн, Фридрих. Разрешение конфликтов с помощью НЛП: Техники улаживания конфликтов и ведения посреднических переговоров, консультирования пар и медиации методами Вирджинии Сатир, Джона Гриндера и Тиса Шталя: Учебник и сборник упражнений — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 200. — ISBN 978-5-903070-12-1.
  • Медиация — искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Составители: Г.Мета, Г.Похмелкина / Перевод с нем. Г.Похмелкиной. — М.: Издательство Verte, 2004. — 320 с. ISBN 5-94866-002-8
  • Паркинсон, Лиза. Семейная медиация. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. — 420 с. ISBN 978-5-98872-012-6
  • Пель, Махтельд. Приглашение к медиации. Практическое руководство о том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009. — 400 с. ISBN 978-5-98872-017-1
  • Сасскайнд Лоуренс, Шамликашвили Цисана, Демчук Артур. Менеджмент трудных решений в XXI веке: Секреты построения консенсуса, или Как сделать так, чтобы довольны были все. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009. — 208 с. ISBN 978-5-98872-015-7
  • Хертель, Анита фон. Профессиональное разрешение конфликтов: Медиативная компетенция в Вашей жизни — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 272. — ISBN 978-5-903070-11-4.
  • Хертель, Анита фон. Р-р-р-р! Почему мы спорим друг с другом, и как мы можем извлекать из этого пользу — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2008. — С. 176. — ISBN 978-5-903070-17-6.
  • Шамликашвили Цисана. Медиация как метод внесудебного разрешения споров. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2006. — 86 с. ISBN 5-98872-002-1
  • Загайнова С. К., Ярков В. В. Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» — Москва-Берлин: издательство Infotropic media, 2011. — 231 с. ISBN 978-5-9998-0046-6

Медиация, в праве — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Имеет определенные условия и правила ведения, очередность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:

  • добровольность,
  • конфиденциальность,
  • взаимоуважение,
  • равноправие сторон,
  • нейтральность и беспристрастность медиатора,
  • прозрачность процедуры.

Восстановительная медиация.

Идея и технология восстановительной медиации разрабатывается специалистами Центра «Судебно-правовая реформа» (г.Москва)
Понятие восстановительной медиации. Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

В рамках программ восстановительного правосудия нейтральный ведущий (медиатор) организует встречи конфликтующих сторон или жертвы и правонарушителя. Эти встречи, предполагающие добровольное участие каждой из сторон, помогают найти выход из ситуации, загладить вред, причиненный преступлением. Результатом данных встреч должны стать признание участниками несправедливости происшедшего, принятый совместно самими участниками способ выхода из ситуации, а в случае преступления - понимание правонарушителем последствий содеянного и нормализация состояния жертвы, составление и реализация соглашения о способе заглаживания вреда с участием правонарушителя.

В осстановительное правосудие как идея и технология признано на международном уровне. Комитетом министров Совета Европы 15 сентября 1999 года принята Рекомендация № R (99) 19, посвященная посредничеству в уголовных делах, где освещаются основные принципы, правовая основа, вопросы организации и развития посредничества в уголовных делах. Организацией ООН ECOSOC принята «Декларация основных принципов использования программ восстановительного правосудия в уголовных делах». Центр «Судебно-правовая реформа» является членом Европейского Форума по восстановительному правосудию.
С 1998 по настоящее время Центр ведет работу в России и в странах ближайшего зарубежья по продвижению идеи и технологии восстановительного правосудия.

Более подробнее смотрите в нашей библиотеке, а также в Вестниках восстановительной юстиции, расположенных в разделе библиотеки "Восстановительное правосудие: концепция и проблемы".

Возможно, в скором будущем 14 мая в России объявят днем медиатора. Именно в этот день — 14 мая 2010 г. — Государственная Дума в первом чтении приняла первый в нашей стране закон, посвященный медиации.

Данный закон долго ждали (напомним, это четвертый подобный законопроект: три предыдущих так и не смогли выйти в парламенте на первое чтение). Ждала вся юридическая общественность: практикующие медиаторы, их объединения, судьи, адвокаты, ученые. О накале страстей вокруг законопроекта свидетельствует уже сама дискуссия, которая развернулась на заседании Госдумы.

Накануне

Примечательно, что еще до объявления итогов голосования по проекту эфир наводнили восторженные комментарии. Так, в своем очередном интервью Цисана Шамликашвили, президент Научно-методического центра медиации и права, председатель подкомиссии Ассоциации юристов России, утверждает: «Внесение на рассмотрение законопроекта о медиации является значимым для юридического сообщества и свидетельствует о том, что институт медиации признан на государственном уровне. Это хороший стимул для дальнейшего внедрения и развития этого института в стране. Имея законодательную базу, процесс станет более эффективным, позволит участвовать в нем широкому кругу профессионалов. Ведь мы сегодня говорим о медиации как об инструменте, который можно использовать в комплексной работе для создания системного подхода к предупреждению и разрешению конфликтов» (Козлова Н. Не судимы будете. Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении закон о медиации // Российская газета. 14 мая 2010 г.).

Знакомясь с «президентским» законопроектом, трудно не согласиться с автором комментария насчет того, что в случае принятия закон откроет «широкий простор» для деятельности профессионалов — многочисленных сертифицированных медиаторов (на сегодняшний день их обучено несколько сотен, но работой обеспечены лишь немногие).

Читая такого рода комментарии, не искушенный в юриспруденции гражда­нин-предприниматель вправе задать ряд законных и обоснованных вопросов. А что мне в ближайшее время даст этот закон? В состоянии ли представленный в парламент проект в случае его принятия обеспечить реализацию тех задач, которые сам же и определяет, а именно «развитие партнерских деловых отношений, формирование этики делового оборота, гармонизацию социальных отношений», и, наконец, разгрузку судебной системы? Способен ли он стать «инструментом, который можно использовать в комплексной работе для создания системного подхода к предупреждению и разрешению конфликтов»?

Изучение комментариев ведущих российских специалистов по обсуждаемой проблеме — в отдельном номере «Третейского суда» они высказались относительно качества предложенного депутатам Госдумы законопроекта (Третейский суд. 2010. № 2 (68) — не позволяет дать утвердительный ответ ни на один из поставленных выше вопросов.

 

Ход дискуссии

Анализ материалов обсуждения законопроекта депутатами Госдумы 14.05.2010 располагает к его более чем критическому восприятию. Примечательно, что в ходе рассмотрения законопроекта парламентарии быстро обнаружили его «наиболее слабые места» и их комментарии на этот счет во многом совпали с замечаниями экспертов.

Попытаемся воспроизвести ход состоявшейся в Госдуме дискуссии более подробно. Слушание проекта началось с обстоятельного доклада полномочного представителя Президента РФ в Госдуме Гарри Минха, который также упомянул о загруженности российских судов. Кроме того, по его мнению, законопроекты (вместе с интересующим нас проектом закона Президент РФ внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)») дадут возможность наладить отношения между бизнесом и судами. «Худой мир лучше доброй ссоры», — привел он известную поговорку.

Также Г. Минх напомнил, что вопрос о введении медиации был признан актуальным на 7-м Всероссийском съезде судей, который проходил в декабре 2009 г. Проекты закона регулируют споры, связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, а также споры, возникающие из трудовых отношений. При этом процедура медиации может быть задействована после возникновения споров, рассматриваемых в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства. Важно отметить, что процедура медиации может применяться только при волеизъявлении двух сторон и не может, если «споры затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы».

Медиатор — это лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании, для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. «Медиатор является арбитром. Он помогает найти решение, которое устроит стороны», — подчеркнул Г. Минх. Медиация делится на внесудебную, досудебную и судебную, названные законопроекты в большей степени регулируют два последних вида. Было также обращено внимание на то, что при медиации сохраняется конфиденциальность всей информации. Определяется, что если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации до передачи дела в суд или третейский суд, то он поддерживает такое решение до тех пор, пока стороны не решат свои вопросы.

Спорящие имеют право обращаться к медиации в любой момент при рассмотрении дела судом или третейским судом. Порядок проведения медиации устанавливается сторонами, однако в законопроектах уточняется, что «медиатор и стороны должны принимать все возможные меры к тому, чтобы процедура была завершена в срок не более 60 дней». Отдельными поправками в АПК РФ и ГК РФ, а также в Закон «О третейских судах» закрепляется, что медиация — одна из примирительных процедур, а также прописывается порядок проведения процедуры медиации на любой стадии спора. А изменением в ст. 203 ГК РФ вводится дополнение, что «течение срока исковой давности прерывается, если сторонами спора принято решение об использовании процедуры медиации».

Поправками в ст. 56 АПК РФ и ст. 69 ГК РФ оговаривается, что медиаторы являются независимыми лицами и не могут быть допрошены в качестве свидетелей о тех обстоятельствах, которые им стали известны при исполнении своих обязанностей.

В базовом законопроекте законодатели перечисляют основные требования к медиатору, который может осуществлять деятельность как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Работать на непрофессиональной основе могут дееспособные лица, достигшие 18 лет. На профессиональной основе могут быть медиаторами лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее профессиональное образование, прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов (программу будет определять Правительство РФ). Медиатор не вправе занимать государственные должности, не может быть представителем какой-либо из сторон, предоставлять какой-либо стороне юридические консультации, делать без согласия сторон заявления по существу спора, участвовать в качестве медиатора в споре, где он выступает заинтересованной стороной, в том числе состоит с кем-либо в родственных связях.

Деятельность медиаторов не может быть предпринимательской, подчеркнул Г. Минх. «Такую деятельность могут осуществлять физические лица, саморегулируемые организации», — резюмировал он (Шарпаева Е. Госдума приняла закон о медиации // Право.Ru. 14.05.2010).

Председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников констатировал, что этот закон чрезвычайно важен для судебной системы и для граждан. Он признал, что заработает закон не сразу, но выразил уверенность, что процедура медиации войдет в действие и постепенно охватит все больший круг спорящих. П. Крашенинников полагает, что необходимо внести поправки в ТК РФ и СК РФ, уточнить ст. 16 проекта закона об образовании медиатора. По его мнению, решать вопрос о специальном образовании медиатора должно не Правительство РФ, а Министерство юстиции РФ (Шарпаева Е. Указ. соч.).

Вопросы и мнения

Представленный законопроект вызвал массу вопросов у депутатского корпуса. Председательствующий Олег Морозов даже вынужден был провести специальное голосование для определения количества вопросов, которые докладчикам может задать каждая фракция Государственной Думы. После голосования на вопросы депутатов отвечали П. Крашенинников и Г. Минх.

Депутат Валентин Романов поинтересовался о механизме оплаты работы медиаторов. Г. Минх отметил, что «кому и сколько платить, будет решаться в рамках соглашения сторон», ведь медиация не может преследовать цель извлечения прибыли.

Депутат Кирилл Черкасов задал вопрос об опыте зарубежных стран в области медиативной процедуры. «Этот механизм реализуется в развитых странах уже давно и эффективно, он действует и в странах СНГ», — ответил Г. Минх, однако затруднился предоставить соответствующую статистику.

Депутат Екатерина Лахова спросила: «На каком этапе эти медиаторы смогут примирять разводящиеся пары, у которых есть дети?» Как известно, наша страна на втором месте в мире по разводам, уточнила она.

Г. Минх заметил, что если у родителей есть ребенок, то это уже третье лицо, в связи с чем его интересы могут быть нарушены при разводе, поэтому в подобных случаях медиация применяться не будет.

Депутат Нина Останина, комментируя законопроект, сказала следующее: «Разгрузит ли суды медиация, это еще не известно. Однако медиация опустошит кошельки людей, а также создается впечатление, что будет организован теневой механизм регулирования споров».

Г. Минх в ответ заявил, что процедура медиации не аморальна, она легальна и существенно дешевле, нежели обращение в суд. «Мы создаем механизм, гораздо более действенный для многих лиц, которые могут разрешить споры вне суда», — сказал представитель Президента РФ.

Далее депутаты выступили от имени фракций. КПРФ и ЛДПР выразили мнение, что медиация станет институтом «серых схем» и ударит по карману граждан.

От КПРФ выступал депутат Алексей Коломейцев. «Мы предлагаем полную коммерциализацию всего и вся. Суды специально создадут условия, когда половина дел не будет рассматриваться без медиации. Это обязательно будет платным. Закон есть дискредитация судебной системы», — подчеркнул он.

Его поддержала депутат от ЛДПР Елена Афанасьева: «Не вызывает сомнений, что медиаторы, так же как и адвокаты, будут извлекать из своей деятельности прибыль, — констатировала она, — хотя, как и адвокатские конторы, не будут иметь статус коммерческой организации».

Дмитрий Вяткин от «Единой России» призвал коллег хорошо ознакомиться с текстом законопроекта и не пугать друг друга. И рассказал притчу об апельсиновом дереве, когда проходящий мимо человек за одну минуту решил спор делящих апельсин. В этом и есть, с его точки зрения, основной смысл института медиации. Кроме того, он еще раз обратил внимание собравшихся на то, что медиатор привлекается по согласию двух сторон, добровольно.

Зарубежный опыт в этом вопросе очень интересен, продолжил Д. Вяткин. Например, в США есть практика, согласно которой суд может приостановить дело и порекомендовать сторонам обратиться к медиатору. А в Австрии медиация внесена в реестр профессий.

Депутат Олег Шеин от «Справедливой Росси


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.