Значение, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Значение, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи.

2017-05-23 2000
Значение, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сельское хозяйство – одна из наи­более древних сфер деятельности че­ловека, уходящая своими корнями в глубь веков и тысячелетий. Об огромном значении сельского хозяй­ства говорит и тот факт, что в нем за­нято сегодня около половины всего самодеятельного населения мира. Конечно, за этой средней цифрой кроются большие различия по стра­нам. Так, в государствах Западной Европы в сельском хозяйстве в сред­нем занято 8%, в США – 3%, в Ка­наде – 4%, в России – около 14%. В развивающихся странах этот пока­затель значительно выше и достига­ет иногда 70–80%. При анализе этого показателя нетрудно сделать вывод о том, что он зависит, прежде всего, от уровня механизации сельскохозяйственных работ, а также от специализации сельского хозяйства, природных условий и т. д.

Сельское хозяйство любой стра­ны мира состоит из двух крупных взаимосвязанных отраслей – зем­леделия (растениеводства) и жи­вотноводства. Соотношение этих отраслей варьируется от страны к стране в зависимости от их трудоем­кости или капиталоемкости, от ха­рактера местных природных усло­вий. В высокоразвитых странах мира (США, Германия, Франция и др.) в условиях широкого приме­нения агротехники и новейших до­стижений науки продукция живот­новодства преобладает над про­дукцией земледелия. Аналогичная картина наблюдается и в отдельных развивающихся странах (прежде всего в странах Ближнего и Среднего Востока), но уже по другой причи­не – вследствие чрезмерной засуш­ливости климата и бедности почв, ограничивающих развитие земледе­лия. И все же в подавляющем боль­шинстве освободившихся стран зем­леделие заметно преобладает.

Земледелие и животноводство тес­но связаны между собой. Столь же прочны и разнообразны связи сель­ского хозяйства с отраслями про­мышленности, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию и создающими для него средства про­изводства. Это взаимосвязанное соче­тание отраслей носит название агро­промышленного комплекса (АПК). Такие комплексы, разнообразные по составу и различные по своей мощ­ности, получили широкое распро­странение в развитых странах мира, в то время как в развивающихся они, как правило, находятся на на­чальных ступенях формирования.

Аграрные отношения. Слово «аг­рарный» латинского происхождения. Дословно оно переводится как «зе­мельный». Поэтому, когда мы говорим об аграрных отношениях, это означа­ет, что речь идет о земельных отно­шениях в деревне, о формах земле­владения и землепользования, о ха­рактере действующих в этой отрасли социально-экономических законов.

В промышленно развитых стра­нах большая часть земельного фонда сосредоточена в руках крупных част­ных землевладельцев – фермеров и компаний, использующих наемный труд. Крупным землевладельцем остается само государство. Так, в США в его владении находится око­ло 1/4 всех земель. Часть земельного фонда находится во владении церк­ви, однако удельный вес церковных земель неуклонно снижается.

В развивающихся странах кар­тина аграрных отношений отличает­ся большой пестротой. Так, в Ла­тинской Америке часть земельного фонда – это латифундии, представ­ляющие собой обширные частные земельные владения и составляю­щие основу помещичьих хозяйств. В большинстве стран Азии и Афри­ки наряду с крупными капитали­стическими хозяйствами, принадле­жащими местному и иностранному капиталу, широко распространены хозяйства феодального и полуфео­дального типа и даже с пережитка­ми родоплеменных отношений. Осо­бого упоминания в этой связи за­служивает общинное землевладение (т. е. земля принадлежит коллективу крестьян – общине), уходящее сво­ими корнями в глубокую древность.

Большие изменения происходят в аграрном строе республик бывше­го Союза и стран Восточной Европы.

 

Здесь утверждаются новые формы собственности, дающие возможность их носителям (арендаторам, коопе­ративам, фермерам и др.) свободно хозяйствовать на полученной ими в пользование земле.

Земледелие. Примерно полови­ну посевной площади мира (свыше 0,7 млрд га) занимают зерновые культуры. Зерно наряду с карто­фелем – основной продовольствен­ный растительный ресурс человече­ства. Различные виды зерна служат сырьем для многих отраслей пище­вой промышленности (мукомоль­ной, крупяной и др.), а также ком­бикормовой, спиртовой и др.

Из многочисленных зерновых культур (пшеница, рис, кукуруза, ячмень, просо и сорго, овес, рожь, чумиза и т. д.) важнейшее значение в мире принадлежит пшенице, рису и кукурузе (рис. 56, 57). Если пше­ница преимущественно степная куль­тура (степи и лесостепи России, Украины, Казахстана, прерии Се­верной Америки, аргентинская Пам­па, степи Австралии), то рис – это типичная культура муссонного кли­мата, возделываемая почти всегда при искусственном орошении (тро­пические и субтропические районы Азии, Африки, Латинской Амери­ки). При этом посевная площадь под пшеницей приблизительно вдвое превышает площадь под рисом, хотя сборы этих культур примерно одинаковы. Дело в том, что во мно­гих странах – КНР, Японии, Индо­незии, Египте и других – снимают по два урожая риса в год.

Кукуруза (или маис) используется не только на зерно, но и для силосо­вания в молочно-восковой спелости, поэтому география ее возделывания очень широка. В США, Аргентине, европейских странах кукуруза пре­имущественно кормовая культура, в то время как в развивающихся стра­нах – продовольственная.

Технические культуры выращиваются с целью получения сырья для различных отраслей про­мышленности. Наибольшее значение имеют масличные (подсолнечник, арахис, соя, рапс, кунжут, маслина и др.), сахароносные (сахарный тро­стник и сахарная свекла), волок­нистые (хлопчатник, лен-долгунец, джут и др.), крахмалистые (картофель,

 

 

батат, ямс и др.) культуры. Видную роль в сельском хозяйстве мира играют также чай, кофе (рис. 59), какао, цитрусовые.

Зоны выращивания технических культур весьма различны, что во многом связано с продолжительно­стью вегетативного периода (табл. 7).

Так, кофе, какао, пальмы, оли­вы, сахарный тростник – типич­ные растения тропиков и субтропи­ков, в то время как подсолнечник, сахарная свекла, лен культивиру­ются в умеренном поясе. При этом технические культуры выращива­ются преимущественно в районах с наилучшими природными и эконо­мическими условиями, что связано с их высокой товарностью.

Значительная часть земледелия мира – это орошаемое (табл. 8). Оно представляет собой один из ин­тенсивных видов земледелия, сло­жившихся преимущественно в пус­тынных, полупустынных и засуш­ливых зонах, а также в районах, недостаточно обеспеченных влагой

 

Таблица 7 Возможности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур

 

Культура Сумма активных температур, необходимая для вызревания
Репа 500–900
Картофель 900–1000
Ячмень 950–1450
Озимая пшеница 1000–1250
Морковь 1200–1500
Яровая пшеница 1200–1700
Лен 1500–1700
Подсолнечник 1600–2300
Помидоры 1800–2000
Огурцы 1900–2200
Кукуруза 2100–2300
Сахарная свекла 2100–2400
Рис 2200–3200
Хлопок 3200–3600
Цитрусовые 4000–4500
Финики 4500–5000

 

 

Таблица 8 Орошаемые земли в некоторых странах мира (конец 90-х гг. XX в.)

 

Страна Площадь возделываемых земель (млн. га) Площадь ороша- емых земель(млн. га) Удельный вес орошаемых земель (%)
Мир в целом   Более 240  
В том числе:      
Индия   40,3  
КНР   53,3  
США   13,6  
Пакистан   17,2  
Иран   5,7  
Индонезия   5,3  
Мексика   5,3  
Таиланд 7,5 3,6  
Испания   3,3  
Италия 9,5 3,1  
Румыния   3,4  

 


в отдельные периоды вегетации. Крупнейшие в мире оросительные системы – в Китае, Индии, Егип­те. В некоторых странах возможно практически лишь орошаемое зем­леделие (Кувейт, ОАЭ и др.).

Влияние НТР способствовало осуществлению в сельском хозяй­стве мира «зеленой революции». Ее сущность – в интенсификации сель­ского хозяйства путем внедрения высокоурожайных сортов с широ­ким применением удобрений, новой техники, орошения. «Зеленая рево­люция» принесла свои плоды в раз­вивающихся странах, особенно в Ла­тинской Америке и Южной Азии, где заметно поднялась урожайность сельскохозяйственных культур, уве­личился сбор зерна, что дало воз­можность ликвидировать голод.

Животноводство. Это ведущая от­расль сельского хозяйства большин­ства промышленно развитых стран Европы, Северной Америки, Австра­лии и Новой Зеландии, а также не­которых стран Восточной Европы. Здесь оно носит интенсивный харак­тер, в то время как в развивающихся странах оно малопродуктивно и но­сит экстенсивный характер (в том числе в странах с засушливым кли­матом, где животноводство – глав­ная отрасль сельского хозяйства).
Рис. 60. Животноводство стран мира

Современное животноводство раз­нообразно: оно включает разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, буйволов, лошадей, ослов, мулов и некоторых других млекопи­тающих животных, а также птице­водство, пчеловодство, шелководство.

Наиболее равномерно по земному шару размещено разведение круп­ного рогатого скота, но особен­но велико его поголовье в странах Азии и Америки. Обширна геогра­фия и свиноводства, дающего в

настоящее время около 1/3 мировой продукции мяса (рис. 60). Однако в многочисленных районах прожива­ния мусульманского населения сви­новодство практически отсутствует из-за религиозных традиций. Первое место в мире по поголовью свиней занимает Китай. Мировое значение имеет также овцеводство, разви­вающееся в степных, полупустынных районах, а также в горных областях (рис. 61). Первое место в мире по по­головью овец занимает Австралия. Итак, сельское хозяйство – жиз­ненно важная сфера человеческой деятельности. Формы и направления использования человеком сельско­хозяйственных земель весьма раз­личны; они зависят от характера аграрных отношений, уровня развития производительных сил, трудоемкости и капиталоемкости развиваемых от­раслей сельского хозяйства, специ­фики местных природных условий и т. д.

Вопросы и задания. 1. В чем состоит уникальность сельского хозяйства как отрасли мировой экономики? 2. Охарактеризуйте важнейшие природные пред­посылки развития и размещения сельского хозяйства мира. 3. Какие факторы определяют отраслевую (производственную) структуру сельского хозяйства. Приведите примеры стран с явным доминированием животноводства или расте­ниеводства. 4. Каковы характерные черты размещения мировых посевов пше­ницы, кукурузы, риса, сорго и проса (рис. 56, 57)? 5. Какой смысл вкладывается в понятие «зеленая революция»? 6. В чем проявляются положительные и отри­цательные стороны процесса химизации мирового земледелия? 7. Каковы отли­чительные особенности развития и размещения основных отраслей животно­водства в современном мире (рис. 60)?

Транспорт

Как НТР влияет на развитие транспорта? Почему мировым лидером по грузообороту является морской транспорт? Какие грузы занимают веду­щие места в международных перевозках?

Общая характеристика. Транс­порт – это кровеносная система в сложном организме мирового хозяй­ства. Он составляет материальную основу внутригосударственного и международного разделения труда. Особо важное значение развитие транспорта имеет для стран, облада­ющих большими размерами терри­тории. Обширность территории обу­словливает высокие затраты на транспортное строительство.

Научно-техническая революция коснулась всех основных видов транспорта – автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного, трубопроводного. Резко увеличились скорости, выросла гру­зоподъемность, умножился под­вижной состав. В результате этого мир, опоясанный многочисленными транспортными артериями, как бы

«сжался», стал доступнее. Сегодня авиалинии проходят даже через Се­верный полюс. Подводные тоннели соединили всю цепь Японских ост­ровов. По дну морей протянулись газо- и нефтепроводы, а по дну океа­нов – кабельные линии. На луч­ших электрифицированных желез­ных дорогах мира скорости сегодня близки к 200 км/ч и даже превыша­ют эту цифру (Япония, Франция, Германия и др.). Пассажирский мор­ской лайнер пересекает Атлантику за 3,5–4 суток, а сверхзвуковой са­молет – за 3,5 ч. Вместо танкеров грузоподъемностью в 40–50 тыс. т появились супертанкеры грузоподъ­емностью 200–500 тыс. т.

Транспорт различных стран и ре­гионов мира имеет свои особенности, что связано с размерами и освоенно­стью территории, уровнем развития


экономики, степенью включенности в международное разделение труда. Так, многим небольшим по площа­ди странам развивать внутренний авиатранспорт невыгодно, посколь­ку их территорию в считанные часы можно пересечь на автомобиле. Этого нельзя сказать о США, территорию которых с запада на восток грузо­вик преодолевает лишь за 3,5 суток. Еще более протяженны транспортные маршруты в России: поезд Моск­ва – Владивосток пересекает страну за 7 суток. Транспорт промышленно развитых стран имеет сложную структуру и представлен, как пра­вило, всеми основными видами, включая электронный (линии элек­тропередач). Широкое развитие в этих странах получают новые виды транспорта и разновидности старых видов: водный и наземный транс­порт на воздушной подушке, под­весные монорельсовые и канатные дороги, трубопроводы для сыпучих грузов и др. Высокоразвитые стра­ны занимают ведущие места и по всем главным показателям работы транспорта, в частности по грузо­обороту и пассажирообороту.

Особенно высоким уровнем раз­вития транспорта отличаются страны «большой семерки»: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада. Это неудивительно, учитывая огромные масштабы осу­ществляемых ими межконтинен­тальных и межгосударственных пере­возок сырья, топлива, готовой про­дукции. При этом развитие отрасли здесь сопровождается острой конку­ренцией между отдельными видами транспорта, странами, транспортны­ми узлами. Так, воздушный транс­порт «перехватил» практически все пассажиропотоки через Атлантику,

число крупных морских лайнеров на этих линиях исчисляется единицами.

Транспорт стран Восточной Евро­пы и особенно России уступает по гу­стоте дорожной сети, ее качеству и грузообороту, западноевропейским странам и США. Вместе с тем грузо­напряженность железных дорог в республиках бывшего СССР в несколь­ко раз выше, чем в США, – это имеет свои положительные и отрицатель­ные стороны (в частности, свидетель­ствует о недостаточном развитии у нас автомобильного транспорта).

В развивающихся странах наме­тился пока только каркас современ­ной транспортной сети, а во многих из них широко используются старые, архаические виды транспорта: вьюч­ный, гужевой. Технический уровень имеющихся здесь видов транспорта сильно уступает развитым странам. В некоторых из них полностью от­сутствуют железные дороги (Афга­нистан, Непал, отдельные нефтедо­бывающие страны Ближнего Востока и «крошечные» островные государ­ства Океании и Карибского бассей­на). Во внешних связях приморских развивающихся стран исключитель­ную роль играют один-два порта.

Из всех видов транспорта первое место в мире по грузообороту зани­мает морской. Хотя он перевозит за­метно меньше грузов, чем автомо­бильный, но зато на большие рас­стояния (в среднем на 5 тыс. км).

Сухопутный транспорт. Его осно­ву составляют автомобильный, же­лезнодорожный и трубопроводный. При этом в США явно преобладает автомобильный транспорт, в Рос­сии – железнодорожный. Противо­положны и тенденции развития этих двух видов транспорта. Так, за по­следние годы в России сеть железных дорог увеличилась на 20 тыс. км, была построена Байкало-Амур­ская магистраль. В США (а также Великобритании и Германии) желез­нодорожная сеть сильно сократи­лась из-за конкуренции автомобиль­ного транспорта.

Наибольшую длину железных дорог имеют США (табл. 9), одна­ко наибольшей плотностью дорог отличаются страны Западной Евро­пы, где на 100 км2 территории при­ходится более 10 км железнодорож­ного полотна.

В России этот показатель гораздо меньше, чем в Западной Европе и США (менее 1 км на 100 км2), однако он не отражает истинного уровня раз­вития железнодорожного транспорта в нашей стране, так как, с одной сто­роны, на обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока желез­нодорожная сеть отсутствует, с дру­гой – на европейской территории страны плотность железнодорожной сети близка к американской.

В развивающихся странах плот­ность железнодорожной сети гораз­до ниже. При этом многие дороги во­обще не связаны между собой и имеют различную ширину колеи, что за­трудняет межрайонные и межгосу­дарственные экономические связи. Очень динамично в мире развива­ется автомобильный транс­порт. Его большое преимущество состоит в том, что он позволяет доставлять грузы «от двери к две­ри». В начале 90-х гг.XX в. миро­вой автомобильный парк насчиты­вал около 0,5 млрд. автомобилей, из которых 80% было сосредоточено в развитых странах Запада.

Подсчитайте, сколько железных и автомобильных дорог (в км) прихо­дится на 100 км2 территории указанных в таблице стран. Чем объяснить имеющиеся различия?

По общей протяженности автомобильных дорог (около 5 млн. км) лидиру­ют США, по плотности автомобильной сети – страны Западной Европы и Япония. Россия по длине автодорог и грузообороту автотранспорта значитель­но уступает США. При этом качество наших дорог остается еще низким.

Моторизация в промышленно развитых странах породила много острых проблем. Например, в Германии плотность автомобильного парка превышает 100 машин на 1 км2 – это выше, чем плотность населения во многих странах. В самом «автомобильном» городе мира – Лос-Анджеле­се – 2/3 улиц и площадей заняты стоянками автомобилей. В больших городах в часы пик типичны «пробки». К этому следует добавить, что ав­тотранспорт дает около 50% общего загрязнения воздуха, а на дорогах мира ежегодно гибнет около 200 тыс. человек.

 

 

Таблица 9 Протяженность железных и автомобильных дорог в странах мира (тыс.,км)

Страна Железные дороги Автомобильные дороги (с твердым покрытием)
США    
Россия    
Индия    
КНР    
Франция    
Германия    
Япония    

 


Еще более динамично, чем авто­мобильный, развивался в последние годы трубопроводный транс­порт. Основные трубопроводы в развитых странах соединяют районы добычи нефти и газа с районами их переработки. В развивающихся стра­нах они идут из районов добычи сырья к морским портам, откуда нефть вы­возится большей частью сырой. Наи­более длинные трубопроводы мира проложены в России, Канаде и США. (При этом длиннейшие из них – нефтепровод «Дружба», соединяю­щий Россию с рядом стран Восточ­ной Европы, и газопровод Западная Сибирь – Западная Европа – име­ют протяженность более 5 тыс. км.)

Морской и речной транспорт. Морской транспорт обеспечи­вает почти 80% перевозок между странами, реализуя в большей мере, чем любой другой вид транспорта, возможности международного раз­деления труда.

Конкурентная борьба между веду­щими морскими державами, стрем­ление снизить издержки и увели­чить прибыли обусловили массовый перевод сотен крупных судов под флаги развивающихся стран, полу­чивших название «дешевых» или «удобных» флагов. Дешевых, пото­му что там – налоговые льготы, де­шевая рабочая сила, отсутствует строгое трудовое законодательство и меры по безопасности судов. Вот по­чему в числе стран – лидеров миро­вого флота мы видим Либерию, Па­наму, а также Грецию. Крупными торговыми флотами располагают бывшая владычица морей Велико­британия, а также Япония, Норве­гия, США и Россия (рис. 62).

Важные морские дороги пересе­кают Атлантический океан – «великий путь мировой торговли». Сей­час на Атлантику приходится менее 1/2 мировых морских перевозок. Главные линии здесь пролегают между США и Канадой, с одной сто­роны, и странами Западной Евро­пы, с другой. На обоих берегах Атлантики находятся крупнейшие порты мира: Роттердам (Нидер­ланды), Нью-Орлеан (США), Мар­сель (Франция), Гамбург (Герма­ния) и др.

Выдвижение Японии и КНР в число ведущих стран мира и быстрое становление «новых индустриаль­ных стран» Азии усиливают также транспортную роль Тихого и Индий­ского океанов. Порты Японии (Кобе,


Нагоя, Иокогама), а также Синга­пур – одни из крупнейших в мире. Весомее должна стать и роль портово-промышленных центров Дальне­го Востока России, обращенного «лицом» к этому перспективному району. Грузопотоки Тихого океана давно превзошли перевозки по Ат­лантическому океану.

Первое место в перевозках по морю занимают нефть и нефтепро­дукты (особенно крупные грузопото­ки нефти формируются в Персидском заливе). Растут также перевоз­ки судами-сухогрузами железной руды, угля, зерна, леса и т. д.

Узлами «сгущения» океанских трасс являются проливы и морские каналы. Через Ла-Манш (англичане называют его Канал) за сутки про­ходит 500 судов, Зунд – 175, Гиб­ралтарский пролив – 140. Круп­нейшим каналом мира является Су­эцкий (на территории Египта), лидирующий по грузообороту среди других каналов. Он сокращает путь от Персидского залива до портов За­падной Европы по сравнению с об­ходом вокруг мыса Доброй Надеж­ды более чем на 9 тыс. км. Столь же важен и Панамский канал, откры­вающий кратчайший морской путь от Западной Европы к тихоокеан­ским штатам США. Заметно усту­пает по интенсивности движения судов ведущим каналам мира Кильский канал, через который прохо­дит путь из Восточной Европы к портам Западной Европы.

Речной (а также озерный) транспорт использует судоход­ные реки, каналы и внутренние во­доемы. Он обслуживает преимуще­ственно внутренние потребности от­дельных стран, но осуществляет и международные перевозки. В Евро­пе крупными международными реч­ными артериями являются Рейн, Дунай, Одер, Эльба. В США глав­ные речные перевозки идут по сис­теме Миссисипи – Великие озера. Систему Великих американских озер и глубоководный путь по р. Св. Лав­рентия используют и морские суда. Транспортное использование рек зависит, разумеется, не только от естественных условий, но и от уров­ня хозяйственного развития стран. По этой причине перевозки по таким великим рекам, как Амазон­ка, Парана, Конго, пока незначи­тельны.

Авиационный транспорт. Авиа­ция – очень молодой и быстро раз­вивающийся вид транспорта. Его преимущество, прежде всего в скорости воздушных сообщений. Этому способствует широкое внедрение в практику турбовинтовых и реак­тивных самолетов вместо старых поршневых. Последние годы озна­меновались также выпуском само­летов «Боинг-747» (США), «Ил-86» (Россия), «Аэробус» (Германия – Франция – Великобритания) повы­шенной вместимости (до 500 чело­век), а также сверхзвуковых пасса­жирских самолетов со скоростями 2–3 тыс. км/ч – «Конкорд» (Фран­ция – Великобритания).

В мире практически не осталось районов, не обслуживаемых авиа­цией, а в наиболее развитых и круп­ных по площади странах сложилась густая сеть авиалиний (рис. 63).

Крупнейшей воздушной держа­вой являются США, авиакомпании которых обслуживают почти поло­вину всего пассажирооборота зару­бежного мира. Россия занимает вто­рое место, как по протяженности воздушных линий, так и по пассажирообороту. Для многих ее север­ных и восточных районов авиация является незаменимым видом транс­порта.

Итак, транспорт – одна из важ­нейших отраслей экономики; являясь материальной основой территориаль­ного разделения труда, он «цемен­тирует» мировое хозяйство; уровень и характер развития транспорта от­дельных стран зависят от множества факторов: уровня развития произво­дительных сил, размеров террито­рии и др.

Вопросы и задания. 1. Вспомните из курса географии 9 класса «старые» и «новые» виды транспорта. В чем достоинства и недостатки каждого из распро­страненных видов транспорта? Что такое «грузооборот» и «пассажирооборот»? Что такое «транспортный комплекс»? 2. Какая существует зависимость между уровнем развития страны и характером ее транспортной системы? В чем она проявляется? Покажите на примере конкретных стран. 3. Чем вы можете объяс­нить то, что в США преобладает автомобильный транспорт, в то время как в России – железнодорожный? 4. Какой вид транспорта сыграл, по-вашему, ре­шающую роль в формировании мирового хозяйства? Объясните. 5. Какие вам известны наиболее важные морские каналы?


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.