Кафедра «Эксплуатация машинно-тракторного парка» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кафедра «Эксплуатация машинно-тракторного парка»

2017-05-23 260
Кафедра «Эксплуатация машинно-тракторного парка» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство сельского хозяйства РФ

Департамент научно-технологической политики и образования

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра «Эксплуатация машинно-тракторного парка»

Методические указания

к лабораторным работам по дисциплине

«Механизация и электрификация

Сельскохозяйственного производства»

Волгоград

Методические указания к лабораторным работам по дисциплине

«Механизация и электрификация сельскохозяйственного производства» / Сост. А.И. Ряднов, С.П. Коблов, И.П. Скворцов;

Волгогр. гос. с.-х. акад. Волгоград, 2007. 24 с.

 

Даны разработки практических и семинарских занятий, рекомендации к их проведению, необходимые таблицы, схемы, а также задания, контрольные вопросы.

Для студентов экономического факультета -

полной и сокращенной форм обучения.

 

Лабораторная работа № 1

СИСТЕМА ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ,

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ИХ ДЕЙСТВИЯ

 

Цель работы – изучить классификацию тракторов, автомобилей и двигателей внутреннего сгорания (ДВС); рассмотреть основные части тракторов, автомобилей и ДВС; уяснить их назначение, взаимное расположение.

Общие указания. Трактор – колесная или гусеничная машина, приводимая в движение установленным на ней двигателем, предназначенная для перемещения и приведения в действие различных машин и орудий, а также для привода стационарных машин от вала отбора мощности или приводного шкива. Типаж тракторов – это минимальный технически обоснованный ряд выпускаемых промышленностью тракторов, необходимых народному хозяйству. Согласно ему сельскохозяйственные тракторы разделены на классы по основному признаку – номинальному тяговому усилию. Они имеют девять классов с тяговым усилием от 2 до 60 кН. Каждый класс содержит одну основную (базовую) модель трактора и несколько ее разновидностей (модификаций), которые используют для выполнения специальных работ.

Тракторы классифицируются по назначению, конструкции ходовой части, типу остова. По назначению различают тракторы общего назначения (ХТЗ-150К, ДТ-175С, К-744Р-2), универсально-пропашные (МТЗ-82.1, МТЗ-1221 и др.), специальные (Т-54, ДТ-75Б и т. п.); по конструкции ходовой части – колесные, передвигающиеся с помощью колесного движителя (МТЗ-100, К-744Р-04 и др.) и гусеничные, передвигающиеся с помощью гусеничного движителя (ВТ-150Д, Т-4А и др.); по типу остова – рамные, полурамные и безрамные.

Автомобиль – машина, приводимая в движение установленным на ней двигателем, предназначена для перевозки различных грузов, людей и буксирования прицепов или полуприцепов.

Автомобильный транспорт, используемый в сельскохозяйственном производстве, подразделяется на грузовой, специальный и пассажирский.

Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъемности и в зависимости от устройства подразделяются на машины общего назначения, специализированные и специальные. Автомобили общего назначения, оборудованные неопрокидывающейся бортовой грузовой платформой, предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких без тары (МАЗ-4370, ЗИЛ-5301 и др.).

К специализированным относятся автомобили, кузова которых приспособлены для перевозки отдельных видов грузов (самосвалы – ГАЗ САЗ 35071, КамАЗ-65115, цистерны – АЦПТ-2,1 на базе ГАЗ, ОТА-3,8 на базе ЗИЛ и др.).

Специальные автомобили предназначены для выполнения нетранспортных работ. К ним относятся автокраны МАЗ-5337 КС-3577, пожарные, санитарные автомобили (УАЗ-452А), передвижные ремонтные мастерские.

Двигатели внутреннего сгорания классифицируются по признакам:

1. По виду топлива, используемому в двигателях: дизельные, работающие на дизельном топливе; карбюраторные, работающие на бензине; газобаллонные, работающие на газообразном топливе.

2. По способу осуществления рабочего процесса: 2-тактные и 4-тактные.

3. По числу цилиндров: одно-, двух-, четырехцилиндровые и т. д.

4. По расположению цилиндров: с рядным вертикальным, рядным горизонтальным, 2-х рядным V-образным и 2-х рядным оппозитным расположением цилиндров.

5. По способу смесеобразования: с внешним (карбюраторные, инжекторные и газобаллонные) и внутренним (дизельные) смесеобразованием.

6. По способу воспламенения рабочей смеси: с воспламенением от сжатия (дизельные), с принудительным воспламенением от электрической искры (карбюраторные, инжекторные и газобаллонные).

7. По способу охлаждения: с жидкостным и воздушным охлаждением.

Цикл работы двигателя состоит из тактов:

1 – всасывания воздуха (дизель) или горючей смеси (карбюраторный двигатель);

2 – сжатия воздуха или горючей смеси;

3 – горения и расширения газов (рабочий ход);

4 – выпуска отработавших газов.

Описанный цикл работы двигателя называется четырехтактным. Он продолжается в течение двух оборотов коленчатого вала. Двигатели, у которых цикл заканчивается за один оборот коленчатого вала, называют двухтактными.

Рабочий процесс в четырехтактных дизельных двигателях происходит за четыре хода поршня – четыре такта.

1. Такт впуска. Поршень под воздействием коленчатого вала и шатуна перемещается от в.м.т. к н.м.т. при открывается впускной клапан, и в цилиндр над поршневым пространством поступает воздух. Давление в конце такта впуска составляет 0,08…0,09 МПа, температура воздуха 50…70 ºС. Когда поршень дойдет до н.м.т. впускной клапан закроет канал, по которому поступал воздух.

2. Такт сжатия. При дальнейшем вращении коленчатого вала поршень начинает двигаться вверх, впускной и выпускной клапаны закрыты. Воздух в цилиндре сжимается, в конце такта сжатия давление в цилиндре достигает 3,5…4 МПа, а температура 500…600 ºС, которая превышает температуру самовоспламенения топлива. При положении поршня, близком к в.м.т., в цилиндр через форсунку в распыленном состоянии под давлением, создаваемым топливным насосом, впрыскивается дизельное топливо. При этом оно интенсивно смешивается с нагретым воздухом, образуя рабочую смесь.

Поскольку температура сжатого воздуха выше температуры самовоспламенения топлива, рабочая смесь воспламеняется и сгорает. Давление сгорающих газов повышается до 5,5…9 МПа, а их температура до 1800…2100 ºС.

3. Такт расширения. При этом такте впускной и выпускной клапаны закрыты. Расширяющиеся газы давят на поршень, и он движется от в.м.т. к н.м.т., поворачивая через шатун коленчатый вал. В начале такта расширения сгорает остальная часть топлива. К концу такта давление газов уменьшается до 0,3…0,4 МПа, а температура до 600…900 ºС.

4. Такт выпуска. Когда поршень подходит к н.м.т., открывается выпускной клапан. Отработавшие газы под действием избыточного давления, а затем давления поршня устремляются через открытый клапан в атмосферу. При этом поршень за счет энергии маховика, накопленной при такте расширения, переместится к в.м.т. и очистит цилиндр от отработавших газов. Давление газов в конце такта выпуска равно 110…120 кПа, температура 400…800 ºС. В дальнейшем рабочий цикл повторяется.

Рабочий цикл 4-тактного карбюраторного и инжекторного двигателей в целом аналогичен дизельному. Однако в этом случае рабочая смесь приготавливается в карбюраторе (у инжекторного двигателя во впускном коллекторе), а не в цилиндре, как у дизельного. Воспламенение смеси происходит за счет искры, возникающей между электродами свечи.

Отчет о работе должен содержать: классификацию тракторов, автомобилей и ДВС; перечень и назначение основных составных частей тракторов и автомобилей, механизмов и систем ДВС; описание принципа работы четырехтактного двигателя.

Лабораторная работа № 2

МЕХАНИЗМЫ ДВИГАТЕЛЕЙ

 

Цель работы – изучить назначение, устройство и работу кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателей, а также их отличительные особенности.

Общие указания. Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит: из цилиндров, поршней в комплекте с компрессионными и маслосъемными кольцами, поршневых пальцев, шатунов с подшипниками, коленчатого вала с подшипниками и маховика. Коленчатый вал воспринимает через шатуны осевые усилия от поршней и преобразует их во вращательное движение с последующей передачей через маховик механизмам силовой передачи, а также приводит в действие различные механизмы двигателя.

Детали кривошипно-шатунного механизма размещаются в корпусных деталях, образующих остов двигателя. К ним относятся блок-картер, головка блок-картера, крышка головки и масляный поддон.

Газораспределительный механизм предназначен для впуска в цилиндр горючей смеси или воздуха и выпуска из него отработавших газов за определенные промежутки времени. Конструктивно клапанный газораспределительный механизм в четырехтактных двигателях выполняется по двум вариантам: с верхним расположением клапанов (у большинства тракторных дизельных двигателей), когда они находятся в подвесном состоянии в головке блока цилиндров, и с нижним расположением, когда они размещаются в блоке цилиндров. Газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов состоит из: распределительного вала, толкателей, штанг толкателей, коромысел, оси и стоек коромысел, клапанов, клапанных пружин, распределительных шестерен.

Отчет о работе должен содержать: описание устройства, назначение и принцип работы кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов (марка двигателя указывается преподавателем).

 

Лабораторная работа № 3

 

СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ,

Лабораторная работа № 5

ТРАНСМИССИЯ, ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И МЕХАНИЗМЫ

УПРАВЛЕНИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ

 

Цель работы –изучить назначение, устройство и принцип действия агрегатов, входящих в трансмиссию трактора и автомобиля.

Общие указания. Трансмиссия служит для передачи крутящего момента двигателя ведущим колесам трактора (автомобиля), а также используется для передачи части мощности двигателя агрегатируемой с трактором машине. С помощью трансмиссии можно изменить крутящий момент и частоту вращения ведущих колес по значению и направлению.

По способу изменения крутящего момента трансмиссии подразделяются на ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные.

Ступенчатая трансмиссия включает в себя муфту сцепления, промежуточные соединения (карданные передачи), коробку передач, главную передачу, дифференциал, конечные передачи.

Ходовая часть предназначена для передачи на почву массы трактора (автомобиля) и сообщения ему поступательного движения. Она состоит из остова, движителя и подвески. Остов может быть рамным, полурамным и безрамным.

Ходовая часть гусеничного трактора состоит из рамы, направляющего колеса с механизмом натяжения, гусеничной цепи, поддерживающих роликов, ведущей звездочки, опорных катков с балансирами.

Ходовая часть колесного трактора имеет остов, задний мост, управляемые колеса.

Механизмы управления состоят из рулевого управления и тормозной системы. Рулевое управление колесных тракторов и автомобилей предназначено для изменения направления движения машин путем поворота колес или вращения одной части рамы относительно другой. Для облегчения управления колесными машинами применяют усилитель рулевого управления (в основном гидравлического типа).

Рулевое управление гусеничных тракторов предназначено для изменения направления движения машины путем отключения от трансмиссии (рычагом тормоза) той гусеницы, в сторону которой нужно повернуть трактор. Если нужно сделать крутой поворот, отключенную гусеницу дополнительно притормаживают (педалью тормоза) и трактор разворачивается на месте.

Тормозная система служит для обеспечения безопасности работы машины путем снижения скорости ил полной остановки, а также удержания ее на остановках или уклоне в неподвижном состоянии. Тормозная система состоит из тормозного устройства, осуществляющего торможение колес, и привода, передающего усилие от педали или рычага к тормозу. Привод тормозов бывает механический, гидравлический и пневматический.

Отчет о работе должен содержать: краткое описание назначения, устройства трансмиссии автомобиля, механизмов управления гусеничного и колесного тракторов.

 

Лабораторная работа № 6

 

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. РАБОЧЕЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРОВ

 

Цель работы – изучить назначение, устройство, принцип действия агрегатов, входящих в электрооборудование, рабочее и вспомогательное оборудование тракторов.

Общие указания. Электрооборудование включает в себя следующие узлы и детали: аккумуляторную батарею, генератор переменного тока, реле-регулятор, распределитель, прерыватель, свечи зажигания, катушку зажигания, стартер, фары, подфарники, задние фары, приборы для измерения температуры охлаждающей жидкости и давления масла в двигателе, уровня топлива в баке.

В целях полнейшей реализации потенциальных возможностей тракторов, показателей их мощности, тракторы снабжены различным рабочим оборудованием. На современных тракторах используют гидронавесную систему, догружатель ведущих колес, вал отбора мощности, приводной шкив, прицепное устройство.

Вспомогательное оборудование устанавливают на тракторе для предохранения основных узлов машины и двигателя от неблагоприятного воздействия внешней среды (солнце, дождь, грязь и т.д.), для обеспечения безопасных и благоприятных условий работы водителя и соблюдения эстетических требований.

Обшивка и капот предохраняют от загрязнения и повреждения детали машины. Кабина должна обеспечивать условия работы в соответствии санитарно-гигиеническими требованиями. Сиденье водителя имеет мягкие подушки и спинки. Воздух в кабине должен быть чистым, относительной влажности 50…70%. Для поддержания микроклимата устанавливаются кондиционеры и устройства для подогрева воздуха и вентиляции. Кроме того, предусмотрены противосолнечный козырек, зеркало заднего вида, стеклоочистители, стеклоподъемники, футляр для аптечки.

Отчет о работе должен содержать: краткое описание назначения агрегатов, входящих в электрооборудование, рабочего и вспомогательного оборудования тракторов.

Лабораторная работа № 7

 

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ. СРЕДСТВА ЗАПРАВКИ, ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЕХНИКИ

 

Цель работы – изучить: основные свойства дизельного топлива, бензинов, моторных и трансмиссионных масел для сельскохозяйственной техники; освоить методику снятия остатков нефтепродуктов на нефтескладах; технологический процесс работы агрегатов для технического обслуживания машин, типы агрегатов для ТО, заправки и ремонта машин.

Общие указания. В двигателях тракторов и автомобилей сельскохозяйственного назначения используют дизельное топливо и бензин, различные моторные масла. Для снижения трения в механизмах трансмиссии применяют трансмиссионные масла и пластичные смазки. Эксплуатационные показа­тели использования машин в значительной степени зависят от качества нефтепродуктов, соответствия его условием работы машин.

При эксплуатации тракторов и сельскохозяйственных машин должны использоваться основные сорта топлива, масел, смазок и жидкостей, рекомендуемых заводом-изготовителем к применению на них.

Учет нефтепродуктов на складах сельскохозяйственных предприятий ведется в весовых единицах, а отпуск при заправке в объемных, т.е. в литрах. При снятии остатка нефтепродуктов в емкостях необходимо замерить плотность и температуру нефтепродукта, его уровень в резервуаре мерной линейкой или лотом-пробоотборником и по калибровочным таблицам определить остаток.

В сельском хозяйстве нашей страны в основном применяется планово-предупредительная система технического обслуживания машин. Техническое обслуживание предупреждает преждевременный износ и поломку деталей, обеспечивает работу машин без простоев из-за неисправностей.

С целью понижения трудоемкости технического обслуживания и улучшения качества его проведения промышленность выпускает передвижные агрегаты следующих типов: а) на шасси автомобиля – АТО-А, АТО-4822; б) шасси двухосного тракторного прицепа – АТО-П (модель АТО-1500), АТО-ПД (модель АТО-1500В и АТО-1500Г);в ) самоходном шасси – АТО-1768А.

Передвижные агрегаты технического обслуживания поз­воляют механизировать в полевых условиях проведение ТО-1 и ТО-2 тракторов, периодических ТО комбайнов и других сельскохозяйственных машин. Стационарные пункты ТО комплектуются набором приспособлений и инструмента. Для устранения технических неисправностей машин в полевых условиях применяют автопередвижные мастерские.

Механизированная заправка машин нефтепродуктами снижает их потери и исключает загрязнение, обеспечивает противопожарную безопасность и уменьшает затраты времени на заправку более чем в два раза, что увеличивает выработку.

Оборудование агрегатов позволяет: заправлять трактор или комбайн дизельным топливом через фильтр тонкой очистки и счетчик жидкости по раздаточному рукаву с краном с помощью насоса агрегата, моторным маслом, бензином и водой по раздаточным рукавам с кранами под давлением сжатого воздуха; отпускать трансмиссионное масло в заправочную емкость под давлением сжатого воздуха, а также смазывать подшипниковые узлы солидолом под давлением сжатого воздуха.

Отчет о работе должен содержать: описание видов и свойств основных нефтепродуктов для сельскохозяйственной техники; методику снятия остатков нефтепродуктов; краткую техническую характеристику средств ТО, заправки и ремонта машин.

 

Лабораторная работа № 8

 

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ АГРЕГАТЫ ДЛЯ ОТВАЛЬНОЙ И БЕЗОТВАЛЬНОЙ ВСПАШКИ

 

Цель работы – изучить агротехнические требования к проведению операций, общее устройство сельскохозяйственных машин, технологический процесс выполнения операций по основной обработке почвы.

Общие указания. Основная задача механической обработки почвы - создание наиболее благоприятных условий для развития растений и получения высоких урожаев. При механической обработке почвы производится ее рыхление или оборачивание пласта, уничтожение вредителей сельскохозяйственных растений и сорняков, заделка в почву удобрений, пожнивных остатков и известковых материалов, создание благоприятных условий для накопления и удержания влаги.

К машинам для основной обработки почвы относятся плуги общего назначения, плуги для безотвальной вспашки, культиваторы-плоскорезы. Отвальная и безотвальная вспашка является основной обработкой почвы после возделывания предыдущей культуры. Отвальную вспашку проводят плугом с оборотом пласта. Почву, подверженную ветровой эрозии, рыхлят без оборота пласта.

Плуги общего назначения бывают навесные, полунавесные и прицепные.

Основными составными частями плугов являются: рама, навеска плуга, опорное колесо, служащее для регулирования и поддержания заданной глубины, корпуса, предплужники, дисковый нож.

В зависимости от конструкции корпуса, установленного на плуге, вспашка может быть отвальной и безотвальной и проводиться на глубину 20-30 см. Для отвальной вспашки с оборотом и рыхлением пласта применяется отвальный корпус. Корпус состоит из стойки, на которой закреплены лемех, отвал и полевая доска.

Используются навесные плуги агрегатируемые с тракторами: МТЗ-82.1 + ПН-3-35, ДТ-75М + ПН-4-35, полунавесные К-744Р1 + ПП-9-35. Выпускаемые плуги максимально унифицированы - имеют взаимозаменяемые узлы и детали. На корпус плуга можно устанавливать отвалы и лемеха с различной формой рабочей поверхности. При этом заменяют башмак с установленным на нем соответствующим лемехом, отвалом и полевой доской.

Культиваторы-плоскорезы-глубокорых­лители (КПГ-250, КПГ-2-150, ПГН-5), предназначены для осеннего глубокого рыхления стерневых полей без оборота пласта и обработки паров с максимальным сохранением пожнивных остатков на поверхности поля в целях борьбы с ветровой эрозией почв. Орудия применяются в степных районах с недостаточным увлажнением и почвами, склонными к ветровой эрозии. Примерный состав агрегата для плоскорезной обработки К-744Р2 + ПГН-5.

Рабочим органом культиватора является стреловидная плоскорежущая лапа с самозатачивающимися лемехами. Рабочий орган собран из вертикальной стойки с приваренной к ее нижней части пяткой, к которой крепят башмак с установленными на нем левым и правым лемехами и долотом.

Опорные колеса с винтовыми механизмами служат для установки и регулировки глубины обработки.

Отчет о работе должен содержать: описание агрегатирования, назначение операций; перечень составных частей конструкции; порядок подготовки и работы машинно-тракторных агрегатов и их технико-экономические характеристики.

Лабораторная работа № 9

 

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ АГРЕГАТЫ ДЛЯ

ЛУЩЕНИЯ И ДИСКОВАНИЯ

 

Цель работы – изучить агротехнические требования к проведению операций, общее устройство сельскохозяйственных машин, технологический процесс выполнения операций лущения и дискования.

Общие указания. Поверхностная обработка почвы - это совокупность приемов механического воздействия на ее верхний слой, выполняемых в определенной последовательности, с целью регулирования влажности почвы, рыхления и выравнивания поверхности, уничтожения сорняков и заделывания на заданную глубину минеральных удобрений. Включает в себя лущение, культивацию, боронование, выравнивание и прикатывание.

Лущение – обработка почвы на небольшую глубину, предшествующая вспашке. Проводится с целью рыхления почвы, заделки пожнивных остатков, вредителей и возбудителей болезней культурных растений, семян сорняков и провокации их к прорастанию. При последующей вспашке проросшие сорняки заделываются на большую глубину и погибают. Лущение сокращает затраты механической энергии на вспашку. Лущение проводят дисковыми и лемешными лущильниками.

Рабочий орган дисковых лущильников – сферический диск, лемешных – отвальный корпус шириной захвата 25 см. Лущение стерни дисковыми лущильниками проводят на глубину 4-10 см, лемешными 6-12 см. Лущильники поставляют с плоскими дисками (для закрытия влаги на стерневом фоне) или сферическими (для борьбы с сорняками и рыхления почвы).

Дисковые лущильники ЛДГ-5 агрегатируют с тракторами класса 14 кН, ЛДГ-10 и ЛДГ-15 – с тракторами класса 30 и 40 кН, а ЛДГ-20 класса 50 кН. Лемешные лущильники ПЛ-5-25, ППЛ-10-25 — с тракторами класса 14 и 30 кН. Примерный состав агрегата ДТ-75М + ЛДГ-10.

Дискование – рыхление поверхностного слоя почвы. Предохраняет почву от быстрого высыхания, улучшает воздухо- и водопроницаемость и способствует накоплению в ней питательных веществ. Дискование проводят с помощью дисковых борон БДТ-7А, БДТ-10. Состав агрегата ХТЗ-17221 + БДТ-7А.

Рабочий орган полевой бороны - стальной заостренный сферический диск ø 450 или 519 мм. Тяжелые бороны имеют вырезные диски ø 660 мм, которые хорошо заглубляются в почву и интенсивно измельчают растительные остатки. Дисковые бороны - двухрядные. Для лучшего рыхления почвы диски первого и второго рядов располагаются вогнутостью в разные стороны.

Глубину обработки почвы дисковыми боронами и лущильниками регулируют изменением угла атаки и балластными грузами. В рабочее и транспортное положение дисковые бороны переводят гидроцилиндрами.

Отчет о работе должен содержать: описание агрегатирования, назначения операций; перечень составных частей конструкции; порядок подготовки и работы МТА и их технико-экономические характеристики.

 

Лабораторная работа № 10

 

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ АГРЕГАТЫ ДЛЯ

ПРЕДПОСЕВНОЙ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ

(боронования, культивации, прикатывания)

 

Цель работы – изучить агротехнические требования к проведению операций по предпосевной обработки почвы: боронования, культивации и прикатывания. Ознакомиться с устройством сельскохозяйственных машин обеспечивающих выполнение операций.

Общие указания. Бороны применяют для рыхления верхнего слоя почвы, выравнивания поверхности поля, разрушения почвенной корки, крошения комьев почвы, уничтожения сорняков, заделки семян и минеральных удобрений, боронования посевов. Бороны бывают зубовые и дисковые. Рабочие органы зубовых борон – жесткие стальные зубья квадратного или круглого сечения, а дисковых – стальные заостренные сферические диски.

Зубовые бороны обрабатывают почву на глубину 3-10 см. Агрегатируют бороны с помощью сцепок С-11У, С-18, СГ-21А и других преимущественно с тракторами, имеющими гусеничные движители. В зависимости от давления наодин зуб бороны различают: тяжелые - БЗТС-1,0, средние - БЗСС-1,0, легкие - ЗБП-0,6А. Кроме того, используются сетчатые бороны, шлейф-бороны, пружинные бороны и ротационные мотыги. Примерный состав агрегата для выполнения боронования ВТ-100 + С-11У + 22 БЗСС-1,0.

Сплошную культивацию применяют для уничтожения сорняков и рыхления пахотного слоя, при уходе за парами и подготовке почвы к посеву. Проводят ее культиваторами КПС-4, который выпускается в прицепном и навесном вариантах. Культиватор снабжен стрельчатыми и рыхлительными лапами и может быть оборудован пружинной бороной или четырьмя средними зубовыми боронами. Как правило, несколько культиваторов с помощью сцепок СП-11С, СПА-16 формируют в широкозахватные агрегаты, например ХТЗ-150К + СП-11С + 3 КПС-4. Глубина обработки составляет 5-12см.

Основные составные части культиватора: сварная рама, сница (у прицепного) или замок автосцепки (у навесного), опорные колеса с механизмом регулирования глубины хода, грядили с рабочими органами. Бороны и культиваторы агрегатируют с тракторами ДТ-75М, ХТЗ-150К, К-745.

Катки применяют для уплотнения почвы перед посевом. Прикатыванием выравнивают поверхность поля, разрушают глыбы, уплотняют неосевшую, поздно обработанную почву. Катки бывают: кольчато-шпоровые – ЗККШ-6, кольчато-зубчатые – К-10, борончатые – КБН-3, гладкие водоналивные – ЗКВГ-1,5. Агрегатируют их с тракторами ЛТЗ-60А, МТЗ-82.1, Т-70СМ. Примерный состав агрегата для проведения операции прикатывания МТЗ-82.1 + СП-11 + 2 ЗККШ-6.

Отчет о работе должен содержать: агротехнические требования; описание назначения операций; перечень основных узлов и механизмов машин; примеры МТА и их технико-экономические характеристики.

 

Лабораторная работа № 11

 

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ АГРЕГАТЫ ДЛЯ ПОСЕВА

И ПОСАДКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР

 

Цель работы – изучить агротехнические требования к проведению операций, способы посева, классификацию сеялок, типы высевающих аппаратов; ознакомиться с общим устройством сеялок, а также с технологией их работы.

Общие указания. Главная задача посева и посадки - оптимальное размещение в почве семян, клубней и рассады с целью получения максимального урожая. Универсальные сеялки, предназначены для посева семян разнородных культур (зерновых, бобовых, трав), специальные для посева одной или ограниченного числа культур (свекловичные, кукурузные, овощные).

Для посева зерновых культур служат универсальные комбинированные сеялки типа СЗ-3,6. Сеялки с туковысевающими аппаратами называются комбинированными.

Сеялки бывают навесные и прицепные. Зерновые сеялки обычно прицепные, они могут комплектоваться в широкозахватные агрегаты в составе от двух до шести сеялок в зависимости от мощности трактора. Для посева технических культур обычно применяют специальные навесные сеялки.

Зерновые, травяные, овощные сеялки снабжены высевающими аппаратами катушечного типа, свекловичные имеют ячеисто-дисковые аппараты. Специальные пунктирные сеялки типа СУПН-8А-01 оборудуют пневматическими высевающими агрегатами. Состав агрегата МТЗ-8212 + СУПН-8А-01.

Существует несколько типов рядовых сеялок: СЗ-3,6А-04, СЗ-3,6А-Т, СЗП-3,6Б. В районах, подверженных ветровой эрозии, применяют сеялку СЗС-2,1. В зависимости от числа сеялок в агрегате, посевные комплексы (ПК-8,5) агрегатируются с тракторами МТЗ-100, ДТ-75М, К-744Р-05. Состав агрегата К-744Р2 + СП-16К + 5 СЗ-3,6А-04.

К сеялкам для посева пропашных культур относится универсальная пневматическая навесная сеялка СУПН-8А-01, предназначенная для посева семян кукурузы, подсолнечника и других культур. Агрегатируют ее с тракторами класса 14 кН. Сеялка состоит из рамы, восьми высевающих аппаратов с семенными ящиками, четырех туковысевающих аппаратов.

Для посева свеклы применяется свекловичная сеялка ССТ-12В, предназначенная для пунктирно посева с междурядьем 45 см калиброванных семян сахарной свеклы с одновременным внесением в почву минеральных удобрений.

Для посадки картофеля применяется картофелесажалка навесная СН-4Б предназначенная для гребневой или гладкой рядовой посадки картофеля с одновременным внесением в борозды гранулированных минеральных удобрений. Глубина заделки клубней картофеля 18-21 см. Агрегатируют с колесными и гусеничными тракторами.

Отчет о работе должен содержать: агротехнические требования; способы посева; описание конструкций и рабочих процессов сеялок СЗ-3,6А-04, СУПН-8А-01; технико-экономические характеристики посевных агрегатов.

 

Лабораторная работа № 12

 

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ АГРЕГАТЫ ПО УХОДУ ЗА

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ КУЛЬТУРАМИ

 

Цель работы – изучить технологический процесс выполнения операций по уходу за посевами зерновых колосовых и пропашных сельскохозяйственных культур, состав используемых МТА и порядок их работы.

Общие указания. При уходе за растениями выполняются следующие операции: боронование с целью создания благоприятного водно-воздушного режима почвы и борьбы с сорняками; мульчирование — покрытие поверхности почвы мелким торфом, навозом или опилками для предотвращения образования почвенной корки и чрезмерного испарения влаги; подкормку растений удобрениями в целях создания благоприятного питательного режима растений; обработку междурядий и защитных зон пропашных культур для создания благоприятного водно-воздушного режима почвы и борьбы с сорняками; формирование посевов путем их прореживания для образования оптимальной густоты растений; опрыскивание и опыливание с целью борьбы с вредителями и болезнями растений, уничтожения сорняков, десикации и дефолиации посевов перед уборкой отдельных культур.

Общими агротехническими требованиями при выполнении указанных операций являются: точный выбор сроков и продолжительности выполнения операций; повышенные требования к качеству подготовки к работе агрегатов и строгое соблюдение технологии выполнения операций, так как брак в работе на этих операциях устранить практически невозможно; точность внесения доз удобрений, гербицидов и ядохимикатов и равномерность их распределения по поверхности поля и растений.

При уходе за посевами зерновых культур применяют такие приемы, как борьба с вымерзанием и выпреванием растений, уничтожение ледяной корки, подкормка, боронование, борьба с вредителями, болезнями и сорняками. Для этого проводят снегозадержание, уничтожают ледяную корку кольчатыми катками. Подкормку осуществляют путем поверхностного внесения минеральных удобрений тракторными разбрасывателями или авиасредствами, либо проводят прикорневую подкормку внесением удобрений с помощью зерновых сеялок с дисковыми сошниками. Для защиты растений используют различные опрыскиватели и опыливатели.

Уход за пропашными культурами осуществляется путем проведения культивации междурядий и защитных зон с одновременным опрыскиванием посевов ядохимикатами и гербицидами против вредителей и сорняков. Для этого используют культиваторы-растениепитатели КРН-5,6Г, КОР-4,2-03 со сменными рабочими органами, опрыскиватели и опыливатели, которые агрегатируются с тракторами класса 14 кН. Состав агрегата МТЗ-82.1 + КРН-5,6Г.

Отчет о работе должен содержать: описание видов операций по уходу за растениями, состав МТА, агротехнические требования к выполнению операций, особенности технологии по уходу за зерновыми и пропашными культурами.

 

Лабораторная работа № 13

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ АГРЕГАТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

РАБОТ ПО АГРОХИМИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

 

Цель работы – изучить: технологические схемы и способы внесения удобрений; МТА для внесения минеральных и органических удобрений в гранулированном, пылевидном, твердом и жидком состояниях.

Общие указания. Удобрения подразделяются на минеральные (суперфосфат, фосфоритная мука, аммиачная селитра, калийная соль и т.д.), органические (навоз, торф, торфонавозные компосты) и органо-минеральные (смеси органических и минеральных). В сельском хозяйстве применяются следующие способы внесения удобрений: основной, припосевной и подкормка.

Химический способ борьбы с вредителями и болезнями растений включает опрыскивание их жидкими ядохимикатами, опыливание сухими или увлажненными ядами, аэрозольную обработку и протравливание семян.

Основной способ - распределение удобрений по полю перед зяблевой или весенней вспашкой, а также в период предпосевной обработки почвы. Припосевное внесение удобрений осуществляется одновременно с посевом, вместе с семенами или вблизи них. Подкормка - внесение удобрений, в которых растения испытывают наибольшую потребность в определенные периоды роста.

К важнейшим агротребованиям при внесении удобрений относятся: обеспечение заданной нормы; равномерность распределения их по площади с распределением удобрений в почве на заданной глубине. При внесении удобрений одновременно с посевом должна быть выдержана почвенная прослойка между семенами и удобрениями.

Для основного внесения минеральных удобрений промышленность выпускает разбросные туковые сеялки и центробежные разбрасыватели. Этими машинами рассеивают главным образом минеральные и известковые удобрения.

Широкое применение на внесении минеральных удобрений получили центробежные разбрасыватели РУМ-4,0, РУН-5-10, РУП-5-10, 1-РМГ-4, КСА-3, РУМ-8, навесной НРУ-0,5, разбрасыватель пылевидных удобрений АРУП-8 на шасси автомобиля и РУП-8, -16, агрегатируемые с тракторами Т-150К и К-700. Лучшее качество работ обеспечивает сеялка РТТ-4,2.

Применяемые в настоящее время разбрасыватели органических удобрений можно разделить на две группы: тракторные прицепные кузовного типа и навесные с роторными рабочими органами. К первой группе относятся разбрасыватели 1-ПТУ-4, РОУ-6, РПН-4, а также повышенной грузоподъемности – КСО-9 (ПРТ-10) и ПРТ-16, ко второй – разбрасыватели роторного типа РУН-15А и -15Б.

Для внесения жидких удобрений в сельском хозяйстве при­меняются два типа жижеразбрасывателей: прицепные – РЖВ-1,8, ЗУ-3,6, РЖТ-8 и автомобильный – РЖУ-3,6.

Отчет о работе должен содержать: краткую характеристику видов удобрений и способов их внесения; агротехнические требования; основные МТА, используемые в сельском хозяйстве для внесения удобрений; технико-экономические показатели агрегатов для внесения удобрений.

 

Лабораторная работа № 14

 

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ АГРЕГАТЫ ДЛЯ УБОРКИ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР И ПОСЛЕУБОРОЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА

 

Цель работы – изучить известные технологические схемы уборки зерновых культур (однофазную, двухфазную и трехфазную); основные агротребования; усвоить методику комплектования МТА в зависимости от спос<


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.