История российских средств массовой информации — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История российских средств массовой информации

2017-05-23 536
История российских средств массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Протожурналистика

Возникновение первой русской газеты

Возникновение частных журналов

Журналистика Отечественной войны 1812 года

Журналистика декабристов

Пушкин - журналист и издатель

Журналистика второй половины 19 века

Русская эмигрантская пресса

Журналистика начала 20 века

Журналистика Великой Отечественной войны

Журналистика второй половины 20 века

Журналистика постмодерна

 

Типология средств массовой коммуникации

Основные типы изданий

Авторитарная пресса

Пресса социальной ответственности

Личная и массовая культура

Новостная журналистика

Аналитическая журналистика

 

Методология деятельности журналиста

Секреты профессионализма

Поиск и разработка темы

Определение проблемной ситуации

Традиционные методы получения информации

Нетрадиционные методы получения сведений

Журналист выходит на задание

Профессионализм общения журналиста

Создание публицистического текста

 

Виды и жанры публицистики

Жанровое многообразие публицистики

Заметка

Интервью

Отчет

Репортаж

Статья

Корреспонденция

Версия

Комментарий

Журналистское расследование

Письмо

Обзор печати

Рецензия

Очерк

Эссе

 

Развивающая журналистика

 

Словарь-справочник имен, упоминающихся в книге

 

Рекомендуемая литература

 

Навстречу будущему веку,

или Нечто вместо предисловия для педагогов

 

Начиная с 1996 года в Татарстане под эгидой Государственного комитета республики по делам детей и молодежи, Союза журналистов Республики Татарстан и факультета журналистики и социологии Казанского государственного университета проходит республиканский фестиваль детской и юношеской прессы "Алтын калэм" - "Золотое перо". Лучшие из лучших удостаиваются права участвовать в заключительном этапе фестиваля, традиционно проводящемся на борту теплохода "Борис Полевой".

Сотни ребят со всего Татарстана около недели проводят в тесном общении с ведущими журналистами и преподавателями отделения журналистики Казанского государственного университета. Ребята не только отстаивают свои знания и умения, чтобы добраться до желанного Гран-при - путевки-зачисления на отделение журналистики, но и активно учатся быть профессионалами. А профессионализм, как известно, складывается из знаний исторического опыта, умений применить эти знания в каждодневной журналистской жизни, и творческой практики, формирующей творческую индивидуальность.

Ведь журналистика - это общественная многоплановая деятельность профессионалов по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной политической, экономической и социальной информации через печать и электронные средства массовой коммуникации.

Неожиданные, новые приемы обучения, которые стараются использовать старшие коллеги начинающих журналистов, сочетают в себе как раз все те приемы, которые и позволяют встать на путь профессионализма. Инновации направлены на повышение эффективности учебного процесса, но совсем не отменяют классической научной базы. Эта книга содержит в себе основную научно-теоретическую базу, которая в умелых руках может стать отправной точкой для инновационных поисков педагогов-журналистов.

Что же становится главной причиной неумело построенного учебного процесса?

Прежде всего - невнимание обучающихся, их плохое слушание. Чтобы понять и усвоить материал, мало спокойно сидеть на уроке. Нужно вслушиваться в каждую мысль преподавателя, пытаться понять внутреннюю логику рассказа, стать активным соучастником учебного процесса.

В свою очередь, преподаватель должен помнить, что все люди на свете заинтересованы лишь в той информации, которая что-либо дает именно им. Учет интересов аудитории - это и умение показать обучающимся, зачем им дается эта информация, какую выгоду они смогут извлечь из нее.

Формирующееся на стыке веков информационное общество, по прогнозам ученых, в будущем столетии будет формировать классы по степени обладания знаниями. Таким образом, на вершине общества окажутся те, чьи знания, умения и практический опыт добычи информации превзойдут в быстроте и качестве. Учиться этому надо уже сейчас.

Информация нам дается ежедневно, ежечасно, ежеминутно, надо только уметь извлекать ее из окружающего мира. В том числе есть такой способ передачи информации, как невербальные сигналы. Преподавателю надо помнить, что речь слушается, а не читается, поэтому каждое движение играет определенную роль при передаче знаний. Даже молчание имеет свою функцию. Скажем, бывает молчание, вызванное неопределенностью; бывает выжидательное молчание; молчание, вызванное настороженностью; угрожающее молчание; молчание-размышление; оскорбительное молчание; молчание от усталости, удивления или смущения...

А потому надо стремиться к тому, чтобы язык общения был понятен аудитории. Языком жестов, телодвижений, языком символов, иносказаний, языком терминов, условных обозначений мы передаем смысл своих речей. У нас должна быть единая с аудиторией знаковая система общения. Мы должны быть уверены, что нас поняли правильно.

И чтобы убедиться в этом, мы налаживаем с аудиторией обратную связь. В этом лучший помощник - игровые формы обучения. Превращая урок в игру, мы, во-первых, облегчаем понимание наиболее сложных и важных моментов, а во-вторых, налаживаем тесный двусторонний контакт, где действуют не учитель-ученик (сверху вниз), а коллега-коллега (на равных). Причем, один коллега в процессе игры обучает другого, - процесс обучения становится двусторонним, и учитель занимает позицию обучающегося, приобретая новые знания и умения. А ученик, на время становящийся учителем, в этот момент постигает сложность передачи информации другому. Для начинающего журналиста этот обучающий аспект особенно важен, поскольку здесь он обретает тот опыт, который ему будет необходим в каждодневной творческой практике.

Приближенность к задачам сегодняшнего дня помогает актуализировать учебный процесс. Поэтому каждый урок, каждое занятие должны быть максимально приближены к реальным условиям. Даже при изучении истории мы выделяем в ней такие моменты, которые позволяют решить современные проблемы. Один и тот же материал должен интерпретироваться в соответствии с современными этапами развития общественно-политических и экономических отношений.

"Алтын калэм" - "Золотое перо" на заключительном этапе как раз и пытается воплотить все эти требования к учебно-познавательному процессу.

В ходе конкурсных заданий ребята на практике используют те знания и умения, которые в игровой форме им даются тут же, на борту теплохода, опытными педагогами-журналистами. А непривычная, незнакомая обстановка, обеспечивающая вовлеченность в процесс все двадцать четыре часа в сутки, ориентирует начинающих журналистов на самостоятельность мысли и ответственность за принятие решений.

Отправляясь в творческие командировки на берег, в города, встречающиеся по пути следования теплохода, ребята получают возможность проверить методы сбора информации, о которых узнали на занятиях в мастер-классах. И, вернувшись на борт "Бориса Полевого", написать материал на заданную тему. Стремление к творческому успеху подстегивается конкуренцией за место на страницах фестивальной газеты или в выпусках радио и телевизионных дневников фестиваля, выходящих на теплоходе ежедневно.

За годы, что существует "Алтын калэм" - "Золотое перо", была выработана самая оптимальная форма занятий - мастер-класс. Разговор здесь идет на равных. Опытный журналист-педагог лишь помогает проанализировать ситуации, возникающие в ежедневной творческой практике начинающих журналистов. И творческие командировки, в этом смысле, выявляют эти ситуации, придают разговорам на мастер-классах конкретный практический характер.

Когда-то, в 1913 году, в докладе на Всероссийском съезде по семейному воспитанию, замечательный русский педагог К.Н.Вентцель сформулировал десять правил свободного развития личности, которые не устарели и сегодня.

Во-первых, теория свободного воспитания исходит из принципа многообразия воспитания: сколько детей, столько и систем воспитания.

Во-вторых, воспитание не есть умышленное формирование ребенка сообразно идеалу, но процесс освобождения творческих сил в ребенке.

В-третьих, высшая цель воспитания - развитие творческой индивидуальности.

В-четвертых, индивидуальность не стоит в противоречии с общественностью и культурой, но, наоборот, истинная общественность и истинная культура связаны с развитием индивидуальности.

В-пятых, важна самодеятельность ребенка, ее активный характер.

В-шестых, необходимо соприкосновение ребенка с природой.

В-седьмых, на первом плане - развитие психической активности и воли, без которых воспитание не будет гармоничным.

В-восьмых, воспитание должно вести к способности ставить себе сознательно цели и стремиться к их достижению.

В-девятых, базис воспитания - свободный творческий производительный труд.

В-десятых, нужно содействие ребенку в выработке личной нравственности и личной религии; всякое обучение тому или иному кодексу морали должно быть отвергнуто.

Мы стараемся придерживаться этих правил. И в этом видим залог нашего успеха.

Вообще-то, такая форма профессиональной подготовки еще только набирает силу. Ведь если заглянуть в прошлое, то можно с удивлением открыть для себя, что кадры по специальности "журналистика" ни в государственных, ни в частных учебных заведениях царской России вообще не готовили. Тогда как в Германии, например, журналистов обучали в высших учебных заведениях уже с конца 1880-х годов. В начале 20 века стали появляться кружки, обучающие российских профессионалов-журналистов, - на Капри, в Лонжюмо, в Санкт-Петербурге... И лишь в 1920-х годах в нашей стране открылся Московский институт журналистики.

Но до нынешних времен так и не создана единая программа подготовки начинающих журналистов, хотя необходимость в ней назрела уже давно. Для этого обществу нужны такие профессионалы, которые помогли бы освоить все три ступени свободы: освобождение ребенка (педагогическая задача), освобождение самого себя (этическая задача), освобождение общества (политическая задача).

В этой книге собраны материалы, которые так или иначе прозвучали на мастер-классах. Конечно, надо иметь в виду, что изложенные на бумаге, они потеряли нечто неуловимое, возникающее в процессе совместного творчества. Но это - неизбежное зло всякого учебного пособия. Надеюсь, что вы сможете вернуть ему душу на своих занятиях в "Школах начинающих журналистов".

 

История российских

Средств массовой информации

 

Протопублицистика

 

Невозможно понять историю современных средств массовой информации без обращения к ее истокам. Да, безусловно, в те стародавние времена еще не было не только телевидения и радио, но даже журналов и газет. И все же публицистика уже была.

Как только человек выучился произносить слова, как только из слов начал собирать предложения, а из окружающего его мира стал черпать информацию, он сразу же начал пересказывать свои ощущения другим. Он давал оценку событиям, трактовал происходящее в своих интересах, сообщал о том, что случилось в соседних краях, - и его рассказ приобретал публицистическую окраску.

Между прочим, всеведение, всезнание, полная информированность считались во всех мифологических, а впоследствии и религиозных версиях, неотъемлемой чертой божественного всемогущества. И первые журналисты - сборщики новостей - приобретали особую значимость в глазах соплеменников.

Может быть, именно поэтому первые публицистические произведения создавали служители культа. Так было и на Руси. Заря славянской книжности занималась в религиозных центрах. Вспомните летописцев, которые составляли ежедневные отчеты о том, что происходило в мире. Не так уж и просто в девятом веке было стать книжником. Кроме разумения грамоты, претендент на это звание должен был обладать целеустремленностью в поисках истины, той нравственной высотой, при которой вера нелицемерна и заповеди человеколюбия становятся повседневной жизненной практикой.

Почему-то многим кажется, что летописи сухи и бесстрастны. Но ведь нельзя, невозможно писать о делах общественных без той или иной доли эмоций. И чем ближе было событие к интересам летописца, тем отчетливее становилось понимание добра и зла, греха и добродетели, истины и заблуждения. Это и формирует публицистический тон летописных произведений. Так в одном наиболее раннем из дошедших до нас летописном памятнике - "Повести временных лет" - Нестор с болью размышляет о судьбе Русской земли и причинах разорительных междоусобиц. И приходит к выводу: ни с какими иными земными благами несопоставима ценность национального единства, благо Отечества. Тут политический идеал национального единства смыкается у летописца с христианским идеалом братолюбия. А ведь одновременно с книжниками, творившими на бумаге, выступали и проповедники с устными толкованиями событий.

Если проповедь книжников принято называть "логос" от греческого слова "слово", то устные выступления проповедников называются "гомилия", что в переводе с греческого означает "беседа". Они-то и стали разновидностями духовной публицистики, от которой ведет свое начало журналистика. Слово, согласно учению Отцов Церкви, является сущностью вещи. Назвать - значит понять. Отсюда возникло естественное желание писать так, чтобы слово вызывало точно такое же настроение, как и само явление. Такое "плетение словес" заставило книжников внимательнее отнестись к словам: к их звуковой стороне (аллитерации, ассонансы и т.п.), к этимологии (сочетание однокоренных слов, этимологически одинаковые окончания и т.п.), к тонкостям семантики (синонимические и тавтологические ряды и т.п.), к словесным новообразованиям и калькам с греческого языка...

Таким "логосом" в русской духовной публицистике слово "Слово о Законе и Благодати" первого русского митрополита Илариона.

Посмотрим, что стоит за его, казалось бы, далекими от журналистики размышлениями. Иларион утверждает, что Благодать - достояние всех государств, принявших христианство. Нет и не может быть градации, в Благодати. Следовательно, претензии Византии на монопольное владение Благодатью незаконны. Русь - такое же равноправное государство в семье европейских народов. Так Иларион создает собственную патриотическую концепцию всемирной истории, значительно возвышая свое Отечество в политических правах.

А ведь это уже не просто религиозное произведение. Это политический трактат.

Далее Иларион рассказывает о личности Крестителя Руси князя Владимира, поднимая его на уровень императора двух Римов - восточного и западного - Константина Великого. Чтобы Ярослав Мудрый был достоен своего отца, он должен распространять образованность, изгнать врагов и утвердить мир с христианскими государствами, укрепить города строительством крепостей-монастырей. Это, как видите, вполне светские гражданские устремления и рекомендации.

"Гомилия" в противоположность "логосу" лишена словесных красот и логических перекатов. Это простые, общедоступные для понимания толкования происходящих событий с позиций нравственности. Среди них можно выделить беседы, поучения, незатейливые нравоучительные рассказы. Основным содержанием их была проповедь всеобщей христианской любви к людям и Отечеству.

Острота политического содержания, как необходимый признак публицистики, есть даже в произведениях, повествующих о жизни святых. Что уж говорить о публично адресованных посланиях. Их рассылали по всей Руси и многократно зачитывали перед народом. Так происходило со многими пастырскими и княжескими посланиями. И это уже было близко к коллективному чтению газет, широко практиковавшемуся в Европе. Ведь чтение сопровождалось комментариями и разъяснениями особо важных мыслей. Священники обязаны были хранить тексты и время от времени перечитывать пастве те, которые не потеряли актуальность. Через такие увещевания велась мощная идеологическая обработка массового сознания.

Задачи духовной публицистики были непросты. Нужно было преобразовать как общество в целом, так и каждого из сограждан в отдельности. Изменение социально-политической жизни давалось с трудом. Вот и приходилось изыскивать новые формы и методы воздействия на психику.

Послания старца Филофея, адресованные великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу и великокняжескому наместнику во Пскове дьяку Мисюрю Мунехину, - удивительнейший образец публицистического убеждения. Используя целый ряд реалистических и православно-догматических аргументов, он изложил со всей полнотой и величественностью теорию исторического призвания русского государства, показав духовно-политическую преемственность России от Константинополя. Прямой и непосредственный общественно-политический резонанс, вызванный этими посланиями, - свидетельство роста публицистического мастерства книжников средневековой Руси. Все его рекомендации были закреплены правительственными актами.

И неудивительно, что публицистический задор заставляет браться за перо и церковного книжника, и мелкого служилого дворянина, и самого царя. Активное противостояние в обществе, расколы в церковной среде, политические выступления 16-17 веков вызвали к жизни публицистические воззвания, письма и листовки. Среди прогрессивных публицистов того времени Максим Грек, Вассиан Патрикеев, Иван Пересветов, Андрей Курбский, Иван Грозный. А с началом крестьянских войн публицистика окончательно преодолевает связи с богословской риторикой и становится светской.

Что интересно, становление периодической печати в Европе происходит в этот же самый период.

Переписка Смутного времени, объединявшаяся в специфические подборки и отсылавшаяся в соседние города, создавала предпосылки возникновения русский периодической печати. Комплект документальных и агитационных текстов, отправленный из Нижнего Новгорода вологжанам, дополняется документами из Москвы, Смоленска и Рязани. Так, усиливая друг друга, объединялись известия из разных источников, создавая панораму политических ситуаций в русских княжествах. Потребность в публичном информировании находила отклик в самодеятельной организации прототипа газеты.

 

Первые русские газеты

 

Хорошо известно: кто владеет информацией - тот владеет миром. Так что царям нужны были сведения не любопытства ради. Вот и создали при государевом дворе в конце 16 века своеобразное информационное агентство: в тайном приказе собирали известия о заграничной жизни, переводили и переписывали новости из иностранных газет, отбирали самое интересное из наших межгородских переписок. Узкие длинные листы бумаги, на которые все это заносилось дьяками, именовались столбцами. В них говорилось о сражениях, взятии городов, приемах послов, государственных договорах, прибытии кораблей с товарами, появлениях комет и еще многом, что случалось на белом свете.

Эта рукописная газета называлась "Вестовые письма" или "Куранты". И, конечно же, была окружена строгой дипломатической тайной. Иногда она писалась в единственном экземпляре и читалась только государю Борису Федоровичу Годунову. Иногда эти новости слушали ближние бояре. Иногда же эта газета размножалась переписчиками и расклеивалась на людных местах Москвы, чтобы грамотные русичи могли узнать, что творится в государстве.

Годунову было, что скрывать, и было, чем интересоваться. После смерти Ивана Грозного неспокойно было на Руси: смерть царевича Дмитрия в Угличе, расследование, которое не принесло результатов, затем смерть Федора Ивановича, положившая конец династии Рюриковичей, поездка первых русских студентов за границу в 1602 году, объявление самозванца, идущего с поляками на Москву... Вот и создал для себя рукописную газету государь всея Руси.

До нас дошли, конечно же – не все, номера с 1600 года. И если вспомнить, что царем Годунов стал лишь в 1598 году, то можно смело говорить о том, что он и явился "отцом" первой русской газеты.

Целый век писались "Куранты" вручную. И только в 1702 году Петр 1 решился издавать печатную газету, публикуя извещения о заграничных и внутренних происшествиях для всех русских людей. Понимая, что на иноземцев и на их готовность помочь своими знаниями положиться нельзя, Петр быстрыми шагами повел Россию образованию: крайне нужны были ему отечественные специалисты. И помочь в этом должна была новая газета. Через нее распространялись сведения о военных и гражданских начинаниях. Так ее и назвали - "Ведомости".

Петр лично знакомился с иностранными газетами и уже нуждался в том, чтобы подьячие собирали для него заграничные известия.

Уже начальные строки одного из первых номеров обнародовали сведения, составляющие военную тайну: сообщение о работе Пушечного двора в Москве точно называло количество изготовленных артиллерийских орудий и запасов меди, приготовленной к новому литью. Это было сделано из политических соображений. В неудачном бою под Нарвой русская армия потеряла свою артиллерию, - необходимо было вдохнуть бодрость в приунывших офицеров и солдат и уверить в растущей мощи русского оружия врагов Отечества.

Но ведь всем было известно, что на пушки шла колокольная медь: в Москву свозились церковные колокола со всей Руси и там переплавлялись. И, значит, когда-нибудь иссякнут эти запасы.

Следующее сообщение этого номера газеты успокаивало. "Из Казани пишут. На реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль московскому государству".

И все же главной темой петровских "Ведомостей" стала тема Северной войны. В каждом номере газеты печатались заметки о боевых эпизодах. Сам Петр Первый охотно берется за перо, чтобы рассказать о сражениях. В день победы над шведами в Полтавской битве он наскоро набрасывает отчет, в котором торопится отметить храбрость русских солдат.

Больше всего информации черпается из писем и донесений генералов о результатах боевых действий, послов о заграничной жизни. Через две-три недели после выхода в свет в Россию приходили немецкие газеты. Сам царь или его кабинет-секретарь отмечали самое интересное в номерах. Потом это переводилось на русский язык и тоже помещалось в "Ведомостях".

Одним из самых ранних образцов публицистики в русской печати считается подробнейшее описание празднования дня Петра и Павла в Санкт-Петербурге, изложенное на двадцати двух страницах. Первую половину материала занимает пересказ проповеди, восхваляющей Петра как полководца, создателя флота и государственного деятеля. А вторая половина - нечто, напоминающее репортаж о самом празднике.

Газета еще не имела ни своего постоянного названия - "Ведомости", "Ведомости Московского государства", "Российские ведомости", - ни постоянного тиража - от нескольких десятков до нескольких тысяч, в зависимости от важности публикуемых материалов, - ни строгой регулярности в выходе, ни точного объема.

До 1715 года "Ведомости" печатались в Москве на Печатном дворе. Потом они стали выходить одновременно в двух городах - в Москве и Санкт-Петербурге. И, наконец, в 1719 году окончательно переходят в новую столицу.

Понадобилось много лет, чтобы первая русская газета стала похожа на настоящую газету. Это произошло уже после смерти Петра Великого. С 1728 года изданием "Санкт-петербургских ведомостей" занялась Академия наук. Первый номер сразу же определил вид издания. Он был отпечатан на четырех страницах форматом в одну четверть листа, на первой странице под заголовком было изображение двуглавого орла с цепью ордена Андрея Первозванного, ниже следовала дата издания. Газета выходила два раза в неделю, по вторникам и пятницам, на протяжении всего 18 века. Содержание "Санкт-Петербургских ведомостей" составляли сообщения о внутренних и иностранных известиях, объявления о торгах, подрядах, продажах, о выходе новых книг, театральных спектаклях и тому подобное. Эти объявления для сегодняшних ученых важный материал, поскольку позволяют уточнить сведения о русской культуре 18 века.

К середине века объем газеты увеличился вдвое. Из восьми страниц номера пять или шесть занимали иностранные известия, остальные заполнялись объявлениями. Русские новости включали в себя не больше трех заметок в номере. И то далеко не в каждом.

С 1728 по 1742 год "Санкт-Петербургские ведомости" выходили с приложением "Исторических, генеалогических и географических примечаний". Сначала они задумывались как справочное издание и подробно толковали основной текст газеты. Но уже в 1729 году становятся самостоятельной газетой, более близкой к журнальному варианту. В "Примечаниях" печатаются крупные статьи на естественнонаучные темы, практические рецепты, медицинские рекомендации, описание иллюминаций и многое другое.

Интересно, что именно в этой газете начинается сотрудничество Михаила Васильевича Ломоносова с издательским отделом Академии наук.

А в 1748 году он становится фактическим редактором "Санкт-Петербургских ведомостей", формируя иностранный отдел газеты. Стараясь увеличить число образованных людей в России, он тщательно отбирает для газеты только те сведения, которые способствуют просвещению.

Одной газеты для государства маловато. И тогда М.В.Ломоносов затевает издание еще одной. Открытие Московского университета и типографии при нем помогает осуществить мечту ученого. В 1756 году появляются "Московские ведомости". Это был орган Московского университета, печатавший кроме иностранных известий сведения о торжественных актах, новых курсах и лекциях, успеваемости студентов.

Одновременно с газетой в Москве, в Санкт-Петербурге начинает выпускаться первый научный журнал Академии наук. Он получил название "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие". На титульном листе под заглавием печаталось изображение части земного шара с расположением России, двуглавого орла с вензелем императрицы Елизаветы Петровны и солнца, в лучах которого красовалась надпись: "Для всех". Сотрудниками ежемесячного издания стали А.П.Сумароков, В.К.Тредиаковский, М.М.Херасков. И.П.Елагин и многие другие видные русские писатели. На страницах журнала помещались статьи об экономике и торговле, литературе и искусстве, науке и истории.

Но "Ежемесячные сочинения" не пользовались популярностью. Тираж каждый год падал, и в 1764 году журнал закрылся. И все же заслуга его перед русской журналистикой велика. Во-первых, он сплотил литературные силы России; во-вторых, обучил писателей публицистике газетно-журнального типа; в-третьих, помог понять, что журналистика - могучее оружие, а потому вскоре а официально-государственным изданием журналов появились и частные.

 

Журналистика 18 века

 

Большим событием в истории отечественной журналистики стало появление первых частных изданий. Это произошло в самом конце 1750-х годов. "Трудолюбивая пчела" известного литератора А.П.Сумарокова, еженедельный журнал, явно ориентировался на опальную супругу наследника престола Петра Федоровича, будущую императрицу Екатерину Алексеевну. И хотя здесь печатались очень многие литераторы, журнал все же оставался изданием А.П.Сумарокова, - настолько сильно было влияние на других его незаурядной личности. Просуществовав год, "Трудолюбивая пчела" закрылась.

В начале 1760-х годов при Московском университете возникают литературные журналы "Полезное увеселение", "Свободные часы", "Невинное упражнение", "Доброе намерение" и "Собрание лучших сочинений". Это развернул деятельность М.М.Херасков. Вокруг него создалась многочисленная группа молодых литераторов, произведениями которых и заполнялись страницы этих изданий. М.М.Херасков показал себя горячим сторонником, новой императрицы Екатерины Второй.

Впрочем и сама императрица была не чужда журналистики: ее перу принадлежит не один материал еженедельного журнала "Всякая всячина". Издание сразу же предупредило своих читателей, что стоит за сатиру в "улыбательном духе" и не собирается затрагивать конкретные недостатки государственно-политического строя. Все, что Екатерина делала в стране, было замечательным, совершенным и не подлежащим критике.

С этим оказался не согласен "Трутень". Журнал, который стал издавать Н.И.Новиков, сразу же внес дух боевой полемики в русскую журналистику той поры. Бездельник, изображенный во "Всякой всячине", по мнению Н.И.Новикова, и есть тот самый трутень, что пользуется трудом других. А настоящий гражданин Отечества должен быть полезным обществу. "Трутень" спорил с "бабушкой" русской журналистики - "Всякой всячиной" по всем вопросам. Он даже упрекал автора журнала в плохом знании русского языка, делая вид, что не знает, с кем переписывается и спорит. Дерзость эта не имела еще себе равной. Тем более, что другие журналы того времени, сделав вид, что тоже не знают, кто скрывается под псевдонимом, поддержали Н.И.Новикова, заявив: "бабушка" выжила из ума.

И "Трутень" закрылся. Но Н.И.Новиков почти тут же выпускает книжку нового журнала "Пустомеля". Второй номер "Пустомели" стал последним. Немного переждав, Н.И.Новиков приступает к изданию еженедельного сатирического журнала "Живописец". Восхищаясь анонимным драматургом, он приписывал ему борьбу с пороками общества злоупотреблениями власти и развратными поступками. Анонимным автором разбираемых пьес была Екатерина, вовсе и не помышлявшая о борьбе с общественными недостатками. Но нельзя же ей было во всеуслышанье заявить, что Н.И.Новиков не верно ее понял, что ее совершенно не волнуют нравы россиян. На втором году издания "Живописи" заметно сник, - издателю дали понять, что осторожность ему не помешает, - и вскоре совсем прекратил свое существование.

То, что сделали "Трутень" и "Живописец" для развития журналистики, с первого раза даже трудно понять. Во-первых, публицистика превращается в оружие против власти. Вряд ли Петр, создавший первую русскую газету для поднятия авторитета самодержавия, предполагал, что созданное им оружие обернется против его потомства. Во-вторых, в литературу введены факты быта, реалистические подробности, которые придают достоверность изображаемому. В-третьих, в журналах Н.И.Новикова - чрезвычайное разнообразие жанров: от миниатюрной повести до пародий на газетную рекламу. Этого еще никогда никто не использовал в журналистике до него.

Не дремало и правительство Екатерины. Журнал "Собеседник любителей российского слова, содержащий разные сочинения в прозе и стихах некоторых российских писателей", выпускавшийся Академией наук в 1783 году, попытался объединить лучшие литературные силы разных направлений. Скажем, здесь печатались М.М.Херасков, будучи представителем официальной журналистики, и Д.И.Фонвизин, выступавший с резкой сатирой, направленной против правительства Екатерины. В этом журнале Д.И.Фонвизин напечатал "Опыт российского сословника", то есть словаря синонимов. Разъясняя смысл слов, он приводил примеры такого рода: "проманивать - обманывать, проводить, - есть больших бояр искусство. Стряпчие обыкновенно проводят челобитчиков. Не действуют законы тамо, где обиженный притесняется". А в другом номере он задавал "Вопросы", адресованные анонимному сочинителю "Былей и небылиц", то есть опять же к императрице Екатерине. Прочитав их, она распорядилась все же напечатать их, но в сопровождении своих ответов, надеясь этим снизить критическую остроту произведения.

Судьба Д.И.Фонвизина была уже предрешена: все последующие его сочинения не увидели света при жизни автора. Правда, сам Д.И.Фонвизин поначалу этого не понял. В 1788 году он хлопочет об издании журнала "Друг честных людей, или Стародум". Ему было отказано...

Несколько удачливее оказался И.А.Крылов. В 1789 году он предпринял, попытку издавать журнал "Почта духов". Это было, по определению издателя, "ежемесячное издание, или ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами". Корреспонденты волшебника сообщали ему обо всем, что удалось увидеть и услышать. Это давало И.А.Крылову возможность представить широкую панораму жизни. И всюду творилось беззаконие.

"Почта духов" не собрала большого числа подписчиков. К тому же И.А.Крылову дали понять, что тон его критики неугоден правительству. Журнал был вынужден закрыться.

Но уже в 1792 году И.А.Крылов вместе с друзьями И.А.Дмитревским, А.И.Клушиным и П.А.Плавильщиковым взялся за издание ежемесячного журнала "Зритель". Издатели задались целью показать творческую мощь русского народа, прославив М.В.Ломоносова, И.П.Кулибина, К.М.Минина, - всех тех, кто создавал Россию. Сам И.А.Крылов напечатал в "Зрителе" несколько сатирических произведений: "Ночи", "Каиб", "Похвальная речь моему дедушке" и другие. Прибегнув к пародическому осмеянию русской крепостнической действительности, он дал своим героям говорящие имена: Звениголов - в "Похвальной речи..." или Дурсан, Ослашид и Грабилей - в "Каибе"…

1792 год был знаменательным в своем роде для российской журналистики. В апреле был арестован Н.И.Новиков, летом прошел обыск в типографии "Зрителя", за И.А.Крыловым установили полицейский надзор. Это свидетельствовало о том, что сатирическая журналистика превратилась в действительно опасную силу, оставлять без присмотра которую правительство боялось.

К полемической публицистике Н.И.Новикова и Д.И.Фонвизина добавилось понимание причин порочности общественных нравов. И.А.Крылов нападает уже не на отдельные недостатки режима: речь идет о борьбе со всей системой феодально-дворянской монархии.

Подводя итоги 18 века, необходимо отметить, что за одно лишь столетие русская журналистика постепенно окрепла, вошла в общественный обиход и заняла заметное место в социальной жизни. От информативных рукописных газет до "Живописца" и "Почты духов" - таков путь русской журналистики 18 века. Основная масса изданий, конечно же, была обречена на кратковременное существование, не было еще достаточного издательского опыта. Но газеты и журналы, выходившие в этот период, позволили определить место публицистики в развитии русской общественной мысли.

По мере роста общественного сознания передовая мысль пришла в конфликт с социальной идеологией, сперва по частным вопросам, а затем по коренным и основным проблемам: протест против самодержавия, борьба за просвещение, патриотизм, развитие национального склада ума и чувств, доходя до революционного решения вопросов.

А.Н.Радищев, опубликовавший в 1789 году в журнале "Беседующий гражданин" статью "Беседа о том, что есть сын Отечества", определил основные ориентиры развития демократической журналистики. Вчитайтесь: писатель характеризует состояние крепостных крестьян, подчеркивая, они - движимые мучителем машины, мертвые трупы, тяглый скот. Но среди представителей правящего сословия нет достойного, чтобы назваться сыном Отечества: вертопрах, развратник, щеголь, жадный корыстолюбец, обжора-чревоугодник, - не в их среде надлежит искать патриотов. Традиции свободолюбия зарождались уже среди публицистов 18 века. Вершиной их и явился А.Н.Радищев.

Поднятый спор о русском национальном характере публицистами 18 века имел огромное воспитательное значение. На произведениях, созданных в это


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.