Чарльз Бец — Методы обучения в субботней школе для взрослых — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Чарльз Бец — Методы обучения в субботней школе для взрослых

2017-05-23 496
Чарльз Бец — Методы обучения в субботней школе для взрослых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чарльз Бец — Методы обучения в субботней школе для взрослых

 

 

Издательство "Источник жизни" 1999

 

Бец Ч.

Б56 Методы обучения в субботней школе для взрослых: Пер. с англ. — Заокский: "Источник жизни", 1999. — 208 с.

ISBN 5-86847-299-3 ББК 86.376

 

Оглавление

Предисловие................................................................…………………………………. 6

Вступление..................................................................………………………….…….... 7

Несколько слов руководителю группового обучения

Глава 1. Информация об обучении взрослых.....……………………………..……….......... 12

Долговечное обучение/ Усвоение "главной идеи"/ Вы находитесь в месте высшего обучения/ Вы учитесь, когда что-то делаете/ Обучение взрослых/ Обучение взрослых - уникальный процесс/ Как побудить свой класс учиться/ Изменение дает вам новые возможности для преподавания/ Обучение — дело всей жизни.

Глава 2. Планирование учебного процесса и подготовка к нему…........................………...29

Настроиться на одну волну с Богом/ Как долго надо готовиться?/Разработка плана подготовки/ Средства выполнения этой задачи/ Придерживайтесь основной линии/ Центральная истина/

Макро-микро-макропринцип/ Хорошие методы творят чудеса

Глава З. Постановка обучающих целей....................………………………………………... 42

Что такое цель обучения?/ Преимущества формулирования целей обучения/ Виды целей/ У учащихся есть нужды/ Изложите свою цель/ Цель, направленная на поведение-отклик, помогает учащемуся применять истину в жизни/ Используйте свою цель для оценки

Глава 4. Забота об учащихся способна изменить их ……………………………………….. 56

Семейная школа/ Семейная школа Иисуса/ Создание семейных классов субботней школы/ Заслужить право на преподавание

Глава 5. Углубление в Слово......……………………………………….................................. 69

Модель верийцев/ Вводить в Слово/ Восемь способов ввести свой класс в Слово/

— Исследование Писания

— Перефразирование Библии

— Критическое мышление, классификация или сравнение

— Исследовательская работа и отчет

— Изучение на наглядных примерах

— Разрешение конфликта

— Обоснование мнения или убеждения

— Примирение разных точек зрения

Что я могу для них запланировать?

Глава 6. Уровни обучения.........................................……………………………………….... 85

Уровень понимания фактов/ Уровень новой формулировки-обобщения/ Уровень скрытого смысла-применения/ Что находится в центре вашего внимания?/ Что находилось в центре внимания Иисуса/ Подчеркивайте более высокие уровни

Глава 7. Вовлечение учащегося.................................………………………………………... 95

Учебный треугольник/ Как выбирать и использовать библейскую учебную деятельность/ Методы и цели обучения/ 25 видов библейской учебной деятельности/ Численность группы и методы/ Обстановка в классе и его оснащение/

Глава 8. Открытие через дискуссию..........................…………………………………….. 120

Что такое дискуссия/ Ценность дискуссии/ Иисус и дискуссия/ Роль учителя в дискуссии/ Пояснение ответов учащихся/ Улаживание конфликтов/ Искусство задавать вопросы/ Терпимое отношение к молчанию/ Умение выслушивать/ Монополист/ Как рассаживать людей на время дискуссии/ Оценка дискуссии/ Подведение итогов

Глава 9. Лекция и закрепление материала с помощью наглядных пособий...................... 139

Лекция имеет свое место/ Ограниченные возможности лекции/ Как читать лекцию/ Сочетание лекции с другими методами/ Как преподносить материал лекции/ Закрепление с помощью наглядных пособий/ Доска и мел/ Складная карта/ Карты/ Таблицы и схемы/ Проекционные наглядные средства/ Важные вопросы по поводу ваших наглядных пособий/ Заплатить цену

Глава 10. Рассказы и иллюстрации.............................…………………………………….. 157

Зачем использовать рассказы в субботней школе?/ Виды рассказов, место и время их использования/ Где найти рассказы и иллюстрации/Картотека рассказов/Особенности хорошего рассказа/ Как рассказывать историю/ Практические выводы

Глава 11. Применение истины в жизни.......................…………………………………... 171

Служение изменения/Опасности, с которыми мы сталкиваемся/ Что мы можем сделать?/ Как помочь учащимся применять истину/ Акцент на изменении/ Моделирование событий/ Принцип направленного применения к себе/ Отклик группы/ Святой Дух и практическое применение/ Моделирование изменений/Любовь - это ключ

Глава 12. Воодушевлять на изучение Библии..……………………………….……............ 189

Бог говорит/ Назад к Библии/ Место Писания в субботней школе/ Почему так мало людей изучают уроки субботней школы/ Ожидайте от своих учащихся активной учебы/ Обучайте с помощью своей Библии/ Великое сокровище/ Волнующее открытие/ Научите свой класс изучать Библию/ Воодушевляйте учащихся каждый день изучать урок/ Как воодушевлять на ежедневное изучение/ Все зависит от вас/ Заключительное слово

Библиография..............................................…………………………………......………….....207

 

Предисловие

Внимательное изучение этой книги даст читателю уверенность и навыки, необходимые для успешного проведения занятий в библейских классах для взрослых. С помощью этой книги подготовлено целое поколение квалифицированных учителей субботней школы.

Служение в качестве руководителя группы взрослых людей, изучающих и обсуждающих Писание, одновременно бросает вызов и приносит отраду. Чтобы справиться с поставленной задачей, надо научиться творчески общаться с людьми на самом высоком уровне. На страницах рекомендуемой книги читатель найдет и полезные советы, и вдохновение, необходимое для совершения этого служения.

Ваше служение имеет большое значение!

Дж. Линн Мартелл,

директор отдела церковного служения,
Северо-американский дивизион

Вступление

Открывая эту книгу, вы, возможно, зададите себе вопрос: "Поможет ли она улучшить мои преподавательские навыки?" Большинство читателей не являются профессиональными учителями. Скорее всего, вы строите дома, работаете автомеханиками, инженерами, фермерами, врачами — то есть представляете все профессии и роды занятий. И, тем не менее, каждую неделю вы ведете класс субботней школы, в котором изучаете Слово Божье. Естественно ощущая на себе большой груз ответственности, вы желаете использовать любую возможность, чтобы улучшить свои навыки преподавания и совершать лучшее служение для нашего Господа в плане приобретения и воспитания душ для Его Царства.

Я написал это пособие, чтобы помочь таким людям, как вы: учителям, старающимся изо всех сил улучшить качество преподавания и обучать людей так, как это делал Иисус.

Я решил поговорить прежде всего о методах обучения. Учителей субботней школы можно лучше подготовить во многих других областях, таких, как знание Библии, богословие и методы обучения. Но я считаю, что мы больше всего нуждаемся в лучшем понимании методики обучения. Я включил в свое пособие только те основополагающие методы, которыми вы можете непосредственно пользоваться в процессе обучения. Я попытался свести сложную теорию обучения к простым шагам и вместе с тем избежать опасности излишнего упрощения.

Если вы будете читать мою книгу внимательно, с молитвой, терпением и неподдельным интересом, то вскоре заметите, что качество вашего преподавания существенно улучшилось. Ваши учащиеся также заметят эти изменения. И, что самое главное, вы увидите доказательство того, что Божья сила действует в жизни ваших учащихся.

Самое большое удовлетворение испытываешь только тогда, когда видишь, что ты профессионально растешь и развиваешь данный тебе Богом дар. Я надеюсь, что эта книга поможет вам испытать в своей жизни нечто подобное.

Большинство пособий по подготовке учителей состоят из нескольких лекций, по которым проводятся занятия в течение короткого промежутка времени, но такому сжатому курсу присущи определенные недостатки. Обучаемый получает много теоретических знаний, но не имеет достаточного времени, чтобы переварить их и использовать на практике. К сожалению, после таких курсов методы обучения редко меняются.

Обучение — это искусство, такое же, как рисование или игра на пианино. Когда человек учится играть на пианино, он не ограничивается шестью или десятью уроками на протяжении двух недель, чтобы затем целый год заниматься самостоятельно. Напротив, учитель музыки показывает учащемуся один новый прием, после чего учащийся целую неделю отрабатывает его. Точно так же и учитель субботней школы должен последовательно осваивать один метод преподавания, затем использовать достаточно времени и возможностей, чтобы "отработать" этот метод, и только потом переходить к следующему.

Эта книга предназначена отдельному учителю в качестве служебного пособия по обучению. В первой главе дается обзор теории преподавания. Данный материал обогатит ваше представление об образовании взрослых людей и создаст необходимые предпосылки для изучения остальной части книги. В главах 2—12 излагаются основные методы процесса преподавания. В конце каждой главы помещена страничка, озаглавленная "От теории к практике".

В течение недели вам надо освоить материал главы, а в субботу попытайтесь отработать данный метод на практике, тщательно выполняя специальные инструкции, прилагаемые в конце каждой главы.

Если вы поймете новый метод и не будете испытывать никаких затруднений в его применении на практике, то на следующей неделе сможете переходить к следующей главе. Вам необязательно каждую неделю отрабатывать новый метод. Главное не скорость, а практическое овладение материалом. Для роста требуется время. Если вы будете глубоко осваивать теорию и добросовестно применять ее на практике, то к тому времени, когда закончите изучать эту книгу, уже овладеете сущностью процесса преподавания.

Данное пособие можно также использовать в качестве учебника по овладению методом групповой учебы на учительских собраниях. План состоит в том, чтобы учителя субботней школы изучали очередную главу до того, как они приходят на встречу учителей.

Кто должен руководить групповой учебой? Это решение, конечно же, принимает совет субботней школы. Групповую учебу может возглавить опытный учитель субботней школы, стремящийся совершенствовать навыки, способный быстро усваивать новые идеи, пользующийся уважением собратьев и готовый отдавать делу все свое время и силы.

Вы будете очарованы, изучая методы обучения, которыми пользовался Иисус Христос. Иисус использовал методы обучения, которые современные педагоги только-только открывают для себя. Методы Христа рассматриваются в каждой главе.

Елена Уайт также дает множество конкретных советов относительно методов обучения. Мы брали наши примеры и дополнительные материалы из ее комментариев и использовали их на протяжении всей книги.

Если проанализировать посещаемость субботней школы, то становится ясно, что впредь мы не можем довольствоваться посредственным преподаванием. "Родителям и учителям надо постоянно стремиться совершенствовать свои методы. Для преподавания Библии следует использовать самые свежие мысли и самые энергичные усилия" ("Советы родителям и учителям", с. 181).

 

ДОЛГОВЕЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Одна старинная поговорка гласит: "Образование есть то малое, что у вас остается после того, как вы забываете все, чему вас учили". Другими словами, запоминание фактов — не самая важная часть обучения. Возможно, вы не сдадите экзамен по фактическому материалу урока, но если ваше отношение к делу и ваше поведение изменились к лучшему, значит, вы уже чему-то научились. Высшая цель обучения, к которой мы стремимся в нашей субботней школе, это преобразование характера.

Но факты столь же важны, поскольку они служат основанием для более высокого уровня обучения. Нам следует самостоятельно овладевать библейскими фактами, а затем стремиться излагать их настолько ясно, чтобы они лучше запоминались.

Наша задача как христианских учителей – познакомить людей с библейскими фактами, помочь им уразуметь их значение и далее возрастать до полного подобия Иисусу. Высший уровень обучения приводит к пониманию фактов и осознанию их взаимосвязи. Я уверен, что в процессе учебы у вас бывали случаи озарения. Это необыкновенно воодушевляет! Если вы поможете своим учащимся испытать нечто подобное, они почувствуют то же, что и вы. Подобное чувство — лучшая награда за их учебу.

Такой уровень обучения ведет к возрастанию в христианских чувствах и поведении. Когда перед вашими учащимися истина начнет раскрывать себя, они ощутят ее преобразующую силу, действующую в их разуме. Это данная Богом сила истины.

Какая задача стоит перед вами как учителями Божественной истины?

Она сводится к следующему: "Стоящие перед народом в качестве учителей истины должны браться за великие темы" ("Евангелизм", с. 151).

 

УСВОЕНИЕ "ГЛАВНОЙ ИДЕИ"

Тема является "главной идеей", объединяющей факты в одно связное целое. Факты, подобно кирпичам в доме, должны быть организованы в значимое целое. Значимое целое — именно это мы подразумеваем под учением.

В субботней школе мы формируем представление о некоторых основных учениях:

Природа Бога

Природа человека

Проблема греха

Спасение

Творение

Рай

На основе перечисленных понятий формируются установки, они, в свою очередь, предопределяют поведение. Вот почему мы должны научиться как можно яснее и интереснее формулировать "великие темы". Мы не просто излагаем факты, но помогаем людям изменить свою жизнь.

Ни один учитель субботней школы не вправе успокаиваться на том, что его урок состоит только из изложения голых фактов. Подобное занятие не изменяет базовые установки учащихся.

Например, один библейский учитель после полудня с удовольствием беседовал с подростками, обсуждая библейское занятие, состоявшееся в субботу. Они говорили о значении веры. Кто-то спросил: "Что такое вера?" Девочка ответила: "Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". Учитель, удовлетворенный таким ответом, перешел к следующему вопросу.

Ни о каком обучении в данном случае не могло быть и речи. Но если бы учитель после такого ответа спросил: "А не можешь ли ты своими словами, из своего личного опыта рассказать, что в действительности означает вера?" — тогда он пробудил бы у слушателей желание поразмышлять. Учащимся пришлось бы порыться в своей памяти, исследовать смысл изученных фактов, а затем объединить все это в определенное понятие.

Правильно поставленный вопрос поможет классу обдумать факты и выработать какие-то понятия. Но учитель сможет составить глубокие вопросы только в том случае, если он сам размышлял над поставленными вопросами. Он не сможет развить у своих учащихся концептуальное мышление, если сам никогда не идет дальше фактов.

Как учителя мы должны избегать прямых вопросов, приводящих к заученным ответам. Если у учащегося ответ отскакивает от зубов или если он вновь и вновь повторяет все тот же ответ, значит, он ничему не научился.

Кем был Иоанн Креститель? — Это механический вопрос. Предтечей Христа. — Это механический ответ.

Какие качества характера Иоанна Крестителя особенно важны для адвентистов седьмого дня и почему? — вот вопрос, способствующий выработке концепции или понятия. Как вера помогает вам быть победоносным христианином? — И этот вопрос способствует выработке концепции.

Почему важны вопросы, требующие размышления? Да потому, что они побуждают учащегося мыслить более глубоко. А мыслительный процесс меняет жизнь.

 

ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Мне нравится обучать взрослых, поскольку они накопили богатый житейский опыт и обладают самым разным темпераментом, навыками и способностями. Каждого Бог наделил уникальными дарами.

Одни взрослые красноречивы и напористы; другие застенчивы и задумчивы. Многолетний жизненный опыт взрослых людей создает большой потенциал для организации дискуссий в классе. Ваша задача — побудить их к откровенному разговору. Помочь вам в этом — одна из задач моей книги.

Взрослые составляют большую часть членов церкви. Причина очевидна: человек основную часть жизни остается взрослым. Как сказал Роберт Браунинг, это тот период бытия, "для которого делалось все остальное".

 

ОБУЧЕНИЕ - ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ

Младенец делает первые неуверенные шаги.

Ребенок заучивает наизусть стих из Библии.

Школьник решает математическую задачу.

Человек склоняется на колени, чтобы принять Иисуса Христа как своего Спасителя.

Отец разговаривает со своим ребенком.

Мать плачет на свадьбе своей дочери.

Пожилой человек соглашается с тем, что его годы подходят к концу.

Представители всех перечисленных групп учатся, ибо учеба означает развитие, столкновение с чем-то новым. Это изменение. Иисус описал данный процесс так: "Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" (Мк. 4:28). Он не обсуждал проблемы сельского хозяйства. Он говорил о людях в их развитии.

Образование - это "гармоничное развитие физических и умственных способностей человека с ранних лет его жизни, а также духовное развитие" ("Воспитание", с. 13).

"И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего" (Рим. 12:2).

Учеба в субботней школе является частью процесса искупления. "Воспитание и искупление — в высочайшем смысле одинаковые понятия..." ("Воспитание", с. 30). Бог хочет искупить всего человека — его ум, помышления, чувства, установки и поведение. Если обучение в субботней школе проходит так, как это угодно Богу, то обязательно произойдут изменения в знаниях, чувствах и поступках человека. Вы и ваши учащиеся станете новыми людьми во Христе. В этом и состоит смысл учебы!

 

 

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПОДГОТОВКА К НЕМУ

Планируют все, но нам особенно важно качество планирования. Для примера возьмите архитектуру: заложенное в проекте впоследствии осуществляется строителями. Так и с преподаванием. Планируя новый дом, получаешь большое удовольствие; не менее приятно планировать преподавательскую работу и ее конечный результат — знания учащихся.

Я много лет преподавал в субботней школе в классе для взрослых, прежде чем сделал открытие: от плана урока зависит, будет ли обучение успешным. Чтобы действительно шел процесс обучения, надо планировать урок и готовиться к нему. Я обнаружил, что тщательное планирование и усиленная молитва делают преподавание не тягостным, а радостным. Вот почему я с удовольствием рассказываю о методах планирования в данной главе. Если их добросовестно применять, то они могут оживить ваш класс!

Однако должен признать, что поначалу некоторые из этих методов и приемов казались мне громоздкими и неуклюжими. Теперь же я не могу преподавать без них.

Я хочу, чтобы вы познакомились с учебным планом (его образец вы найдете в конце главы). Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с ним. Я обнаружил, что эта форма — один из самых полезных инструментов в моей работе. Составление учебного плана — пожалуй, важнейшая часть вашей подготовки.

Учебный план для учителя — что карта для путешественника или чертежи для прораба. Я обнаружил закономерность: если придерживаться данной формы, то на уроке будешь чувствовать себя более уверенно. Учебный план помогает подобрать подходящий метод для конкретного урока и соотнести урок с нуждами учащихся. Планирование помогает успешно проводить урок и системно использовать время, отведенное для занятия в классе.

Некоторые учителя ничего не планируют. Они усердно изучают материал урока, молятся и полагаются на вдохновение. Думаю, вы согласитесь, что этого недостаточно.

В течение многих лет мои планы урока состояли из нескольких идей или иллюстраций, нацарапанных на полях моего же пособия. Теперь такой план представляется мне слишком расплывчатым.

В хорошем плане урока тщательно и подробно расписывается все, что учащемуся надо сделать и открыть для себя. Хороший план урока включает в себя подробно сформулированную главную истину урока, перечень нужд учащихся, цель урока и метод привлечения и удержания внимания. Он также содержит способы вовлечения учащихся в фактическое изучение Библии и предложения по поводу того, как помочь учащимся применять данную истину в своей жизни.

В главах со второй по четвертую мы будем говорить о важных элементах учебного плана. В данной главе мы ограничимся:

• Способами настроить свое сердце на нужную волну

• Практическими предложениями по изучению Библии или иных материалов

• Различными учебными материалами и пособиями

• Способами удержания учащихся в рамках урока

• Способами выявления и запоминания центральной истины урока.

 

КАК ДОЛГО НАДО ГОТОВИТЬСЯ?

Возможно, вам, как и мне, постоянно не хватает времени для изучения учебного материала. Нам не хватает времени на исследование многих захватывающих областей знаний, многих идей, вдохновляющих на продолжение исследовательской работы.

Иногда о том, что мне придется вести урок, я узнавал только в пятницу вечером, и у меня оставался на подготовку всего час или два. Господь чудесным образом благословляет Своих работников в чрезвычайной ситуации! Но если я каждый раз буду откладывать подготовку на вечер пятницы, то могу ли надеяться, что чудо восполнит мое нерадение? Не думаю.

Большинству преподавателей субботней школы надо заниматься по нескольку часов на протяжении всей недели, чтобы надлежащим образом подготовиться. Павел наставлял Тимофея: "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2:15). Если я хочу, чтобы Бог одобрил меня как учителя, я обязан трудиться. Я выявил тесную связь, существующую между качеством и количества моих занятий и качеством обучения моих учащихся.

Чтобы настроиться нa одну волну с Богом и услышать Его подсказку, требуется время. Но насколько приятно чувствовать во время урока, как Дух Божий направляет наш разум, и ощущать, что мы, учителя, являемся Его орудиями!

 

РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПОДГОТОВКИ

Как начинать подготовку к уроку? Безусловно, каждый учитель должен разрабатывать собственный план подготовки. В книге "Советы по работе субботней школы" высказывается такая мысль: "Изучите урок не в субботу утром, до начала очередного занятия... но во второй половине субботнего дня..." (с. 43).

Я обнаружил, что большую помощь учителю оказывает заблаговременное и тщательное изучение материала всего урока. В основе этого совета лежит очень хороший педагогический принцип. Изучив весь урок в субботу после обеда, вы получите о нем общее представление и перспективу, что поможет постоянно сохранять принцип непрерывности.

Как бы с вершины горы вы сможете рассматривать основные направления ваших мыслей и связи между ними. В своей преподавательской деятельности я стараюсь строить мосты между идеями. Это помогает моим учащимся видеть отдельные части урока и их отношение к целому.

Идеи, рассматриваемые в их взаимосвязи, легко усваиваются и запоминаются.

Готовясь к занятию, задайте себе такие вопросы:

• Что данный урок говорит о природе Бога?

• Как его тема связана с планом спасения и великой борьбой между Христом и сатаной? Какими средствами я смогу превознести Иисуса, Его праведность, Его жертву за грех и Его Второе пришествие?

• Насколько этот урок связан с предыдущим и с темой на квартал?

Я обнаружил, что полезно иметь определенное место и время для подготовки. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как преуспевающие люди расписывают свое время? Выделите для Бога лучшее время дня. Мне очень легко заранее освобождать время, избранное мной для занятий и подготовки к ним. По возможности это должно быть тихое, удобное место, где вас никто и ничто не отвлекает и где у вас под рукой находятся все учебные материалы.

 

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИСТИНА

Первое, что я делаю в процессе подготовки к уроку, это выявляю "одну большую идею" урока. Помните, мы обязаны "браться за великие темы" ("Евангелизм", с. 151).

Каждый удар молотка должен глубже вгонять гвоздь. Каждый текст, иллюстрация, наглядное пособие, обучающий прием и любое обсуждение должны напоминать удары молотка, все глубже и глубже загоняющего центральную идею урока в сознание учащихся. Это помогает слушателям запомнить главную мысль урока.

Как выявить центральную истину? Определяя ее для себя, я размышляю над уроком в целом. На что в первую очередь он обращает наше внимание? Проходит ли через весь урок одна главная мысль? Что можно узнать о главной идее урока из заголовка? Процесс обнаружения центральной истины (известный как синтез) для меня очень важен потому что он является основой моего преподавания. Если все время помнить о центральной истине, то легче будет не уклоняться от "основной линии".

Центральную истину надо ясно и кратко изложить в одном предложении. (Это первый пункт в плане урока, изложенного в конце главы). Я всегда фиксирую центральную мысль, а затем тщательно раскритиковываю ее. Обычно я должен переписать ее несколько раз, чтобы правильно сформулировать. Это помогает мне "отладить" мое мышление. Расплывчатое мышление учителя приведет к тому, что в голове учащегося воцарятся полный туман и хаос.

Джон Сисемор говорит, что центральная истина должна быть представлена в виде "законченной, всеобъемлющей формулировки, которую можно использовать, оценивать и записывать". Он предлагает несколько способов проверки точности центральной истины:

"1. Отражена ли в этой формулировке суть библейского отрывка к данному уроку?

2. Изложен ли в этой формулировке основной принцип библейской истины?

3. Отражены ли в данной формулировке интересы, проблемы или нужды нашего современника?

4. Приемлет ли ваш класс такую формулировку?"1

Описанный выше процесс нелегок, но чем больше я упражняюсь в нем, тем легче он становится и творит чудеса для всех учителей субботней школы, применяющих его. Это своеобразный ключ, позволяющий открыть урок.

 

МАКРО-МИКРО-МАКРОПРИНЦИП

Доктор Джек Данхэм в своем "Пособии по системному преподаванию для взрослых" предлагает использовать центральную истину, или ключевую мысль, как он ее называет, в реальном преподавании. Чтобы помочь учащимся запомнить ключевую мысль урока, Д. Данхэм рекомендует изложить ее в самом начале урока в классе субботней школы.

Далее урок разбивается на составные части, включающие подробное его обсуждение. В конце урока ключевая мысль снова излагается в качестве заключения или практического вывода. Вот классическая иллюстрация древнего педагогического принципа: "Скажите учащимся, что вы собираетесь им сказать; скажите им это; а затем скажите, о чем вы только что рассказали им". Ведя урок субботней школы под названием "Он привлекает нас", я следующим образом применил вышеописанный принцип. Ключевая мысль или центральная истина (макро) была сформулирована так: "Распятый Христос привлекает к Себе всех людей посредством Святого Духа, чтобы искупить их и общаться с ними". Подтемы или разбивка (микро) говорят о том, как и при каких обстоятельствах Он привлекает нас:

1. Он привлекает нас как Свет.

2. Он привлекает нас как Агнец.

3. Он привлекает нас посредством Святого Духа.

4. Мы можем быть привлечены ко Христу только на Божественных условиях.

Определив центральную истину, мы затем обсудили четыре подтемы. В конце беседы я снова повторил центральную истину, но уже синтезированную.

Я обнаружил, что связность и непрерывность изложения урока серьезно помогают учащимся запоминать основные мысли и применять полученные знания к своей повседневной жизни. Как граненый алмаз отражает свет от многих плоскостей, так и правильно подготовленный и изложенный урок открывает красоту центральной истины с самых разных углов зрения.

 

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Цель: Научиться определять и записывать центральную истину (ключевую мысль) урока.
Подготовка: 1. В случае необходимости повторите эту главу. 2. Основательно изучите материал урока субботней школы.
Метод: Выявите центральную истину и впишите ее в план вашего урока. Проверьте центральную истину с помощью критериев, помещенных в подтеме "Центральная истина". В начале урока прочитайте центральную истину своему классу, а затем еще раз прочитайте ее в конце занятия.
Оцените: ситуацию после занятия. Что прошло хорошо? Что можно изменить?

Форма подготовки учебного плана

Урок № ___ Тема: __________________________________________________________

Центральная истина урока

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Жизненные нужды моих членов. (Краткий перечень нужд; которые может восполнить данный урок).

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Цель урока (очень краткая формулировка учебной цели, к которой учитель будет направлять всю деятельность класса и дискуссию):

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Учебная атмосфера и способ привлечения внимания (использовать наглядное пособие, рассказ или интересный пример из учебной деятельности, чтобы заинтересовать учащихся и естественно подвести их к изучению Библии):

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Углубление в Слово (использовать пример, который поможет вашему классу решить проблему или сделать открытие, ведущее к фактическому изучению Библии. Изучить важные стихи и все время использовать ключевую мысль):

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Практические выводы: (выберите примеры, связанные с целью, которая поможет учащимся открыть значение изученных истин для своей повседневной жизни, и подведите учащихся к тому, чтобы они твердо решили действовать):

Вы можете также найти эту форму в конце каждой главы данной книги (В цифровом варианте книги она приведена только в этой главе).

 

 

ГЛАВА 3 ПОСТАНОВКА ОБУЧАЮЩИХ ЦЕЛЕЙ

Вам доводилось бывать на занятиях в таком классе субботней школе, в котором учитель бесцельно, как бабочка, порхает от одной прекрасной истины к другой? Как вы относились к такому классу? Подобное преподавание оставляют у меня осадок неудовлетворенности. Я чувствую себя намного лучше, когда преподавание нацелено на достижение конкретной учебной цели.

Принцип, о котором я хочу рассказать в данной главе, называется "прямолинейным обучением". Оно движется по прямой к конкретной задаче образования. Это нетрудный метод, но он сделает ваше преподавание куда более эффективным.

Обратите внимание на то, как эта идея излагается в книге "Воспитание", с. 233: "Перед изучением предмета ему [учителю] необходимо составить четкий план и стремиться к определенной цели". Цель — это самый важный фактор в процессе преподавания и учебы. Ее можно сравнить с осью, на которой вращается колесо обучения.

 

ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ?

Цель обучения — это заявление о том, чего вы надеетесь добиться в течение учёбного часа. Она поясняет, каким должен стать учащийся после занятия!

Если попросить учителей субботней школы сформулировать цель урока, многие сказали бы: "Моя цель — воспитать лучших христиан". Или: "Научить мой народ любить Бога и готовиться к пришествию Христа". Звучит красиво, но подобные глобальные задачи не помогают ни учителю, ни учащимся. Цели надо формулировать сжато и точно. Достойные цели всегда конкретны и ориентированы на действие. "Я хочу, чтобы мои учащиеся были более бескорыстными" — очень общее утверждение. Лучше было бы сформулировать эту цель так: "Я хочу, чтобы мои учащиеся вели себя более бескорыстно в своих семьях в течение предстоящей недели".

 

ВИДЫ ЦЕЛЕЙ

Цели обучения можно классифицировать следующим образом: знание, внутренние установки и поведение. Короче говоря, знать, чувствовать и откликаться. Обратите, пожалуйста, внимание на пункты в плане урока в конце этой главы: "Я хочу, чтобы мои учащиеся благодаря этому уроку:

Узнали ___________________________________________________________

Почувствовали ____________________________________________________

Откликнулись _____________________________________________________

Уровень знания: знание библейской информации необходимо для того, чтобы процесс обучения имел место. Факты — это строительный материал для любой учебы. Когда учащийся начинает понимать факты, он организует их в понятия.

Бог любит человека и заботится о нем и о других людях, Он любит его семью, Бог всемогущ и всезнающ, Бог есть Дух — эти факты о Боге могут быть организованы учащимся в понятие о Боге. Следующий шаг — это обобщение: Богу можно доверять. Далее учащийся обнаруживает, какое отношение перечисленные факты имеют к его жизни.

Уровень чувств: знание, понимание и концептуальное обобщение фактов формирует в нас определенные чувства. Когда человек принимает конкретные факты о Боге — Он отдал Сына Своего единородного ради нашего спасения, Он слышит молитвы и отвечает на них — это вдохновляет его на поступки. Здесь имеет место обучение на уровне чувств или эмоций. Чувства и внутренние установки в отношении людей и ситуаций меняются от слышания и принятия Слова Божьего.

Уровень поведения-отклика: третий уровень обучения — это поведенческий отклик. Большинство целей, приведенных ранее в качестве примеров, были поведенческими целями.

Некоторые уроки больно тяготеют y какому-то одному уровню. Однако учителю следует выбрать доминирующую цель, будьте "знание", "чувство" или "отклик". После того, как вы изучите материал конкретного урока, вы сумеете выбрать цель познания. Другой урок может располагать к тому, чтобы выбрать цель и пробудить определенные чувства. А третий урок больше всего станет соответствовать цели поведения-отклика. Помните: цель должна быть достаточно краткой, чтобы ее запомнить, достаточно ясной, чтобы ее записать, и достаточно конкретной, чтобы ее достичь.

Типичная цель, связанная с умножением познаний, звучит так: "Я хочу, чтобы в результате этого урока учащиеся моего класса узнали и поняли библейское учение о грехопадении человека". Подобные цели ставят перед учащимися задачу усвоить фактический материал и истолковать его значение.

Типичная цель, связанная с пробуждением определенных чувств, может быть сформулирована так: "Я хочу, чтобы в результате этого занятия учащиеся моего класса лучше оценили заботу Бога о Его детях".

А вот как может выглядеть цель, имеющая отношение к поведению-отклику: "Я хочу, чтобы в результате этого урока учащиеся моего класса больше полагались на Бога, Который поможет им сопротивляться искушениям на будущей неделе". Наверно, это самый важный уровень обучения; каждый урок должен приближать нас к какому-то практическому отклику.

Обучение означает изменение. Нерешительность и безуча


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.