VIII. Глобальные проблемы человечества — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

VIII. Глобальные проблемы человечества

2017-05-23 1955
VIII. Глобальные проблемы человечества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

§ 45. Сохранение мира на Земле

§ 46. Экологическая проблема

§ 47. Демографическая проблема

§ 48. Продовольственная проблема

§ 49. Энергетическая и сырьевая проблемы

§ 50. Преодоление отсталости развивающихся стран

§ 51. Проблемы Мирового океана. Взаимосвязь глобальных проблем

Приложения


Предисловие

Мир, в котором мы живем, меня­ется с невиданной быстротой. Растет численность населения Земли, обо­стряются экологические, энергети­ческие, сырьевые проблемы, пере­плетаются экономические и куль­турные связи. Судьбы отдельных народов сливаются в одну всемир­ную судьбу. Своеобразная «паутина» современного мира – Интернет – уже объединила более полумиллиар­да человек. Оставаясь частичками национальных государств, люди ста­новятся гражданами мира, учатся жить и работать в мире без границ. Впереди этого процесса идет Запад­ная Европа, где в недалеком буду­щем «пограничные столбы» окажут­ся ненужными и станут играть лишь символическую роль.

Однако «списывать со счетов» национальные государства как основные субъекты международных отношений пока преждевременно. Сравнительно недавний распад Со­ветского Союза, Чехословакии, Юго­славии показал не только всю шат­кость современного мироустройства, но и неослабевающую роль государ­ственных образований. Именно го­сударства формируют облик совре­менного человечества, представляю­щего собой живой многоцветный мир отдельных народов, пребываю­щих в непрерывном движении. Они появляются, расцветают и исчеза­ют. История одних народов (китай­цев, греков, египтян) насчитывает

тысячелетия, другие народы (фини­кийцы, карфагеняне, гунны, ски­фы, половцы) давно ушли в не­бытие, третьи – формируются бук­вально на наших глазах. Ясное представление о современных стра­нах и народах должен иметь каж­дый образованный человек.

Любая страна, любой народ вно­сит свой вклад в мировую экономи­ку, науку, культуру. Так, древний густонаселенный Китай вступил в эпоху невиданного экономического подъема. Маленькие Нидерланды стали сельскохозяйственной держа­вой первого «ранга», крупным экс­портером продуктов питания. Япо­ния создала весьма эффективную систему образования и научных ис­следований, что во многом объясня­ет ее выход на передовые рубежи в экономике мира. Изучение передо­вого опыта зарубежных стран край­не необходимо в то время, когда не­обычайно расширяются междуна­родные связи в экономике, науке и культуре, когда и наша страна ищет пути создания эффективной рыноч­ной экономики.

Социально-экономическая гео­графия мира – школьный предмет, способный дать современное виде­ние целостного и неделимого мира, представление о его природе, стра­нах и народах, о мировой экономи­ке, понимание актуальных глобаль­ных проблем человечества. Особое внимание в учебнике отводится наиболее


более развитым или крупным стра­нам и регионам, таким как США, государства Западной Европы, Япо­ния, Китай, Индия, регионы Афри­ки, Латинской Америки и т. д. При этом изучение географии мира – это не сбор справок о странах и на­родах, а восприятие их наиболее сущностных, индивидуальных черт. География не должна «растворяться в экономике», так как главное бо­гатство любой страны – это люди, их исторический опыт и культура.

Наша дисциплина сочетает в себе элементы не только географии, но и социологии К истории, естественных и других наук. Это нормальное явле­ние, так как наука представляет собой внутренне единое целое, и ее разделение на отдельные области обусловлено в значительной степени ограниченностью способности чело­веческого познания. В действитель­ности существует непрерывная цепь от физики к химии через биологию, географию и антропологию к соци­альным наукам.

Структура учебника подсказана логикой самого предмета. Первый раздел посвящен освоению челове­ком нашей планеты. Он ориентирует вас на объект нашего изучения и подчеркивает необходимость хоро­шо знать прошлое. В следующих разделах рассматривается география природных ресурсов и населения мира, без чего невозможно изучать экономику. Далее идут разделы, посвященные политической карте мира, географии мирового хозяйства и крупным историко-географиче-ским регионам. Завершается учебник чрезвычайно важным разделом, в котором рассматриваются глобаль­ные проблемы человечества: эколо­гическая, продовольственная, демо­графическая, энергетическая и др. Прежде чем начать работать с учебником, советуем вам вниматель­но ознакомиться с его структурой, картографическим, иллюстративным и статистическим материалом, а также с приложением к учебнику, в котором приводятся справочные таблицы. Особое внимание обратите на приводимые в конце параграфов и глав (а также в рубрике «Пригла­шение к дискуссии») вопросы и за­дания. Приступая к изучению курса экономической и социальной гео­графии мира, помните, что объекты нашего изучения – природа, люди, страны, хозяйство – слишком слож­ны, многообразны, неповторимы, находятся в постоянном развитии. Еще недавно мы жили в государст­ве, называвшемся СССР, а сегодня на его месте образовался ряд су­веренных государств – Российская Федерация, Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, страны Бал­тии, Закавказья, Средней Азии. Ни­какой учебник не может поспеть за быстроменяющимся миром и не в состоянии ответить на все интересу­ющие вас вопросы. Поэтому, для того чтобы лучше познать окружа­ющий нас мир, вам надо больше читать специальную литературу, пе­риодическую печать, слушать пере­дачи радио и телевидения, исполь­зовать сведения из других школь­ных дисциплин.
I. Освоение человеком планеты Земля

§ 1. От древности до наших дней

Каковы результаты хозяйственной деятельности на Земле предшествую­щих поколений людей? Что такое Ойкумена? Остались ли«белые пятна» на географической карте?

Земля – место обитания чело­века. Жизнь людей протекает на земной поверхности, общая пло­щадь которой составляет около 510 млн. км2. Из них чуть менее тре­ти (149 млн.. км2) приходится на долю материков и островов. Природа постаралась создать близкие к идеальным условия для развития органической жизни на Земле, в частности для обитания че­ловека. Можно назвать, по крайней мере, три важнейших источника жизни на Земле. Это энергия Солнца, воздух и чистая питьевая вода. Особенно велика роль Солнца. Солнечная энергия – главная «виновница» возникнове­ния жизни на Земле, основа многих природных процессов. Благодаря ней происходит создание биомассы (в процессе фотосинтеза), движение воздушных потоков, вод в океанах. При этом следует помнить, что атмо­сфера пропускает к земной поверх­ности лишь 67% притока энергии, 27% поглощает, а 6% отражает. Большое количество опасных для человека ультрафиолетовых лучей поглощается озоносферой. Воздух, пригодный для дыха­ния человека и животных, сосредо­точен в нижней части атмосферы, называемой, как вы помните, тропосферой. Чистый воздух состоит на 78% из азота, 21% кислорода, 1% аргона и других газов, из которых наиболее важен углекислый газ (0,03%). Благодаря в значительной мере кислороду происходит работа мускулов человека, согревается его организм, обеспечивается работа его нервной системы, деятельность моз­га и т. д. Наконец, третий главный источ­ник жизни на Земле – это вода. При этом основное условие жизни человека – это чистая питьевая вода. Она необходима ему для при­готовления пищи, выведения отхо­дов и ядовитых веществ из организ­ма и т. д. Человек – составная часть при­роды. Его дом – географическая оболочка Земли, сфера взаимопро­никновения и взаимодействия лито­сферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

Первые шаги в освоении плане­ты. Земля… Какой она была на заре человеческой цивилизации и какой стала сегодня? Как расширились географические границы обитания человека и как строились его взаи­моотношения с природой? Перели­стаем лишь немногие страницы про­шлого, чтобы увидеть, как происхо­дило освоение человеком Земли.


Историю человечества можно изучать с помощью формационного или цивилизационного подхода. В соответствии с первым выделяются общест­венно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельче­ская, феодальная, капиталистическая и др. В соответствии со вторым подходом выделяются цивилизационные революции, поднимающие на новую ступень производительность труда. Считается, что первой цивилизационной революцией была сельскохозяйственная (около 6–8 тыс. лет назад); следующей была промышленная (300 лет назад); нынешняя рево­люция – научно-техническая, перемещающая население в сферу обслу­живания людских потребностей (торговля, услуги, транспорт, образова­ние, наука, культура, управление и т. д.).

Цивилизационный подход, лишенный классовых условностей, более распространен в современном мире. На его основе лучше изучать и про­цесс освоения человеком планеты Земля.

На протяжении истории челове­чества характер его связей с природ­ной средой претерпевал большие из­менения. В очень древние времена производственная деятельность че­ловека, которая заключалась в соби­рательстве, охоте и рыболовстве, при­спосабливалась к природной обста­новке, а не видоизменяла ее (рис. 1).

Районы с теплым и влажным кли­матом, изобиловавшие биологиче­скими ресурсами (прежде всего ста­дами крупных млекопитающих), всегда служили центрами притяже­ния для первобытных людей. По­степенный переход человечества от такого хозяйства, получившего на­звание присваивающего, к произво­дящему (земледелие и скотоводство) явился величайшей экономической революцией. Она привела к замет­ному усилению воздействия челове­ка на природу (рис. 2).

Особенно большим разнообразием стали отличаться взаимоотношения людей с природной средой в пределах распространения древних цивилиза­ций, прежде всего в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Ху­анхэ и Янцзы, а впоследствии на территории Древнего Рима и Древ­ней Греции и т. д. Здесь получили расцвет сельское хозяйство и раз­нообразные ремесла. Древние люди строили дамбы, рыли каналы, осуша­ли болота, с помощью зеленых насаж­дений останавливали песчаные бар­ханы. Однако на остальных обширных пространствах планеты люди строили свои взаимоотношения с природой по-прежнему на первобытном уровне.


 

 

 

Рис. 1. Чем характеризуются

взаимоотношения человека

и природной среды на этом рисунке?


Население мира в древние вре­мена оставалось немногочисленным. Ученые считают, что на рубеже ста­рой и новой эры на земном шаре жило всего несколько десятков мил­лионов человек. Прирост населения шел медленно, так как человечество жило в условиях суровой борьбы за свое существование. Во многих рай­онах планеты никогда не ступала нога человека.

Шли века, тысячелетия. В Сред­невековье произошло новое расши­рение связей в системе общество – природная среда. В хозяйственный круговорот начали более широко, чем прежде, вовлекаться ресурсы, не свя­занные с удовлетворением пищевых потребностей, – минеральные и лес­ные. Это определялось все более ши­роким распространением металличе­ских орудий труда, развитием кораб­лестроения, строительством зданий и т. д. Возросла численность населе­ния, увеличилась нагрузка на землю, особенно в районах муссонной Азии, Тропической Африки, во многих стра­нах Европы. Истощались почвы, из-за перевыпаса скота деградировали паст­бища, вследствие вырубок, а также применения подсечно-огневого земле­делия уменьшалась площадь лесов.

Но и в Средневековье средства и способы воздействия человека на природную среду сравнительно ред­ко выходили за допустимые преде­лы. Небольшие земельные наделы, неглубокая обработка почв, органи­ческие удобрения, ручной труд – все это делало сельское хозяйство Средневековья хотя и не интенсив­ным, но вполне рациональным в природоохранном отношении.

Освоенное человеком простран­ство в Средние века не шло ни в ка­кое сравнение с картиной современ­ного мира: выделялись лишь сгуст­ки населения в Восточной и Южной Азии, Западной и Центральной Европе. Обширные же территории Северной и Южной Америки, Авст­ралии были вообще слабо освоены и редко заселены.

Стремительное расширение гра­ниц Ойкумены. Качественный ска­чок в освоении планеты связан с промышленной революцией. Уже Великие географические открытия на заре зарождения капиталистиче­ских отношений существенно раз­двинули горизонты Ойкумены – заселенной человеком части Земли, способствуя вовлечению в хозяй­ственный оборот открытых и частич­но еще не обжитых земель в Амери­ке, Австралии, Океании. Испанией, Португалией, Англией, Нидерлан­дами, Францией были созданы це­лые колониальные империи, раски­нувшиеся в обоих полушариях.


 

 

  Современный этапНТР коренные сдвиги в технической базе производства;резкие сдвиги в системе «общество – природная среда» С середины XXвека
  Промышленная революция быстрое преобразование естественных ландшаф­тов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду 300 лет назад
  Увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел, более широкое вовле­чение в хозяйственный круговорот природных ресурсов Средние века
  Сельско­хозяйственная – революция переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; слабое пре­образование естественных ландшафтов 6–8 тыс. летназад
  Собирательство, охота и рыболовство; человек приспосабливался к при­роде, а не видоизменял ее Около 30 тыс. лет назад

 

Рис. 2. Этапы влияния общества на природную среду


Для работы на плантациях в Америку из Африки были вывезены миллионы чернокожих рабов. Коренное же население многих колоний безжалост­но истреблялось. Особенно обагрили свои руки кровью конкистадоры – участники испанских завоевательских походов в Центральную и Юж­ную Америку. По мере развития фабрично-за­водской промышленности масшта­бы воздействия человека на окру­жающую среду росли. К прежним формам такого воздействия приба­вились массовая подземная добыча минерального сырья, гидроэнерге­тическое строительство и т. д. Шло быстрое преобразование естествен­ных ландшафтов, освоение новых морских акваторий. Дух потребительства, поразивший цивилиза­цию, вел к прогрессирующему ухуд­шению окружающей среды. Однако наиболее резкие сдвиги во взаимоотношениях между обще­ством и природной средой произо­шли во второй половине XX столе­тия с приходом современной НТР. На географической карте практиче­ски уже не осталось «белых пятен». Даже на дне океанов и в глубине Антарктиды можно теперь обнаружить следы технической деятель­ности человека (техногенные части­цы, сложные химические соеди­нения, не встречаемые в природе, и т. д.). Но главное состоит в том, что в результате существенного увеличе­ния численности населения, интен­сивной индустриализации и роста городов хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать спо­собность природных систем к са­моочищению. В мире сложилась весьма драматическая ситуация: пе­ред человечеством вплотную встала проблема уничтожения почти всего живого на планете в недалеком бу­дущем. Цивилизации прошлого так­же испытывали острые кризисы, но они никогда не достигали таких масштабов. Исключительная мощь современной научно-технической цивилизации открывает новую эру во взаимоотношениях человека с природой. Итак, чтобы исследовать и осво­ить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ, каждое существующее ныне государство, каждая цивилизация внесли свою лепту в освоение плане­ты. В результате вовлечения в сферу жизнедеятельности человека всей земной поверхности, окружающей ее атмосферы и даже ближнего космоса судьбы народов и государств оказа­лись тесно переплетены.

Известный норвежский ученый Тур Хейердал сравнил нашу Зем­лю с большим плотом: «Все мы си­дим на одном плоту… Чтобы вы­жить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!» Вдумайтесь в глубокий смысл этих слов.
Вопросы и задания. 1. Каковы главные источники жизни на Земле, делающие ее «чудом» космической эволюции? 2. История Земли – это история природы, с одной стороны, и история людей, с другой. В каких случаях планета меняет свой облик без «помощи» человека? 3. Почему в развитии человечества бронзовый век предшествовал железному, а не наоборот? 4. Проследите связи: а) «эпохи великого переселения народов» (первые века нашей эры) с современ­ной географией народов; б) Великих географических открытий со спецификой хозяйственного освоения некоторых «новых» территорий; в) эпохи колонизации с интенсивным освоением планеты, миграциями населения и распространением английского, испанского, португальского и французского языков. 5. На примеpax конкретных регионов мира проанализируйте роль морского, железнодорож­ного и автомобильного транспорта в освоении человеком планеты. 6. Каковы отличительные признаки второй половины XX в. как новой эры во взаимоотно­шениях человека и природной среды?

§ 2. Современные масштабы освоения планеты

Существует ли предел освоению нашей планеты? Можно ли найти гармо­ничные основы взаимодействия общества и природы?

Освоение необжитых террито­рий. Хотя в сферу жизнедеятель­ности человека вовлечена уже прак­тически вся земная поверхность, в мире остается еще немало слабо освоенных, не обжитых человеком территорий (рис. 3).

Отличительной чертой нашего времени является широкое освоение человеком именно слабо освоенных территорий, его проникновение в недоступные ранее районы, с край­не неблагоприятными для организ­ма людей природными условиями. Ярко выраженной тенденцией в раз­мещении производительных сил мира стало в последние десятилетия осво­ение пустынных и полупус­тынных территорий в стра­нах Азии, Африки, Америки, Авст­ралии. Благодаря достижениям научно-технического прогресса к осво­ению таких территорий кроме высо­коиндустриальных стран приступи­ли сегодня и многие развивающиеся страны, в пределах которых сосредоточены основные массивы пус­тынь и полупустынь. Даже в Сахаре появляются новые города-оазисы, в которых сооружаются промышлен­ные предприятия, ведется жилищ­ное строительство, у песков отвое­вываются площади под сельскохо­зяйственные угодья, прокладываются асфальтированные дороги. Широкий размах также приоб­рело хозяйственное строительство в экстремальных условиях север­ных широт, несмотря на то что низкие температуры, полярная ночь, многолетняя мерзлота, сильная за­болоченность заметно отягощают жизнь человека в тундре. Речь идет о таких околополярных территориях, Север России, Канадский Арктический архипелаг, Аляска. Особенно крупномасштабным хо­зяйственным наступлением на Се­вер ознаменовались последние годы. Так, в России широко используются ресурсы Европейского Севера, бас­сейнов рек Оби и Енисея. Разрабатываются


апатиты, нефелины, медноникелевые руды Кольского полу­острова, угли Печорского бассейна, ухтинская нефть и природный газ, нефтегазовое сырье Западной Сибири, медно-никелевые руды Норильска, месторождения олова, слюды в Яку­тии и т. д. Современная горно-добы­вающая промышленность создана на Аляске в США (нефть, золото, пла­тина) и на Канадском Севере (же­лезная руда, нефть, полиметаллы). Рубежи осваиваемых земель все более раздвигаются и в связи с осво­ением человеком горных терри­торий. Под сельскохозяйственные угодья все чаще используются скло­ны гор, где культивируются овощи, фруктовые деревья и особенно чайный куст (Индия, Япония, КНР, КНДР и др.). Разумеется, что без со­здания специальной сельскохозяй­ственной техники, способной эф­фективно работать в горных усло­виях, осваивать такие территории чрезвычайно трудно.

Быстро осваиваются глубинные территории Южной Америки – влажные тропические леса. Возникают новые селения, созда­ются предприятия, строятся дороги.

В орбиту экономической дея­тельности все больше вовлекается Мировой океан. Используются его биологические, минеральные, химические и другие богатства. Вод­ные просторы самым непосредствен­ным образом включаются в хозяйственную


деятельность прибрежных государств. Особое значение сегодня приобретает хозяйственное освоение южнополярных акваторий Мирово­го океана. Человека влекут сюда крупные ресурсы криля (небольшо­го рачка, служащего ценным сырьем для производства кормовой муки), рыбы, пищевых водорослей. Близка к осуществлению идея транс­портировки в засушливые зоны Зем­ли гигантских антарктических айс­бергов. Однако полномасштабное хозяйственное освоение Антаркти­ки, так же как и самого южнопо­лярного материка – Антарктиды, относится пока еще к более отдален­ной перспективе.

Расширение территориальных рамок мировой экономики в нема­лой степени было обязано и росту во­енной промышленности. Создание принципиально новых видов воору­жения и периодическое обновление военной техники оказывали немалое воздействие на строительство новых предприятий и испытательных по­лигонов не только в старых районах, но и в отдаленных, «глухих» местах. Два типа освоения планеты.Се­годня уже с уверенностью можно го­ворить о том, что длившаяся многие столетия эпоха экстенсивного освоения планеты, т.е. во­влечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ре­сурсов, заканчивается. Наступил предел и экстенсивному развитию экономики. В этой связи возникает закон­ный вопрос: а сможет ли наша пла­нета прокормить и напоить, одеть и обуть, обеспечить всем необходи­мым быстрорастущее население Земли? Хотя на каждого жителя планеты приходится более 2 га земной тверди, это еще мало, о чем гово­рит. Ведь примерно 1/3 суши – это малоприспособленные для жизни человека пустыни и полупустыни, около 1/4 – зоны многолетней мерз­лоты, а есть еще и заболоченные пространства, недоступные горные территории и т. д. Трудно предста­вить себе, что эти земли будут ко­гда-либо полностью заселены. К это­му следует добавить, что каждый из нас предъявляет к земле (прежде всего с точки зрения ее плодородия) несравненно более высокие требова­ния, чем наши предки. Ученые сходятся во мнении, что ресурсы планеты, если человечество будет их использовать экономно, по-хозяйски, способны удовлетво­рить потребности гораздо большего населения Земли, чем нынешнее. При этом человечество обязано со­хранить окружающую среду. Такое отношение к природе, ко­торое можно назвать рациональ­ным природопользованием, означает, прежде всего, заботу о сохранении экологического равновесия в природе и, конечно, полностью исключает отношение к ней как к неисчерпае­мой кладовой. Оно предполагает интенсивное развитие экономи­ки, т. е. не столько «вширь» – пу­тем вовлечения в хозяйственный оборот новых географических райо­нов, сколько «вглубь» – за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, приме­нения малоотходной технологии.

Подобную природоохранную сис­тему общественного производства с полным основанием можно назвать новым типом освоения нашей пла­неты, предела которому не суще­ствует. Он представляет собой постоянный поиск гармоничных основ взаимодействия общества и приро­ды, переход к замкнутой экономи­ческой системе, т. е. к непрерывно­му кругообороту веществ в процессе производства.

В современном мире все еще ча­сто проявляется экстенсивный тип освоения территорий, отличающий­ся крайне низким выходом готовой продукции на единицу используе­мых природных ресурсов. Сегодня в конечном продукте нередко утили­зируется лишь 1– 2% массы исход­ного сырья. Остальное безвозвратно теряется, как бы выбрасывается в мусорное ведро.

Наиболее ярко экстенсивный тип освоения территорий проявля­ется в развивающемся мире, где общественное производство чаще всего базируется на расточительной эксплуатации природных ресурсов. В то же время в наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве черных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70% и бо­лее. Наша страна в этом отношении стоит пока не в первом ряду.

Итак, освоение планеты – слож­ный, многоплановый, «растянутый» во времени процесс, в котором воедино сливаются и перекрещиваются эконо­мические, социальные, экологические, военные и иные проблемы. При этом эпоха экстенсивного развития эконо­мики за счет освоения новых про­странств и новых источников природ­ных ресурсов заканчивается. Впере­ди – новая эпоха освоения планеты, основанная на коллективном разуме человечества, на его хозяйском отно­шении к природе.

Вопросы и задания. 1. С помощью политической карты мира, карты природных зон и карты плотности населения установите государственную принадлежность территорий с неблагоприятными для жизни человека природными условиями и степень их заселенности. 2. В каких странах и регионах мира получило развитие, террасированное земледелие? Почему? Преимущественно, на каких куль­турах оно специализируется? 3. Какие акватории континентального шельфа вовлечены в хозяйственный оборот наиболее широко? 4. Что вы знаете о мас­штабах и экологических последствиях освоения амазонской сельвы? 5. Что означает понятие «экстенсивный тип освоения территорий» и чем он опасен для экономики будущего? 6. В нашей стране традиционно осваивались богатые при­родными ресурсами восточные районы. Но можно ли считать, что территории западных областей являются полностью освоенными и окультуренными? 7. Что надо изменить в психологии, мышлении, деятельности человека для установле­ния его новых взаимоотношений с природой?

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»

I. Приглашение

1. Если бы отсчет истории можно было начать с нуля, как оптимально мог бы идти процесс освоения планеты? Мог ли быть другой путь, чем тот, который выбрало человечество?

2. К каким положительным и отрицательным результатам могло бы привести осуществле­ние таких грандиозных проек­тов, как: а) строительство пло­тины через Берингов пролив; б) строительство плотины через Гибралтар; в) создание обширного внутриафриканского моря в рай­оне озера Чад; г) переброска сто­ка северных рек России на юг?

3. Известно, что Канада не спешит осваивать полуостров Лабрадор, Дания – Гренландию, Норвегия – Шпицберген и т. д. При разработке богатых природ­ных ресурсов Американского Севера США и Канада широко ис­пользуют вахтовый метод, т. е. ра­бочих посылают в командировку на Один-два месяца. Как вы счи­таете, стоит ли России, осваивая свои бескрайние просторы, стро­ить новые города в экстремаль­ных природных условиях? Может быть, лучше интенсивнее разви­вать уже обжитые территории?

4. Насколько корректно го­ворить об освоении Антарктиды? Если это выражение уместно, то какой смысл в него можно вло­жить?

5. Один из известных ученых при оценке характера освоения планеты в наше время использо­вал термин «образованное вар­варство». Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то какой смысл вы вложили бы в это по­нятие?

II. Темы для рефератов

1. Особенности взаимоотно­шения человека и природной сре­ды в древности.

2. Последствия резких изме­нений во взаимоотношениях человека с природной средой во второй половине XX в.

3. Освоение человеком труд­нодоступных территорий пла­неты.


II. Природные ресурсы


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.