Подходы к проблеме качества на инновационных предприятиях — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Подходы к проблеме качества на инновационных предприятиях

2017-05-23 299
Подходы к проблеме качества на инновационных предприятиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Еще одним примером актуализации проблемы качества может служить московское предприятие «Колбасы»: «Общая стратегическая линия: для того, чтобы завоевать рынок необходимо выдерживать стандарт качества. У комбината есть девиз: “Москвичи могут есть спокойно!» (из интервью).

Толчком к творческому подходу к стандартам качества на предприятии «Колбасы» послужила обострившаяся конкуренция на рынке сбыта продукции. «Чтобы выйти в регионы, нужны были другие сроки реализации. Нужен был ассортимент, который мог бы находиться в реализации как минимум 45 суток. Комбинат пошел по пути разработки такого ассортимента: была поставлена задача развития группы неГОСТовских колбас, которые могут находится в реализации в течение месяца, двух, трех в зависимости от условий хранения (отчет).

Естественно, что продление сроков реализации всегда идет за счет потери качества, поскольку это и добавка консервантов, и замена мяса каким-либо более дешевым наполнителем, но чем дальше от Москвы, тем меньше претензий к качеству возникает у конечных потребителей. В основном люди ориентируются на цену: если это дешево, они это покупают. Если дорого, какого бы она качества ни была, продукция успеха не имеет. Правда с очень некачественным товаром на рынке делать нечего.

Существовала и вторая причина, подталкивающая предприятие к пересмотру ассортимента, сопряженного с серьезной технологической инновацией. В силу ее высокого качества затраты на производство ГОСТовской продукции высоки. Они окупаются лишь при достаточно высоких ценах. В настоящее время цены на некоторые виды элитной продукции, устанавливаемые комбинатом, даже не окупают затрат. В 1998 году предприятие ориентировалось, прежде всего на возрождение старых рецептов, восстановление и расширение существовавшего на комбинате в советские времена специального цеха по производству суперэлитных сортов колбас. Сегодня эта цель, хотя и присутствует стратегически, но отодвинута достаточно далеко. Для выживания в конкурентной борьбе необходим компромисс между ценой и качеством, достижение которого возможно лишь при обеспечении двух условий:

* гибкий ассортимент,

* гибкое ценообразование.

ГОСТовский ассортимент объективно жесткий. Поэтому инновационная идея выдвинутая и реализуемая на предприятии состоит в следующем: в непрерывном режиме разрабатывать максимально возможное число допустимых по технологическим условиям (ТУ-шных) сортов продукции, из которых оперативно выбираются и запускаются в производство те, для которых необходимые ингредиенты на данный момент на рынке сырья относительно дешевле. Такой подход ведет к сокращению издержек при минимально возможном ущербе для качества продукции, однако требует кардинальной перестройки работы технологической службы.

 

Переход на иной уровень понимания управления качеством продукции демонстрирует руководство предприятия «Конвейер» (Кемерово): «Мы поняли, что контролировать уже готовый собранный редуктор – это неправильно. Далеко не всё можно выявить во время стендовых испытаний. Есть запас прочности, есть скрытые дефекты. Обычно всё это вылезает в шахте. Надо контролировать детали перед сборкой. Нельзя сказать, что мы раньше этого не делали совсем, лучше сказать, что делали это несерьезно, да и технических возможностей не было» (из интервью с главным инженером).

Здесь происходит изменение идеологии: от управления качеством, основанном на выявлении брака в готовом изделии, к управлению качеством, на основе контроля промежуточных производственных процессов. Венцом движения в этом направлении является внедрение системы, основанной на международных стандартах управления качеством.

Важным фактором при принятии решения о внедрении системы управления качеством может стать выход предприятия со своей продукцией на международный рынок. Здесь можно привести еще один пример – «Корсар» (Минск).

Значительных усилий от МВВЗ “Корсар” потребовало решение проблемы получения международного сертификата качества продукции; предприятие готовилось к получению этого сертификата в течение 1999 года. Требовалось подтвердить, что все производственные процессы на заводе, начиная с разработки технологий и заканчивая сбытом продукции, соответствуют достаточно высоким стандартам. 14 марта 2000 г. директору МВВЗ “Корсар” в торжественной обстановке был вручен сертификат качества системы ISO-9001. Это означает, что МВВЗ “Корсар” облегчен выход со своей продукцией на зарубежные рынки, где без такого сертификата его предложения просто бы не рассматривались. До сих пор такой сертификат имел в Беларуси только Брестский ликеро-водочный завод. Всего в Республике Беларусь обладателями сертификата качества системы ISO-9001 являются 44 предприятия, готовятся к получению – 180.

Выводы

Повышение качества продукции – один из главных показателей эффективности инновационных процессов на промышленном предприятии.

Система обеспечения качества в соответствии с Международными стандартами ISO 9001, во-первых, является сама по себе управленческой инновацией, во-вторых, служит организующим «стержнем» для проведения технических и технологических инноваций на предприятии. В третьих, её можно рассматривать как маркетинговую инновацию для завоевания новых (зарубежных) рынков.

 

Август 2000 г.

 


Литература:

1. Васильев Б. В. Инновационное развитие предприятия // Журнал для акционеров. - 1998.- №5. - сс.36-40.

2. Глазунов В. Н. Инвестиционная политика предприятия // Финансы. - 1999.- №12.- сс.24-27.

3. Грачева Г. Н. Методология проектного анализа // Вестник МГУ.- Серия 6. Экономика. - 1999.- №1- сс.21-24.

4. Гусаков Р. Н. Формирование потенциала // Экономист. - 1999.- №2.- сс.33-36.

5. Дружинин Е. В., Кортнева Н. В. Менеджер-инноватор: от идеи к ее реализации // Управление персоналом. 2000.- №1.- сс.48-53.

6. Заверюха А. Х. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвестиционной и инвестиционной сфер // Финансы 2000.- №1.- сс.64-68.

7. Захаров М. Г. Система качества – это инструмент самосохранения предприятия в условиях кризиса // Стандарты качества. - 1999.- №2.- сс.33-36.

8. Зелтынь А. С. Трансформация российской промышленности и направления государственной промышленной политики // ЭКО.- 1999.- №5.- сс.52-62.

9. Иванов Н. М., Колупаева С. Р., Кочетков Г. Б. США: управление наукой и нововведениями. - М.: Наука, 1990.- 216с.

10. Иванова Л. В. Инновационная сфера // Мировая экономика и международные отношения.- 1999.- №8.- с.43-52.

11. Инновационный менеджмент: Справ. Пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. И. Миндели. Изд. 2-е, переработ. и доп.- М., ЦИСН, 1998.- 518с.

12. Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за технологическими инновациями предприятия.

13. Кирпичников М. П. Переход к экономике инновационного типа // ЭКО.- 1999.- №5.- сс.16-18.

14. Новицкий Р. Н. Ориентиры инвестиционной деятельности // Экономист. - 1999.- №3.- сс.25-27.

15. Ночевкина Л. Н. Управление инвестиционным процессом: ситуация в России и опыт развитых стран // Проблемы теории и практики управления.- 1997.- №6.- сс.52-57.

16. Оценка эффективности инноваций. Завлин П. Н., Васильев А. В. СПб, Издательский дом «бизнес-пресса», 1998.- 216с.

17. Плетнева Н. Н. Десять шагов по пути к успешной сертификации системы качества по ISO 9000 // Стандарты качества.- 1999.- №2.- сс.56-58.

18. Подольский Н. С., Ромашко О. Н. Системы качества по ISO серии 9000 в проектных организациях // стандарты качества. - 1999.- №2.- сс.42-45.

19. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). - М.: Политиздат, 1989.- сс.28-33.

20. Пригожин А. И. Управление нововведениями: неопознанные ресурсы // Управление персоналом.- 2000.- №1.- сс.17-21.

21. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Общ. ред. и вступл. Б. В. Сазонова. - М.: Прогресс, 1990.- 296с.

22. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 1989.- 217с.

23. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 1998.- 600с.

24. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент как система повешения конкурентоспособности // Управление персоналом. - 2000.- №1.- сс.29-39.

25. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. - М.: Луч, 1992.- 312с.

26. Шилуха В. С. Научная разработка завершена. Что дальше? // Управление персоналом. - 2000.- №1.- сс.22-25.

27. Юнь Р. Н., Борисов Г. Н. Инновационная деятельность // Экономист. - 1999.- №9.- сс.29-37.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.