Архетипотерапия: определение. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архетипотерапия: определение.

2017-05-23 324
Архетипотерапия: определение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Архетипотерапия - исцеление души на архетипическом уровне… Что же мы исцеляем, и почему при помощи обращения к архетипам?

Ту часть душевной и духовной жизни человека, которая пересекается, связана с прообразами. То есть, исцеляем мы образный мир человека, его душу как образ божий и его дух как дух божий. Душу потерявшую себя в нашем многообразном мире, потерявшую что-то в себе, потерявшую чистоту свою, получившую в процессе жизни ненужные, неоправданные примеси и включения и заблудившуюся в своих представлениях и желаниях. Можно сказать, что исцеляется мировоззрение.

Идея работы заключается в следующем: дух, душа и личность человека проявляются как состояния или через состояния сознания, (выражения: состояние души, состояние духа, и т.д.еловека проявляются как состояния или через состояния ()тственно личность). Для полноценной жизни человеку требуется некоторый минимальный набор состояний, в которых происходят необходимые события. Чем больше выбор и разнообразие состояний, тем богаче (корень «бог», возможен вариант толкования как божественней) человек, богаче его душа и, соответственно, больше для возможностей его проявления в мире и внешнем и внутреннем, и реализации желаний и возможностей.

Случается по различным причинам, что человек не имеет в своей копилке надлежащего состояния для жизни, или оно закрыто другим более сильным и не может проявиться адекватным образом. Он, несомненно, испытывает из-за этого различные неудобства, от лёгкой неудовлетворённости до нежелания жить. Возникает необходимость посвятить человека в необходимое состояние или открыть то, что в нём есть.

Для этого берутся образцовые идеальные изначальные состояния, взятые из мифологического пространства, пространства прообразов и богов. То есть - архетипы.

Определим, что здесь есть прообраз или архетип. Осмелимся утверждать, что всякий архетип есть живое существо, имеющее сознание, самосознание и, так скажем, состоящий из зрительных образов, ощущений, чувств, мыслей и эмоций, то есть это явление чувственного мира и так и переживается – в чувствах. Каждый архетип прообраз есть отражение одного из ликов Единого Творца. Каждый архетип одушевлён и одухотворён, то есть имеет чувственный и сущностный смысл.

Проживая в потоке силы сущность того или иного архетипа, человек принимает, вмещает в себя, воспринимает суть соответствующего состояния необходимого ему для решения вопроса, проблемы, задачи. Он впитывает в себя соответствующие вибрации и образы, те грани мира и жизни которых ему не хватало для полноценности, целостности.

По сути, в человеке сосредоточено такое множество образов и состояний что, наверное, и точного счёта нет. Потому возможности в проявлении архетипотерапии практически бесконечны. На всякое состояние, его отсутствие или искажение найдётся архетип, который в силах поправить дело и дать душе нужные вибрации образы ощущения и чувства, точку зрения, видение мира с той стороны, что необходима.

Есть основные потребности и сферы проявления человека относительно мира себя и себе подобных. Вокруг них и сосредоточились основные архетипы. Власть, сила, ловкость, умение, красота, мужественность, отцовство, женственность, материнство, чувственность ум, сознание, совершенство, добро зло, …

Бывает так, что волей человека, властного над этими процессами, происходит столкновение сил прообразов внутри него, им не хватает места или суть их перемешивается и мешает друг другу. В таком случае необходим трёх, а иногда и более сторонний разговор, разборка и передел влияния, осознаваемый самим заказчиком, то есть человеком.

Есть ещё отдельная статья этого процесса, когда боги говорят между собой посредством человека или сообщества людей. Сюда можно отнести всё от войны до философской дискуссии.

Соответственно надо ещё уметь видеть, чья потребность в данном случае удовлетворяется - человека или бога, что поначалу развития самосознания и круга решаемых задач, вещи совершенно разные, а потом, по мере самоосознавания и роста постепенно сливающиеся.

Из чего мы видим некую взаимообусловленность человек – архетип; человеку для жизни и достижения своих целей необходим образ действия образ жизни и состояния - архетип который приводится в действие, является в человеке его решением и волей. А архетип, как самоосознающая сущность, не может проявиться, реализоваться в явном мире без воплощения человеком.

Отнесём все примеси и заторы и загрязнения, подлежащие устранению, по причине своей к действию свободной воли души человека, исследующей, пробующей на вкус и прочность мир и себя.

Посмотрим, чем Архетипотерапия отличается от аналитической психологии К.Г.Юнга. (Точнее является, в каком-то смысле, ее продолжением). Юнг шел от архетипических проявлений в самих пациентах, а у нас получаются, на первый взгляд, наборы готовых "архетипических модулей", собранных из разных источников. И, кроме того, у нас (авторов книги) наработана некая способность, позволяющая нам сделать так, что, что пациент не просто знакомится с мифологическим персонажем культурологически, но и проживает его, что называется до мозга костей, в чувствах и ощущениях. Именно переживание архетипа целительно. Именно наличие этой вот способности (скажем сразу, что ей не так сложно обучиться) и делает всю концепцию Мифологического Сознания необычайно эффективной с практической точки зрения... Чуть более подробно расскажем о том, что же это за способность.

Мы считаем, что уже тысячи лет социум отгораживает людей от возможности проявить в себе многие архетипы (в число коих входят боги, тонкоматериальные существа, герои, стихии, духи людей, живших давно). А воссоединение с архетипами ведет к целостности. Воссоединяясь с архетипом, человек активизирует свои же (ну, а на самом деле — общечеловеческие) ресурсные качества. Во времена стародавние люди жили в непосредственном контакте с архетипами и богами. Это сейчас такая возможность воспринимается как некая особая сиддха. А, по сути, это — норма. Для человека, бодрствующего в Духе. В наше время нам придется придумывать квазинаучные объяснения этому естественному явлению. Итак, попробуем объяснить нашу «экстраординарную способность», воспользовавшись понятийным аппаратом современной философии и, прежде всего, философии языка — семиотики. Как говорил устами Парацельса Борхес в рассказе «Роза Парацельса»: «Чем только я не пользовался на своем веку. Теперь мне нужно только то, чем пользовался Всевышний, создавший небеса, и землю, и невидимый Рай. Я имею в виду Слово». У выдающегося философа 20 века Людвига Витгенштейна есть замечательная фраза: «Границы моего языка — это границы моего мира». Современная философия, в частности семиотика, рассматривает мир и человека, и любые явления, как текст. Все есть текст. Все наше восприятие — это некая совокупность картинок, звуков и ощущений. Эта совокупность — тоже своего рода текст. И сознание, и бессознательное структурированы как язык — это тоже один из основополагающих тезисов современной философии, автором которого является основатель структурализма Жак Лакан.

Опираясь на эти тезисы, сделаем небольшой экскурс в историю средних веков. Дело в том, что в университетах Европы до двенадцатого века арифметику изучали четыре года. В первый год — сложение, во второй — вычитание, в третий — умножение и в четвертый — деление. Спрашивается, что они — идиоты, что ли, были? Сейчас все это проходят в первом классе школы за пару месяцев, а они четыре года возились. А все дело в языке: тогда при вычислениях пользовались римскими цифрами, а оперировать ими чрезвычайно сложно. А вот после двенадцатого века ввели арабские цифры, и те же действия стали изучать за один — два месяца. То есть, появился более «компактный» язык, позволяющий значительно упростить сложные действия.

Скажем так — нам удалось найти (на самом же деле — вспомнить) уровень языка, то рабочее состояние, где каждое слово содержит огромную совокупность смыслов, переживаний и ощущений, намоленных и намысленных миллионами людей вокруг осей — архетипов коллективного сознательного и бессознательного. Архетипы не возникают «на голом месте». Они являются некими «резонансными пространствами» в едином энергетическом поле Универсума. И когда мы, находясь в определенном состоянии, определенным образом произносим эти слова, происходит развертка огромного количества смыслов и ощущений, доступных для переживания. В нас разворачивается архетип — как совокупность общечеловеческого опыта на «резонансной частоте». Это переживание можно, при помощи специальной процедуры, инициировать у пациента. Далее происходят энергетические процессы, работа души, а также появляется возможность задавать архетипу вопросы и получать ответы как от Оракула.

Мы не будем пускаться в обсуждение того, существуют ли боги в «объективной реальности», или же только в нашем сознании. Карл Юнг, введя понятие психического пространства, избавил нас от необходимости вступать в споры по этим вопросам. Боги, лики Единого, и Он Сам, безусловно, существуют в пространстве души, а дальнейшее – вопрос веры, но не исследования. Намолены ли они людьми в процессе многомиллионной эволюции человечества, снисходят ли они с небес, или эти два процесса существуют параллельно, остается Тайной, которую каждый открывает для себя сам актом веры или может так и оставить Тайной. Важно, что в любом случае боги несут колоссальную энергию и возможности для нашего роста.

 

7.

Мифологическое сознание.

Для мифологического сознания все, что существует – одушевлено. Мифологическое пространство – это пространство души. Соответственно, дальнейшие зарисовки будут излагаться от имени души. Земля – одушевленное живое существо, пребывающее в постоянной динамике. Кто-то и что-то то здесь то там воплощается или развоплощается. Допустим, что некое или даже несколько существ развоплотились, завершив свой цикл. Образовавшееся живое энергетическое пространство можно увидеть, как выемку – недостаток сразу множества качеств в определенной пропорции. К этой выемке тотчас устремляется внимание множества «заказчиков» - сил, которые обладают данными качествами.

Это боги, даймоны, существа верхних и нижних миров, природные духи, родовые силы, которым важно передать в новые поколения те или иные задачи... Встретившись у нашей выемки, они образуют пространство Совокупного Заказчика, который притягивает тот или иной, подходящий для данного сложного заказа, развоплощенный дух человека, ждущий воплощения. Заключается многосторонний «договор» с учетом интересов Совокупного Заказчика и духа, согласно которому дух воплощается в определенных обстоятельствах (страна, семья с ее многочисленными особенностями – психологическими, «медицинскими», социальными, энергетическими, генетическими, родовыми и т.п.). Дух человека нацелен на выполнение «договора» с Совокупным Заказчиком и именно он является той силой, которая неуклонно влечет человека к исполнению условий «договора» (как бы они не воспринимались эго человека – радостными или жестокими). Можно сказать, что этот «договор» - предназначение, но это будет упрощенный взгляд, ибо существует не только монистически ориентированный дух, но и политеистически настроенная душа, что дает, в зависимости от развития души, разнообразие и многовариантность развилок в первоначально однозначном движении духа. Душа же представляет собой пространство живых каналов, связывающих посредством чувств и образов эго и дух человека с каждым из «заказчиков» входящих в состав Совокупного Заказчика, а также с душами других людей и (при развитой душе) с их «заказчиками».

Один из механизмов, по которому разворачивается судьба многих (практически – большинства) людей с точки зрения Мифологического Сознания можно описать следующим образом: Отделяющееся от бессознательного первоначально пространства Души, Эго начинает претендовать на то, чтобы контролировать реальность. Это в принципе невозможно, но в каком-то частном контексте выполнимо (манипуляция людьми, например). Часто, например, в детстве, Эго сталкивается с ситуацией тупика (вероятно он был «запланирован» в первичном договоре Сил) и не может его разрешить самостоятельно. Тогда Эго обращается к различным Силам как Нижнего, так и Верхнего миров (богам), в зависимости от ситуации, и просит у них силы (происходит это, как правило, в результате сильно окрашенных аффектом мечтаний и фантазий – например, о мести кому-то и т.п.). Сила дается просящему - тем или иным богом (заключается контракт), и человек выходит из тупика и приобретает определенную сиддху, например, возможность влиять определенным образом на окружающих. Но данный договор имеет и обратную сторону, так как, будучи неосознанным, он замещает часть Эго комплексом приобретенной силы. Далее, это может переживаться как невроз с соответствующими механизмами защиты. Часть себя замещается интроецированной силой. Во взрослом возрасте это приводит ко множеству проблем (учитывая, что и ситуаций подобных в детстве было немало и договоров с разными богами тоже, часто составляющих причудливый узор в судьбе человека).

Осознание таких договоров и попытки их расторгнуть и отдать чужую силу, а точнее – переварить интроект и возвратить себе свою интегрированную часть, может стать началом процесса индивидуации. Можно сказать, что боги желают, чтобы люди их осознавали (не обязательно персонифицировали и назвали, но именно осознали потоки переживаний). Для этого и составляется первоначальный "договор" при зачатии, учитывающий возможность начала индивидуации. Но у Эго есть свобода выбора, поэтому каждый человек двигается со своей скоростью. Кроме того, у богов есть Тень, и если мы желаем приблизиться и осознать Мировую Душу, то нам придется столкнуться и с Тенью богов (верхних и нижних). Когда человек осознает, боги охотно идут навстречу и охотно расторгают договора, что ведет к интеграции.

 

Еще одно важное концептуальное замечание. Если Дух может быть описан языком классической философии с ее иерархической «древовидной» структурой, то Душа выходит за рамки такой модели. Для описания Души (а соответственно, и для работы) нам потребуется модели постклассической философии. Мы обратимся к понятию РИЗОМЫ, которое было введено в постмодернистскую философию одним из основателей постструктурализма – Жилем Делезом[1]

Ризома - альтернатива структуре. Ризома обладает собственным творческим потенциалом. Это самоорганизующаяся система. Кажущийся хаос на деле таит в себе потенциальные возможности бесконечного числа новых трансформаций. А это обеспечивает безграничную плюральность ризомы. В ризоме принципиально невозможно выделение каких бы то ни было фиксированных точек. Каждая из них в своем развитии предстает перед наблюдателем в качестве линии, прочерченной ею траекторией собственного движения. В свою очередь, каждая такая линия ускользает от жесткой фиксации. Бытие ризоморфной среды может быть понято лишь как нескончаемая динамика, и динамику эту определяют линии ускользания. Эти линии оказываются, применительно к ризоме, подвижными, но они еще предполагают своего рода разрывы, переходы ризомы в состояние, в котором отсутствует жесткая универсальная структура. Ризома вообще, в отличие от структуры, не боится разрыва. Ризома может быть разорвана, изломана в каком-нибудь месте. Линии ее могут перестраиваться одна на другую. Могут постоянно переходить друг в друга. У ризомы в принципе нет и не может быть ни начала, ни конца, - только середина, из которой она растет и выходит за свои пределы. Процесс развертывания ризомы состоит в проявлении все новых и новых возможностей, в том числе и линейных. Таких версий организации мироздания, которые описывались классической философией, где существовал центр, первопричина и все такое. Но любой из этих вариантов в ризоме в принципе не может считаться законченным. В любой момент времени любая линия ризомы может быть связана непредсказуемым образом со всякой другой. И тогда, в момент этого абсолютно неустойчивого, сиюминутного связывания, образуется определенный рисунок ризомы... Появляется непредсказуемо пульсирующая конфигурация. Ее не схватить, не поймать. Она непредсказуема и вечно новая. Это почти не поддается описанию... Наиболее «ощутимый» образ ризомы дал Умберто Эко[2]:

«Вместо понятия "картины мира", в основе которой лежат принципы системности, соподчиненности, прогресса, появляется образ лабиринта, как символа полноты и Идеи мира. В нем разветвленные коридоры. Но в отличие от лабиринта классического, на пороге которого в твою руку сразу ложится нить Ариадны, ведущая к единственному выходу (это своеобразная метафора пути познания в традиционной мысли), - здесь его нет. Как нет центра, периферии. Дорожки подобны сетке – это ризома. Она устроена так, что каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой. Пространство культуры, духовных форм деятельности (искусство, философия, религия, наука) – это пространство ризомы. Потенциально такая структура безгранична, хотя на самом деле она не достроена до конца. Наше освоение мира - "лабиринта" подобно путешествию по равнозначным возможностям дорожек ризомы. Так идея единства мира завершает себя в плюрализме форм, методов, принципов, направлений его освоения, который теперь не нуждается в трансцедентализме абсолютных истин».

Подобный же лабиринт – ризому – представляет собой пространство Души, где каждый архетип и каждый отображающий его образ может непредсказуемым образом пересечься с другими, наложиться один на другой, взаимопревращаться и преображаться по совершенно непредсказуемым, нелинейным траекториям. Здесь все потенциально связано со всем, здесь нет центра и периферии, здесь нам предстает вечно текучий, постоянно перестраивающийся лабиринт.

И образы сновидений ведут нас по этому нелинейному текучему лабиринту. Понять это очень важно, потому что все попытки толкования сновидений, начиная от глубокой древности и заканчивая Юнгом и его последователями, лежали в русле классических – структурных моделей. Мы же предлагаем принципиально иное. Интуитивно очень близко к этому же подошел и Джеймс Хиллман. Но в нашем методе мы впервые пытаемся не толковать сновидения, а жить с ними, играть и преображаться (и сновидец и терапевт) вместе с образами и архетипами, вплетаясь в причудливые и, в то же время, предельно наполненные жизненной энергией узоры мироздания. Выйти на гребень волны бытия, погружаясь в исследование-проживание сна и, одновременно пережить таинство алхимической трансформации, удерживаясь на этом гребне. Это – процесс, состоящий из непрекращающегося каскада трансформаций. Это – Жизнь – в самом сокровенном смысле этого слова…

 

8.

Методологические замечания.

Собственно основой метода является активное творческое воображение. Это способность видеть и чувствовать образ, в той или иной степени проявляющаяся у всех людей. В какой-то мере подобный подход мы находим у Михаила Чехова в его системе актерского тренинга[3].

Активизация и раскрытие творческого воображения возможна в разной степени у каждого человека.

Существует несомненная связь между формой зрительного образа, являющегося из глубин души в повседневное сознание, ощущением от него идущим, и его глубинным смыслом. Случайных образов или образов – галлюцинаций в сознании просто не бывает, в каждом образе заключён свой смысл и заложена, заряжена некая сила. Чаще всего навязчивые или являющиеся при намеренной работе образы отображают именно непрожитые, не принятые, непрочувствованные и неосознанные в «обычном» состоянии сознании чувства, мысли, намерения и явления жизни. То, что человек не принял и то, с чем он не согласился. И, следовательно, они несут в себе некий заряд сопротивления и несогласия с жизнью или непонимание её.

Соответственно вхождение раскрытие и осознание сути и смысла того или иного образа, ведёт к объединению с жизнью, к возврату себе силы, затраченной на борьбу, к обретению большей свободы выбора и расширению сознания.

Существуют определённые, и, в общем, простые правила, при точном соблюдении которых, происходит достаточно полноценное переживание вхождения в образ.

1. Повествование от первого лица в настоящем времени.

2. Отображение желания, намерения и внутреннего действия, атмосферы образа.

3. При появлении в описании общих слов вроде страх, паника, радость, сила и т.д. необходимо их представить как зрительный образ.

4. Позволение и доверие. Если события идут в нежелательном с любой точки зрения русле – позволить им происходить и переживать преображения которые ими преподносятся. Разгадка может появиться не сразу.

Задача терапевта - содействовать и помогать тому, чтобы выполнялись следующие условия, это принципиально:

1. Пациент всегда ведёт повествование от первого лица в настоящем времени. Это крайне необходимо, чтобы быть в «сейчас», и в образе, который отображается в данный момент.

2. Притягательному загадочному и неясному образу в воображении нужно задать вопрос: «Кто ты или что ты такое и что ты значишь в этом видении и моей жизни?». Затем выслушать ответ.

3. Если ответ неудовлетворителен, терапевт предлагает пациенту стать этим образом, назваться (я, например, пещера из видения такого-то) и вести повествование от лица образа так же в первом лице и настоящем времени.

4. При появлении в рассказе-описании образа общих слов, например: страх, радость, обида, паника, тяжесть и прочие, следует тут же попросить клиенту увидеть это в виде зрительного образа. Страх может предстать как чёрная паутина, обида как болотного цвета облако и т.п. Затем нужно стать уже этим выявленным таким способом образом и высказаться от его имени. Основа работы терапевта - это вопросы, он должен максимально способствовать раскрытию и выражению образа, его глубинной сути и желания заключённого в нём. Как только это будет выражено, происходит осознание и преображение в какой либо форме и образ меняется.

5. При попадании в смысловой или сюжетный тупик (край обрыва, тёмная пещера, приближающийся убийца, смертоносные стихии) следует дать пациенту установку позволить произойти самому страшному, не противиться и наблюдать за собственными ощущениями и образами вокруг. Так происходят самые значимые трансформации.

6. Периодически справляться о том что чувствует пациент телесно и душевно, о его состоянии, чтобы удержать человека в осознании себя и своего тела. В некоторых случаях, когда терапевт сочтёт необходимым, он проговаривает пациенту свои чувства ощущения и ассоциации. Это часто помогает сдвинуть процесс если есть зависание.

Активное творческое воображение развивается и тренируется. Оно также является уникальной частью души. Оно работает и на приём, то есть на восприятие образов и, в тоже время, способно творить свои никогда ранее не являвшиеся миру образы. В сущности, это всеобъемлющее око, позволяющее взглянуть и в себя, и в мир, увидеть себя и его, и так же показать себе и миру некий нужный сейчас образ или состояние.

Это своего рода таинство. Очень трудноописуемое. Таинственный центр видений или воображения, место, где формируются образы.

Каждый образ в той или иной степени насыщен чувствами, ощущениями и эмоциями. Часто в нём присутствует скрытое движение – напряжение каких-то сил (которые как раз бодрствующий разум стремится не замечать), и которое актуализует появление на поверхности сознания именно этого образа. Таково одно из свойств и потребностей души – реагировать на мир, отображать события в нём и очищаться, освобождаться от присутствующего, впитанного в процессе жизни напряжения, в том числе путём такого образного творчества. Душа как бы излагает свои потребности, свою боль в виде причудливых образов, видений и сновидений. И видения и сновидения случаются у всех людей, только обычно к этому аспекту своей жизни мало кто прислушивается и обращает на него внимание.

Даже у самых невосприимчивых людей есть способность ассоциировать, сопоставлять и присоединять, и для первоначальной раскачки творческого воображения взрослого человека нет ничего лучше, чем побродить по причудливым тропинкам ассоциаций. Так происходит оживление и обогащение, насыщение чувствами обычного рационально разумного состояния сознания среднего взрослого человека. В каком-то смысле чувства и есть материал, из которого формируются образы, и они же, зачастую, являются и причиной для их создания (мысли условно можно отнести к разновидности чувств, мы ведь ощущаем когда и какие мысли мы «думаем»). Если человек обеднён чувствами, «высох» в своей повседневной жизни, то, скорее всего, его воображение будет работать плохо, мутно и слабо. Ассоциирование помогает и позволяет выйти за рамки привычного утилитарного образа, раскрыть его и позволить ему жить и взаимодействовать с миром именно посредством присоединения к нему через сопутствующие образы, насытить своё состояние красками и ароматами переживаний, пробудить ток чувств.

Следующим по степени сложности будет попытка стать образом, войти внутрь его и говорить из него. Здесь, как ни странно, для такого иррационального занятия решающим оказывается язык, язык рациональный. За каждым словом языка стоит комплекс чувств, ощущений и прочего, к чему мы с детства привыкаем и приспособлены чувствовать и воспринимать это как бы автоматически, пусть даже зачастую и не сознавая, что именно мы достаём вместе со словом из глубин сознания. То есть, приводит сознание в образ само описание его состояния, свойств и качеств. Описание это начинается со становления образом. Я то-то из внутреннего мира такого-то или такой-то. Имя или наименование это таинственный магический акт. Как только я назвался тем-то, разумеется, при искреннем намерении стать им, и при условии наличия некоторого состояния или атмосферы (М.Чехов, об атмосфере и её создании), так во мне сразу начинают активно ощущаться и проявляться характерные признаки того, чем я назвался. Стола из сна, ямки в полу, пространство двора камня, дерева дороги и т д.

Напомним, что в нашем случае основными образами являются люди или группы людей из Культурно-Информационной Матрицы Личности пациента, которые жестко обусловливают то или иное из его «семи Я» (естественно, не сами люди, а их проекции, что и дает нам ключи к внутреннему миру и архетипам).

В каждом образе, как уже упоминалось, есть заключённая в нём и собственно вызвавшая его к жизни внутренняя сила. Её можно ощутить эмоционально и соматически, а лучше и так и этак. Важнейшим условием является проживание образа здесь и сейчас, для чего ОБЯЗАТЕЛЬНО повествование проживающим ведётся в настоящем времени и в единственном числе. Как только терапевт заметил в повествовании слова: он она и т.п., тут же необходимо вернуть пациента в образ, напомнив ему о том, кем он является. При небольшом навыке образ удерживается достаточно легко.

И если одной из конечных целей является освобождение от тяжёлого или навязчивого образа, паразитически существующего в сознании, то очень хорошо помогает телесное проживание через действие. Можно реализовать физическим движением силу, заключённую в образе, с тем чтобы дать, наконец, ей разрядку и перестать её сдерживать. Для этого годятся любые движения, характер которых подсказывает сам образ. Основной принцип – здесь нужно идти по линиям напряжений и двигать тело до тех пор, пока внутренние импульсы не иссякнут, и пока не произойдёт разрядка телесных напряжений. Зачастую сила, скрытая в пассивных и с виду слабых образах огромна и нужны значительные телесные усилия чтобы позволить ей хотя бы отчасти разрядиться. То же и с чувствами, заключёнными в образе, чтобы освободиться от него их надо реализовать, позволить им идти в своём естественном ритме и своим путём. Прокричаться, прорыдаться, и т.д.

Следующим по уровню сложности будет беседа с образом, например задавание ему вопросов о том, почему он явился и что он означает в этом видении и путешествии. Здесь происходит расширение сознания и переход с уровня чувств и ощущений к уровню смыслов. Происходит боле широкий взгляд на происходящее. Смысл образа становится виден как бы сквозь него. Происходит осознание происходящего в более широком масштабе. Причём, порой это осознавание может происходить одновременно с проживанием телом и в чувствах. Процессы, происходящие в душе и теле многослойны и параллельны.

В конце концов, отработанный и разряженный образ исчезает, состояние того из «семи Я» с которым идет работа на данном сеансе меняется, что и является критерием для перехода к следующему слою работы.

Дорогой к архетипам является осознание сущностного качества и направленности образа. Точнее сущностного конфликта с чем-то более глубоким и всеобъемлющим чем данный образ. Именно через такие образы, и проявляются архетипы.

Наиболее поначалу простым, базовым является обнаружение и определение архетипа, через осознание конфликта и сути противоположностей его составляющих. К примеру: удержание, попытка остановить что-либо – конфликт со временем (Кронос, Сатурн, Велес). Красиво – некрасиво - Венера, Афродита, Лада... Страшно, тесно, холодно – Аид, Вий, Кащей и т.д. Каждому состоянию потребности или желанию соответствует своя сила. Душа, стремясь к исполнению своих иррациональных желаний, часто вступает в конфликт с силами мира, представленными через божественные архетипы. Таким образом, через взаимодействие и борьбу происходит получение опыта и обучение.

Архетипы являются как раз на границе миров – внутреннего мира человека и внешнего, с которым внутренний мир состоит в каких-то отношениях. При определённом навыке и опыте порой в путешествиях архетипы являются неожиданно и неожиданные. Обладая собственным сознанием и волей, они как будто ожидают, пока наше сознание осветится на достаточной глубине, и мы сможем услышать то, что говорят нам боги.

Мы здесь рискнём, не претендуя, разумеется, ни в коем случае ни на конечность, ни на абсолютность, представить состав человеческой души как универсальное зеркало способное отражать и отображать весь мир во всех его проявлениях. Это модель, срез, разумеется не всеобъемлющий. Для отображения мира в душе есть всё, в том или ином количестве и качестве. В различных пропорциях представлены силы всех архетипов, всех богов, какие только есть и даже тех которые не осознаны, и кроются в глубинах очень древних или неизвестных пока науке мифологий, ожидая своего времени для познания. Здесь мы видим в действии закон резонанса или то, что подобное притягивает подобное. Потому и возможно общаться с богами, что они есть в нас. Они в каком-то смысле и есть мы. Просто пропорции разные. И как это ни покажется странным, в каком-то смысле боги более скованы, чем люди. Они определены и «не могут отойти от своих функций». Человек же может общаться с любым из них, если конечно не связан решением или обязательством и волен выбирать, тогда, конечно, когда его выбор свободен.

Собственно, если всмотреться пристально, то любой образ ведёт, через цепочку мыслеобразов, к какому либо архетипу. Просто потому, что ими пронизан весь мир и всё что происходит - происходит в каком-то из их пространств, которое в свою очередь, подвластно совершенно опредёлённому божеству.

Архетипическое пространство присутствует везде, но сами архетипы целенаправленно являются к нам нечасто. Оно даёт переживание преображения внутренней сущности глубокого и сильного, в отличии от более мелкого масштаба обычных терапевтических сессий, ограничивающихся уровнем образов.

Для обеспечения эффективного процесса необходима специальная атмосфера или, иначе говоря, состояние сознания. Создание и поддержание её – особое искусство, владение которым во многом и определяет успех процесса.

В данном случае, рабочая основа состояния, то именно, что позволяет размягчить жёсткие образы обыденности и насытить рабочее пространство необходимой для путешествия силой и подвижностью, и есть само состояние активного воображения. Входя в пространство активного воображения, мы попадаем в его атмосферу, вдыхаем и ощущаем то состояние, которое есть там. Основная задача терапевта- не разрушать эту атмосферу рационализмом, и не навязывать пациенту какие-то ходы и шаблоны мысли. Основное орудие терапевта– вопрос. Именно правильно заданный вопрос позволяет пациенту для получения ответа на него переместиться туда куда нужно и почувствовать и пережить то, что нужно. Орудие – вопрос и цель – ответ, то есть открытие неведомого, неожиданного. Стало быть, искусство терапевта в активном воображении состоит из двух основных частей: умения создать атмосферу, состояние и передать её пациенту и умения видеть и чувствовать какой вопрос сейчас наиболее уместен для раскрытия сути происходящего в путешествии.

 

9.

Работа с образами

После того, как мы достаточно мощно раскачали воображение с помощью свободных ассоциаций, мы можем еще глубже проникнуть в смысл образов и более глубокие слои души. Для этого мы можем вступить с образами в диалог. Работа с образами при помощи диалога – один из основных приемов гештальттерапии. Он достаточно эффективен сам по себе – Фриц Перлз очень искусно им пользовался, а некоторые его последователи проявляют незаурядное мастерство, применяя эту технику к образам или к субличностям своих пациентов. Для нашего подхода это тоже очень важный этап. Но применяем мы его уже после техники свободных ассоциаций, когда воображение уже достаточно сильно «разогрето», а дорога к архетипам почти расчищена. Гештальттерапевты, как правило, не ставят целей добраться до архетипических глубин. У них другая задача – завершить, путем этой и других техник некие незавершенные гештальты, выразить подавленные чувства, что само по себе достойная задача в психотерапии. Мы же хотим проникнуть в тайну души, в причины и побудительные мотивы, поэтому используем технику диалога с образами на втором этапе работы. В это время даже для самых «трудноподдающихся» пациентов образы предстают как живые существа, с которыми можно общаться, и от которых можно получать дополнительные подсказки. Образы могут испытывать яркие и сокровенные чувства, и таить в себе драгоценные смыслы. За этим этапом уже можно прозреть богов.

Существует несколько основных разновидностей общения с образами. На первых этапах целесообразно пользоваться приемом работы с двумя стульями. Он позволяет наиболее легко вжиться в тот или иной образ. Пациенты с хорошо раскачанным воображением могут пользоваться более сложной разновидностью этой техники, не требующей пересаживания со стула на стул. Если вы начинаете работу с азов и никогда раньше не работали с образами, мы рекомендуем не пропускать этот этап и некоторое время пользоваться именно техникой с двумя стульями. Хотя иногда даже опытные практики, владеющие более быстрыми техниками общения с образами, вынуждены использовать метод двух стульев, если сталкиваются с «твердыми орешками». Терапевту в таких случаях полезно владеть навыками гештальттерапии, чтобы во время диалога на двух стульях использовать другие гештальт-техники, помогающие выйти из возможных тупиков или ситуаций, когда пациент сталкивается со своими защитами и страхом проникнуть вглубь образа.

Итак, мы приводим три техники, которые мы применяем на втором этапе, сразу после свободных ассоциаций.

а)

На 2 стульях

Техника общения с образами с помощью двух стульев проста и, если у человека не возникает сопротивления и других защитных реакций, она не требует от терапевта специальных навыков. Дело в том, что в процессе свободных ассоциаций мы уже значительно расшатали сопротивление рассудка, его страхи и защиты, и хорошо разогрели воображение. Однако, если терапевт знаком с гештальттерапией или, по ходу работы со снами познакомится с ней по книгам, видеозаписям, участию в гештальт-тренингах, или специальному обучению, это б


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.